О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.771, 9 июля 2002 г. ****************## ################################################################# Право на жизнь и чистую природу КАЗАХСТАН: БУДНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ БИТВА ЗА ГОРНЫЙ ГИГАНТ Всеобщая декларация прав человека, приверженность принципам которой была подтверждена Конституционным законом Республики Казахстан No 1007-XII "О государственной независимости Республики Казахстан" 16 декабря 1991 года, гласит "необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения". Что происходит, когда власть закона подменяется беззаконием властей? Люди вынуждены прибегать к крайним мерам, чтобы защитить свое право на благоприятную окружающую среду. ОБРАЩЕНИЕ Граждан Республики Казахстан, жителей микрорайона Горный Гигант и городка МВД г.Алматы Мы, жители вышеназванных двух микрорайонов, вынуждены обратиться к международному сообществу по причине нарушения местными исполнительными органами власти, а именно акимом г.Алматы Храпуновым В.В., наших законных конституционных и гражданских прав, свобод и законных интересов. Аким Храпунов В.В. вместе со своим братом являются владельцами акций частной энергетической компании ЗАО "АПК" и, преследуя личную заинтересованность и выгоду в расширении проектов строительства 2-х новых элитных микрорайонов города - Самал-2 и Самал-3 (строительство также ведется частными компаниями), для которых в данный момент требуются дополнительные энергоресурсы, незаконно строят на территории наших 2-х микрорайонов высоковольтную воздушную линию электропередачи напряжением 110 кВ в непосредственной близости к нашим домам и над нашими жилыми домами, хозяйственными постройками и приусадебными участками, по территории 2-х спортивных стадионов, а также по территории военного института КНБ в 7 метрах от пятиэтажных домов городка МВД, а также вдоль границы территории средней казахской школы No 163 (стадион и пришкольный участок), что категорически запрещено законодательством Республики Казахстан. На школьном стадионе тренируются и проводят соревнования школьники, курсанты Технической академии МВД РК и занимаются спортом жители городка МВД. В проекте указано, что воздушная линия электропередачи напряжением 110 кВ промышленной частоты прокладывается взамен кабельной линии 110 кВ, а также указывается на необходимость ее строительства, т.к. от этой линии осуществляется электроснабжение резиденции Президента РК, нескольких посольств, больничного городка и т.д. Эти утверждения абсолютно не соответствуют действительности, т.к. резиденция Президента, больничный городок подключены к другой линии. Мы имеем точные данные об источниках электроснабжения этих объектов. Далее, кабельная линия - 110 кВ не заменяется вновь запроектированной воздушной линией, которую собираются строить, а проводится параллельно - это дополнительные энергоресурсы для частных проектов ЗАО "АПК". Для нас, жителей вышеназванных микрорайонов, соседство с таким объектом просто смертельно. Уже почти два года длится судебная тяжба наших городских властей с жителями, но вопрос до сих пор не решен. Суды раз за разом отказывают жителям микрорайонов в их законных требованиях прекратить незаконное строительство воздушной линии (ВЛ) электропередачи (ЛЭП) промышленной частоты 110 кВ и выносят решение в пользу акима города Храпунова В.В., хотя при проектировании данной линии энергетиками нарушены все строительные нормы и правила (СНиПы), высший закон государства - Конституция РК, гражданское законодательство. Это дискриминация жителей наших 2-х микрорайонов по месту жительства. Кроме того, на территории Военного института КНБ РК, на спортивном стадионе начато строительство ВЛ ЛЭП-110 кВ в 7-и метрах от пятиэтажного дома городка МВД, что категорически не допускается законодательством. Руководство Военного института КНБ нарушает права своих курсантов, а также жителей городка МВД, предоставив землю (спортивный стадион, где тренируются курсанты) под строительство данного объекта. Таким образом, жители микрорайонов в 2001 году дошли до Верховного суда Республики Казахстан, который вынес решение в пользу жителей, отменил решение Алматинского городского суда и направил дело на новое рассмотрение, опять же в районный (первой инстанции) суд и обязал последний проверить соответствие проекта строительства ВЛ действующим нормативным актам, определить воздействие ВЛ ЛЭП на здоровье населения, выяснить, нарушаются ли права и охраняемые законом интересы жителей, и принять решение, соответствующее законам и материалам дела. И начался новый виток хождения по судебным инстанциям, и опять та же картина: суды выносят решение в пользу акима города Храпунова В.В. (под давлением самого акима), совершенно противоречащее законодательству Республики Казахстан и здравому смыслу (Решение Верховного суда РК от 28.09.2001 г., решение Бостандыкского районного суда от 25.02.2002 г., постановление судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда No 33-448 от 12 апреля 2002 года). Застройщики, получив на руки серьезнейшие документы: отзыв Комитетом охраны окружающей среды повторной государственной экологической экспертизы No 3-8-144 от 22 января 2002 г., а также Экспертное заключение Комиссии Научного центра гигиены и эпидемиологии Минздрава Республики Казахстан, подписанное профессорами, докторами медицинских наук и экспертную оценку Комиссии Национального Центра гигиены труда и профессиональных заболеваний, подписанную профессорами, докторами и кандидатами медицинских наук, - о вредном воздействии электромагнитных полей на организм человека (сердечно-сосудистую систему, центральную нервную систему, кровь, репродуктивные функции, иммунитет человека, развитие опухолей и т.д.), заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы по проекту, которым данный проект отклоняется от согласования, заключение общественной организации - Экологического общества "Зеленое спасение", где ставится вопрос о признании недействительным Заключения государственной экологической экспертизы, и, зная, что законным способом не выиграть этот процесс, акимат совместно с ЗАО "АПК" все же начали строительство ВЛ ЛЭП-110 кВ. Причем, начали данное строительство преступным путем. С 22 по 24 мая каждый день с самого раннего утра на футбольное поле микрорайона Горный Гигант съезжались все местные районные и городские власти со строительной техникой, рабочими, милицией, ОМОНом. Все эти дни жители пытались доказать свою правоту, вызывая работников районной и городской прокуратур, т.к. имелся документ - Постановление Генеральной Прокуратуры РК от 8 мая 2002 года о приостановлении строительства ВЛ ЛЭП в микрорайоне Горный Гигант до завершения проводимой ею надзорной проверки, согласно ст.396 ГПК РК, срок этот определялся в три месяца, и жители наивно надеялись, что данным Постановлением строительство приостановлено до 8.08.2002 г., т.е. по закону. Но 24.05.02 г. руководители ЗАО "АПК" привезли и показали другой документ за No 8/661-01 от 23.05.02 г., где тот же Генеральный Прокурор РК, который выносил это Постановление, отзывает его, причем без ссылки на закон и какое-либо основание. Остается только гадать, кто же мог отменить Постановление Генеральной Прокуратуры РК за одну ночь с 23 на 24 мая 2002 г.? Ведь 23 мая вечером заместитель прокурора г.Алматы требовал от ЗАО "АПК" убрать с поля технику и ссылался на вышеназванное Постановление. В районном суде также имеется гражданское дело (которое находится в судебном производстве) по иску к акиму Храпунову В.В. и другим ответчикам о признании незаконным строительства ВЛ ЛЭП-110 кВ на территории микрорайона Горный Гигант и на территории Военного института КНБ в 7-и метрах от домов городка МВД. Решения по данному делу нет, а значит, согласно ст.8 Закона "Об административных процедурах", данное исковое заявление приостанавливает это строительство, а, согласно ст.13 Конституции РК. каждый гражданин РК имеет право на защиту своих прав и свобод в суде. На каком же основании аким совместно с ЗАО "АПК" лишают жителей микрорайонов такой возможности? 24 мая 2002 года пригнали на спортивное поле микрорайона Горный Гигант строительную технику, привезли рабочих, в окружении работников милиции РУВД и ГУВД (15-20 человек) и ОМОНа (130-150 человек), начали брать в кольцо жителей, пытавшихся защитить свою землю от незаконного вторжения, давить, швырять, избивать их. В основном своем большинстве это были старики и дети, т.к. трудоспособное население микрорайона находилось на работе. Самых активных жителей, которые пытались доказать местным властям незаконность их действий и показывали имеющиеся на руках документы, ОМОНовцы хватали и бросали в автобус по приказу районного акима Васильева, затем всех этих избитых жителей отвезли в РУВД и составили на них материалы о неповиновении властям для дальнейшего рассмотрения дел в суде. Эти действия иначе как преступлением против мирных жителей, защищающих свои законные права, свою землю, свои жилища, свое здоровье, наконец, свою жизнь, - не назовешь. Мы обращались за защитой своих прав к Правительству РК, к депутатам Мажилиса РК, в Прокуратуру РК, в суды, в общественные организации, в средства массовой информации. Все прекрасно видят и понимают, что данное строительство незаконно, но сделать ничего не могут. Бороться с коррумпированной властью дело очень непростое и, надо сказать, неблагодарное. Кроме побоев, синяков, ушибов, головных болей в самом прямом смысле этих слов, добиться чего-либо в нашем "демократическом" по Конституции РК государстве очень трудно. А существуют два альтернативных варианта строительства данной ВЛ ЛЭП-110 кВ - это в обход микрорайона Горный Гигант (по улице Жамакаева, которая переходит в Маркова, и затем по проспекту аль-Фараби) или прокладка кабельной линии, причем для этого нужно только вскрыть уже существующие лотки и уложить рядом вторую линию кабеля, что и предлагают жители этих микрорайонов и как того требует законодательство РК (СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, где указано в п.7.8.: "Воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше следует размещать за пределами селитебной (жилой застройки) территории. Прокладку электрических сетей напряжением 110 кВ и выше в пределах селитебной территории крупнейших и крупных городов следует предусматривать кабельными линиями". СНиП РК Б.2.2.-1-96 Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства в п.7.14.: "Воздушные линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше следует размещать за пределами территории индивидуальной жилой застройки" и т.д.). Эти варианты требуют дополнительных финансовых вложений, а энергетики всех пытаются убедить и прежде всего самих себя, что строительство данного объекта над головами и в непосредственной близости от жилых домов - "единственный незаменимый вариант". Многие жители наших микрорайонов отказываются жить под высоковольтными электрическими линиями и в непосредственной близости от них и вынуждены обращаться в международные правозащитные организации и в посольства различных стран о предоставлении им жилья в любой другой стране, где соблюдаются права и свободы граждан. За последние дни, после 24 мая 2002 г., когда произошли беспрецедентные события на футбольном поле микрорайона Горный Гигант, жители наших микрорайонов пытались физическими действиями помешать строительству ЛЭП, бросали взрывные устройства, выводя таким образом стройтехнику из рабочего состояния, обливали строителей водой и т.д. Жить под высоковольтными линиями мы не будем, заявляем нашим властям открыто. Лучше убейте нас сразу, чем обрекать на длительную мучительную смерть, или проводите подземный кабель, как положено по законодательству РК. Мы считаем, что наши требования законны и обоснованы. При проектировании и строительстве данного объекта ВЛ ЛЭП-110 кВ нарушены следующие законодательные нормы РК: 1. Конституция РК - ст.1,4,6,12,13,14,17,29,31,34,39,74,76,77,78. 2. Гражданский кодекс РК - ст.8, 9, 18,118. 3. Закон РК "О земле" - ст.3,5 п.3,5,7,10,11,17,26,34,66,67,87,90,91,95,109. 4. Закон РК "Об охране окружающей среды" - ст.3, 5,35,39,48. 5. Закон РК "Об экологической экспертизе" - ст.5,14,15,16,17,36,38,39. 6. Законы РК: "Об административных процедурах", "Об архитектурной и градостроительной деятельности", Гражданско-процессуальный кодекс РК, СНиП Б.2.2-1-96, СНиП 2.07.01.89, СНиП РК А.2.2-1-96, СН РК Б.1-6-98, Правила устройства электроустановок, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт и др. 537 подписей жителей микрорайона Горный Гигант, городка МВД и средней казахской школы No 163 г. Алматы. 10 июня 2002 года. Данное обращение опубликовано на вэб-сайте Экологического общества "Зеленое спасение" www.greensalvation.org С.Соляник, "Зеленое спасение", ecoalmati@nursat.kz, 5 июля 2002 г. АКЦИЯ В ЗАЩИТУ ИРТЫША С 9 по 19 июля 2002 года впервые в Восточно-Казахстанской области проводится Рейд в защиту реки Иртыш. Организатор Рейда - Культурно-экологическое объединение "Беловодье" при поддержке Программы Малых Грантов Глобального Экологического фонда (Программа Развития ООН). Старт состоится 9 июля в 12 часов от причала Речного вокзала г.Усть-Каменогорска. Маршрут Рейда: Усть-Каменогорск - Прапорщиково - Саратовка - Глубокое - Предгорное - Зевакино - Шульбинск - Семипалатинск. В программе рейда: встречи с населением и акиматами в населенных пунктах по пути следования; эко-логическая акция "Чистый берег"; презентация буклетов по проекту "Иртыш"; съёмка фильма "Рейд по Иртышу"; концерты авторской песни в защиту природы. Загрязнение реки Иртыш начинается уже на территории Китая и далее продолжается по всему течению Иртыша. Из-за большой площади акватории Иртышского бассейна под техногенным воздействием оказываются большинство экосистем области. Положение усугубится при заборе воды из Чёрного Иртыша Китаем. Основные загрязнители реки Иртыш: Китай (река Черный Иртыш) - сельскохозяйственное и промышленное загрязнение; Зыряновск - предприятия ОАО "КАЗЦИНК"; Новая Бухтарма - цементный завод Бухтарминской цементной компании; Лениногорск - предприятия ОАО "КАЗЦИНК"; Усть-Каменогорск - ОАО "КАЗЦИНК", ТОО "AES УК ТЭЦ", АО "УК ТМК", ОАО "УМЗ", автозаправочные станции, бытовое загрязнение; Глубокое - предприятия корпорации "Казахмыс"; Семипалатинск - Семипалатинское кожмехобъединение, АО "Силикат", "Семей Су", цементный завод, автозаправочные станции, бытовое загрязнение. Министерство природных ресурсов разрешило сброс в реку Красноярку шахтных вод с показателем 500 ПДК по цинку! В городах Усть-Каменогорске и Семипалатинске сложилась крайне неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, связанная с аварийным состоянием очистных сооружений, в результате чего в реку Иртыш сбрасываются недостаточно очищенные сточные воды. К примеру, в Усть-Каменогорске - при проектной мощности в 78 тысяч кубометров воды в сутки, городские очистные сооружения фактически перерабатывают 150-160 тысяч кубометров, что, несомненно, сказывается на качестве очистки стоков. По данным ВК территориального управления охраны окружающей среды, сброс недостаточно очищенных стоков в этих двух городах достигает 300 тысяч кубометров в сутки! Во многих реках, впадающих в реку Иртыш (таких, как Бухтарма, Ульба, Красноярка) уже нельзя купаться, не рекомендуется ловить рыбу. И вообще, эти реки стали похожи на сточные канавы. В них появились мутанты (рыбы, лягушки), исчезает растительность, дно покрыто серым илом. Становится опасным есть рыбу, выловленную даже из Иртыша. Если раньше по Иртышу плыли корабли, то теперь плывут пластиковые бутылки. Нам надо научиться ценить и беречь самую крупную реку в Казахстане. Если умрёт жизнь в Иртыше, умрет жизнь и на его берегах. Нельзя жить одним днём, мы должны оставить своим детям чистую и живую природу! Культурно-экологическое объединение "Беловодье", г.Усть-Каменогорск, Belovodye@sigma.kz Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 325, 2 июля 2002 г., OT@lorton.com ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом * * "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |