О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.760, 28 июня 2002 г. ****************## ################################################################# Право на живую природу ЛЕСНЫЕ БУДНИ В КАЗАХСТАНЕ ОБСУЖДЕНИЕ В АЛМАТЫ СОСТОЯЛСЯ "КРУГЛЫЙ СТОЛ" ПО ОБСУЖДЕНИЮ ЛЕСНОГО КОДЕКСА В Алматы состоялся "круглый стол" по обсуждению нового Лесного кодекса Республики Казахстан. В нем приняли участие ученые, чиновники и общественные организации. Согласно рекомендациям международных экспертов, законопроект, подготовленный рабочей группой, в составе которой были и представители Комитета по лесному, охотничьему и рыбному хозяйству МПРООС РК, нуждается в изменениях и дополнениях. Проект нового Лесного кодекса создает ограниченную базу для участия общественности. Предусматривается лишь предоставление информации о лесном фонде (ст.58). Международные положения обязывают правительства содействовать участию общественности в разработке, реализации и планировании лесной политики и законодательства.Такой подход рекомендован в целях обеспечения более справедливого и открытого процесса в управлении лесной отраслью. В результате у международных экспертов сложилось впечатление, что в случае принятия нового Лесного кодекса РК участие общественности в управлении лесами останется по-прежнему ограниченным. Проект Кодекса предусматривает утверждение "региональных программ охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, охраны животного мира" местными представительными органами (статья 14.1). Однако в проекте не слишком четко определена роль этих программ. С лесами связаны не только понятия "дары леса", но и не менее важные - туризм, развитие сельских территорий, удовлетворение нужд местных жителей и т.д. Согласно проекту нового Кодекса, леса подпадают одновременно под две категории - республиканскую и коммунальную собственность. Заместитель председателя Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства МПРООС (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды) Игорь Коваль высказывается против таких изменений. По его мнению, лесам должен придаваться исключительно республиканский статус. На "круглом столе" обсуждались также предложения специалистов РГП (Республиканское государственное предприятие) "Казгипролесхоз". В Законе "Об особо охраняемых природных территориях" введен новый термин в экологическом законодательстве "государственные резерваты". В последней редакции Лесного Кодекса предлагается разрешить рубки главного пользования в резерватах. По мнению главного специалиста "Казгипролесхоза" Валерия Крылова, может получиться перевод особо ценных лесных массивов в ленточных борах в категорию "резерватов" (и соответственно, рубок), чего нельзя допустить. Недостаточно широко в Кодексе представлен раздел о правовой и социальной защите лесного хозяйства. Было бы своевременно и актуально перевести лесную охрану в разряд военизированной, в ответ на участившиеся случаи нарушений природоохранного законодательства. По словам вице-министра природных ресурсов и охраны окружающей среды РК Нурлана Искакова, это не последнее обсуждение проекта Лесного кодекса республики. С учетом всех предложений, проект будет представлен в правительство и парламент. В июне нынешнего года назначено его окончательное рассмотрение. СПРАВКА "GREENWOMEN". Леса Казахстана занимают всего 4,2 % территории республики, из них 1,8% приходится на так называемые "ленточные" сосновые боры Прииртышья. Ленточные леса, также как и "островные" сосновые боры лесостепной зоны Казахстана, являются остаточными лесами ледникового периода и уникальны по своему происхождению. Они имеют статус "лесов природоохранного значения". Источник: Lydia ASTANINA", greenwomen@nursat.kz, 8 апреля 2002 г. ALARM !!!ВНИМАНИЕ!!! ТРЕБУЕТСЯ ПОДДЕРЖКА!!!= Инициативная группа ЭкоФорума Казахстана призывает обратить внимание на катастрофическую ситуацию, сложившуюся сегодня с системой управления лесного хозяйства в Республике Казахстан. Уважаемые экологи, ученые, правительство и все, кому не безразлична судьба нашего леса и экосистемы - откликнитесь! Координационный совет экофорума Казахстана и инициативная группа экологов - участников секции биоразнообразия - обращаются к вам с письмом в связи с катастрофической ситуацией, сложившейся сегодня с системой управления лесного хозяйства в Республике Казахстан. Казахстан является одной из малолесных стран Мира. Территория, покрытая лесом, составляет всего 4.2 % от общей территории. Казахстан сегодня превратился в один из крупнейших поставщиков леса из стран СНГ. На территории Республики полыхают десятки и сотни газовых факелов, работают гигантские металлургические предприятия и энергетические комплексы, большое количество автотранспорта - все они потребляют большие объемы кислорода. А кто же пополняет запасы кислорода? Только живые растения, 90% фитомассы которых сконцентрировано в лесах. Нужно помнить, что сегодня во всех цивилизованных странах, леса, в основной своей массе, являются государственной собственностью, материальным резервом государства, его "золотым запасом". Казахстанские леса важны не только для нас, они формируют климат во всем среднеазиатском регионе. В последние годы на наших глазах рушится стройная система лесного хозяйства, которая создавалась на протяжении десятилетий. Уменьшилось финансирование природоохранных программ. Резко возросли площади лесных пожаров, только за 1997-2002 г.г. пройдено пожарами около 500 тыс. га леса. Несанкционированные рубки в ленточных борах Прииртышья приводят к полной деградации экосистемы региона. На восстановление лесов потребуется несколько десятков миллиардов тенге. Прекратились работы по облесению дна Аральского моря. Необходимо отметить, что на сегодня вся плата за лесные пользования остается в государственном бюджете, а это довольно большие суммы, тогда как на лесное хозяйство выделяются незначительные суммы, в связи с чем лесное хозяйство буквально сидит на голодном пайке. Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2001 г. # 1248 "Некоторые вопросы Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, и отдельных предприятий, находящихся в его ведении" хозрасчетная часть лесных хозяйств сначала была отделена, а затем и вообще отдана в коммунальную собственность областей. Тем самым, основная часть материально-технической базы лесного хозяйства, ранее использовавшаяся на лесохозяйственных работах, оказалась изъятой из системы лесного хозяйства. Нарушается один из основных законов Лесного Кодекса Республики Казахстан, согласно статей 7.8 которого - обязанности по ведению лесного хозяйства возложены на владельцев участков лесного фонда, которыми сегодня являются Государственные Учреждения по охране животного и растительного мира. Сегодня готовится проект Постановления Правительства о передаче всех лесных массивов в коммунальную собственность, а это полный развал веками сложившейся системы лесного хозяйства. Ведь не известно, какую политику могут повести в отношении лесов органы местной власти, и на каком уровне остановится это деление, - областном, районном, сельском. Надо заметить, что Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2001 г No 1571 "О введении запрета на экспорт круглых лесоматериалов хвойных пород и древесины топливной в виде хвойных бревен" не принесло должного результата. Практически все лесопользователи на сегодня оснащены необходимым оборудованием для распиловки леса, и поэтому объемы экспорта древесины практически не уменьшились. По мнению ученых-лесоводов, ни в коем случае нельзя допускать децентрализации управления лесным хозяйством и передачи функций управления и контроля над лесами исполнительным местным органам. Наши леса имеют общегосударственное, и даже мировое значение. Местническое отношение к лесам приведет к общегосударственной катастрофе и нарушению экосистемы на Земле. Исходя из вышесказанного, мы предлагаем вашему вниманию на рассмотрение следующие вопросы: 1. Не допустить децентрализации управления лесным хозяйством и передачи организаций управления лесами в коммунальную собственность. 2. Расширить роль управленческих органов лесного хозяйства через восстановление статуса лесных комплексных хозяйств, выполняющих все виды работ от посадки (посева), рубок ухода и санитарных рубок, охрану, защиту лесов от пожаров, вредителей, болезней. Все эти работы следует сосредоточить в одних руках - "Государственных учреждений по охране лесов и животного мира" с финансированием их из республиканского бюджета. 3. Часть средств, полученных от лесных пользований, оставлять учреждениям, ведущим лесное хозяйство для использования их в дальнейшем на лесовосстановительные и другие работы, связанные с ведением лесного хозяйства. 4. В связи с большими объемами лесовосстановительных работ увеличить финансирование по данной статье. 5. В целях обсуждения и укрепления положения дел в лесной отрасли, изучения правильности принятых решений и их соответствию лесному законодательству, Парламенту Казахстана провести Парламентские слушания по положению сложившемуся в лесном хозяйстве. 6. Провести необходимые экологические юридические экспертизы всех предлагаемых проектов реконструкций и изменений, проводимых в лесном хозяйстве, так как последствия могут быть необратимыми. 7. Внести предложения по внесению закона о полном ограничении вывоза любых лесоматериалов с территории Республики Казахстан. 8. Расширить сеть особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан за счет создания трансграничных биосферных территорий, тем более что финансирование их создания может производиться из международных источников. Комментарии и предложения, а так же желание подключиться к работе отправляйте с пометкой "Лесная кампания" секретарю КС экофорума Казахстана: kc_rc@nursat.kz . Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 320, 18 июня 2002 г., OT@lorton.com УДОВЛЕТВОРЕНИЕ Лесная кампания Форума экологов Казахстана сообщает о первых победных шагах. 22 июня в г. Астане состоялся национальный семинар по восстановлению и управлению лесными ресурсами и пастбищными угодьями Казахстана. Семинар состоялся по инициативе МПРООС и Всемирного Банка. На семинаре обсуждались вопросы, связанные с управлением лесного хозяйства, а так же необходимые меры для восстановления лесов и устойчивого развития лесного хозяйства. На семинаре присутствовали: представители Парламента; министерство экономики и торговли; министерство финансов; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (МПРООС); комитет лесного, рыбного и охотничьего хозяйства; министерство сельского хозяйства; агентство по управлению земельными ресурсами; представители областных территориальных управлений по лесу и биоресурсам; научные лесные учреждения; НПО, эксперты в области лесного хозяйства; представители Всемирного банка в Казахстане. Предварительно в прессе Лесная кампания Форума экологов Казахстана выдвинула свои требования, состоящие из 9-ти пунктов. Основные из них были поддержаны рабочей группой данного семинара и внесены в общий список рекомендаций усиления лесного хозяйства. Основные из требований - не допустить децентрализацию лесного хозяйства, то есть передачу его в местные областные департаменты, и внести в Лесной кодекс Республики Казахстан предложение о полном ограничении вывоза любых лесоматериалов с территории Республики Казахстан. По поводу последнего вопроса заместитель председателя комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства МПРООС Коваль И.А. сообщил, что готовиться Постановление Правительства РК о запрещении вывоза любых лесоматериалов за пределы Республики Казахстан. Кроме того, был задан вопрос Министру МПРООС господину Шукпутову А.М. о передаче лесных хозяйств Восточно-Казахстанской области в аренду на 50 лет австрийской кампании "Worldinvest LTD". Министр ответил и подтвердил, что передачу лесных хозяйств Восточно-Казахстанской области австрийской компании МПРООС не поддержало. Хочется поздравить Лесную кампанию Казахстана с началом большой победы и пожелать МПРООС выполнить свои обещания. Кроме того, хочется надеяться на плодотворное сотрудничество НПО, МПРООС и Парламента по работе с Лесным Кодексом РК. Координатор Лесной кампании Форума экологов Казахстана Инна Анташкевич, inna_bars2001@mail.ru, 26 июня 2002 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом * * "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |