Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.930, 16 декабря 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                                    Право на жизнь


     В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗМЫШЛЯЮТ О КОСМОДРОМЕ "СВОБОДНЫЙ"

    ИНФОРМАЦИЯ
    Час назад в городе Благовещенске завершились общественные слушания
по проекту размещения на космодроме "Свободный" космического ракетного
комплекса "Стрела". В слушаниях приняли участие представители НПО
Машиностроения, Министерства обороны, Росавиакосмоса, Администрации
Амурской области, государственных и общественных организаций Амурской
области и Республики Саха (Якутии).
    В ходе слушаний к ОВОС КРК "Стрела" была предъявлена масса претензий
по обеспечению безопасности данного комплекса. В основном, они касались
вопросов возникновения аварийных ситуаций и ликвидации их последствий,
которые, по мнению участников, раскрыты недостаточно полно, обеспечения
безопасности при подготовке к пуску, воздействия запусков на окружающую
природную среду Амурской области и сопредельных регионов, последствий
для экономики области.
    На большинство из этих вопросов удовлетворительных ответов так и
не было получено. Как результат, участники слушаний признали
представленные материалы крайне недостаточными для проведения
экологической экспертизы и потребовали от НПО Машиностроения
внести дополнения и изменения в ОВОС КРК "Стрела".
    Создана рабочая группа, которая обеспечит внесение всех замечаний
в протокол слушаний.
    Ю.Гафаров, пресс-центр АмурСоЭС, amurseu@tsl.ru, 10 декабря 2002 г.

    ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРОТОКОЛА
    РОМАШЕНКО Е.К (конструктор ФГУП МПО "Машиностроение").
    У нас, возможно, сейчас разные цели, поскольку с одной стороны,
многие из присутствующих здесь настроены решительно против размещения
Стрелы на Свободном... С другой стороны, наше предприятие как головной
разработчик комплекса и Министерство обороны в лице космических войск,
генеральный заказчик комплекса, выполняет задачи сформулированные
Федеральными органами исполнительной власти по созданию указанного
комплекса. Поэтому я считаю, что у нас должна быть общая задача при этих
разных целях. Эта задача сводится к тому, чтобы сделать все возможное
для обеспечения экологической безопасности эксплуатации комплекса на
космодроме Свободный. И в этом мы должны свои усилия объединить...
Но митинговая стихия, как уже показывает практика и вы в этом хорошо
убедились, она ведет в ниекуда... На общественные обсуждения были
представлены материалы ОВОС и дополнения к ним. Было предоставлено
возможность ознакомится с этими документами в течении двух месяцев в
место положенного одного по положению. Это позволяет надеяться, что
при совместной работе мы выработаем объективные и конструктивные
заключения на материалы ОВОС... Космический комплекс "Стрела" создается
на основе максимального использования материальной части
межконтинентальных баллистических ракет РС-18, которые вас так пугают, и
не только вас. Эти ракеты находятся на боевом дежурстве и составляют
основу сухопутной группировки стратегических ядерных сил. Комплекс
находится на боевом дежурстве с 1977 года. За это время не было никаких
аварий связанных с проливами компонентов ракетных топлив как на этапе
подготовки, так и в процессе самого пуска. Это обеспечивается хорошо
отработанной технологией заправки и показателями надежности применяемого
оборудования. Транспортировка компонентов ракетных топлив по железной
дороге осуществляется в специальных цистернах по аварийной карточке с
соблюдением правил перевозок опасных грузов по железной дороге... При
заправке ракеты топливом, при эксплуатации заправочных средств, при
проведении электрических проверок, при хранении ракеты и установке
головной части вероятность возникновения аварийной ситуации,
связанной с проливами компонентов ракетного топлива или их воспламенении
очень мала и составляет 10(-4)-10(-8) для различных комплексов с
гептиловыми ракетами. При эксплуатации межконтинентальной баллистической
ракеты РС-18, подобных аварий не было... Но неправильно было бы считать,
что мы полагаемся исключительно на надежные характеристики ракеты и
отработанную технологию. Предусмотрено целый комплекс мероприятий
технического и организационного характера, направленный на предотвращение
экологического воздействия и снижения тяжести его последствий...
    Отмечу здесь ряд факторов: 1. Космический ракетный комплекс "Стрела"
создается на основе самого надежного комплекса с межконтинентальными
баллистическим ракетами, которые у нас на сегодняшний день имеют место.
2. Использование выводимых из боевого состава РС-18 снижает бюджетную
нагрузку по созданию новых и утилизацию существующих комплексов.
3. Перед государством  в рамках обеспечения обороны и безопасности остро
стоит проблема создания  космической системы мониторинга земной поверхности
в военных целях. В эту систему космический комплекс "Стрела" входит
функционально. 4. К сожалению, легком классе ракет-носителей, к которому
относится "Стрела", все ракеты используют гептил. Это и ракета-носитель
"Космос" и "Рокот". К ним также следует отнести украинские ракеты "Циклон"
и "Днепр". Других ракет у государства в этом классе нет...
    Поэтому на сегодняшний день, как это не парадоксально, у космодрома
"Свободный" другого альтернативного комплекса нет и как военный объект
он прежде всего должен выполнять военные задачи... Согласно прогнозу
развертывания перспективной космической системы мониторинга ожидается
1-2 запуска ракет-носителей "Стрела" в год... Комплекс "Стрела" может
просуществовать максимум до 2015 года... Говоря об аспектах экологической
безопасности эксплуатации комплекса, следует также сказать о факте
падения отделяющейся первой ступени ракетоносителя "Стрела" с остатками
гептила в количестве 50-100 кг...
    ОВСЯННИКОВ Д.А. (начальник лаборатории обеспечения экологической
безопасности ракетно-космической техники 4 ЦНИИ МО РФ):
... Материалы ОВОС на космический ракетный комплекс "Стрела" были
разработаны в 2000 году широким кругом специалистов. В состав материалов
ОВОС включены общие сведения о комплексе, основные  факторы воздействия на
окружающую среду, возможные прогнозные оценки экологических последствий, а
также ряд технических решений и предложений по обеспечению экологической
безопасности комплекса "Стрела", при эксплуатации на космодроме "Свободный".
Материалы ОВОС в 2001 году были направлены на изучение и проработку в
Амурскую область.... В настоящее время ведется работа по разъяснению основных
положений ОВОС по подготовке ответов на возникшие вопросы. Я надеюсь, что
сегодня слушания позволят еще больше прояснить ситуацию, и, возможно, снять
еще ряд вопросов... В материалах ОВОС представлены расчетные оценки...
    И, в заключение, по вопросу так называемых присадок к ракетному
топливу. В составе жидких ракетных топлив никаких дополнительных
присадок, металлических или неметаллических, нет....
    Таким образом, приведенные результаты исследований по влиянию
аналогов космического комплекса "Стрела" подтверждают вывод материалов
ОВОС о незначительном влиянии эксплуатации комплекса "Стрела" на
окружающую среду и население Амурской области и Республики Саха (Якутия).
   СОЛОВЬЕВ А.В. (начальник Главного управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям по Амурской области). ... Материалы
"Оценки воздействия на окружающую природную среду космического ракетного
комплекса "Стрела" с малогабаритным комическим аппаратом "Кондор" при
эксплуатации на космодроме "Свободный" прошли государственную экспертизу
в Министерстве по чрезвычайным ситуациям России. Анализ экспертизы
позволяет сделать вывод о том, что на космодроме "Свободный" ведутся
работы по подготовке к эксплуатации космического ракетного комплекса с
использованием высокотоксичных компонентов ракетного топлива без учета
прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества. В материалах
отражена оценка воздействия ракетного комплекса на окружающую среду, но
не в полной мере отражены мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций, которые могут возникнуть при эксплуатации космического ракетного
комплекса. Государственная экспертиза МЧС совершенно справедливо считает
возможным рекомендовать представленные на экспертизу материалы к
утверждению при условии устранения замечаний и экспертного заключения...
    Никто не может дать гарантии на безопасную эксплуатацию ракетного
комплекса с ракетоносителем "Стрела", имеющим в своем составе 93 тонны
высокотоксичных компонентов ракетного топлива. Все это требует пристального
внимания к вопросу обеспечения безопасности населения не только в районе
размещения космодрома, но и тех мест, где проходит траектория выведения
ракеты, но и в других городах и населенных пунктах области, в сторону
которых может уклониться ракета - носитель при возникновении нештатных
ситуаций. Над городами Свободный, Шимановск, Зея с объектом особой
важности - Зейской ГЭС, где непосредственно не проходит траектория
выведения ракеты. Где гарантия, что при возникновении нештатной ситуации,
ракета - носитель не отклонится от заданной траектории, и вышеуказанные
города и другие населенные пункты не пострадают от возникшей чрезвычайной
ситуации? В связи с тем, что космодром "Свободный" относится к категории
потенциально опасных объектов, эксплуатация которого может повлечь за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, на него
в полной мере распространяются положения Федерального Закона "О защите
население и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера". В соответствии с Федеральным Законом, на потенциально опасных
объектах и прилегающих к ним территориям должны создаваться локальные
системы оповещения, которые предназначены для оперативного доведения
информации до всех лиц, находящихся, работающих или проживающих в зонах
возможного поражения, возникающих при аварии на этих объектах...
    Имеющаяся система связи и оповещения не позволяет своевременно
оповестить население закрытого территориального образования Углегорск,
где проживают семьи персонала космодрома, станции Ледяная, поселка Бузули,
Голубая, Новоострополь и других населенных пунктов, которые могут
пострадать в результате аварии на ракетном комплексе.
    Согласно представленных расчетов при авариях на космодроме облако
зараженного воздуха может достигнуть вышеуказанные населенные пункты в
пределах 3-3,5 часа. Следовательно, за это время необходимо оповестить
население и эвакуировать его из зоны возможного заражения... Из ОВОС
ракетного комплекса "Стрела" следует, что особую опасность представляют
большие проливы ракетного топлива, в результате которых возможны острые
или даже смертельные отравления людей, а также заражение окружающей среды
на больших расстояниях от места аварии. Объемы таких одномоментных
проливов и выбросов компонентов ракетного топлива может составлять от
десятков до сотен тысяч килограмм. При авариях, как правило, значительная
часть зараженного облака оседает в непосредственной близости от его
образования. Однако, возможны ситуации, при которых облако способно
дрейфовать на десятки километров.., глубина возможного химического
заражения при неблагоприятных метеорологических условиях может достигнуть
до двадцати километров. При авариях на космодроме, а также при
транспортировке компонентов ракетного топлива в зону заражения могут
попасть ЗАТО Углегорск, станция Ледяная, населенные пункты Бузули,
Голубая и другие. При ветре 1м/с время подхода зараженного воздуха
составляет для ЗАТО Углегорск составляет 3,2 часа, до железнодорожной
станции Ледяная - 3,6 часа... Не проведены расчеты по возможной обстановке
при авариях на железнодорожной станции Ледяная при транспортировке
компонентов ракетного топлива, неясно также, как такие аварии повлияют
на население железнодорожной станции Ледяная и пассажиров поездов,
находящихся на станции. В проектных материалах нет сведений о планируемых
мерах по защите населения в населенных пунктах, попадающих в зону
химического заражения в случае аварии с компонентами ракетного топлива.
Согласно представленных материалов, у космодрома не в полной мере имеются
материальные средства для выполнения работ по нейтрализации пролитых
компонентов ракетного топлива. Для нейтрализации пролитых компонентов
ракетного топлива требуется до нескольких десятков тонн нейтрализующих
веществ.., космодром в настоящее время не располагает таким количеством
нейтрализующих веществ... При проливе 26 тонн гептила время испарения при
температуре 0 градусов составляет 13 часов, а при температуре 20 градусов -
20 часов... силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ в
районе космодрома, а также в местах падения ракеты - носителя при
неудавшихся пусках ракет должны создаваться на космодроме...
   Исходя из вышеуказанного следует, что космодром Свободный с космическим
ракетным комплексом "Стрела" не в состоянии выполнить в полном объеме
задачи по защите населения территории и области от чрезвычайных ситуаций,
вызванных аварией с заданных траекторий полета... Вывод: имеющиеся
материалы не вполне убеждают нас в достаточности предполагаемых
мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности населения области
при эксплуатации космического ракетного комплекса "Стрела" на космодроме
"Свободный" и нуждаются в доработке и дополнительной экспертизе.
   ПЛАТОНОВ А.В. (председатель комитета по здравоохранению Администрации
Амурской области). Заболеваемость злокачественными образованиями в области
за последние 10 лет увеличилась на 23%. В структуре заболеваний ведущими
локализациями являются легкие - 39,8 случаев на сто тысяч населения,
кожа - 37,2 случая на сто тысяч населения. За последние годы отмечается
число больных, страдающих раком кожи, а городах Благовещенске, Свободном,
Белогорске и Бурейском район локализация рака кожи вышла на первое место
в общей структуре онкологической патологии. По статистике, в период
существования СССР, наиболее уязвимыми районами по заболеванию раком кожи
были южные республики Союза к низкой заболеваемости рака кожи относились
Архангельская, Амурская, Мурманская, Томская области и республика САХА.
В настоящее время идет увеличение количества больных с данной патологией
именно на этих территориях компоненты ракетного топлива и его производные -
это высокотоксичные вещества, по литературным данным, в результате
обследования людей проживающих в районах отделения частей ракеты -
носителя выявлено что от 40 до 50% обследуемых лиц имеют признаки
поражения печени...
    Уважаемые товарищи,.. чтобы сделать заключение о непосредственном
влиянии деятельности космодрома "Свободный" на здоровье жителей области
выношу следующее предложение: создать медико-экологическую комиссию
для проведения детального изучения влияния космодрома на здоровье
населения...
   ВОРОПАЕВА А.А. (заместитель руководителя главного управления
природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных
ресурсов России по Амурской области). ... материалы по оценке
воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности являются лишь
составной частью той проектной документации, которая должна быть
представлена на государственную экологическую экспертизу я хочу дать
еще некоторые пояснения. Кроме проектной документации, в состав которой
входят материалы по ОВОС, должны входить еще материалы общественных
обсуждений, которые будут подготовлены после сегодняшнего заседания,
затем заключение общественной экологической экспертизы, если она
проводится и заключение органов исполнительной власти и, кроме того,
должны быть представлены положительные заключения или документы
согласования проектной документации органов федерального надзора и
контроля в соответствии с их компетенцией. Вот к этим органам относятся
СанЭпидНадзор, пожарный надзор, технический надзор, органы МЧС, а также
наши главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
МП России по Амурской области, которое ведает вопросами охраны окружающей
среды. Вот, несмотря на наше письменное разъяснение этого порядка и
разъяснения МПР России, которые были направлены в адрес космодрома и НПО
"Машиностроение", нам были представлены только материалы ОВОС без полного
комплекта проектной документации. Поэтому мнение главного управления по
материалам оценки окружающей среды выдано нами в Январе 2002 года.
Заключение о достаточности и эффективности мер по охране окружающей среды
предусмотренные материалами ОВОС было отрицательным.
    ФЕДОРОВСКАЯ Л.Е.: (директор Амурского регионального общественного
учреждения "Экологическая инициатива")... В ОВОС нет полноты экологической
информации, имеющаяся - противоречива. Многие разделы носят общий
реферативный характер без конкретизации. Например: пункт 3.1.6 вывод, что
подземные воды первого водоносного горизонта хозяйственно-питьевого не
защищен от загрязнения компонентов ракетного топлива далее не проработан,
нет прогноза его загрязнения в случае аварии с проливом компонентов
ракетного топлива, нет расчетов путей миграции загрязнения и соответственно
мер по предотвращению загрязнения. Пункт 3.1.7 содержит информацию о
наличии повышенного содержания гептила в локальных очагах, сточных водах
заполняющие закрытые баки могильника, а также в воде заросшего пруда, у
этих баков, в местах захоронения отходов, в донных отложениях и так далее.
Несмотря на эти факты, в ОВОС отсутствует информация, что будет сделано
для снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровья людей.
Пункт 3.1.12: отсутствует информация по состоянию здоровья населения с
1996 по настоящее время... Пункт 4: не указаны нормативы технологических
потерь компонентов ракетного топлива. Пункт 4.1.6: нет просчета вероятности
падения при первой, второй ступени, отсутствия взрыва, пролива компонентов
ракетного топлива и аэрозольного распыления. Нет прогноза в миграции
компонентов ракетного топлива при падении в районе падения и количество
несгоревших остатков компонентов ракетного топлива... Пункт 5.6: нет
прогнозов масштабов загрязнения поверхностных и подземных вод при различных
аварийных ситуациях. Пункт 4.11: площадь отводимых территорий под траектории
полета и падения отделяющихся частей ракет-носителей должны соответствовать
фактическим... Пункт 6.1 - противоречие с пунктом 3.1.7, 3.1.9:
утверждается, что проливов компонентов ракетного топлива за время
эксплуатации ЖПУ космодрома "Свободный" не было, но в тоже время
компоненты ракетного топлива определяются в почве и воде в районе
космодрома и загрязнения имеют ярко выраженный очаговый характер. Нет
привязки распространения очагов заражения компонентов ракетного топлива к
конкретным населенным пунктам при различных авариях, возможных авариях.
В... 8 разделе ОВОС КРК "Стрела" информации недостаточно, остается
множество неясных вопросов, например, о мерах безопасности, охране, при
транспортировке через населенные пункты, химических реагентов, компонентов
ракетного топлива и обезвреживающих веществ. Их судьбе в случаях
превышения сроков хранения, и вообще как оно храниться. Не указанны
нормативы плановых технологических потерь компонентов ракетного топлива
и других реагентов, не прописан механизм сбора и нейтрализации возможных
проливов компонентов ракетного топлива, не разработана комплексная система
безопасности для всех объектов входящих в зону влияния космодрома и т.д.
    Представленные материалы по ОВОС КРК "Стрела" нами расцениваются как
предварительные, поэтому подлежат доработки с учетом замечаний и
предложений поступивших от всех участников процесса ОВОС...
    Необходимо заключение договора между Минообороны и админинистрации
Амурской области по ракетно-космической деятельности космодрома "Свободный"
по следующим пунктам: 1) ликвидация за счет заказчика последствий
предыдущей ракетно-космической деятельности, обезвреживание до нормативных
показателей очагов проливов ракетного топлива и ряда других мер; 2)
проведение комплексных мероприятий по охране окружающей среды - почв,
воздуха, поверхностных и подземных вод в зоне влияния ракетно-космической
деятельности; оказание медико-социальной помощи населению, пострадавшей от
ракетно-космической деятельности...
    КОВАЛЕНКО Ю.А. (Амурское региональное отделение молодежного союза
юристов России). Замечания и предложения по некоторым аспектам
представленных материалов ОВОС КРК "Стрела", предложенные молодежным
союзом юристов. Представленные материалы недостаточны для полной оценки и
последствий  и оценки реализации намечаемой деятельности. В частности.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального Закона о промышленной безопасности
опасных производственных объектов, экспертизе промышленной безопасности
подлежат: проектная документация на строительство и расширение,
реконструкцию и техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию
опасного производственного объекта. Неизвестно, есть ли заключение
экспертизы промышленной безопасности проектной документации КРК "Стрела".
Далее, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального
Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект,
обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или
имуществу других лиц и окружающей природной среде, в случае аварии на
опасном производственном объекте. Информации так же у нас нет, планируется
ли проводить страхование в соответствии с этим Законом. В соответствии с
пунктом 2.4 Положения об ОВОС, при проведении оценки воздействий на
окружающую среду обязан рассмотреть альтернативный вариант достижения
целей намечаемых хозяйственной и иной деятельности, а также нулевой
вариант, то есть отказ от деятельности. В материалах ОВОС нулевой вариант
не предусмотрен. Далее. Пункт 1.2 положения об ОВОС определяет, что целью
проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение
или смягчение воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных
с ней социальных, экономических и иных последствий. Но в ОВОС нет оценки
возможного воздействия КРК "Стрела" на экономическое состояние Амурской
области...
    Пункт 6 перечисляет возможные аварийные и внештатные ситуации, но не
рассмотрены методы их устранения. Пункт 9.3.2 в ОВОС не указано, кем и как
будут проводиться работы по очистке территории районов падения отделяющихся
частей ракетоносителя от механических и химических загрязнений. В пункте
9 указано: территории не подвергаются существенному экологическому
воздействию, падение отделяющихся частей ракетоносителя "Стрела"
предоставляет некоторую экологическую опасность из-за наличия невыработанных
остатков высокотоксичных КРТ. Подобные оценочные фразы некорректны для
серьезного оценочного документа, каковым является ОВОС КРК "Стрела". Не
существует понятия "некоторая опасность". Опасность есть или ее нет...
    В результате ознакомления с материалами ОВОС, мы пришли к выводу, что
материалы ОВОС требуют серьезной доработки. Кроме того, в случае реализации
проекта КРК "Стрела" на космодроме "Свободный", Амурской области должен
ежегодно возмещаться ущерб за потерю рынка экологически чистой продукции:
леса, пушнины, сои, молочных продуктов, брусники и так далее, по рыночной
стоимости. Также следует опротестовать распоряжение Правительства Российской
Федерации от 5.01.99 года номер 12Р О создании на космодроме "Свободный"
КРК типа "Стрела", так как оно нарушает конституционное право на
благоприятную окружающую среду, оно не учитывает требование Федерального
Закона "Об экологической экспертизе" статья 11, в которой говорится, что
обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на
Федеральном уровне подлежат проекты правовых актов Российской Федерации,
нормативного и не нормативного характера, реализация которых может привести
к негативному воздействию на окружающую природную среду...
    СКРЯБИН П.М. (заместитель Главы администрации г.Свободный). Мое
выступление - от общественности г.Свободный, так как у нас 3 декабря
прошло собрание...
    Резолюция собрания представителей общественных организаций предприятий
и учреждений г.Свободный по результатам обсуждения использования КРК
"Стрела" с гептиловым топливом.
    Собрание отмечает, что над нашей малой родиной г.Свободный и Амурской
областью нависла угроза возможной экологической катастрофы. Когда
создавался космодром Свободный в 1999 году, нам обещали экологически
чистые ракеты Ангара, развитие экономики, развитие инфраструктур,
строительство нового города космодрома. К сожалению на опыте мы знаем как
мало стоят обещания московских чиновников. Космодром начал работать, но
это никак не сказалось на экономике области, а от 3 коммерческих запусков
области также ничего не досталось. Сейчас даже так никто и не объяснил,
кому достались деньги от этих коммерческих запусков. Сейчас нам обещают
идеальные старты гептиловых ракет. Хотя недавние аварии на космодромах
Байконур, Плесецк говорят о снижающейся надежности ракетных комплексов.
Даже представленные материалы разработчика КРК "Стрела" НПО "Машиностроение"
говорят о допустимости 3-х процентных аварийных пусках в этих материалах
очень не объективно отражены результаты воздействия
    Даже представленные материалы разработчика КРК "Стрела" НПО
"Машиностроение" говорят о трех процентной допустимости аварийных пусков.
В этих материалах очень необъективно отражены результаты воздействия на
окружающую среду гептиловых остатков при взрыве и падении ракет. При
аварийном выбросе в атмосферу при взрыве ракеты, экологическая чистота
сельскохозяйственной продукции дикоросов окажется под угрозой на экспорт
путь им будет закрыт, а это нанесет огромный удар по сельскому населению
области. Не предусматривается никаких мер по улучшению социальной жизни,
медицинского обслуживания населения Свободненского района Амурской области,
хотя нахождение рядом с нами космодрома уже наносит вред природе, экологии,
влияет на заболеваемость людей, поэтому мы требуем:
 1. Категорически выступить против гептиловых ракет вплоть до проведения
референдума жителей Амурской области. Мы поддерживаем предложение от
общественных объединений Амурского общественного регионального учреждения
"Экологическая инициатива", Амурского отделения Молодежного Союза юристов
по оценке материалов ОВОС КРК "Стрела".
 2. Необходимо ставить вопрос о создании специального экологического фонда
в размере 10-20% от размера прибыли при запусках коммерческих спутников и
перечисление в этот фонд определенной суммы от государственных запусков
для решения задач социального, медицинского и другого обслуживания
населения районов и городов Амурской области. Распределять данные средства
необходимо по коэффициентам в зависимости от наносимого ущерба данной
территории  от деятельности космодрома.
    Принято единогласно 3 декабря 2002 года.
    "Космодрому - да, гептилу - нет!" - лозунг, объединяющий большинство
свободненцев... На отравленной территории и местные жители не будут жить,
уже сейчас ставится вопрос о предоставлении средств для выезда отсюда в
западные регионы страны. Пока эти вопросы ставит Амурское региональное
общественное объединение "Экологическая инициатива" и его акции находят
поддержку у жителей г.Свободный и они готовы поддержать самые решительные
действия данной организации.
    ВОЛКОВА Н.Н. (председатель Совета амурской региональной общественной
организации "Ноосферное образование", профессор)... Остановлюсь на
разделах касающихся здоровья людей... В разделе 1.9 в обосновании
необходимости проекта, считаю что он не учитывает интересы людей
проживающих в районах повышенного риска воздействия неблагоприятных
факторов на здоровье после применения КРК "Стрела"... В разделе 3.1.2.
идет чудовищно безответственная описание уровня состояния здоровья людей
еще на данные 1993-95 годов, хотя разработчики датируют свой проект 2002
годом... Цифры 7 лет назад уже настораживали, многие показатели
заболеваемости в г.Углегорске были выше чем в среднем по области...
7 лет, я уверена.., имели неблагоприятные последствия для приземного
слоя атмосферы. Кто изучил последствия ракетно-космической деятельности
космодрома "Свободный"?... В 2001 году в Амурской области родилось 7,6%
детей с аномалиями развития, в 1991 году их было только 1,8%, что
укладывалось в общероссийские показатели, и это всего за 10 лет. В 3,5
раза возросла частота рождения детей с аномалией развития, показатели
перенатальной смертности в области выше, чем в среднем по Российской
Федерации: 15 против 12,8 на 1000 родившихся младенцев... Эти показатели
мало волнуют наше правительство... В разделе 9,5, что касается
послепроектного экологического анализа процесса эксплуатации КРК "Стрела"
на территории Амурской области, лукавят господа военные ученые, и
приходится сомневаться в их компетентности, в связи с тем, что до сих
пор, якобы, нет нормативов контроля за качеством окружающей среды, они
оказывается будут еще разрабатываться в течении очередного эксперимента
над своим народом. Не хватит ли господа Плесецка и Байконура, а также
других, неизвестных широкому кругу людей, зон экологического
бедствия в стране?... В разделе 9.4.4. уточняется, будут изучать
оказывается, высоту растений и массу грибов. А кто же изучил болезни
детей с задержкой внутриутробного развития, недоношенных, аномалию
развития частоту врожденных уродств, волчья пасть, заячья губа,
отсутствие конечностей, то есть с теми уродствами, с которыми живут люди,
но сколько общество тратит на их восстановление, реабилитацию и лечение?
Особенно чувствительны к гептилу беременные и новорожденные, то есть
повреждается генофонд нации...
    Таким образом, проект в представленном варианте не может быть
осуществлен в Амурской области. Считаю своим гражданским долгом и
оставляю за собой право привлечь к его обсуждению международное
медицинское сообщество.
   СУХОВ Е.А. (депутат Областного совета народных депутатов). ... если
будет запускаться ракета "Стрела", то здоровье нам, особенно амурчанам,..
может скоро очень сильно понадобиться... я, как депутат областного Совета
склонен верить именно экспертам из Амурской области и поэтому считаю, что
запуски ракеты "Стрела" приведут не только к негативным последствиям в
здравоохранении, но и экономической ситуации в области...
    Я хотел сказать также о том, что Амурский областной Совет народных
депутатов на сентябрьском заседании высказал свое отношение к запускам
ракеты "Стрела". Это отрицательное отношение. Депутаты Амурской области
просят в этом постановлении правительство РФ не производить запуски
ракеты "Стрела" с космодрома Свободный. Более того, я скажу, что группа
депутатов, в которую я вхожу и рядом со мной сидящий депутат Степанов,
вот сейчас мы готовим обращение к правительству РФ об отмене
постановления 12 Р, по которому принято решение о  размещении ракеты
"Стрела" и запусков на космодроме Свободный. Почему? Потому что мы
считаем, что данное постановление противоречит Закону о государственной
экологической экспертизе, потому что перед тем, как принимать решение
должна быть проведена государственная экологическая экспертиза. Либо в
самом этом решении. в этом распоряжении должно быть указано о том, что
возможны запуски только после проведения государственной экологической
экспертизы. Этой государственной экологической экспертизы не было
сделано, поэтому мы считаем, что это Постановление противоречит
Конституции РФ и Закону о государственной экологической экспертизе.
    САВЧЕНКО И.Ф. Так называемая экологическая общественность, запугав
население экологическими бедами, прививая состояние экологического
психоза, добилась замораживания и отмены проектирования... перспективных
промышленных объектов. В результате мы конечно не выстроили Гилюйскую
ГЭС, не будем строить ДогмарскуюГЭС, железного комбината у нас нет. У
нас не будет своего так сказать в области промышленного потенциала. В
связи с этим предлагаю начать работу над проектом областного Закона по
противодействию экологическому экстремизму... С территории Амурской
области производились многократные запуски ракет на гептиле без
экологических последствий, что вызывает у меня доверие к космическим
силам и к проекту "Стрела".
    САФРОНОВ Д.В. (общественная организация коренных малочисленных
народов севера Амурской области)... У нас цель - выжить, просто-напросто.
Потому что я представляю аборигенов, которые еще хуже живут чем в
федеральном уровне, а которые хуже живут чем среднеобластные показатели
и демографические и социальные и экономические и другие показатели жизни
и развития намного ниже даже областных. И я бы хотел сказать насчет этих
северных территорий. Где критерий правоты вас, и где критерий правоты нас?
Конституция, где записано, что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью и определяют смысл деятельности всех государственных
органов: органов местного самоуправления, организации граждан, вот...
Хотелось бы напомнить, что принцип презумпции опасности, экологической
опасности любой хозяйственной деятельности т.е. все возникающие
вопросы которые у нас возникли у неспециалистов подчеркиваю не освещены
в ОВОСе и следовательно они уже экологически опасны. Презумпция просто
установлена федеральным законом об охране окружающей среды. Вы это все
прекрасно понимаете... Представленных ОВОС лично я, например, увидел,
что отсутствует оценка воздействия на северные территории области, там
трассовая зона ракет по-моему Зейский и Селемджинский район. Именно в
связи с нахождением там территорий традиционного пользования коренных
малочисленных народов севера, а также осуществления ими традиционной
хозяйственной деятельности... коренного населения,.. Необходимо учитывать
суровые географические условия, то что там горы, горные хребты, мне
например непонятно как будет ликвидироваться внештатная ситуация на этих
северных территориях... Поэтому мы вносим следующее предложение: во-первых
ассоциации коренных малочисленных народов Севера поддерживает в полном
объеме все поступившие предложения от государственных и муниципальных
органов, некоммерческих и иных организаций и граждан Амурской области в
результате ознакомления с материалами ОВОС по ракетному комплексу
"Стрела", второе - просим внести в ОВОС информацию о возникновении и
конкретном механизме ликвидации аварий и внештатных ситуаций на северных
территориях области с учетом их специфики, третье - назначить и провести
государственную комплексную эколого-этнографическую экспертизу, включив ее
выводы в материалы ОВОС по экологической, этнической и экономической
оценке возможного воздействия, их ликвидации на северных территориях
Амурской области...
    И в конце хотелось бы сказать, что  как для любого аборигена на нашей
планете для эвенков земля  им не принадлежит, они принадлежат этой земле
и наша концепция развития круговая. Экономический интерес для нас
вторичен, первое - это выживание...

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность"     *
* (http://www.seu.ru/members/ucs)                               *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность