О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1460, 12 февраля 2006 г. * ******************************************************************* Нефть и люди ФОНТАН НЕФТИ В УДМУРТИИ - РЕПЕТИЦИЯ ТРАГЕДИИ НА БАЙКАЛЕ СОБЫТИЕ По предварительным данным из нефтепровода Холмогоры-Клин (Удмуртия) вытекло 3 тыс. т. нефти По предварительным данным объем вытекшей в результате аварии на магистральном нефтепроводе Холмогоры-Клин (Удмуртия) нефти составил более 3 тысяч тонн. В настоящее время МПР России предпринимает все необходимые усилия для минимизации последствий аварии. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе МПР России, по информации Управления Росприроднадзора по Удмуртии, в настоящее время организован ежедневный отбор проб на наличие нефтепродуктов в устье реки Медла при впадении в реку Чепца. По состоянию на 31 января 2006 г. концентрация нефтепродуктов составила 0,026 мг/л, что ниже нормативов ПДК. Разлив нефти произошел 30 января 2006 г. в Дебесском районе в 2 км от дер. Усть-Медла и в 50 м от р. Медла в результате аварии на 1632-м км магистрального нефтепровода Холмогоры - Клин, принадлежащем ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы". В ходе расследования причин и обстоятельств разлива нефти инспекторы Росприроднадзора выяснили, что в первые минуты аварии высота фонтана нефти составила 35-40 метров. Течь была ликвидирована при фонтанировании нефти высотой 1,5-2 метра около 4:20 МСК 31 января 2006 г. силами сотрудников МЧС России. Часть нефти вылилась на лед реки, попадания в воду зафиксировано не было. В настоящее время участок нефтепровода перекрыт, произведена установка защитного обвалования вдоль берега р.Медла, место разлива нефти локализовано. Службы МЧС продолжают вести работу по откачке нефти. На водозаборы, расположенные на р.Чепце ниже устья р.Медла, направлено предупреждение. Росприроднадзор будет вести постоянный мониторинг качества воды у водозаборов поселка Балезино и г.Глазов, расположенных ниже по течению р.Чепца. На месте аварии в составе комиссии по ГО и ЧС работают инспекторы территориальных подразделений Росприроднадзора, Ростехнадзора, представители правительства Удмуртии. Для расследования причин аварии также создана следственная группа прокуратуры Удмуртии. В целях локализации участка русла реки, залитого нефтью и недопущения загрязнения нефтепродуктами реки Чепца, в которую впадает река Медла, Росприроднадзором выдано предписание об устройстве обводного канала для пропуска воды в обход загрязненного участка. По словам замглавы Росприроднадзора Олег Митволя, природоохранные ведомства "настаивают на ускорении работ по ликвидации последствий аварии путем привлечения дополнительных сил и средств, в чем нас активно поддерживает МЧС России". Олег Митволь заявил, что работы по очистке загрязненных территорий будут вестись несколько месяцев. По его словам, главная задача - добиться "максимальной очистки ледовой массы в предпаводковый период, чтобы с таянием снега нефть не попала в реки, являющиеся местом водозабора для питьевого водоснабжения у более чем 100 тыс. жителей республик". ИА REGNUM, 2.02.2006 г., http://www.regnum.ru/news/583731.html ПРОКУРАТУРА Прокуратура Удмуртии начала расследование уголовного дела по факту разлива нефти Прокуратура Удмуртии 31 января 2006 года возбудила уголовное дело по статье 246 уголовного кодекса России - "Нарушение правил работ, повлекших ущерб" по факту утечки нефти в Дебесском районе республики, вблизи населенного пункта Ариково.Об этом ИА REGNUM сообщили в прокуратуре Удмуртской республики. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в ночь с 30 на 31 января 2006 года на нефтепроводе "Транснефти" проводился плановый ремонт, в прокуратуре предполагают, что он был организован не совсем верно. В результате, произошел разлив нефти, порядка 70-80 тонн. Пятно размером 25 на 150 метров растянулось настолько, что примерно 20 тонн нефти попало на лед речки Недлинки - притока Чепцы. В прокуратуре сообщили , что угрозы попадания нефти в саму Чепцу нет. С 31 января на месте аварии работает межведомственная комиссия, состоящая из спасателей МЧС, прокуроров и экологов. Им предстоит выяснить, кто именно из работников виноват в аварии на нефтепроводе. "Нам необходим расчет ущерба, причиненного экологической обстановке. От этого будет исходить все следствие. Ну, и, разумеется, мы проконтролируем рекультивацию почвы, возмещение ущерба, полноту уборки всей территории, чтобы ни 1 грамм нефти не попал в питьевую воду", - сообщил исполняющий обязанности прокурора Удмуртской республики Алексей Самсонов. ИА REGNUM, 2.02.2006 г., http://www.regnum.ru/news/583702.html ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ В реке Медла в Удмуртии течет вода с запахом керосина Образцы воды из лесной речки Медла в Удмуртии, загрязненной нефтепродуктами, доставленные с места событий представителями экологических организаций, были продемонстрированы 10 февраля на пресс-конференции в Москве. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, вода в бутылках источает сильный запах, напоминающий запах керосина. Напомним, что в ночь с 30 на 31 января 2005 года в Дебесском районе Республики Удмуртия недалеко от границы с Кировской областью на магистральном нефтепроводе Холмогоры - Клин ОАО "Северо-Западные магистральные трубопроводы" - подразделения компании "Транснефть", произошла авария, сопровождавшаяся разливом нефти. По сообщению очевидцев нефтяной фонтан ударил в небо на высоту около 30 м, в результате чего покрытыми нефтью оказались огромные ели, окружающие место аварии. Официально причина аварии не названа, но, по предположениям экологов, она могла произойти в ходе проведения сотрудниками компании плановых ремонтных работ на нефтепроводе. По предварительному сообщению, разлив составил около 70 т. нефти, было возбуждено уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды. 3 февраля на сайте Министерства природных ресурсов появилось сообщение о том, что объем разлившейся нефти составил 3200 тонн, половина из которых попала на лед реки Медла. Эта река является притоком реки Чепца, которая используется для водоснабжения города Глазов в Кировской области. Прилегающие районы Кировской области предупреждены о возможной угрозе химического загрязнения воды. 7-8 февраля экспертно-съемочная группа Гринпис России с участием эксперта Международного Социально-экологического союза (МСоЭС)посетила место разлива. Как сообщил эксперт МСоЭС Алексей Григорьев, по его оценке объем разлива составляет не менее 1 тыс. тонн нефти. В настоящее время доступ в зону аварии затруднен, сотрудники службы безопасности компании "Транснефть" препятствуют съемкам, ссылаясь на необходимость некого специального разрешения, сообщил Григорьев. По его словам, в настоящее время на месте аварии ведутся интенсивные очистные работы. Задействовано около сотни единиц техники, десятки рабочих, на площади несколько гектаров идет вырубка леса, производится сбор и вывоз загрязненного грунта, выжигание разлитой нефти. Благодаря установленным на реке Медла боновым заграждениям удается сдерживать перемещение нефтяного пятна по реке. "Однако наиболее токсичные растворимые фракции нефти уже поплыли вниз по Медле", - констатировал он. В частности, образцы воды, продемонстрированные на пресс-конференции, были взяты в полутора километрах ниже боновых заграждений и примерно в километре от впадения Медлы в Чепцу. Как пояснил ИА REGNUM Алексей Григорьев, ситуацией с загрязнением реки обеспокоены жители деревни Усть-Медла. Несмотря на то, что они не используют для питья воду из открытых источников, люди опасаются, что рыба в реке полностью исчезнет или станет непригодной в пищу. Участники пресс-конференции также напомнили о той угрозе, которую может представлять строительство компанией "Транснефть" нефепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) в опасной близости от озера Байкал. "На этот раз "Транснефти" элементарно повезло - нефть попала на лед и мерзлый грунт. Если бы авария такого масштаба произошла в теплое время года, это была бы региональная экологическая катастрофа, - сообщил Алексей Григорьев. - Даже в процессе нормальной эксплуатации нефтепроводов проблемы есть. Так можем ли мы ставить будущее Байкала в зависимость от везения?". "Никто из ученых не выступает принципиально против строительства нефтепровода. Речь идет о том, чтобы не проводить его по территории объекта Всемирного природного наследия, и перенести в менее сейсмоопасную зону", - подчеркнул руководитель проекта по Всемирному наследию Гринпис России Андрей Петров. По мнению представителей Гринпис России и МСоЭС, в случае аварии на нефтепроводе на территории водосборного бассейна Байкала вода в речках, впадающих в озеро, и в самом Байкале может стать подобной той, которую они обнаружили в Медле. ИА REGNUM, 10.02.2006 г., http://www.regnum.ru/news/588712.html НЕФТЯНЫЕ ФОНТАНЫ - ЭТО СИСТЕМА Aвария в Удмуртии - репетиция трагедии на Байкале? Российская федерация Вопреки заявлениям "Транснефти" и проводимой политикой игнорирования и блокирования информации о негативных последствиях ее деятельности, аварии на магистральных нефтепроводах России были, есть и будут. Их причиной могут быть технические проблемы, ошибки персонала, деятельность похитителей нефти, террористические акты, катастрофические природные явления. Об этом говорили сегодня в Независимом пресс-центре представители Гринпис и Международного Социально-Экологического союза (МСоЭС) побывавшие в Удмуртии на месте ликвидации последствий разлива нефти на нефтепроводе ОАО "Северо-Западные магистральные трубопроводы" - подразделения компании "Транснефть". Количественные оценки разлива до сих пор существенно отличаются друг от друга. Сразу после аварии говорилось о 70 тоннах. 3 февраля 2006 года на сайте Минприроды было заявлено, что объем разлившейся нефти составил 3200 тонн, половина из которых попала на лед реки Медла. Эта река является притоком р. Чепца, которая используется для водоснабжения г. Глазов. Оценка на местности подтверждает, что речь идет о крупной аварии, которая произошла во время проведения плановых ремонтных работ. Объемы разлива явно превышают первоначально заявленные несколько десятков тонн. На площади несколько гектаров идет вырубка леса, сбор и вывоз загрязненного грунта, выжигание разлитой нефти. На ликвидацию последствий аварии компания "Транснефть" мобилизовала значительные силы. Благодаря очистным работам пока удается сдерживать видимое перемещение нефти по поверхности реки Медла. Однако высокое содержание нефтепродуктов в воде этой реки ниже боновых заграждений показывает, что наиболее подвижные фракции нефти беспрепятственно переносятся по течению. К сожалению, группа Гринпис не смогла полностью выполнить все запланированные исследования, так как ее работа была активно блокирована службой безопасности "Транснефти". Представители компании потребовали покинуть территорию разлива, под предлогом того, что для съемок необходимо "специальное разрешение". Ранее с такими же проблемами сталкивались и съемочные группы различных телеканалов, хотя сразу после аварии республиканская прокуратура официально предупредила компанию, что каждый подобный факт будет рассматриваться, как противозаконная попытка сокрытия информации. По-прежнему много вопросов вызывает контроль и общая организация очистных работ. Обширный участок поймы реки Медла выжжен и перекопан. Идет вывозка и складирование огромного количества загрязненного грунта, безопасность хранения которого после окончания морозного периода также вызывает серьезные вопросы. Вообще говоря, "Транснефти" элементарно повезло. Нефть попала на лед и мерзлый грунт. Если бы авария такого масштаба произошла в теплое время года, это была бы региональная экологическая катастрофа. Ситуация с этим разливом типична для деятельности "Транснефти". До сих пор на Интернет сайте компании отсутствуют не только комментарии, но и какое-либо сообщение о самом факте аварии. Это устоявшаяся информационная политика идет на фоне многочисленных разливов нефти в сотни и тысячи тонн. Все это ставит под сомнение утверждения компании "Транснефть" о том, что при строительстве нефтепровода менее чем в километре от Байкала, она сможет обеспечить его безаварийную работу. Именно по этим причинам большинством экспертов государственной экологической экспертизы проекта ВСТО в конце января 2006 года было принято решение о недопустимости прокладки нефтепровода по берегу Байкала. Решение экспертов не удовлетворили руководство Ростехнадзора. В результате, как и предупреждал один из руководителей рабочих групп экспертной комиссии Геннадий Чегасов, недавно принято ничем не мотивированное решение о продлении срока проведения экспертизы и включении в состав комиссии большой группы дополнительных экспертов. Гринпис надеется, что дополнительные данные о разливах нефти в Удмуртии и других регионах будут учтены экспертами нового состава. Эксперты Гринпис готовы к открытому и всестороннему диалогу с учеными и специалистами, входящими в экспертную комиссию. Ошибиться сейчас нельзя - рисковать Байкалом преступно! Некоторые крупные разливы нефти из магистральных трубопроводов в 2004-2006 гг. (по сообщениям российских средств массовой информации). 15 февраля 2004 года в 50 км от Перми на нефтепроводе "Пермь - Альметьевск" (ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы" - "Транснефть") произошел разлив нефти объемом 200 т. Через две недели поступило уточнение, что объем разлива может составлять от 200 до 6000т. 17 февраля 2004 года в Курском районе Ставропольского края обнаружен разлив нефти из трубопровода "Малгобек - Тихорецк". Причина - незаконная врезка. По официальным данным объем разлива составил 150 т, площадь загрязнения - 2 га. 23-24 апреля 2004 г. разлив нефти и пожар в Михайловском районе Волгоградской области на магистральном нефтепроводе "Самара - Лисичанск". Высота пламени достигала 50 м. Огонь удалось потушить только через 20 часов, после того, как большая часть разлившейся нефти выгорела. 24 апреля 2004 года около села Жилинка Бузулукского района Оренбургской области произошел разлив нефти. Причина - незаконная врезка в трубопровод компании АК "Транснефть". Объем разлива - 1000 т. На очистных работах задействовано 29 единиц техники и более 100 человек. 10 мая 2004 года в районе станицы Кисляковской Краснодарского края вылилось 300-400 кубометров нефти из магистрального трубопровода "Лисичанск-Тихорецк". Причина - разрыв по шву трубы. 5 июня 2004 г. в Нефтекумском районе на Камышбурунской станции ОАО "Черноморсктранснефть" в результате срабатывания взрывных устройств поврежден резервуар объемом 5000 кубометров. Вытекшая нефть загорелась. К ликвидации пожара было привлечено более 400 человек и 40 единиц техники. 20 июня 2004 года на трубопроводе Тихорецк - Баку из-за подрыва произошла утечка нефти по первоначальным сообщениям объемом в 60 т. Ранее, 24 мая 2004 года его уже взрывали одновременно с проходящим рядом газопроводом. Через неделю сообщили, что перекачка нефти по маршруту Баку - Новороссийск остановлена, а объем разлившейся и загоревшейся нефти оценивается в 850 кубометров. 14 октября 2004 года около деревни Буньково (30 км от г. Иваново) начался пожар на месте разлива нефти из магистрального трубопровода Нижний Новгород Ярославль. Возникла угроза для проходящего рядом магистрального газопровода. Для тушения пожара было привлечено 26 единиц техники и 107 пожарных. Официально заявленный объем разлива - 50 т нефти. 14 октября 2004 года на 236 км магистрального трубопровода "Альметьевск Куйбышев" в Самарской области из-за незаконной врезки произошел разлив нефти, которая попала в реку Патовку. Собрано 50 т разлившейся нефти. 14 ноября 2004 г. в Зиминском районе Иркутской области произошел разрыв нефтепровода ОАО "АК Транснефть", в результате чего нефть стала фонтанировать в высоту до 30 м. 16 ноября 2004 года зам начальника ГУ ГОЧС Иркутской области Валерий Перфильев сообщил, что площадь загрязнения составила 6 га, объем разлива оценен в 5 тысяч кубометров. К счастью, разлившаяся нефть перетекла в расположенный рядом песчаный карьер площадью 4 га. На этом фоне пресс-центр компании "Транснефть" в разделе "Новости Компании" 15 ноября 2004 года разместил удивительное заявление: "Около 17 тонн нефти вылилось в результате разрыва трубопровода диаметром 700 мм на магистрали в Зиминском районе Иркутской области. Ведутся работы по устранению разлива. Угрозы попадания нефти в водоемы нет... Сообщения ряда средства массовой информации со ссылкой на МЧС о якобы утечки пяти тысяч тонн нефти не соответствуют действительности". Тем не менее, 17 ноября 2004 года на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям было сообщено что на месте аварии уже собрали 1,5 тысяч т нефти. Причиной разрыва трубопровода названа деятельность неизвестного экскаватора. 20 февраля 2005 года во время ремонтных работ ООО "Транссибнефть" в районе с. Старый Боготол Красноярского края произошел разлив нефти. В результате оказались загрязненными 45 земельных участков жителей села Старый Боготол, а также ручей Боготольчик. 9 марта 2005 года в Кинельском районе Самарской области произошла утечка 100 кубометров нефти из неработающего резервного магистрального нефтепровода "Колтасы - Куйбышев". Его владельцем является ОАО "Северо-Западные магистральные нефтепроводы". Причина утечки - незаконная врезка. 28 июня 2005 года на нефтепроводе "Дружба" в Кузоватовском районе Ульяновской области вследствие незаконной врезки произошла утечка нефти. По одним источникам его площадь составила около 1500 кв.м. По другим - фонтан нефти высотой 15 м бил в течение суток и площадь загрязнения составила 4000 кв.м. Местами нефть пропитала в почву на глубину до 30 см. - это могло произойти в случае, если разлилось несколько сотен тонн нефти. 7 августа 2005 года из нефтепровода Хадыженск - Псекупская вследствие незаконной врезки произошла утечка около 100 т нефти. Загрязнено несколько километров водоотводного канала. 23 ноября 2005 года около села Предметкино в Кемеровской области в течение нескольких часов из магистрального трубопровода Анжеро-Судженск - Красноярск (ОАО "Транссибнефть") бил фонтан нефти. По официальным данным объем разлива составил 350 кубометров. Загрязнено 2,5 га леса. Нефть разлились на 150 м вдоль полотна Западно-Сибирской железной дороги, на которой несколько часов было остановлено движение поездов. Одна из версий причин аварии - воздействие экскаватора, другая - изношенность трубопровода. 30 января 2006 года в Дебесском районе республики Удмуртия на магистральном нефтепроводе Холмогоры - Клин ОАО "Северо-Западные магистральные трубопроводы" вследствие нарушений при проведении ремонтных работ ударил фонтан нефти высотой более 30 м. Первоначальные оценки объема разлива - 50-70 т. 3 февраля на интернет-сайте Минприроды было размещено сообщение о том, что объем разлива превысил 3000 т из которых половина попала на лед реки Медла - приток р.Чепца. В связи с этим могут возникнуть проблемы для расположенного вниз по течению г.Глазов. Подготовлено А.Ю.Григорьевым, экспертом Международного Социально-Экологического Союза. Обращаем внимание на то, что обзор подготовлен по сообщениям СМИ и в него включены только наиболее крупные ставшие известными общественности разливы нефти. Официальные данные по этим авариям, а также объективная информация о них со стороны самой компании "Транснефть" в открытом и легкодоступном виде отсутствуют. В случае обнаружения фактических неточностей, уточнений и дополнений, просьба сообщать по адресу info@forest.ru. Сайт Гринпис, 10 февраля 2006 г., http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/a ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |