О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.971, 27 января 2003 г. ****************## ################################################################# Право на осмысленную бюрократию ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК ОЗАБОТИЛСЯ ЭКО-ПОЛИТИКОЙ ЕВРОПА ПОЛУЧИЛА ШАНС ПОИМЕТЬ ЕДИНУЮ ЭКОПОЛИТИКУ, ЧТО ИЗ ТОГО ВЫШЛО И КУДА ПОШЛО В Москве 21 января была встреча банкиров из ЕБРР с общественными организациями. Это был уже третий семинар из серии запланированных Будапешт, Лондон, Москва. Последний, четвертый, днями будет проведен в Баку, так сказать на дальнем рубеже Европы, в Шемаханских землях. Конечно, уютный зал Горбач-центра был полупуст - на встрече было около тридцати человек. Но народ собирался заренее скорректировать свои действия и за полдня насобирал много чего из обоснованных претензий к политике Европейского банковкого стада. СЧАСТЬЕ ВЫПАЛО НА ДОЛЮ НПО БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ БАНКИРАМИ И не надо нам было никаких посредников из воровских племен партноменклатуры. И все экопроцедуры для всех категорий проектов с обязательным опросом общества. И мы с них спросили. Почему банк собирается менять свою политику каждые три года как перчатки. Ведь всем ясно, что это камуфляж и имитация. Но признались честно, пока не знают, что из того вообще выйдет. Ведь название вроде как серьезное у банка, им и посоветовали сразу думать о главном, о бассейновом устойчивом развитии. Предложили им ввести и черный список на черные технологии типа запрета на АЭС, мудифицированные продукты, запрет на плотины и т.п. Они же заявили, что у них список из зеленых технологий в энергосбережении почти на 1500 названий. Помнят даже о малых народах. Ах так, сказал Владимир Назаренко, тогда и берите весь риск от плохих проектов на себя. На что банкиры ответствовали, что все идет в соответствии с национальными законодательствами, а там никакого риску для воров нет вообще и, тем более, за последствия вроде как изначально хороших намерений. Все это и еще многое чего обыгрывалось на рабочей группе НПО перед встречей с банкирами. Есть такая организация как CEE Bankwatch Network c 1995 года и Ю.Урбанксий, как ее представитель, сделали свое дело: цели и задачи банка ЕБРР были определены. И не только этого банка, его структурные отношения и составляющие. Нас интересовали "осетры"- т.е. экопроекты разных степеней внимания: А,В,С, от особо опасных до безвредных. Но банк все время шельмует и квалифицирует такие преступно-опасные обьекты как Азовский метанольный причал, как неопасный обьект. Но есть и слабости. ЕБРР не хочет осуждения мировым сообществом, а также внимания прессы. Всеми силами он уклоняется и от принципа максимально экологической жесткости и все списывает на национальные законодательства. Отсюда вытекала совсем иная тактика НПО по сравнению с намеченным прямым давлением, эта структура вообще без всякого общественного контроля, но надо бы найти ключевую точку у кассы и перекрыть краник. Мода на экологическую политику в ЕБРР выражалась в четырех пунктах: 1. При переходе на открытую экономику - содействовать устойчивому развитию. Как они это понимают - требует особого выяснения. Выяснилось, что никак не понимают, вроде как в ООН на РИО+10 2. ЕБРР признает постулаты УР, но в смысле "устойчивому развитию при удовлетворении потребностей сегодняшнего дня..." Вот такой диагноз. Больной очень плох, до завтра может не дотянуть. 3. Сам термин о здоровом и устойчивом развитии, как мусорник, включает в себя все что можно и нельзя, от правил безопасности труда, до недобровольных переселений и и последствий для коренных народов. 4. Это надо цитировать полностью, дабы думка банкирская была видна всем. "ЕБРР полагает, что для обеспечения экологически здорового и устойчивого развития страны должны провести структурные преобразования. Банк полагает, что прогресс в направлении УР может быть обеспечен прежде всего путем обоснованных регламентирующих и принципиальных положений, помогающих задействовать рыночные механизмы для охраны окружающей среды и для обеспечения соответствующей системы социальной защиты уязвимых членов общества" Вам что-либо понятно? Нам тоже. В публичном доме требуется поменять мебель. Но регламентированно и обоснованно, как по Библии или Программе КПСС. Очевидно, что при такой экологической (вместо этого можно поставить любое иное слово) политике сам банк может делать все чего хочешь. Правда в переводе на русский язык с оригинала активистами НПО Стратегия банка выглядела несколько иначе. А. Включение природоохранных категорий в оценку проектов ЕБРР В. Поддержка именно экологически неопасных проектов С. Включение экологических требований в качестве основных элементов стратегии ЕБРР D. Создание партнерских отношений для решения региональных и глобальных экопроблем Кто кого обманывал, добровольно или как, было совсем непонятно. Мы ждали день второй и самих апологетов ЕБРР ПРИВАЛИЛО СЧАСТЬЕ И БАНКУ ЕБРР ПОНЯТЬ СВОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ Сам семинар прошел на удивление плодотворно. Со стороны руководства банком ЕБРР и со стороны его старшего собрата Всемирного Банка чувствовался социальный заказ посоветоваться с обществом. У самого банка, что называется Европейского банка Реконструкции и Развития есть 62 своих акционера - правительств Европейских стран и к ним близких. Естественно, что основных вкладчиков, читай хозяев, всего восемь наиболее развитых стран. Без РФ конечно. Этот ЕБРР имеет офисы в 27 странах Европы, до самой Центральной Азии и имеет 1200 сотрудников. В стране РФ всего четыре офиса: Москва и СПб, Екатеринбург и Владивосток. Когда в процессе розысков местных героев из Ростовского отделения был опрошен с пристрастием один московский банкир, то он так снисходительно ответил про Ростов, что эта мелкая кампания с их 35 млн долларами, выглядела просто смешно на Московском фоне. Н-да, это максимум, что осталось в анналах истории банковских разгулов. Тем не менее, в глазах руководителей экослужбы банка Россия самая важная страна для них. Еще бы, где найдешь еще таких дураков и проходимцев. Из 2,8 млрд евро за последний период на всю Центральную Европу было 37% средств, на Центральную Азию 11%, а на РФ 21%. Наример,в прошлом 2002 году на РФ было спущено более 1 млрд евро. Итак над ними как бы завис лозунг - хотим улучшить работу еще глубже. Момент был исторический. Банкиры пошли в народ. Все меняют свою политику и они тоже захотели. Из разьяснений следовало, что понятие экологии у них состоит из двух составляющих, своей экологической политики и собственной экопроцедуре. Что это за фрукт, с трудом разбирали полдня. Ранее у них в порядке эксперимента после РИО+92 завели экоот дел, а потом в 1996 ввели и специальную процедуру на экологические по их мнению требования к финансированию проектов не опасных. Сейчас им бы очень все несколько исправить. Вот все проекты по степени экоопасности разделены на три уровня: А - которые меняют экосистемы и должны пройти все экооценки, В - которые не очень, и вообще ничего не могут требовать, кроме как консультаций с ручными НПО, а про остальные под литерой С никто и не вспоминал. Так вот банку очень хотелось одобрения общественности по поводу банковского размежевания на эти самые категории и установления ими самими всех внутренних процедур прохождения и финансирования экопроектов. Но не на тех напали. Народ насел по всем направлениям от, кто утвердил, и почему не у всех спрашивали. Кто же отвечает за процедуры оценки экопроектов, почему нет доступа к информации по проектам, каков механизм жалоб и т.д. Из ответов стало ясно, что у банка есть даже какой-то Консультационный Совет и гражданин Гришин его член и это подтвердил, но вот был недоволен какими-то ньюансами при экооценках. Прояснилось, что это 12 консультантов при Президенте с правами совещательных голосов. Хорошо, ежели Президент умен, а если как у нас? Опять поползли вопросы, отчего для частных проектов процедура льготная, когда к нас нет никаких частных кампаний, они все на одну властную морду похожи. Вот тут и мы встряли в паузу со своим вопросом. Мы конечно понимаем, что Вы исполняете корпоративный интерес власти и бизнеса, но они то у нас как сиамские близнецы рождены. А по поводу многих требований к Вам от чуждого Вам элемента - общества, так правильно ли мы понимаем, что вы обернулись к нему лицом, хотите поставить у самой кассы и дать ему право "вето" (референдумы и пр.) на финансирование для опасных экопроектов. Нас поблагодарили и разуверили, что до такой степени они еще не созрели, да и не они лично,как экологи, это решают. Там, выше все, но пообещали донести до слуха вершков банкирских мнение народа. После долгих разговоров в двух отдельных группах опять все собрались вместе для финальной стадии. Опять стали внушать банкирам, что все-таки международный приоритет не в том, чтобы слушать национальные бредни, а брать в качестве руководящих положения самые жесткие. Тут была явная нестыковка желаемых установок ЕБРР и очевидными. Дальше больше, пошла критика в лоб. Воздев к небу глаза и указующие персты рук, а именно на название ЕБРР, чуть ли не Устойчивого Развития, а как же Реконструкции и Развития, для какой-такой цели, дали предложение выкинуть все двусмыссленности и вместо всего словесного блуда вывести коротко и точно всю суть экологической политики Европейского банка как Бассейновой политики Устойчивого Развития. И обоснование очень удачное: 1. Самостоятельно, все эти огрызки Европейские еще не доросли и до одного бассейна, хотя процесс идет и для Европейского Союза издана даже бассейновая директива. Но прогресс налицо и скоро сообразят сами. (Дунай) 2. С другой стороны, такие же огрызки Советской империи уже никогда самостоятельно ничего не сообразят за отсутствием как коллективного, так и индивидуального разума в верхах. Это они добровольно рассыпают Евразию на бандустаны менее бассейновых категорий, плохо получается, но стараются в меру своей глупости. (Днепр, Дон и пр.) 3. Так как никаких инструментов кроме как денежного кнутика и пряника у нашей власти (читай и других мартышкиных), нет, то именно Европейский Банк РР и есть единственный инструмент между мировым сообществом и националогрызками в Европе и Евразии. Это как раз и есть миссия ЕБРР. Меньше бассейнов политики быть не может в смысле устойчивого развития, а больше - это уже вотчина Мировых Правительств. Ну, и естественно, в руки интересующихся банкиров были вложены решения Азовского бассейнового семинара и всякие сопутствующие материалы им на радость. Помимо основного вопроса экополитики возникла дискуссия и по поводу языкового барьера. Им было предложено не усугублять далее ситуацию и все делопроизводство для Евразийской половины Европы вести на русском языке и не вытаскивать из широких штанин аборигенные и ветхозаветные наречия. И суть также проста, при переводе на английский язык у них бассейновые категории именуются региональными, а это регион у них от отхожего места до континента есть понятие универсальное. И радостный ответ представителей экоотдела ЕБРР что у них уже есть проекты по водной политике чуть ли не бассейновой, тут же нарвался на отповедь, что лучше бы того не говорили, так как у Вас вся эти проекты недоделанные - из одной воды и никакой в них составляющей сохранения биоразнообразия нет. Может быть и бестактно, но прямо и по сути на основании опыта эксперта по водной и рыбной политике со стажем с четверть века. Вот тут они и прокололись, оказывается им финансы дал на этот проект глобальный экофонд GEF, на Дунай в районе Словакии, на 45 млн долларов. За неимением своих грошей. РЕЗЮМЕ. Говорить серьезно о какой либо самостоятельной политике банка ЕБРР не стоит, так как это не более чем камуфляж. Все заявки Правительства (и РФ) шлют сначала в Вашингтон, а уже оттуда дают команду на финансирование чего им надо. Если Правительство против какого-либо проекта, то его и не будет. Интересно, да и заявки не может быть кроме как от Правительства. Схема учета жалоб и предложений обиженных обществ изначально убога, так как ЕБРР не расследует жалоб, а только смотрит на их соответствие политике банка. Три самых главных вопроса из работы с ЕБРР: 1. Бассейновая концепция Устойчивого Развития и есть экологическая политика ЕБРР. 2. Для ЕБРР также жизненно необходимо своевременное информирование о проектах общенства на русском языке 3. Для всех нас, и ЕБРР в том числе, необходимо и право "вето" для общества (можно "ТАБУ" на опасные экопроекты. А так вполне как люди, банкиры эти. Ну типа наших чиновников от КПСС, вот только кто на деньги дает команду, пока неясно. Что воры не наши, это точно. Наблюдал: Informzedon 705, zedon@novoch.ru, 27 января 2003 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |