О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.859, 15 апреля 2002 г. * ******************************************************************* К Дню химической безопасности 28 апреля ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ КАЗАХСТАНА Экологические проблемы в масштабах страны регулируются законом "О национальной безопасности Республики Казахстан (1998 г.), статьями 1 и 21 которого установлено понятие "экологической безопасности" в качестве инструмента защиты жизненно важных интересов и прав личности, общества, государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду, защиты окружающей среды, рационального использования и охраны природных ресурсов, защиты здоровья и благополучия населения (общественная безопасность). На всех уровнях организации общества - глобальном, региональном (страновом), локальном и индивидуальном, главной является проблема жизнепригодной биосферы, сохранения условий и ресурсов для будущих поколений людей. Это требует формирования гармоничных природно-хозяйственных комплексов, в которых природные территориальные структуры обеспечивают самовоспроизводство среды обитания, условий и ресурсов жизнедеятельности населения, а хозяйственные структуры должны, вписываясь и непротиворечиво сочетаясь с первыми, эффективно выполнять свое назначение. Обе структурные составляющие должны находиться в оптимальных территориальных отношениях. На практике эта целостная биосферная (экосистемная) проблема разделена по направлениям, средам, мероприятиям и решается различными уполномоченными органами страны, одни из которых оперируют законами об охране окружающей среды, охране земель, вод, воздуха, лесов, животного мира, здоровья населения и т.п., другие - актами гражданского, административного, фискального права и т.д. В постановках рационального природопользования приоритетным при формировании природно-хозяйственных комплексов является резервирование жизнеобеспечивающих природных территориальных комплексов в виде упорядоченной структуры, называемой "природоохранным каркасом" страны, включающей типичные и особенные объекты, имеющие исключительно и преимущественно природоохранный режим использования. В составе структурообразующей мозаики может учитываться порядка пятидесяти и более видов объектов. Важнейшее свойство каркаса - его структурная и функциональная целостность. Другое использование фрагментов его территории возможно при наличии всесторонних комплексных обоснований, доказывающих отсутствие нарушения целостности каркаса и при условии проведения реанимационных мер по окончании срока стороннего пользования. На территориях, не занятых природоохранной структурой, допускается размещение любых не запрещенных законами производственных объектов промышленности, сельского, коммунального хозяйства, градостроительства и других, существующих и строящихся в установленных границах, функционирующих в установленных режимах, в том числе с частичным и полным разрушением ландшафтов по производственному назначению (шахты, карьеры, отвалы, хвостохранилища, здания, дороги и т.д.). Абсолютное преобладание аридных и экстрааридных, склонных к опустыниванию и маргинальных по содержанию ландшафтов - с одной стороны, ресурсно-сырьевое природопользование в отсталых формах - с другой стороны, при деструктивном природоохранном законодательстве обусловили общее неблагополучие экологической обстановки в стране с аномалиями напряженности в районах промышленного освоения природных ресурсов. Собственно промышленность воздействует всего на 8-10 % территории страны (без нефтегазового, военного и космического секторов), но, в силу ее градообразующих функций, это воздействие приходится на самые обжитые территории в местах концентрации населения, развитого пригородного хозяйства. Подавляющий удельный вес горно-металлургического комплекса (с его инфраструктурой и обеспечивающим хозяйством) в этом очевиден. Действующее законодательство по фискальным соображениям поощряет негативные начала деятельности промышленности. Будучи методологически порочным, неприменимым к сложным системам, и волюнтаристским по существу, оно, через лимитирование, квотирование, разрешения и т.п., за плату выдает предприятиям индульгенции на загрязнение и истощение природы, подрыв здоровья населения. Лимитные платежи включаются в стоимость продукции, работ, услуг, то есть ложатся не на предприятия, а на потребителей. Предприятие, не выбрасывающее, не сбрасывающее вредные вещества не освобождается от платежей; в системе монополизированного хозяйства (у монополиста нет заинтересованности, у потребителя - выбора) техногенное опустынивание и вырождение населения - дело времени. Определенные надежды на улучшение экологической ситуации в промышленности связываются с намерением власти внедрить стандарты Международной организации по стандартизации (??О), в частности ??О-9000 и ??О -14 000. Первые оговаривают вопросы сертификации качества продукции и безопасности потребления продуктов, вторые устанавливают требования по выбросам, сбросам, количеству отходов, загрязнению почв, использованию ресурсов. Предполагается, что ??О-14 000 помогут нашим фирмам-производителям (финансово-промышленным группам, см. Стратегический план до 2010 г.) решать экологические проблемы "западного уровня": экологического аудита, определения экологических показателей, удовлетворения претензий к продукции, способов проведения анализа жизненного цикла продукции и др. Стандарты ??О-14 000 обращены к гигиенически несостоятельным техническим нормативам выбросов, сбросов, и фактически являют собой попытку решать экосистемные, медико-биологические проблемы административными, налоговыми средствами. Поскольку более 70 % промышленного производства и 90 % промышленного сектора находится в собственности или под контролем иностранных фирм и компаний (80-90 % национального достояния владеют 10-12 % населения и иностранцы), постольку внедрение временных стандартов ??О - это их задача; ее решение можно ускорить административными же мерами, например, налоговыми. Стратегическим планом развития страны до 2010 года ("2010") поставлена задача "оптимизировать систему природопользования и охраны окружающей среды", в решении которой будет участвовать горно-металлургический комплекс применительно к нуждам общества и своим интересам. Необходимо кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых, техногенных минеральных образований, захоронений вредных веществ, сырьевых ресурсов и источников загрязнения и другие положить на экосистемную основу на фоне природоохранного каркаса страны. Опыт прорисовки каркаса ограничился учетом особо охраняемых (частично - рекреационных) природных объектов вне экосистемного контекста. Этим же грешит многолетняя канитель с фискальным по сути так называемым "экологическим районированием" и т.п. Все что надо в этой части, природа закрепила в природно-хозяйственных комплексах, а наука и практика зафиксировали в картах ландшафтного, физико-географического, агроклиматического, стоимостного и иного районирования территории страны. Поэтому, в том числе, нет препятствий для внедрения рентного подхода к налогообложению природопользования, считающегося перспективным в России. Работа по формированию природоохранного каркаса (оптимизации пользований), то есть по выделению территорий "открытых" и "закрытых" для ГМК с учетом перспектив, не представляется технически затруднительной или слишком затратной. Чтобы решать поставленные "2010" задачи в сфере высоких технологий, заниматься отраслями, слабо развитыми у наших соседей, и вкладывать инвестиции в новые отрасли промышленности, надо, как минимум, определиться с территориями, где это уместно делать, причем, с наименьшей конфликтностью, без неожиданных режимных и иных ограничений. Это вопрос снятия экологических рисков, наблюдающихся, когда объект размещается где не надо и нагружается избыточными условиями и ограничениями. Собственные экологические проблемы предприятий ГМК давно известны и выявляются известными процедурами оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Обычно оценка ведется по средам и подытоживается способом наложения элементных оценок, что, конечно, далеко от реальности природно-хозяйственных систем, но, в качестве первого приближения, рекомендуется республиканскими нормами по проведению ОВОС (1993 г., 1996 г.), по экологическому аудиту действующих предприятий (1996 г.), паспортизации предприятий и др. На предприятиях ГМК оцениваются воздействия карьеров и горных выработок, временных и усреднительных складов, отвалов, шламохранилищ, хвостохранилищ, объектов обогащения и металлургии на промплощадках и вне их, источников теплоснабжения, объектов канализации, технологические процессы (буро-взрывные, выемочно-погрузочные, внутризаводские) и т.д. При формальном подходе, когда ОВОС не идет дальше технических нормативов (ПДВ, ПДС и др.), его достоверностью, как правило, можно пренебречь. Сегодня достаточно инструментов для реализации системного подхода и переориентации ОВОС с пассивных оценок на цели рационального природопользования. Экология ГМК * Республиканский уровень В сфере влияния и тяготения ГМК находятся большие массы людей, обширные территории, крупный экономический потенциал, базовые предприятия и ресурсы. Фактически ГМК относится к тем деятельным структурам, обеспечивающим независимость и безопасность страны, которые, в силу своего системного положения и веса, не могут оставаться в стороне от решения общегосударственных экологических проблем. По большому счету, экологическая безопасность ГМК равновелика экологической безопасности страны, и с этой точки зрения "устойчивое" развитие отрасли, или комплекса отраслей, или республики в целом возможно только в рационально организованном природно-хозяйственном пространстве. Исходя из этих положений ГМК должен принять участие в формировании рационально устроенных природно-хозяйственных комплексов страны, в проведении работ по установлению и разграничению территорий природоохранного фонда и территорий отраслевого природопользования и обоснованию режимов их освоения и охраны. Результаты работы следует использовать в качестве экосистемной подосновы к Программе "устойчивого" развития ГМК, и к схеме Генерального плана рационального природопользования республики, в т.ч. по методологии ранжирования территорий и сбалансированного управления экосистемами. * Локальный уровень Локальные проблемы рассматриваются в контексте целей республиканского уровня ("2010") на фоне программных постановок за 20-летнюю перспективу с учетом: стратегических оценок природного богатства, рентного фактора в формировании доходов страны и, разумеется, с ориентиром на: наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, ресурсосберегающие технологии, на комплексное извлечение ценных компонентов из руд, утилизацию техногенного и вторичного сырья, внедрение технологий четвертого и пятого переделов, снижение доли сырья и увеличение доли конечной конкурентоспособной продукции и другие средства для снижения давления ГМК на природу и население. На начальных этапах некоторый эффект снижения экологической напряженности может дать модернизация производственных звеньев и отдельных технологий, использование средств стандартов ??О и др. Среди экологических проблем нижних уровней организации территориально- производственных подразделений ГМК (производственных, селитебных, обслуживающих и других) традиционно выделяются местные проблемы его истощающезагрязняющего воздействия на "окружающую среду", внешние негативные воздействия на ГМК и тяжелейшая экосистемная проблема водообеспечения подразделений комплекса. Для упорядочения подходов и обоснований решения этих и иных экологических проблем надо наработать методологическую и информационную основу, учитывающую специфику ГМК, особенности природно-хозяйственных условий, и опирающуюся на принципы рационального природопользования. Например: * Ведомственные руководства (пособия) по оценке воздействия ГМК на окружающую среду и экосистемному обоснованию размещения и деятельности его предприятий; * Рекомендации по рациональному устройству бассейнов малых рек для нужд ГМК; * Изучение и оценка последствий воздействия ракетных полигонов на объекты ГМК (первая очередь - Байконур); * Изучение динамики формирования геохимических техногенных аномалий предприятиями ГМК в постановках рационального природопользования. Итак, экологические проблемы ГМК заключены в общую проблему экологической безопасности страны, реализуются на принципах рационального природопользования, предусматривающих формирование гармонично устроенной природно-хозяйственной среды, в которую предприятия ГМК должны вписаться непротиворечиво и с минимальной конфликтностью по отношению к другим видам деятельности. Оперативные и текущие решения по сиюминутным событиям выбросов, сбросов, отходов, очистных сооружений, санитарно-защитных зон и другим должны приниматься с учетом того, что в перспективе они подвергнутся ревизии, так как оптимальному ландшафтному устройству для сохранения среды и условий обитания человека в данной биосфере нет альтернативы, оно не зависит от общественно-политического устройства государства и в конце концов будет реализовано, если не нами, то теми, кто будет жить потом. Эти два положения составляют суть концепции экологической безопасности в приложениях к экологическим проблемам ГМК. К сожалению, по сводному экономическому анализу Администрации Президента и Минэнерго республики, обеспеченность промышленными запасами медной отрасли составляет 14-18 лет, свинцово-цинковой - 16-20 лет, руд с извлекаемым золотом - 13 лет; такое же положение с серебром, марганцем, железом и т.д. И с геологоразведкой на суше (в том числе по нефти) - десятилетний провал, и с состоянием сырьевой базы еще надо разбираться. Разведочные работы по наращиванию запасов или компенсации отработанных практически не ведутся как отечественными предпринимателями, так и зарубежными инвесторами. Возможно, ГМК предстоят трудные времена, возможно, он вообще опоздал со своей экологией, и в 2004 -2008 годах придется больше заниматься руинами бывшего комплекса, чем живым производством; потеря каждого года делает этот исход все более вероятным. В.А.Яковлев, Казахстан, kostina@nursat.kz, 15 апреля 2002 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |