О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1459, 11 февраля 2006 г. * ******************************************************************* Мирный атом МАЯК НЕ СВЕТИТ И НЕ ГРЕЕТ ОТЧЕТ КИРИЕНКО О КОМАНДИРОВКЕ В СИБИРЬ Самообман никому не нужен Почти дословный текст выступления руководителя Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко перед средствами массовой информации, которое имело место на прошлой неделе. Про итоги визита в Железногорск - Совершенно понятно - почему ГХК. Одно из крупнейших предприятий отрасли с существенными, на мой взгляд, перспективами и возможностями развития и довольно большим количество проблем. Я, конечно, хотел посмотреть это сам. Первые итоги поездки... С точки зрения того, что сделано на предприятии, это вызывает колоссальное уважение. У меня нет сомнений в том, что уровень профессионализма на предприятии сегодня абсолютно соответствует требованиям к такому предприятию со всех точек зрения. Это одна часть впечатления. Вторая часть заключается в том, что экономика, существующая на предприятии, никакого уважения у меня не вызывает. Это такая экономика абсурда, когда все построено на том, что сплошная система перекрестного субсидирования. Я не собираюсь здесь искать виноватых. Это не вина предприятия, это его беда. В связи с этим возникает целый ряд задач, связанных с тем, чтобы эта экономика была понятной и прозрачной. То, что происходит с экономической точки зрения сегодня - неэффективно, нерационально и не имеет никакого смысла. О судьбе Жидкова - Фамилия гендиректора? Гендиректор сидит рядом со мной. Решения, ключевые которые, - это решения о том, какова перспектива ГХК. Здесь не только вопрос экономики. На сегодняшний день у проблемы перспективы развития ГХК нет срочности. Это меня радует. Восемь-десять лет никаких существенных изменений на ГХК не происходит. Работает реактор. Сроки его остановки - они у нас по всем согласованным датам выходят где-то к 2010 году. После этого там три-четыре года задействован все тот же персонал, это связано с технологическим этапом. А вот дальше у нас возникает вопрос: что потом? Что потом и с точки зрения загрузки людей, и с точки зрения того, откуда будут получаться доходы для бюджета и для самого комбината? Долгосрочный вопрос, на который сегодня ответов нет. Есть понимание, куда это может направляться и двигаться, но... Было много предложений по поводу того, как можно использовать этот уникальный объект, Гору. Могу уверенно сказать, что строить в Горе невозможно. Единственное, для чего приемлемо использование с точки зрения целесообразности, - это хранение. Я вам не отвечу больше ни на один вопрос в этой части, потому что считаю, что вопросы кадровые, структурные - это следствия, это не самоцель. Для меня важно было познакомиться с ситуацией на комбинате, понять реальные проблемы и направления деятельности. Мы по итогам провели совещание, и у нас будет довольно большой протокол с поручениями по каждому пункту действий. Вот это сейчас самое главное. Все остальное - следствия, и будет сделано по итогам решения основных вопросов. О ценах на ввоз ОЯТ и полупроводниковом кремнии - Что касается ОЯТ... Требуется открытая, понятная и прозрачная методика формирования этой цены. А ее нет. И точного понимания себестоимости нет. Что у меня вызывает большой вопрос в экономике предприятия - ну все тратится с колес! Привезли ОЯТ, потратили, а дальше что? На следующий год будем жить с того, что привезут на следующий год. А если не привезут, что делать? Необходимо, чтобы доходами от хранения ОЯТ не покрывали другие виды деятельности. Сегодня за счет этого содержится много чего. Отчисления краю и городу - это понятная вещь. Мы уже подписали с губернатором края соглашение о том, что 25% от прибыли, получаемой комбинатом за хранение отработанного топлива, перечисляется на соответствующие программы края. Подписали пока на один год, по очень понятной причине. В крае должна быть понятная, прозрачная, утвержденная программа, по которой расходуются данные средства... Там есть объяснимые вещи, внутри этой себестоимости, а есть не очень объяснимые. На эти деньги сегодня содержится тоннель под Енисеем, который к деятельности предприятия не имеет никакого отношения и, видимо, не будет иметь. Потому что он комбинату не нужен точно! Вопрос не только в том, какую цену мы захотим получать за ОЯТ. Вопрос в том, какую цену за него реально будут готовы платить. Вы слышали наверняка соответствующие заявления президента США. Это совсем новый поворот: США хотят создавать международный центр, куда они собираются забирать все отработанное ядерное топливо из третьих стран. За этим, на мой взгляд, большое будущее. Это тот приоритет, который заявили американцы, и тот приоритет, которым, думаю, надо будет заниматься и нам. Стремиться к уровню мировых цен надо. Это очевидно. Все, что происходит в атомной энергетике, - давно мировой рынок. Нам надо конкурировать не внутри страны, это смешно. Нам надо конкурировать с крупнейшими мировыми компаниями. Но рынок - это рынок, поэтому надо соответствовать мировому уровню и во всех остальных параметрах. Второй вопрос был про кремний. У меня серьезный вопрос и претензия к реализации этого проекта. Он неоправданно затянулся. В моем понимании здесь игра началась. У нас там была первая очередь. Потом в первой очереди выделили первый пусковой комплекс. А теперь в первом пусковом комплексе выделили опытно-промышленную эксплуатацию первого пускового комплекса первой очереди. Это уже смешно. Считаю, что проект принципиально важный. В него вложены большие государственные деньги. Просто преступлением будет не доделать его. Сегодня сложилась уникальная конъюнктура цен. Еще три-четыре-пять лет тому назад его экономическая целесообразность, в общем, была весьма условной. При сегодняшней ситуации в энергетике бум на рынке. Если мы будем возиться с заводом еще три-пять лет, то он станет никому не нужен. Вводить надо быстро. Но вводить полноценно, потому что все эти очереди в двести тонн не окупаются никоим образом... Сделать это быстро за государственные деньги, да и вообще за государственные деньги, невозможно. Потому что таких средств в бюджетах не предусмотрено. Это нецелевые расходы ни для комбината, ни для Росатома. Мы должны поставить задачу оптимального нахождения инвестора. Контрольный пакет в этом проекте должен остаться за Российской Федерацией. Государственное финансирование туда уже сделано в очень больших объемах. Считаю, что этого достаточно. Дальше нужно найти источники на рыночных условиях. Доить бюджет без конца - хватит. О возможности приватизации ГХК - Это абсолютный бред. Никогда комбинат не будет приватизирован. Это моя личная точка зрения. То есть не то, чтобы в ближайших планах нет, но, в моем понимании, этого не может быть никогда. Вот я проезжал вчера ночью по Горе, и у меня все время была одна мысль, что сегодня мы бы этого уже не сделали. Поэтому ни о какой приватизации, ни о каких частных лицах никому в страшном сне не может присниться. Боле того, считаю, что основная деятельность предприятия должна всегда в основном финансироваться государственными деньгами. Проблема обеспечения ядерной, радиационной и экологической безопасности - это ответственность государства. О радиационной безопасности и финансировании ГХК - Угроз и опасений с точки зрения сегодняшнего состояния безопасности на предприятии у меня по итогам поездки не возникло. Меня удовлетворили доклады, которые здесь представлены. Вчера мы встречались с представителями экологических организаций. Говорили о том, что здесь должна быть предельная открытость, предельное сотрудничество, но взаимно ответственное. Общественные организации имеют полное право предъявить требования и к комбинату, и к Росатому в представлении достоверной информации. Но и мы можем в ответ предъявить такие же требования - не спекулировать и давать объективные данные. Сегодня у нас, к сожалению, ситуация такая: я могу найти научные исследования под любой нужный мне тезис. Если я хочу доказать, что все нормально, у меня есть десяток таких исследований. Если по каким-то причинам мне захочется доказать, что что-нибудь ненормально, я найду и такие исследования. Для долгосрочных ответов требуется, на мой взгляд, открытый мониторинг, объективные исследования. Я предложил следующую модель: давайте сформируем рабочую группу. Давайте зададим все вопросы, которые у нас есть. Какие дополнительные исследования вам требуются для того, чтобы получить однозначный ответ? На конкурсных условиях отберем того, кто проведет эти исследования. И эти ответы будем считать окончательными. Ну и второе. Мы должны очень точно отвечать на вопрос о приоритетах. Я понимаю, что есть целый ряд проблем, на которые нужны дополнительные деньги. В том числе на ликвидацию старых хранилищ жидких отходов. А с другой стороны, мы гробим деньги на какие-то безумные решения. Целый ряд решений, которые я просмотрел, очень смахивают на "освоение средств". Когда и проектант заинтересован в том, чтобы можно было заложить туда в десять раз больше надежность, чем это требуется, - и он ее туда с радостью закладывает. И строители с удовольствием освоят эти деньги. Всем хорошо... О перспективах атомной энергетики в России Задача, которую поставил президент, является принципиально важной и серьезнейшей для отрасли. Нам надо вводить в стране два-три гигаватта в год. На сегодняшний день мы вводим один гигаватт в четыре года, причем, достраивая старые станции. Поэтому я считаю задачей восстановить Минсредмаш СССР в новых рыночных условиях. Есть принятое правительством решение об акционировании Росэнергоатома. Переход его в форму акционерного общества действительно даст ему дополнительные возможности по привлечению средств. Здесь надо использовать все инструменты. Практически тарифы у нас где-то на 25% меньше, чем у тепловых станций. Но это не предусматривает запас на строительство новых. Поэтому резервы надо искать везде. Частные инвестиции сюда невозможны. Значит, все-таки это механизмы государственной поддержки. В том числе и возможность субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитам, и выделение государственных гарантий. Какие бы варианты развития энергетики в ХХI веке ни существовали, они все связаны с развитием комплекса гражданской атомной энергетики. Поэтому развитие гражданской части атомной отрасли является базовым условием безопасности развития страны. О долгосрочных перспективах Железногорска До тридцатого года мы должны построить порядка сорока энергоблоков. Для этого нужны современные проекты, которые конкурировали бы с мировыми компаниями в этой отрасли на равных. У нас есть для этого все возможности, все технологические заделы. Но времени почти нет. Сегодня технологический срок строительства - семь-восемь лет. Нам надо прийти, как максимум, к пяти годам. Целый ряд структурных подразделений Минсредмаша распался на кучу маленьких юридических лиц, которые могут, наверное, что-то осваивать и зарабатывать, но уже не способны каждый по отдельности реализовывать задачу. Ни в какие ворота не лезет, что мы пришли сегодня на строительство сухого хранилища - у него одна часть построена, вторая построена, а в середине - дырка. Почему дырка? Проектную документацию не выдали. А почему не выдали? Институт распался на кучу подразделений и филиалов. И каждый сам по себе что-нибудь проектирует, а другим работу не отдает... Есть ли здесь возможность для развития Железногорска? Убежден, что есть. Не мгновенная. Готовых решений нет. Ключевая задача - это инициатива, с которой выступил президент Российской Федерации: создание международных центров по двум наиболее опасным элементам технологии ядерно-топливного цикла - обогащения, переработки и хранения отработанного топлива. Эти технологии, наибольший опыт и наиболее уникальный профессионализм, конечно, есть в Железногорске. Поэтому здесь есть очень серьезные возможности и перспективы, которыми надо заниматься. О статусе ЗАТО Никаких планов по открытию ЗАТО у Росатома нет. Мы считаем, что никаких здесь поспешных действий и суеты не требуется. Это было бы опасно. Тем не менее не должен сегодня город сидеть и ожидать, что ему все проблемы решит только комбинат. Должны создаваться новые рабочие места, и Росатом готов в этом участвовать. Но считать, что развитие Железногорска вытащит одно только градообразующее предприятие, - неправильно... Надо очень внимательно и взвешенно подходить к созданию систем защиты и безопасности. Они должны быть адекватными. Сегодня в одном месте вокруг периметра мы тратим деньги на создание систем, а в другом есть дыры, сквозь которые не пройдет только ленивый. Вот этот самообман никому не нужен. Э.Безобразов, "Сегодняшняя Газета", 09/02/2006 http://www.sgzt.com/sgzt/archive/content/2006/02/014/sections/S003/articles/P06A0013P00 ДУМА ДУМУ ДУМАЕТ Информационное сообщение <Беллона.Ру> В распоряжении <Беллоны.Ру> оказался текст резолюции, принятой на заседании комитета Госдумы по экологии 8 февраля, на котором обсуждались проблемы комбината <Маяк>. Резолюция признает обеспечение безопасной деятельности <Маяка> <важнейшей государственной задачей> и рекомендует Росатому осуществить поэтапное сокращение переработки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на предприятии. <Это не популистские решения, мы действительно добьемся того, чтобы прекратилось это безобразие со сбросами на <Маяке>. Мы уже добились того, что это решение принято Росатомом>, - заявил председатель Комитета Владимир Грачев в интервью <Беллоне.РУ>. На первом этапе, по мнению депутатов, следует минимизировать переработку ОЯТ до объемов, <достаточных для выполнения международных соглашений, а также программ экологической и оборонной направленности>. <Это топливо с подлодок, - пояснил Грачев. - Если мы его оставим, это будет еще опаснее, чем переработка>. Секретные планы Росатома Резолюция также предлагает <прекратить работы, связанные с переработкой ОЯТ реакторов типа ВВЭР-1000>. Прежде о планах Росатома перерабатывать на <Маяке> топливо с реакторов ВВЭР-1000 ничего известно не было. Топливо из этих реакторов, установленных на трех АЭС, не перерабатывается, а свозится на хранение в Красноярский горнохимический комбинат. <Росатом планировал расширить переработку на "Маяке", и уже закупил оборудование, для того чтобы рубить сборки этих реакторов и приспосабливать их для переработки>, - сказал Грачев. Завод <РТ-1> на комбинате <Маяк> занимается переработкой отработавшего топлива из реакторов типа ВВЭР-440, БН-350, БН-600, а также транспортных и некоторых исследовательских реакторов. Ежегодно на <Маяке> перерабатывается около 120 тонн ОЯТ. Лицензию у <Маяка> не отнимут Депутаты немного смягчили первоначальный текст резолюции, исключив из него требование об отзыве у <Маяка> лицензии на переработку ОЯТ со сбросом отходов в водоемы. Сброс РАО в Теченский каскад однажды уже стал основанием для претензий к <Маяку>. Так, в январе 2003 года Госатомнадзор изъял у <Маяка> лицензию именно по причине сбросов. Правда, в результате лицензия все-таки была продлена, а вскоре глава Госатомнадзора Юрий Вишневский был уволен. Рекомендованные меры В подписанной резолюции говорится о необходимости комплексного плана по решению экологических проблем на <Маяке>, <с анализом ситуации, разработкой кардинальных мероприятий и оценкой экологических последствий их реализации>. Среди первоочередных мер, наряду с уже упомянутым прекращением переработки, - мероприятия по безопасности гидротехнических сооружений и водоемов Теченского каскада, в том числе реконструкцию гребня плотины ? 11 и строительство 1-й очереди общесплавной канализации с отводом сточных вод в левобережный канал. Кроме того, депутаты рекомендовали МЧС России совместно с администрацией Челябинской области провести комплекс социальных, медицинских и правовых мероприятий по защите населения, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами. Российско-американские планы Пока депутаты принимают рекомендации о прекращении переработки ОЯТ, президент США Джордж Буш заявил о готовности сотрудничать с Россией в этой сфере. По предложению Буша, США и Россия будут поставлять другим странам топливо для реакторов, а затем забирать отработанное топливо, чтобы предотвратить его использование в военных целях. В самих США программы утилизации ядерных отходов были свернуты еще в прошлом веке при президенте Джеральде Форде, и их восстановление потребует значительных средств и времени. На разработку новых технологий Джордж Буш предложил выделить из бюджета на 2007 год 250 миллионов долларов. По словам Грачева, совместные российско-американские планы ничуть не противоречат позиции Комитета по экологии. <Мое отношение к этому предложению - самое положительное. Нельзя путать переработку топлива на <Маяке> с переработкой топлива вообще. Отработавшее топливо нужно свозить в 2-3 места под огромным контролем, чтобы оно не распространялось по всему миру>, - заявил Грачев. С уважением, Bellona.Ru, rashid@bellona.no, 11 февраля 2006 г. http://www.bellona.no/ru/international/russia/nuke_industry/siberia/mayak/41946.html ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |