О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1442, 1 января 2006 г. * ******************************************************************* Отходы и доходы КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ: РАЗГОВОР ВОКРУГ ОТХОДОВ Разменная монета кубанской экономики Сколько бы ни говорилось об экологии Краснодарского края, все-таки нужно смотреть в корень: ни одно экологическое мероприятие невозможно без финансирования, а там, где выделяются деньги - жди нецелевого использования или неэффективных расходов. И сколь бы тревожной ни была экологическая ситуация, переломить ее можно. Для этого, убежден директор Южного отделения <Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами> Росстроя Юрий УЛЕЗЬКО, нужны три составляющие, это: Общая концепция управления отходами на территории Краснодарского края, реальная целевая программа действий, основанная на практическом опыте и объективном анализе существующей ситуации в области обращения с отходами и действенный общественный контроль в сфере охраны окружающей среды Кубани. Пока у нас только провалы - как с первым, так и со вторым, так и с третьим. Дабы очистить Кубань от всех гадостей разом, власть объявила конкурс на лучшую экологическую программу. Сделали это потому, что, наконец, поняли: проблема, как и беременность, сама не рассасывается, и какие-то меры принимать необходимо. Особенно, если руководствоваться справедливостью, - коль <экологические> деньги в бюджет поступают, то они и тратиться, по всей видимости, должны на природоохранные же нужды. Ну, вот, допустим, выяснилось, что кой-какие средства нашлись - с чего начинать? - Нужно начинать с Концепции - то есть с общего видения проблемы и путей её решения. Концепция должна определить общую стратегию краевой политики в области обращения с отходами, создать четкую, эффективную и компетентную систему управления отраслью отходопереработки, обеспечить правовые и экономические условия - убежден Юрий Викторович. - На сегодняшний день из всех перечисленных мной условий для благоприятного развития отрасли отходопереработки в крае нет абсолютно ничего. - Вы хотите сказать, что у нас в крае нет эффективной системы управления отходами? -Да, анализ существующей системы обращения с отходами в крае характеризуется резким противоречием этой системы с действующим законодательством, значительными финансовыми затратами, потерями в экономике края и самое главное возрастающим недовольством населения на действия, а вернее бездействие органов исполнительной власти всех уровней в решении проблем по обращению с отходами. Южное отделение ФГУП <Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами> Росстроя неоднократно выходило с предложениями по созданию действенной краевой системы управления отходами, но понимания мы не получили. Как бывший военный, я долго не мог понять, почему наши предложения, основанные на положительном практическом опыте других регионов и направленные на эффективное управление не находят поддержки? Почему руководители, отвечающие в масштабах края за устойчивое развитие региона, окружили себя некомпетентными специалистами? Почему заказы на разработку и реализацию мероприятий по обеспечению экологической безопасности получают откровенные расхитители? Теперь стало ясно - это результат общей ситуации в стране, а наши временщики живут по принципу только для себя и любой ценой. Принципы морали и тем более патриотизма стали в лучшем случае неприоритетными, а в худшем понимании воспринимаются как элемент ущербности. Об этом можно долго рассуждать, но тема беседы у нас иная. Правовой вакуум в организации и регулировании отношений в сфере обращения с отходами создает больше проблемных вопросов, чем аспектов привлекательности для частного бизнеса. - Этот камешек <в огород> нашего ЗСК? - Не только, сегодня в результате нескончаемой реформы, похожей на агонию, исполнительной федеральной власти отсутствует кодекс федерального экологического законодательства, ранее действовавшие законы и нормативные правовые акты устарели, неэффективны, а порой противоречивы - это в первую очередь акты, определяющие порядок и условия осуществления основного принципа природопользования-ПЛАТНОСТЬ, уже который год страна ждет появления федеральных законов: <о плате за негативное воздействие на окружающую среду>; <об упаковочных материалах>; <о вторичных материальных ресурсах>; <о рециклинге автотранспорта и других видов сложной бытовой техники>. Требуют доработки основные законы в сфере обращения с отходами и охраны окружающей среды, причем как на федеральном, так и на краевом уровнях. Посмотрите краевое законодательство в этой области оно противоречит федеральному. Приостановлены федеральные механизмы лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами. Отсутствуют методические документы позволяющие разрабатывать правовые муниципальные акты по экологическому нормированию и общему регулированию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. В апреле 2004 года главой администрации Краснодарского края было принято постановление <О неотложных мерах по выводу из кризиса коммунальной отрасли края в сфере санитарной очистки и обращения с отходами> анализ выполнения данного постановления свидетельствует, что этот документ кардинально изменил отношение органов местного самоуправления к проблеме обращения с отходами, эксплуатации муниципальных свалок и вопросам санитарной очистки. В разработке вышеназванного постановления принимали участие специалисты Южного отделения и, несмотря на то, что от первого варианта постановления чиновники оставили не более 20% предложений, данный документ наиболее эффективен, чем многомиллионные затраты на разработку краевой целевой программы <Отходы> и другие мероприятия финансируемые в соответствии с постановлением ЗСК <О пообъектном финансировании природоохранных мероприятий за счет средств поступаемых в краевой бюджет от платы природопользователей за негативное воздействие на окружающую среду>. Если применить сравнение приведенное вами в начале беседы о беременности экологическими проблемами Кубани, то ситуацию по отношению к краевой целевой программе отходы можно сравнить с перезрелой девой, у которой остался последний шанс выйти замуж и родить ребенка. Именно так подошли краевые власти к выбору разработчика программы и её финансированию. Что снова необъяснимо так это как, не прошедшая государственной экологической экспертизы и не принятая Законодательным собранием Краснодарского края программа финансируется. В Российской армии ежегодно проводится аттестация на соответствие занимаемой должности, на эффективных предприятиях менеджеры по персоналу следят и отвечают материально за профессиональный уровень сотрудников так почему расходование целевых экологических платежей, да и в целом налоговых поступлений не подконтрольно общественности края. В результате имеем то, что имеет всех нас и экологию края. Грубо конечно, но справедливо. Справка ЭЭ В апреле в Краснодарский краевой суд было передано дело руководителя некоммерческой организации "Межрегиональный экологический Фонд "Тис" Игоря Торопова, которого обвинили по ст. 159 УК РФ "Мошенничество" за некачественную разработку проекта целевой программы "Отходы". В конце прошлого года эта программа была принята Законодательным Собранием Краснодарского края за основу и обошлась краевому бюджету в 3,5 млн рублей. Объем ресурсного обеспечения программы должен был составить более 900 млн. рублей из краевого бюджета и более 1 млрд. рублей - из бюджетов муниципальных образований. Кубанские депутаты в прессе утверждают, что такое решение - всего лишь заявление о важности проблемы, что не имеет отношения к деятельности автора проекта, обвиняемого в мошенничестве. Как выяснило далее следствие, заказы на разработку концепции и техническое обоснование были переданы четырем московским фирмам, которые, получив деньги, тут же закрылись. В качестве главной причины, по которой работа над программой сейчас приостановлена, депутаты выдвигают отсутствие финансирования. Специалисты из Кубанского государственного университета и сотрудники департамента природных ресурсов, которым проект программы был направлен для экспертизы, сделали вывод, что представленный документ не соответствует условиям договора. - Чем можно объяснить такое отношение кубанцев к проблемам экологии и, в частности, к разработке экологической программы? - Лично мое мнение, что население Кубани не имеет полной и достоверной информации об экологической ситуации в крае. Инвесторы и отдыхающие не знают, что в крае бесхозно размещены более 30% от всех произведенных в бывшем Советском Союзе средств защиты растений относящихся к 1-3 классам опасности. В крае отсутствует материально - техническая база по обезвреживанию опасных и производственных отходов, общая ситуация обращения с твердыми бытовыми отходами критическая. Почитайте нашу местную прессу, она действительно местная и не освещает общих проблем. В глобальной Интернетсети Краснодарский край в вопросах экологии наиболее зашорен, порой даже обидно за жителей пятимиллионной Кубани. Здесь нельзя даже сослаться на общую ситуацию в стране, наши жители неоправданно равнодушны к проблемам экологии и как следствие зона принятия финансовых решений властью в области природоохранны наиболее секретна и криминальна. Из Отчета контрольно-счетной палаты Краснодарского края за 2004 год. ... Значительные нарушения выявлены при использовании бюджетных средств выделенных департаменту водохозяйственного комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края. Установлено, что ежегодно при реализации природоохранных мероприятий здесь с различными финансовыми нарушениями, неэффективно расходуется 55-56 млн. рублей или около 12 процентов от выделяемых департаменту средств краевого бюджета. При проведении строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ финансируемых департаментом водохозяйственного комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций выявлены факты оплаты завышенных объемов работ, неправильное списание строительных материалов, другие финансово-хозяйственные нарушения. Так, в 2002-2003 годах по заказу департамента подрядной организацией МУП <Калининское ЖКХ> выполнялись работы по строительству системы водоснабжения ст.Старовеличковской Калининского района. Контрольными мероприятиями установлено, что департамент оплатил данной подрядной организации за невыполненные, но заактированные работы по устройству наружных водопроводных сетей по некоторым улицам станицы на общую сумму 835,4 тыс. рублей или 41,6 процента от общего объема бюджетных средств выделенных на строительство. Выявлено завышение стоимости объемов строительно-монтажных работ в ОАО <ДПМК Крымская> и ГП <Курганинская ПМК> при строительстве и ремонте очистных сооружений в Курганинском районе на сумму 552,7 тыс. рублей. На объекте <Реконструкция системы Карасунских озер в пос. Пашковском г.Краснодара> стоимость строительства незаконно завышена на 2 677,6 тыс. рублей. ...В 2002-2004 годах на приобретение различной техники и оборудования департаментом затрачено 230 млн. рублей. Как показала проверка, значительная часть техники приобретена без особой необходимости. В результате около половины машин, механизмов и оборудования практически не эксплуатируется. Многие дорогостоящие машины передаются в аренду другим организациям по заниженным тарифам. - Избавиться от столь неэффективного хозяйствования в области обращения с отходами и в целом в охране окружающей среды смогут только неравнодушные к своей малой Родине к своему будущему люди, организованные в общественные организации и способные противостоять волюнтаризму и безрассудству чиновников потерявших совесть и страх перед святым. Юрий Викторович! Раньше о состоянии окружающей среды Краснодарского края готовился и публиковался соответствующий доклад. - Да такой документ издавался на территории Краснодарского края, он отражал экологическую ситуацию и общую информацию о тенденциях в развитии тех или иных процессов оказывающих влияние на окружающую среду. После реформирования исполнительной власти данную задачу в соответствии с компетенцией должны выполнять органы исполнительной власти края. С 1993 года мы не имеем информации о разработке и публикации ежегодного доклада о состоянии окружающей среды, но имеем подтвержденную информацию о том, в соответствии с постановлением ЗСК средства на подготовку доклада выделяются. Необходим общественный контроль и активная позиция общественности Кубани, чтобы прекратить экологический беспредел. - По нашим сведениям НИИ прикладной и экспериментальной экологии завершает разработку краевой программы <Экологическая безопасность>. Как вы оцениваете эту программу? - Очень жаль, что эти сведения очень скупы и мало кто в крае знает об этой программе, наверное, такое положение устраивает как заказчиков, так и разработчиков. Хочу отметить, что на этапе подготовки технического задания программы учитывалось мнение органов местного самоуправления, исходная информация содержит все основные болевые точки края, следовательно, её реализация должна принести пользу всем нам и территории Кубани в целом. - Вашими специалистами разрабатываются генеральные схемы санитарной очистки для муниципальных образований Краснодарского края, расскажите об этой работе. - Да это большая и ответственная работа в сфере организации муниципальной системы санитарной очистки, которая основывается на существующем положении и определяет на расчетный период потребность в коммунальной технике, технологиях и специальном оборудовании для организации цивилизованной деятельности предприятий специализирующихся в сфере санитарной очистки и обращения с отходами. В настоящее время работа по разработке генсхем выполнена для 12 муниципальных образований края, осуществляется для девяти муниципальных образований, в том числе для городов Краснодар, Новороссийск, Майкоп, Кисловодск, Астрахань и других. Генеральная схема как правовой документ муниципального уровня многофункциональна, это определяется большим объемом исходных данных по всем вопросам осуществления и организации деятельности в сфере санитарной очистки и обращения с отходами, которые расчетными методами приведены в соответствии с действующим законодательством. Фактически генеральная схема может служить готовым бизнес-планом для инвестора или основой для разработки муниципальных целевых программ <Отходы>. Могу ответственно заявить, что наше отделение обладает наиболее полной и достоверной информационной базой в области обращения с отходами на территории Краснодарского края. А, говоря о коллективе отделения, хочу сказать, что я счастлив работая рядом с преданными своему делу профессионалами, работающими на благо экологии края. - Возвращаясь к начальной теме нашего разговора, расскажите о Вашем видении организации краевой системы управления отходами. - По поручению заместителя главы администрации Краснодарского края О.К.Безродного, курирующего вопросы экологической безопасности, Южное отделение подготовило и представило свой вариант краевой концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края. Основные положения нашей концепции я могу привести читателям газеты. Для успешного решения проблемы отходов производства и потребления на территории Краснодарского края необходимо: 1. Создать краевую систему управления отходами, с единым центром по разработке стратегии краевой политики в отношении отходов, образующихся на территории Краснодарского края. Центр в форме обособленного органа исполнительной власти края разрабатывает основные законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие и регулирующие отношения сторон действующих в сфере обращения с отходами на территории Краснодарского края. Центр разрабатывает в соответствии с концепцией обращения с отходами Краснодарского края программные мероприятия, координирует деятельность муниципальных образований в сфере обращения с отходами, является краевым администратором платежей за размещение отходов, осуществляет надзор по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами и несет полную персональную ответственность за положение дел в этой отрасли экономики края. 2. Создать краевую производственную базу по переработке вторичного сырья извлекаемого из отходов. 3. Обеспечить экономические и правовые условия деятельности малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами. 4. Добиться получения государственной компетенции в управлении материальными и правовыми ресурсами в области обращения с отходами производства гарантированные субъектам РФ Конституцией Российской Федерации. 5. Провести краевую инвентаризацию отходов производства и потребления, а также лицензированных объектов переработки и размещения отходов посредством разработки Генеральных схем очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Краснодарского края. 6. Определить государственной стратегией краевой системы управления отходами - селективный сбор, сортировку и максимальное использование утильных компонент отходов в экономике края. 7. Обеспечить реализацию учебных и пропагандистских программ направленных на разъяснение и обучение населения правилам безопасного и экономически выгодного обращения с отходами. 8. Центру с участием муниципальных органов специально уполномоченных в области обращения с отходами: - разработать межмуниципальную целевую программу обращения с отходами направленную на вовлечение вторичных ресурсов в производство и минимизацию образования отходов; - организовать проектирование, строительство и эксплуатацию краевого, опытного, учебно-производственного центра по обращению с отходами и провести двухгодичный эксперимент по управлению отходами на территории одного муниципального образования, проводить обучение и сертификацию специалистов, оборудования и технологий в сфере обращения с отходами на территории края - организовать краевую систему обращения с опасными отходами, в том числе: а) медицинские и биологические отходы, б) отходы средств защиты растений, в) наркотические вещества и психотропные средства, а также их прекурсоры, г) пришедшие в негодность, запрещенные к применению лекарственные средства, д) контрафактная продукция, е) опасные отходы производства и т.д. - организовать краевую систему авторециклинга; - организовать краевую систему обращения с отходами электронной промышленности (компьютеры, оргтехника, сложная бытовая техника и т.д.); - организовать краевую систему обращения с отходами строительства и слома; - организовать краевую систему обращения с крупногабаритными отходами - организовать краевую биржу вторичных ресурсов; - обеспечить благоприятные экономические и правовые условия для развития конкурентной среды и привлечения инвестиций в область обращения с отходами. 9. В числе первоочередных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления Краснодарского края приступить к выполнению следующих мероприятий: - создание обособленного краевого органа исполнительной власти специально уполномоченного в области обращения с отходами; - организация опытного краевого учебно-производственного центра по обращению с отходами на базе муниципальной свалки в районе хутора Копанского - проведение детальной инвентаризации объектов образования, переработки и размещения отходов посредством разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Краснодарского края; -разработать программу обеспечения безопасного обращения с отходами на территории Азово-Черноморского побережья Краснодарского края Спасибо Вам большое за деятельность Южного отделения и участие в нашей беседе. - Я со своей стороны благодарю Вас за предоставленную возможность общения с читателями газеты "Экология и экономика". Желаю Вашей газете быть полезной жителям Кубани, а это будет возможно только при активной позиции ваших корреспондентов и острой, правдивой экологической тематике материалов. Е.Мальцева, "Экология и экономика" Источник: "Южное отделение Улезько" jugcentre56@mail.ru, 27 ноября 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |