Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####    Сообщение ECO-HR.953, 9 января 2003 г. ****************##
 #################################################################
                                            Право на живую природу


           САХАЛИН: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ НЕФТЕ-ГАЗОДОБЫЧИ

    СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    50 общественных экологических организаций из четырех стран
предъявили объединенные Требования к шельфовым нефтегазовым
проектам  <Сахалин-1> и <Сахалин-2>
    Южно-Сахалинск, 8 января 2003 г.
    Документ, представляющий собой объединенный список требований 50
сахалинских, дальневосточных, всероссийских и международных общественных
экологических организаций относительно реализации проектов <Сахалин-1> и
<Сахалин-2> на Сахалине и его шельфе, а также в Хабаровском крае был
направлен сегодня компаниям <Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд>
(оператор проекта <Сахалин-2>, зарегистрирована на Бермудских островах) и
<Эксон Нефтегаз Лимитед> (оператор проекта <Сахалин-1>, зарегистрирована
на Багамских островах), а также ряду российских и международных
государственных и финансовых организаций.
    Экологи предлагают нефтяным компаниям принять ряд обязательств как
необходимые гарантии того, что опасные для природы нефтегазовые разработки
в крайне чувствительных экосистемах, богатых рыбой и морепродуктами, с
высоким уровнем биоразнообразия и редких исчезающих видов будут проходить
экологически и социально ответственным образом. Для этого, по мнению
присоединившихся к Требованиям организаций, необходимо применять наиболее
чистые и безопасные известные на сегодня технологии, соблюдать наивысшие
существующие в мире экологические стандарты и полностью выполнять все
требования природоохранного законодательства, что в настоящее время
происходит далеко не в полной мере (как, например, в случае с
продолжающимися и планируемыми сбросами в богатое рыбой Охотское море
буровых отходов с платформы <Моликпак> по проекту <Сахалин-2>).
                     Dmitry Lisitsyn, watch@dsc.ru, 8 января 2003 г.

    ТРЕБОВАНИЯ общественных экологических организаций в отношении
нефтегазовых проектов <Сахалин-1> и <Сахалин-2>
    8 января 2003
    Настоящий документ представляет собой объединенный список требований
сахалинских, дальневосточных, всероссийских и международных экологических
общественных организаций относительно нефтегазовых разработок на Сахалине
и прилегающем к нему шельфе, а также на шельфе и береговой части
Хабаровского края в рамках проектов <Сахалин-1> и <Сахалин-2>.
    Экологические организации считают, что сахалинские нефтегазовые
проекты, включая: 1) "Сахалин-1" (оператор - <Эксон Нефтегаз Лимитед>,
дочерняя компания корпорации <ЭксонМобил> (Эксон НЛ)); 2) <Сахалин-2>
(оператор - <Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд, дочерняя компания
корпораций <Ройял Датч/Шелл>, <Мицуи> и <Мицубиси> (Сахалин Энерджи -
Шелл)); могут развиваться только после того, как участвующие компании
принимают все нижеперечисленные обязательства, необходимые для сохранения
окружающей среды и биологических ресурсов, а также для гарантии того, что
нефтегазовые разработки на суше Сахалина, Хабаровского края и в омывающих
их морях будут проходить экологически и социально ответственным образом.
    Экологические организации считают, что до того, как нефтяные компании
примут к полному соблюдению эти минимальные требования, проекты
<Сахалин-1> и <Сахалин-2> не должны быть разрешены к продвижению
федеральными или региональными властями и не должны быть поддержаны
национальными и международными финансовыми учреждениями, потребителями
и другими заинтересованными сторонами.
   1. Общие требования:
 * Все компании должны применять в своей деятельности только наилучшие
доступные технологии в мире, например, технологию закачки буровых
отходов под землю.
 * Все компании должны соблюдать самые высокие известные в мире
экологические стандарты, нормы и правила. Например, стандарт <нулевого
сброса>, стандарты предотвращения и ликвидации разливов, которые
применяются на Аляске и в Северном море.
 * Все компании должны соблюдать российское законодательство, особенно
природоохранительное. Недопустимо нарушать российские законы так, как
это делает Сахалин Энерджи - Шелл, сбрасывая буровые отходы в морскую
среду, хотя Водный Кодекс и другие российские правовые акты это прямо
запрещают.
   2. Сохранение популяции западно-тихоокеанских серых китов
 * Любая антропогенная деятельность, которая потенциально может отрицательно
воздействовать на серых китов или районы их питания и миграции, должна в
полной мере обеспечить сохранение мест обитания серых китов и должна быть
реформирована настолько, чтобы не ухудшать кормовую базу и сохранить этот
вид, который находится под угрозой исчезновения. Нефтяные компании должны
использовать <принцип предосторожности> для того, чтобы предотвратить любые
возможные влияния на этот вид.
 * Любая новая нефтяная платформа должна быть установлена достаточно
далеко от мест нагула серых китов для уменьшения потенциального
акустического и любого другого влияния. Конкретно, точка постановки новой
предлагаемой платформы  на Пильтун-Астохском месторождении для этапа II
проекта <Сахалин-2> (Сахалин Энерджи - Шелл) должна быть отнесена как
минимум на 12 морских миль от побережья для того, чтобы свести к минимуму
ущерб местам нагула серых китов и самой популяции. <Эксон НЛ> должен
гарантировать с помощью предварительных научных исследований, открытых для
общественности, что буровые установки на побережье Пильтунской косы в
районе основного китового пастбища  не будут иметь отрицательное
акустическое влияние на серых китов.
 * Маршруты всех подводных трубопроводов должны проходить вне мест нагула
серых китов, а также на достаточном расстоянии, чтобы обеспечить их
сохранение. В частности, Сахалин Энерджи - Шелл должна изменить маршрут
подводных трубопроводов от существующей платформы <Моликпак> на побережье
и перенести их дальше на юг, на расстояние не ближе 12 миль от мест
нагула серых китов.
 * Сахалин Энерджи - Шелл должна немедленно прекратить любые сбросы
бурового раствора и шлама, а также любых других сточных вод с платформы
<Моликпак> и должна полностью отказаться от любых подобных сбросов с
любых новых платформ для предотвращения возможных отрицательных влияний
на бентос и токсического влияния на самих китов.
 * Должно быть исключено любое нарушение целостности грунта в любое
время года в местах кормления серых китов и на расстоянии 6 миль от
границ пастбища.
 * Эксон НЛ должен отказаться от прокладки любых трубопроводов через залив
Пильтун и от любого другого вмешательства в экосистему залива Пильтун (в
качестве альтернативы, Эксон НЛ должен построить свой трубопровод по
суше, в обход залива Пильтун с севера).
 * Эксон НЛ должен отказаться от строительства пирсов на Пильтунской косе
в местах нагула серых китов и на расстоянии 6-и миль от мест их обитания,
а также от любых погрузочно-разгрузочных операций в направлении с моря на
берег и обратно (в качестве альтернативы, Эксон НЛ должен доставлять все
грузы на буровые площадки на Пильтунской косе по суше).
 * Все компании не должны проводить любую сейсморазведку на расстоянии
менее чем за 30 км от мест нагула серых китов и миграционных коридоров
во время нахождения китов в этих местах.
 * Все компании не должны проводить любые строительные работы в районах
нагула китов и в 30-ти километровой зоне вокруг них, а также на путях
миграции в то время года, когда серые киты там находятся.
 * Все компании должны отказаться от любой добычи грунта из подводных
карьеров, а также от площадного нарушения дна (как это было сделано при
установке <Моликпака>); компании должны производить работы, связанные с
нарушением донного грунта только в точечных местах инфраструктуры.
 * Все компании должны подготовить оценку кумулятивных влияний на серых
китов и среду их обитания от всех нефтегазовых проектов на шельфе
Сахалина в совокупности за все время всего периода планируемого развития.
 * Все компании должны обеспечить финансирование независимых научных
исследований, оцененных коллегами извне, с полной открытостью информации
всех исследовательских проектов для широкой общественности.
   3. Трубопроводы
 * Трубопроводы с платформ на берег не должны пересекать как места
обитания и кормления серых китов, так и залив Пильтун. Эти трубопроводы
должны быть построены таким образом, чтобы гарантировать отсутствие
воздействие от шума на места обитания серых китов.
 * Хотя есть определенные проблемы даже с Транс-Аляскинским трубопроводом
(ТАТ), уровень безопасности и экологические стандарты любых трубопроводов
по проектам должны быть не ниже, чем уровень, использованный при
строительстве ТАТ.
 * Все трубопроводы по проектам <Сахалин-1> и Сахалин-2> должны быть
построены со всеми необходимыми мерами безопасности от сейсмической
активности, гарантирующими отсутствие разрывов при любом 9-балльном (по
шкале Рихтера) землетрясении. Для этого обязательным является строительство
трубопроводов по всей их длине  на Сахалине над землей на специальных
стойках, обеспечивающих достаточную подвижность трубы без разрывов при
любых смещениях участков земной коры.
 * Переходы трубопроводов через все нерестовые реки и ручьи на Сахалине
и Хабаровском побережье должны быть сделаны <мостом> над рекой, на
специальных подвесных системах, без повреждения донного грунта.
Экологические организации выступают категорически против траншейных
переходов трубопровода через любые нерестовые реки и ручьи.
 * При строительстве новой трубопроводной инфраструктуры должна быть
минимизирована экологическая деградация окружающей среды и максимально
сохранены нерестовые реки, рыбные запасы и леса. Поэтому, экологические
организации требуют, чтобы нефтяные компании, которые участвуют в проектах
<Сахалин-1> и <Сахалин-2>, использовали общую инфраструктуру для транспорта
нефти (комплексы подготовки, трубопроводы, отгрузочные терминалы). Прежде
всего, это должно включать улучшение существующего трубопровода на материк
компании <Роснефть - Сахалинморнефтегаз> и использование этого трубопровода
для транспортировки всей нефти по обоим шельфовым проектам на единый
отгрузочный терминал на материке.
   4. Опасность нефтяных разливов
 * Экологические организации считают, что Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон
НЛ должны предпринять намного более эффективные меры для предотвращения
нефтяных разливов и для готовности к их ликвидации. Основой для этого
должны стать главные рекомендации доклада <Сахалинская нефть: как обеспечить
безопасность> (Южно-Сахалинск, 1999), включающие установление обязательных,
наиболее безопасных танкерных маршрутов вблизи любого побережья,
обязательные проверки каждого танкера независимыми инспекторами, введение
сопровождения танкеров буксирами на наиболее опасных участках, установление
непрерывного диспетчерского контроля за движением танкеров на всем их
маршруте в прибрежных водах и непрерывной связи диспетчеров с ними,
значительное увеличение объема оборудования для ликвидации разливов и
размещение его на специальных базах на пути следования танкеров именно в
тех местах, которые находятся под наибольшей угрозой (например, у входов
в заливы на северо-восточном Сахалине) или являются наиболее опасными с
точки зрения возможных аварий (например, пролив Лаперуза) и т.д. (см.
<Сахалинская нефть: как обеспечить безопасность>, Южно-Сахалинск, 1999).
 * Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон НЛ должны провести тренинги по
реагированию на разливы в открытом море и в прибрежных водах в различных
погодных условиях.
 * Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон НЛ должны полностью отказаться от
использования диспергентов для рассеивания нефтяного пятна в местах
обитания серых китов и в 30-ти километровой зоне вокруг них, а также в
ключевых районах для рыбных запасов или около них. Диспергенты ни при
каких условиях не должны быть использованы в водах с глубиной менее
40 метров.
 * Экологические организации выражают категорический протест любой зимней
транспортировке нефти во льдах, как это сейчас планирует Эксон НЛ из порта
Де-Кастри, и требуют, чтобы были разработаны альтернативы, которые не
включают транспортировку нефти через моря, покрытые льдом. Любые текущие
транспортные операции с нефтью  в районе платформы <Моликпак> также
должны вестись только при отсутствии ледовых полей.
   5. Сбросы буровых отходов
 * Сахалин Энерджи - Шелл должна обеспечить <нулевой сброс>, т.е. 100%-ную
закачку под землю всех производственных и бытовых отходов (включая буровые
растворы на водной основе, буровой шлам, любые другие технологические
жидкости, а также пластовые воды). Стандарт <нулевого сброса> должен
применяться к <Моликпаку> и к любым другим платформам. Экологические
организации полностью одобряют и поддерживают решение компании Эксон НЛ
ввести стандарт <нулевого сброса>, основанное на 100%-ной закачке всех
отходов под землю для всех будущих платформ и буровых установок.
 * Сахалин Энерджи - Шелл должна полностью отказаться от своих планов по
сбросу производственных и бытовых отходов в Анивский залив на юге Сахалина.
Все отходы от деятельности  предполагаемых завода СПГ, терминала отгрузки
СПГ и терминала отгрузки нефти в районе поселка Пригородное на берегу
Анивского залива должны на 100% закачиваться под землю либо удаляться и
размещаться столь же безопасным для окружающей среды способом, как закачка
под землю. Сброс любых отходов в Анивский залив является категорически
недопустимым.
 * Существующие сбросы с платформы <Моликпак> должны быть немедленно
прекращены.
   6. Вопросы рыболовства и рыбных ресурсов
 * Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон НЛ перед началом работ должны полностью
рассчитать ущерб промысловым и непромысловым морским биоресурсам,
нерестилищам, речным проходным рыбам (лососевым), наземной флоре и фауне
от строительства и эксплуатации объектов. Весь ущерб должен быть
компенсирован заинтересованным сторонам, (государству, рыбакам, коренным
народам, охотникам, муниципальным образованиям и др.).
 * Для танкеров, транспортирующих нефть вдоль восточного побережья Сахалина
и по Татарскому проливу, а также в Японском море должны быть установлены
специальные маршруты и коридоры безопасности, в которых не должно находиться
любое другое судно. Ущерб, нанесенный рыбному промыслу в результате изъятия
рыболовных участков под танкерные коридоры, должен быть компенсирован
рыбацкому сообществу.
 * Любые технические планы и решения, реализация которых может оказать
негативное воздействие на рыбный промысел, должны согласовываться со всеми
объединениями рыболовных организаций и лично с руководителями 10-ти
крупнейших рыболовных компаний в регионе, промысел которых в результате
может быть затронут.
   7. Доступ к информации и участие общественности
 * Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон должны обеспечить полную открытость
любой информации, связанной с состоянием и охраной окружающей среды, в
особенности всех данных по экологическому мониторингу. Информация должна
предоставляться  по первому запросу общественности на бумажных и
электронных носителях. Экологические организации считают, что
ответственность за существующие огромные трудности с получением
экологической информации по сахалинским проектам лежит на Сахалин
Энерджи - Шелл и Эксон НЛ.
 * Нефтяные компании должны согласовывать свои планы, проекты и
деятельность со всеми заинтересованными сторонами и, в частности, со
всеми коренными народами, на традиционных землях которых развиваются
проекты, что до сих пор полностью не было сделано. Необходимо также
полностью исследовать все потенциальные влияния на все группы населения
совместно с их представителями.
 * Все ученые, проводящие исследования в рамках сахалинских проектов, должны
иметь возможность свободно использовать и распространять всю полученную
информацию. Нефтяные компании должны исключить из контрактов условия
конфиденциальности научных исследований, ученые должны сохранять свое
авторское право на них. Право окончательной редакции всех отчетов о
научных исследованиях должно принадлежать только авторам этих исследований,
а не нанятой нефтяными компаниями иностранной консалтинговой фирме или им
самим, как это часто происходит сейчас.
 * Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон должны обеспечить и гарантировать
возможность намного более эффективного и справедливого участия
общественности, чем в настоящее время. Например, возможности для участия
общественности по <Сахалин-2> в консультациях по этапу II проекта, и в
общественных обсуждениях Плана по сохранению западных серых китов были
крайне ограничены и не позволили делать существенные рекомендации по
улучшению работы. Общественные консультации Эксона НЛ по первому этапу
своего проекта также были крайне недостаточны.
 * Поскольку проекты <Сахалин-1> и <Сахалин-2> затрагивают интересы
практически всего населения Российской Федерации и представляют
непосредственную экологическую угрозу Японии, общественные слушания не
должны ограничиваться Сахалинской областью. Они должны проводиться в
других городах Российского Дальнего Востока, в Москве, а также в Японии.
   8. Социально-экономические аспекты и финансовая ответственность
 * Вызывают большую озабоченность исследования Счетной палаты РФ
2000-2001 гг., показывающие, что люди Сахалина не получат свою справедливую
долю от развития проектов. Поэтому необходимо, чтобы Сахалин Энерджи-Шелл
и Эксон НЛ согласились на немедленное восстановление всех сахалинских
областных и муниципальных налогов на проекты <Сахалин-1> и <Сахалин-2> и
на всех подрядчиков и субподрядчиков по проектам.
 * Экологические организации считают, что для решения очень остро стоящих
перед Сахалином энергетических проблем нефтяные компании должны продавать
добываемый сахалинский природный газ на местном рынке для целей получения
тепловой и электроэнергии по внутренним российским ценам, а не по мировым,
как это планирует сейчас Сахалин Энерджи - Шелл.
 * Соглашения о разделе продукции по обоим проектам должны быть открыты
для общественности (за исключением сведений, которые по российскому
законодательству должны быть секретными). Бюджеты проектов и сметы всех
очередных этапов освоения должны быть также открытыми, чтобы избежать
финансовых сделок типа <Энрон>, необоснованного завышения затратной части
проектов и ущемления интересов сахалинских и российских подрядчиков.
 * Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон НЛ должны в полной мере осуществлять
платежи за нормативные и сверхнормативные сбросы и выбросы в окружающую
среду, как того требует Федеральный закон РФ <Об охране окружающей среды>.
В настоящее время Эксон НЛ отказывается это делать, что недопустимо.
 * Сахалин Энерджи - Шелл и Эксон НЛ должны взять на себя полную финансовую
ответственность за ликвидацию любого, без ограничения, нефтяного разлива,
который может случиться в результате их производственных операций (в т.ч.
в результате аварии танкера, груженого нефтью с терминалов по проектам
<Сахалин-1> и <Сахалин-2>). Эта ответственность должна включать обязательство
оплатить все расходы на очистку загрязненных территорий, выплату компенсаций
и возмещение ущерба пострадавшим от разлива природным экосистемам и
заинтересованным сторонам (местным жителям, коренным народам, рыболовным
предприятиям, туристическим фирмам, муниципальным образованиям и др.).
 * Сахалин Энерджи - Шелл должна немедленно прекратить сжигание попутного
газа на платформе <Моликпак>, что не предусмотрено проектом, не получило
одобрения государственной экологической экспертизы и российских властей и
следовательно - является незаконным. Такое безответственное обращение с
ценными ресурсами приводит к бессмысленному загрязнению окружающей среды
и к убыткам российской стороне, которая могла бы получать этот газ в
качестве топлива.
    С данными требованиями согласились и их подписали следующие
экологические организации:
   Региональная общественная организация <Экологическая вахта
                                        Сахалина>, Д.В.Лисицын,
   Тихоокеанский центр охраны окружающей среды и
                         природных ресурсов, Д.Гордон,
   Международный Фонд защиты животных (IFAW), Российское
                представительство, Воронцова М.Н., Москва
   Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF), Российское
              представительство, И.Е.Честин, г.Москва,
   Центр экологической политики России, А.В.Яблоков, Москва,
   Гринпис России, Блоков И.П., Москва,
   Международный Cоциально-экологический союз, С.И.Забелин, Москва
   Институт <Экоюрис>, В.Л.Мищенко, Москва,
   "Правовой центр "Родник", О.А.Яковлева, Москва,
   Неправительственная организация <Экологическая защита>
             Ф.Крупп, New York, USA
   Коалиция природоохранных общественных организаций <Живое море>
   в составе:
        Фонд Дикой Природы Сахалина, С.С.Макеев,
        СРОО <ТКК <Пилигрим>, С.М.Первухин, Сахалинская обл., с.Троицкое,
        Бюро региональных общественных кампаний, А.В.Лебедев, Владивосток,
        МОБО Дальневосточный Ресурсный Центр И.С.А.Р.,
                           В.И.Дмитриева, Владивосток,
        Центр Защиты Дикой природы <Зов Тайги>, В.А.Солкин,
                           Владивосток,
        Общественная экологическая детско-юношеская организация "Росток",
               Л.П.Самчинская, Приморский край, г.Партизанск,
        НП <Экопатруль>, Г.М.Стецкая, Владивосток,
        Магаданский центр окружающей среды, С.Т.Ильич, Магадан,
        МРОО "СоДействие - Team Work", О.Я.Москвина, г.Магадан,
        Чукотское экологическое объединение <Кайра-клуб>,
                                     Г.П.Смирнов, Анадырь
        МРОО <Страж Тайги>, Л.В.Чурикова, Комсомольск-на-Амуре,
        Камчатская Лига Независимых Экспертов, О.А.Чернягина,
                 г.Петропавловск-Камчатский,
        ЭЭ ИЦ "Лач", Н.Н.Запороцкая, г.Петропавловск-Камчатский,
        Камчатская областная Ассоциация общественных объединений КМНС,
                  В.А.Санькович, г.Петропавловск Камчатский,
        Совет ительменов Камчатки "Тхсаном", О.Н.Запороцкий,
                  Корякский АО, Тигильский район, с.Ковран,
        Союз общественных организаций (общин) коренных малочисленных
           народов Севера Камчатской области "ЯЯР", Л.Г.Игнатенко,
           Камчатская обл., Елизовский р-н, пос. Раздольный,
        АНО "Ресурсный Центр "ПИЛОТ",  Д.В.Панов,
                            Петропавловск-Камчатский,
   Дружина охраны природы <Ворон>, Е.В.Борт, Южно-Сахалинск,
   Общественное информационное агентство <Свободное слово>,
                                О.В.Баишев, Южно-Сахалинск,
   Неправительственная организация <Друзья Земли - Япония>
                                    Т.Оказаки, Tokyo, Japan
   Неправительственная организация <Союз Зеленых Кореи>
                                     Ю.Ли, Seoul, Korea
   Неправительственная организация <Форум Аляски за экологическую
                      ответственность>, Стэн Стефенс, Valdez, USA
   Неправительственная организация <Хранители бухты Кука>
                             Б.Шевелсон, Л.Эпстейн, Homer, USA
   Неправительственная организация <Центр дикого лосося>,
                          Г.Рар, Д.Мартин, Portland, OR, USA
   Неправительственная организация <Институт Острова Земля>
   Г.Кук, директор проекта <Вахта Байкала>, San Francisco, USA
   Центр общественных инициатив <Трионикс>,
                   И.В.Белова, Комсомольск-на-Амуре,
   Дружина по охране природы <Нижне-Амурская экологическая
               инспекция>, А.В.Сафонов, Комсомольск-на-Амуре,
   Бурятское региональное объединение по Байкалу, С.Г.Шапхаев, Улан-Удэ,
   "Проект мониторинга БТС", А.Н.Сутягин, С.-Петербург,
   ИСАР-Москва, А.Ю.Книжников, Москва,
   Межрегиональный общественный экологический фонд "ИСАР-Сибирь"
                                       Ю.Р.Широков, Новосибирск
   Общественный институт <Ученые Сибири за глобальную
            ответственность>, С.Э.Пащенко, Новосибирск,
   РОО "Байкальская Экологическая Волна", М.П.Рихванова, Иркутск,
   Союз <За химическую Безопасность>, Л.А.Федоров, Москва,
   ТРОО <Роза ветров>, В.Е.Урбановский, Томск,
   ТРОО "Оберег", О.А.Котиков, Томская область, Томский район, Кисловка,
   Некоммерческое партнерство <Экологический комитет>, С.В.Костарев, Омск,
   Общественный Фонд <Алтай 21 век>, Шишин М.Ю., Барнаул,
   Региональное общественное учреждение <Экоцентр Даурия>,
                                     Зиновьева И.Г., Чита,
   Региональная общественная организация <Эко-фактор>,
                                     Липаткина О.О., Абакан,

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2003 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность