Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И   *
*******************************************************************
****     Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь                  ***************
*******************************************************************
**                     Сообщение UCS-INFO.1346, 14 июня 2005 г.   *
*******************************************************************
                                                            Металлы


              СУАЛ: ДОРОГА АЛЮМИНИЯ В РЕСПУБЛИКУ КОМИ
                 (7 публикаций на одну тему)


    Началось строительство подъездных путей к будущему глиноземному
комбинату
    11 марта информационное агентство <Комиинформ> сообщило, что в Коми
началось строительство глиноземного завода группы <СУАЛ>. Об этом, по
сообщению информагентства, заявил первый заместитель Главы Республики Коми
Павел Орда во время его встречи с представителями региональных СМИ,
состоявшейся 10 марта. Между тем никаких поводов для столь многообещающего
заявления вроде бы не было. За разъяснением <ЗЖ> обратилась к министру
промышленности и энергетики РК Николаю Герасимову.
    Г-н Герасимов пояснил, что на самом деле в середине минувшего февраля
началось не строительство завода (его рабочий проект появится на свет не
раньше мая), а лишь сооружение подъездных путей к площадке его
предполагаемого размещения. В рамках программы развития дорожного
строительства на отрезке Сосногорск-Печора планируется уложить 7 километров
дорожного полотна (три километра для общего пользования, и далее отвод на
собственно промплощадку будущего завода). <Начало этих работ и выдают за
начало строительства глиноземного комбината>, - предположил министр.
    Г-н Герасимов также сообщил о других усилиях правительства РК и группы
<СУАЛ>, направленных на сооружение завода. В частности, заинтересованными
сторонами ведутся активные переговоры с ОАО <Газпром> о выделении лимитов
газа под будущее глиноземное производство (в объеме 600 миллионов кубометров
в год). В частности, именно этот вопрос недавно обсуждали Глава РК Владимир
Торлопов и заместитель председателя правления газового концерна Александр
Рязанов.
    С другим российским монополистом - ОАО <Российские железные дороги> -
обсуждается вопрос о строительстве в районе поселка Керки новой
железнодорожной станции, призванной оптимизировать процесс деятельности
глиноземного комбината.
         П.Александров, <Зырянская жизнь>, 14.03.05 г.

    Комитет спасения Печоры ужесточил свою позицию по строительству
глиноземного завода в Коми
    На прошлой неделе входящее в группу <СУАЛ> ЗАО <Коми Алюминий> и
Международная финансовая корпорация (подразделение Мирового банка,
финансирующее частные инвестиционные проекты) презентовали рядовым жителям
республики материалы <Обоснования инвестиций в строительство
боксито-глиноземного комплекса в Республике Коми>. Растянувшиеся на четыре
дня мероприятия для муниципальных чиновников и широких кругов общественности
прошли в Княжпогостском районе (где планируется расширение мощности
существующего бокситового рудника), Сосногорске (в непосредственной близости
от него <СУАЛ> намерен соорудить завод по производству глинозема) и Ижме
(именно коми-ижемцы оказались самыми активными оппонентами <СУАЛа>).
Обстановка мероприятий была довольно нервозной, чему поспособствовали
активисты Комитета спасения Печоры (КСП).
    Проблемы инвестиционных планов СУАЛа в РК в том, что их невозможно
осуществить без международной банковской поддержки. А последнюю невозможно
получить без консультаций с местным населением по широкому кругу не только
экологических, но и социально-экономических аспектов.
    Ограничиваться только расширением расположенного в Княжпогостском районе
бокситового рудника <СУАЛ>, как известно, не захотел, а единственная, по
мнению его специалистов, экономически приемлемая площадка для размещения
глиноземного завода оказалась на водоразделе Ижмы и ее притока Айювы
недалеко от поселка Керки (МО <Город Сосногорск>). Вкупе с планами по
строительству еще и алюминиевого завода в Печоре интересы <СУАЛа>, таким
образом, пересеклись с интересами ижемцев, прославившихся своей
неуступчивостью уже при императоре Николае I (в 30-х годах XIX века по
результатам хорошо организованной кампании изьватасы отстояли свое право не
участвовать в строительстве дороги с Пинеги на Мезень).
    Напомним, что в марте 2004 года подконтрольный коми-ижемцам Комитет
спасения Печоры на своем специальном заседании высказался против размещения
глиноземного завода не только вблизи поселка Керки, но и вообще в бассейне
реки Печоры (завод было предложено построить в Княжпогостском районе). Тогда
же была сформирована рабочая группа комитета по противодействию
строительству завода в Припечорье, в состав которой вошел председатель еще
одного общественного комитета (<Защиты среды обитания населения Ижемского
района>) Василий Костин.
    Позиции ижемских <зеленых>, прямо скажем, были не сильны. В отсутствии
каких-либо проектных документов они основывались на тезисе, что
хозяйственный пресс на ижмо-печорский регион и его коренных жителей и без
того слишком высок, поэтому-де и не надо здесь строить новые промышленные
объекты. Это утверждение, возможно, и повисло бы в воздухе, если бы не
слишком уж откровенная поддержка проекта со стороны Правительства РК.
    1 июля 2004 года Владимир Торлопов своим распоряжением согласовал
передачу приглянувшейся <СУАЛу> площадки для будущего размещения глиноземного
завода в РК. Это принятое в ответ на просьбу руководства ЗАО <Коми Алюминий>
решение было подготовлено в тайне от широких кругов населения (<ЗЖ>, 5 июля
2004 г.). Тем самым были дезавуированы намерения группы Виктора Вексельберга
обсуждать с общественностью все детали проекта в рамках так называемой
<оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую
среду> (ОВОС).
    Но настоящий скандал, связанный с лоббированием властями республики
интересов <СУАЛа>, похоже, может грянуть в ближайшее время. И опять все
замыкается на злополучной площадке в районе поселка Керки.
    11 марта <Комиинформ>, со ссылкой на первого заместителя Главы РК Павла
Орду, поспешил сообщить, что <в Коми началось строительство глиноземного
завода группы <СУАЛ>. Комментируя эту новость для <ЗЖ>, министр
промышленности и энергетики РК Николай Герасимов пояснил, что речь идет не о
начале строительства завода вообще, а всего лишь о сооружении подъездных
путей к площадке его предполагаемого размещения. Понятно, что эта новость не
осталась незамеченной припечорскими <зелеными>. Хотя бы потому, что никто из
них никогда не слышал, чтобы данное дорожное строительство прошло
государственную экологическую экспертизу, в чем усматривается нарушение
федеральных законов <Об охране окружающей среды> и <Об экологической
экспертизе>.
    28 марта, аккурат за сутки до начала мероприятий по представлению
<Обоснований инвестиций в строительство боксито-глиноземного комплекса в
Республике Коми>, из Ижмы выдвинулся оснащенный видеокамерой
<разведывательный> отряд во главе с председателем КСП Валентиной Семяшкиной.
Проехав по зимнику до поселка Керки, экологисты без труда обнаружили искомое
дорожное строительство. Добрый десяток единиц российской и японской техники,
принадлежащей фирмам <Темп> и <Комистроймост>, в авральном порядке
реализовывали то, о чем проговорился г-н Орда. Чтобы снять все сомнения,
г-жа Семяшкина, не раскрывая своей общественной должности, поинтересовалась
у одного из дорожных строителей, куда ведет новая грунтовка. Ей пояснили,
что на <обогатительный глиноземный комбинат>.
    Через три дня, 31 марта, Валентина Семяшкина и ее единомышленники из
Москвы, Ухты, Сосногорска и Нижнего Одеса прибыли в администрацию МО <Город
Сосногорск>, куда заместитель генерального директора ЗАО <Коми Алюминий>
Владислав Броневой и сопровождающая его свита привезли материалы обоснования
инвестиций. Г-н Броневой, всячески подчеркивающий безупречность проектной
документации, отвечая на вопрос г-жи Семяшкиной, стал отрицать причастность
своей компании к незаконному дорожному строительству. Чтобы снять все
сомнения по этому поводу, присутствовавший на мероприятии корреспондент <ЗЖ>
вышел из актового зала в коридор и связался со своим источником в
республиканском министерстве промышленности и энергетики. Источник пояснил,
что дорожное строительство, зафиксированное активистами КСП на видео,
финансирует: республиканский бюджет.
    Между тем мероприятие в Ижме, прошедшее 1 апреля, ознаменовалось весьма
симптоматической сменой аргументов <зеленых>. Если раньше они настаивали на
переносе строительства глиноземного комбината за пределы Припечорья, то
теперь и г-жа Семяшкина, и г-да Костин и Чупров всячески подчеркивали
бесполезность этой затеи вообще. В частности, по причине отсутствия
законодательных механизмов, гарантирующих позитивное влияние такого рода
проектов на коренное население. При этом г-жа Семяшкина ссылалась на опыт
реализации проекта по устранению последствий усинской нефтяной катастрофы
1994 года, профинансированного Мировым банком и Европейским банком
реконструкции и развития. Тот проект тоже предполагал ряд мероприятий,
направленных на улучшение здоровья и быта пострадавших от нефтяных разливов
коми-ижемцев, однако по ходу его реализации ничего такого не произошло.
          Э.Мезак, <Зырянская жизнь>, 4.04.05 г.

    Изьва атас
    Коми-ижемцы донесли до Мирового банка свое несогласие со строительством
глиноземного завода
    Во вторник, 12 апреля, в Москве представители коми-ижемской
общественности устроили пикет у шлагбаума, перекрывающего дорогу к особняку,
в котором располагается российское представительство Мирового банка. Одетые
в национальные костюмы ижемцы во главе с председателем Комитета спасения
Печоры (КСП) Валентиной Семяшкиной требовали от банка не финансировать
проект <СУАЛа> по строительству в Коми боксито-глиноземного комплекса.
    Выступая перед пришедшими на акцию журналистами, члены КСП и Коми
республиканского общественного движения (КРОД) <Изьватас> заостряли внимание
главным образом на планах по строительству в междуречье Ижмы и Айювы
глиноземного завода. По мнению <зеленых>, нет гарантий, что деятельность
такого комбината не будет сопровождаться загрязнением поверхностных и
подземных вод. Досталось и властям Коми за незаконное (при отсутствии
положительного заключения государственной экологической экспертизы)
финансирование дороги, ведущей к площадке предполагаемого размещения
глиноземного завода.
    Призывы перенести место строительства этого объекта в Княжпогостский
район, где <СУАЛ> уже развернул свою деятельность, из уст припечорских
<зеленых> на акции не раздавались. Следуя недавно обнародованной позиции
(<ЗЖ>, 4 апреля), они теперь выступают против реализации проекта в принципе,
так как существующие российские реалии не позволяют ожидать, что
деятельность <суаловских> структур будет для коренного населения Коми
экологически и социально приемлемой.
    Прошедшее в Москве пикетирование стало прелюдией к V Съезду коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (КМНССиДВ РФ),
состоявшемуся на прошлой неделе в Москве. Съезд является высшим руководящим
органом одноименной ассоциации, объединяющей региональные общественные
организации малочисленных коренных народов Севера. КРОД <Изьватас> вошло в
состав ассоциации в октябре прошлого года, после чего коми-ижемцы и получили
право участвовать в прошедшем на прошлой неделе съезде.
    Ижемскую делегацию на съезде возглавляла председатель КРОД <Изьватас>
Валентина Ануфриева. В ее состав также вошли уже упомянутая г-жа Семяшкина,
заместитель главы администрации МО <Ижемский район> Николай Рочев и директор
Ижемского районного историко-краеведческого музея Тамара Новикова. Помимо
этого, еще 8 <ижемцев> из Республики Коми, Ямало-Ненецкого и Ненецкого
автономных округов посетили съезд в качестве приглашенных.
    Г-жа Семяшкина была замечена участниками съезда благодаря докладу, с
которым она выступила от имени ижемской делегации. Председатель КСП оказалась
единственной, кто заострил внимание на явных несовершенствах российского
законодательства. В частности, на том, что российские законы защищают лишь
те коренные этнические группы, численность которых ниже 50 тысяч человек
(именно поэтому на статус коренного народа не может претендовать народ
коми). После выступления г-жи Семяшкиной безрадостной судьбой коми-ижемцев
заинтересовался корреспондент газеты <Акахата> (<Красное знамя>) -
центрального печатного органа Японской коммунистической партии.
    В кулуарах съезда, проходившего в Академии государственной службы при
Президенте РФ, припечорские <зеленые> собирали подписи под своим
<антисуаловским> обращением к Мировому банку. За несколько часов
целенаправленной работы текст обращения поддержали более ста человек как из
малочисленных северных, так и многочисленных западноевропейских народов. В
кулуарах же ижемцами был замечен председатель Межрегионального общественного
движения (МОД) <Коми войтыр>, член Правительства РК Валерий Марков. Он, в
свою очередь, ижемцев то ли не заметил, то ли просто не пошел на контакт,
что, впрочем, не удивительно, так как <Коми войтыр> и его лидеры отвергают
претензии ижемцев на статус малочисленного коренного народа Севера.
    Между тем разница в позициях ижемских и <универсальных> коми еще более
определилась 15 апреля на прошедшем в Сыктывкаре заседании исполкома МОД
<Коми войтыр>. На нем специалисты <СУАЛа> представили официозному крылу коми
национального движения свой боксито-глиноземный проект. <Коми войтыр>, в
свою очередь, заявил о готовности сотрудничать с <СУАЛом> с целью
оптимизации социальных характеристик проекта. По предложению г-на Маркова в
план сотрудничества с <алюминщиками> была включена поездка делегации <Коми
войтыра> на Лазурный берег Франции, где, по утверждению специалистов
<СУАЛа>, без всяких экологических проблем работает глиноземный комбинат, по
своим техническим параметрам уступающий тому, который планируется построить
в Сосногорском районе. Большинство <комивойтырцев> восприняли предложение
г-на Маркова с нескрываемым восторгом. Впрочем, не все. Услышав о нем, лидер
общественного движения <Коренные женщины Коми> Галина Князева предположила,
что <там их и купят>. Впрочем, кроме корреспондента <ЗЖ>, это высказывание
г-жи Князевой никто не услышал.
           Э.Мезак, <Зырянская жизнь>, 18.04.05 г.

    Власти Коми подставили "Темпдорстрой", втянув компанию в незаконное
дорожное строительство
    В минувший четверг, 21 апреля, газета <Республика> опубликовала
объявление о проведении открытого конкурса на осуществление за счет
республиканского бюджета РК <строительства подъездной автомобильной дороги
к глиноземному заводу в Сосногорском районе>. Комизм ситуации в том, что
конкурс, который должен состояться 8 июня, уже имеет своего победителя,
ведь сооружение указанного дорожного объекта на сегодняшний день
фактически полностью завершено.
    Повышенное внимание к упомянутым подъездным путям спровоцировал первый
заместитель Главы РК Павел Орда. Строительство дороги к месту
предполагаемого размещения глиноземного завода группы <СУАЛ>, начавшееся с
подачи республиканского правительства в середине февраля этого года, г-н
Орда 10 марта поспешил выдать за начало сооружения всего глиноземного
комбината (<ЗЖ>, 14 марта). Поспешность первого зама имела вполне конкретные
юридические и политические последствия.
    Выступающие против планов <СУАЛа> припечорские <зеленые> без труда
выяснили, что затеянное в интересах <алюминщиков> дорожное строительство не
прошло государственную экологическую экспертизу (<ЗЖ, 18, 11, 4 марта).
После чего данный факт был обращен против планов <СУАЛа> в целом (ничего
хорошего от их реализации, мол, ждать не приходится, коль уж обычную дорогу
власти и ЗАО <Коми Алюминий> не могут построить без нарушений
природоохранного законодательства).
    Теперь выясняется, что дорогу сооружают с нарушением не только
экологического, но еще и бюджетного законодательства. Право же, смешно
говорить о конкурсе на закупку финансируемых из бюджета строительных работ,
когда дорога фактически уже построена. По крайней мере, строящие ее
работники ООО <ПСК <Темп-дорстрой> 28 марта заверили членов общественного
Комитета спасения Печоры, что из предусмотренных проектом семи километров
дорожного полотна уложены уже шесть, а весь комплекс работ должен быть
завершен до весеннего паводка.
    Напрашивается, правда, вопрос: почему <Темпдорстрой> взялся за
осуществление незаконных дорожных работ, не имея юридически оформленных
гарантий их финансирования из бюджета? Источник <ЗЖ>, знакомый с внутренней
жизнью Дорожного агентства РК, предположил, что <Темпдорстрой> согласился
участвовать в дорожной авантюре не от хорошей жизни. Плохую жизнь компании
опять-таки создали власти РК, не расплатившись с ней за подрядные работы
2002-2003 годов. Источник <ЗЖ> склонен полагать, что условием погашения этой
задолженности могло стать участие предприятия в форсированном строительстве
необходимой <СУАЛу> дороги.
           Э.Мезак,  <Зырянская жизнь>, 25.04.05г.

    Дорожное агентство Коми идет одной дорогой с "СУАЛом"
по пути нарушения федерального законодательства
    В минувшую субботу, 21 мая, ЗАО <Коми Алюминий> провело в Сосногорске
общественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду
(ОВОС) строительства и эксплуатации вблизи сосногорского поселка Керки
глиноземного завода группы <СУАЛ>. Слушания показали, что по мере того, как
<зеленые> ужесточают свою критику планов <СУАЛа> (<ЗЖ>, 11
  и 4 апреля
 ), <суаловцы>, наоборот,
отступают от своих обязательств. А именно, от обещаний безусловно соблюдать
российское природоохранное законодательство при проектировании и реализации
боксито-глиноземного проекта.
    Корреспондент <ЗЖ> ехал на слушания под впечатлением от общения с первым
заместителем прокурора РК Николаем Басмановым. 20 мая г-н Басманов поведал
<ЗЖ>, что двумя днями ранее он возбудил производство об административном
правонарушении в отношении руководителя Дорожного агентства РК Валерия
Аликина. Нарушение закона выразилось в финансировании строительства
автодороги к площадке предполагаемого размещения глиноземного завода группы
<СУАЛ> в Сосногорском районе. Если с прокурорскими выводами согласится
Печорское межрегиональное управление по технологическому и экологическому
надзору Ростехнадзора, то г-на Аликина ждет штраф, размер которого, впрочем,
не превысит 5 тыс. руб.
    Подставил г-на Аликина первый заместитель Главы РК Павел Орда. Впрочем,
не тем, что именно г-н Орда приказал строить в интересах <СУАЛа> незаконную
дорогу (прокуратура такую версию пока всерьез не рассматривает). Просто в
марте на встрече с главными редакторами местных и региональных СМИ г-н Орда
поспешил и опрометчиво выдал начавшееся дорожное строительство за начало
реализации глиноземного проекта <СУАЛа> в целом (<ЗЖ>, 14 марта). Чем крайне
заинтриговал <зеленых>, которые ожидали, что реализации проекта и его
составных частей будет предшествовать государственная экологическая
экспертиза.
    Взбудораженная <зелеными> прокуратура выявила, что Дорожное агентство
РК действительно не стало утруждать себя соблюдением экологических
формальностей. Разработанный в начале этого года проект строительства
подъездной автомобильной дороги к глиноземному заводу (общая протяженность -
5,2 километра) дорожное агентство начало финансировать (в феврале-апреле на
эти цели из республиканского бюджета ушло 108 млн. руб.), несмотря на то,
что он не имеет положительного заключения экологической экспертизы. В этом и
выразилось нарушение федерального закона <Об охране окружающей среды>.
Заметим, что отрицательного экологического заключения проект тоже не имеет,
так как на сегодняшний день он вообще не принят на экспертизу Управлением
Росприроднадзора по РК.
    Приехав на слушания, корреспондент <ЗЖ> сразу же заметил весьма
показательное изменение программы слушаний. ЗАО <Коми Алюминий> предлагало
собравшимся обсудить материалы ОВОС не только собственно глиноземного
производства, но и той самой дороги, которую незаконно профинансировало
Дорожное агентство РК. Причем об обсуждении этого вопроса не было заранее
объявлено (как того требует положение об ОВОС), что делало слушания по
дороге нелегитимными. Заметим, что 31 марта в том же Сосногорске заместитель
генерального директора ЗАО <Коми Алюминий> Владислав Броневой публично
отрицал причастность своей компании к незаконному дорожному строительству и
вообще делал вид, что оно стало для <алюминщиков> неожиданностью (<ЗЖ>, 4
апреля).
    Связанные с обсуждением дороги юридические несуразности заметил не только
корреспондент <ЗЖ>. При обсуждении регламента слушаний приехавшая на них
председатель общественного Комитета спасения Печоры (КСП) Валентина
Семяшкина и ее припечорские единомышленники попытались было снять этот
вопрос с повестки дня. Но этому воспрепятствовал ведущий слушаний - директор
Московского экологического центра Сергей Васильев (при молчаливом согласии
заместителя генерального директора ЗАО <Коми Алюминий> Виталия Потылицына и
первого заместителя главы администрации МО <Город Сосногорск> Людмилы
Королевой, сидевших в президиуме).
    Впрочем, обсуждение ОВОС строительства дороги устроители мероприятия
задвинули во вторую половину дня. С доклада же г-на Потылицына началось
обсуждение экологических и социальных аспектов глиноземного производства.
Г-н Потылицын начал издалека. С того, что алюминий - это 13-й
(<несчастливый>, заметил кто-то из слушателей) элемент периодической системы
Менделеева, что он был открыт в 1825 году и что сейчас из него делают
самолеты.
    Это и все последующее корреспондент <ЗЖ> слышал из уст представителей и
партнеров <СУАЛа> уже в третий раз. Поэтому он решил потратить
командировочное время более эффективно, решив удостовериться, что дорожники
Коми действительно уважают органы прокурорского надзора. Дело в том, что,
общаясь с <ЗЖ>, г-н Басманов подчеркнул, что по требованию прокуратуры
упомянутое выше незаконное дорожное строительство было приостановлено.
    Взяв такси и в качестве одного из попутчиков заместителя председателя
КСП Федора Терентьева, корреспондент <ЗЖ> выехал к месту приостановленной
промышленной деятельности (от Сосногорска до него всего несколько десятков
километров). Первым делом на объекте в глаза бросилась оставленная техника
<Темп-Дорстроя>. Однако у реки Айювы <экспедиция> <ЗЖ> обнаружила бригаду
строителей из ОАО <Комистроймост>. В компании с краном Hitachi она возводила
нужный <СУАЛу> автодорожный мост. Невзирая на закон <Об охране окружающей
среды> и меры прокурорского реагирования. Разговорив одного из работяг,
корреспондент выяснил, что строительство моста как началось в марте, так с
тех пор без всяких задержек и продолжается.
    <А почему <Темп-Дорстрой> свою технику бросил?> - поинтересовался
корреспондент в надежде, что хотя бы это предприятие подчинилось требованиям
прокуратуры РК. <Так это временно, пока паводок. У них основной фронт работ
- на той стороне реки>, - ответил мостостроитель, уточнив, что как только
вода в реке упадет еще на метр, для <Темпа> смонтируют временный мост, и
работа этого предприятия возобновится.
    К завершению докладов, посвященных глиноземному комбинату, корреспондент
<ЗЖ> вернулся в зал заседания. Через десяток минут на повестке дня оказались
те самые дорога и мост. Доклады представляли начальник
производственно-технического отдела Дорожного агентства РК Юрий Лучинин и
старший научный сотрудник Института биологии КНЦ УрО РАН Татьяна Евдокимова
(институт разрабатывал материалы ОВОС). Последняя явно комплексовала в связи
с тем, что ей приходится представлять проект, который в реальности уже
реализуется. Г-н Лучинин, наоборот, никаких комплексов не испытывал. Так,
отвечая на вопрос <ЗЖ>, ведется ли в настоящее время строительство моста
через Айюву, он с неким вызовом в голосе признал, что <может быть, ведется>.
    Вообще, <зеленым> без труда удалось добиться от г-на Лучинина и г-жи
Евдокимовой ответов, свидетельствующих, что слушания по дороге и мосту
проводятся с нарушениями положения об ОВОС. Несмотря на это, ни ЗАО <Коми
Алюминий> на правах организатора, ни редакционная комиссия, в которой
доминировали сторонники глиноземного проекта, не стали исключать мост и
дорогу из итогового протокола. На этом пыталась настаивать лишь включенная в
редакционную комиссию Валентина Семяшкина. Не найдя поддержки у своих
оппонентов, она дополнила протокол слушаний особым мнением <зеленых>. В нем,
кстати, была поставлена под сомнение законность слушаний вообще (а не только
обсуждение автодорожной части). Из-за того, что заместитель главы
сосногорской администрации так и не смогла удовлетворить любопытство
общественников и предъявить им документ, устанавливающий порядок проведения
слушаний (по мнению <зеленых>, отсутствие такого документа - это еще одно
нарушение положения об ОВОС).
    Между тем в кулуарах мероприятия корреспондент <ЗЖ> обнаружил материалы
ОВОС строительства злополучной автодороги. В состав увесистого тома были
включены официальные документы, появившиеся с мая 2004 по март 2005 года и
касающиеся выделения земель и лесов под этот промобъект. И вот что любопытно,
все они не являлись секретом для ЗАО <Коми Алюминий>. Более того, именно
ЗАО, а не Дорожное агентство РК, фигурирует в этих актах в качестве
официального заказчика проекта.
           Э.Мезак, <Зырянская жизнь>, 23.05.05г.

    Директор ОАО "Комистроймост" не захотел быть "козлом отпущения"
и приостановил незаконное строительство моста через Айюву
    На прошлой неделе получила продолжение история с мостом через реку Айюву,
который возводится на трассе автодороги, идущей к площадке предполагаемого
размещения глиноземного завода группы <СУАЛ> в Сосногорском районе.
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура 25 мая адресовала ОАО
<Комистроймост> и ЗАО <Коми Алюминий> (дочерняя структура <СУАЛа>)
требования приостановить незаконное возведение моста до получения проектом
строительства положительного заключения государственной экологической
экспертизы. <Дочка> <СУАЛа> уже на следующий день заявила о своей
непричастности к незаконной промышленной деятельности. А 27 мая генеральный
директор <Комистроймоста> сообщил <ЗЖ>, что строительство моста временно
приостановлено.
    Напомним, дорогу к месту ожидаемого размещения глиноземного комбината на
деньги республиканского бюджета решило построить правительство Коми. Отсыпка
дорожного полотна началась в феврале, а в марте начал строиться
расположенный на трассе дороги мост через реку Айюву. Между тем <зеленые>
без особого труда обнаружили, что строительство ведется без одобрения
проектной документации государственной экологической экспертизой, что
запрещено федеральным законодательством (<ЗЖ>, 14 марта
 ).
    Печорская природоохранная прокуратура еще 26 апреля адресовала руководителю
Дорожного агентства РК Валерию Аликину требование о приостановлении
незаконного дорожного строительства. Г-н Аликин отчитался о его выполнении 5
мая. Однако корреспондент <ЗЖ>, посетивший Сосногорский район 21 мая,
обнаружил, что строительство прекратилось лишь частично. ОАО <Комистроймост>
строило мост, невзирая на федеральный закон <Об экологической экспертизе>
(<ЗЖ>, 23 мая  ).
    25 мая печорский природоохранный прокурор Марина Губина адресовала
требование о приостановке возведения моста <Комистроймосту> и <Коми
Алюминию>. Последнее было заподозрено в финансировании незаконного
строительства, так как Дорожное агентство РК категорически отрицало свое
участие в финансовом обеспечении стройки.
    Однако уже 26 мая генеральный директор ЗАО <Коми Алюминий> Виталий
Потылицын сообщил г-же Губиной, что ее претензии к <алюминщикам>
необоснованны. Потому, что ЗАО не является заказчиком строительства моста и
не имеет договорных отношений с ОАО <Комистроймост>. Об этом же в разговоре
с корреспондентом <ЗЖ> 27 мая заявил генеральный директор <Комистроймоста>
Евгений Соловьев. Факт же нарушения экологического законодательства своим
предприятием он признал и объяснил его желанием ускорить реализацию нужного
республике проекта.
    Г-н Соловьев также сообщил: <На Айюве мы уже ничего не строим, технику
всю увозим. Останутся балки с охраной, и больше там ничего не будет, пока они не
решат все вопросы. А то получается, что я тут козел отпущения>. Кто такие
<они>, выяснилось из дальнейшего разговора. Оказалось, что это - Дорожное
агентство РК, которое еще 22 марта объявило о проведении конкурса на
строительство моста, победитель которого должен получить бюджетное
финансирование. Конкурс планировалось провести 6 мая, но неусыпное внимание
прокуратуры уже дважды заставляло дорожное ведомство переносить сроки его
проведения. Дело в том, что надзорный орган считает, что проведение конкурса
допустимо лишь после того, как проект строительства моста получит добро от
госэкоэкспертизы.
            Э.Мезак, <Зырянская жизнь>, 30.05.05г.

    Прокуратура Коми встала на защиту рубежей парка <Югыд ва>
    В минувшую пятницу, 20 мая, прокурор республики Виктор Ковалевский
подписал представление, в котором с некоторым запозданием была дана оценка
решению Правительства РК об <уточнении> границ национального парка <Югыд ва>.
Оценка, как и ожидалось, оказалась отрицательной. Исправлять ее придется
Главе РК Владимиру Торлопову, которому и было адресовано представление
прокурора.
    Напомним, что постановление Правительства РК об утверждении новых границ
национального парка <Югыд ва> было принято 18 ноября 2004 года. При этом из
территории парка были исключены около 30 тысяч га земель, приуроченных
главным образом к залежам полезных ископаемых. Это решение было принято под
тем предлогом, что лесоустроители якобы выяснили, что площадь лесных
кварталов парка больше той площади, которая указана в постановлении
Правительства РФ о его создании (<ЗЖ>, 29 ноября 2004 г.
 ).
    Прокуратура с таким объяснением необходимости перекройки границ не
согласилась. Как пояснил <ЗЖ> первый заместитель прокурора РК Николай
Басманов, отправке представления в адрес Главы РК предшествовала переписка
республиканской прокуратуры с Министерством природных ресурсов РФ (именно
последнее в июне 2004 года предложило Главе РК утвердить новые границы парка
- <ЗЖ>). Как пояснил г-н Басманов, министерство, ознакомившись с
соображениями прокуратуры, их поддержало. Что это были за соображения, и в
какой мере их поддержало МПР РФ, <ЗЖ> оперативно выяснить не удалось.
    Тем не менее, удалось узнать, что прокуратура ждала ответ федерального
ведомства около пяти месяцев. Именно этим объясняется задержка с
рассмотрением заявления о проверке законности пересмотра границ
национального парка <Югыд ва>, которую Greenpeace России адресовал
Генеральной прокуратуре РФ в конце прошлого года.
            Э.Мезак, <Зырянская жизнь>,  23.05.05 г.

     Прислала Макарова Т., makarova_td@rambler.ru, 12 июня 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                            *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на    *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info              *
* ***********************************                        *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83               *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru            *
**************************   Распространяется                *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *   по электронной почте            *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность