О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.904, 20 ноября 2002 г. ****************## ################################################################# Право на общественную активность ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭКО-ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ТАЙШЕТСКОМУ АЛЮМИНИЮ Тайшетская аномалия: общественный резонанс Вот уже более полугода небольшой город Тайшет, расположенный в Иркутской области на границе с Красноярским краем, находится в центре внимания общественности. Причиной тому стали события, развернувшиеся вокруг опытно-экспериментального участка по производству алюминия-сырца "Алюком-Тайшет". Руководство "Алюкома" неоднократно заявляло о полной готовности завода к пуску. Однако этого до сих пор не произошло. В Иркутске популярны слухи о борьбе конкурирующих группировок алюминиевой мафии. Однако причина простаивания "полностью готового к пуску завода" вовсе не в конкурентной борьбе. Суть проблемы - грубые нарушения природоохранного законодательства со стороны заказчика при строительстве и подготовке завода к пуску. В начале 2000 года ОАО "Алюком-Тайшет" представило в Иркутский областной КПР проект строительства в г.Тайшет "Опытно-экспериментального участка по испытанию группы электролизеров с обожженными анодами на силу тока 130 кА". В середине 2001 года по прохождении проектом всех дополнительных экспертиз КПР утвердил положительное заключение Государственной экологической экспертизы. И, действительно, представленный на государственную экологическую экспертизу проект с учетом всех доработок, сделанных во время экспертизы, соответствовал всем требованиям природоохранного законодательства. И предложенный "Алюкомом" метод получения алюминия-сырца, и проектная система газоочистки представляют собой современные, прогрессивные разработки. Казалось бы, все экспертные процедуры соблюдены, стройся завод, отрабатывай новую методику, плати в скудную тайшетскую казну налоги. С приходом в Тайшет "Алюкома" у тысяч тайшетских безработных появилась надежда трудоустроится на алюминиевый завод, который должен быть построен после отработки новой методики на опытно-экспериментальном участке. Надежды тайшетцев сменились обеспокоенностью после огласки результатов проверки "Алюкома" отделом госконтроля КПР в апреле текущего года. Оказалось, что полностью установив и подготовив к запуску все 32 электролизера, руководство "Алюкома" решило сэкономить на газоочистном оборудовании и установило один из шести проектных модулей сухой газоочистки. Для остальных 5/6 газовых выбросов предприятия был смонтирован обводной газоход напрямую в атмосферу. Согласно проекту при 100-процентной загруженности электролизеров образуется 150 тыс. куб. м/час отходящих газов, содержащих окислы серы, фтористый водород и другие вредные для человека и биосферы вещества. Именно на их очистке и решило сэкономить руководство "Алюкома". При этом надо упомянуть, что располагается опытно-экспериментальный участок всего в 300 метрах от ближайших домов тайшетцев. После апрельской проверки КПР, по результатам которой был составлен акт и протокол о нарушении природоохранного законодательства и вынесено постановление о приостановлении строительства, первые лица "Алюком-Тайшет" бодро пообещали устранить все недостатки и известить об этом общественность. Сообщение не заставило себя ждать. Уже 1 июля пресс-служба "Алюкома" распространила заявление о том, что все спорные вопросы разрешены и принято решение начать испытания 6 электролизеров с одним существующим модулем газоочистки, на что якобы уже получено положительное заключение госэкспертизы. Буквально на следующий день Валентин Малахов, представитель КПР в Тайшете, назвал это утверждение "не соответствующим действительности". Таким образом на свет выплыла крайне неприятная для "Алюкома" правда: оказалось, что разрешения на запуск экспериментального производства не существует (попытка выдать за этот документ "Акт проверки" не увенчалась успехом). Возмущенные жители Тайшета направили письма в областную прокуратуру, губернатору, общественным организациям региона. Позиция губернатора была высказана довольно четко: "Пока не будут выполнены все требования законодательства, производство пущено быть не может!". Однако вместо того, чтобы в срочном порядке исправлять указанные контролирующими органами недоделки, генеральный директор "Алюком-Тайшет" Рева Пак заявил: "Нам в Иркутской области мешают работать". 5 сентября заказчиком в Тайшете устраиваются "общественные слушания", итог которых оказался вполне предсказуем: "жители Тайшета не высказали НИКАКИХ претензий к строителям". 19 сентября в "Восточно-Сибирскую правду" и природоохранные организации региона приходит письмо от врачей Тайшета. Оказывается никто их на общественные слушания их не приглашал и вообще на слушаниях присутствовали только желательные для "Алюкома" лица. Тайшетские медики в своем открытом письме обратились к общественным организациям с просьбой провести общественную экологическую экспертизу опытно-экспериментального участка. Еще в марте 2002 года общественную экологическую экспертизу опытно-экспериментального участка настоятельно рекомендовал провести П.М.Хренов, профессор, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный эколог России, заместитель руководителя Иркутской организации Всероссийского общества охраны природы. Идею поддержали и представители ряда других общественных организаций. И тут в начале октября происходит еще одна странность - были заявлены две общественные экологические экспертизы опытно-экспериментального участка "Алюком-Тайшет": от Иркутской городской общественной организации "Байкальская эколого-энергетическая ассоциация" и от Иркутского регионального отделения общероссийской организации "Российский экологический союз" (РЭС). Администрация города Тайшет в своем ответе общественным организациям предложила объединить работу двух общественных экспертиз. Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" допускает объединение работы двух общественных экспертиз одного объекта. "Байкальская эколого-энергетическая ассоциация" обратилась в Иркутское отделение РЭС с соответствующим предложением. Однако ответа так и не получила. Вместо этого руководитель Иркутского отделения РЭС, бывший председатель Госкомэкологии Иркутской области Ю.Н.Удодов начал давить на экспертов общественной комиссии "Байкальской эколого-энергетической ассоциации", настойчиво рекомендовал "не ввязываться в это дело", "не обострять ситуацию". При этом г-н Удодов не скрывал своих симпатий к "Алюкому". Закон четко говорит, что проводить общественную экологическую экспертизу должны лица нейтральные, далекие от интересов заказчика экспертируемого объекта. Поэтому "Байкальская эколого-энергетическая ассоциация", среди общественных экспертов которой авторитетные в Иркутске специалисты металлурги, медики, экологи, отозвала свое предложение о сотрудничестве с Иркутским отделением РЭС. Также же было принято решение обратиться к Международному Социально-экологическому Союзу с просьбой заявить новую общественную экологи ческую экспертизу опытно-экспериментального участка "Алюком-Тайшет". Ведь речь идет о прецеденте федерального значения. Алюминиевое производство в Тайшете - это первая полностью частная стройка такого масштаба с царских времен. Если руководителям "Алюкома" удастся запустить это производство в существующем виде, с вопиющими нарушениями экологического законодательства, то это значит: каждый частный предприниматель может ввозить глинозем и варить алюминий непроверенным способом, заботясь только о скорейшем получении прибыли и не сколько не думая о том, что отравляет население и загрязняет окружающую среду. Сейчас важно показать, что никакое производство не может быть введено в эксплуатацию до тех пор, пока не будет соблюден закон. Существует природоохранное законодательство, и оно обязательно для всех. Недопустимо, чтобы жизни и здоровье людей приносились в жертву чьим бы то ни было "экономическим интересам". Ответственный секретарь общественной экологической экспертизы А.Торопов. Источник: ЭКОСВОДКА No 38, 19 ноября 2002 года, seupress@seu.ru ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |