О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1298, 21 февраля 2005 г. * ******************************************************************* Нефть и газ МОЛДАВИЯ: НЕФТЯНОЙ ТЕРМИНАЛ ДЖУРДЖУЛЕШТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЛДОВЫ И AZPETROL ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ ТЕРМИНАЛА В ДЖУРДЖУЛЕШТЫ Правительство Молдовы и компания Azpetrol (Азербайджан) подписали пакет соглашений, согласно которым активы недостроенного нефтяного терминала АО Terminal в Джурджулешты на реке Дунай переданы азербайджанской компании. Согласно соглашению, Azpetrol погасит задолженность Молдовы перед Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в размере $15 млн. Эти средства ранее были предоставлены Молдове ЕБРР на строительство терминала. Также соглашение предусматривает предоставление Azpetrol сроком на 8 лет освобождения от уплаты НДС на поставки нефтепродуктов через терминал и их продажу через сеть АЗС, которая будет построена компанией в Молдове. Предоставление этой льготы требует внесения изменений в законодательство Молдовы. Срок аренды земельного участка, на котором расположен терминал, составляет 99 лет. Продажа участка не предусмотрена. Azpetrol планирует завершить строительство и ввести терминал в эксплуатацию до конца 2005 г. Справка: Строительство терминала в Джурджулешты было начато в 1996г. Проект строительства оценивался в $38 млн. и финансировался ЕБРР. Для реализации проекта было создано АО Terminal, в котором Молдове принадлежит 41% акций, греческой компании Technovax ? 39% акций, ЕБРР ? 20% акций. Планировалось, что через терминал будет проходить весь объем горюче-смазочных материалов, импортируемых Молдовой. Однако молдовская сторона не смогла обеспечить загрузку терминала, вследствие чего эксперты ЕБРР признали проект строительства терминала неэффективным. Впоследствии правительство Молдовы договорилось с ЕБРР о привлечении стратегического инвестора, который сможет завершить строительство терминала. В настоящее время грузовой порт находится в рабочем состоянии, однако требуется реконструкция основных причалов и оборудования, а также достройка портовых терминалов и подъездов к порту. Через терминалы нового порта можно будет переваливать судами класса "река-море" в страны Европы многие виды грузов, в т. ч. нефть и нефтепродукты. Прогнозируемые объемы переработки грузов составляют до 10-15 млн. т в год. Местоположение порта Джурджулешты позволяет с малыми транспортными издержками поставлять произведенные здесь же нефтепродукты на рынок Молдовы и экспортировать в соседние страны. Объем инвестиций Azpetrol в течение ближайших 7 лет в строительство нефтяного, сухогрузного и пассажирского терминалов на реке Дунай в Молдове, НПЗ мощностью до 2 млн. т в год и сети автозаправочных станций (до 50 АЗС) составит около $250 млн., в т.ч. в строительство нефтяного терминала ? $10 млн., сухогрузного и пассажирского терминалов - $15 млн., в строительство НПЗ - $170- 200 млн., в создание сети АЗС - $35 млн. На начальном этапе создания сети АЗС Azpetrol будет обеспечивать их нефтепродуктами за счет импорта из Азербайджана и с восточного побережья Каспия. После завершения строительства НПЗ Azpetrol будет импортировать в Молдову только нефть. "Энергобизнес" (Киев), 9 февраля 2005 г. AZPETROL ЗАХОДИТ С ТЫЛА? После неудачи с попыткой прямого выхода на рынок Украины ведущая частная нефтекомпания Азербайджана решила реформировать нефтерынок Молдовы. Правительство Молдовы одобрило соглашение об инвестиционном сотрудничестве с молдавско-азербайджанской компанией Azpetrol Moldova (Azmo). Компания намеревается инвестировать в Молдове $250 млн. Предполагается, что в порту будут действовать нефтяной, сухогрузный и пассажирский терминалы. Кроме того, Azpetrol намерена построить в Молдове 50 автозаправочных станций (инвестиции в АЗС и инфраструктуру - $35 млн), а также нефтеперерабатывающий завод (его строительство оценивается в $170-200 млн). НЕМНОГО ИСТОРИИ Готовность терминала Джурджулешты, выступающего альтернативой украинскому сегменту Евро-азиатского нефтетранспортного коридора (трубопровод Одесса - Броды и нефтегавани порта Южный), составляет около 60 %, а его проектная мощность - 1, 7 млн т нефти в год. Первоначально 41 % акций Terminal принадлежал Молдове, 29 % - греческой Technovax Inc. , 20 % - ЕБРР, 10 % - молдавской госкомпании Tirex Petrol. В 2000г. последняя была приватизирована немецкой корпорацией Mabanaft и вышла из проекта. В 2002-2003гг. Молдова попыталась реанимировать проект за счет российского капитала, но не смогла убедить компанию "Лукойл" участвовать в строительстве терминала. В прошлом году удалось привлечь к проекту неизвестное ранее на нефтерынке ОАО "Азовский морской порт" , которое в начале 2004г. со скандалом выбыло из проекта. Прямым конкурентом молдавского Terminal S.A. является украинский нефтерминал порта Рени. Этот терминал расположен буквально в нескольких километрах от строящегося порта Джурджулешты. Пресса южных регионов Украины предполагает, что украинскому и молдавскому терминалам придется делить одну и ту же клиентскую базу, однако это трудно подтвердить. В отличие от своего молдавского коллеги терминал Рени специализируется не на приеме, а на отгрузке нефтепродуктов, причем он занимается исключительно перевалкой наиболее дорогих нефтепродуктов - нефтяного конденсата, нефтяного кокса и смазочных масел. Ренийский терминал годовой мощностью 250 тыс. т построили украинская компания ООО "Лагуна- Рени" и российское ОАО "Объединенная нефтегазовая компания" (директором последней до недавнего времени являлся Андрей Черномырдин, сын бывшего российского премьера и главы "Газпрома" Виктора Черномырдина, сейчас являющегося послом РФ на Украине). ОКОЛЬНЫЙ ПУТЬ Решившая приобрести 51 % акций терминала азербайджанская нефтекомпания Azpetrol является одним из наиболее динамичных нефтеторговых частных предприятий бывшего СССР. Она оперирует 54 АЗС в Азербайджане, имеет собственные нефтепромыслы, владеет трубопрокатным заводом и нефтетерминалом "Лесной" в Баку. Наличие собственных ресурсов и инфраструктуры позволило ей в конце 90-х годов начать активную работу в транскавказском и черноморском сегментах Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, а в 2002г. и на украинском участке этого европейского транспортного пути, предложив Киеву свои услуги по заполнению части мощностей нефтепровода Одесса-Броды и разворачиванию крупной сети АЗС. Подобные планы азербайджанских инвесторов тогда встретили мощное сопротивление со стороны украинских чиновников и бизнесменов. Тогда азербайджанские инвесторы решили выйти на рынок окольным путем, через Молдову, которая не имеет сегодня собственной нефтепереработки и удовлетворяет свои потребности в нефтепродуктах за счет импорта (около 90 % поставок приходится на продукцию трех НПЗ - украинских "Лукойл-Одесский НПЗ" и "НафтохЁмЁк Прикарпаття", а также румынского завода Petrotel, расположенного недалеко от границы с Молдовой). В целом к концу 2003г. на нефтерынке Молдовы работало 543 АЗС, из которых 70 принадлежало Lukoil-Moldova, 61 - компании Tirex Petrol, 44 - румынской госкомпании Petrom-Moldova, около 50 - независимым компаниям Valiexchimp и Armamil. Приход нового азербайджанского импортера как минимум способен существенно поменять сложившуюся картину - если Украина не позволит Azpetrol направить ресурсы с Джурджулешт в южные области нашей страны, то поставки с Одесского и Надвирнянского НПЗ в Молдову сократятся адекватно мощностям нового молдавского терминала, то есть на 1,5- 1,7 млн т в год. А если разрешит, то некоторым трейдерам Южной и Центральной Украины придется поступиться своей долей рынка. А ЧТО В МОЛДОВЕ? Геополитическое значение порта конечно весьма велико, но в том случае, если он будет построен. Для внутреннего же молдавского рынка появление такой компании, да еще и пользующейся льготами, вызовет серьезный передел рынка. Правительство освободило на восемь лет компанию Azpetrol от уплаты НДС на поставки нефтепродуктов через порт Джурджулешти и их продажи через сеть собственных АЗС. Это значит, что другие операторы рынка: российский Lukoil, молдо-румынские Petrom и RomPetrol и молдо- немецкий Tirex-Petrol окажутся в неравном положении. Ведь эта льгота поставит Azpetrol в чрезвычайно привилегированное положение на рынке, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также, в связи с тем, что само соглашение еще не готово, вполне возможно, что у группы Azpetrol будут и дополнительные льготы: например, не платить НДС на импорт, а вместе с ним и акцизы. Так или иначе, но соглашение между правительством и Azpetrol уже подписано, а значит, заложенные в нем обязательства обеим сторонам надо выполнять. Не стоит забывать, что сделка весьма выгодна не только Молдове, но и инвестору. Помимо реализации стратегических целей - южнодунайский выход на рынки Европы, - просчитывается и экономическая выгода. Нынешнее потребление топлива в Молдове оценивается в 600-650 тыс. тонн, и оно в последние годы растет. Наличие терминала, (себестоимость импорта по воде значительно ниже сухопутной), позволит компании Azpetrol импортировать, как утверждают специалисты, до половины потребностей страны - то есть 250-300 тыс. тонн в год. При таких оборотах, а также постоянном росте цен на нефтепродукты, инвестиции в $250 млн должны окупиться за 8-12 лет. "Коммерсант-PLUS" (Кишинев), 4 февраля 2005 г. РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ ВСКОРЕ ВЫКИНУТ ИЗ МОЛДОВЫ? Молдова из импортера нефтепродуктов в одночасье превращается в экспортера. Что это - предвыборный трюк? Несомненно. Власть, в течение четырех лет своего правления сводившая экономическую политику исключительно к мизерному снижению цен на хлеб и спекуляциям на валютном рынке, жаждет на данном направлении решительного прорыва. В самый разгар кампании по выборам в парламент вновь вспоминают о Джурджулештском терминале - этом, ставшем притчей во языцех, "долгострое века" , попахивающем к тому же аферой, начатой прежним руководством Молдовы и усердно продолжаемой нынешним. Впервые о необходимости "прочно стать на Дунае" в республике заговорили сразу после обретения ей государственной независимости. В 1992 году началась разработка проекта, предусматривающего строительство в самой южной точке страны - селе Джурджулешты - порта, способного принимать даже океанские суда. Оговорюсь сразу, глубина здесь уникальная, пологий берег почти сразу обрывается, образуя 18-метровую пропасть. Изначально предполагалось возвести здесь порт с тремя терминалами - пассажирским, торговым и нефтяным. Сметную стоимость проекта сразу оценили в 40 миллионов долларов США. Эта сумма не изменилась даже после того, как его секвестрировали на две трети. Выяснилось, что суверенной береговой линии - всего 920 метров - на такую махину не хватит. Решили оставить один лишь нефтяной терминал, как наиболее необходимый для страны. Соглашение с Европейским банком реконструкции и развития заключили в 1996 году, получили кредит, греческий генподрядчик, назначенный ЕБРР, приступил к работе. Потом выяснилось, что и для одного терминала пятачка дунайского побережья явно недостаточно. Кабинет министров Молдовы вступил в изнурительный переговорный процесс с властями соседней Украины об обмене территориями при демаркации государственной границы. Пока искали консенсус, который, к слову, так и не нашли, дело простаивало. К тому же впоследствии выяснилось, что наше правительство неплатежеспособно, даже установленный для него мизерный взнос оно не в состоянии внести. Специалисты в один голос говорили о ненужности проекта как такового, что он, мол, не окупится ни через десять лет, как тогда предполагалось, ни через пятьдесят, поскольку рядом находятся три украинских порта - Рени, Измаил и Килия и три румынских - Галац, Тулча и Сулина, которые, имея более мощную инфраструктуру, тем не менее переживают упадок и не могут работать на полную мощность. Били тревогу и защитники природы, утверждающие, что при разработке плана строительства нефтяного терминала - опасного для окружающей среды объекта - не было проведено должной экологической экспертизы. Профильный департамент, сделав заключение в пользу проекта, ограничился лишь объяснением, что надстройка терминала возвышается над поверхностью воды на 20 метров, что сток Дуная-де надежно зарегулирован, поэтому больших паводков, грозящих ее сносом, здесь не бывает. Конечно же, это было банальной отпиской. Промучившись в такой нервозной обстановке почти три года, инвесторы решили прикрыть "стройку века". О терминале на долгое время забыли, вспоминая изредка лишь для того, чтобы проинформировать общественность: государство, мол, ищет нового стратегического партнера для завершения строительства. Последний раз об акционерном обществе Terminal SA говорили в связи с назначением на должность его гендиректора проштрафившегося министра транспорта и связи Анатолия Купцова. И после этого - молчок. Но вот президент Молдовы Владимир Воронин съездил с визитом в Азербайджан, и следствием заключенных в ходе него соглашений стал приход на рынок Молдовы крупнейшего за всю ее историю инвестора - группы компаний Azpetrol. Новый партнер взял на себя долги нашей республики по кредиту, выделенному ЕБРР, но так и не освоенному, а скорее всего, разворованному, общая сумма которых вместе с пеней и штрафными санкциями приблизилась к 25 миллионам американских долларов. Кроме того, он взял на себя обязательства вложить $10 миллионов на строительство многострадального терминала, еще $15 миллионов - на возведение грузопассажирского порта. Вернулись к тому, с чего начинали: на клочке побережья, где развернуться негде, опять будем строить все вместе. Ну не волюнтаризм ли? Кроме того, $35 миллионов будет потрачено на создание инфраструктуры самой компании Azpetrol на территории Молдовы, в частности ввод в эксплуатацию 50 автозаправочных станций. Но главное приобретение нашей республики - это собственный нефтеперерабатывающий завод мощностью 2 миллиона тонн "черного золота" в год, в строительство которого азербайджанская сторона обязуется вложить 200 миллионов долларов США. Вот та самая волшебная палочка, по мановению которой Молдова превратится из импортера нефтепродуктов в их экспортера. Только произойдет это не сегодня, а лет этак через семь, и то в случае, если нас не надуют. Все вышеприведенные цифры - это, так сказать, затраты стратегического инвестора. А что же он получит взамен? Участок земли, на котором будет возведен нефтяной терминал, в аренду сроком на 99 лет и освобождение от налога на добавленную стоимость в течение 8 лет с начала эксплуатации объекта на ввозимые через терминал нефтепродукты и реализуемые после переработки через собственную сеть АЗС. Это, конечно, немало. Но, как представляется независимым экспертам, интересы Azpetrol в Молдове гораздо шире. Редакция решила провести собственное расследования. Информация, полученная из открытых источников, заставляет основательно задуматься: что же хочет получить компания Azpetrol в Молдове? К примеру, вице- президент азербайджанской компании Томас Мозер долгое время работал в структурах ЕБРР, был главой Бакинского представительства ЕБРР. Учитывая, что компания должна погасить перед ЕБРР долги РМ в размере 25 миллионов долларов, возникает много вопросов. Не стоит забывать и о нефтепроводе Одесса-Броды. Тут, конечно, вопрос значительно сложнее. Достоверно известно, что к этому проекту огромный интерес проявляет компания "Шеврон". По мнению заведующего отделом Украины Института стран СНГ Кирилла Фролова, речь идет о вытеснение с рынка региона всех российских компаний. Позиции этой команды усиливают симпатии, которые питает к "Шеврону" Кондолиза Райс. По мнению политолога, овладение трубопроводом Одесса-Броды и газотранспортной системой Украины - одна из целей "оранжевой революции". И не стоит думать, что наша страна столь уж безнадежна. Хоть ее рынок и намного меньше украинского, почему бы не сделать его своим? Это касается и политических дивидендов, на которые рассчитывает правящая верхушка Молдовы, реанимировав накануне парламентских выборов плодотворную идею "аферы века". В электоральном запале нашу страну уже называют морской державой. Нефтеперерабатывающий завод, по замыслу инвестора, должен обеспечить энергетическую независимость страны, что подразумевает, в первую очередь, переключение ее на поставки нефти морским путем из Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Нефть, поставляемая с российского рынка, при этом переместится как бы на второй план. Возможно, начало тесного сотрудничества Кишинева и Баку в рамках ГУУАМ приведет со временем к тому, что из республики в итоге будут вытеснены российские и румынские компании, и установится монополия на реализацию нефтепродуктов новоиспеченной "морской державы" и ее новых стратегических союзников. Пока же Василий Тарлев заранее пообещал грядущее снижение цен на нефтепродукты и их стабилизацию. С.Иванов, "Коммерсант-PLUS" (Кишинев), 28 января 2005 г. Источник: ies@rambler.ru, 13 февраля 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |