Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

*******************************************************************
*  П Р О Б Л Е М Ы  Х И М И Ч Е С К О Й  Б Е З О П А С Н О С Т И  *
*******************************************************************
****       Х И М И Я *  И *  Ж И З Н Ь              ***************
*******************************************************************
**                    Сообщение UCS-INFO.1039, 9 сентября 2003 г. *
*******************************************************************
                                                  Индустрия и жизнь

             НЕ ПОРА ЛИ ПОПРОЩАТЬСЯ С АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКОЙ?

    Коллеги,
    Сегодня в Москве прошла пресс-конференция о последствиях развития
атомной энергетики для регионов.
    Материалы пресс-конференции в приложении.
    Для всех, кто интересуется экономикой атомной энергетики, просим
обратить особое внимание на документы о порядке финансирования атомной
энергетики.
    С уважением, В.Чупров, Координатор энергетического департамента
                 Гринпис России

    РЕГИОНЫ РОССИИ НЕ ВЕРЯТ В АТОМНУЮ ЭНЕРГЕТИКУ
    9 сентября, 2003 года, Москва. Об этом сегодня на пресс-конференции,
организованной Гринпис России, заявили представители областных
законодательных собраний Костромской, Саратовской областей и республики
Татарстан. Субъекты РФ опасаются размещать на своей территории новые
ядерные объекты вследствие экономической неэффективности атомной
энергетики и отрицательного отношения к ней населения.
    Именно поэтому руководство 17 регионов России инициируют включить в
повестку Совета Федерации обсудить программу Минатома по планированию и
строительству новых ядерных реакторов в Совете Федерации. Она затрагивает
интересы более 30 субъектов, где уже размещены или планируются к
размещению ядерные реакторы.
    Атомная энергетика находится в ведении государственного концерна
<Росэнергоатом>, который ежегодно продает электроэнергии на сумму около
50 млрд. рублей. Из них более половины (30 млрд. рублей) - себестоимость
<ядерного> электричества. Оставшиеся 20 миллиардов идут на строительство
новых ядерных реакторов. По расчетам Гринпис, как минимум 10 млрд рублей,
<Росэнергоатом> не включает в себестоимость своей продукции. Это расходы
на социальные программы, радиационную безопасность и физическую защиту
ядерных объектов, вывод из эксплуатации старых блоков, хранение
отработавшего ядерного топлива.
    Значительная часть расходов на радиационную безопасность оплачивается
из средств федерального бюджета и грантов правительств западных стран. В
2002 году из федерального бюджета было выделено около 3 млрд рублей.
Более того, атомные станции и завод по переработке отработавшего ядерного
топлива не платят за сбросы и выбросы радиоактивных отходов.
    <Мы считаем, что ядерная энергетика должна сама оплачивать все свои
расходы. Только тогда будет развеян миф о ее прибыльности, и люди не
захотят оплачивать такие огромные расходы и ежедневный риск из своего
собственного кармана. Это кстати очень важно для потенциальных инвесторов
накануне приватизации атомных станций. Мы надеемся, что субъекты смогут
отстоять свои экологические права и экономические интересы в Совете
Федераций. Тем более, что аргументов у них достаточно>, - сказал Владимир
Чупров, координатор энергетического департамента Гринпис России.
    С 2002 года происходит сворачивание социальных программ в субъектах
РФ, где размещены ядерные объекты. В результате этого регионы теряют
около 5 млрд рублей ежегодно.
    <До 2002 г. жители города Балаково, расположенного рядом с Балаковской
АЭС, пользовали 50% льготой на оплату электричества. Также были
организованы местный инвестиционный фонд, формируемый за счет 2% от
прибыли на реализацию электроэнергии АЭС, и фонд на развитие <социалки>
и жилищного строительства, - говорит депутат законодательного собрания
Саратовской области Владимир Сергеевич Смирнов. -  На средства одного
из этих фондов руководство атомной станции построило для своих нужд
элитный поселок <Радужный> и оздоровительный комплекс. Правда, в это
время были возведены и некоторые социальные объекты - железнодорожный и
автовокзалы, но стройматериалы для их строительства обошлись в 2-3 раза
дороже, чем на обычном строительном рынке>.
    Население регионов отрицательно относится к планам Минатома размещать
на их территории ядерные реакторы. <73% населения Балаково на референдуме
1993 года высказались против строительства новых реакторов, с тех пор
никаких исследований общественного мнения в Балаково не проводилось,
напротив, администрацией срочно создаются общественные организации и
ангажируются СМИ>, - продолжает Владимир Сергеевич Смирнов.
    В Костромской области в 1996 году был проведен первый в России
антиядерный референдум. <Несмотря на отрицательное отношение большинства
граждан к строительству костромской АЭС, сейчас происходит передача
областных земель в государственную федеральную собственность и закрепление
их за дирекцией строящейся Костромской АЭС, - говорит депутат Костромской
областной думы Валентина Николаевна Ямщикова>.
    17 субъектов РФ поддержали инициативу Гринпис и законодательного
собрания Костромской области о необходимости обсуждения в Совете Федерация
программы по планированию и строительству новых ядерных реакторов.
    Документы, подготовленные экспертами Гринпис об экономической
несостоятельности ядерной энергетики, содержащие предложения по изменению
порядка финансирования атомной энергетики переданы в Министерство
финансов России, Совет Федераций, Государственную Думу и Правительство.
Контактные телефоны: 257-41-16/18/22, 8903129-46-51 - Валентина Ямщикова,
Владимир Смирнов, Юсуп Якубов, Владимир Чупров.
    Дополнительная информация
    Программа планирования и строительства новых реакторов была принята
в виде подпрограммы <Безопасность атомной энергетики> в федеральной
целевой программе <Энергоэффективная экономика> в декабре 2001 года. В
соответствие со статьей 8 ФЗ <Об использовании атомной энер гии>, данная
подпрограмма должна была быть представлена на утверждение в Федеральное
Собрание.
    В результате реорганизации атомной энергетики ядерные субъекты теряют
сотни миллионов рублей в виде налогов. Атомные станции, которые раньше
были самостоятельными юридическими лицами и платили налоги в региональные
бюджеты, теперь реорганизованы в филиалы концерна <Росэнергоатом>. Таким
образом, налог на прибыль зачисляется в региональный бюджет по результатам
деятельности концерна в целом, в который входят и дирекции только стоящихся
АЭС, которые естественно прибыль не приносят. По прогнозу Законодательного
Собрания Тверской области, потери от реорганизации <Росэнергоатома> в этом
регионе составят около 6 млн. долларов (174 млн. рублей).
    В районе действия Ростовской АЭС Минатом не выполняет постановление
No 763 от 1992 года, в соответствие с которым 10% от капитальных вложений
в строительство АЭС должно идти на сооружение объектов социальной сферы
для населения, проживающего вблизи АЭС. Если в 2001 г. на реализацию
социальных программ Минатомом в Ростовской области было выделено 283 млн
руб., то в 2002 г. было запланировано только 51 млн руб. Таким образом,
расходы на программы социального строительства были сокращены на 82%.
    Недавно правительство Финляндии выделило 10 млн. евро на поддержание
радиационной безопасности на Ленинградской и Кольской АЭС. В
Государственной Думе прошел первое чтение закон об освобождении от налога
на имущество организаций, занимающихся хранением радиоактивных отходов.
Все это означает, что атомная энергетика неэффективна и нуждается во
внешней помощи и поддержке.
    По мнению Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса
Краснодарского края, энергоэффективность экономики заключается не в
строительстве атомных станций, а в вовлечении в топливно-энергетический
баланс нетрадиционных источников энергии (таких как солнечное излучение,
энергия ветра, энергия малых рек и водотоков), а также в развитии  малой
энергетики на базе существующих водотоков.
    Список субъектов, поддержавших инициативу Гринпис и областной Думы
Костромской области:
- Амурская область
- Республика Удмуртия
- Иркутская область
- Московская область
- Пензенская область
- Оренбургская область
- Республика Башкортостан
- Воронежская область
- Владимирская область
- Республика Дагестан
- Брянская область
- Тульская область
- Краснодарский край
- Республика Татарстан
- Республика Чувашия
- Челябинская область.

      vladimir.tchouprov@ru.greenpeace.org, 9 сентября 2003 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:        http://www.seu.ru/members/ucs/ucs-info       *
* ***********************************                        *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83         *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru       *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте          *
**************** **********************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Подпишитесь на электронный бюллетень "Химия и жизнь"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и война
Экология и права человека

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность