![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.946, 2 января 2003 г. ****************##
#################################################################
Право на безъядерную жизнь
РОССИЙСКИЕ ЯДЕРЩИКИ БЕЗ ГРИМА
РАСПРОДАЖА МОЛЕКУЛ В ОСОБО КРУПНЫХ РАЗМЕРАХ
Пьеса-репортаж: на каждый акт Счетной палаты у Минатома своя
комедия
Очередь в бюро пропусков Госдумы. Человек двадцать. Я - среди них.
Сквозь нее продирается группа уверенных в себе товарищей: им нужно к
окошку. "Мы на заседание опаздываем!" - реплика в ответ на
возмущенные возгласы обладателей отдавленных ног. (Можно подумать,
все остальные шли в думский буфет поесть мороженого.)
Почему-то я совсем не удивилась, увидев именно эту группу товарищей
именно на том заседании, на которое я, собственно, шла. А заседал
подкомитет по финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и
взаимодействию со Счетной палатой. Рассматривался отчет последней
"о результатах проверки порядка и полноты поступления валютной
выручки от реализации низкообогащенного урана в 2000-2001 годах и
своевременного перечисления ее в федеральный бюджет". Иными
словами - о том, как Минатом торгует федеральной собственностью...
Почему-то я опять не удивилась, узнав, что группа товарищей - это
руководящие представители Минатома.
Итак, длинный стол. Во главе - председательствующий депутат Валерий
Гальченко. По одну сторону стола - мои знакомцы из очереди. По другую
сторону - четыре представителя Счетной палаты во главе с аудитором
Николаем Локтионовым.
Драма в одном действии без летального исхода
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ВАЛЕРИЙ ГАЛЬЧЕНКО, председатель, депутат, член подкомитета по
финансовому контролю, бухгалтерскому учету, аудиту и
взаимодействию со Счетной палатой.
ВАЛЕРИЙ ГОВОРУХИН, замминистра атомной энергетики.
ВЛАДИМИР СМИРНОВ, гендиректор ОАО "Техснабэкспорт".
АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ, его первый зам.
АЛЕКСАНДР МЕДВЕДЕВ и АЛЕКСАНДР МАРТЬЯНОВ, руководители
департаментов Минатома.
ВИКТОР ШИБКО и ИРИНА ФИЛИППОВА, начальники отделов
Минатома.
НИКОЛАЙ ЛОКТИОНОВ, аудитор Счетной палаты.
ТРИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИНФИНА.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИНИМУЩЕСТВА.
СТАТИСТЫ - секретарши, журналисты, любопытствующие депутаты.
МЕСТО И ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:
Москва, Государственная Дума Российской Федерации. 11 декабря 2002
года.
Все персонажи - подлинные. Пьеса одноактная (акт Счетной палаты).
Спектакль идет без антракта семь лет.
Заседание начинается. Все собранны и уверены в себе. В воздухе -
ожидание скандала. Аудитор Счетной палаты излагает суть проблемы.
Дело в том, что низкообогащенный уран (НОУ) - собственность
федеральная. Посему средства от его продажи должны поступать в
бюджет. Однако при проверке Счетной палаты выяснилось: во-первых,
отсутствует "нормативный документ, определяющий порядок зачисления
в федеральный бюджет вырученных средств". Отсутствует уже несколько
лет. Во-вторых, "значительная часть средств, полученных по
внешнеэкономическим контрактам, распределялась Минатомом и его
предприятиями, а также ОАО "Техснабэкспорт" на основании протоколов
совещаний в Минатоме". То есть собрались, поговорили, деньги на
словах поделили, запротоколировали и довольные разошлись. Помимо
этого, "широко распространена система предоплаты, причем разница
между реальной стоимостью оказанных услуг и первоначально
проплаченной суммой может исчисляться десятками миллионов рублей".
Представителям Минатома предлагается ответить на возникшие в ходе
проверки вопросы. Представители утыкаются в бумажки.
Все это напоминает педсовет: учителя - аудиторы и депутаты -
ожидают объяснений от двоечников на предмет в сотый раз не
сделанного домашнего задания. Председательствующий называет
номера страниц и абзацев - как параграфы учебника. Цитирует. И задает
вопросы. Насупленная сторона стола - та, что из очереди, - пытается
отвечать. Но председательствующий изгаляется и ставит товарищей в
тупик.
Из отчета Счетной палаты: "В нарушение указанного постановления
Минатом России и Минимущества России не обеспечили ведение
реестра ядерных материалов, а ОАО "Техснабэкспорт" не имеет
свидетельства о внесении ядерных материалов в реестр
федерального имущества".
Председательствующий Гальченко (строго): Почему?
(Вопрос повисает в воздухе, потому что собравшиеся решают для
начала выяснить истинный смысл понятий, фигурирующих в законах и
претензиях Счетной палаты.)
Медведев (Минатом): Мне бы хотелось раскрыть понятие "ядерные
материалы". Это энергетическая субстанция, которая используется в
атомной энергетике.
Гальченко (перебивая): Пожалуйста, по существу.
Медведев (крайне серьезно): Докладываю. Отсылка Счетной палаты на
постановление правительства No 696 не совсем корректна. Неправомерно
вносить ядерные материалы в реестр федеральной собственности.
Гальченко: Это не является федеральным имуществом?
Медведев: Является, но это не недвижимое имущество. Оно
потребляемое.
Гальченко: И не подлежит учету?
Медведев: Да, с точки зрения постановления правительства No 696.
Гальченко: Хорошо, допустим, законодательство не отрегулировало этот
вопрос. Но почему Минатом не внес поправки в Госдуму?
Медведев: Они готовятся.
Вмешивается аудитор Счетной палаты Локтионов (возмущенно): Есть
закон 1995 года. Согласно пункту 5 в федеральную собственность все
ядерные материалы входят. А согласно пункту 13 закона от 1998 года
федеральное имущество, не внесенное в реестр, не может продаваться.
Разберитесь, пожалуйста, с Минимуществом. Счетная палата не
принимает ваши возражения.
Гальченко: Минимущества имеет точку зрения? Чья это собственность?
Представитель Минимущества: Федеральная. Но учет здесь должен
быть особый. Мы уже разработали новый вариант постановления No 696.
Гендиректор АО "Техснабэкспорт" Смирнов возвращает заседающих к
дискуссии не по существу: Вскрыта системная проблема. "Ядерные
материалы" - понятие физическое, а не юридическое. Видов ядерных
материалов больше четырех тысяч. Грубо говоря, это молекулы. (Ай
молодец. - Ред.). А законодательство говорит об обороте продукции.
Заявляю: ядерные материалы как молекулы не могут быть
идентифицированы как федеральное имущество. Ядерные материалы
есть в составе любого предмета. Ну вот посмотрите вокруг: возьмем
ручку, стол, да что уж тут говорить: в воде - и в той содержатся
ядерные материалы. Так что вся проблема - в законодательстве.
Гальченко (качая головой): Вам как директору хозяйствующей компании
простительно так говорить. Но если так будет говорить министерство:
Из отчета Счетной палаты: "С компаниями "Камеко" (Канада) и
"Нукем" (Германия) 24 марта 1999 года был заключен контракт на
поставку природного сырьевого компонента (ПК) по минимальной
цене 29 долларов США за 1 кг: Средняя мировая цена в 2000-2001
годы составляла от 22,0 до 28,0 доллара США за 1 кг урана".
Гальченко: В постановлении цена установлена одна. В мире - другая.
Значит, квоты не выбираются?
Григорьев (Минатом): Когда мы готовили это постановление, там была
фраза "по рыночным ценам". В итоговом документе - "не ниже 29
долларов".
Гальченко: Неужели Минатом не визировал окончательный вариант
постановления?
Григорьев: Не знаю. Кто-то выставил цену. В результате мы не смогли
продать.
(Перед заседанием министерские чиновники небрежно и
снисходительно перелистывали отчет; теперь они изучают в нем
каждую букву, даже губами перебирают. И еще больше становятся
похожими на нашкодивших учеников.)
Из отчета Счетной палаты: "Согласно соглашению о перемещении
нереализованная часть ПК подлежит возврату на территорию
Российской Федерации: Всего по квотам 2000-2001 годов не
реализовано 947,5 тонны урана. Оценочно на возврат такого
количества урана из федерального бюджета потребуется 1,4 млн
долларов США".
Гальченко (озабоченно): Откуда мы возьмем эти 1,4 млн долларов?
Григорьев: То, что было не продано, мы дореализовываем потом. А
остаток возвращаем. Да, возврат за счет бюджетных средств. Но
подчеркну: возврат в Россию очень ценного сырья.
(На минатомовских лицах мелькают ухмылочки.)
Локтионов (аудитор): Вы не продали уран из-за того, что кто-то,
видите ли, завысил в постановлении цену до 29 долларов. А кто это
сделал, вы якобы не знаете. А потом вы продаете его по другой цене и
в другое время. Не улыбайтесь. И не держите нас за дураков. Мы еще
откроем, кому это выгодно.
(Последние слова вызывают среди министерских бурную реакцию -
оживление, улыбочки. Дама из Минфина, сидящая в том же ряду и не
скрывающая своих симпатий к соседям, начинает наезжать на
представителей Счетной палаты, ссылающихся на различные
документы.)
Дама из Минфина: Какие-какие постановления? Не знаю.
Аудитор (возмущенно вынимает пачку документов и поднимает ее над
головой): Мы в отличие от вас пришли на заседание подготовленными.
Депутат Гальченко возвращает всех к отчету: "В 2000 году фактический
объем ввезенной ПК составил 5474,4 тонны урана, затраты ОАО
"Техснабэкспорт" - 323,7 млн рублей, фактически Минатом России
перечислил ОАО "Техснабэкспорт" 329,8 млн рублей. В 2001 году ввезено
ПК 9156,0 тонны, затраты ОАО "Техснабэкспорт" - 352,7 млн рублей,
фактически было перечислено ОАО "Техснабэкспорт" 374,0 млн рублей".
Гальченко: Откуда взялась разница в цифрах?
Смирнов (Минатом): По объективным причинам. Плавает курс доллара и
так далее.
Из отчета Счетной палаты: "В нарушение договора комиссии No 051/88 от
8 сентября 2000 г. ОАО "Техснабэкспорт" не представило Минатому России
годовой отчет по возврату ПК в рамках контракта ВОУ-НОУ за 2001 год".
Гальченко: Почему не представлен годовой отчет?
Смирнов: Зато есть квартальные. Остается только сложить их вместе.
Это нетрудно. Насчет годового отчета: сейчас у нас идет глобальная
сверка, и мы этот процесс организовали. (Минатом начинает чувствовать
себя увереннее, ощутив поддержку Минфина. Даже пытаются фамильярничать с
аудиторами.)
Из отчета Счетной палаты: "Правительством РФ 19 апреля 1999 года было
дано поручение No ЮМ-П7-12857 Минфину России и Минатому России разработать
порядок зачисления в федеральный бюджет валютных средств, получаемых от
реализации ПК. Однако нормативного документа, определяющего порядок
зачисления в федеральный бюджет доходов, полученных от реализации ПК, на
дату проверки не разработано".
Гальченко (строго): Почему?
Смирнов: Это очень сложный и длительный процесс. (Ответ на уровне:
"Профессор, я учил".)
Из отчета Счетной палаты: "Выручка, полученная по внешнеэкономическим
контрактам помимо контракта ВОУ-НОУ, распределялась Минатомом России,
ОАО "Техснабэкспорт" и предприятиями Минатома России на основании
протоколов совещаний в Минатоме России".
Гальченко (недоуменно): Это как так?
Смирнов (с видом умудренного жизнью человека): Нет процедуры.
Существуют законодательные дыры.
Гальченко: Они существуют уже семь лет. Кто должен инициировать
изменение законодательства? Разве не вы?
Говорухин (Минатом): Да, мы (горестно). Но мы исходим из принципа
"не навреди".
Гальченко (не может сдержать улыбку): Кому?
Говорухин: Это в планах министерства. Работа ведется. Но это сложная
работа. Мы же не законодательный орган.
Гальченко (уже строго): Как-то странно слышать такое от Минатома: он
входит в правительство, которое обладает законодательной инициативой.
(Под занавес насупленная сторона стола вновь пытается обыграть
домашнюю заготовку: дискуссию о понятиях, в которых всякие там
неспециалисты ничего не понимают.)
Смирнов: Я повторяю, этого продукта не существует.
Гальченко (устало): Но деньги, вырученные за этот продукт, есть.
Смирнов: Есть. Но мы занимаемся нормальной хозяйственной
деятельностью.
(На этой радужной ноте все разошлись.)
Подытожим. С одной стороны, аргументированный отчет, цифры, факты,
ссылки на законы. С другой - "не было процедуры", "это очень сложный
и длительный процесс", "существуют законодательные дыры", "мы этот
процесс организовали", "это в планах министерства", "работа ведется".
Судите сами. То есть молекулы существуют, а денег нет.
В думском гардеробе я случайно наткнулась на поредевшую группу
товарищей, которые жаловались сочувствующей даме из Минфина:
- Привязалась к нам эта Тамара Николаевна (аудитор. - Ред.). Уже год
достает.
- Нас дольше, - грустно вздохнула дама.
P.S. Уважаемые господа из Минатома. Мы попали с вами на одно и то
же заседание. И никто из нас не опоздал. Только я стояла в очереди, а
вы прошли сквозь нее. Мне не стыдно. А вам - должно быть. А если
честно: мне заседание очень понравилось.
Е.Игнатова, "Новая газета", 16 декабря 2002 года
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2003 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |