О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.946, 2 января 2003 г. ****************## ################################################################# Право на безъядерную жизнь РОССИЙСКИЕ ЯДЕРЩИКИ БЕЗ ГРИМА РАСПРОДАЖА МОЛЕКУЛ В ОСОБО КРУПНЫХ РАЗМЕРАХ Пьеса-репортаж: на каждый акт Счетной палаты у Минатома своя комедия Очередь в бюро пропусков Госдумы. Человек двадцать. Я - среди них. Сквозь нее продирается группа уверенных в себе товарищей: им нужно к окошку. "Мы на заседание опаздываем!" - реплика в ответ на возмущенные возгласы обладателей отдавленных ног. (Можно подумать, все остальные шли в думский буфет поесть мороженого.) Почему-то я совсем не удивилась, увидев именно эту группу товарищей именно на том заседании, на которое я, собственно, шла. А заседал подкомитет по финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой. Рассматривался отчет последней "о результатах проверки порядка и полноты поступления валютной выручки от реализации низкообогащенного урана в 2000-2001 годах и своевременного перечисления ее в федеральный бюджет". Иными словами - о том, как Минатом торгует федеральной собственностью... Почему-то я опять не удивилась, узнав, что группа товарищей - это руководящие представители Минатома. Итак, длинный стол. Во главе - председательствующий депутат Валерий Гальченко. По одну сторону стола - мои знакомцы из очереди. По другую сторону - четыре представителя Счетной палаты во главе с аудитором Николаем Локтионовым. Драма в одном действии без летального исхода ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ВАЛЕРИЙ ГАЛЬЧЕНКО, председатель, депутат, член подкомитета по финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и взаимодействию со Счетной палатой. ВАЛЕРИЙ ГОВОРУХИН, замминистра атомной энергетики. ВЛАДИМИР СМИРНОВ, гендиректор ОАО "Техснабэкспорт". АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ, его первый зам. АЛЕКСАНДР МЕДВЕДЕВ и АЛЕКСАНДР МАРТЬЯНОВ, руководители департаментов Минатома. ВИКТОР ШИБКО и ИРИНА ФИЛИППОВА, начальники отделов Минатома. НИКОЛАЙ ЛОКТИОНОВ, аудитор Счетной палаты. ТРИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИНФИНА. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИНИМУЩЕСТВА. СТАТИСТЫ - секретарши, журналисты, любопытствующие депутаты. МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ: Москва, Государственная Дума Российской Федерации. 11 декабря 2002 года. Все персонажи - подлинные. Пьеса одноактная (акт Счетной палаты). Спектакль идет без антракта семь лет. Заседание начинается. Все собранны и уверены в себе. В воздухе - ожидание скандала. Аудитор Счетной палаты излагает суть проблемы. Дело в том, что низкообогащенный уран (НОУ) - собственность федеральная. Посему средства от его продажи должны поступать в бюджет. Однако при проверке Счетной палаты выяснилось: во-первых, отсутствует "нормативный документ, определяющий порядок зачисления в федеральный бюджет вырученных средств". Отсутствует уже несколько лет. Во-вторых, "значительная часть средств, полученных по внешнеэкономическим контрактам, распределялась Минатомом и его предприятиями, а также ОАО "Техснабэкспорт" на основании протоколов совещаний в Минатоме". То есть собрались, поговорили, деньги на словах поделили, запротоколировали и довольные разошлись. Помимо этого, "широко распространена система предоплаты, причем разница между реальной стоимостью оказанных услуг и первоначально проплаченной суммой может исчисляться десятками миллионов рублей". Представителям Минатома предлагается ответить на возникшие в ходе проверки вопросы. Представители утыкаются в бумажки. Все это напоминает педсовет: учителя - аудиторы и депутаты - ожидают объяснений от двоечников на предмет в сотый раз не сделанного домашнего задания. Председательствующий называет номера страниц и абзацев - как параграфы учебника. Цитирует. И задает вопросы. Насупленная сторона стола - та, что из очереди, - пытается отвечать. Но председательствующий изгаляется и ставит товарищей в тупик. Из отчета Счетной палаты: "В нарушение указанного постановления Минатом России и Минимущества России не обеспечили ведение реестра ядерных материалов, а ОАО "Техснабэкспорт" не имеет свидетельства о внесении ядерных материалов в реестр федерального имущества". Председательствующий Гальченко (строго): Почему? (Вопрос повисает в воздухе, потому что собравшиеся решают для начала выяснить истинный смысл понятий, фигурирующих в законах и претензиях Счетной палаты.) Медведев (Минатом): Мне бы хотелось раскрыть понятие "ядерные материалы". Это энергетическая субстанция, которая используется в атомной энергетике. Гальченко (перебивая): Пожалуйста, по существу. Медведев (крайне серьезно): Докладываю. Отсылка Счетной палаты на постановление правительства No 696 не совсем корректна. Неправомерно вносить ядерные материалы в реестр федеральной собственности. Гальченко: Это не является федеральным имуществом? Медведев: Является, но это не недвижимое имущество. Оно потребляемое. Гальченко: И не подлежит учету? Медведев: Да, с точки зрения постановления правительства No 696. Гальченко: Хорошо, допустим, законодательство не отрегулировало этот вопрос. Но почему Минатом не внес поправки в Госдуму? Медведев: Они готовятся. Вмешивается аудитор Счетной палаты Локтионов (возмущенно): Есть закон 1995 года. Согласно пункту 5 в федеральную собственность все ядерные материалы входят. А согласно пункту 13 закона от 1998 года федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может продаваться. Разберитесь, пожалуйста, с Минимуществом. Счетная палата не принимает ваши возражения. Гальченко: Минимущества имеет точку зрения? Чья это собственность? Представитель Минимущества: Федеральная. Но учет здесь должен быть особый. Мы уже разработали новый вариант постановления No 696. Гендиректор АО "Техснабэкспорт" Смирнов возвращает заседающих к дискуссии не по существу: Вскрыта системная проблема. "Ядерные материалы" - понятие физическое, а не юридическое. Видов ядерных материалов больше четырех тысяч. Грубо говоря, это молекулы. (Ай молодец. - Ред.). А законодательство говорит об обороте продукции. Заявляю: ядерные материалы как молекулы не могут быть идентифицированы как федеральное имущество. Ядерные материалы есть в составе любого предмета. Ну вот посмотрите вокруг: возьмем ручку, стол, да что уж тут говорить: в воде - и в той содержатся ядерные материалы. Так что вся проблема - в законодательстве. Гальченко (качая головой): Вам как директору хозяйствующей компании простительно так говорить. Но если так будет говорить министерство: Из отчета Счетной палаты: "С компаниями "Камеко" (Канада) и "Нукем" (Германия) 24 марта 1999 года был заключен контракт на поставку природного сырьевого компонента (ПК) по минимальной цене 29 долларов США за 1 кг: Средняя мировая цена в 2000-2001 годы составляла от 22,0 до 28,0 доллара США за 1 кг урана". Гальченко: В постановлении цена установлена одна. В мире - другая. Значит, квоты не выбираются? Григорьев (Минатом): Когда мы готовили это постановление, там была фраза "по рыночным ценам". В итоговом документе - "не ниже 29 долларов". Гальченко: Неужели Минатом не визировал окончательный вариант постановления? Григорьев: Не знаю. Кто-то выставил цену. В результате мы не смогли продать. (Перед заседанием министерские чиновники небрежно и снисходительно перелистывали отчет; теперь они изучают в нем каждую букву, даже губами перебирают. И еще больше становятся похожими на нашкодивших учеников.) Из отчета Счетной палаты: "Согласно соглашению о перемещении нереализованная часть ПК подлежит возврату на территорию Российской Федерации: Всего по квотам 2000-2001 годов не реализовано 947,5 тонны урана. Оценочно на возврат такого количества урана из федерального бюджета потребуется 1,4 млн долларов США". Гальченко (озабоченно): Откуда мы возьмем эти 1,4 млн долларов? Григорьев: То, что было не продано, мы дореализовываем потом. А остаток возвращаем. Да, возврат за счет бюджетных средств. Но подчеркну: возврат в Россию очень ценного сырья. (На минатомовских лицах мелькают ухмылочки.) Локтионов (аудитор): Вы не продали уран из-за того, что кто-то, видите ли, завысил в постановлении цену до 29 долларов. А кто это сделал, вы якобы не знаете. А потом вы продаете его по другой цене и в другое время. Не улыбайтесь. И не держите нас за дураков. Мы еще откроем, кому это выгодно. (Последние слова вызывают среди министерских бурную реакцию - оживление, улыбочки. Дама из Минфина, сидящая в том же ряду и не скрывающая своих симпатий к соседям, начинает наезжать на представителей Счетной палаты, ссылающихся на различные документы.) Дама из Минфина: Какие-какие постановления? Не знаю. Аудитор (возмущенно вынимает пачку документов и поднимает ее над головой): Мы в отличие от вас пришли на заседание подготовленными. Депутат Гальченко возвращает всех к отчету: "В 2000 году фактический объем ввезенной ПК составил 5474,4 тонны урана, затраты ОАО "Техснабэкспорт" - 323,7 млн рублей, фактически Минатом России перечислил ОАО "Техснабэкспорт" 329,8 млн рублей. В 2001 году ввезено ПК 9156,0 тонны, затраты ОАО "Техснабэкспорт" - 352,7 млн рублей, фактически было перечислено ОАО "Техснабэкспорт" 374,0 млн рублей". Гальченко: Откуда взялась разница в цифрах? Смирнов (Минатом): По объективным причинам. Плавает курс доллара и так далее. Из отчета Счетной палаты: "В нарушение договора комиссии No 051/88 от 8 сентября 2000 г. ОАО "Техснабэкспорт" не представило Минатому России годовой отчет по возврату ПК в рамках контракта ВОУ-НОУ за 2001 год". Гальченко: Почему не представлен годовой отчет? Смирнов: Зато есть квартальные. Остается только сложить их вместе. Это нетрудно. Насчет годового отчета: сейчас у нас идет глобальная сверка, и мы этот процесс организовали. (Минатом начинает чувствовать себя увереннее, ощутив поддержку Минфина. Даже пытаются фамильярничать с аудиторами.) Из отчета Счетной палаты: "Правительством РФ 19 апреля 1999 года было дано поручение No ЮМ-П7-12857 Минфину России и Минатому России разработать порядок зачисления в федеральный бюджет валютных средств, получаемых от реализации ПК. Однако нормативного документа, определяющего порядок зачисления в федеральный бюджет доходов, полученных от реализации ПК, на дату проверки не разработано". Гальченко (строго): Почему? Смирнов: Это очень сложный и длительный процесс. (Ответ на уровне: "Профессор, я учил".) Из отчета Счетной палаты: "Выручка, полученная по внешнеэкономическим контрактам помимо контракта ВОУ-НОУ, распределялась Минатомом России, ОАО "Техснабэкспорт" и предприятиями Минатома России на основании протоколов совещаний в Минатоме России". Гальченко (недоуменно): Это как так? Смирнов (с видом умудренного жизнью человека): Нет процедуры. Существуют законодательные дыры. Гальченко: Они существуют уже семь лет. Кто должен инициировать изменение законодательства? Разве не вы? Говорухин (Минатом): Да, мы (горестно). Но мы исходим из принципа "не навреди". Гальченко (не может сдержать улыбку): Кому? Говорухин: Это в планах министерства. Работа ведется. Но это сложная работа. Мы же не законодательный орган. Гальченко (уже строго): Как-то странно слышать такое от Минатома: он входит в правительство, которое обладает законодательной инициативой. (Под занавес насупленная сторона стола вновь пытается обыграть домашнюю заготовку: дискуссию о понятиях, в которых всякие там неспециалисты ничего не понимают.) Смирнов: Я повторяю, этого продукта не существует. Гальченко (устало): Но деньги, вырученные за этот продукт, есть. Смирнов: Есть. Но мы занимаемся нормальной хозяйственной деятельностью. (На этой радужной ноте все разошлись.) Подытожим. С одной стороны, аргументированный отчет, цифры, факты, ссылки на законы. С другой - "не было процедуры", "это очень сложный и длительный процесс", "существуют законодательные дыры", "мы этот процесс организовали", "это в планах министерства", "работа ведется". Судите сами. То есть молекулы существуют, а денег нет. В думском гардеробе я случайно наткнулась на поредевшую группу товарищей, которые жаловались сочувствующей даме из Минфина: - Привязалась к нам эта Тамара Николаевна (аудитор. - Ред.). Уже год достает. - Нас дольше, - грустно вздохнула дама. P.S. Уважаемые господа из Минатома. Мы попали с вами на одно и то же заседание. И никто из нас не опоздал. Только я стояла в очереди, а вы прошли сквозь нее. Мне не стыдно. А вам - должно быть. А если честно: мне заседание очень понравилось. Е.Игнатова, "Новая газета", 16 декабря 2002 года ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |