![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
**** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь ***************
*******************************************************************
** Сообщение UCS-INFO.1346, 14 июня 2005 г. *
*******************************************************************
Металлы
СУАЛ: ДОРОГА АЛЮМИНИЯ В РЕСПУБЛИКУ КОМИ
(7 публикаций на одну тему)
Началось строительство подъездных путей к будущему глиноземному
комбинату
11 марта информационное агентство <Комиинформ> сообщило, что в Коми
началось строительство глиноземного завода группы <СУАЛ>. Об этом, по
сообщению информагентства, заявил первый заместитель Главы Республики Коми
Павел Орда во время его встречи с представителями региональных СМИ,
состоявшейся 10 марта. Между тем никаких поводов для столь многообещающего
заявления вроде бы не было. За разъяснением <ЗЖ> обратилась к министру
промышленности и энергетики РК Николаю Герасимову.
Г-н Герасимов пояснил, что на самом деле в середине минувшего февраля
началось не строительство завода (его рабочий проект появится на свет не
раньше мая), а лишь сооружение подъездных путей к площадке его
предполагаемого размещения. В рамках программы развития дорожного
строительства на отрезке Сосногорск-Печора планируется уложить 7 километров
дорожного полотна (три километра для общего пользования, и далее отвод на
собственно промплощадку будущего завода). <Начало этих работ и выдают за
начало строительства глиноземного комбината>, - предположил министр.
Г-н Герасимов также сообщил о других усилиях правительства РК и группы
<СУАЛ>, направленных на сооружение завода. В частности, заинтересованными
сторонами ведутся активные переговоры с ОАО <Газпром> о выделении лимитов
газа под будущее глиноземное производство (в объеме 600 миллионов кубометров
в год). В частности, именно этот вопрос недавно обсуждали Глава РК Владимир
Торлопов и заместитель председателя правления газового концерна Александр
Рязанов.
С другим российским монополистом - ОАО <Российские железные дороги> -
обсуждается вопрос о строительстве в районе поселка Керки новой
железнодорожной станции, призванной оптимизировать процесс деятельности
глиноземного комбината.
П.Александров, <Зырянская жизнь>, 14.03.05 г.
Комитет спасения Печоры ужесточил свою позицию по строительству
глиноземного завода в Коми
На прошлой неделе входящее в группу <СУАЛ> ЗАО <Коми Алюминий> и
Международная финансовая корпорация (подразделение Мирового банка,
финансирующее частные инвестиционные проекты) презентовали рядовым жителям
республики материалы <Обоснования инвестиций в строительство
боксито-глиноземного комплекса в Республике Коми>. Растянувшиеся на четыре
дня мероприятия для муниципальных чиновников и широких кругов общественности
прошли в Княжпогостском районе (где планируется расширение мощности
существующего бокситового рудника), Сосногорске (в непосредственной близости
от него <СУАЛ> намерен соорудить завод по производству глинозема) и Ижме
(именно коми-ижемцы оказались самыми активными оппонентами <СУАЛа>).
Обстановка мероприятий была довольно нервозной, чему поспособствовали
активисты Комитета спасения Печоры (КСП).
Проблемы инвестиционных планов СУАЛа в РК в том, что их невозможно
осуществить без международной банковской поддержки. А последнюю невозможно
получить без консультаций с местным населением по широкому кругу не только
экологических, но и социально-экономических аспектов.
Ограничиваться только расширением расположенного в Княжпогостском районе
бокситового рудника <СУАЛ>, как известно, не захотел, а единственная, по
мнению его специалистов, экономически приемлемая площадка для размещения
глиноземного завода оказалась на водоразделе Ижмы и ее притока Айювы
недалеко от поселка Керки (МО <Город Сосногорск>). Вкупе с планами по
строительству еще и алюминиевого завода в Печоре интересы <СУАЛа>, таким
образом, пересеклись с интересами ижемцев, прославившихся своей
неуступчивостью уже при императоре Николае I (в 30-х годах XIX века по
результатам хорошо организованной кампании изьватасы отстояли свое право не
участвовать в строительстве дороги с Пинеги на Мезень).
Напомним, что в марте 2004 года подконтрольный коми-ижемцам Комитет
спасения Печоры на своем специальном заседании высказался против размещения
глиноземного завода не только вблизи поселка Керки, но и вообще в бассейне
реки Печоры (завод было предложено построить в Княжпогостском районе). Тогда
же была сформирована рабочая группа комитета по противодействию
строительству завода в Припечорье, в состав которой вошел председатель еще
одного общественного комитета (<Защиты среды обитания населения Ижемского
района>) Василий Костин.
Позиции ижемских <зеленых>, прямо скажем, были не сильны. В отсутствии
каких-либо проектных документов они основывались на тезисе, что
хозяйственный пресс на ижмо-печорский регион и его коренных жителей и без
того слишком высок, поэтому-де и не надо здесь строить новые промышленные
объекты. Это утверждение, возможно, и повисло бы в воздухе, если бы не
слишком уж откровенная поддержка проекта со стороны Правительства РК.
1 июля 2004 года Владимир Торлопов своим распоряжением согласовал
передачу приглянувшейся <СУАЛу> площадки для будущего размещения глиноземного
завода в РК. Это принятое в ответ на просьбу руководства ЗАО <Коми Алюминий>
решение было подготовлено в тайне от широких кругов населения (<ЗЖ>, 5 июля
2004 г.). Тем самым были дезавуированы намерения группы Виктора Вексельберга
обсуждать с общественностью все детали проекта в рамках так называемой
<оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую
среду> (ОВОС).
Но настоящий скандал, связанный с лоббированием властями республики
интересов <СУАЛа>, похоже, может грянуть в ближайшее время. И опять все
замыкается на злополучной площадке в районе поселка Керки.
11 марта <Комиинформ>, со ссылкой на первого заместителя Главы РК Павла
Орду, поспешил сообщить, что <в Коми началось строительство глиноземного
завода группы <СУАЛ>. Комментируя эту новость для <ЗЖ>, министр
промышленности и энергетики РК Николай Герасимов пояснил, что речь идет не о
начале строительства завода вообще, а всего лишь о сооружении подъездных
путей к площадке его предполагаемого размещения. Понятно, что эта новость не
осталась незамеченной припечорскими <зелеными>. Хотя бы потому, что никто из
них никогда не слышал, чтобы данное дорожное строительство прошло
государственную экологическую экспертизу, в чем усматривается нарушение
федеральных законов <Об охране окружающей среды> и <Об экологической
экспертизе>.
28 марта, аккурат за сутки до начала мероприятий по представлению
<Обоснований инвестиций в строительство боксито-глиноземного комплекса в
Республике Коми>, из Ижмы выдвинулся оснащенный видеокамерой
<разведывательный> отряд во главе с председателем КСП Валентиной Семяшкиной.
Проехав по зимнику до поселка Керки, экологисты без труда обнаружили искомое
дорожное строительство. Добрый десяток единиц российской и японской техники,
принадлежащей фирмам <Темп> и <Комистроймост>, в авральном порядке
реализовывали то, о чем проговорился г-н Орда. Чтобы снять все сомнения,
г-жа Семяшкина, не раскрывая своей общественной должности, поинтересовалась
у одного из дорожных строителей, куда ведет новая грунтовка. Ей пояснили,
что на <обогатительный глиноземный комбинат>.
Через три дня, 31 марта, Валентина Семяшкина и ее единомышленники из
Москвы, Ухты, Сосногорска и Нижнего Одеса прибыли в администрацию МО <Город
Сосногорск>, куда заместитель генерального директора ЗАО <Коми Алюминий>
Владислав Броневой и сопровождающая его свита привезли материалы обоснования
инвестиций. Г-н Броневой, всячески подчеркивающий безупречность проектной
документации, отвечая на вопрос г-жи Семяшкиной, стал отрицать причастность
своей компании к незаконному дорожному строительству. Чтобы снять все
сомнения по этому поводу, присутствовавший на мероприятии корреспондент <ЗЖ>
вышел из актового зала в коридор и связался со своим источником в
республиканском министерстве промышленности и энергетики. Источник пояснил,
что дорожное строительство, зафиксированное активистами КСП на видео,
финансирует: республиканский бюджет.
Между тем мероприятие в Ижме, прошедшее 1 апреля, ознаменовалось весьма
симптоматической сменой аргументов <зеленых>. Если раньше они настаивали на
переносе строительства глиноземного комбината за пределы Припечорья, то
теперь и г-жа Семяшкина, и г-да Костин и Чупров всячески подчеркивали
бесполезность этой затеи вообще. В частности, по причине отсутствия
законодательных механизмов, гарантирующих позитивное влияние такого рода
проектов на коренное население. При этом г-жа Семяшкина ссылалась на опыт
реализации проекта по устранению последствий усинской нефтяной катастрофы
1994 года, профинансированного Мировым банком и Европейским банком
реконструкции и развития. Тот проект тоже предполагал ряд мероприятий,
направленных на улучшение здоровья и быта пострадавших от нефтяных разливов
коми-ижемцев, однако по ходу его реализации ничего такого не произошло.
Э.Мезак, <Зырянская жизнь>, 4.04.05 г.
Изьва атас
Коми-ижемцы донесли до Мирового банка свое несогласие со строительством
глиноземного завода
Во вторник, 12 апреля, в Москве представители коми-ижемской
общественности устроили пикет у шлагбаума, перекрывающего дорогу к особняку,
в котором располагается российское представительство Мирового банка. Одетые
в национальные костюмы ижемцы во главе с председателем Комитета спасения
Печоры (КСП) Валентиной Семяшкиной требовали от банка не финансировать
проект <СУАЛа> по строительству в Коми боксито-глиноземного комплекса.
Выступая перед пришедшими на акцию журналистами, члены КСП и Коми
республиканского общественного движения (КРОД) <Изьватас> заостряли внимание
главным образом на планах по строительству в междуречье Ижмы и Айювы
глиноземного завода. По мнению <зеленых>, нет гарантий, что деятельность
такого комбината не будет сопровождаться загрязнением поверхностных и
подземных вод. Досталось и властям Коми за незаконное (при отсутствии
положительного заключения государственной экологической экспертизы)
финансирование дороги, ведущей к площадке предполагаемого размещения
глиноземного завода.
Призывы перенести место строительства этого объекта в Княжпогостский
район, где <СУАЛ> уже развернул свою деятельность, из уст припечорских
<зеленых> на акции не раздавались. Следуя недавно обнародованной позиции
(<ЗЖ>, 4 апреля), они теперь выступают против реализации проекта в принципе,
так как существующие российские реалии не позволяют ожидать, что
деятельность <суаловских> структур будет для коренного населения Коми
экологически и социально приемлемой.
Прошедшее в Москве пикетирование стало прелюдией к V Съезду коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (КМНССиДВ РФ),
состоявшемуся на прошлой неделе в Москве. Съезд является высшим руководящим
органом одноименной ассоциации, объединяющей региональные общественные
организации малочисленных коренных народов Севера. КРОД <Изьватас> вошло в
состав ассоциации в октябре прошлого года, после чего коми-ижемцы и получили
право участвовать в прошедшем на прошлой неделе съезде.
Ижемскую делегацию на съезде возглавляла председатель КРОД <Изьватас>
Валентина Ануфриева. В ее состав также вошли уже упомянутая г-жа Семяшкина,
заместитель главы администрации МО <Ижемский район> Николай Рочев и директор
Ижемского районного историко-краеведческого музея Тамара Новикова. Помимо
этого, еще 8 <ижемцев> из Республики Коми, Ямало-Ненецкого и Ненецкого
автономных округов посетили съезд в качестве приглашенных.
Г-жа Семяшкина была замечена участниками съезда благодаря докладу, с
которым она выступила от имени ижемской делегации. Председатель КСП оказалась
единственной, кто заострил внимание на явных несовершенствах российского
законодательства. В частности, на том, что российские законы защищают лишь
те коренные этнические группы, численность которых ниже 50 тысяч человек
(именно поэтому на статус коренного народа не может претендовать народ
коми). После выступления г-жи Семяшкиной безрадостной судьбой коми-ижемцев
заинтересовался корреспондент газеты <Акахата> (<Красное знамя>) -
центрального печатного органа Японской коммунистической партии.
В кулуарах съезда, проходившего в Академии государственной службы при
Президенте РФ, припечорские <зеленые> собирали подписи под своим
<антисуаловским> обращением к Мировому банку. За несколько часов
целенаправленной работы текст обращения поддержали более ста человек как из
малочисленных северных, так и многочисленных западноевропейских народов. В
кулуарах же ижемцами был замечен председатель Межрегионального общественного
движения (МОД) <Коми войтыр>, член Правительства РК Валерий Марков. Он, в
свою очередь, ижемцев то ли не заметил, то ли просто не пошел на контакт,
что, впрочем, не удивительно, так как <Коми войтыр> и его лидеры отвергают
претензии ижемцев на статус малочисленного коренного народа Севера.
Между тем разница в позициях ижемских и <универсальных> коми еще более
определилась 15 апреля на прошедшем в Сыктывкаре заседании исполкома МОД
<Коми войтыр>. На нем специалисты <СУАЛа> представили официозному крылу коми
национального движения свой боксито-глиноземный проект. <Коми войтыр>, в
свою очередь, заявил о готовности сотрудничать с <СУАЛом> с целью
оптимизации социальных характеристик проекта. По предложению г-на Маркова в
план сотрудничества с <алюминщиками> была включена поездка делегации <Коми
войтыра> на Лазурный берег Франции, где, по утверждению специалистов
<СУАЛа>, без всяких экологических проблем работает глиноземный комбинат, по
своим техническим параметрам уступающий тому, который планируется построить
в Сосногорском районе. Большинство <комивойтырцев> восприняли предложение
г-на Маркова с нескрываемым восторгом. Впрочем, не все. Услышав о нем, лидер
общественного движения <Коренные женщины Коми> Галина Князева предположила,
что <там их и купят>. Впрочем, кроме корреспондента <ЗЖ>, это высказывание
г-жи Князевой никто не услышал.
Э.Мезак, <Зырянская жизнь>, 18.04.05 г.
Власти Коми подставили "Темпдорстрой", втянув компанию в незаконное
дорожное строительство
В минувший четверг, 21 апреля, газета <Республика> опубликовала
объявление о проведении открытого конкурса на осуществление за счет
республиканского бюджета РК <строительства подъездной автомобильной дороги
к глиноземному заводу в Сосногорском районе>. Комизм ситуации в том, что
конкурс, который должен состояться 8 июня, уже имеет своего победителя,
ведь сооружение указанного дорожного объекта на сегодняшний день
фактически полностью завершено.
Повышенное внимание к упомянутым подъездным путям спровоцировал первый
заместитель Главы РК Павел Орда. Строительство дороги к месту
предполагаемого размещения глиноземного завода группы <СУАЛ>, начавшееся с
подачи республиканского правительства в середине февраля этого года, г-н
Орда 10 марта поспешил выдать за начало сооружения всего глиноземного
комбината (<ЗЖ>, 14 марта). Поспешность первого зама имела вполне конкретные
юридические и политические последствия.
Выступающие против планов <СУАЛа> припечорские <зеленые> без труда
выяснили, что затеянное в интересах <алюминщиков> дорожное строительство не
прошло государственную экологическую экспертизу (<ЗЖ, 18, 11, 4 марта).
После чего данный факт был обращен против планов <СУАЛа> в целом (ничего
хорошего от их реализации, мол, ждать не приходится, коль уж обычную дорогу
власти и ЗАО <Коми Алюминий> не могут построить без нарушений
природоохранного законодательства).
Теперь выясняется, что дорогу сооружают с нарушением не только
экологического, но еще и бюджетного законодательства. Право же, смешно
говорить о конкурсе на закупку финансируемых из бюджета строительных работ,
когда дорога фактически уже построена. По крайней мере, строящие ее
работники ООО <ПСК <Темп-дорстрой> 28 марта заверили членов общественного
Комитета спасения Печоры, что из предусмотренных проектом семи километров
дорожного полотна уложены уже шесть, а весь комплекс работ должен быть
завершен до весеннего паводка.
Напрашивается, правда, вопрос: почему <Темпдорстрой> взялся за
осуществление незаконных дорожных работ, не имея юридически оформленных
гарантий их финансирования из бюджета? Источник <ЗЖ>, знакомый с внутренней
жизнью Дорожного агентства РК, предположил, что <Темпдорстрой> согласился
участвовать в дорожной авантюре не от хорошей жизни. Плохую жизнь компании
опять-таки создали власти РК, не расплатившись с ней за подрядные работы
2002-2003 годов. Источник <ЗЖ> склонен полагать, что условием погашения этой
задолженности могло стать участие предприятия в форсированном строительстве
необходимой <СУАЛу> дороги.
Э.Мезак, <Зырянская жизнь>, 25.04.05г.
Дорожное агентство Коми идет одной дорогой с "СУАЛом"
по пути нарушения федерального законодательства
В минувшую субботу, 21 мая, ЗАО <Коми Алюминий> провело в Сосногорске
общественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС) строительства и эксплуатации вблизи сосногорского поселка Керки
глиноземного завода группы <СУАЛ>. Слушания показали, что по мере того, как
<зеленые> ужесточают свою критику планов <СУАЛа> (<ЗЖ>, 11
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |