![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
#################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ***************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.760, 28 июня 2002 г. ****************##
#################################################################
Право на живую природу
ЛЕСНЫЕ БУДНИ В КАЗАХСТАНЕ
ОБСУЖДЕНИЕ
В АЛМАТЫ СОСТОЯЛСЯ "КРУГЛЫЙ СТОЛ" ПО ОБСУЖДЕНИЮ ЛЕСНОГО КОДЕКСА
В Алматы состоялся "круглый стол" по обсуждению нового Лесного
кодекса Республики Казахстан. В нем приняли участие ученые, чиновники
и общественные организации.
Согласно рекомендациям международных экспертов, законопроект,
подготовленный рабочей группой, в составе которой были и представители
Комитета по лесному, охотничьему и рыбному хозяйству МПРООС РК,
нуждается в изменениях и дополнениях.
Проект нового Лесного кодекса создает ограниченную базу для участия
общественности. Предусматривается лишь предоставление информации о лесном
фонде (ст.58).
Международные положения обязывают правительства содействовать участию
общественности в разработке, реализации и планировании лесной политики и
законодательства.Такой подход рекомендован в целях обеспечения более
справедливого и открытого процесса в управлении лесной отраслью. В
результате у международных экспертов сложилось впечатление, что в случае
принятия нового Лесного кодекса РК участие общественности в управлении
лесами останется по-прежнему ограниченным.
Проект Кодекса предусматривает утверждение "региональных программ
охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и
лесоразведения, охраны животного мира" местными представительными
органами (статья 14.1). Однако в проекте не слишком четко определена
роль этих программ.
С лесами связаны не только понятия "дары леса", но и не менее важные -
туризм, развитие сельских территорий, удовлетворение нужд местных жителей
и т.д.
Согласно проекту нового Кодекса, леса подпадают одновременно под две
категории - республиканскую и коммунальную собственность. Заместитель
председателя Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства МПРООС
(Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды) Игорь Коваль
высказывается против таких изменений. По его мнению, лесам должен
придаваться исключительно республиканский статус.
На "круглом столе" обсуждались также предложения специалистов РГП
(Республиканское государственное предприятие) "Казгипролесхоз". В Законе
"Об особо охраняемых природных территориях" введен новый термин в
экологическом законодательстве "государственные резерваты". В последней
редакции Лесного Кодекса предлагается разрешить рубки главного пользования
в резерватах. По мнению главного специалиста "Казгипролесхоза" Валерия
Крылова, может получиться перевод особо ценных лесных массивов в ленточных
борах в категорию "резерватов" (и соответственно, рубок), чего нельзя
допустить.
Недостаточно широко в Кодексе представлен раздел о правовой и
социальной защите лесного хозяйства. Было бы своевременно и актуально
перевести лесную охрану в разряд военизированной, в ответ на участившиеся
случаи нарушений природоохранного законодательства.
По словам вице-министра природных ресурсов и охраны окружающей среды
РК Нурлана Искакова, это не последнее обсуждение проекта Лесного кодекса
республики.
С учетом всех предложений, проект будет представлен в правительство и
парламент. В июне нынешнего года назначено его окончательное рассмотрение.
СПРАВКА "GREENWOMEN". Леса Казахстана занимают всего 4,2 % территории
республики, из них 1,8% приходится на так называемые "ленточные" сосновые
боры Прииртышья.
Ленточные леса, также как и "островные" сосновые боры лесостепной зоны
Казахстана, являются остаточными лесами ледникового периода и уникальны по
своему происхождению. Они имеют статус "лесов природоохранного значения".
Источник: Lydia ASTANINA", greenwomen@nursat.kz, 8 апреля 2002 г.
ALARM
!!!ВНИМАНИЕ!!! ТРЕБУЕТСЯ ПОДДЕРЖКА!!!=
Инициативная группа ЭкоФорума Казахстана призывает обратить внимание
на катастрофическую ситуацию, сложившуюся сегодня с системой управления
лесного хозяйства в Республике Казахстан.
Уважаемые экологи, ученые, правительство и все, кому не безразлична
судьба нашего леса и экосистемы - откликнитесь!
Координационный совет экофорума Казахстана и инициативная группа
экологов - участников секции биоразнообразия - обращаются к вам с письмом
в связи с катастрофической ситуацией, сложившейся сегодня с системой
управления лесного хозяйства в Республике Казахстан.
Казахстан является одной из малолесных стран Мира. Территория, покрытая
лесом, составляет всего 4.2 % от общей территории. Казахстан сегодня
превратился в один из крупнейших поставщиков леса из стран СНГ.
На территории Республики полыхают десятки и сотни газовых факелов, работают
гигантские металлургические предприятия и энергетические комплексы, большое
количество автотранспорта - все они потребляют большие объемы кислорода. А
кто же пополняет запасы кислорода? Только живые растения, 90% фитомассы
которых сконцентрировано в лесах.
Нужно помнить, что сегодня во всех цивилизованных странах, леса, в
основной своей массе, являются государственной собственностью, материальным
резервом государства, его "золотым запасом". Казахстанские леса важны не
только для нас, они формируют климат во всем среднеазиатском регионе.
В последние годы на наших глазах рушится стройная система лесного
хозяйства, которая создавалась на протяжении десятилетий. Уменьшилось
финансирование природоохранных программ. Резко возросли площади лесных
пожаров, только за 1997-2002 г.г. пройдено пожарами около 500 тыс. га леса.
Несанкционированные рубки в ленточных борах Прииртышья приводят к полной
деградации экосистемы региона. На восстановление лесов потребуется несколько
десятков миллиардов тенге. Прекратились работы по облесению дна Аральского
моря.
Необходимо отметить, что на сегодня вся плата за лесные пользования
остается в государственном бюджете, а это довольно большие суммы, тогда
как на лесное хозяйство выделяются незначительные суммы, в связи с чем
лесное хозяйство буквально сидит на голодном пайке.
Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2001 г. #
1248 "Некоторые вопросы Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики
Казахстан, и отдельных предприятий, находящихся в его ведении" хозрасчетная
часть лесных хозяйств сначала была отделена, а затем и вообще отдана в
коммунальную собственность областей. Тем самым, основная часть
материально-технической базы лесного хозяйства, ранее использовавшаяся на
лесохозяйственных работах, оказалась изъятой из системы лесного хозяйства.
Нарушается один из основных законов Лесного Кодекса Республики Казахстан,
согласно статей 7.8 которого - обязанности по ведению лесного хозяйства
возложены на владельцев участков лесного фонда, которыми сегодня являются
Государственные Учреждения по охране животного и растительного мира.
Сегодня готовится проект Постановления Правительства о передаче всех
лесных массивов в коммунальную собственность, а это полный развал веками
сложившейся системы лесного хозяйства. Ведь не известно, какую политику
могут повести в отношении лесов органы местной власти, и на каком уровне
остановится это деление, - областном, районном, сельском.
Надо заметить, что Постановление Правительства Республики Казахстан от 5
декабря 2001 г No 1571 "О введении запрета на экспорт круглых лесоматериалов
хвойных пород и древесины топливной в виде хвойных бревен" не принесло
должного результата. Практически все лесопользователи на сегодня оснащены
необходимым оборудованием для распиловки леса, и поэтому объемы экспорта
древесины практически не уменьшились.
По мнению ученых-лесоводов, ни в коем случае нельзя допускать
децентрализации управления лесным хозяйством и передачи функций управления и
контроля над лесами исполнительным местным органам. Наши леса имеют
общегосударственное, и даже мировое значение. Местническое отношение к лесам
приведет к общегосударственной катастрофе и нарушению экосистемы на Земле.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем вашему вниманию на
рассмотрение следующие вопросы:
1. Не допустить децентрализации управления лесным хозяйством и передачи
организаций управления лесами в коммунальную собственность.
2. Расширить роль управленческих органов лесного хозяйства через
восстановление статуса лесных комплексных хозяйств, выполняющих все виды
работ от посадки (посева), рубок ухода и санитарных рубок, охрану, защиту
лесов от пожаров, вредителей, болезней. Все эти работы следует сосредоточить
в одних руках - "Государственных учреждений по охране лесов и животного
мира" с финансированием их из республиканского бюджета.
3. Часть средств, полученных от лесных пользований, оставлять учреждениям,
ведущим лесное хозяйство для использования их в дальнейшем на
лесовосстановительные и другие работы, связанные с ведением лесного
хозяйства.
4. В связи с большими объемами лесовосстановительных работ увеличить
финансирование по данной статье.
5. В целях обсуждения и укрепления положения дел в лесной отрасли, изучения
правильности принятых решений и их соответствию лесному законодательству,
Парламенту Казахстана провести Парламентские слушания по положению
сложившемуся в лесном хозяйстве.
6. Провести необходимые экологические юридические экспертизы всех
предлагаемых проектов реконструкций и изменений, проводимых в лесном
хозяйстве, так как последствия могут быть необратимыми.
7. Внести предложения по внесению закона о полном ограничении вывоза любых
лесоматериалов с территории Республики Казахстан.
8. Расширить сеть особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан
за счет создания трансграничных биосферных территорий, тем более что
финансирование их создания может производиться из международных источников.
Комментарии и предложения, а так же желание подключиться к работе
отправляйте с пометкой "Лесная кампания" секретарю КС экофорума
Казахстана: kc_rc@nursat.kz .
Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 320, 18 июня 2002 г.,
OT@lorton.com
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Лесная кампания Форума экологов Казахстана сообщает о первых
победных шагах.
22 июня в г. Астане состоялся национальный семинар по восстановлению
и управлению лесными ресурсами и пастбищными угодьями Казахстана.
Семинар состоялся по инициативе МПРООС и Всемирного Банка.
На семинаре обсуждались вопросы, связанные с управлением лесного
хозяйства, а так же необходимые меры для восстановления лесов и устойчивого
развития лесного хозяйства.
На семинаре присутствовали: представители Парламента; министерство
экономики и торговли; министерство финансов; министерство природных
ресурсов и охраны окружающей среды (МПРООС); комитет лесного, рыбного и
охотничьего хозяйства; министерство сельского хозяйства; агентство по
управлению земельными ресурсами; представители областных территориальных
управлений по лесу и биоресурсам; научные лесные учреждения; НПО, эксперты
в области лесного хозяйства; представители Всемирного банка в Казахстане.
Предварительно в прессе Лесная кампания Форума экологов Казахстана
выдвинула свои требования, состоящие из 9-ти пунктов. Основные из них были
поддержаны рабочей группой данного семинара и внесены в общий список
рекомендаций усиления лесного хозяйства.
Основные из требований - не допустить децентрализацию лесного хозяйства,
то есть передачу его в местные областные департаменты, и внести в Лесной
кодекс Республики Казахстан предложение о полном ограничении вывоза любых
лесоматериалов с территории Республики Казахстан. По поводу последнего
вопроса заместитель председателя комитета лесного, рыбного и охотничьего
хозяйства МПРООС Коваль И.А. сообщил, что готовиться Постановление
Правительства РК о запрещении вывоза любых лесоматериалов за пределы
Республики Казахстан.
Кроме того, был задан вопрос Министру МПРООС господину Шукпутову А.М.
о передаче лесных хозяйств Восточно-Казахстанской области в аренду на 50
лет австрийской кампании "Worldinvest LTD". Министр ответил и подтвердил,
что передачу лесных хозяйств Восточно-Казахстанской области австрийской
компании МПРООС не поддержало.
Хочется поздравить Лесную кампанию Казахстана с началом большой победы
и пожелать МПРООС выполнить свои обещания.
Кроме того, хочется надеяться на плодотворное сотрудничество НПО,
МПРООС и Парламента по работе с Лесным Кодексом РК.
Координатор Лесной кампании Форума экологов Казахстана
Инна Анташкевич, inna_bars2001@mail.ru, 26 июня 2002 г.
*****************************************************************
* Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом *
* "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров *
* Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco *
* и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется только *
* "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте *
*****************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |