О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.857, 3 октября 2002 г. ****************## ################################################################# Право на устойчивое развитие ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ЖИТЕЛИ ГОР ХОТЯТ ЖИТЬ УСТОЙЧИВО 18-20 сентября в Бишкеке состоялась Первая Центральноазиатская конференция горных общин по устойчивому развитию. "Община" - это объединение людей, проживающих на одной территории и связанных общими условиями и идеями. Горные общины, как социальные и экономические единицы, играют основную роль в устойчивом развитии горных регионов Центральной Азии. Общим для горных общин Центральной Азии является то, что они все больше остаются за пределами развития центров и их конгломерации. С другой стороны, они играют важную роль в национальном и региональном развитии, выступая в качестве поставщика важных ресурсов и различной продукции. По предварительным оценкам в горных регионах ЦА проживает примерно 10 млн. человек. Горные общины в Кыргызстане, Казахстане и Таджикистане сталкиваются с похожими экономическими, экологическими, социальными проблемами, но обладают разным потенциалом. Специфические экономические и политические интересы заинтересованных сторон на разных уровнях часто схожи и могли бы быть рассмотрены совместно. Отличия в рамочных условиях отдельных государств привели к тому, что горные общины разных стран накопили разный опыт. Это представляет собой ценный потенциал для развития, при том условии, что будет существовать возможность для обмена знаниями и этот обмен будет выходить за границы одного государства. Участниками конференции была принята следующая резолюция: 1. Создать Центральноазиатский альянс горных общин. Цель альянса: Содействовать устойчивому развитию горных регионов Центральной Азии и тем самым вносить вклад в повышение жизненного уровня проживающего здесь населения. Основные направления деятельности альянса охватывают области сельского и лесного хозяйств, энергетики, туризма, охраны ландшафтов и природы и т.д. Для достижения поставленной цели требуются выполнение следующих задач: - Обмен знаниями и опытом между горными общинами в рамках регулярных встреч и многосторонних визитов. - Представление общих интересов горных общин на национальном и региональном уровнях путем целенаправленной работы со средствами массовой информации. - Поддержание постоянных связей с партнерами и лицами, ответственными за принятие решений на национальном и международном уровнях. - Обучение и повышение квалификации местных лиц, принимающих решения, и пользователей ресурсов. 2. Создать организационный комитет и поручить ему выполнение необходимых подготовительных работ по созданию Альянса горных общин Центральной Азии. 3. Обратиться к Центральноазиатской горной программе (CAMP), Региональному экологическому центру Центральной Азии (CAREC), международным организациям, правительствам и донорам с просьбой об оказании поддержки. ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ Центрально-азиатский горный регион обладает значительным потенциалом природных и человеческих ресурсов. Большая часть ресурсов, таких как пастбища, водные ресурсы, почвы, ландшафты, трудовые ресурсы представлена почти во всех регионах. Другая специфическая часть ресурсов, таких как термальные источники, отдельные виды полезных ископаемых, минеральные воды и т.д. распространена только в пределах определенных территорий. Горные регионы снабжают долинную, более населенную часть жизненно необходимыми продуктами и ресурсами, такими как вода, энергия, зоны отдыха, сельскохозяйственные и лесные продукты, минеральное сырье зачастую без соответствующей компенсации или оплаты. В связи с общественными и экономическими переменами, произошедшими за предыдущие годы, возможности использования существующего потенциала сильно изменились. Наряду с этим ежедневно появляются новые экономические, правовые, социальные и политические шансы использования природного и экономического потенциала. Для горных общин зачастую очень сложно проследить и усвоить все нововведения и изменения, такие как требования рынка, новые правила на использование ресурсов, технические новшества, новые формы организации хозяйств и т.д. Основные причины - отсутствие достаточных знаний, информации и стартового капитала. Это приводит к тому, что существующий потенциал в виде трудовых ресурсов, пастбищ, минерального сырья и т.д. не используется или используется неэффективно. Поэтому часто экономически выгодные идеи по использованию ресурсов реализуются не представителями местного населения, а другими лицами и организациями, имеющими больше информации и достаточно финансовых средств. С УЧЕТОМ ВЫШЕ ИЗЛОЖЕННОГО УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ПРИШЛИ К СЛЕДУЮЩИМ ВЫВОДАМ: В целях улучшения условий на уровне сельских общин требуется: 1. Горные сельские общины должны разработать идеальную модель своего села и концепцию по ее достижению (принципы, разработка внутренних правил по использованию ресурсов в селе и т.д.) устойчивого развития села на базе существующей ресурсной базы. 2. Расширение возможностей местной переработки сырья (шерсть, мясо, молочная продукция, фрукты, ягоды, лечебные травы, овощи, минеральное сырье и т.д.) и сбыта готовой продукции. 3. Содействие развитию местных услуг в области туризма. 4. Более интенсивное сотрудничество между отдельными домашними хозяйствами для эффективного использования существующего потенциала и новшеств посредством совместного инвестирования, улучшенной организации, лучшего управления потенциалом, разработки новых, инновационных мероприятий и т.д. 5. Горные сельские общины должны заботиться о сохранении и приумножении горных ресурсов в целях устойчивого развития горных регионов. 6. Способствовать созданию демократического гражданского общества в горных регионах ЦА. На уровне сотрудничества между общинами в горных регионах Центральной Aзии требуется: 1. Для лучшего использования существующего потенциала ресурсов и новшеств, местные сообщества должны обмениваться техническими знаниями и социально-организационным опытом как на национальном так и на региональном уровне. 2. Местные общины должны совместно представлять и отстаивать свои интересы на уровне правительственных, неправительственных и международных организаций в следующих сферах/ направлениях: - Улучшение экономических, правовых/ политических условий (сокращение административных барьеров для лучшего доступа к рынку, расширение консультативной помощи и отстаивание права голоса и т.д.). - Децентрализация управления местными ресурсами. - Улучшение доступа к информации о возможностях использования ресурсов и новшеств. - Поддержка местного населения на приоритетное право использования ресурсов - Привлечение инвестиций в общественную инфраструктуру. - Улучшение доступа к финансовым ресурсам. - Улучшение экосистемы (биоразнообразия и экологии). 3. Горные сельские общины должны прилагать совместные усилия, направленные на обучение и повышение квалификации пользователей ресурсов, а также лиц и органов, участвующих в принятии решений. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ Все сельские общины горных регионов Центральной Азии сталкиваются с похожими проблемами и препятствиями в отношении использования местных ресурсов. Особенно в густонаселенных областях вблизи деревень существующий потенциал ресурсов переиспользуется. Это приводит к ухудшению плодородия земель и сокращению видового разнообразия. Структурные изменения в области сельского хозяйства привели к возникновению большого числа мелких предприятий, которые ежедневно борются за свое выживание. Наблюдается тенденция к многофункциональному использованию ресурсов. Эти изменения обостряют местные конфликты между пользователями этих ресурсов. С другой стороны, многофункциональное использование ресурсов позволяет лучше использовать имеющийся ресурсный потенциал, а также производить продукцию в малых объемах для определенного потребителя. Разница между большим числом бедных и меньшинством богатых домашних хозяйств продолжает увеличиваться и представляет собой сложную проблему для сельских сообществ. Это является препятствием для объединения жителей села для совместного осуществления мероприятий по развитию. В результате этого бедные домашние хозяйства не могут использовать существующие возможности, так как они не располагают необходимой рабочей силой, финансовым капиталом, не имеют достаточного доступа к природным ресурсам и к рынку. Разнообразные возможности по дальнейшей переработке производимого в сельском, лесном хозяйствах и горнодобывающей промышленности сырья могут создавать дополнительные рабочие места. Однако они не достаточно используются по разным причинам. Инфраструктура и сфера услуг в основном находятся в плачевном состоянии. Горные регионы, которые являются источником водных ресурсов для производства энергии, сами часто имеют недостаточное энергоснабжение. Транспортные пути к территориям с потенциально интересными ресурсами разрушены. Из-за плохих дорог, нерегулярных транспортных сообщений и административных барьеров затруднен доступ к рынку. Теряются накопленные знания и навыки. Разрушается социальная инфраструктура в области связи, образования и здравоохранения. Это приводит к массовому оттоку из горных регионов в долины, в особенности молодежи. Домашние хозяйства, ассоциации и сельские общины чувствуют себя неуверенно в современных условиях, что сдерживает их инициативу, поскольку правовые и организационные условия не достаточно разработаны и адаптированы к современной ситуации. УЧИТЫВАЯ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ, УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ПРИШЛИ К СЛЕДУЮЩИМ ВЫВОДАМ: Устойчивое использование ресурсов - это такое использование ресурсов, когда они имеют возможность для восстановления и разумного использования будущими поколениями. Повышение жизненного уровня горного населения может быть достигнуто в долгосрочной перспективе только в том случае, если наши действия будут сохранять природную среду. Мероприятия на уровне села Многочисленные проблемы и препятствия могут быть устранены только в результате активного сотрудничества сельского населения. Сельские общины должны задуматься над своими проблемами и по возможности самостоятельно найти решения и реализовать их. Для этого необходимо создать условия для открытого процесса принятия решений, разработать основы планирования и развить организационные и управленческие структуры. Мероприятия, которые проводятся на уровне села, должны улучшить условия для деятельности отдельных домашних хозяйств/предприятий, т.е. они должны увеличивать шансы успешной деятельности для каждого. Для выполнения этих задач возможны следующие мероприятия: - Улучшенное управление развитием села, например, в вопросах использования ресурсов. - Улучшенная организация внутри села, например, в области общественной работы. - Улучшенное управление мероприятиями сельских общин, например в реализации совместных проектов. - Целенаправленное обучение и повышение квалификации местных лиц, принимающих решения. - Совместные инвестиции в оборудование и установки, которые не могут быть приобретены/эксплуатироваться отдельными домашними хозяйствами. - Развитие местной инфраструктуры (мосты, дороги и т.д.) и сферы услуг (транспорт, образование, здравоохранение, энергоснабжение и т.д.). Сотрудничество между сельскими общинами Различные местные сообщества (домашние хозяйства, ассоциации, сельские общины) находят соответствующие решения многочисленных проблем. Этот опыт должен быть передан как можно большему числу других сообществ, сталкивающихся с аналогичными проблемами. Это должно помочь им избежать ошибок, сэкономить время и деньги. Несмотря на то, что многие проблемы могут быть решены на уровне села, их решение также необходимо на национальном и региональном уровнях. Государственные программы должны обращать особое внимание на следующие пункты: - Децентрализация процесса принятия решений и усиление полномочий местного населения с возможностью открытого голосования. - Укрепление автономности бюджетов местных сообществ - Нормы и правила использования ресурсов и доступ к ним должны быть адаптированы к местным условиям. - Улучшение доступа горной продукции к рынку сбыта , например, путем устранения административных препятствий. - Улучшение инфраструктуры и сферы услуг в горных регионах. ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ АЛЬЯНСА ГОРНЫХ ОБЩИН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 1. Участники конференции после возвращения в горные общины информируют население села о работе данной конференции и ее результате - создании Альянса горных общин Центральной Азии. Горная сельская община принимает решение о том, будет ли она подавать заявку на вступление в члены данного альянса. Если вопрос решается положительно, то община подает заявку о вступлении согласно предписаниям, установленным во время конференции до 1 ноября 2002. 2. Программе CAMP поручается сбор заявок о вступлении в Альянс. Они представляются на рассмотрение организационному комитету, который состоит из трех представителей горных общин и по одному представителю от CAMP и Регионального экологического центра (CAREC). Организационный комитет принимает решение о горных общинах, которые могут выступить в качестве учредителей Альянса. Отбор осуществляется на основе критериев, установленных во время конференции. 3. После отбора учредителей Альянса организационный комитет распускается. Дальнейшая работа осуществляется представителями горных общин, отобранных в качестве учредителей, при поддержке CAMP и CAREC. 4. Представители учредителей должны до июня 2003 г. разработать устав, регламент деятельности и структуру организации. 5. Члены Альянса при поддержке CAMP /Дом гор, других донорских и государственных организаций с 2003 года будут разрабатывать и осуществлять следующие программы: - Программа обмена опытом между горными общинами. - Образовательные программы для лиц, принимающих решения на местном уровне. - Финансовая поддержка небольших проектов горных общин, направленных на развитие. 6. 2-ая Конференция горных общин ЦА по устойчивому развитию должна состояться в июне 2003 г. в Душанбе. На данной конференции будут утверждены устав и регламент организации и новые горные общины будут приняты в качестве членов Альянса. Мы выражаем просьбу к CAMP и CAREC, как инициаторам первой конференции, а также к сети общин "Альянс Альп" и CIPRA в качестве участников конференции, и в дальнейшем поддержать работу альянса и его членов. Все заинтересованные организации и лица приглашаются к участию в реализации данной инициативы. Просим также участников Горного саммита в Бишкеке, который состоится в октябре 2002 года, поддержать нашу инициативу. Бишкек, 20.09.2002 г. Участники конференции КОНТАКТ: А.Жансерикова, Центрально-Азиатская Горная Программа CAMP, Представительство в Казахстане, Алматы, 480043, www.camp.elcat.kg Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 346, 2 октября 2002 г., OT@lorton.com ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |