Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     #################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА      ****************##
   #######**** ***************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.791, 29 июля 2002 г. ****************##
 #################################################################
                                  Право на общественную активность

     НПО ПЫТАЮТСЯ ОБУЗДАТЬ НЕ В МЕРУ АКТИВНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БИЗНЕС

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ НПО ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАЙМОВ ИЛИ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ (МФИ) ПО ПРОЕКТУ ОСНОВНОГО
ЭКСПОРТНОГО ТРУБОПРОВОДА БАКУ-ТБИЛИСИ-ДЖЕЙХАН И СВЯЗАННЫХ С НИМ
ПРОЕКТОВ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ИСКОПАЕМОГО ТОПЛИВА
    Незамедлительное предоставление общественности доступа
к наиболее значимым соглашениям и документам для независимой
оценки проекта
    Ряд ключевых документов, касающихся проекта нефтепровода
Баку-Тбилиси-Джейхан и связанных с ним проектов разработки
месторождений нефти и газа, закрыты для общественности, несмотря на
то, что они критически необходимы для проведения любой независимой
оценки влияния намечаемой деятельности. В числе этих документов:
Межправительственные соглашения (Intergovernmental Agreements
(IAs)), Соглашения с Правительствами стран реализации проекта (Host
Government Agreements (HGAs)), Соглашения о разделе продукции
(Production Sharing Agreements (PSAs)) и Соглашения о разделе транзита
(Transit Sharing Agreements (TSAs)).
    Адекватная независимая оценка общего воздействия проекта
трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) невозможна без доступа к
Международным Соглашениям (International Agreements (IAs)),
Соглашениям с Правительствами стран размещения проекта (HGAs),
Соглашениям о разделе продукции (PSAs) и Соглашениям о разделе
транзита (TSAs). Эти документы были заключены в результате переговоров
между инвесторами, осуществляющими добычу нефти и газа в регионе, и
Правительствами Азербайджана, Грузии и Турции.
    Данные соглашения, имеющие статус международно-правовых документов
и поэтому превалирующие над национальным законодательством, по-разному
определяют требования и условия реализации и функционирования
трубопровода и связанной с ним деятельности (морское бурение,
сооружение терминала). Помимо установления экологических стандартов,
которые будут применяться к развитию такой инфраструктуры, HGAs, PSAs
и TSAs также детализируют обязанности спонсоров проектов в области
реализации мер по снижению негативного социального и экологического
воздействия проектов и определяют способы разрешения споров и
распределения доходов от нефтедобычи.
    Теоретически любое соглашение должно становиться достоянием
общественности, как только оно было ратифицировано национальным
парламентом. На практике же рядовым членам общества чрезвычайно сложно
получить доступ к этим документам. Это серьезная проблема. Не имея
доступа к IAs, HGAs, PSAs и PSAs невозможно оценить степень надлежащей
защищенности прав населения, затронутого деятельностью по проекту и
связанной с ним добычей нефти и газа. Например, условия разрешения
споров могут лишать людей, на которых реализация проекта имела
определенное воздействие, права на подачу иска о компенсации ущерба
или на защиту своих нарушенных прав другими способами в национальных
судах. Так как Соглашения также устанавливают экологические и
социальные стандарты, которым должны следовать компании, крайне важно,
чтобы эти стандарты были объектом тщательного независимого
исследования.
    В случае с БТД проект реализуется на основе: (i) Международного
Соглашения (IA), подписанного между Азербайджаном, Грузией и Турцией;
и (ii) трех Соглашений с Правительствами стран реализации проекта
(HGA), заключенных между соответствующими правительствами и
инвесторами БТД1. Эти соглашения должны быть открыты для
общественности незамедлительно. Насколько мы понимаем, Соглашения со
странами размещения проекта (HCAs) - это и есть PSAs и TSAs, так как
они были ратифицированы национальными парламентами. Если это не так,
то PSAs и TSAs также должны быть представлены на суд общественности.
Наконец, Соглашение о возведении и сдачи в эксплуатацию объекта "под
ключ" с единовременной выплатой (Lump Sum Turnkey Agreement, LSTKA),
составляющее договорную основу турецкой части проекта БТД и
оговаривает обязательства правительства Турции по отношению к странам
и компаниям, расположенным "вверх по течению" нефти в трубопроводе
(т.е. ближе к началу трубопровода), тоже не предоставлено
общественности для ознакомления. Оно также должно быть открыто.
    Оценка на глобальном уровне
    Насколько мы понимаем, три документа, касающиеся глобального
воздействия проекта БТД, составлены, или находятся в стадии
разработки, Спонсорской Группой БТД. Эти исследования включают:
 * Оценку воздействия на окружающую и социальную среду (ОВОСС), в
которой будет "рассматриваться широкий круг вопросов социального и
экологического воздействия БТД и связанного с ним производства";
 * Исследование ситуации в регионе, включая геополитическую обстановку;
 * Макроэкономическую оценку.
    Из Полномасштабного Отчета о ситуации в Грузии компании ВР мы поняли,
что первое исследование, в отличие от ОВОСС, будет доступно только
международным НПО. Такое положение вещей неприемлемо: документ должен
быть доступен для всех, а консультации должны проводиться как с
затронутыми деятельностью по проекту сторонами, так и с местными
сообществами.
    Согласно данным организации "Управление Природными Ресурсами"
(Environmental Resources Management), оценка ситуации в регионе и
макроэкономическая оценка вообще не будут вынесены на общественное
обсуждение. В результате общественность не получит доступа к
результатам ключевых исследований. Даже если ОВОСС будет содержать,
например, в качестве одной из тем для обсуждения пункт "отказ от
реализации проекта", все равно основная работа по исследованию
возможных альтернатив проекта будет находиться в Исследовании ситуации
в регионе, где и будут изложены все "за" и "против" альтернативных
трубопроводов. Таким образом, общественность не будет иметь доступа к
этой оценке. Ключевая информация по проекту будет содержаться также в
Макроэкономическом исследовании, но и она будет утаена от общественности.
Например, на суд публики не будут вынесены проблемы распределения
доходов, управления Нефтяным фондом и последствия долговых обязательств
для экономики региона.
    Полное открытие вышеуказанных исследований, включая ОВОСС для всех
трех стран, - это тот минимум, который необходим для информирования
гражданского общества о воздействии проекта в целом и его последствиях.
Публикация национальных ОВОССов отдельно друг от друга будет
способствовать смещению оценки проекта в сторону его одобрения, так как
общественность не будет знать о том, почему был выбран именно этот
проект, а не альтернативные ему или вариант "отказ от реализации проекта".
    В этой связи мы должны отметить, что результаты экономических
исследований, сравнивающих проект БТД с другими возможными
трубопроводами, признают его безусловно "самым дорогим из возможных
западных [маршрутов]". Согласно данным исследования Института
Государственной Политики Джеймса А. Бейкера III при Университете в
Райс, США (James A.Naker III Institute for Public Policy at Rice
University, USA), цена за баррель нефти, которая будет
транспортироваться через трубопровод БТД в итальянские порты, составит
2,82 доллара, тогда как баррель нефти, транспортирующейся посредством
трубопровода Баку-Супса и затем танкерами через пролив Босфор, будет
стоить 1,4 доллара. Авторы исследования комментируют эти цифры
следующим образом: "Напрашивается вопрос, кто же получит выгоду в
случае предпочтения одного трубопровода другому. Помимо
договоренностей о поддержании маршрута и снижении тарифа,
фирмы-производители и/или Азербайджан будут нести весь груз
дополнительных транспортных расходов".
    Крайне необходимо, чтобы независимая оценка трубопроводов обеспечивала
получение экономической выгоды населением Азербайджана. Люди не должны
оказаться в зависимости от полученных займов, которые используются для
удовлетворения глобальных геополитических амбиций сторон, имеющих свои
стратегические интересы в регионе.
    Мы настаиваем, чтобы Международные Финансовые Институты (МФИ):
    Стимулировали незамедлительное раскрытие относящихся к проекту PSAs и
TSAs в каждой из трех стран, HGAs (Азербайджан, Грузия и Турция) и
LSTKA.
    Включили в проектную документацию макроэкономические исследования
возможных альтернатив трубопровода в регионе и макроэкономических
последствий реализации проекта. Данные документы должны стать доступны
для общественности не менее, чем за 120 дней до дня одобрения проекта.
Через тридцать или более дней после предоставления вышеназванных
документов на рассмотрение общественности должны быть проведены
официальные консультации с местными сообществами и представителями
как национальных, так и международных НПО.
    Соответствие проекта политике Всемирного Банка в
сфере защиты национальных меньшинств и переселения
    Трубопровод БТД затронет ряд национальных меньшинств. Например,
в отчете по Грузии, подготовленном ВР в рамках проекта, говорится
следующее: "Данные по этнической и религиозной принадлежности
населения были собраны на примере сообществ, проживающих на территории
предполагаемого коридора, по которому будет проходить трубопровод.
Южная Грузия характеризуется значительным этническим разнообразием. В
рамках этой территории большинство населения составляют грузины, кроме
того, здесь проживает значительное число армян, азербайджанцев и
греков, которые обычно обосабливаются в отдельные поселения". В
других местах на маршруте прохождения трубопровода встречаются
курдские поселения в Турции.
    Таким образом, проект попадает в сферу действия политики Всемирного
Банка по защите местного населения (OD 4.20). Данная политика
применяется к любой группе людей, включая национальные меньшинства,
под которыми подразумеваются группы людей, "проживающие на
определенной географической территории, в случае, если они в той или
иной степени отвечают следующим характеристикам: (a) крепкая
привязанность к родовым территориям и природным ресурсам этой
территории; (b) самовосприятие себя и восприятие их другими людьми как
представителей особой культурной общности; (c) собственный язык, часто
отличающийся от государственного языка; (d) наличие традиционных
общественных и политических институтов; и (e) преимущественно
натуральное хозяйство".
    OD 4.20 требует, чтобы для затронутых проектом территорий, где
проживают представители национальных меньшинств, был составлен план
развития и представлен на рассмотрение во Всемирный Банк до
определения стоимости проекта. План должен быть включен в Оценку
воздействия на окружающую среду и обнародован вместе с ней7. Несмотря
на то, что, на первый взгляд, в ходе проведения ОВОСС по проекту
присутствие национальных меньшинств было учтено, однако в нашем
понимании специальной оценки влияния проекта на меньшинства, которая
требуется согласно OD 4.20, проведено не было. Это большое упущение.
    Понятно, что спонсорская группа проекта БТД не намерена насильно
переселять людей в ходе реализации проекта. Как бы там ни было, мы
должны заметить, что в докладе о ситуации в Грузии компания
признается, что "некоторые держатели земли, находящейся на пути
прохождения предполагаемой трассы, около подъездных дорог, AGIs или
на территории временного поселка потеряют часть или всю свою землю
временно или навсегда в связи с сооружением и эксплуатацией
трубопровода"8. Как и в июле 2001 года, варианты компенсаций -
например, если будет предложено поменять землю на эквивалентную на
другой территории, - не определены, так же как не решен вопрос, кто
имеет право на получение компенсаций9. Признавая ведущую роль
сельского хозяйства в экономике региона, мы полагаем, что, возможно,
кто-то из тех, кто "потеряет часть или всю свою землю временно или
навсегда", может потребовать переселения. На этот случай реализация
проекта потребует представления на суд общественности Плана Действий
по Переселению, включая реалистичный бюджет, до оценки стоимости
проекта.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали от спонсоров проекта уважать политику Всемирного Банка в
области защиты национальных меньшинств путем полномасштабной оценки
воздействия проектной деятельности на те меньшинства, которые
определены существующими исследованиями как затронутые деятельностью
по проекту.
    Провели оценку условий проекта на предмет соответствия OD 4.20, в
частности разработали план развития в связи с положением затронутых
меньшинств и включили его в ОВОС проекта.
    Потребовали соответствия проекта политике Всемирного Банка в
области насильственного переселения, чтобы каждый владелец земли мог
потребовать переселения.
    Эффективный независимый контроль над деятельностью Нефтяного
фонда Азербайджана
    Всемирный Банк и МВФ поддерживали создание Нефтяного фонда
Азербайджана в 2001 году с целью обеспечения использования доходов
от нефтяных проектов, реализуемых на территории страны, для
стимулирования развития не нефтяных секторов экономики. Предполагалось,
что расходы средств Нефтяного фонда будут производиться в соответствии
с одобренной Правительством Программой Общественных Инвестиций: на
данный момент, тем не менее, эта Программа полностью не представлена
для ознакомления с нею общественности. Еще более тревожным и угрожающим
сигналом является недавнее решение Правительства Азербайджана использовать
средства Нефтяного фонда для финансирования развития коммерческого
трубопровода, а именно для оплаты доли акций ГНКАР в проекте БТД в
2002-2004 годах.
    Первоначально МВФ хотел, чтобы расходование средств Нефтяного фонда
производилось только после их утверждения Парламентом, но в результате
Фонд согласился, чтобы для расходования средств Нефтяного фонда было
необходимо только одобрение Президента. Более того, на данный момент
ни один представитель гражданского общества не был предложен в
качестве члена органа, контролирующего деятельность Нефтяного фонда.
Члены контролирующего органа назначаются Президентом Азербайджана.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали, чтобы независимый контроль над деятельностью Нефтяного
фонда Азербайджана был более строгим посредством включения в
контролирующие комиссии представителей гражданского общества. Кроме
того, эффективная контролирующая комиссия должна иметь право проводить
слушания и задавать вопросы государственным структурам, оспаривать в
суде документы и публиковать доклады по проекту для ознакомления с
ними общественности.
    Обеспечение прозрачности ревизования Нефтяного фонда. Как минимум
должны быть открыты квартальные отчеты о доходах и расходах Нефтяного
фонда, включая подробности проектов и инвестиций, на которые были
потрачены деньги Нефтяного фонда.
    Потребовали, чтобы проекты, финансируемые Фондом, четко соотносились
с политикой снижения уровня бедности и улучшения социальных,
экологических условий, а также ситуации в здравоохранении.
    Совместный контроль с целью предупреждения случаев коррупции
в будущем в странах реализации проекта
    Коррупция становится основной международной проблемой. Воздействие
коррупции на развитие, подотчетность общественным институтам и долги
стран "третьего мира" чрезвычайно сильно. При этом основная тяжесть
проблемы падает на самые незащищенные и бедные слои населения.
    Именно поэтому нас глубоко встревожило заявления о правонарушениях
компании ВР в ходе ее деятельности в Азербайджане, которые появились в
английской прессе10. Эти нарушения, в совершении которых компания не
признается, остаются недоказанными, и мы не можем расследовать данные
случаи. Однако в интересах информирования МФИ, ведущих дискуссию по
поводу оценки проекта БТД и возможности его поддержки, мы считаем, что
в интересах общественности предоставить отчет об этих нарушениях. Мы
делаем это без какого-либо предубеждения насчет какой-либо из
вовлеченных сторон.
    Таким же образом мы отмечаем, что:
    Недавно один из комитетов Палаты Представителей Парламента
Соединенного Королевства признал ВР в качестве компании, производящей
"облегченные выплаты". Значительным является факт, что Комитет
придерживается следующей позиции: "Мы не видим разницы между
взяточничеством и облегченными выплатами".
    Сообщается, что коррупция широко распространена как в Азербайджане,
так и в Грузии. В 1999 году Азербайджан занимал третье место в мире
среди наиболее коррумпированных стран по критерию определения
коррупции организации "Международная Прозрачность" (Transparency
International), который базируется на анализе определенного количества
случаев проявления коррумпированности чиновников. Высокий уровень
коррумпированности Азербайджана отмечается также в отчете Всемирного
Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития13.
    В Докладе Всемирного Банка за прошлый год предлагается, чтобы
турецких подрядчиков традиционно просили выплатить до 15 процентов
стоимости государственных контрактов политика в качестве "взноса в
пользу избирательной кампании".
    Всемирный Банк принял на себя обязательства по искоренению
"коррупционной болезни" и ужесточил свои процедуры с тем, чтобы случаи
коррупции не возникали в связи с получением займов Всемирного Банка.
    Мы настаиваем на том, чтобы МФИ:
    На основании имеющихся данных о случаях коррупции в прошлом в нефтяных
компаниях и компаниях-подрядчиках, участвующих в проекте, исключили те
из них, которые ранее обвинялись в коррумпированности, и обнародовали
результаты исследования.
    Сделали одним из условий одобрения займа юридически обязательные
письменные показания под присягой, подкрепленные докладом независимых
экспертов о результатах анализа финансовой деятельности, которые будут
подтверждать, что ни заявитель, ни другие лица, действующие в его
интересах, не вовлечены или не будут вовлечены в коррупционную
деятельность в связи как с осуществлением проекта БТД, так и с его
инвестированием, включая связанную с проектом разработку месторождений
нефти. Письменные показания под присягой должны касаться и облегченных
выплат. Кроме того, результаты расследования, проводимого экспертами
по анализу финансовой деятельности компании, должны быть обнародованы;
    Потребовали, чтобы нефтяные компании информировали общественность обо
всех выплатах в пользу правительств, включая налоги, роялти, операции
одновременной покупки или продажи иностранной валюты за наличные и
продажи или покупки ее на определенный срок и бонусы, на протяжении
всего периода сооружения и эксплуатации.
    Обязательное осуществление социальных программ и действий,
направленных на обеспечение доступа местного населения к
энергетическим ресурсам
    Вопрос о том, будут ли способствовать трубопроводы долговременному
устойчивому развитию местных сообществ, остается спорным. Высока
вероятность того, что неравномерное распределение выгод и ущерба от
трубопроводов приведет к еще более глубокому социальному расслоению.
    Хотя население Азербайджана, проживающее вдоль трубопровода,
привыкло использовать электричество по советской системе, теперь люди
испытывают недостаток в бесперебойных поставках электроэнергии. В
Грузии только 10% местного населения, проживающего вдоль трассы
трубопровода, регулярно получают идущий по трубе газ. Тем не менее,
перспектива разрешения проблемы существующего дефицита энергоресурсов
в ходе эксплуатации трубопровода остается слабой. Хотя компании ВР
было предложено гарантировать поставки электроэнергии местному
населению в соответствии с добровольной Программой Социального
Инвестирования, подобные предложения должны быть сбалансированы против
собственной заявленной позиции ВР, что "Доступ к энергоресурсам/газу -
это серьезная проблема правительства Грузии".
    Прошлый опыт осуществления подобных проектов в области электроэнергии,
поддержанных МФИ, ясно показывает, что в соглашения между
правительствами стран реализации проекта и спонсорами проекта должны
вноситься условия об обязательствах компании и прозрачности ее
деятельности, которые будут направлены на обеспечение гарантированного
развития местного сообщества. Такие меры должны осуществляться как
неотъемлемая часть проекта для того, чтобы гарантировать конкретные и
ощутимые выгоды от реализации проекта для местного населения уже на
ранней стадии его осуществления. Исполнение и разработка социальных
программ и программ инвестирования местных сообществ не должны
оставаться на усмотрение компаний, участвующих в проекте. Такие
программы должны стать предметом юридически обязательных соглашений
между правительствами стран реализации проекта, которые будут
содержать требование об активном вовлечении в проект затронутых им
сообществ. В связи с вышесказанным мы с тревогой отмечаем что ВР не
уделит должного внимания данному вопросу в ОВОСС для каждой страны, а
также, как уже отмечалось, компания считает, что доступ местных
сообществ к энергоресурсам является исключительно проблемой
Правительства Грузии.
    Для того, чтобы гарантировать получение местным населением выгоды от
реализации проекта, МФИ должны:
    Обеспечить возможность участия в разработке планов развития местных
сообществ, что послужит гарантией раздела выгод от проекта, и
потребовать от компаний, чтобы они отложили необходимые средства, из
которых будет производиться финансирование социальных программ в
течение срока реализации проекта согласно специального юридически
обязательного расписания;
    Гарантировать, что в случае, если население потребует обеспечения
бесперебойных поставок электроэнергии, этот запрос должен быть
воспринят как часть проекта, согласно условиям устойчивости
энергетических систем.
    Военные конфликты в регионе и новая волна милитаризации
территории прохождения трасы трубопровода
    1730-км трубопровод БТД представляет большую угрозу международной
безопасности. Консорциум во главе с компанией ВР намерен соединить
Каспийское море и его огромные запасы нефти непосредственно со
Средиземным морем. Очевидно, что трубопровод может способствовать
усилению конфликов в этом и так нестабильном регионе. В
полномасштабном исследовании ситуации в Грузии, предпринятом ВР,
указывается: "С технической точки зрения территориальный конфликт
между Арменией и Азербайджаном уже улажен. Трубопровод,
транспортирующий нефть из Азербайджана, трасса которого пролегает
близко к местам бывшего конфликта, может создать значительно более
серьезную угрозу безопасности персонала, осуществляющего сооружение и
эксплуатацию трубопровода, а также средствам обслуживания
трубопровода".
    Хотя трасса трубопровода на территории Грузии выбиралась таким
образом, чтобы избежать очагов очевидного конфликта, 10 км избранного
для трубопровода маршрута все равно проходят по территории, которые
сама компания ВР характеризует как "район, где необходимо обеспечить
высокий уровень безопасности"18.
    Милитаризация транспортного коридора - уже реальность. Недавно
специальные подразделения военных сил США были направлены в Грузию. ВР
приветствовала этот шаг: "Военное присутствие, несомненно, пойдет на
пользу трубопроводу"19. Влияние милитаризации региона на права
человека следует оценить, так же как и последствия милитаризации на
обострение конфликта в регионе. В этом отношении вызывает серьезные
опасения тот факт, что турецкая часть трубопровода проходит по
курдским территориям. Создание "военного коридора" в этих районах
может привести к нарушению трехгодичного прекращения огня, которое не
так давно положило конец 15-летнему вооруженному конфликту между
Курдской Рабочей Партией (КРП) и военными силами Турции.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Провели всестороннюю независимую оценку вопросов безопасности,
касающихся системы трубопровода БТД, и влияния, которое может оказать
усиленное военное присутствие вдоль трассы трубопровода на
существующие конфликты и напряжение в регионе.
    Международная Консультативная Группа (МКГ): уроки, извлеченные
из проекта трубопровода Чад-Камерун
    Согласно Полномасштабному Отчету по ОВОСС по Грузии, "предварительное
обсуждение с представителями Международной Финансовой Корпорации (МФК)
показало возможные преимущества создания независимой консультативной
группы. Партнеры проекта БТД поддерживают формирование такой группы и
продолжат диалог на эту тему с МФК и другими группами"20.
    Опыт спорного проекта нефтяного трубопровода Чад-Камерун,
финансировавшегося МФК, ясно показывает, насколько НПО необходимо
играть активную роль в определении условий обращения к МКГ, а также в
отборе членов группы без вмешательства со стороны управляющих Банка.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали формирования Международной Консультативной Группы и
гарантировать НПО реализация права самостоятельно избирать своих
представителей для участия в работе Группы.
    Полномасштабная оценка долгосрочного воздействия на
изменение климата всего проекта
    Финансирование со стороны общественных институтов, таких как агентства
кредитования экспорта (Export Credit Agencies, ECAs) и многосторонние
банки развития, является важнейшим фактором для реализации проекта
БТД. Действительно, Джон Броун (John Browne), исполнительный директор
компании ВР, которая возглавляет Спонсорскую группу БТД, заявил, что
проект трубопровода БТД невозможно реализовать, "если правительство не
выделит "свободные общественные деньги" на постройку трубопровода".
    Подобная общественная поддержка, если она будет оказана, приведет к
неминуемому росту темпов добычи ископаемого топлива, находящегося под
дном Каспийского моря. В связи с этим возрастет уровень выбросов
парниковых газов в атмосферу и ускорится процесс глобального
потепления на Земле.
    Так как проект откроет новые границы для разработки топливных ресурсов
в долгосрочной перспективе, как это следует из нового Энергетического
Плана Администрации США, МФИ обязаны провести оценку влияния
трубопровода БТД и связанной с ним разработки месторождений нефти и
газа на изменение климата в течение всего их жизненного цикла.
    Мы понимаем, что спонсоры проекта в соответствии с требованиями
Всемирного Банка взяли на себя обязательства по оценке воздействия
загрязнения атмосферы, связанного с эксплуатацией газовых или
дизельных электростанций, находящихся рядом с насосными станциями. Мы
полагаем, что в случае крупномасштабной разработки топливных ресурсов
оценка воздействия проектов на изменения климата не может быть
ограничена этими специфическими операциями, методология проведения
которых фокусируется на источниках выбросов.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Оценили прямые и непрямые выбросы парникового газа, связанные с:
добычей нефти и газа на Каспии; транспортировкой нефти и газа из
региона; поступлением загрязняющих веществ в атмосферу вне системы
дымовых труб и потреблением энергии нефтеперерабатывающими заводами и
терминалами; и ожидаемым потреблением ископаемого топлива, которое
может обеспечить проект в течение своего жизненного цикла. Только
таким образом можно будет оценить общее воздействие проекта на
изменение климата.
    Применение конвенции Эспо
    Трубопровод БТД оказывает очевидное трансграничное воздействие,
поэтому к оценке проекта должна быть применена Конвенция об оценке
экологического воздействия в трансграничном аспекте (Эспо) Европейской
экономической комиссии ООН (ЕЭК). Об этом должны быть уведомлены
страны, которые могут быть затронуты проектом, а по их запросу
консультации и другие переговоры должны проводиться в соответствии с
условиями Конвенции.
    Мы настаиваем, чтобы МФИ:
    Потребовали применения Конвенции ЕЭК ООН об экологической оценке в
Трансграничном аспекте (Эспо).
    Независимое рассмотрение Оценки Воздействия на окружающую и социальную
среду всего проекта Азербайджан - Грузия - Турция (АГТ), частью
которого является БТД, посредством привлечения к рассмотрению Датской
Комиссии по ОВОС. Независимый мониторинг за соответствием требований и
указаний ОВОССов.
    БТД является частью более крупного проекта, который в частности
включает газопровод Баку - Тбилиси - Эрзрум. Вместе эти два
трубопровода составляют трубопроводную систему Азербайджан - Грузия -
Турция (АГТ).
    Правительство Грузии уже воспользовалось услугами Датской
Правительственной Комиссии по Оценке Воздействия на Окружающую Среду,
которая выполняет независимую оценку ОВОСов. Комиссия будет помогать
посредством консультаций по выполнению указаний относительно проекта
БТД и путем осуществления независимого рассмотрения ОВОС для
Грузинской части трубопровода. Грузия обратилось в Комиссию, так как
Правительство признало, что Грузия "не имеет соответствующих знаний и
опыта" в экологических аспектах проекта. У нас нет причин полагать,
что в Азербайджане или Турции сложилась другая ситуация. На данный
момент, по нашим данным, ни Азербайджан, ни Турция не обратились в
Комиссию за поддержкой.
    Трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзрум должны
рассматриваться как одна система. Если подходить к оценке рисков
воздействия трубопроводов ответственно, оба трубопровода и связанная
с ними инфраструктура не могут рассматриваться отдельно друг от друга.
Необходимо оценить общее воздействие трубопроводов. В связи с этим
вызывает серьезные опасения тот факт, что спонсоры проекта планируют
издать только национальные ОВССы по проекту, в которых будет оцениваться
воздействие проекта от границы до границы. Большое количество наиболее
значительных рисков, связанных с трубопроводами, помимо их общего
воздействия, включая те, которые вытекают из разработки морских
месторождений нефти и газа в Азербайджане и строительством терминалов
вверх и вниз "по течению" нефти, будут либо приглушены, либо вообще
проигнорированы.
    Мы с тревогой отмечаем, что Датская Комиссия по ОВОС признала, что
в Соглашении со страной реализации проекта (HGA) по Грузии недостает
Плана Экологического Менеджмента и исследований Опасности и
Управления. Мы также отмечаем, что главное решение по маршруту
трубопровода о 10-км "коридоре интереса" было принято без проведения
ОВОС. Немаловажно, что Датская Комиссия выделила ряд альтернативных
путей прохождения трассы трубопровода, которые относительно недороги и
легкоосуществимы. Эти трубопроводы должны быть оценены надлежащим
образом и приведены в соответствие с интересами затронутых территорий
и местного населения.
    Датская комиссия будет также играть ключевую роль в проведении
независимых консультаций с местными сообществами, что, как известно,
имеет "наибольшее значение по социальным, политическим соображениям и
соображениям безопасности". Проблемы, связанные с реализацией нефтяных
проектов во всем мире, доказали, что затронутое население должно быть
вовлечено в процесс обсуждения на ранней стадии реализации проекта.
Более того, мы полагаем, что консультации с местным населением,
которые будет проводить Комиссия, будут способствовать большей
прозрачности.
    По вышеуказанным причинам мы полагаем, что Датская Комиссия должна
быть вовлечена в полномасштабную оценку: ОВОССов; общих соглашений,
касающихся трубопроводной системы АГТ; планов по экологическому
менеджменту; и планов ликвидации разливов нефти. Кроме того, для
оценки процесса выполнения ОВОСС должна быть сформирована независимая
команда по мониторингу.
    Мы убеждаем МФИ:
    Определить конкретные пути вовлечения Датской Комиссии по ОВОС в
независимое рассмотрение и мониторинг ОВОССов, а также в оценку общего
воздействия трубопроводной системы АГТ. Полномочия Комиссии должны
быть расширены таким образом, чтобы она могла опубликовать свой отчет
без предварительного соглашения со спонсорами проекта и
правительствами в регионе.
                                               Июнь 2002
 Манана Кочладзе, "Зеленая Альтернатива", Грузия
 Петр Хлобил (Petr Hlobil), CEE Bankwatch Network
 Антонио Трикарико (Antonio Tricarico), Кампания по реформированию
       Всемирного Банка (Campaign to reform the World Bank), Италия
 Николас Хтлдъярд (Nicholas Hildyard), The Corner House, Великобритания
 Керим Йилдиз (Kerim Yildiz), проект "Защита прав курдов"
                       (Kurdish Human Rights Project)
 Юрий Урбанский, Национальный Экологический Центр Украины
 Даг Норлен (Doug Norlen), Pacific Environment, US
 Кэрол Уэлч (Carol Welch), Друзья Земли (Friends of the Earth), США
 Кейт Хамптон (Kate Hampton), Международная организация Друзья Земли
      (Friends of the Earth - International Platform)
 Джеймс Мариотт (James Marriott), Международная организация Друзья
        Земли (Friends of the Earth - International Platform)

            Источник: home@bagirova.baku.az, 25 июля 2002 г. 6:52

*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs)  *
*   Редактор и издатель Лев А.Федоров                           *
*   Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco       *
*                  и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr       *
* ***********************************                           *
*      Адрес:  117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83            *
*      Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru          *
**************************     Распространяется только          *
* "UCS-PRESS" 2002 г.    *     по электронной почте             *
*****************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco

Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"

Союз "За химическую безопасность"

Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность":
Проблемы химической безопасности. Химия и жизнь
Проблемы химической безопасности. Химия и война

Периодические издания членов СоЭС

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность