О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.2018, 12 февраля 2006 г. ****************## ################################################################## Право на ответственный бизнес ЗАВОДЫ И ОБЩЕСТВО (ПРОШЛЫЕ И БУДУЩИЕ) КАРАБАШ (ЗАВОД ОБРАЗЦА 1910 ГОДА) Технический директор "Карабашмеди" нахимичил // на условный срок Вчера городской суд Карабаша (Челябинская область) признал виновным в загрязнении окружающей среды технического директора ЗАО "Карабашмедь" Виктора Ермилова, допустившего летом 2004 года выброс с комбината, уничтоживший 102 га леса и посевы на 400 огородах карабашцев. Осужденному назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно и штраф в размере заработной платы за один месяц. В природоохранной прокуратуре приговор считают беспрецедентным и не исключают, что подобный судебный опыт пригодится силовикам в борьбе с загрязнением окружающей среды. Обвинения техническому директору ЗАО "Карабашмедь" (входит в состав "Русской медной компании", РМК) Виктору Ермилову были предъявлены по статье 251 УК РФ "Загрязнение атмосферы" и статье 261 "Уничтожение или повреждение лесов". Чтение обвинительного приговора заняло у судьи около 4 часов. В результате ему было назначено условное наказание в виде 3 лет лишения свободы с испытательным сроком 1,5 года, а также штраф в размере заработной платы за 1 месяц. Как уже писал "Ъ", 26 июня 2004 года в Карабаше был зафиксирован выброс сернистого ангидрида. Из-за жаркой и безветренной погоды, химикат, выбрасываемый из труб медеплавильного комбината ЗАО "Карабашмедь", осел на землю. В результате повышенной влажности произошла химическая реакция - получившаяся серная кислота уничтожила лес на площади 102 га и посевы на 400 огородах жителей города. По данному факту Челябинская природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело. В ходе следствия было установлено, что гибель зеленых насаждений в городе и окружающих лесах произошла по причине нарушения технологических процессов на предприятии. В результате техническому директору ЗАО "Карабашмедь" Виктору Ермилову были предъявлены обвинения. 20 января 2005 года уголовное дело было передано в суд, а 14 февраля 2005 года начался процесс. "Пока мне не известны аналогичные приговоры по делам такой категории. Это своеобразный прецедент для экологической безопасности посредством уголовно-правовых дел", - рассказал "Ъ" природоохранный прокурор области Анатолий Екимов. При этом он считает, что данный судебный процесс заставит теперь предприятия учитывать все факторы при организации производства. В прокуратуре также не исключили, что будут использовать подобную судебную практику в борьбе с "загрязнителями окружающей среды". Между тем в компании РМК, в которую входит "Карабашмедь", считают решение суда о виновности господина Ермилова необоснованным и собираются обжаловать приговор. "Мы с приговором не согласны, было очень много спорных аргументов, сейчас мы готовим кассационную жалобу в областной суд", - рассказал "Ъ" пресс-секретарь РМК Александр Ханин, добавив, что на время судебных разбирательств Виктор Ермилов отстранен от занимаемой должности. О.Ратошнюк, Коммерсантъ в Екатеринбурге, 9.02.2006 г. http://www.kommersant.ru/region/ekaterinburg/page.htm?Id_doc=648362 В городе Карабаше Челябинской области из санитарно - защитной зоны Карабашского медеплавильного комбината переселено 82 человека. Об этом вчера, 26 января, было сказано в министерстве по радиационной и экологической безопасности Челябинской области по итогам деятельности за 2005 год. Для переселения предназначены 20 квартир в двух новых домах. На их строительство освоено 24,7 миллиона рублей капитальных вложений из областного бюджета. Переселение проведено в рамках реализации областной целевой "Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2001-2005 годы". В 2005 году на реализацию мероприятий программы из областного бюджета направлено 106,2 миллиона рублей (при плане в 105,9 миллиона рублей). А.Шмелев, Урал-пресс-информ, 27 января 2006 г. http://uralpress.ru/show_art.phtm?id=87810 ШУЯ (ЗАВОД БУДУЩЕГО) В Арбитражный суд Ивановской области Истец - общественная организация <Шуйский городской Экологический Союз> (ШЭС) ОБОСНОВАНИЕ ИСКА по делу No А17-5741/5-2005 Просим при рассмотрении нашего искового заявления принять во внимание следующее. 11 августа 2005 года Приказом No 559 по Федеральной Службе по экологическому, технологическому и атомному надзору было утверждено положительное Заключение Государственной экологической экспертизы проекта <Завода по производству древесных материалов в г. Шуе Ивановской области>. Заказчик проекта - ООО <Эггер Древпродукт>. Однако при проведении Государственной экологической экспертизы (далее ГЭЭ) не был соблюден установленный законодательством порядок ее проведения, а также нарушены права граждан и общественных организаций. Согласно ст. 14 Закона "Об экологической экспертизе" No 174-ФЗ от 23.11.1995 (в ред. от 22.08.2004), ГЭЭ проводится с целью предупреждения возможных неблагоприятных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. В соответствии со ст.11 и 12 Закона No 174-ФЗ объектом ГЭЭ является проект завода по производству древесных материалов в г.Шуя, доработанный в соответствии с замечаниями, которые были сделаны в Заключении ГЭЭ, утвержденном 08.04.2005 Приказом No 205 по Ростехнадзору. Согласно ст. 3 Закона No 174-ФЗ, экологическая экспертиза, основывается, в частности, на принципах: - достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу; - гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения. Согласно п.1 ст.14 Закона No 174-ФЗ, ГЭЭ, в том числе повторная, <проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов: - положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; - материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления>. Как следует из Заключения ГЭЭ, утвержденного Приказом No 559, при проведении ГЭЭ были нарушены оба вышеуказанных принципа ГЭЭ: 1. Экспертная комиссия предписала заказчику получить дополнительный документ согласования (стр. 28 Заключения): <Для сдачи золы от сжигания уловленной древесной пыли населению следует в установленном порядке получить на нее санитарно-эпидемиологическое заключение>. Следует отметить, что, в соответствии с проектом (стр. 22 Заключения, утвержденного Приказом No 559), сжигать предполагается не только чистую древесную пыль, но и шлифовальную пыль, содержащую затвердевшую карбамид-формальдегидную смолу, что приводит к появлению выбросов и золы иного химического состава. Указанное выше санитарно-эпидемиологическое заключение Экспертная комиссия ГЭЭ должна была потребовать на этапе приемки документации (объекта экспертизы), поэтому принцип полноты представляемой на ГЭЭ информации не был соблюден. 2. В перечне представленных на ГЭЭ документов отсутствуют документы, свидетельствующие о факте приобретения ООО <Эггер Древпродукт> в собственность земельного участка площадью 81,5 га (договор купли-продажи No 3/30-04-2005/37 от 25.04.2005 и свидетельство о государственной регистрации права 37-АА No 033652 от 27.05.2005) - до проведения ГЭЭ. Вместо свидетельства о праве собственности на ГЭЭ был представлен недействующий договор аренды того же участка, ранее заключенный между ООО <Эггер Древпродукт> и администрацией г.Шуя (см.стр.3 Заключения, утвержденного Приказом No 559). Площадь 81,5 га, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права 37-АА No 033652.., не соответствует площади, указанной в проекте завода <Эггер> (22 га, см. стр. 7 и 8 Заключения, утвержденного Приказом No 559). В поданной на ГЭЭ документации объяснение данного расхождения отсутствует, что также свидетельствует о несоблюдении принципа полноты и достоверности представленной на ГЭЭ информации о размере планируемой промплощадки. 3. Далее, среди документов, поданных на рассмотрение Экспертной комиссии и упомянутых в Заключении ГЭЭ, утвержденном приказом No 559, в качестве материалов обсуждений вышеуказанного объекта ГЭЭ, организованных органами местного самоуправления, упоминается <протокол повторных общественных слушаний, организованных и проведенных администрацией Шуйского района с участием ООО <Эггер Древпродукт> 28 июля 2005 года> (стр. 37 Заключения, утвержденного Приказом No 559). Отметим, что в нарушение п.1 ст. 14 Закона No 174-ФЗ материалы проведенных общественных обсуждений объекта экспертизы не были представлены на ГЭЭ до ее начала. Первое заседание Экспертной комиссии ГЭЭ состоялось 04.07.2005. В действительности никаких общественных слушаний по доработанному проекту завода <Эггер> в администрации Шуйского района ни 28 июля, ни в другие дни не проводилось. Не было также никаких сообщений о проведении слушаний в городских СМИ. Согласно п.4.3 <Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации>, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 No 372 и зарег. Минюстом России 04.07.2000 за No 2302 (далее - <Положение об ОВОС>), информация в кратком виде должна публиковаться в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня, к коим относится объект экспертизы ООО <Эггер Древпродукт>), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ. ОО ШЭС дополнительно направляла запрос в администрацию Шуйского района о слушаниях (письмо No 23 от 31.08.2005) и получила однозначный ответ: слушаний не было (письмо No 611 от 05.09.2005). Таким образом, при проведении ГЭЭ не был соблюден и принцип достоверности представляемых материалов. Экспертная комиссия ГЭЭ должна была проверить наличие публикаций в СМИ о слушаниях, организованных органами местного самоуправления, а также наличие подписей представителей граждан и общественных организаций, в первую очередь экологического профиля, под протоколом вышеуказанных слушаний. Кроме того, администрация Шуйского района вообще не имеет отношения к проекту завода <Эггер> и соответственно не могла проводить слушания в обход администрации города, поскольку завод располагается целиком на территории г.Шуя. Что касается администрации города, глава г.Шуя А.Маслов направлял письмо No 1093 от 04.07.2005 Ивановскому межрайонному природоохранному прокурору, в котором также отрицается факт проведения слушаний в администрации города (копия письма прилагается). Факт непроведения общественного обсуждения объекта экспертизы в соответствии с законом свидетельствует о нарушении прав граждан на получение достоверной экологической информации и учет их мнения при проведении ГЭЭ. Среди документов, поданных на рассмотрение Экспертной комиссии и упомянутых в Заключении ГЭЭ, утвержденном приказом No 559, не содержится больше ни одного документа, который можно было бы отнести к <материалам обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления>, обязательное предоставление которых на ГЭЭ предусмотрено Законом No 174-ФЗ. Единственный случай обсуждения, организованного органом местного самоуправления с уведомлением населения в печатном органе, относится к иному объекту экспертизы, а именно к предпроектному <Экологическому обоснованию ("Оценке воздействия на окружающую среду") возможности размещения деревообрабатывающего производства ООО "Эггер Древпродукт" в г.Шуя Ивановской области>. Данное обсуждение в форме общественных слушаний было проведено еще 13.09.2004, когда не существовало не только доработанного проекта завода <Эггер>, но и вообще проекта завода, то есть не существовало объекта ГЭЭ, заключение по которому, утвержденное Приказом No 559, оспаривается. Следует отметить, что протокол слушаний от 13.09.2004 не был подписан представителями общественности г.Шуя в нарушение п.4.9 <Положения об ОВОС>. Нарушения порядка оформления протокола общественных слушаний от 13.09.2004 отмечены и экспертами Ростехнадзора (Заключение, утвержденное приказом No 205 от 08.04.2005, стр. 33) по причине невыполнения Заказчиком требований "Положения об ОВОС>. 4. О нарушении принципа научной обоснованности ГЭЭ (ст.3 Закона No 174-ФЗ). Экспертная комиссия ГЭЭ не заметила, что в фоновой справке No Л-Ф/18 от 08.06.2005, выданной Ярославским ЦГМС и представленной <Эггер Древпродуктом> на ГЭЭ, отсутствуют данные по диоксиду азота и оксиду углерода, которые измеряют всегда в первую очередь. В то время как в Шуе замеры диоксида азота и оксида углерода реально производились Ярославским ЦГМС в апреле-июне 2005 года по заказу <Эггер Древпродукта>, и в протоколах замеров данные по нему содержатся (копии протоколов замеров NoNo 25-МА - 102-МА, выполненных по договору No 43 от 04.04.2005, имеются в Ивановской природоохранной прокуратуре). Вместо данных реальных замеров по диоксиду азота на ГЭЭ были необоснованно представлены ориентировочные справочные данные (в зависимости от численности населения городов) - фоновая справка Ивановского ЦГМС No 9/519/1 КЛМС от 19.05.2005, не имеющего технической возможности производить замеры в Шуе. К тому же фоновые справки выданы до момента окончания замеров (22.06.2005, протокол No 102-МА). Копии фоновых справок прилагаются. В письме Главной геофизической обсерватории (ГГО) им. А.И.Воейкова No 1389/25 от 15.12.2005 также дается оценка представленным на ГЭЭ указанным фоновым справкам Ярославского и Ивановского ЦГМС (копия письма прилагается). В нем отмечено, что: а) количество и сроки проведенных Ярославским ЦГМС замеров являются недостаточными для определения фоновых концентраций; б) ориентировочные справочные данные по диоксиду азота и оксиду углерода, содержащиеся в справке Ивановского ЦГМС, являются устаревшими (взятыми из отмененного документа) и ниже, чем полученные из замеров Ярославского ЦГМС (то есть попутно в письме ГГО подтвержден тот факт, что замеры фоновых концентраций указанных веществ проводились, но на ГЭЭ не были представлены); в) при расчете фоновых концентраций по данным наблюдений Ярославским ЦГМС допущены ошибки, особенно существенная ошибка допущена по формальдегиду. Поскольку ГГО им.А.И.Воейкова является головной организацией, имеющей исключительное право издавать нормативные документы в области охраны атмосферного воздуха, и более авторитетного отзыва никто другой в Российской Федерации дать не может, данное письмо фактически отменяет весь расчет приземных концентраций вредных веществ, представленный на ГЭЭ. Соответственно несостоятелен и вывод, сделанный в Заключении ГЭЭ, утвержденном Приказом No 559, о допустимости запланированной хозяйственной деятельности ООО <Эггер Древпродукт> в Шуе. Таким образом, информация по фоновым загрязнениям воздуха в г.Шуя представлена на ГЭЭ также с нарушением принципов достоверности и полноты. В проекте расчетные концентрации диоксида азота и формальдегида даже с учетом заниженных фоновых концентраций уже находятся на грани ПДК (стр.24 Заключения, утвержденного Приказом No 559), при подстановке же в расчетную формулу корректно вычисленных фонов санитарно-гигиенические нормативы (ПДК, см. ГН 2.1.6.1338-03) будут неизбежно превышены, что недопустимо (п.1 ст.37 Закона <Об охране окружающей среды> No 7-ФЗ). Таким образом, Приказ No 559 по Ростехнадзору от 11.08.2005, которым утверждено Заключение ГЭЭ по проекту шуйского завода <Эггер Древпродукт>, вынесен с нарушением действующего законодательства и подлежит отмене. Ст.12 п.4 Закона <О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения> No 52 ФЗ от 30.03.1999 (с изменениями от 30.12.2001., 10.01.2003, 30.06.2003) гласит: <Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование>. прислано: sh_e_sojuz@mail.ru, 11 февраля 2006 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |