![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.864, 10 октября 2002 г. ****************##
#################################################################
Право на чистую воду
УЗБЕКИСТАН: КРУГЛЫЙ СТОЛ О ЧИСТОТЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ
26 сентября в Национальном пресс-центре Узбекистана при поддержке
Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ/ЦвТ),
Центром Общественной Экологической Адвокатуры "Армон" проведен рабочий
круглый стол по проблеме снабжения населения качественной питьевой водой.
В работе круглого стола приняли участие представители государственных
органов - ГосКомприроды, Министерства Юстиции, Министерства
Здравоохранения, СЭС, Научно-исследовательских институтов, Министерства
по Чрезвычайным Событиям РУз, местных органов власти, экологических
общественных и коммерческих организаций Узбекистана. В качестве
международных наблюдателей присутствовали представители ОБСЕ, ИООС.
Участники круглого стола отметили, что в республике обострилась
ситуация по снабжению населения чистой питьевой водой, в результате
отсутствия общественного контроля за реализацией государственной
программы по снабжению качественной питьевой населения с 1999 по
2010 гг.:
- Ухудшение экологической обстановки в Узбекистане можно объяснить не
только экономической нестабильностью, но и низкой образованностью
населения в области защиты своих экологических прав, а также недостаточной
эффективностью действующего экологического законодательства, обеспечивающего
правовое регулирование по охране окружающей среды и снабжению населения
качественной питьевой водой, а также мер ответственности за нарушения этих
прав;
- Критическое состояние водоснабжения в городах и, особенно в сельских
местностях привело к ухудшению уровня здоровья населения, снижению уровня
санитарной гигиены. В результате чего участились случаи желудочно-кишечных
заболеваний, в том числе брюшного тифа, холеры, педикулеза, гепатита,
врожденные пороки у детей, нарушения детородной функции у женщин,
онкологических заболеваний;
- Особенно тяжелая ситуация сложилась в поселке Бурчмулла и Якка-Тут
Ташкентской области Бостанлыкского района, расположенного на берегу
Чарвакской плотины, где вскрылся один из трех могильников токсичных
отходов висмуто-мышьяковистых огарков и в поселках Ойкор, Тангатопди,
Усмат Бахмальского района, Джизакской области, где вот уже 2 года подряд,
фиксируются вспышки брюшного тифа, холеры, гепатита из-за отсутствия
качественной питьевой воды;
- Существует угроза здоровью населения республики, особенно в
Бостанлыкском районе Ташкентской области и в Бахмальском районе
Джизакской области. Данные экологического мониторинга по структуре
заболевания населения Ташкентской и Джизакской областей показывают,
что существует тенденция роста особо тяжелых инфекций.
В этой связи участниками круглого стола была проведена реальная оценка
состояния вопроса по водоснабжению качественной питьевой водой регионов
республики. Обсуждались вопросы по решению задач перехода от теории к
практическим действиям. Были предложены пути последовательных действий
по усилению принципов рационального использования водных ресурсов и
регулирования процессов оздоровления природной среды.
В рабочих группах обсуждались такие вопросы как:
1. Разработка инструментов и процессуальных документов о порядке
доступа к качественной питьевой воде и ее предоставлению населению.
- Необходимость создания общественного контроля за реализацией
государственного плана по водоснабжению и рациональным управлением
водными ресурсами Узбекистана на 1999 по 2010 гг;
- Предложение разработать проект Закона "О питьевой воде",
предусматривающий, взаимную ответственность на договорной основе
поставщика и потребителя;
- Создание общественной экспертизы на предмет качества питьевой воды;
- Создание системы государственного и общественного контроля.
2. Стратегия и тактика действий по обеспечению качественной питьевой
водой населения Узбекистана:
- Сосредоточить усилия на привлечение иностранных инвестиций через
пилотные проекты, на базе технико-экономических обоснований, утвержденные
экспертизой,
- Разработать систему постоянного информирования населения о качестве
питьевой воды по санитарным признакам,
- Просить государственные органы о возможности предоставления дотаций
районам, где сложилась наиболее критическая экологическая ситуация по
снабжению чистой питьевой водой населения (Бахмальский, Бостанлыкский
районы),
- Рекомендовать о создании Ассоциации водопользователей для предоставления
возможности потребителям защищать свои права на чистую воду,
- Создать систему льготного налогообложения при выделении беспроцентных
кредитов для решения вопросов обеспечения населения чистой питьевой водой
в сельских местностях.
3. Увеличение участия общественности в принятии решений по снабжению
населения качественной питьевой водой:
- Рекомендовать создать сеть общественных инспекторов из числа ЭкоННО,
изучающие жалобы населения по проблеме снабжения населения питьевой водой,
- Отметить необходимость усиления связи махалинских комитетов с ЭкоННО
- Усилить работу по доступу к информации о воздействии загрязненной
воды на здоровье населения,
- Считать необходимым создание учебного модуля по санитарной гигиене и
внедрения его в дошкольные организации, учебные заведения.
Участники круглого стола рекомендуют:
I. Необходимо усилить совместные действия СМИ, общественных организаций
и государственных структур по информированию населения о воздействии
загрязненной питьевой воды на здоровье человека.
II. Рекомендовать административному центру Джизакской области,
получившего кредит от Азиатского Банка Развития на беспроцентной основе,
целенаправленно выделить $ 24000 долларов на бурение скважин в поселке
Ойкор Бахмальского района Джизакской области для обеспечения питьевой
водой населения поселков Ойкор, Тангатопди, Усмат, где зафиксировано
вспышки брюшного тифа и холеры уже третий год подряд.
III. Привлечь внимание органов законодательной и исполнительной власти,
политических лидеров и широкие слои общественности к проблеме снижения
уровня физического здоровья нации, из-за отсутствия качественной питьевой
водой, острота которой неуклонно растет с каждым днем.
IV. Сосредоточить усилия на финансовой оценке вложения необходимых средств
по снабжению населения чистой питьевой водой, причем первоочередно
направлять их в зоны экологического бедствия:
- Внести предложение о проведении тендера по пилотным проектам
фундаментально решающих проблему снабжения воды в республике. В качестве
эксперимента рекомендовать рассмотреть частично финансируемый совместно
Узбекско-казахский проект по "Обеспечению подачи Волжкой воды из водовода
Астрахань-Мангышлак для потребителей Узбекистана с использованием водовода
Ургенч-трансгаз", для снижения уровня дефицита воды в ПриАралье;
- Внести предложение по снижению налогообложения тем, предприятиям и
организациям, которые внедряют экологически чистые технологии по
обеспечению населения чистой питьевой водой.
V. Обратить внимание на необходимость усиления роли и значения органов
самоуправления, в частности махаллей, в кампании по обеспечению и
бережному использованию питьевой воды.
VI. Совместно с государственными структурами принимать необходимые шаги,
направленные на повышение уровня правовой экологической культуры и
просвещение населения в вопросах экологического права (проведения
общественных слушаний, конференций, семинаров, круглых столов, викторин,
конкурсов, выставок).
VII. Продолжить совместные действия международных, государственных и
неправительственных организаций в формировании общественного мнения по
проблеме снабжения населения качественной питьевой водой.
VIII. Разработать учебный модуль "тренинги для тренеров" по механизмам
защиты конституционных прав граждан на здоровую окружающую среду (воду
и воздух).
КОНТАКТ: Д.Зайнутдинова, Центр Общественной Экологической
Адвокатуры "Армон", armon@tkt.uz
Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 348,
9 октября 2002 г., OT@lorton.com
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |