О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.818, 25 августа 2002 г. ****************## ################################################################# Право на устойчивое развитие РАЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ (к начинающейся встрече в Йоханесбурге) НАУЧНЫЙ Как уже ранее сообщалось(ECO-HR.745, 13 июня 2002 г), в исполнение принятого на региональном совещании НПО Азербайджана, Армении и Грузии, состоявшемся в Ереване 17,18 мая 2002г. группы экспертов трех стран при содействии РЭЦ Кавказа, приступили к разработке основ региональной концепции перехода к устойчивому развитию. Во всех трех республиках были проведены круглые столы по обсуждению проекта документа. 11-12 августа в Тбилиси в РЭЦ Кавказа состоялась встреча экспертов неправительственных организаций трех стран, на которой был выработан текст документа "Основные принципы и подходы Концепции устойчивого развития региона Южного Кавказа"(Видение НПО). После согласования по электронной почте предлагаем Вашему вниманию окончательный текст документа. Его английская перевод будет представлен на Саммите в Йоханнесбурге. ПРЕАМБУЛА. "Основные принципы и подходы Концепции устойчивого развития Южного Кавказа" призваны, учитывая специфику региона, стать платформой консолидированных действий в ближайшем будущем для создания полноценной концепции и стратегии перехода к УР и подтвердить готовность НПО сектора к сотрудничеству. Документ носит рекомендательный характер для Правительств региона. "Устойчивое развитие, согласно "Повестке дня на ХХI век" - такая модель движения человечества вперед, при которой достигается удовлетворение потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений". Или, в более расширенной версии: Устойчивое развитие - это развитие, гарантирующее достойные, максимально возможные равные стартовые условия представителям данного и следующих поколений для проявления своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей. УР базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справедливости в демократическом обществе, соблюдающем права человека. За прошедший после Саммита в Рио период, идеология устойчивого развития трансформировалась в концепции, стратегии, программы и методологии управления. Разработанные экспертами стран региона "Основные принципы и подходы Концепции устойчивого развития региона Южного Кавказа" базируются на научно-теоретических основах, разработанных учеными разных стран, и комплексном геосферном подходе к значимости природной среды региона для создания условий восстановления равновесия между природой и человеческим обществом. Понятие "Южный Кавказ" (ЮК), используемое в данном документе, ограничивается границами трех независимых государств (Азербайджан, Армения и Грузия). Далее в тексте будет использоваться в этом значении термин "регион". Азербайджан, Армения, Грузия - геополитически связанные государства, с единой геоэкологической системой, объединенные общей историей, схожестью политико-экономической ситуации, социальных проблем, аналогичной стадией переходного периода. Политическая ситуация, наличие локальных вооруженных конфликтов, преобразования в экономической политике и, как следствие, тяжелое социальное положение, ставят перед этими странами общие проблемы. Период трансформации усугубил и неблагоприятную экологическую ситуацию, сложившуюся еще в советский период. В настоящее время в регионе сформировались зоны экологического бедствия, имеющие не только локальное и региональное, но в ряде случаев и глобальное значение. Все изложенное дает возможность понимания общности проблем стран региона. Назревшая необходимость построения современной модели общества и подписание Правительствами стран региона Конвенций и др. международных документов, направленных на осуществление УР, обязывает наши государства предпринимать соответствующие действия по интеграции принципов УР в политику страны и перейти к устойчивому развитию на местном, национальном и региональном уровнях. Для перехода стран к УР прежде всего нужна политика, направленная на урегулирование конфликтных ситуаций. К сожалению, подписание многочисленных документов Правительствами стран региона не повлекло пока за собой адекватных полномасштабных действий и до настоящего времени не произошло позитивных сдвигов по имплементации "Повестки дня 21". Авторы надеются, что данный Документ стимулирует Правительства стран региона к созданию скоординированной системы управления по переходу к УР на национальном и региональном уровне. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНЦЕПЦИИ 1.1. Анализ современной ситуации. Комплексный анализ переходного периода последнего десятилетия в странах Южного Кавказа свидетельствует о деградации экономики и формировании сильнейшего системного кризиса. В качестве основных причин трансформационного спада экономики можно отметить следующие: * разрыв единого экономического пространства бывших советских республик, потеря традиционных баз сырьевых ресурсов и рынков сбыта; * реализация процессов реформирования по стандартным рекомендациям международных финансовых институтов, игнорируя мнения местных специалистов, без какого-либо адаптационного периода и учета социально- экономической, системно-правовой и природно-климатической специфики стран региона, в условиях отсутствия соответствующих демократических институтов; * вхождение в глобализационные процессы при неприспособленности национальных экономик к условиям жесткой конкуренции мирового рынка. Ситуация усугубилась вследствие вооруженных конфликтов на территории региона, наличия многочисленных беженцев и перемещенных лиц, разрывов стратегических коммуникаций, а также обрушившихся стихийных бедствий. В итоге, в начальный период реформирования в регионе имели место катастрофическая потеря экономического потенциала (вплоть до 60-75% ВВП) и беспрецедентный спад развитого ранее промышленного производства. Результатом реформ в аграрном секторе стало резкое раздробление хозяйств, что, наряду с другими специфическими проблемами, также привело к сокращению сельскохозяйственного производства и нежелательным изменениям в его отраслевой структуре. Несовершенство налогового законодательства и механизмов налогообложения создали благоприятную почву для распространения практики уклонения от налогов и формированию значительного "теневого капитала". Беспорядок переходного периода способствовал также развитию клановости и коррупции. Более того, сложившаяся ситуация приобрела стойкий инерционный характер в силу особой заинтересованности определенных кругов. Растет внешний долг стран, вместе с тем, анализ использования полученных от международных финансовых институтов кредитов свидетельствует об их неэффективном расходовании в условиях отсутствия необходимой транспарентности процесса и действенного мониторинга как со стороны соответствующих государственных структур, так и со стороны кредитодателей. Значительное недовольство общественности в странах вызывали также условия кредитования. Произошла резкая поляризация населения по доходам, вследствие крайне ограниченного развития малого и среднего бизнеса слабо развит средний слой, который, собственно, и должен служить основной базой для устойчивого развития. Наблюдается также территориальная поляризация внутри государств. Налицо тенденции сосредоточения населения в столицах и выраженный разрыв между развитием столиц и остальных городов и сел. В последние годы в странах региона наблюдается тенденция стабилизации экономики. Вместе с тем: * среднегодовой рост в 5-10% пока не в состоянии компенсировать имевший место трансформационный спад; * в условиях резкой поляризации по доходам население пока не ощущает заметных улучшений социально-экономических условий; * акцент в структуре промышленного производства смещен в сторону ресурсодобывающих отраслей, что вносит дисбаланс как в экономическую, так и в экологическую ситуацию; * по-прежнему, слабо востребован высокоразвитый научно-технический потенциал региона. Значительные надежды на улучшение экономики региона связываются с развитием кавказского транспортного коридора Восток-Запад, в том числе прокладкой газо- и нефтепроводов. Социальная цена реформ оказалась очень высокой. Бывшие механизмы социальной защиты перестали действовать, а новые не сформировались. Более того, по настоянию международных финансовых институтов отменены многие льготы для уязвимых групп. Для многих граждан реальностью стали безработица (с учетом скрытых форм, вплоть до 35% трудоспособного населения) и бедность (за чертой бедности почти половина населения, значительная часть из них - в условиях крайней нищеты). Для большой части населения стали характерны симптомы посткатастрофического стресса: апатия, самоотчуждение от общественной жизни, что особенно проявляется в группах особого (повышенного) риска. Переход к платному здравоохранению для основной части неселения создал непреодолимые препятствия в этой сфере. Тарифы на медицинские услуги зачастую превышают семейный бюджет. Право бесплатного доступа к медицинским услугам на практике осуществляется в весьма ограниченном объеме. В результате маргинальные слои населения обращаются в медицинские учреждения лишь на поздних стадиях заболевания или не обращаются вообще. В итоге в регионе резко возрос уровень заболеваемости населения. Серьезный урон нанесен системам образования и науки. Переход к устойчивому развитию требует квалифицированного междисциплинарного научного обеспечения, в то же время в странах региона очевидна перманентная потеря накопленного научно-технического потенциала. Создавшиеся социально-экономические условия, в особенности безработица, привели к интенсивной трудовой миграции, в том числе нелегальной. Из региона в целях трудоустройства выехали около 4 млн человек, в основном мужчины среднего и молодого возраста, включая высококвалифицированные кадры. Вышеописанные явления отразились и на демографических характеристиках. Нарушен гендерный баланс в обществе, что негативно сказывается на семьях. Имеет место также старение населения, резко снижена рождаемость - в Грузии и Армении не обеспечивается даже простое воспроизводство населения. В создавшихся условиях трудно говорить о переходе к устойчивым моделям производства и потребления. Очевиден рост антропогенного пресса как со стороны маргинальных слоев, практически выживающих засчет природных ресурсов, так и со стороны формирующегося бизнес-сектора, особенно крупного, слабо поддающегося контролю. Действующие экономические механизмы недостаточно ориентированы на устойчивые принципы природопользования, имеющиеся же законы в целом выполняются в весьма ограниченном объеме. Характерен также "кризис имплементации" наработанных с помощью международных организаций экологически ориентированных проектов и программ. В настоящее время первоочередной задачей для стран региона является выход из системного кризиса с перспективой перехода к устойчивому развитию. 1.2. Предложения по переориентации социально-экономической политики к устойчивому развитию. Прежде всего необходимо провести анализ курса реформ с точки зрения принципов устойчивого развития и внести соответствующие корректировки в процесс трансформации. Необходимо повысить многофункциональную регулирующую роль государства в целях: * формирования полноценной рыночной инфраструктуры и проведения антимонопольной политики, преодоления клановости и коррупции; * обеспечения экологической и социальной ориентации экономики; * снижения поляризации населения по доходам и стимулирования формирования среднего слоя; * улучшения торгового и платежного баланса, пополнения финансовых ресурсов государств; * стимулирования развития экспортно-ориентированных отраслей производства, * разработки и осуществления специальных государственных программ для репатриации покинувших страны региона граждан. Реализация указанных целей видится в следующем: 1. экспертиза действующего законодательства в контексте устойчивого развития и гармонизация свода законов и нормативных актов с принципами УР; 2. определение экономических приоритетов стран с учетом специфики территорий и возможностей восстановления и развития традиционных отраслей производства, повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг; 3. восстановление научно-технического и образовательного потенциала, развитие науки и наукоемких малоресурсоемких производств; 4. развитие комплексного туризма: культурно-исторического, курортно- оздоровительного, природного, экологического. Формирование эффективного регионального сотрудничества в этой сфере; 5. долгосрочное развитие малого и среднего предпринимательства; 6. совершенствование налогово-бюджетной политики, ориентированной на увеличение государственных финансовых ресурсов, усиление стимулирующих производственную деятельность функций налогов, решение социальных задач. Внедрение практики льготного налогообложения экологически направленной деятельности; 7. разработка мер по привлечению в банковскую сферу сбережений населения: повышение доверия к банковской сфере, пересмотр системы налогообложения вкладов, внедрение системы страхования и т.д.; 8. пересмотр приватизационных программ и методов с целью реального стимулирования производственной активности приватизируемых предприятий; 9. в аграрном секторе: кооперация крестьянских хозяйств, урегулирование взаимоотношений между ними и перерабатывающими и реализующими предприятиями, повышение правовой защищенности фермеров, распространение опыта устойчивого земледелия; 10. в сфере производства и потребления энергии: повышение доступности электроэнергии и энергоносителей для населения, осуществление комплексных программ по повышению энергоэффективности и энергосбережению, увеличению доли возобновляемых источников энергии в энергосистеме и др. Восстановление и развитие региональной кооперации в этой сфере; 11. реализация принципов устойчивого природопользования, снижения ресурсоемкости производств, комплексного использования добываемого сыpья, вовлечения отходов в хозяйственный оборот, максимальное использование регуляторных экономических механизмов, создание экологических фондов; 12. реализация градостроительных программ в духе Habitat; 13. обращение к международным структурам с просьбой реализовать и для стран региона Южного Кавказа практики списания долгов в обмен на природоохранные и социальные программы. Обязательным условием эффективности вышеописанной деятельности является достижение максимально возможной кооперации и взаимовыгодного сотрудничества в регионе как на неправительственном, так и на правительственном уровнях. 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ). 2.1. Анализ современной ситуации. Региону свойственны все признаки глобальных экологических проблем: изменение климата, загрязнение атмосферного воздуха, водных бассейнов, опустынивание и уменьшение биоразнообразия. В регионе особенно четко прослеживается взаимосвязь экологических и социально-экономических проблем. Кроме того, негативные процессы, происходящие в природной среде, отрицательно влияют на политическую, социальную и культурную сферы, усиливая отрицательное воздействие отдельных факторов и еще более обостряя имеющиеся проблемы. В то же время, существующие проблемы и несовершенство экономических механизмов, правовой нигилизм, замедленные темпы перехода к рыночной экономике, ресурсо- и энергозатратность промышленности, не способствуют эффективному, рациональному использованию природных ресурсов (недр, водных, земельных, растительных и животных). Социально-экономические проблемы оказывают все возрастающее воздействие на проявление экологических проблем и ухудшение качества окружающей среды. Основными региональными проблемами, тесно взаимосвязанными со всеми сферами жизнедеятельности, являются: * уменьшение стока и качества воды Кура-Араксинского водного бассейна, чему способствуют деградация природных ландшафтов, уничтожение лесов, усиление эрозии, приведшие к общему усилению аридизации и уменьшению биоразнообразия региона; * отсутствие современных технологий по безопасной утилизации промышленных и твердых бытовых отходов, и их накопление в неприспособленных местах, отсутствие работ по рекультивации нарушенных и загрязненных земель; * неконтролируемый ввоз пищевых продуктов, имеющих сомнительную пищевую ценность, а также контаминированных опасными для здоровья людей агентами, и беспрепятственное проникновение не только трансгенных пищевых и кормовых продуктов ( чреватых негативными последствиями для здоровья населения), но и семян генетически модифицированных организмов; * специфичными проблемами, оказывающими отрицательное влияние на состояние окружающей среды всего региона. являются деградация озера Севан, бассейнов Черного и Каспийского морей, в особенности их прибрежных территорий. 2.2. Предложения по переориентации экологической политики в регионе к устойчивому развитию. Для экологически устойчивого развития региона прежде всего необходимо: 1. применение бассейнового подхода при решении проблем охраны и рационального использования водных ресурсов с координацией усилий всех государств региона; 2. обеспечение экологической безопасности при утилизации промышленных и твердых бытовых отходов и широкое внедрение современных экологичных (более чистых) технологий их сбора, транспортировки, хранения и утилизации; 3. обеспечение биологической безопасности; 4. координация усилий по эффективному, рациональному использованию природных ресурсов и охране естественных ландшафтов, биологического разнообразия, охране водного и воздушного бассейнов. 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 3.1 Анализ современной ситуации Разрушение советской системы повлекло за собой: * экономический кризис, * разрушение институтов социальной защиты, * разрушение системы ответственности государства перед гражданами, * разрыв взаимосвязи между государственным аппаратом управления и общественностью, * дескридитацию провозглашаемых демократических ценностей, переоценку общечеловеческих и традиционных для региона ценностей. Осуществление процессов реформирования по стандартным рекомендациям международных демократических институтов, без учета мнения местных специалистов, специфики исторического пути развития стран ЮК, в условиях отсутствия соответствующих общественных институтов и неупорядоченности современной внутренней политики не содействует реализации внутреннего потенциала народа, что ведет к общей нестабильности в регионе. Из-за изменения структуры рынка труда идет дисквалификация большинства работающего населения, только небольшая часть переквалифицировалось согласно современным требованиям рынка труда и растет непонимание и разрыв между этими частями населения. Разрушены существовавшие инфраструктуры, в отдаленных районах отсутствуют коммуникации, затруднен доступ к информации. Процесс глобализации не учитывается политическими институтами государств, не обеспечивается решение приоритетных задач национального и регионального развития, протекающие процессы искусственны и недостаточно соответствуют интересам региона. Интеграционные процессы затруднены из-за вооруженных конфликтов на территории региона. Развитие демократических процессов в политическом движении в регионе характеризуется различной степенью активности. Общей чертой является потеря доверия к партиям со стороны населения, так как обещания, данные в ходе предвыборных кампаний, не подтверждаются конкретными действиями, направленными на обеспечение основных прав и свобод граждан в дальнейшем, хотя за прошедшее десятилетие Правительства государств ЮК подписали основные международные документы, гарантирующие развитие процесса демократии. В процессе приведения внутреннего законодательства в соответствие с международным приняты новые Конституции, декларирующие основные демократические ценности, идет реформа законодательства. Несовершенство законодательства или отсутствие механизмов его реализации на фоне коррупции постоянно приводят к нарушению верховенства закона и принципа равенства перед законом. В странах региона недостаточен контроль за исполнением существующих законов, отсутствует эффективная система защиты прав человека. Для многих метных органов власти по прежнему характерны проявления авторитаризма. На фоне этих процессов наблюдается повышение активности гражданского общества. Формируется и развивается общественный сектор, усилия которого направлены, в основном, на решение критических проблем региона: помощь беженцам, защита прав человека, экологические программы, гуманитарная помощь и др., а также программы развития. Развитие иждивенческой психологии в результате неадекватной государственной и донорской политики помощи определенным группам населения в регионе имеет негативные последствия. На данном этапе многим НПО не хватает специализации и четкой последовательности в действиях, что характерно для начала процесса становления гражданского общества на фоне экономического кризиса. Отсутствуют механизмы общественного мониторинга донорской политики, обеспечения транспарентности при реализации международных программ, направленных на развитие стран и региона в целом. Существует проблема слабой информированности общества за счет неразвитых информационных сетей, поэтому растет влияние СМИ на региональные процессы. На фоне экономического кризиса, недостаточной специализации/квалификации и коммерциализации услуг, работа СМИ в ряде случаев приводит к неадекватному отражению событий в регионе и способствует эскалации напряженности. Пробелы законодательства в сфере СМИ ведут к информационному загрязнению. 3.2 Предложения по переориентации общественно - политической сферы к устойчивому развитию. Исходя из условия общности основных проблем и препятствий на пути их решения в регионе, предлагаются следующие действия по переходу к устойчивому развитию в общественно - политической сфере: 1. укоренение в политике государств подходов, основанных на идее регионального сотрудничества, как альтернативы конфронтационной модели; 2. создание неправительственной системы регионального сотрудничества в области устойчивого развития; 3. создание эффективной системы информирования общества; 4. содействие активизации женщин и молодежи в процессах демократизации общества; 5. создание механизмов общественного контроля над крупными проектами; 6. законотворчество в отношении поощрения филантропической деятельности на национальном уровне; 7. выработка механизмов и институтов региональных консультаций по вопросам, представляющим общий интерес; 8. осуществление мер по укреплению доверия между государствами, как этап для решения центральной задачи региональной безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе; 9. создание механизмов защиты прав человека на национальном уровне, посредством создания адекватного законодательства и разработки механизмов его реализации. Развитие инициатив в сфере вовлечения общественности в процесс принятия решений, законотворчество и внедрение информационных технологий приведет к формированию демократической, правовой и политической культуры, прозрачности процесса выборов в органы власти и будет служить инструментом борьбы с коррупцией. Основным принципом для реализации устойчивого развития в общественно- политической сфере в регионе является интегративный, комплексный, межсекторальный подход. 4. ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ 4.1 Анализ современной ситуации Регион обладает большим научно-техническим потенциалом, однако в последнее десятилетие произошло разрушение системы образования с замедленным переходом на западные модели. Осуществление государственных реформ в сфере образования и науки по стандартным рекомендациям международных институтов, без учета мнения местных специалистов, специфики стран региона, наряду с остаточным принципом финансирования привели к кризису в данной сфере. Кризис связан и с воздействием процессов глобализации, которые, наряду с позитивными изменениями, ведут к потере национальных самобытных свойств народов Южного Кавказа, чья уникальная культура сложилась естественным образом на протяжении веков. Сегодня воздействие глобальных процессов приводит к конфликтам на всех уровнях. Разрушены духовно-культурные связи между странами региона, процветают конфликты внутри стран, наблюдается рост социальных болезней, свидетельствующий о деградации личности. Влияние глобализации, социально-экономические преобразования в обществе привели к изменению отношений между людьми в обществе, внутри семьи. 4.2 Предложения по переориентации духовно-культурной сферы к устойчивому развитию. Основной задачей УР является забота о будущих поколениях. Духовно- культурный аспект УР предполагает проведение комплекса мер по сохранению культурного наследия, развитию образовательных программ, направленных на переход от потребительского отношения к среде на щадящий подход и чистые технологии. Условием для достижения УР является создание правовых, материальных и институциональных условий, ориентированных на развитие науки, образования и культуры. Укоренение идей устойчивого развития среди населения возможно через: * укоренение подходов, основанных на идее регионального сотрудничества в сфере культурного сотрудничества; * создание неправительственной системы региональной кооперации в области культурного сотрудничества; * внедрение информационных технологий в сфере культуры, науки и образования; * создание системы просвещения общества через региональные теле и радио- программы, издания, публикации; * выработка механизмов и институтов региональных консультаций по вопросам общего интереса в духовно-культурном аспекте; * развитие программ неформального и формального обучения в сфере УР в системе образования (высшего и среднего), в госучреждениях и др. с использованием накопленного в регионе опыта; * осуществление мер по укреплению доверия между государствами на основе диалога культур для решения задачи региональной безопасности и сотрудничества на Южном Кавказе. Сегодня НПО региона в значительной мере зависят от внешних доноров. Являясь промежуточным звеном между донором и бенефициариями, НПО внесут больший вклад в развитие духовной культуры, если их программы будут реализовываться с использованием внутренних ресурсов. Для этого необходимо на государственном уровне разработать механизмы, содействующие развитию филантропии. Обязательным условием эффективности программ устойчивого развития в духовно-культурном аспекте на Южном Кавказе является: * содействие укреплению и дальнейшему развитию внешних и внутренних связей в регионе, а также соответствующих институтов в целях установления и расширения сотрудничества в рассматриваемой сфере; * расширение международного сотрудничества, привлечение внимания доноров к проектам и программам в сфере духовно-культурного развития, имеющим региональное и международное значение; * поддержка, сохранение и развитие потенциала научных и инженерных исследований как центрального механизма сохранения интеллектуальных ресурсов и экспертных знаний, а также научного обеспечения УР, расширение регионального сотрудничества в данной сфере. 5. ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА. Основными путями и механизмами реализации устойчивого развития региона являются: * имплементация принципов ратифицированных конвенций в законодательство стран региона, внедрение общественного мониторинг по их выполнению; * укрепление независимой судебной системы и повышение роли судебных процедур в деле общественного контроля над процессом реализаций правительственных и коммерческих программ и проектов; * осуществление независимой экспертизы действующего законодательства с точки зрения его соответствия концепции УР; * разработка межгосударственного договора (конвенции) по сотрудничеству в реализации устойчивого развития региона и создание межгосударственной комиссии с участием общественных организаций; * содействие развитию процесса демократической децентрализации наряду с усилением и укреплением регуляторной функции государства, * развитие полноценного и эффективного сотрудничества госструктур с гражданским обществом; * содействие укреплению и дальнейшему развитию внешних и внутренних связей в регионе, а также соответствующих институтов в целях установления и расширения сотрудничества по всем аспектам концепции устойчивого развития; * расширение международного сотрудничества, привлечение внимания доноров к проектам и программам, имеющим региональное и международное значение; * развитие информационного центра по устойчивому развитию и обеспечение формирования информационной базы; * создание единой структуры прогнозирования, быстрого реагирования и оповещения по предотвращению аварийных ситуаций и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф; * внедрение международных технических стандартов, норм и системы индикаторов; * формирование единой системы мониторинга и оценки состояния окружающей среды и ведения кадастра природных ресурсов и особоохраняемых территорий; * разработка и реализация региональных программ действий по охране и рациональному использованию природных ресурсов и решению экологических проблем; * поддержка создания общественных центров по информированности населения по различным аспектам устойчивого развития и разработки обучающих программ по данной тематике. АВТОРЫ Азербайджан 1. Джафаров Фикрет - к.б.н., координатор экологического сектора Форума НПО Азербайджана, председатель общества "За Устойчивое развитие"; 2. Махмудов Камран - председатель "Центр изучения экологических проблем"; 3. Алиев Ниязи - председатель Центра "Развитие гражданских инициатив"; 4. Мамедов Ахмед - д.ф.-м.н., д.с.н., председатель Азербайджанско- Голландского общества дружбы; 5. Велиев Акив - к.с.-х. н., председатель Центра "служба мониторинга и кадастра", ученый секретарь Института экономики с/х.; 6. Мурадов Пянах - к.б.н. руководитель обшества охраны растений, заместитель директора по науке Института микробиологии АН Азербайджана. Армения 1. Даниелян Карине - докт.геогр.н., канд. биол. н., проф. ЕГУ, академик Международной академии экологии, независимый эксперт Национального Собрания РА, председатель Ассоциации "За Устойчивое Человеческое Развитие"/Национального комитета ЮНЕП РА / Регионального Центра Совета Земли по УР для Южного Кавказа, Неправительственного НСУР РА. 2. Балоян Самвел - докт.биол.н., член президиума Ассоциации "За УЧР", Неправительственного НСУР РА, Национального комитета ЮНЕП РА. 3. Аракелян Геворк - канд.физ.-мат.н., ст.н.сотр. Ереванского Физического института, руководитель комиссии по внешним связям и информации Ассоциации "За УЧР"/ координатор сети Регионального центра Совета Земли по УР для Южного Кавказа, исполнительный секретарь НСУР РА. 4. Акопян Ирина, канд. экон.н., рук.группы Института экономики НАН РА, член НПО "Женщины с университетским образованием, секция АН"; 5. Саркисян Арташес, канд. физ.мат.н., председатель НПО "Экотим". 6. Харатян Грануш, канд. ист.н., доц. каф. этнографии ЕГУ, председатель НПО "Азарашен", член Неправительственного НСУР РА. Грузия: 1. Кацитадзе Гиви - заведующий кафедрой Клинической Токсикологии Тбилисской Медицинской Академии, Президент Ассоциации Токсикологов Грузии, действительный член Европейской Ассоциации Токсикологов, профессор 2. Назарова Цовинар - Председатель Общества Содействия Гармоническому Развитию Человека, эксперт по защите прав женщин, Руководитель Gender Focal Point in Georgia for Gender Awareness Information Networking System (GAINS) of the United Nations International Research and Training Institute for the Advancement of Women 3. Сопадзе Гия - Директор Союза "Эковзгляд" Источник: Gevorg Arakelyan, argev@web.am, 23 августа 2002 г. КИСЛО-СЛАДКИЙ НЕ СЛИШКОМ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. Презентация Национального отчета о прогрессе в области устойчивого развития Беларуси прошла 22 августа в Минске. Авторы отчета отмечают, что в общем и целом все у нас довольно неплохо, однако слишком устойчивым наше развитие не назовешь. Первая Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) на период до 2010 г. была разработана в соответствии с важнейшим документом Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая прошла в Рио-де-Жанейро в 1992 году - Повесткой дня на ХХI век. НСУР Беларуси была одобрена правительством в 1997 году. Отчет подготовлен ко Всемирному Саммиту 2002 года по устойчивому развитию, который пройдет в Йоханнесбурге (ЮАР) с 26 августа по 4 сентября. Кроме Беларуси аналогичные отчеты представят еще 80 государств-участников Саммита. Под устойчивым развитием эксперты ООН понимают "такое развитие, которое удовлетворяет потребности нашего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности". Проще говоря, мы должны не только проедать имеющиеся у нас ресурсы, но и стараться их приумножить, дабы будущим поколениям тоже что-то осталось. Однако как раз с приумножением этих ресурсов у нас получается неувязка. Как отметил один из авторов Национального отчета, первый заместитель директора Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Анатолий Богданович, для устойчивого развития страны за последние годы было сделано многое. Обеспечены ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров. Кроме того, из отчета следует, что в 2000 году начала несколько улучшаться демографическая ситуация, а система здравоохранения сохранила доступность медицинской помощи для всех слоев населения. Есть и некоторые успехи в области охраны окружающей среды (снижен объем потребления озоноразрушающих веществ). Общедоступным и качественным остается образование. В качестве подтверждения того, что Беларусь стоит на пути устойчивого развития, А.Богданович привел показатель индекса развития человеческого потенциала, по которому страна в последние годы лидирует среди государств СНГ. По данным последнего глобального отчета, опубликованного в 2002 г. среди 170 стран мира Беларусь находится на 56-м месте. Это, однако, несколько ниже, чем в предыдущем глобальном отчете, где Беларусь стояла на 53-й строчке, но при этом нужно помнить, что тогда в ранжировании участвовали только 162 страны. Однако, отмечает А.Богданович, в Беларуси "есть много сложных проблем". И вот главная из них - "практически исчерпаны экстенсивные источники и факторы долговременного экономического развития". Если говорить более доступным языком - страна не может больше гнаться за количеством производимой продукции, которая никому не нужна. Необходимо переходить на интенсивный путь, то есть качественный путь развития. Но переход этот сдерживается из-за "медленной разработки и внедрения высоких ресурсосберегающих технологий, а также из-за нехватки инвестиций". Пока белорусы живут сносно за счет проедания уже имеющихся запасов, но вот что касается будущих поколений, то их возможность жить хотя бы так же неплохо стоит под вопросом. На презентации Национального отчета резидент-координатор ООН/ПРООН в Беларуси Нил Буне так и сказал: развитие только с использованием того, что есть - это не развитие. Сложные проблемы государству предстоит решать в области социальной политики: она должна стать более эффективной. Необходимо развивать систему здравоохранения, работать над дальнейшим улучшением демографической ситуации; разобраться нужно и с чернобыльским "наследством". Но основной упор придется все же сделать на экономику и науку. Иначе и в самом деле придется долгие годы бегать на месте. Ю.Шарова, Pavodle Naviny.by Источник: ei@tut.by, 24 августа 2002 г. РЕАЛИСТИЧНЫЙ ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО ХАЛВА ОТ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА По поводу здравиц и призывов Саммиту РИО+10 Одна славная Душа сказала мне что это "Вальпургиева ночь". И сразу появился образ черной-черной ночи с черными-черными неграми, которые что-то сооружали невидимое без света. А света то и не было в этом деле. В Иоханнесбурге, что в самой Южной Африке, через неделю будет большой фигвам, что означает сбор мирового сообщества на чрезвычайно важную для мира тему. Как бы и жить хорошо и природу оставить для себя. Сразу вспоминается знаменитый анекдот, что как ни говори "Халва", как ни повторяй это слово сотни раз, слаще не будет. Поди третий год идет подготовка к мировому саммиту и чего только не подготовили и каких призывов не услышали от всякого люда и людишек, от проституток до гомосеков, от гендеров до поэтов. КАК ДЕЛИТЬ БУДЕМ ПО СОВЕСТИ ИЛИ ПО ПРАВДЕ На этом образном выражении и закончились все разговоры на международном уровне о справедливости и достижении решений бесславно ушедшего в лету Мирового Форума РИО-92. Послание Форумам РИО-ПЛЮС Север и Юг, Запад, Восток и нет им иного пути, Как плюнуть на все, помолчать и снова к миру идти. ООН никогда не найдет общего взаимопонимания между странами и национальными интересами, пока не отречется от экономического фетиша в своей деятельности. Кто богаче, кто бедней, кто что должен и кому. За богатство общество расплачивается повышенным производством всякого мусора, а страдает природа. Бедность общества угрожает той же природе многочисленностью и скоростью размножения едоков, истребляющих хуже саранчи все живое вокруг. Стало быть у природы два врага: деньги и люди. Конечно, спор между этими крайностями абсолютно бессмыслен, так как беспредметен. Деньги как эрзац масла не имеют никакого эквивалента природе и могут служить каким-то целям только внутри общества. Только больным и ворам представляются какой-то ценностью деньги как таковые. ЧЕМ СТРАНА РФ ОТЧИТЫВАТЬСЯ БУДЕТ Примером такого воровского и больного общества является расчлененная Российская Федерация. Самое поразительное, что насильно разделенный народ утратил все инстинкты самосохранения и подлежит тихому угасанию. Может в этом и есть высший смысл освобождения природы от любой аномалии. В исторической перспективе государство и есть инструмент народа на выживание во враждебном окружении. Институт государства и был предназначен для этого. При отсутствии такой внешней угрозы госинститут, естественно, подлежит демонтажу, так как есть опасность его вырождения в откровенно паразитирующий механизм на обществе, который и высосет все его соки. Больное государство всегда характеризовало неравенство во всех аспектах. Не только между изначально воровской властью и ограбленным населением, это факт тяжелого исторического наследия. Взгляните на карту четвертованной туши России. Она заполнена сотней мелких субьектов права с тремя степенями неравенства по Конституции РФ: области, края, национальные околотки. Но более Москва и Россия. Верхом безумия можно считать промысел Президента на объединение с Белоруссией на паритетных международных началах. Т.е. будет вводиться еще одна степень неравенства государственных субъектов. А иначе нельзя. Мешают какие-то "национальные интересы". Ну, а раз идиотизм в политике, как доминанте власти, то что можно ожидать от нее на Форуме РИО+10 мы уже видели в сентябре 2001 в Женеве, ООН, на отчете министров по факту развития у них в странах мифа Устойчивого Развития. Наши воры даже не поняли юмора и серьезно отчитывались устойчивым развитием даже не энергетического ведомства, а его блудным дитем - "мирным атомом". Естественно, что остальные ведомственные цеховые сообщества чиновников тоже хотят прожить в устойчивом состоянии, а так как на все паразитирующие кланы всякого ресурса не хватает, то налицо потрясения в банке пауков. Этот факт аномального мышления социальных троглодитов свидетельствует о появлении совершенно новой философии воров власти. Долгая изоляция партноменклатуры от народа привела к ее полному духовному вырождению и крайней опасности ее "каннибализма" для всего живого на данной территории. Все это привело к появлению рас тущей заразы и раковой угрозы для общества и природы, и если не прописать лечебного курса, то гибель Евразийской цивилизации неизбежна. НОВАЯ ПАРАДИГМА ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ИЛИ ХАЛВА СЛАДКАЯ В этих условиях многочисленные теоретические изыскания гуманистов в надежде на создание новых парадигм душевного перевоспитания всего общества в целом и ее атавизма - власти, мягко скажем, эфемерны. С не меньшим реализмом в средние века теологи спорили о количестве чертей размещающихся на острие иглы. Однако, если они имели в виду иглу власти, то это очень точная характеристика реалий сего дня. Можно сравнить и с миром медицины. Лечат язвы и нарывы по разному: одни словом Божьим, другие скальпелем, третьи травами, четвертые ядами. Но все они лечат, и организм обязан выздороветь, или отдать Богу бессмертную Душу. Само общество прекрасно поддается любой дрессировке и с радостью следует избранным Богам и грамотному ПИАРу к любой пропасти. А вот с властью туго идет перевоспитание. В истории не было примеров добровольного ограничения своей алчности и глупости. Обычно лечение было одномоментным в ее полном искоренении и замене на новый состав. Так как нас всех в этой библейской летописи интересует не сколько общество, сколько вред от него природе, то чисто теоретически интересен временной аспект. Сколько времени надо на перевоспитание или замену власти. Не будет ли слишком поздно. Оказывается, и это трудно опровергнуть любителям этико-насекомого крыла, времени у нас нет. Природа и ее биоразнообразие находится в пикирующем графике к тотальному умиротворению в понимании гибели всего живого. Практически временного запаса у нас нет. Потому строительство нового законодательства по защите этики всех природных видов есть глубоко продуманная провокация с целью затяжки времени. Эдакие Сусанины правового поля, в болотах которого нам предстоит блуждать еще долгие годы и выйти в Синайские пустыни, в которых ранее еще до похода за Этическим миражем кипела жизнь. НОЧЬЮ ТОЛЬКО НЕГРЫ ВОРУЮТ УГОЛЬ А белые люди белым днем дурят белого и всякого иного собрата. Только вот Души их черные, потому они и лишают людей доступа к экологически значимой информации, которая могла бы повлиять на ход событий и Форум РИО+10. Такие вот мысли приходят в голову после анализ процесса подготовки к этому Форуму. Как оказалось, что только в последний момент зеленые кинулись с простой мыслью, что ДОЛЖНО БЫТЬ БАССЕЙНОВОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ. Что только изменение международного мнения в сторону сохранения экосистем есть основная мера УР. А экосистема и бассейн есть две стороны одной медали. С этой позиции особенно виден бред с экономическими показателями как основными планками УР: экосистемы существуют и существовали и без общества. Экономический инструментарий крайне важен для обуздания общества. Он является следствием Правового инструментария. Соответственно требуется признать на Мировом Форуме приоритет сохранения экосистем ЗА СЧЕТ ОГРАНИЧЕНИЙ ЖЕЛАНИЙ ОБЩЕСТВА. И иного пути нет. И тут все равны. И богатые и бедные. Так как главный общественный инструмент заключен в реальном самоуправлении. Есть возражения, что воспитывали чуть ли не сто лет нового строителя коммунизма, а воспитали какого-то людоеда, который жрет все что кругом видит. Это так, но ведь воспитатели то были воры, они и сейчас паразитируют на всех ресурсах и крови общества и природы. Стало быть без удаления кровососов избавления быть не может. Конечно, сейча с малая рать теоретиков от этики природы завопит, что и пиявки есть объект зашиты по праву желания жить, даже за чужой счет. Это, мол, естественная потребность всех паразитов. На то есть достойный ответ, что выпив всю кровь из России, ее народов и природы, кровососы все равно сдохнут без новой крови, так лучше их того, сразу полечить. Ибо разрушение возобновляемых естественных производств природных ресурсов влечет за собой невосполнимые никогда потери. ЧЕРНАЯ ДУША МАЛЕВИЧА УЛЫБАЛАСЬ ЧЕРНЫМИ ЗУБАМИ С ЕГО ЧЕРНОГО КВАДРАТА, ЭТО ПРОХОДИЛ ФОРУМ РИО+10 ПОД СЛАДКИЙ ЗАПАХ ХАЛВЫ ПОД ШАПКОЙ УР. Ахтунг! 56 тысяч приглашенных собрались на "пир во время чумы" в ЮАР. Стоимость мероприятия перехлестывала 100 миллионов долларов. Десятой части стоимости этого "пира" было достаточно для спасения Азовских осетровых. По иронии судьбы именно осетровые и были критерием Устойчивого Развития бассейновых экосистем Каспия, Азова, и многих других морей и рек. Пир был поминальным, но даже этого участник не знали. Знала лишь одна славная Душа, да Ваши Души. Лагутов В.В., Informzedon 622, 19 августа 2002 г., zedon@novoch.ru ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |