О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.894, 10 ноября 2002 г. ****************## ################################################################# Право на общественную активность БЮРОКРАТИЯ И ОБЩЕСТВО ВОКРУГ БАЙКАЛА И НЕФТИ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ В общественную приемную Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Драчевского Л.В. Об учете требований федеральных законов при подготовке предложений о границах экологических зон Байкальской природной территории. Вопрос о границах экологических зон является предметом повышенного общественноговнимания как со стороны населения и общественных организаций Байкальского региона, так и международных структур (ЮНЕСКО, МСОП и др.) в связи с возросшей инвестиционной активностью финансово-промышленных корпораций в регионе озера Байкал и появлением новых экологоопасных видов деятельности, которые ранее на территории Байкальского Участка Всемирного Природного Наследия никогда всерьез не планировались (проекты по разработке углеводородного месторождения в дельте реки Селенги, разработка Холоднинского месторождения полиметаллов, прокладка магистрального нефтепровода "Россия-Китай"). К сожалению, все усилия федерального Правительства ограничить развитие этих чрезвычайно опасных для экосистемы озера видов деятельности, запрещенных Постановлением Правительства РФ No 643 от 30 августа 2001 г., могут быть дезавуированы другим Постановлением РФ, подготовка которого вступила в завершающую фазу. 25 октября на заседании Правительства Республики Бурятия (РБ) был одобрен и рекомендован к представлению на утверждение в Правительство РФ проект границ экологических зон Байкальской природной территории, подготовленный Институтом географии СО РАН (г.Иркутск), который сужает зону действия вышеупомянутых запретов новых экологоопасных видов деятельности до прибрежной полосы шириной от 500 м до 4 км между особо охраняемыми природными территориями на берегу Байкала, что, безусловно, дает "зеленый свет" вышеупомянутым новым инвестиционным проектам. Этот шаг явится существенным отступлением по сравнению с широко известной Территориальной комплексной схемой охраны природы (ТерКСОП) озера Байкал, утвержденной Президиумом Правительства РСФСР в 1990 г., когда аналогичная по регламенту использования и ограничений хозяйственной деятельности ширина Первой охранной зоны составляла 50-70 км и проходила по приводораздельным хребтам. При подготовке этого решения были нарушены ряд федеральных законов, о чем общественные организации неоднократно предупреждали ответственных государственных чиновников в Правительстве Республики Бурятия и региональных структурах соответствующих федеральных ведомств. Просим Вас оперативно принять необходимые меры реагирования для недопущения принятия решения, нарушающего федеральное законодательство и фактически дискредитирующее международные обязательства России по сохранению уникальной экосистемы озера Байкал, содержащей 80% запасов поверхностных пресных вод РФ. Уведомляем Вас, что в соответствии с разъяснениями Государственно-правового управления Президента Республики Бурятия в составе документации при подготовке представления в Правительство РФ для утверждения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон должны быть материалы оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), которые должны были пройти общественное обсуждение. К сожалению, ОВОС до сих пор не разработан, т.е. документация, представленная на заседание Правительства РБ 25 октября 2002 г., была не полной для принятия столь важного решения. Приложение: Письмо М.А.Магомедовой на 2 стр. Председатель Совета клуба "Фирн" Черняев А.В. Председатель ОО "За устойчивое развитие" Федоров И.И. Директор Бурятского регионального объединения по Байкалу Шапхаев С.Г. Директору Бурятского регионального Объединения по Байкалу Шапхаеву С.Г., г.Улан-Удэ, Сопредседателю ИРРО "Байкальская Экологическая Волна" Рихвановой М.П., г.Иркутск, Уважаемый Сергей Герасимович! Государственно-правовое управление на Ваше Обращение об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон сообщает следующее. Пункт 1 статьи 3 Федерального закона "Об охране озера Байкал" устанавливает, что границы Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Читинской области, органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежит документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения. Статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что организация и проведение государственной экологической экспертизы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Статья 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы. Пункт 1 указанной статьи устанавливает требования к представляемым на государственную экологическую экспертизу материалам. Так, в состав представляемых материалов должны входить: документация в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащая материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе; положительные заключения и документы согласования органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления; заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения этими органами и заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения; материалы обсуждения объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованного органами местного самоуправления. Считаем возможным внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации Правительством Республики Бурятия документации об утверждении границ Байкальской природной территории и ее экологических зон с учетом требований федеральных законов. М.А.Магомедова, Начальник Государственно-правового управления НЕФТЕПРОВОД И БУРЯТЫ Главные проблемы нефтепровода еще не изучены, считают ученые-обществоведы. Проект строительства нефтепровода по южным районам Бурятии вызвал множество различных мнений и слухов. Преимущества грандиозной стройки для республики, пропагандируемые компанией "ЮКОС", очевидны. Однако, при перечислении недостатков, наибольший акцент уделяется природоохранным проблемам, тогда как социальные, национальные, культурологические и политические последствия остаются без внимания общественности. Материалы ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) уже переданы на государственную экологическую экспертизу, но этносоциальные последствия еще требуют изучения. Комплексный подход к учету всех факторов, влияющих как на местных жителей, так и на население республики, позволит окончательно уяснить - каким образом нефтепровод отразится на жизни в Бурятии. Одними из наиболее активных оппонентов проекта стали жители Тункинского и Закаменского районов. Их беспокойство связано, в первую очередь, с тем, что труба нарушит традиционный уклад их жизни. Зато население Джидинского, Селенгинского и Мухоршибирского районов почти равнодушно или приветствует такое вмешательство в их жизнь, хотя нефтепровод тоже задевает их интересы. Почему возникло такое противоречие, объясняют эксперты. Виктория Номогоева: "О закаменском "мраморном" мясе можно будет забыть..." Нефтепровод не самым лучшим образом отразится на жизни коренного населения - считает кандидат исторических наук, доцент БГУ, заместитель председателя общественного фонда "Горная Закамна XXI век" Виктория Номогоева. "Неприятие трубопровода у населения, проживающего в юго-западных районах Бурятии, основывается на нескольких моментах: экологический, хозяйственный, этнический, социальный и политический. Первый аспект вошел в материалы ОВОС и сейчас проходит экспертизу. Об остальных говорится лишь постольку поскольку. Часть закаменцев, например, обеспокоена тем, что труба нарушит цикличность местного скотоводства. Пропадут летние пастбища, где животные нагуливают вес, а значит, пострадает коневодство и разведение КРС, наиболее требовательные к выбору кормовой базы. Это будет довольно болезненно, так как отрасль сейчас находится на подъеме - в селекционных целях Закамна закупила недавно партию бычков калмыцкой породы. Если нефтепровод заденет альпийские луга в тех местах, тогда о знаменитом закаменском "мраморном" мясе можно будет забыть. Это воздействие может оказаться губительным для всего животноводства, ибо сокращаются пастбища - сокращается поголовье. Как следствие, утеря кочевого скотоводства может привести к вытеснению коренного населения с обжитых территорий. А это уже - этническая проблема. Мало того, что один из вариантов нефтепровода предполагает непосредственное переселение местных жителей, так они еще и лишаются надежного фактора традиционного хозяйствования. Это прямой путь к продвижению бурятского населения к категории малочисленных народов. Тенденция к этому, в общем-то есть, но, благодаря трубе, процесс будет значительно ускорен. Ведь трубопровод приводит к индустриализации и увеличению численности приезжего населения. К тому же, мы видим на примере грабительского освоения Севера трагическую судьбу коренных народов. Подобное может ожидать и бурятский народ. Еще один аспект - изменение социального взаимодействия в обществе. В тех районах, где пройдет нефтепровод, появятся две противоположные группы: нефтяники и местные жители. Каждая из них делится по своему социальному статусу на высококвалифицированных рабочих, строителей, интеллигенцию, крестьян, но главным остается разделение на богатых и бедных. Даже самые успешные местные бизнесмены, вышедшие из народа, стараются не афишировать свое состояние и в целом, живут той же жизнью, как и все вокруг. В таком обществе, где сильны патриархальные традиции, серьезной социальной напряженности не возникает. С приходом трубы появляются другие атрибуты богатства, что может вызвать озлобление местного населения. В том же Закаменском районе, средний уровень жизни населения в два раза ниже, чем по республике, а это значит, что усугубляется разрыв между богатыми и бедными. Активизируется криминалитет, имевший богатые исторические традиции (ссыльные, поселенцы, золотодобыча, Джидинский комбинат), но в последние годы варившийся в собственном соку. Вдобавок ко всему, строительство технологической автотрассы напрямую из Иркутской области будет использовано в своих целях уголовными элементами - появятся новые наркотрафик и спиртодорога. А сейчас местные любители конопли и бутлегеры, по сути, не имеют выходов в соседний регион. Все эти аспекты в той или иной мере будут характерны для всех районов, по которым пройдет труба. Поскольку Закамна, благодаря закрытию Джидакомбината первой столкнулась с проблемами, характерными для столь грандиозных объектов, она сегодня сфокусировала в себе проблемы всего бурятского общества. Его стремление к выживанию находит отклик в этом районе, так же как любое мощное воздействие извне на местное население может перекинуться на всю Бурятию. А это уже политическая проблема". Любовь Абаева: "Буряты и нефть - понятия несопоставимые" Многие жители Джиды и Мухоршибири, население рабочих поселков Холтосон и Баянгол Закамны, с нетерпением ожидают начала строительства. Между горными районами, отстаивающими традиционный образ жизни и равнинными, земледельческими, рано или поздно возникнут противоречия. Но конфликтов между ними на этой почве не будет, считает доктор исторических наук, профессор БГУ Любовь Абаева. По ее словам, толерантность бурятского народа, проживающего в этих районах, имеет несколько причин, первая из которых - существование единого этнокультурного и этносоциального ареала до разделения границы с Монголией. Селенгинские буряты оказались оторваны от материнского начала и оказались, по существу, за границей. Вторая - насильственная советизация и коллективизация с последующими репрессиями, которые отбили всякую охоту к сопротивлению. Джидинцы, селенгинцы и мухоршибирцы исторически первыми столкнулись с освоением земель пришлым населением и индустриализацией с ее негативным воздействием. Но они молчали и пытались приспособиться к новым условиям. А жители Закамны и Тунки оказывали противодействие и потом ушли в горы. У них существует этнический стереотип поведения, складывающийся из ландшафтных и климатических условий, специфики хозяйствования (охота и кочевое скотоводство), своеобразия диалектических различий и самоидентификации. Иначе говоря - это вспыльчивые, но и быстро отходчивые горцы. Тем не менее, каждый из этих районов занимает свою экологическую нишу в современной жизни. Проектируемый нефтепровод нарушит этот баланс и этносоциальные и этнокультурные последствия, возможно, будут ужасными, говорит Любовь Лубсановна. Никакие деньги никогда не возместят всех потерь для потомков. Поэтому горные районы отрицательно реагируют на трубу. Они считают, что буряты и нефть - вещи несопоставимые. Вот здесь-то и могут быть конфликты, основным объектом которых может оказаться нефтепровод. Т.Бадмаев, "Знамя труда", 1.11.2002 г. РЕФЕРЕНДУМ Закаменский районный Совет депутатов местного самоуправления РЕШЕНИЕ г.Закаменск No 161 31 октября 2002 г. О соответствии ходатайства о проведении местного референдума на территории Закаменского района статье 12 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1. Признать ходатайство о проведении местного референдума на территории Закаменского района не противоречащим статье 12 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2. Рекомендовать Территориальной избирательной комиссии Закаменского района зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума о предоставлении земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода "Ангарск-Дацин" компанией "ЮКОС". 3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель районного Совета депутатов В.В. Аюшеев. "Знамя труда", 1.11.2002 г. (Закаменский район Республики Бурятия) Закаменский районный Совет депутатов местного самоуправления РЕШЕНИЕ г.Закаменск No 163 5 ноября 2002 г. О проведении местного референдума по вопросу предоставления земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода "Ангарск-Дацин" компанией "Юкос" В соответствии с п.1 ст.38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", законом Республики Бурятия "О местном референдуме" и Уставом Закаменского района, районный Совет РЕШАЕТ: 1. Назначить дату проведения местного референдума с формулировкой вопроса: "Вы согласны на предоставление земельных участков на территории Закаменского района для строительства нефтепровода "Ангарск-Дацин" компанией "Юкос"?" - 22 декабря 2002 года. 2. Закаменскому районному финансовому отделу (Цыбикова Э.Д-С.) изыскать средства на подготовку и проведение референдума из местного бюджета, согласно утвержденной сметы (приложение). 3. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Заместитель председателя районного Совета депутатов В.Ц.Хайдапова "Знамя труда", 5 ноября 2002 г. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ В соответствии с действующим законодательством администрация Закаменского района организует общественные слушания предварительного варианта ОВОС на стадии обоснования инвестиций строительства нефтепровода "Ангарск-Дацин" (заказчик - "НК ЮКОС"). Ознакомиться с материалами ОВОС можно в районной библиотеке Закаменского района по адресу: ул. Ленина, 20. Общественные слушания пройдут 6 декабря 2002 г. с 10 ч. в Доме культуры с.Мыла, с 15 ч. во Дворце культуры г.Закаменска по адресу: ул.Ленина, 20. Источник: kislov@gin.bsc.buryatia.ru, 9 ноября 2002 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |