О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1297, 16 февраля 2005 г. * ******************************************************************* Мирный атом "МАЯК" СВЕТИТ ОЧЕНЬ ТУСКЛО (хроника от августа до января) АВГУСТ - ПАРЛАМЕНТАРИИ "КИНУЛИ" ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года, No 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения. В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны: при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений; не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Статья 110 Внести в Федеральный закон от 26 ноября 1998 года No 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5850; 2000, N 33, ст. 3348; 2001, N 53, ст. 5025) следующие изменения: 1) в статьях 2-7 слова "гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных" заменить словами "гарантируются меры социальной поддержки, установленные"; 2) статью 8 изложить в следующей редакции: "Статья 8. Гражданам, указанным в пункте 5 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 200 рублей."; 3) статью 9 изложить в следующей редакции: "Статья 9. Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей."; 4) в статье 10: в части первой слова "гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных" заменить словами "гарантируются меры социальной поддержки, установленные"; в части второй слова "льготы и компенсации" заменить словами "меры социальной поддержки"; 5) в части второй статьи 11 слова "льготы и компенсации" заменить словами "меры социальной поддержки", слова "3, 4, 12-15, 19-23 части первой" заменить словами "2, 3, 7, 8, 12-14 части первой"; 6) в статье 12 слова "гарантируется предоставление льгот и компенсаций, указанных в частях первой и второй статьи 25" заменить словами "гарантируются меры социальной поддержки, указанные в части первой статьи 25 и пункте 4 части третьей статьи 271"; 7) в части первой статьи 13 слова "и другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации" исключить; 8) в статье 14: в части первой слова "дают право на получение льгот и компенсаций с момента их предъявления" заменить словами "с момента их предъявления гарантируют меры социальной поддержки"; в части второй слова "льгот и компенсаций" заменить словами "меры социальной поддержки" в соответствующих числе и падеже; 9) статью 15 изложить в следующей редакции: "Статья 15. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.". СЕНТЯБРЬ - ГРИНПИС НАПОМНИЛ ОБ АВАРИИ ГРИНПИС ОБВИНЯЕТ РОССИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Челябинск, Сентябрь 29 (Новый Регион, Игорь Юров) - Сегодня исполнилось 47 лет со дня аварии на производственном объединении "Маяк". К этой дате была приурочена акция против создания международного ядерного могильника на территории России, проведенная активистами Гринпис в Москве. Как передает корреспондент "Нового Региона", на воротах центрального входа в Дом правительства России на восьмиметровой высоте альпинисты развернули плакат с изображением радиоактивной карты страны и надписями на русском и английском языках: "Премьер Фрадков - за, а 93% россиян - против". Рядом с воротами были установлены "емкости для хранения радиоактивных" отходов из 5 стран - главных претендентов на ввоз и хранение ОЯТ в Россию: Ирана, США, Китая, Венгрии и Швейцарии. Предложение об организации в России хранилища отработанного ядерного топлива озвучил в Москве на конференции, посвященной 50-летию атомной энергетики директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи. Эту идею поддержал премьер-министр Михаил Фрадков. Одним из основных пунктов по обращению с международными радиоактивными отходами при реализации совместных планов правительства России и МАГАТЭ станет ПО "Маяк". В 1957 году в результате взрыва одной из емкостей с радиоактивными отходами в окружающую среду было выброшено 20 миллионов кюри радиоактивных веществ, что эквивалентно половине чернобыльского выброса. Радиационный след затронул Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую области, протянувшись более чем на 300 километров в длину и до 50 километров - в ширину. В момент взрыва на загрязненной территории проживало 272 тысячи человек. "93% населения России - против планов правительства сделать из страны ядерный могильник, - заявил Владимир Чупров, координатор антиядерной кампании Гринпис России. - То, что делает российское правительство, называется предательством национальных интересов". "Новый регион" 29.09.04 ОКТЯБРЬ - ЖУРНАЛИСТОВ СОБРАЛИСЬ ОХМУРИТЬ ЖУРНАЛИСТОВ ПРИГЛАСИЛИ НА ПО "МАЯК" Челябинская область. Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области предлагает журналистам Южного Урала принять участие в информационно - обучающем семинаре на производственном объединении "Маяк". Как сообщили в министерстве, представителей СМИ ожидает знакомство с историей развития первого предприятия атомной промышленности России, посещение промплощадки и информационного центра ПО "Маяк". Этот семинар пройдет в рамках федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий до 2010 года", в реализации которой принимает участие правительство Челябинской области. Участники семинара получат комплект информационных материалов, где будут затронуты проблемы социально-экономической реабилитации территорий Челябинской области, расположенных в зоне влияния ПО "Маяк". Участие в семинаре бесплатно. Ориентировочная дата проведения семинара - конец ноября - начало декабря. Количество участников семинара ограничено. Заявки на участие принимаются до 29 октября 2004 года. В заявке обязательно указывать: название организации, ФИО, должность, контактный телефон, электронный адрес, данные паспорта (номер, серия, дата выдачи, код подразделения, место, дата рождения, адрес регистрации). Заявки принимаются на e-mail: priroda@chel.surnet. ru , т/ф 65-78-43 (c отметкой для Башкатовой). "Урал-пресс-информ" 20.10.04 НОЯБРЬ - ПРОРЕЗАЛИСЬ ПЛАНЫ (ЗАГАДИТЬ, ЧТОБЫ ПОЧИСТИТЬ) ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ БУДЕТ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ОЯТ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ Челябинск, Ноябрь 18 (Новый Регион, Светлана Намская) - Челябинская область согласилась перерабатывать отработанное ядерное топливо для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию в регионе. Этот вопрос обсуждался сегодня на заседании областного правительства. Выступая перед собравшимися, вице-губернатор Геннадий Подтесов отметил, что реальный объем финансирования не позволяет в полной мере выполнить целевую программу по преодолению последствий аварии на ПО "Маяк". Однако у области есть возможности принять ряд специальных экологических программ, которые будут оплачиваться за счет валютных средств, которые Россия получит за переработку и захоронение ОЯТ. В частности были предложены 3 проекта. Первый подразумевает реабилитацию поймы реки Теча в районе села Муслюмово. В течение 4 лет предполагается снизить риск радиационного облучения в 18 раз. На это потребуется 363 миллиона рублей. Вторая программа касается обеспечения жильем южноуральцев, пострадавших в результате аварии и до сих пор проживающих на загрязненной территории. Сегодня в подобной очереди стоят 1 тысяча 344 человека. Решить проблему планируется в течение 5 лет, получив на эти цели 690 миллионов рублей. Третий проект связан с совершенствованием медицинской помощи пострадавшим от радиационного облучения. Как передает корреспондент "Нового Региона", правительство все три программы одобрило, но губернатор Петр Сумин высказал сомнение в том, что область, получив на переработку отработанное ядерное топливо, получит вдобавок и обещанные деньги. Дело в том, средствами будут распоряжаться федеральные структуры, и южноуральцам придется постараться, чтобы утвержденные сегодня программы получили реальную финансовую поддержку. "Новый регион" 18.11.04 ЯНВАРЬ - ПРОКУРАТУРА "ПРОЗРЕЛА" Генпрокуратура возьмется за <Маяк> Владимир Устинов требует порядка в обращении с радиоактивными отходами Химический комбинат <Маяк> на Южном Урале в ближайшем времени станет объектом пристального внимания со стороны органов прокуратуры. Поручение об этом дал своему заму в Уральском округе генеральный прокурор Владимир Устинов. Резкие заявления, прозвучавшие по адресу <Маяка> на коллегии надзорного ведомства, с энтузиазмом были восприняты челябинскими <зелеными> и с недоумением - на самом предприятии. Подробности - от "УралПолит.Ru". <Дамокловым мечом над жителями Челябинской области висит ситуация, которую создало производственное объединение <Маяк>. Сорок лет река Теча источает погибель живущим на ней сегодня и будущим поколениям. Я прошу своего заместителя в Уральском округе Золотова Юрия Михайловича вернуться к ситуации вокруг <Маяка>. Если надо - возбудить уголовное дело. Но дойти до истоков, дойти до тех, кто сегодня не принимает мер к тому, чтобы предотвратить угрозы катастрофы>, - это слова из доклада Владимира Устинова, который прозвучал на коллегии Генеральной прокуратуры. Произнося их, Владимир Устинов подчеркнул, что обеспечение экологической безопасности населения, - один из главных приоритетов в работе органов прокуратуры. Заявление Устинова уже воспринято как руководство к действию. Новый природоохранный прокурор Челябинской области Анатолий Екимов, к которому корреспондент <УралПолит.Ru> обратился за комментариями, подтвердил, что его ведомство намерено вплотную заняться деятельностью производственного объединения <Маяк>. Прежде всего, речь идет о так называемом Теченском каскаде водоемов (ТКВ). Напомним, ТКВ представляет собой систему сообщающихся технических водоемов, размещенных по течению небольшой речки Теча в северной части Челябинской области. С 50-х годов прошлого века ТКВ служит гигантским - общей площадью более 70 кв. километров - хранилищем низкоактивных, но опасных для всего живого отходов мирового лидера в производстве радиоизотопов и единственного в России предприятия по утилизации отработанного ядерного топлива с реакторов АЭС и атомного флота. По разным оценкам, в ТКВ скопилось от 300 до 400 млн. кубометров воды суммарной активностью более 300 тыс. кюри. Руководство <Маяка> неоднократно заявляло, что полностью отказаться от слива отходов в Течу предприятие сможет только к 2011 году. Но продолжающееся до сих пор накопление отходов - это еще полбеды. Основная проблема теперь в том, как предотвратить переполнение хранилища и разрушение гидротехнических сооружений, серьезно изношенных за прошедшие десятилетия. Уровень воды в водоемах Теченского каскада каждый год увеличивается за счет грунтовых вод и атмосферных осадков, и каждое весеннее половодье власти Челябинской области встречают в ожидании большой беды. Случись прорыв на сдерживающих плотинах, зараженные потоки хлынут в открытую гидрографическую сеть - реки Исеть, Тобол, Иртыш и Ока - с последующим выходом в Северный Ледовитый океан. Последствия могут превзойти результаты печально известного теплового взрыва на <Маяке> в 1957 году, когда облако радиации накрыло сотни квадратных километров заселенной территории. Ситуация, которую областные чиновники открытым текстом называют чреватой катастрофой уже планетарного масштаба, неоднократно обсуждалась на самом высоком уровне. В том числе варианты решения проблемы, наиболее оптимальным из которых экспертная комиссия Минэкономразвития России признала возобновление строительства Южно-Уральской атомной станции. Этот объект начинали строить в окрестностях <Маяка>, но <заморозили> в начале 90-х под давлением <зеленых>. Проект предусматривает, что АЭС будет использовать воды ТКВ для охлаждения реакторов и тем самым убережет хранилище от переполнения. Но проблема в том, что, несмотря на декларируемое федеральным центром понимание проблемы, возобновления строительства ЮУАЭС в ближайшие годы не предвидится из-за недостатка средств у государства. Возможно, заявление генерального прокурора призвано заставить чиновников федерального правительства пересмотреть приоритеты в планировании развития атомной энергетики в России. К примеру, отказаться от финансирования строительства нового энергоблока на Белоярской АЭС в соседней Свердловской области и в срочном порядке перебросить деньги на Южный Урал. В противном случае резким высказываниям Владимира Устинова по ситуации вокруг <Маяка> трудно найти объяснения. Вероятно, поэтому официальные представители химкомбината сегодня предпочитали воздерживаться от комментариев, мотивируя это отсутствием официального текста доклада генерального прокурора. Впрочем, директор центра по связям с общественностью <Маяка> Евгений Рыжков все же обрисовал свое видение ситуации агентству <УралПресИнформ>. По словам Рыжкова, химкомбинат работает в штатном режиме, без чрезвычайных ситуаций, а все проблемы, по поводу которых <Маяк> то и дело поминают недобрым словом, вызваны начальным периодом деятельности предприятия. <Судя по выступлению генпрокурора, решено не столько искать возможность решения проблемы, сколько определить виновников трагедии полувековой давности>, - отмечает агентство со ссылкой на представителя <Маяка>. В этой связи действительно нелишне напомнить, что химкомбинат появился после второй мировой войны с целью разрушения монополии США на ядерное оружие. Об экологической безопасности населения, которую возводит в приоритет нынешний генеральный прокурор, в те годы если и думали, то в самую последнюю очередь. А.Патан КОММЕНТАРИИ: Андрей Телевлин, вице-президент общественной организации <Правосознание> (Челябинск): Деятельность ПО <Маяк> уже давно было пора поставить в правовое поле. Сегодня уже ни для кого не секрет, что <Маяк> нарушает природоохранное законодательство. Как вы помните, около года назад у них возникли проблемы с получением лицензии на переработку отработанного ядерного топлива. Нам известно, что областная природоохранная прокуратура сейчас готовит проверку деятельности этого предприятия. Мы готовы оказать им помощь. 24.01.05, uralpolit.ru ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |