Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск


*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                     Сообщение UCS-INFO.834, 20 февраля 2002 г. *
*******************************************************************
                                                    Отходы и доходы

               ВНОВЬ О МУСОРНЫХ ДЕЛАХ С.-ПЕТЕРБУРГА

    "Мусорный вопрос" решится, когда в основу политики "управления
отходами" будет поставлена переработка
    Как мрачно шутят экологи, главный продукт цивилизации - мусор,
и именно он способен погубить человечество гораздо быстрее, чем голод
или войны. Проблема утилизации городских отходов стоит первым пунктом
на повестке дня коммунальных служб всех мегаполисов. Впрочем, в большей
части цивилизованного мира ситуацию с мусором нельзя назвать
катастрофической. Если убирается он и не везде оперативно, то большая
часть собранного перерабатывается, свалки на обочинах в принципе
невозможны, в решение проблемы вкладываются значительные деньги и
еще большие деньги на мусоре зарабатываются.
    Если степень развитости страны оценивать по количеству производимых
отбросов, то Россия не отстает от сообщества цивилизованных стран.
Ежегодно у нас образуется около 7 млрд тонн отходов, из которых
перерабатывается лишь 2 млрд. В отвалах, хранилищах, на полигонах и
свалках уже накоплено более 80 млрд тонн мусора. Это без учета
несанкционированных помоек.
    Петербург не является исключением из общего правила. Каждый день город
производит около 15 000 кубометров мусора. Сколько из этого объема остается
во дворах и парадных, не может подсчитать никто. Все признают, что город
задыхается от мусора, что особенно неприятно в связи с предстоящим юбилеем.
Мы можем сколько угодно мостить Невский и вылизывать фасады, но турист,
случайно заглянувший в какой-нибудь из питерских дворов даже в центре, от
ужаса в один момент может забыть все наше культурное благолепие. Недавно
губернатор Петербурга Владимир Яковлев распорядился каждую неделю
рассматривать на заседании правительства состояние уборки города. Грязь и
беспорядок, отметил он, - это всего лишь неумение организовать работу и
низкая требовательность руководителей.
    По мнению большинства специалистов, самое слабое звено системы
утилизации отходов - переработка. Из примерно 5 млн кубометров ежегодно
вывозимого из города мусора перерабатывается лишь около 1,5 млн, что
приводит к захламлению окружающих город территорий. Такая низкая доля
обусловлена неэффективностью организации всей цепочки "управления отходами",
из-за чего переработка экономически невыгодна. Решение этой проблемы, как
считают специалисты, потянет за собой всю остальную цепочку. Но это требует
комплексного подхода, большей ориентации на западный опыт и отхода от
советского принципа "ведомственности", когда каждая из задействованных
служб пытается спихнуть с себя ответственность.
    Лебедь, рак и щука
    Существующее в Петербурге разделение ответственности между различными
городскими структурами приводит к тому, что все они работают исключительно
на себя, не будучи заинтересованными в эффективности цепочки. Поскольку
тарифы на разные виды деятельности назначаются независимо друг от друга,
то каждая служба стремится заработать побольше, зачастую в ущерб другим
звеньям. Порочность системы хорошо иллюстрируется одним показательным
примером.
    Транспортники часто создают серьезные проблемы переработчикам тем, что
привозят на заводы больше мусора, чем значится в путевых листах. Происходит
это по следующим причинам. Перевозчики берут контейнеры от коммунальщиков
(которые наполняют их отходами из домов), а потом, по дороге на завод,
добавляют в них "левый" мусор, за который получают наличные деньги себе в
карман. Такой двойной доход возможен из-за того, что отбросы в контейнерах
изначально не уплотняются (коммунальщики получают деньги не по объему или
весу, а по факту выполненной работы).
    Владельцы "левого" мусора - как правило, коммерческие фирмы (магазины,
кафе, рестораны и т.п.). По закону они должны платить за транспортировку
отходов, за их переработку, а также налог за воздействие на окружающую
среду. Но если они сдают мусор перевозчикам нелегально, то экономят на
переработке и налоге. Вообще говоря, за правильностью уплаты экологического
налога должен следить комитет по природопользованию администрации
Петербурга, но работает он плохо.
    Как утверждает первый заместитель гендиректора Опытного завода
механизированной переработки бытовых отходов (МПБО-1) Михаил Федашко,
"транспортники выдают предпринимателям справки об отсутствии мусора как
такового, а комитет по природопользованию, который должен быть заинтересован
и в регулярных налоговых поступлениях, и в финансовом благополучии заводов,
эти справки принимает и подтверждает". Любопытно, что "левый" мусор
настолько выгоден перевозчикам, что они иногда не везут его на переработку,
а, пользуясь попустительством экологов, сбрасывают по дороге - это одна из
важнейших причин существования несанкционированных свалок.
    Казалось бы, переработчикам должно быть, наоборот, выгодно получать
мусора больше, чем значится в документах: ведь это их сырье. Но производство
убыточно. И в этом, по мнению специалистов, заключается корень всей
проблемы: убыточность переработки делает неэффективной всю "мусорную"
цепочку. Поскольку перерабатывать мусор невыгодно, заводы не заинтересованы
в качественной работе ни перевозчиков, ни сборщиков.
    Как утверждает Михаил Федашко, в городе действует заведомо заниженный
тариф на переработку бытового мусора - 12,2 руб. за куб. м (в среднем в
городе на 1 тонну мусора тратится 2 доллара, в то время как в большинстве
европейских стран - около 150 долларов). Отсюда невозможность развивать
прибыльные направления переработки. В отличие от других тарифов в цепочке
он не пересматривался с 1997 года и сейчас покрывает не более 30% затрат
на переработку. В то же время тариф, например на перевозку мусора, за
последние три года вырос почти в три раза. Сильно увеличилась за это время
и плата населения за сбор и вынос мусора. Дошло до того, что петербуржцы
стали за все это платить в восемь раз больше, чем москвичи. И это при
известной разнице в доходах жителей столиц.
    Налицо явная разбалансированность тарифной системы, явившаяся следствием
все того же разделения ответственности и соответственно интересов участников
цепочки. Каждый лоббирует свои интересы, и потому, к примеру, чрезвычайно
влиятельный в городе комитет по содержанию жилищного фонда (КСЖФ)
добивается высоких тарифов на деятельность "своих" коммунальщиков. А у
переработчиков, наверное, влиятельных ходатаев нет, потому они и страдают.
По-видимому, единственным прибыльным элементом "мусорной" цепочки является
транспортировка (во многом за счет "левых" доходов). Эта сфера наиболее
конкурентоспособна, и поэтому в нее стремятся частные фирмы. Так, например,
известный оператор топливного рынка холдинг "Фаэтон" намерен продать свою
сеть АЗС и купить несколько автотранспортных предприятий, занимающихся
перевозкой мусора.
    Центр притяжения
    В Европе переработка занимает первое место в приоритетах "мусорной"
политики, опережая экологически опасные и экономически нецелесообразные
сжигание и захоронение на полигонах. Так, в Германии из отходов извлекают
несколько сотен наименований вторичного сырья и лишь 2% отправляют для
захоронения на полигоны. Такая же тенденция и в Скандинавских странах,
Дании и Бельгии. Там доминируют "полевые" перерабатывающие заводы, которые
обслуживают конкретные районы и области.
    Примерно по той же схеме работают и в других странах. Разница только
в технологиях переработки, доле сжигаемого мусора и рентабельности
перерабатывающих предприятий. Но у всех переработка мусора - прибыльное
дело. Мусор как сырье довольно дешев, продажа переработанных отходов
приносит доход. Наши же заводы до сих пор работают себе в убыток, лишь
немного зарабатывая на мусоре юридических лиц (они оплачивают переработку
не по низким государственным тарифам, а по коммерческим договорам).
Советник министерства окружающей среды Финляндии Эско Сеппяля отмечает, что
от рентабельности перерабатывающих предприятий зависит в крупном городе
успешность работы с мусором. Рентабельность же обеспечивается за счет
концентрации всех сил и служб вокруг завода-переработчика: "У нас за счет
ежемесячных выплат населения возмещается 70% затрат на переработку. Дальше
уже идет бизнес: в Финляндии выстроена система, при которой фирмам дешевле
отправить мусор на переработку, чем избавляться от него иным способом".
По мнению Михаила Федашко, перерабатывающая отрасль в Петербурге станет
прибыльной только при выполнении ряда условий. Во-первых, тарифы на
переработку должны покрывать большую часть производственных затрат. Во-
вторых, следует изменить систему оплаты перевозки отходов. Транспортировщик
должен получать деньги не за объем, а за массу, тогда станут невозможными
манипуляции с "левым" грузом за счет уплотнения и заводы будут получать
деньги за переработку от юридических лиц в полном объеме. В-третьих,
необходимо провести реконструкцию двух городских перерабатывающих
предприятий и двух основных полигонов.
    "Только после этого мы сможем развивать прибыльные, инвестиционно
привлекательные направления переработки. Это прежде всего бумага, резина,
пластик, изношенная бытовая техника, садово-парковые отходы. Как только
здесь появится прибыль, сюда потянется частный бизнес, а значит, "мусорный
вопрос" начнет саморегулироваться", - констатирует Федашко.
    Однако для такого "саморегулирования" должна эффективно работать вся
цепочка. "Каждому звену "мусорной" цепочки должно быть выгодно работать
исключительно во взаимосвязи с другими участниками этого рынка, в рамках
одной бизнес-схемы, когда один заинтересован в успехе и качественной работе
другого и сам способствует его успеху. А для этого нужен общий координатор",
- говорит главный эксперт Фонда эффективных экологических программ Николай
Забелин. Таким координатором может быть единый государственный орган,
который регулирует весь путь мусора от "домашнего ведра до переработанного
продукта". Как это, например, уже успешно реализовано в Москве.
    Реформа
    Понятно, что при этом вся нынешняя система должна быть изменена.
Во-первых, финансовый механизм. Сейчас городской бюджет сначала перечисляет
деньги за вывоз мусора на счета РЖА, которые самостоятельно оплачивают
транспортировку мусора на свалки. Учет и оплата этой работы ведется по
тарифам, привязанным к объему перевезенного мусора. Как результат - и
перевозчикам, и чиновникам РЖА, и руководителям мусороперерабатывающих
заводов выгодно завышать показатели, чтобы получить как можно больше
бюджетных средств.
    Администрация Петербурга уже, похоже, осознала порочность нынешней
системы и задумала ее изменить. Осенью прошлого года под руководством
вице-губернатора Александра Смирнова началась подготовка концепции порядка
сбора и переработки бытовых отходов (этот документ должен стать основой
соответствующего законопроекта). По новой концепции главным звеном
"мусорной" цепочки являются перерабатывающие заводы. Именно они станут
первичными получателями денег из бюджета и сами будут оплачивать
транспортировку мусора перевозчиками. Транспортный тариф при этом привяжут
не к объему, а к массе. Кроме того, расценки будут зависеть и от качества
сортировки мусора (это сильно влияет на эффективность переработки), которая
будет происходить уже в процессе сбора. Для этого предполагается
организовать раздельный сброс разных видов отходов. Согласно плану, во
дворах должны появится, как в Европе, минимум четыре бака - для пищевых
отходов, пластика, битого стекла и батареек.
    Интересно, что несколько лет назад в Красносельском районе Петербурга
проводили опытную акцию по селективному сбору мусора. Вопреки всем прогнозам
горожане, как правило, распределяли разные виды отходов по разным бакам. Но
эксперимент рухнул на следующем этапе: транспортные службы оказались
технически не готовы перевозить рассортированный мусор. В итоге опыт был
признан неуспешным. Что касается тарифов, то власти, похоже, не собираются
увеличивать нагрузку на население. Между тем на Западе реализован принцип
"загрязнитель платит сполна", в том числе и население. Помимо обязательных
выплат с каждого человека в законодательстве многих европейских стран
предусмотрено, что производители изначально закладывают в бюджет своего
предприятия определенную сумму на утилизацию собственной продукции,
потерявшей потребительские свойства. Эта норма имеет наиболее давнюю
традицию в ФРГ, где эти деньги предприятия направляют в так называемые
зеленые точки - специальные органы, которые распределяют финансовые ресурсы
на утилизацию отходов.
    Власти Петербурга, по понятным причинам, опасаются взваливать полную
оплату утилизации на население и пока по-прежнему намерены дотировать
переработку, причем не увеличивая объемов дотаций. Они рассчитывают получить
эффект от чисто организационных мероприятий. Очень может быть, что это
правильная тактика - нельзя закачивать новые деньги в систему, имеющую
значительные внутренние резервы.
    Вообще говоря, наших двух перерабатывающих заводов могло бы хватить для
переработки почти всего городского мусора. По мнению Михаила Федашко, если
будет произведена реконструкция МПБО-1 и МПБО-2, их суммарная мощность в
ближайшее время может быть доведена до 5 млн кубометров отходов в год. Это
примерно тот объем мусора, который ежегодно "производит" Петербург.
Реконструкция предусматривает увеличение объемов переработки и запуска новых
ее направлений. Проект был подготовлен еще четыре года назад и даже включен
в стратегический план развития Петербурга, но на его выполнение так и не
нашлось средств. Инвесторы готовы дать деньги на реконструкцию, но только
когда переработка станет рентабельной.
    Если Смольный сумеет реализовать идеи вице-губернатора Александра
Смирнова, то есть надежда, что и инвесторы придут, и вся "мусорная проблема"
сдвинется наконец с мертвой точки.
    Санкт-Петербург
    Мусорный пейзаж
    За наиболее близкое к горожанину звено "мусорной" цепочки - перенос
бытовых отходов от мусоропровода к уличному контейнеру - ответственен
комитет по содержанию жилищного фонда (КСЖФ). Он координирует деятельность
районных жилищных агентств (РЖА) и территориальных управлений администрации
Петербурга. На них непосредственно и возложены функции организации сбора
бытовых отходов и благоустройство мест сбора. Кроме того, в компетенцию
КСЖФ входит разработка конкурсных условий на вывоз отходов - функция,
которая, впрочем, редко реализуется на практике. На этом же этапе частично
включается в работу Государственная административно-техническая инспекция.
Ее задача - контроль за РЖА, за соблюдением ими правил и норм (в том числе
и в области) "управления отходами".
    После того как мусор помещен в уличный контейнер, за него отвечает
комитет по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Он организует
перевозку контейнера с мусором на перерабатывающий завод или на свалку -
и затем его переработку или хранение. В этой деятельности участвуют два
автопарка, три полигона и два мусороперерабатывающих завода. Кроме того,
в структуре КБДХ действует городской штаб по благоустройству, который
должен заниматься оперативной деятельностью.
    Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности администрации Петербурга выдает разрешения на
"размещение, переработку и складирование отходов", а также инспектирует
экологически опасные объекты, включая все свалки в Петербурге и в
прилегающих районах области.
    Право на вывоз городских бытовых отходов имеют два специализированных
автопарка - ОАО "Автопарк ?1 "Спецтранс"" и ОАО "Автопарк ?6 "Спецтранс"".
На эти компании приходится основной объем мусора - они обслуживают
государственный и большую часть негосударственного жилищного фонда.
Лицензии на вывоз мусора в городе имеют еще несколько сотен транспортных
фирм, они в основном обслуживают частные предприятия.
    Мусор принимают Опытный завод по механизированной переработке бытовых
отходов (МПБО-1) в Горелове, МПБО-2 в Янине и три санкционированных
мусорных полигона. Первый, "южный", полигон твердых отходов (ПТО-1)
расположен в Ломоносовском районе. ПТО-2 - во Всеволожском районе у деревни
Самарка, ПТО-3 - в Парголовском парке. В северо-западной части Приморского
района, к востоку от Лахтинского разлива, находится полулегальная приморская
свалка. Все неутилизируемые токсичные отходы, образующиеся на предприятиях
Петербурга и Ленобласти, направляются на полигон "Красный Бор".
Санкт-Петербург
      П.Биргер, "Эксперт: Северо-Запад", No 7 (68), 18 февраля 2002 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А. Федоров                         *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность