О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################# ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ***************************************************## #### Сообщение ECO-HR.647, 6 марта 2002 г. ****************## ################################################################# Право на живую природу УКРАИНА: ОПЯТЬ ПРИХОДИТСЯ ЗАЩИЩТЬ ДУНАЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК ЗАЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ общественных экологических организаций и специалистов Украины о беспрецедентной ситуации, сложившейся вокруг строительства глубоководного судового хода Дунай-Черное море Представители общественных экологических организаций и специалисты различных направлений, изучив и обсудив информацию, представленную Одесским отделением международного Социально-экологического союза, о сложившейся ситуации вокруг строительства судового хода для организации морского судоходства в украинской части дельты Дуная, отмечают, что проблема выхода Украины в Черное море через Дунай чрезвычайно актуальна для экономики страны и ее престижа, а также, для всего дунайского региона, особенно для Украинского Дунайского пароходства и его портов Измаил, Килия, Рени, Усть-Дунайск. С другой стороны, дельта Дуная является самым крупным водно-болотным угодьем Европы международного значения и поэтому для сохранения биологического разнообразия дельты, ее уникальные ландшафты защищены целым рядом национальных и международных правовых актов, начиная с 20.02.1973г., когда Постановлением СМ УССР No 84 был учрежден Дунайский филиал Черноморского Государственного заповедника площадью 7758 га. Украинская часть дельты Дуная под названием "Килийское гирло" в 1975 г. получила высокий статус Рамсарских угодий, имеющих международное значение, главным образом как среды обитания водоплавающих птиц (Конвенция о водно-болотных угодьях, Украина - сторона с 1999г.); Главное управление геодезии, картографии и кадастра при КМУ в соответствии с Постановлением КМУ от 23.11.1995г. No 935 обеспечило нанесение границ охраняемой территории в Килийском районе Одесской области на карту Украины; 23.04.1981г. СМ УССР принял Постановление No 203 от об организации самостоятельного заповедника "Дунайские плавни" при Академии Наук Украины; 10.08.1998г. Указом Президента Украины No 861/98 от на базе ЗДП был создан "Дунайский Биосферный заповедник"; Этим же Указом заповеднику переданы все внутренние водоемы и протоки украинской части дельты Дуная; Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 заповедник получил соответствующий международный сертификат биосферного Резервата; Решением ЮНЕСКО от 02.02.1999 создан единый румыно-украинский билатеральный Резерват "Биосфера Дельты Дуная" - один из пяти билатеральных резерватов в мире; Государственными актами от 24.02.2000 г. и 28.12.2001 г. эта территория и акватория закреплены за Дунайским биосферным заповедником (ДБЗ); Водно-болотные угодья Дунайской дельты включены в состав 200 наиболее ценных и богатых по биоразнообразию угодий мира, которые составляют планетарную сеть, известную как Global 200 (WWW International); Резерват "Биосфера Дельты Дуная" вошла также в состав Нижнедунайского зеленого коридора, соглашение о создании которого представители правительств Болгарии, Молдовы, Румунии и Украины подписали 5.06.2000 г. Перечисленные выше документы определяют границы и статус охраняемых территорий дельты Дуная, Закон Украины устанавливает диффференцированный режим охраны, воспроизводства и использования функциональных зон биосферных заповедников, а экспертиза Института государства и права НАН Украины (Малышева Н.Р.) обобщает организационно-правовую основу, обеспечивающую охрану Дунайского биосферного заповедника, Резервата ЮНЕСКО "Биосфера Дельты Дуная". Министерство транспорта Украины, представив узковедомственный проект строительства глубоководного канала Дунай-Черное море в одном варианте (по закону требуется минимум два) через абсолютно заповедную зону международного Резервата ЮНЕСКО, не имея положительного Заключения государственной экологической экспертизы документации (ТЭО и ОВОС), голословно утверждает экономическую эффективность для Украины указанного проекта. Нарушая действующее законодательство Украины, скрывая отрицательные выводы государственной экологической экспертизы Минэкологии Украины, пренебрегая высококвалифицированным мнением Национальной Академии Наук Украины и Института государства и права им. В.Н.Корецкого, не учитывая решений двух сессий городского совета г.Вилково, мнения специалистов- портовиков, общественных экологических организаций региона, не выполняя Указа Президента Украины, манипулируя вырванными из контекстов словами, придавая им противоположный смысл, безграмотные высшие чиновники Минтранса Украины, сознательно дезинформирует общественное мнение, порочат Национальную Академию Наук, передергивая факты, и тем возвращая нас во времена лысенковщины, ставят под удар престиж страны, толкают государство к разорительным расходам бюджетных средств на борьбу с природными дельтообразующими процессами, создают тупиковую ситуацию для судоходства в дельте Дуная в будущем. Общественные организации региона и специалисты уже не раз обращались к Минтрансу Украины с предложениями остановить незаконные действия, направленные на уничтожение заповедных территорий международного значения, однако наши обращения не возымели действия. Не брезгуя никакими методами, Минтранс Украины продолжает блокировать и уже более пяти лет тормозит развитие судоходства в украинской части дельты Дуная. Это должно найти соответствующую оценку у руководства страны. Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем предложение Национальной академия наук Украины, которая представила на рассмотрение премьер-министра Украины альтернативный вариант строительства шлюзового глубоководного судоходного пути "Соломоново гирло - Жебрияновская бухта". Этот вариант 6 февраля 2002 г. подтвержден сессией Вилковского горсовета. Подписи: Алла Шевчук, Одесский социально-экологический союз Ирина Выхристюк, НПО "Возрождение", Татарбунарский район Людмила Лютенко, "Еколог?чна варта" Альбин Дербоглав, Областной совет Украинского общества охраны природы Вячеслав Степанов, д.э.н., Чеономорское отделение УЭАН Олег Кудинский, к.б.н., член союза журналистов Иван Русев, к.б.н., Фонд "Природное наследие" Валентин Дегтяренко, д.б.н., Одесская региональная академия наук Татьяна Черная, Молодежный экологический центр им.Вернадского Анатолий Корзюков, к.б.н., Украинское общество охраны птиц Геннадий Калугин, Центр независимых культурных и экологических программ Виктор Пилюга, орнитолог Виктор Гогунский,д.т.н., профессор политехнического университета Тамара Булат, Мемориал Юрий Геращенко, Центр устойчивого развития Следующие ??? Заявление поддерживают представители других стран Европы Подписи: Тех, кто может написать самостоятельные письма, просим направлять : 1. В КМУ 2. Копии: Президенту НАН Украины Б.Е. Патону 3. В СМИ! Местные, республиканские, любые. 4. В СоЭС - для учета и дальнейшего использования Пожалуйста, друзья, поторопитесь - времени у нас очень мало! ВСПОМНИТЕ ДНЕСТР! ТАМ ВЕДЬ ТОЖЕ - МИНТРАНС! СПАСИБО! Алла Шевчук, Одесса, 3 марта 2002 г., alla@eco.odessa.ua КАНАЛ ДУНАЙ - ЧЕРНОЕ МОРЕ В ДОКУМЕНТАХ И ФАКТАХ (от 15 января 2002 до 2 марта 2002 г.) 15 января 2002 г. Президент НАНУ Б.Патон информирует Президента Украины ":.НАН Украины стало известно, что сегодня Минтрансом Украины проводится активная работа по внесению существенных изменений в Ваш Указ от 10.08.98г. "О создании Дунайского биосферного заповедника". Речь идет об изъятии из постоянного пользования ДБЗ 1649,6 гектара абсолютно заповедных земель для судового пути общего пользования "ДунайЧерное море", оставив их в составе ДБЗ. Реализация указанного предложения приведет к практической утрате заповедника и автоматического исключения его из международной сети биосферных резерватов ЮНЕСКО" и "выражает надежду на поддержку". 18 января Президент Украины направил премьер-министру А.Кинаху, министру транспорта В.Пустовойтенко и президенту Академии наук Б.Патону поручение следующего содержания: "С учетом существующего законодательства и соответствующих международных обязательств Украины разработать проекты альтернативных вариантов решения этой проблемы". Под текстом поручения Президент дописал: "Строго придерживаться международных обязательств". 22 января директор ДБЗ А.Волошкевич просит передать благодарность всем, кто "поддерживал нас", теперь "есть надежда, что в этом многострадальном деле будет поставлена точка", что и выполняю. 25 января и.о. премьер-министра О.Дубина пишет В.Пустовойтенко и Б.Патону: "Прошу дополнительно отработать в соответствии с поручением Президента Украины и с учетом поручения КМУ по этому вопросу (пункт 4.4 протокола заседания КМУ от 21.12.2001) внести соответствующие предложения на рассмотрение Правительства." 6 февраля Вилковский городской совет принимает решение No 166 "Об обращении к Президенту Украины, Председателю ВРУ, Премьер-министру Украины о принятии правильного политического решения в выборе варианта долгосрочного надежного национального судового хода Украины из Дуная в Черное море" (в прилагаемом письме речь идет о варианте Лески-Жебрияновская бухта). 7 февраля в местной одесской газете "Пресс-курьер" появляется не подписанная статья о строительстве канала по варианту "Дельталоцман", т.е. по Быстрому. 15 февраля 2002г. Президент НАНУ Б.Е.Патон обращается к п-м А.К.Кинаху с "просьбой рассмотреть и поддержать предложение ведущих специалистов НАНУ о необходимости разработки альтернативного варианта проекта строительства судоаого хода "Соломонов рукав (Лески)-Жебриянская бухта". В газету "Вечерняя Одесса" направлена публикация от общественности о строительстве канала по этому же варианту. 16 февраля в "Зеркале недели" ?6 вышла статья А.Егорова "Два ведомства встретились в устье Дуная". Приведем мнение нескольких докторов наук, срочно подключенных к одному из ведомств. Геолог: "Раньше суда ходили через Прорву, которая находится в северной части дельты. По данным профессора Ю.Шуйского из Одесского национального университета: В результате дальнейших выкладок ученый делает вывод: "Русло Быстрое следует рекомендовать в качестве основного судоходного. При этом следует исходить из коренной трансформации структуры производства в Украине и из новых хозяйственных природопользовательских приоритетов". Юрист: "К.ю.н., ведущего специалиста кафедры аграрного, земельного и экоправа Одесской нацюракадемии И.Каракаша. Вот его мнение: "В принципиальном плане действующее законодательство Украины не исключает хозяйственное использование территорий и объектов природно-заповедного фонда. Что касается Рамсарской конвенции, то "в тексте указывается, что стороны самостоятельно определяют и осуществляют планирование таким образом, чтобы содействовать защите водно-болотных угодий, а также рациональному использованию их на своих территориях. Из приведенного выше не следует требование о неизменности территорий заповедника"". Эконом-географ: "Профессор Одесского национального университета А.Топчиев предлагает решить проблему в "формате европейской актуальности": "Статус Дунайского биосферного заповедника нуждается в гармонизации в соответствии с европейскими стандартами. Западные страны разработали так называемую Севильскую стратегию (1995 г.) формирования Всеевропейской экологической сети в виде биосферных резерватов. Они сочетают функции экологического и социально-экономического развития в отличие от заповедников, которые играют только природоохранную роль. Предназначение резерватов - сменить наши традиционные биосферные заповедники... В настоящее время населению региона приходится буквально доказывать свое право на жизнь и работу в условиях нашего "природопользования". Ведь 95% территории заповедника "Дунайские плавни" - это более 46 тыс. га - полностью исключены из хозяйственного использования. Принятая схема зонирования настолько ограничила такую деятельность, что вызывает массовые протесты. Действующая ныне схема функционирования заповедника превращает украинскую часть дельты Дуная в своеобразную "пробку", которая закрывает наш участок VII Международного транспортного коридора "Дунайский водный путь". Для сравнения, в соседней Румынии зонирование "Нижнедунайского биосферного резервата" произвели таким образом, что более 90% его допускает хозяйственное использование земель и акваторий. Мировой опыт свидетельствует о том, что транспортные коммуникации в пределах заповедников и резерватов функционируют как вид водопользования, который при осуществлении контроля и регламента является экологически безопасным". 17 февраля 2002 г. 87 участников XXII Совещания орнитологов Азово - Черноморского региона, проходившего в Одессе, подписали обращение против уничтожения ДБЗ и отправили в специализированные организации Голландии, Швейцарии, Англии, Швеции, Бельгии, Финляндии, Германии и Канады. 18 февраля в Одессе состоялась выездная коллегия Минтранса Украины. 22 февраля и.о. примьер-министра О.Дубина не завизировал Указ Президента о разделении Резервата "Биосфера Дельты Дуная" и строительстве канала по гирлу Быстрое. НАН Украины (В.В.Волошин) в 16.00 срочно доставил в КМУ сертификат ЮНЕСКО, по информации Минтранса, якобы, отсутствующий у академии. 23 февраля "Вечерняя Одесса" (?32, 23 февраля 2002г.) "сообщила подробности". КАКОЕ ОНО, ТРАНСПОРТНОЕ БУДУЩЕЕ ОБЛАСТИ? О том, что в минувший понедельник в Одессе прошло совместное заседание двух коллегий - Министерства транспорта и облгосадминистрации - наша газета уже сообщала. :::::::::::::::::::::::::::::::. Журналисты поинтересовались перспективами решения дунайской проблемы, частности, восстановления свободного судоходства по этой водной артерии. - Сегодня проводится политика вытеснения Украины с Дуная, - констатировал В.П.Пустовойтенко, - поэтому и не решается комплексный вопрос о возобновлении свободного судоходства по Дунаю. Поэтому необходимо активизировать работу, прежде всего, дипломатическим представительствам. В том числе в составе Дунайской комиссии, за работой которой внимательно наблюдают страны ЕС. Вопрос в том, что Румыния для них является стратегическим партнером, а Украина - нет. Поэтому мы должны важные для Украины стратегические вопросы сами решать, не ожидая чьей-то помощи. Что, мы не можем канал построить за 28 миллионов гривень? И у меня порой складывается впечатление, что кто-то что-то получил за этот заповедник только для того, чтобы не решать вопрос со строительством канала. Мы ведь можем за счет возобновления судоходства поэтому участку делать отчисления для развития заповедника. Нужно четко понимать, что улучшить жизнь людей придунайского региона можно только через развитие портов и производства. Тема строительства канала получила развитие и в вопросах других участников пресс-конференции. Практически все, за исключением представителей Академии наук, поддержали идею строительство глубоководного судоходного канала Дунай-Черное море, - сказал министр транспорта. - Это - стратегически важное направление развития придунайского региона. Руководитель института государства и права пояснил, что решение вопроса возможно. Ведь законодательство дает нам право изъять часть территории заповедника под строительство канала, прирезать к нему прилегающие земли в том же объеме. Или другой вариант - внести соответствующие изменения в подписанный нами Меморандум. Но в любом случае альтернативы нет: должен быть и канал, и заповедник... Римма Зверева От редакции. Проблема строительства канала Дунай-Черное море имеет стратегическое значение не только для нашей области, но и Украины в целом. Поэтому редакция планирует в ближайшее время провести заседание за "круглым столом" с участием специалистов морского транспорта, представителей Академии, экологической общественности. 25 февраля в понедельник публикация факсом отправлена Б.Е.Патону 26 февраля "круглый стол" в газете ВО не состоялся и был перенесен на 5 марта. В передаче по местному ТВ около 16.00 выступил Топчиев и сообщил (в пересказе А.И.Корзюкова, орнитолога, доцента ОГУ), что "вопрос об изменении статуса заповедника уже решен и это позволит использовать дельту в хозяйственной деятельности; все приходит в упадок из-за заповедников; администрация меня поддерживает". Телеведущая потом рассказала, что домой ушла ночью - столько было возмущенных звонков. 27 февраля в 11.00 в ОГУ состоялась запись для ТВ-передачи "Пути познания", как бы ответной на сказанное Топчиевым. Времени было по 5 минут. Записались А.Корзюков и А.Шевчук (на 12.03.02.) В Одессе 27 февраля, в среду, Президента гулял по Дерибасовской и посещал Соборную площадь. Накануне, среди любителей собак был переполох: "до вторника собак в центре города - у Оперного театра, на Дерибасовской, Соборной площади, и ближайшей округе - будут отлавливать, а во вторник и в день прогулки - будут стрелять на месте - как бы они не напали на гуляющего, а под хвостом не оказалось взрывчатки". 28 февраля "Вечерняя Одесса" опубликовала ОБРАЩЕНИЕ БОРИСА ПАТОНА К ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВАМ ПРЕДПРИЯТИЙ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ. Проблема со строительством глубоководного судоходного канала Дунай-Черное море приобретает все больший резонанс. Подтверждение тому - поступившее на днях в редакцию открытое письмо Президента Национальной Академии Наук Украины Б.Е.Патона. Обращаясь к трудовым коллективам предприятий морского транспорта Одесской области, Борис Евгеньевич Патон, в частности, пишет: "В последнее время от вашего имени в адрес Президента Украины Л.Д.Кучмы, Председателя Верховной Рады Украины И.С.Плюща и премьер-министра Украины А.К.Кинаха поступают письма, в которых говорится о четко спланированной акции по обвинению Национальной академии наук Украины в ее негативном отношении к проблеме прохождения глубоководного судоходного пути Дунай-Черное море через абсолютно заповедную зону Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО, который находится в ведении НАН Украины. В частности, делается акцент на том, что такая позиция НАН Украины не дает возможности решать острые социальные проблемы жителей Придунайского региона Одесской области...". Президент НАН Украины пишет далее о том, что он глубоко обеспокоен подобными обвинениями в адрес академии наук и подчеркивает, что "...НАН Украины всегда поддерживала и поддерживает реализацию только тех народнохозяйственных проектов в Украине, осуществление которых, в первую очередь, предусматривает решение острых социальных проблем населения страны". Борис Патон напоминает о той позиции, которую в свое время занимала НАН Украины в отношении таких проектов, как строительство Одесской АТЭЦ возле Беляевки рядом с территорией водозабора для Одессы, о перебросе части стока Дуная в Днепр, а также о печально известном своими социальными последствиями проекте перекрытия дамбой от Черного моря бывшего морского лимана Сасык. "Первые два проекта, - напоминает Б.Е.Патон, - НАН Украины вместе с представителями других министерств и ведомств Украины удалось отклонить, и сегодня жители Одессы хотя и пьют не совсем доброкачественную воду, но в ней, по крайней мере, хотя бы отсутствуют радиоактивные элементы. В то время как социально-экономические проблемы озера Сасык сегодня известны не только обитателям сел, которые к нему прилегают, но и далеко за пределами Одесской области...". Говоря о проблеме строительства глубоководного судоходного пути Дунай-Черное море, президент НАН Украины настаивает на необходимости широкого, прежде всего профессионального обсуждения, сопоставления и выбора наиболее приемлемого варианта с социальной, экономической, экологической, правовой и международной точек зрения. "К сожалению, - говорится в открытом письме академика Б.Е.Патона, - Министерство транспорта Украины представило лишь один узковедомственный вариант проекта строительства глубоководного судоходного пути Дунай-Черное море через абсолютно заповедную зону (гирло Быстрое) Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО, убеждая, что это наиболее экономически эффективный для Украины вариант. Однако неоднократное рассмотрение этого варианта специалистами показало отсутствие в нем экономических, экологических, правовых и международных аспектов обоснования. ...В нем, к великому сожалению, отсутствуют также обоснованные социальные аспекты...". Президент НАН Украины информирует, что Президент Украины Л.Д.Кучма 15 января поручил отработать альтернативные варианты проектов строительства канала Дунай-Черное море, строго придерживаясь при этом норм международных обязательств Украины и действующего национального законодательства. И в соответствии с поручением Президента Украины Национальная академия наук 15 февраля представила на рассмотрение премьер-министра Украины альтернативный вариант строительства шлюзового глубоководного судоходного пути "Соломоново гирло - Жебрияновская бухта". Этот вариант, подчеркивает в своем письме президент НАН Украины, подтвержден сессией Вилковского горсовета. В завершение открытого письма Б.Е.Патон пишет: "...НАН Украины поддерживает реализацию только тех народнохозяйственных проектов в регионе, осуществление которых, в первую очередь, предусматривает решение острых социальных проблем его населения...". ОТ РЕДАКЦИЯ. Мы сообщали уже. что газета планирует обсудить со специалистами проблему строительства канала Дунай-Черное море за "круглым столом". В связи с этим было бы интересно услышать мнение не только разработчиков, проектантов, руководителей предприятий морехозяйственного транспорта, но и самих жителей Придунайского региона. "Вечерняя Одесса", 28.02.02 г. 1 марта 2002 г. стало известно, что Минтранс 5 марта проводит совещание, поэтому "круглый стол" переносится на 12 марта. На запрос КМУ три ведомства (земресурсов, водных и эко поддержали альтернативный проект строительства, предложенный НАНУ), "Дельте лоцману" (Бездольному) не дали даже слова. Хронологию составила А.Шевчук, 2 марта 2002 г. ***************************************************************** * Бюллетень выпускается Социально-экологическим Союзом и Союзом * * "За химическую Безопасность" (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров * * Все бюллетени имеются на сайте: www.index.org.ru/eco * * *********************************** * * Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется только * * "UCS-PRESS" 2002 г. * по электронной почте * ***************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск Архивы бюллетеня размещены также на /www.index.org.ru/eco
Подпишитесь на электронный бюллетень "Экология и права человека"
Союз "За химическую безопасность"
Другие бюллетени Союза "За химическую безопасность": |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |