О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.826, 3 февраля 2002 г. * ******************************************************************* Право на разумную власть ПЛАЧ ПО ГОСКОМЭКОЛОГИИ СЭКОНОМИЛИ КОПЕЙКИ - ПОТЕРЯЛИ МИЛЛИАРДЫ Ощутимый урон экономике страны нанес развал государственной природоохранной службы. Целые отрасли ушли "в тень". Среди ключевых вопросов, вынесенных на Гражданский форум, обсуждение системы государственного управления окружающей средой. Несколько общественных организаций (Социально-экологический союз, Центр экологической политики России, Союз за химическую безопасность, российское отделение Гринпис) подготовили к форуму специальный доклад. Его выкладки настолько серьезны и требуют неотложного вмешательства, что мы решили привести хотя бы виде тезисов часть из них. Миф о негативной роли экологических стандартов Одним из аргументов в пользу ликвидации самостоятельного государственного органа по охране окружающей среды был прогноз ряда экономистов, что смягчение (в реальности - снятие) экологических барьеров приведет к ускоренному экономическому росту, увеличению инвестиций в реальный сектор экономики. Этот прогноз оказался ошибочным. В действительности наиболее быстрый экономический рост в России, по данным Госкомстата, происходил в 1999 - 2000 гг.: по объему промышленной продукции - 11% к 1998 и 1999 гг. При этом выбросы загрязняющих веществ продолжали сокращаться. То же касается и роста инвестиций, составивших в 1999 г. 5%, а в 2000 г. - 17% по сравнению с предшествующими годами. В то же время в 2001 г. наметилась тенденция к снижения темпов промышленного роста. При этом выбросы и сбросы загрязняющих веществ увеличились. Иными словами, снятие экологических барьеров создало стимулы для восстановления устаревших технологий. А это чревато снижением конкурентоспособности отечественной продукции, особенно в среднесрочной перспективе, и замораживанием ситуации, когда подавляющая часть экспорта является непереработанным сырьем. Расхищение природных ресурсов Прямые экономические убытки можно наглядно продемонстрировать на примере лесных ресурсов и морского рыболовства. По данным Всемирного фонда дикой природы, только в Приморском крае объем незаконного оборота древесины достигает 9 млрд рублей в год, причем он резко увеличился после развала государственных природоохранных структур в 2000 г. Более половины древесины здесь заготавливается незаконно, около 80% нелегально экспортируется. По этой причине мимо краевого и федерального бюджетов проплывают миллиарды рублей. В целом по стране, по сведениям Счетной палаты, незаконный оборот древесины составил в 2000 г. около 600 млрд рублей! По данным Камчатского регионального управления ФСБ, объемы нелегального экспорта рыбной продукции с российского Дальнего Востока составляют 2,5 млрд долл. (по другим оценкам - 4,5 млрд). Некоторые эксперты утверждают, что масштабы незаконного вылова морских биологических ресурсов в российских водах оцениваются в 14 млрд долл. в год. Особо следует сказать об осетровых. Благодаря усилиям российской делегации на конференции по соблюдению Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры (сокращенно СИТЕС) были приняты резолюция и решение, обязывающее страны Каспийского бассейна устанавливать согласованные квоты по вылову и экспорту осетровых. Помимо природоохранного эффекта в виде сохранения ценной рыбы, эти решения косвенно закрепляли позицию России по Каспийскому морю. Однако совпавший с реализацией этих решений развал государственных природоохранных структур привел к тому, что Россия оказалась фактически без экспортной квоты на икру и прекратила коммерческий лов. Естественно, этим воспользовался Иран, а также российские и азербайджанские нелегальные экспортеры - основные конкуренты легальных поставщиков икры на мировом рынке. Экологическая безопасность В 1999-2000 гг. численность инспекторов охраны природы по стране сократилась на 31 проц. (с 4805 до 3309 человек). Соответственно сократилось и число подконтрольных предприятий - с 332 тысяч до 282 тыс. (на 16%). На 21% снизилась сумма наложенных штрафов (64,1 млн руб. по сравнению с 81,3 млн руб. в 1999 г.). Эта тенденция только усиливается - в первом полугодии 2001 г. штрафов наложено только на 11,2 млн руб., а количество проверок составило 32 тысячи (для сравнения: в 2000 г. - 166 тыс.). Следует отметить, что выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы в 1999-1999 гг. неуклонно сокращались, а в 2000 г. наметился рост. В октябре 2001 г. была проведена структурная реорганизация МПР. Реорганизация лишила существовавшую в рамках министерства государственную службу по охране окружающей среды контрольно-инспекционных, разрешительно-нормативных функций, а также финансовой самостоятельности. То есть в истории государственной охраны окружающей среды в России поставлена последняя точка. Некоторые выводы Отсутствие государственного контроля приводит к ежегодным потерям федерального и региональных бюджетов, исчисляемым десятками, если не сотнями миллиардов рублей. Сокращение и уход кадров из природоохранных структур уже привели к существенной потере позиций страны на международной арене. Особенно сильно эти последствия скажутся в 2002 г. в связи с предстоящим саммитом ООН по охране окружающей среды и устойчивому развитию. Незамедлительно создать рабочую группу из представителей администрации президента, Федерального собрания, МВД, Генеральной прокуратуры и неправительственных природоохранных организаций для выработки оптимальной структуры государственного управления охраной окружающей среды. Досье В развитых странах экологическая политика строится на принципе: легче предупредить проблемы, чем преодолевать их. Не случайно в США существует мощное агентство по охране окружающей природной среды. В Германии, Франции, Великобритании, Швеции экологическими вопросами занимаются профильные министерства. Финансирование Госкомэкологии в 1999 году составляло около 700 млн руб. (в том числе из госбюджета - 364 млн). При этом предотвращенный ущерб составил 30 млрд рублей. Е.Субботина, "ВРЕМЯ-MN", 22 ноября 2001 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А. Федоров * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |