О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.870, 16 октября 2002 г. ****************## ################################################################# Право на общественную активность КАСПИЙ: СЕТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СИСТЕМА В сложившейся ситуации, в частности, в связи с тенденцией экстенсивного потребления природных ресурсов, экспансией ТНК по разработке нефтегазовых месторождений в Каспийском море и на побережье, хищническим истреблением его биологических ресурсов и другими факторами, проблема формирования эффективной системы экологического мониторинга не терпит отлагательства. Между тем единая система мониторинга окружающей среды Каспия с распадом СССР прекратила свое существование. Совокупность имеющихся сегодня системы прикаспийских государств, а также отдельных ведомств и компаний, обладает рядом существенных недостатков: * техническое оснащение большинства лабораторий слабое, а имеющееся прецизионное оборудование и полученные на нем результаты недоступны для "сторонних организаций"; * исследования сосредоточены большей частью вблизи источников загрязнения и населенных пунктов; * оперативный анализ информации и прогноз на этой основе развит слабо или отсутствует; * доступ общественности к информации ограничен; * отсутствует обмен информацией между странами, секторами и т.п.; * имеется целый ряд "закрытых тем", доступ к информации по которым ограничен; * отсутствует механизм реагирования на полученную информацию о состоянии среды. Перечисленные недостатки создают условия для манипулирования информацией и общественным мнением, принятия неверных решений, ведут к взаимному недоверию между странами, народами и секторами общества. Представляется необходимым начать создание полноценной системы (сети) общественного мониторинга на базе содружества экологических НПО Каспийского региона, которая в будущем смогла бы послужить основой для информационного объединения государственных и корпоративных служб и создания системы управления природной средой Каспия. В связи с этим в рамках Каспийской программы ИСАР начат долгосрочный проект "Общественный экологический мониторинг на Каспии", главная цель которого - создать независимую от государственных и коммерческих структур общественную сеть для сбора, анализа и распространения информации о состоянии экосистемы. Предлагаются следующие общие принципы работы системы: * полная открытость, доступ к информации как для участников сети, так и для организаций, в нее не входящих, а также широкой общественности; * оперативное распространение информации через интернет и электронную почту; * стремление к минимизации затрат, точнее - к оптимизации соотношения затраты-результат; * по возможности вовлечение данных мониторинга из государственного и коммерческого секторов (настолько, насколько эти службы окажутся открытыми для сотрудничества) * вовлечение как можно большего круга людей и организаций, имея в виду два уникальных преимущества: ** непрерывное увеличение густоты сети пунктов наблюдения, что недоступно для государственной или корпоративных служб; ** совмещение функции мониторинга с экопросвещением и повышением общественной осведомленности# * открытость Программы для дальнейшего развития Представляется, что основным объектом мониторинга (по крайней мере на первом этапе) должна быть водная среда (химические и биологические показатели) как один из главных индикаторов состояния экосистемы Каспия. Система общественного мониторинга может включать в себя три уровня: 1) "Наблюдательный пункт" - мониторинг по упрощенным биологическим и визуальным показателям, может быть реализован на базе любой "прибрежной" НПО. Вне сети эффективность подобного пункта невелика. Однако, будучи первичной ячейкой сети, "наблюдательный пункт" становится главным действующим лицом мониторинговой системы Каспийской программы ИСАР. Этот уровень доступен для организаций, не имеющих дорогостоящего оборудования, основывается на унифицированных малозатратных методах получения информации (наблюдения, биологические показатели, простейшие химанализы), не требует высокой квалификации и может быть организован практически повсеместно. Последнее обстоятельство создает огромные преимущества по сравнению с системой государственного мониторинга, а также создает новые возможности для экообразования и участия населения в решении экологических проблем. 2) "Экспресс-лаборатория" на базе НПО, имеющих опыт мониторинговой работы. Включает создание мобильных лабораторий, центров распространения информации и повышения квалификации. Создание экспресс-лабораторий на Каспии будет предметом конкурса, с четко обозначенными условиями передачи оборудования, обязательствами сторон и т.п. Анализы, полученные на этом уровне, будут использованы в том числе для оценки степени корреляции с результатами биоиндикации. 3) "Система поддержки" включает систему хранения, обмена, обработки и обобщения информации с использованием электронной почты и интернета, специализированные рассылки, бюллетени, взаимодействие с международными структурами, помощь в экстренных ситуациях. Кроме работы с полученными данными, система будет обслуживать членов сети. В частности, здесь могут содержаться базы данных о прецизионных лабораториях в регионе и в мире, где могли бы быть выполнены дорогие уточняющие анализы, сведения о возможности доступа к ним, источниках финансирования работы и т.п.; информация о доступном оборудовании, рекомендации по использованию, методические материалы; сведения о владельцах первичных, еще не подвергшихся интерпретации данных, электронная библиотека, ГИС-система и т.п. - с возможностью расширения, насколько хватит ресурсов. В долгосрочных планах - создание "аналитического центра", способного интерпретировать собираемые со всего бассейна сведения, издавать выжимки, авторитетно анализировать разрозненную информацию, делать выводы, запросы и рекомендации. Деятельность программы летом-осенью 2002 г. сосредоточена на следующих направлениях: * конкурс грантов; * конкурс методик мониторинга; * проведение методического семинара; * создание базовых лабораторий НПО на побережье Каспия. Источник: clearh@online.ru, 8 августа 2002 г. СЕМИНАР 19-22 октября 2002 года в Москве пройдет семинар Каспийской программы ИСАР "Развитие сети общественного экологического мониторинга в Каспийском регионе". В семинаре примут участие представители неправительственных организаций (НПО) из прикаспийских стран (Азербайджан, Грузия, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан). Впервые общественный экологический мониторинг был признан приоритетным направлением деятельности НПО прикаспийских стран на конференции ИСАР "Укрепление партнерства между НПО в решении экологических проблем Каспийского бассейна" (г.Баку, 20-23 апреля 1999 г.). Общественный экологический мониторинг представляет собой важное средство вовлечения населения в систему принятия экологических решений в Каспийском бассейне. Развитие и поддержка Сети общественного экологического мониторинга является одной из первоочередных задач деятельности ИСАР на Каспии. Цель семинара - создание независимой сети общественного экологического мониторинга. В задачи сети будет входить сбор, анализ и распространение информации о состоянии экосистемы Каспия. ИСАР обеспечит прозрачность и эффективность деятельности сети. Сеть открыта для новых членов. Летом 2002 года Каспийская программа ИСАР провела конкурс малых грантов для НПО региона на реализацию проектов биологического, химического и визуального мониторинга. В октябре победители конкурса, а также другие НПО из стран Прикаспия соберутся в Москве для обсуждения результатов своих проектов и разработки общих методов продолжения работы и распространения опыта. С помощью тренеров московской организации "Эколайн" участники семинара обсудят также, как расшифровывать полученную экологическую информацию, как общественность может использовать результаты мониторинга в целях вовлечения в процесс принятия решений, а также как создать мониторинговые лаборатории по всему Каспийскому бассейну. Каспийская программа ИСАР финансируется Агентством США по международному развитию (USAID), Центрально-Евразийским Проектом Института "Открытое общество" (OSI), Фондом за Взаимопонимание (Trust for Mutual Understanding), Академией Развития Образования (The Academy for Educational Development) и Союзом Семьи Рокфеллеров (Rockfeller Family Associates). Координатор программы по мониторингу - Т.Беркелиев, timchik@isar.org Источник: К.Имангалиева, kymbat@isar.almaty.kz, 15 октября 2002 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |