О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.717, 16 мая 2002 г. ****************## ################################################################# Право на живую природу В КАЗАХСТАНЕ СТРЕМЯТСЯ РАЗВИВАТЬСЯ УСТОЙЧИВО (МПРООС, ПРООН, ВСУР, КУР и другие) УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 7 мая в г. Астане Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (МПРООС) РК совместно с Комитетом по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента РК, Министерством экономики и торговли РК, Агентством по стратегическому планированию при поддержке совместной Программы МПРООС и ПРООН "Институциональное усиление для устойчивого развития" был проведен Национальный Форум "Казахстан на пути к устойчивому развитию". В форуме приняли участие представители Парламента, Администрации Президента, Министерств и ведомств, НПО, науки, международных организаций. Целью форума стало обсуждение подготовки Казахстана к Всемирному Саммиту по Устойчивому развитию "Рио+10" (ВСУР), проведение которого намечено с 26 августа по 4 сентября 2002 года в Йоханнесбурге - столице Южно-Африканской Республики (ЮАР). На Саммите будет осуществлена оценка прогресса, достигнутого мировым сообществом по выполнению решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Процесс подготовки к ВСУР идет уже более года под патронажем Комиссии Устойчивого Развития (КУР) ООН и не имеет прецедентов по охвату выносимых вопросов и консолидации мнений мировой общественности. Все стороны многостороннего диалога (правительства, парламентарии, бизнес, НПО) активно участвуют в деятельности подготовительных комитетов. Для подготовки ко Всемирному саммиту в РК и разработке Казахстанской Повестки Дня на 21 век 15 апреля 2002 г. постановлением Правительства РК была создана Межведомственная комиссия (МВК) с участием ключевых министерств и ведомств. Комиссию возглавил Главный Секретарь РК Министр иностранных Дел К.Токаев. Координирующую роль в подготовке к Саммиту будут играть три министерства - МИД РК, МПРООС РК и Минэкономики и торговли РК. В процессе подготовки Казахстанской Повестки 21 был проведен широкий анализ мировых моделей развития, а также правовых, концептуальных и стратегических документов РК. На основе этого анализа казахстанскими экспертами к настоящему моменту разработана универсальная концепция устойчивого развития (УР). Главная цель государственной политики в области УР состоит в обеспечении благоприятной среды обитания человека, рационального природопользования и сохранения природных ресурсов для будущих поколений, постоянном улучшении уровня и качества жизни всего населения. Эффективность выполнения Республикой Казахстан Повестки 21 зависит от состояния гражданского общества, уровня развитости его демократических институтов, активности различных групп населения. Казахстан достиг опреде-ленного прогресса в информировании групп, вовлечении этих групп в процесс выполнения Повестки 21. На состоявшемся Национальном Форуме неоднократно подчеркивалась мысль о том, что устойчивое развитие не стоит теоретизировать, а также о необходимости перехода от обсуждения общих проблем к конкретным действиям, например, к разработке концепции Устойчивого развития для конкретного города/региона. Старший советник ПРООН-Казахстан г-н Ж.Такенов отметил тот факт, что к настоящему моменту ПРООН разработано руководство для того, чтобы подготовленный Казахстаном отчет влился в отчеты субрегиональный и региональный. Подготовка данного отчета очень важна. И столь же важны критика и дополнения к этому отчету сегодня. В прозвучавших на Форуме докладах был представлен обзор прогресса Казахстана и перспективы различных секторов в свете Стратегии-2030. В своем выступлении вице-министр МПРООС РК г-н М.Турмагамбетов подчеркнул, что если проводимая работа и началась со стороны природоохранных ведомств, то без экономических и иных структур ее дальнейшее продвижение невозможно. Устойчивое развитие - это сбалансированное развитие экономической, социальной и экологической сфер. После Конференции по окружающей среде и развитию 1992 года, идеология Рио оказала сильное влияние на самосознание казахстанского общества, создала определенные политические, организационные и финансовые предпосылки для развития процесса Рио. За этот период в Казахстане стабильно увеличивается потенциал природоохранной деятельности, то есть происходит усиление средств и возможностей решения существующих экологических проблем. Трансформируются правовая и институциональная системы. Созданы Агентство по стратегическому планированию, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальный экологический центр устойчивого развития, Межведомственный координационный центр по вопросам изменения климата. После Всемирной Конференции Казахстан постоянно участвует в международных форумах по окружающей среде и развитию, вступил во все основные международные организации, такие как Комиссия устойчивого развития ООН, ЕЭК, ООН, ЭСКАТО и другие, а также активно инициирует соглашения на двусторонней и многосторонней основе. Республика активно участвует в конвенционном процессе: ратифицированы Конвенция по биоразнообразию (1994), Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1995), трансграничные Конвенции ЕЭК ООН (2000), всего около 20 экологических конвенций и соглашений. В докладе г-на С.Акназарова (ОО "Экология биосферы") о развитии неправительственного сектора в Казахстане была подчеркнута мысль о том, что процесс реформирования системы управления в республике Казахстан является составляющей частью перехода к устойчивому развитию. Масштабы таких изменений требуют консолидации всех сил общества. Активное участие общественности в процессе принятия решений может служить залогом успешного и эффективного проведения программ. Особую роль в этом процессе могут и уже играют неправительственные организации, которые являются наиболее организованной и активной частью общества. Участниками Форума было принято решение выработать общие требования, необходимые всему региону. Источник: ЭкоПравда-Казахстан, No 305, 13 мая 2002 г. OT@lorton.com КАЗАХСТАН НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 7 мая в Астане прошел Национальный форум, на котором приняли участие представители Мажилиса парламента РК, администрации Президента, министерств и ведомств, местных органов управления, бизнеса, научных учреждений, международных и неправительственных организаций, СМИ. На форуме был представлен Обзор прогресса РК по выполнению Повестки 21 за десятилетнюю историю и Концепция устойчивого развития страны. Обзор 10-летнего прогресса Казахстана по выполнению Повестки 21 к ВСУР "РИО+10" и Концепции устойчивого развития" можно найти по адресу: www.neapsd.kz По мнению Инессы ФРАНЦ, (Институт сотрудничества в целях развития - idc;idc@nursat.kz ) в разделе "Процесс развития НПО в Казахстане", подготовленному С.Акназаровым (ОО "Экология биосферы"): не освещается роль НПО, а только экологических организаций. Другие субъекты гражданского общества также способны участвовать в реализации концепции УР. В главе следует отразить задачи НПО, механизм реализации, методологию. Необходимо тажке раскрыть специфику и осбенность НПО сектора, что приведет к лучшему понимаю их роли в решении задач РИО+10, а также очертить основные направления деятельности НПО в разрезе общей социально-политической проблематики развития Казахстана. "Институт сотрудничества в целях развития" выпускает пособие по развитию НПО сектора в Казахстане - которое может быть полезным при составлении главы о роли НПО." Инесса Франц также прокомментировала "Обзор Прогресса Казахстана по выполнению Повестки 21 к ВСУР "РИО+10" и Концепции устойчивого развития: - недостаточно аналитики, идет лишь перечисление фактов; - отправной точкой отчетов желательно делать "Стратегию-2030", "Стратегический план развития РК - 2010", национальную программу по борьбе с бедностью, отчет о человеческом развитии (ЧР); - в отчете отсутствует оценка по выполнению международных и региональных обязательств РК по УР - обязательства только перечислены; - отсутствует информация по конвенциям, не ратифицированным РК - дан обзор лишь ратифицированных конвенций; - не отражены цель и методология отчета (в начале); - необходим PELTS анализ (анализ политической, экономической, законодательной и технологической ситуации); - отсутствуют цифры по бедности; индекс ЧР; - отмечается факт принятия некоторых законов. Почему именно этих законов? Имеет ли смысл их перечисление? - нет обзора "угроз" реализации УР; - информация по НПО неполная и некорректная; - не отмечены важные проблемы - городская миграция, наркотрафика, преступности: В рекомендациях отсутствуют: - рекомендации по конвенциям, которые необходимо ратифицировать Казахстану и предложения о том, что необходимо для этого сделать; Необходимо: - создать механизмы мониторинга и реализации ратифицированных конвенций; - принять активное участие в реализации Стратегического плана развития РК 2010 (см. ниже основные аспекты); - способствовать совместному принятию решений - с комиссиями по борьбе с бедностью - добиться интеграции в национальные и государственные программы по борьбе с бедностью, релизации принципов УР; - способствовать (через государственные программы, РЭЦ, Министерства) развитию и внедрению новых и альтернативных технологий в области развития сельского хозяйства (биогазовые установки, альтернативная энергетика (на основе опыта Индии и Китая); - в области развития сельского хозяйства делать акцент на органическое землепользование - внедрение и развитие землесберегающих технологий; - способствовать развитию экологического туризма - создать нормативную базу, институциональные механизмы; - разработка институциональных механизмов для прозрачности деятельности транснациональных корпораций (ТНК) на территории РК как инструмент ликвидации основы для развития макрокоррупции, разработка законодательных инициатив, не позволяющих работе тех ТНК в РК, которые скомпрометировали себя фактами дачи взяток национальным правительствам в других развивающихся странах (Шелл, например)". После дискуссий и выступлений участники форума приняли решение доработать Обзор прогресса РК и представить его на второе заседание Межведомственной комиссии по подготовке к Всемирному Саммиту по устойчивому развитию и разработке Казахстанской Повестки 21. Мнения и комментарии к Обзору должны быть представлены до 20 мая 2002г. Ответственной за сбор предложений и замечаний назначена И.Франц. Л.Астанина, агентство экологических новостей "Greenwomen" greenwomen@nursat.kz, http://www.greenwomen.freenet.kz ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом * * "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайтах: www.index.org.ru/eco * * и http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |