О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ******************************************************************* * П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И * ******************************************************************* **** Х И М И Я * И * Ж И З Н Ь *************** ******************************************************************* ** Сообщение UCS-INFO.1283, 20 января 2005 г. * ******************************************************************* Промышленность Итоги года ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ДУМАЕТ О БУДУЩЕМ (и вспоминает об экологии) Концепция развития химической и нефтехимической промышленности: приглашаем к обсуждению 19 марта в Министерстве промышленности и энергетики РФ (бывшем Минпромнауки РФ) состоялось расширенное заседание совета Российского союза химиков и Всероссийское отраслевое совещание руководителей предприятий и организаций химического комплекса. Как уже сообщало rcc.ru, заседание было посвящено обсуждению "Концепции развития химической и нефтехимической промышленности до 2010 года". Документ должен быть представлен на рассмотрение правительства в мае 2004 года, а пока желающие приглашаются к участию в обсуждении Концепции. Замечания и предложения направляйте по адресу: press@rccgroup.ru. Ваши письма будут переданы в Российский союз химиков, а наиболее интересные высказывания опубликованы на сайте rcc.ru. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Химический комплекс является базовым сегментом российской экономики, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития. Концепция химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года является документом, отражающим общую стратегическую линию государственной политики в химическом секторе в указанный период времени. В Концепции рассмотрены цели, задачи и приоритеты развития химической и нефтехимической промышленности с учетом влияния факторов внутреннего и внешнего рынков, а также меры и механизмы ее реализации. I. Цели, задачи и приоритеты Концепции Главной целью Концепции является укрепление конкурентных позиций химического сектора на внутреннем и внешнем рынках в условиях рыночной экономики, опираясь на научно-технический потенциал отрасли. Для достижения цели необходимо с учетом реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы) обеспечить решение следующих основных задач: * насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, формирование экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств, главным образом за счет более глубокой переработки сырья и использования наукоемких и ресурсосберегающих экологически чистых технологий; * создание и обновление производственных мощностей с целью выпуска востребованной рынком продукции; * расширение ассортимента и улучшение потребительских свойств социально ориентированной продукции; * обеспечение потребности в материалах стратегического назначения. Основными инструментами, необходимыми для достижения цели и решения задач, являются: * стимулирование инновационной и инвестиционной активности в химической и нефтехимической промышленности; * осуществление таможенно-тарифной политики с целью защиты отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; * проведение институциональных преобразований для более эффективного управления химическим комплексом и повышения его конкурентоспособности; * совершенствование законодательства Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для развития химического сектора экономики. II. Современное состояние и тенденции развития химического комплекса. Химический комплекс является стратегической составляющей промышленности России, имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики страны. Он включает в себя 15 крупных подотраслей, специализирующихся на выпуске разнообразной химической продукции (приложение 1). В химической и нефтехимической промышленности насчитывается около 760 крупных и средних предприятий, более 100 научных и проектно-конструкторских организаций. В отрасли работают более 770 тысяч человек. На функционирование химического комплекса значительное влияние оказывают вертикально интегрированные структуры (РАО "Газпром", ОАО "АК "Сибур", ЗАО "Лукойл-Нефтехим", ООО "Амтел" и др.), которые производят значительную часть внутреннего валового продукта. Эти корпорации также располагают возможностями для осуществления технологических процессов от сырья до выпуска конечной наукоемкой продукции и занимают лидирующее положение на рынке химикатов России (приложение 2). Ведущая роль химического комплекса остается непреложным фактом. Сегодня в химической и нефтехимической промышленности сосредоточено около 4,7% основных производственных фондов. Доля химического комплекса в общем объеме промышленного производства составляет 4,5%, доля валютных поступлений от российского экспорта - 4,8 процентов. Мощный производственный и научно-технический потенциал позволяет российским предприятиям производить около 2% мирового объема химической продукции. По отдельным ее видам, например, по выпуску аммиака и карбамида, российские компании контролируют 15% мирового рынка, а также треть международной торговли этими продуктами. В настоящее время наметился новый подъем отрасли. За последние пять лет (1999-2003 гг.) объем производства химической продукции увеличился в 1,6 раза. Рост производства в 2003 году составил 104,4% к уровню 2002 года. Основные показатели работы химического комплекса в последние годы отражены в приложении 3. Необходимо иметь в виду, что положительная динамика производства продукции в последние годы обеспечивалась за счет перемещения платежеспособного спроса внутреннего рынка с импортной химической продукции на отечественную (что связано, в первую очередь, с девальвацией рубля в 1998 году) и в целом благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой на основные экспортные товары химического комплекса. В то же время уже с 2000 года имеет место тенденция замедления темпов роста и снижения рентабельности производства. Удельный вес убыточных предприятий химической и нефтехимической промышленности в 2003 году составил 40,6% против 32,3% в 1999 году. Недостаток инвестиций в 1991-1998 годах привел к замедлению или прекращению строительства производственных мощностей, в том числе около 40 объектов на базе комплектного импортного оборудования (приложение 4 часть 1) и (приложение 4 часть 2) Этим обусловлено отставание технического, технологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран на 10-20 лет. В результате стагнации инновационной и инвестиционной деятельности производственный потенциал отрасли в основном характеризуется низким техническим уровнем, не обеспечивающим необходимых предпосылок для наращивания выпуска конкурентоспособной (по качественным и ценовым параметрам) продукции. Основные факторы, сдерживающие стабильное функционирование химического комплекса. 1 фактор: высокая степень физического износа оборудования и отсталость технологий, что иллюстрируется приведенными в приложении 5 данными. В настоящее время химическая и нефтехимическая промышленность характеризуется изношенной материально-технической базой, что оказывает негативное влияние на конкурентоспособность продукции. Установленное на некоторых предприятиях технологическое оборудование по своим характеристикам значительно уступает зарубежным аналогам. Сроки эксплуатации значительной его части составляют 20-25 лет. Для сравнения, на предприятиях химической промышленности в США срок службы оборудования в среднем составляет около 6 лет. Степень износа основных производственных фондов по химическому комплексу в целом составляет 57,8%, а оборудования - 67,2%, причем по отдельным производствам степень износа оборудования составляет свыше 80%, а на некоторых - 100% (производство соды кальцинированной, полистирола и сополимеров стирола). 2 фактор: дефицит инвестиционных ресурсов. В последние три года объем инвестиций в отрасли несколько увеличился, однако он составляет только треть от уровня 1991 года (приложение 6). Коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого и в 2-2,5 раза ниже аналогичного показателя по промышленности в целом. Большинство работающих предприятий вынуждены направлять значительную часть прибыли на восполнение недостатка оборотных средств и ремонт оборудования. 3 фактор: опережающие темпы роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий. При росте цен на химическую продукцию за 3 года (2000-2002 гг.) в 1,6 раза, цены на основные энергоресурсы выросли значительно больше: на газ природный - в 2 раза; нефть сырую - в 1,9 раза; электроэнергию для промышленных потребителей - в 2,3 раза. По причине роста цен на энергоресурсы повышаются цены на важнейшие виды сырья и материалы, используемые предприятиями химического комплекса. Темпы роста цен в 2000-2002 гг. на основные ресурсы отражены в приложении 7. Анализ ценовой конкурентоспособности за 2002 год показал, что из 15 важнейших химических продуктов одиннадцать являются конкурентоспособными по соотношению мировых и внутренних цен, 4 продукта уже неконкурентоспособны (приложение 8). Согласно прогнозу, базирующемуся на "Основных показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года", затраты в химической и нефтехимической промышленности в 2005 году увеличатся в среднем на 30-35%, соответственно возрастут и оптовые цены предприятий. Показатель ценовой конкурентоспособности многих химикатов на внутреннем и внешнем рынках к 2005 году может снизиться, по сравнению с 2002 годом, в среднем на 15-20%. Существенное влияние на этот процесс окажет рост цен на электроэнергию и природный газ. 4 фактор: нестабильное обеспечение предприятий отрасли базовыми видами сырья, особенно углеводородного (сжиженные газы, этан, природный газ). Устойчивое развитие химической и нефтехимической промышленности невозможно без решения проблемы обеспечения предприятий отрасли углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% химической продукции. Оценивая потенциальные ресурсы углеводородного сырья, можно констатировать, что Россия находится в более выгодном положении, чем большинство развитых стран, о чем свидетельствуют приводимые ниже данные о добыче и переработке нефти, производстве нефтепродуктов, добыче природного газа (приложение 9). Приведенные данные свидетельствуют о наличии достаточных потенциальных ресурсов углеводородного сырья в Российской Федерации для развития химической и нефтехимической промышленности. Они связаны с уменьшением сжигания добываемого попутного газа в факелах, с увеличением объема попутного газа, подвергаемого глубокой переработке, с увеличением глубины переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах России, с извлечением этановой фракции из естественных газов. При реализации на внутреннем рынке продуктов более глубокой переработки нефти (пластмасс, каучуков, химических волокон) их стоимость в 1,5 раза превышает стоимость экспорта эквивалентного объема нефти. А углубление переработки нефти, в свою очередь, позволит решить такие важные задачи, как увеличение загрузки мощностей и впоследствии увеличение количества рабочих мест. Но из-за отсутствия современных ресурсосберегающих технологий в России на 1 т произведенного этилена приходится 91 т переработанной нефти. В США, например, этот показатель составляет 36 т, в Германии - 24 т, в Японии - 29 тонн. Важно отметить, что Германия и Япония практически не имеют собственных ресурсов нефти и газа, а США обеспечивают собственными ресурсами нефти 50% потребности. По общему выпуску химической продукции Россия находится в конце первой двадцатки стран, по объему производства на душу населения занимает 11 место в мире. В будущем необходимо увеличить долю выпуска продукции на базе ресурсосберегающих и экологически чистых технологий с использованием углеводородного сырья - синтетических смол, пластмасс, минеральных удобрений, синтетических каучуков, химических волокон и нитей. Рост потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье, учитывая внедрение новых ресурсосберегающих технологий, к 2010 году составит 2 - 2,5 раза к уровню 2002 года. Без признания важнейшего влияния химической отрасли на решение долговременных социально-экономических целей в стране получить приоритетный доступ к отечественным сырьевым ресурсам проблематично. Поэтому на современном этапе необходимо создать условия, стимулирующие поставку и потребление углеводородного сырья на внутреннем рынке, что будет способствовать развитию химической и нефтехимической промышленности. 5 фактор: недостаточная емкость внутреннего рынка химической продукции. Низкие потребительские качества, ограниченный ассортимент ряда отечественных химикатов, неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, неготовность потребляющих секторов экономики к переработке и использованию ряда материалов (прежде всего полимерных) объективно создают условия для расширения импорта химической продукции. Например, душевое потребление пластмасс и многих других видов химической продукции в России на порядок ниже уровня потребления в промышленно развитых странах. Значительная часть данной продукции экспортируется. При этом дисбаланс между производством и переработкой полимеров приводит к тому, что Россия является импортером готовых изделий, в том числе изготовленных за рубежом из отечественных полимеров. В структуре внутреннего потребления существенно возросла доля импорта по изделиям из пластмасс (до 72%), по химическим волокнам и нитям (до 65%), синтетическим красителям и полистиролу (до 58%), лакокрасочным материалам (до 40%). Характеризуя состояние внутреннего рынка химической продукции, особо следует выделить проблему снижения платежеспособной емкости рынка минеральных удобрений в России. В течение последних десяти лет объем потребления минеральных удобрений в стране не превышает 10% от научно обоснованной потребности в них. Несмотря на имеющиеся факторы, сдерживающие стабильное развитие химической и нефтехимической промышленности, в стране существует ряд преимуществ для развития данного сектора экономики в будущем. Во-первых, Российская Федерация обладает достаточно мощной сырьевой базой. Например, по разведанным запасам и добыче природного газа Россия стоит на первом месте в мире, по разведанным запасам и добыче нефти - на втором. Во-вторых, наличие быстро развивающегося внутреннего рынка и потенциала спроса на продукцию химического комплекса. Потребление химикатов в России будет постоянно увеличиваться. В-третьих, наличие недорогой и квалифицированной рабочей силы. III. Инвестиционная политика в химическом комплексе. Инвестиционная активность является одним из основных факторов долгосрочной конкурентоспособности химического комплекса и обеспечения его стратегического развития. В сложившихся экономических условиях основными источниками инвестиционных средств являются амортизационные отчисления, инвестируемая на предприятиях прибыль, кредиты и централизованные бюджетные средства. Другие источники, например иностранные инвестиции, пока незначительны. Доля собственных средств предприятий, направляемых на инвестиции, в общем объеме инвестиций в 2002 году уменьшилась до 70%, в 2003 году - до 61 процентного пункта. Это связано с ростом доли кредитов финансово-кредитных учреждений и привлечением других заемных средств, величина которых увеличилась до 20% и 30% соответственно. Доля амортизационных отчислений в объеме собственных средств несколько увеличилась - с 43% в 2000-2001 гг. до 52% в 2002-2003 гг. (в связи с уменьшением износа за счет обновления основных производственных фондов). В настоящее время в химической и нефтехимической промышленности амортизация начисляется только на 40% стоимости основных фондов, из них на 30% стоимости оборудования. Поскольку обеспечить прогнозируемый объем инвестиций со средним годовым темпом роста в 7% (в сопоставимых ценах) только за счет амортизационных отчислений не представляется возможным, необходимо привлечение заемных средств и кредитов. Значительная часть прибыли предприятий химического комплекса направляется на решение текущих задач производства (восполнение недостатка оборотных средств, ремонт действующих производств), на капитальное строительство расходуется незначительная ее часть. Вместе с тем, предприятия отрасли были вынуждены изменить в 2000-2001 годах структуру инвестируемых в основной капитал собственных средств в сторону увеличения доли прибыли в капитальных вложениях до 57% против 13% в 1999 году, в 2002-2003 гг. этот показатель составил 48 процентных пунктов. Высокая степень износа оборудования на предприятиях отрасли не обеспечивает достижения необходимых показателей производства для успешного развития химического сектора экономики и стабилизации экологической обстановки. Наметившаяся тенденция увеличения объема инвестиций в 1999-2003 г.г. позволила несколько улучшить состояние основных производственных фондов (на 01.01. 1999 г. износ основных производственных фондов составил 63%, на 01.01. 2003 - 57,8 процентных пункта). Но, несмотря на положительную динамику роста инвестиций, при сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическом износе, объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов в химической и нефтехимической промышленности. С конца 1999 года произошло некоторое расширение кредитной деятельности банковской системы, путем организации кредитования рядом крупных банков (в первую очередь, Сбербанка России) реального сектора экономики, но пока финансовые средства выделяются только на не капиталоемкие проекты со сроком окупаемости до 2-3 лет. Основными факторами, сдерживающими кредитную активность банков, является низкий уровень рентабельности значительной части отечественных предприятий, слабость законодательной базы в части обеспечения прав кредиторов. В химическом комплексе проекты, как правило, имеют длительный инвестиционный цикл. В настоящее время для инвесторов наиболее привлекательны проекты, которые не требуют существенных затрат и обладают приемлемым сроком окупаемости. В связи с этим необходима целенаправленная государственная политика для активизации долгосрочного кредитования банками реального сектора экономики. Приоритетными направлениями инвестиционной политики в химическом комплексе являются: * повышение инвестиционной привлекательности данного сектора экономики за счет снижения инвестиционных рисков и эффективной защиты прав и интересов инвесторов; * развитие рыночных институтов и механизмов трансформации сбережений в инвестиции; * создание условий для переориентации банковской системы на долгосрочное кредитование предприятий химической и нефтехимической промышленности; * активная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов для выпуска конкурентоспособной химической продукции; * создание благоприятных условий для привлечения в химический сектор экономики иностранных инвестиций. Основными мерами, необходимыми для активизации инвестиционной деятельности в химическом комплексе, являются: * обеспечение благоприятного инвестиционного климата в химическом комплексе; совершенствование нормативно-правовой базы, гарантирующей права инвесторов; страхование инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков; * повышение уровня управления кредитными рисками; * улучшение системы амортизационных отчислений, введение ускоренной амортизации основных фондов; * осуществление антиинфляционной политики; * совершенствование механизма ценообразования на тарифы и услуги естественных монополий. В 2005 году прогнозируется рост объема инвестиций за счет всех источников финансирования в 1,21 раза, по сравнению с 2000 годом, в 2010 году - в 1,82 раза, по сравнению с 2005 годом. Важнейшим изменением в структуре источников финансирования является ожидаемое увеличение объемов привлеченных средств для обеспечения целей технического развития. Капиталовложения будут осуществляться в основном за счет частного сектора экономики. Основным источником возможного дополнительного объема инвестиций должны стать крупные корпоративные структуры, включающие в себя предприятия, на базе которых возможно формирование законченных технологических цепочек от добычи нефти и продуктов ее переработки до выпуска наукоемкой химической продукции. Начиная с 2005 года, доля привлеченных средств в общих объемах инвестирования прогнозируется в объеме около 60%, что соответствует модели воспроизводственного процесса в рыночных условиях. Среднегодовые темпы роста объема инвестиций в целом по отрасли характеризуются следующими показателями: 2003-2006 годы - 108,9% и 2007-2010 годы - 111,8%, что превысит намечаемые темпы роста производства продукции. Намеченные к реализации важнейшие инвестиционные проекты в химическом комплексе Российской Федерации отражены в приложении 10. IV. Научно-техническая и инновационная политика в химическом комплексе. В современных условиях рыночной экономики участие науки в развитии химической и нефтехимической отрасли является решающим фактором поддержания конкурентоспособности продукции отечественной промышленности. Перед химической наукой ставятся такие важные задачи, как обеспечение максимального энерго- и ресурсосбережения, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, обеспечение безопасности ведения технологических процессов. Научный потенциал химической промышленности формируют 89 научно-исследовательских проектных организаций, из которых 27 ГУП, в том числе 3 государственных научных центра, и 12 акционерных обществ с участием государства. Следует отметить высокий уровень научных школ, созданных в ряде институтов: ФГУП "ГНЦ РФ "НИФХИ им. Л.Я.Карпова", ФГУП ГНЦ РФ "ГНИИХТЭОС", ФГУП "ГНЦ "НИОПИК", а также институты ГУП "НИИ полимеров", ОАО "НИИЭМИ", ФГУП "ВНИИСК", ФГУП "НИИСинтез" и др. В 2002 году было выполнено НИОКР на общую сумму 2,5 млрд. руб. (в том числе госсектором - 1,4 млрд. руб.). Ежегодно их количество возрастает, так в 2003 году ожидается, что объем НИОКР составит около 3,2 млрд. руб. (в том числе в госсекторе - 1,7 млрд. руб.). В настоящее время за счет госбюджета научно-исследовательских организаций в химической и нефтехимической промышленности имеется задел в 180 НИОКР, позволяющих повысить уровень конкурентоспособности химической продукции. Однако научно-техническая деятельность отраслевых предприятий не оказывает существенного влияния на состояние химического комплекса. Продолжается увеличиваться разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-технических разработках и тем, что предлагают научно-исследовательские организации. Снизилась роль головных научных центров, утрачена возможность концентрации научных сил на приоритетных направлениях. Отсюда, доля производства высококачественных, отвечающих современным требованиям, материалов ниже, чем в развитых странах в 1,5 2 раза, качественные показатели около 30% отечественной химической продукции не отвечают требованиям мировых стандартов. Доля продукции, выпускаемой по устаревшим технологиям, составляет около 60%, что приводит к дополнительным издержкам производства и ухудшению экологической обстановки. Поэтому предприятия вынуждены закупать современные технологии по импорту. В 1999 2003 годах темпы внедрения инноваций в химической и нефтехимической промышленности несколько возросли. Рост производства химической продукции, некоторое расширение возможностей предприятий в инвестировании технического развития, усиление конкуренции среди производителей химической продукции на внешнем и внутреннем рынках привели к активизации инновационной деятельности. На среднесрочную перспективу основными целями в научно-технической и инновационной сфере будут являться: * поддержка научно-технического потенциала отрасли; * комплексное техническое перевооружение химического сектора экономики; * стимулирование инновационной деятельности в химическом комплексе, направленной на разработку и внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий; * повышение спроса на научно-технические новшества; * развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере; * защита прав интеллектуальной собственности на результаты научно-технической деятельности. Для достижения поставленных целей в химическом комплексе необходимо: * повышение уровня участия науки в развитии химической и нефтехимической промышленности, усиление интеграции с предприятиями; * концентрация научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия нескольких коллективов на решение перспективных задач развития промышленных предприятий; * создание благоприятного правового и экономического климата для формирования и развития малого инновационного предпринимательства; * формирование единой стратегии продвижения инновационного продукта на рынке; * оптимизация расходов предприятий на разработку того или иного проекта; более эффективное использование производственных фондов предприятий; * создание благоприятных условий для привлечения молодых специалистов в научно-техническую сферу. Механизмы реализации политики в научно-технической и инновационной сфере: * концентрация бюджетных и внебюджетных средств для создания и реализации инновационных продуктов; * реорганизация государственных предприятий химической отрасли для повышения эффективности управления научно-техническим комплексом; * создание научно-производственных центров с привлечением частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла "наука - производство"; * формирование финансово-кредитной инфраструктуры с целью комплексной поддержки инновационной деятельности; * сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, создание научно-образовательных комплексов для привлечения молодых специалистов в науку. В долгосрочной перспективе усилия научного потенциала будут направлены на разработку технологических процессов по выпуску конкурентной продукции на базе экономически эффективных, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий по следующим важнейшим направлениям: * пластмассы новых поколений и продукты их переработки для различных сфер применения с учетом обновления и расширения сырьевой базы и переработки вторичных полимеров; * эластомерные материалы новых поколений с более высокими потребительскими свойствами, в т.ч. резинотехнические изделия и шины оптимальных конструкций с ресурсом работы, соизмеримым со сроком службы комплектуемой техники; * оптимальный ассортимент химических волокон и нитей различного назначения с улучшенными потребительскими и гигиеническими свойствами; * расширенный ассортимент минеральных удобрений: органоминеральных, пролонгированного действия с микроэлементами и других видов на основе местных источников сырья; * обновленный ассортимент лакокрасочной продукции, красителей широкой цветовой гаммы, пигментов, текстильно-вспомогательных веществ с повышенными потребительскими свойствами на базе гибких, модульных технологических процессов с использованием широкой сырьевой основы; * стекловолокно, стеклоткани, стеклопластики, нетканые материалы, волокнисто-оптические элементы новых поколений; * гигиенически безопасный ассортимент товаров бытовой химии для обеспечения насыщенности внутреннего рынка с использованием сырьевой основы нового поколения; * обновленный ассортимент продукции малотоннажной химии (сорбенты, катализаторы, абсорбенты, адсорбенты, добавки к полимерным материалам, особо чистые вещества, ингибиторы, комплексоны и др.) для повышения эффективности производственных процессов в различных сферах народного хозяйства и улучшения качества жизни и здоровья населения; * новые менее опасные формы химических средств защиты растений и технологий их производства на основе импортных и отечественных действующих веществ, снижающих воздействие их на окружающую среду и человека. С целью расширения внутреннего рынка химической продукции необходимо, используя возможности закона "О техническом регулировании", разработать меры, которые будут стимулировать применение современных конструкционных и других химических материалов, обеспечивающих мировой уровень производимой продукции и работ, в таких отраслях, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, в том числе трубопроводный, и др. V. Экологическая безопасность. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов относится к одной из глобальных проблем современности. Химическая и нефтехимическая промышленность является значительным источником загрязнения окружающей среды. По валовым выбросам вредных веществ в атмосферу химический комплекс занимает десятое место среди отраслей промышленности, по сбросам сточных вод в природные поверхностные водоемы - второе место. В 2002 году выбросы химических предприятий в атмосферу составили 428 тыс. тонн. Основными видами загрязнителей являются (в % от общей массы): оксид углерода (30%), летучие органические соединения (21%), диоксид серы (14%), окислы азота (10%), окислы углеводородов (9%). Более четверти (26,8%) валовых выбросов приходится на предприятия, расположенные в республиках Татарстан (ОАО "Нижнекамснефтехим" и др.), Башкортостан (ОАО "Сода", г. Стерлитамак и др.), а также в Мурманской (ОАО "Апатит") и Иркутской областях (ОАО "Усольехимпром"). По уровню использования водных ресурсов химическая и нефтехимическая промышленность опережает черную и цветную металлургию, уступая лишь электроэнергетике. Значительная часть воды используется в технологическом процессе, что приводит к химическому ее загрязнению. В 2002 году в водные бассейны химическими предприятиями сброшено 1660 млн. куб. метров сточных вод. В химическом комплексе остро стоит проблема накопления и утилизации производственных отходов. Ежегодно на предприятиях отрасли образуется около 14,2 млн. тонн токсичных веществ (без учета отходов 5 класса), из которых обезвреживается только порядка 20 процентов веществ. Типичными видами накапливаемых отходов 1 и 2 классов являются ртуть, третьего класса - нефтешламы, лигнин и др., четвертого - фосфогипс, пиритные огарки. Ликвидация отходов затруднена отсутствием рентабельных технологий их переработки. В последние годы используется перспективная технология утилизации дистиллерной жидкости содовых производств с получением хлористого кальция, хлористого натрия и строительных материалов. В 2005 году в ОАО "Сода" г. Стерлитамак намечено завершить строительство объектов, обеспечивающих утилизацию всей дистеллерной жидкости от действующих производств. Важно отметить незавершенность кодификации и классификации отходов производства в химической и нефтехимической промышленности. В настоящее время действует система классификации, основанная на систематизации отходов по принадлежности к классам химических соединений, в то время как большинство отходов имеют смешанный состав. Так, например, хромсодержащие отходы относятся к первому и второму классу опасности. Другими проблемами в химическом комплексе являются также устранение ртутного загрязнения окружающей среды, наличие незаложенных пустот, образовавшихся в результате добычи руды шахтным способом для производства калийных удобрений. В настоящее время в России действуют 4 предприятия по производству хлора и каустической соды ртутным методом, ежегодные выбросы которых в воздушный бассейн содержат более 1,2 т ртути. В наземной среде накоплено около 56,4 т ртути, из них 47,6 тонн образовано на ОАО "Саянскхимпласт". Поэтому на предприятии принято решение о замене ртутной технологии на мембранную. Помимо выбросов в атмосферу ежегодно около 40 тонн ртути в составе шламов складируется в контролируемых накопителях. Значительная часть г. Березники и южная часть г. Соликамска расположена над шахтными пустотами. Объемы незаложенных пустот под указанными городами составляют соответственно 27 и 68 млн. куб. метров. В область разрушений может попасть множество многоэтажных домов. Если же разрушения произойдут непосредственно в районе размещения химических предприятий, последствия окажутся катастрофическими. На решение этой и других проблем указанных городов и региона в целом направлена программа экологических мероприятий на 2004-2010 годы, разработанная ОАО "Уралкалий" и ОАО "Сильвинит" (приложение 11). В соответствии с Венской конвенцией по охране озонового слоя и Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, в химической комплексе России прекращено производство озоноразрушающих веществ. На предприятиях химической промышленности созданы и будет продолжаться строительство мощностей по производству озонобезопасных хладонов. Учитывая чрезвычайно большое значение работы по оздоровлению экологической обстановки, проводимой предприятиями отрасли в условиях ограниченных собственных средств, для повышения ее эффективности и достижения требуемых масштабов, необходимо реализовать меры по оказанию государственной поддержки в виде предоставления предприятиям ряда льгот. Предложения изложены в Мерах государственной поддержки развития химической и нефтехимической промышленности. Достижение экологической безопасности в химическом секторе предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы касательно природоохранной деятельности, а также создание государством условий и предпосылок для внедрения химическими предприятиями ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Это позволит минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду и улучшить экологическую обстановку в зоне действия предприятий химического комплекса. В соответствии с единой государственной политикой в области экологии, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, необходимо обеспечить: * снижение токсичных выбросов загрязняющих веществ (аммиак, хлор, ртуть и др.) и отходов при увеличении объемов производства за счет внедрения передовых технологических процессов, нового оборудования и материалов; * выработку необходимых критериев оценки ущерба от загрязнений химическими веществами; * безаварийную работу оборудования химических предприятий, что позволит избежать чрезвычайных ситуаций; * приведение российских правил и нормативов промышленной безопасности к международным стандартам; * реконструкцию водооборотного цикла на горно-обогатительных предприятиях; * снижение нагрузки на земельные площади от горно-добывающих и горно-обогатительных предприятий (использование отходов обогащения для закладки выработанного пространства, увеличение высоты хвостохранилищ для увеличения их емкости, использование вскрышных горных пород в качестве вторичного минерального сырья, рекультивация объектов хранения отходов и др.); * совершенствование системы управления охраной окружающей среды в отрасли и ее адаптация к международным стандартам; * проведение экологическй экспертизы проектной документации при вводе новых объектов; * установление правил и норм обращения с полимерными отходами (федеральный закон "Об упаковке и упаковочных отходах" находится в стадии разработки); * повышение экологической культуры работников химической отрасли. VI. Стратегия деятельности химического комплекса на внешнем рынке и влияние присоединения России к ВТО на развитие химической и нефтехимической промышленности. Экспортная деятельность в значительной степени определяет функционирование многих химических и нефтехимических компаний. В последние годы за рубеж поставляется около 50% произведенных химикатов. Основными статьями экспорта традиционно являются минеральные удобрения (32%), аммиак (3,6%), апатитовый концентрат (2,7%), метанол (2,0%), синтетические смолы и пластические массы (8,7%), синтетические каучуки (6,8%). Они пока конкурентоспособны из-за более низких цен на энергосырьевые ресурсы и востребованы со стороны развитых стран, ориентирующих собственное производство на выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью. Сырьевая направленность экспорта химической продукции существенно снижает эффективность внешнеэкономической деятельности. Многие химикаты, вывозимые из России, перерабатываются за рубежом и возвращаются на российский рынок в виде продукции с высокой добавленной стоимостью (изделия из пластмасс, волокон и т.д.). Однако высокая доля экспорта в структуре совокупного спроса на продукцию отрасли обусловлена низкой платежеспособностью внутреннего рынка. В этих условиях экспорт для многих предприятий химического комплекса является одним из основных путей сохранения и поддержания производственного потенциала. В ряде стран проводится протекционистская политика относительно российского экспорта химической продукции. В большей степени это касается поставщиков минеральных удобрений. До 2002 года были введены антидемпинговые ограничения в США, странах ЕС, носящие дискриминационный характер и резко ограничивающие рынки сбыта данного вида продукции. Одновременно увеличивается список товаров, по которым начаты антидемпинговые расследования. Стратегической задачей химического комплекса России в сфере внешнеэкономической деятельности является достижение максимально возможного объема экспорта химической продукции без ущемления интересов внутренних потребителей, а также увеличение в структуре экспорта доли конкурентоспособной продукции с высокой степенью передела. Внедрение в производство прогрессивных и ресурсосберегающих технологий позволят увеличить масштабы выпуска наукоемкой продукции с высокой степенью обработки, повысить ее конкурентоспособность, сделать высокорентабельным процесс замещения импорта товаров на отечественном рынке. Основные факторы, влияющие на состояние внешнеэкономической деятельности химического комплекса Российской Федерации на перспективу до 2010 года, и проблемы, связанные с присоединением к ВТО: * падение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции вследствие высоких темпов удорожания энергосырьевых ресурсов и тарифов на перевозки; * снижение уровня тарифной защиты химической продукции; * ожидаемый рост внутреннего спроса на некоторые виды химической продукции, являющихся дефицитными из-за недостатка или полного отсутствия мощностей по их производству; * усиление конкуренции за рынки сбыта с зарубежными поставщиками, прежде всего с поставщиками из стран, располагающих дешевым углеводородным сырьем и обладающих высоким экспортным потенциалом по продукции, составляющей основу экспорта химического комплекса Российской Федерации (Саудовская Аравия, Кувейт, Венесуэла и др.). Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий отрасли в условиях присоединения к ВТО сопряжено с необходимостью реализации ряда мер по защите и отстаиванию интересов отечественных производителей: * сохранение более низких внутренних цен на энергоресурсы по сравнению с ценами мирового рынка; * стимулирование экспорта; * упрощение порядка и сокращение сроков возмещения НДС при экспорте продукции; государственное страхование экспорта наукоемкой химической продукции от экономических рисков; * снижение или полная отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации; * формирование активной позиции России по вопросам снятия ограничения поставок химической продукции на внешние рынки, а также отмене и пересмотру необоснованных антидемпинговых и других запретительных мер, применяемых к российским производителям; * активизация работы по защите российских производителей химической продукции от неблагоприятного воздействия импорта; * организация системы обучения правилам ВТО; * расширение интеграционных связей в рамках стран СНГ. Создание транснациональных корпораций по производству химической продукции и ее реализации, в том числе на мировом рынке. Для повышения конкурентоспособности продукции и рентабельности экспорта также необходимо существенно снизить расходы на транспортировку химической продукции и на ее обработку в портах. В настоящее время значительная часть продукции отгружается через порты иностранных государств. В рамках реализации Концепции в значительной степени эта задача решается за счет программ предприятий по расширению железнодорожного парка и строительства портовых сооружений в России, что позволит существенным образом снизить затраты на экспорт (приложение 12). VII. Стратегия социального развития. Основными задачами социального развития химического комплекса на период до 2010 года являются: * поддержание и развитие в отрасли системы регулирования социально-трудовых отношений, базирующейся на обязательном выполнении сторонами социального партнерства на уровне организации норм, правил, условий и обязательств Генерального тарифного, Отраслевого тарифного соглашений и Коллективных договоров; * совершенствование систем и повышение уровня оплаты труда работников организаций в химической и нефтехимической промышленности; * обеспечение промышленной безопасности объектов отрасли и проведение мероприятий по снижению уровня производственного травматизма; * создание здоровых и безопасных условий труда, повышение уровня медицинского обслуживания и профилактики профзаболеваний, улучшение организации общественного питания; * формирование в организациях химического комплекса соответствующего кадрового потенциала с использованием отвечающей последним достижениям науки и техники комплексной программы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней; * проведение в организациях комплекса мер социальной поддержки и обеспечения занятости работников, высвобождаемых в процессе структурной перестройки химической и нефтехимической промышленности, в том числе программ ускоренного обучения высвобождаемых работников новым профессиям. VIII. Реализация Концепции и прогнозируемые результаты. В результате проведения в химическом комплексе активной инновационной политики к 2010 году возможно доведение удельного веса прогрессивных технологий до 30-50%, повышение объема промышленной продукции, выпускаемой по ресурсосберегающим технологиям на 20-25%, доли новых видов продукции (по номенклатуре) на 14-16 процентных пунктов, снизить нагрузку на окружающую среду. В 2005 году прогнозируется рост объема инвестиций за счет всех источников финансирования в 1,21 раза, по сравнению с 2000 годом, в 2010 году - в 1,82 раза, по сравнению с 2005 годом. Среднегодовые темпы роста объема инвестиций в целом по отрасли в 2007-2010 годы составят 111,8%, что превысит намечаемые темпы роста производства продукции. Модернизация производственного потенциала обеспечит: * увеличение объемов производства продукции отрасли в 2005 и 2010 гг. к уровню 2000 года соответственно в 1,3 и 1,7 раза; * увеличение к 2010 году на 25-30% объема конкурентоспособной на рынках ближнего и дальнего зарубежья химической продукции; * сокращение экономически необоснованного импорта химикатов, для производства которых в стране имеются необходимые предпосылки; * качественные изменения в отраслевой и видовой структуре производства химической продукции; * улучшение качества выпускаемых химикатов и создание новых материалов; расширение ассортимента химической продукции (увеличение на 20-25% ассортимента композиционных материалов, смесей и сплавов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей); * рост объема производства качественной и относительно недорогой, по сравнению с импортной, социально-ориентированной продукции. С целью реализации Концепции разработан "Комплекс мер в химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 года" и "Меры государственной поддержки развития химической и нефтехимической промышленности". http://www.rccnews.ru/Rus/LegalServices/?ID=46489 Прислал: Левашов Д., levashow@mail.ru, 19 января 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |