О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.2015, 9 февраля 2006 г. ****************## ################################################################## Право на ответственную власть СИЛОВИКИ (ОХРАНИТЕЛЯ ПРАВА?) ВСТРЕЧАЮТСЯ С НАЧАЛЬСТВОМ (воруют, отстраивают вертикаль, ищут неразазборчивость в связях...) ПРОКУРАТУРА В Генеральной прокуратуре Российской Федерации проходит расширенная коллегия Генеральной прокуратуры России, посвященная итогам прошлого года и задачам, стоящим перед органами прокуратуры. С приветственным словом к собравшимся обратился Президент Российской Федерации Владимир Путин. В работе коллегии принимают участие прокуроры субъектов Российской Федерации, военные прокуроры, главы министерств и ведомств, депутаты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. ПРОКУРОР Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники коллегии! Прокурорский корпус подводит итоги своей работы в присутствии руководства страны, ведущих министров, представителей общественных организаций и средств массовой информации. Это обстоятельство обязывает меня уйти от зковедомственного подхода и через призму прокурорского надзора затронуть наиболее характерные противоречия и болячки социального организма. Мы живём и действуем в условиях, когда быстро меняется конфигурация общественных, семейных, личностных отношений. Когда старые беды дополняются острыми современными конфликтами. Прокуратура сегодня - едва ли не единственный государственный орган, куда простой человек может обратиться со своими горестями и житейскими проблемами... Основные усилия направлялись на то, чтобы утвердился правовой порядок в социальной сфере. Особенно там, где более всего граждане чувствуют себя незащищёнными. В этой связи я бы отдельно выделил меры по реализации 122-го закона. Исполнение его былосвязано с частыми нарушениями. Людям необоснованно отказывали в льготах по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на транспорте, льготном обеспечении лекарствами. Нарушались права инвалидов, детей-сирот, ветеранов труда, других категорий граждан. Эти факты нагнетали обстановку, вызывали акции протеста. Прокуроры опротестовали более двухсот незаконных нормативных актов региональных властей, по их заявлениям ещё почти сотню суды признали частично недействительными. В регионах, где отсутствовали необходимые правовые документы, прокуроры внесли представления с требованиями разработать соответствующие положения. Таких представлений внесено более пятисот. В Алтайском и Хабаровском краях, Саратовской, Томской областях, Республике Карелия и ряде других мест прокурорами предъявлялись иски в пользу граждан-льготников. За год их было предъявлено свыше трёх тысяч. И, если в какой-то мере удалось разрядить обстановку, поставить процесс в рамки правовых процедур, то не в последнюю очередь под воздействием прокурорского надзора... 2005-й год был во многом рубежным. Президентом России В.В.Путиным начат реальный разворот экономики лицом к человеку. На практике сформировались кристаллы нашей национальной идеи. Есть только несколько фундаментальных вещей, сказал Президент, которые нас объединяют. Это любовь к Родине, любовь к своему Отечеству, ничего нового мы здесь не придумаем+ Но чтобы гордиться своей страной нужно быть самодостаточными,.. каждый гражданин в отдельности и Россия в целом... Страна получила стратегические приоритеты развития в виде четырёх национальных программ: образование, здравоохранение, сельское хозяйство и жилищное строительство. Это не только 160 миллиардов рублей дополнительного финансирования соответствующих отраслей. По большому счёту, - это национальные приоритеты государственной власти, её конкретные шаги по реализации конституцион-ных гарантий российских граждан, дополнительные вложения в качество развития каждого человека. И нельзя допустить, чтобы проекты погубили расхлябанность или непомерный аппетит коррумпированных чиновников. При этом, руководствуясь духом и буквой закона, надлежит, прежде всего, озаботиться состоянием исполнительской и всей административной дисциплины, которая сейчас хромает на обе ноги. А это приводит к волоките и даже обструкции при выполнении важнейших государственных решений. Не должно быть компромисса в противодействии коррупции. Число выявленных случаев взяточничества вроде растёт. (В 2005 году оно достигло 9,8 тыс. преступлений). Но, если посмотреть на состав привлечённых к уголовной ответственности, то станет ясно - в борьбе с этим злом много имитации. К уголовной ответственности за взятки, в основном, привлекаются врачи, педагоги, судебные приставы, участковые уполномоченные милиции, контролёры различных ведомств; сотрудники паспортно-визовых служб и т.п... Постоянный надзорный приоритет - экологическая безопасность населения. Состояние здесь, если не критическое, то близкое к нему. По данным Роспотребнадзора до 30% проб воды поверхностных источников не соответствуют минимальным гигиеническим нормам. Значительная часть сельского и немалая часть городского населения не имеет доступа к качественной питьевой воде. То в одном, то в другом регионе фиксируются вспышки кишечных инфекций. Сильное антропогенное воздействие испытывает Волга и её притоки, из которых осуществляется до 40% общего водозабора для населения страны. За ней, по списку Минздрава, следуют загрязнённые воды Дона, Оби, Лены, Печоры, Енисея и Амура. В ходу массовые порубки леса, незаконные застройки по берегам водоёмов, сбросы в окружающую среду опасных отходов. В разряд хорошо организованного промысла превратилось браконьерство. Устойчивые преступные группы уничтожают остатки осетровых в Каспийском регионе. Миллиардный ущерб биоресурсам и экономике России наносит промышленное браконьерство, незаконная добыча и контрабанда рыбопродукции морскими судами. На весь мир "прославились" российские суда-добытчики, которые промышляли в водах Норвегии. По ним, естественно, возбуждены и расследуются уголовные дела. Но это капля в море, которая не отражает истинных размахов браконьер-ства и контрабанды, но весьма красноречиво характеризует "активную" работу армии контролёров-защитников природных ресурсов. Какой она подчас бывает, было показано недавно в одной из телепередач. Телезрители увидели рейд работников милиции Камчатской области по реке Большой, задержание браконьеров, изъятие у них лососёвой икры. Увидели, что земля горит под ногами браконьеров. А на деле всё обернулось фикцией. Вместо того, чтобы действительно заниматься охраной рыбных ресурсов, выявлением и пресечением браконьерства, на роль браконьеров уговорили двух местных жителей. Снасти и икру выпросили у организации, которая ведёт лов на законных основаниях. А уж "удачливых" борцов с браконьерами сыграли сами милиционеры. При такой постановке дела понятно, что браконьерам нечего бояться. В сохранении биоресурсов минимальна роль Росрыболовства и Россельхознадзора. Минсельхоз должен был подготовить более двух десятков норма-тивных актов по этим вопросам. Однако прошёл год, а министерство так и не сподобилось разработать большинством необходимых документов. Оценивая состояние прокурорского надзора, нельзя не видеть, что многие прокуроры грешат откровенной мелочью. В отчётах значатся десятки тысяч выявленных нарушений закона. Но по ним нет уголовных дел и судебных исков, таких как, например, у Волжской природоохранной прокуратуры. В прошлом году судами удовлетворено более двухсот её исков с требо-ваниями прекратить деятельность предприятий-загрязнителей по переработке древесины, почти 250 - разработки месторождений полезных ископаемых, свыше пятидесяти - по сбросу загрязнённых сточных вод. Можно выделить прокуратуру Красноярского края. Там не "мелочёвкой" занимаются, а бьют по крупным правонарушителям. Сошлюсь на один пример. Основным загрязнителем в крае является Красноярский алюминиевый завод. В его выбросах половина таблицы Менделеева. Представления, административные производства в отношении должностных лиц завода ситуацию не меняли. Что сделал прокурор края? Он в защиту жителей краевого центра направил иск в суд с требованием признать действия "КрАЗа" незаконными. Суду были представлены материалы специалистов - экологов, из которых следовало, что увеличение объёма выпускаемой продукции не обеспечено соответствующими темпами строительства газоочистного оборудования, а вредные выбросы напрямую сказываются на здоровье горожан. Решением федерального суда требования прокуратуры удовлетворены. Но главное заключается в другом. В период судебного рассмотрения руководство "КрАЗа" согласилось с требованиями прокуратуры. Завод добровольно прекратил сверхнормативные вредные выбросы. На природоохранные мероприятия на ближайшие пять лет выделено 270 млн. долларов, из которых 73 млн. уже освоены. Введены в строй пять новых систем сухой газоочистки, что существенно снизило уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Теперь о преступности. Количество зарегистрированных преступлений возросло почти на четверть и достигло 3,5 миллионов. Эта цифра, хотя и не в полной мере, но в сравнении с прошлым годом, более достоверно характеризует уровень поражения общества криминалом. По-иному и не могло быть. Во-первых, не произошло сколь-нибудь заметных изменений в причинном комплексе преступности. Во-вторых,.. пусть незначительно, но сказались меры по наведению порядка в регистрации и учёте преступлений. Наступательная позиция руководства МВД и, в первую очередь, министра Р.Г.Нургалиева вселяет уверенность в том, что можно добиться коренного перелома. Характеризуя состояние следствия и надзора за ним, должен отметить, что прокуроры для пресечения нарушений стремились по максимуму использовать предоставленные полномочия. Почти 160 тыс. материалов, которые поступили к ним с постановлением о возбуждении уголовного дела, возвращении для дополнительной проверки. На 500 тыс. увеличилось число материалов, по которым отменены постановления об отказе в возбуждении дел. По 20 тысячам материалов прокурорами отказано в даче согласия на возбуждение уголовного дела. Последнее обстоятельство никак не даёт покоя тем, кто спит и видит возможность бесконтрольно возбуждать так называемые "заказные" дела. Они и мотивы внешне убедительные приводят: якобы "для упрощения процедуры... повышения оперативности...". И поправку соответствующую в статью 146-ю УПК уже приготовили. Даже на экономическую целесообразность ссылаются: дескать, "для отмены согласия прокурора дополнительных расходов из средств федерального бюджета не потребуется". Да, не потребуется+ Но любому, кто понимает ситуацию, ясно, что замена разрешительного порядка на уведомительный вернёт систему правоохраны к порочной практике, когда в сферу уголовного преследования необоснованно вовлекались тысячи граждан, а уголовные процедуры использовались для конкурентной борьбы в коммерческом секторе, нанесения ущерба деловой репутации, били по конституционным правам граждан и юридических лиц. Новый УПК позволил в разы сократить количество прекращённых производством уголовных дел, на расследование которых напрасно тратились сред-ства, время и людские ресурсы. Посудите сами.., в 2001 году до принятия кодекса, по России было прекращено 348 тыс. уголовных дел или практически каждое пятое. В 2005 году число прекращённых дел составило 88 тыс. или чуть больше 7% от общего числа оконченных. В Республике Саха (Якутия), Нижегородской, Сахалинской, Ульяновской и ряде других областей этот показатель не превышает полтора-два процента. Вот вам реальный результат работы нормы закона, допускающей возбуждение уголовного дела только с согласия прокурора. Количество нераскрытых преступлений, по сравнению с 2004-м годом, увеличилось на треть и превысило 1 млн. 658 тысяч. Сотни тысяч преступников ушли от правосудия. Не раскрыто 5043 умышленных убийства и более 27 тыс. других особо тяжких преступлений. В Тульской области, Дагестане, Калининградской областях, Республике Калмыкия не раскрыто от 25 до 35% таких преступлений. Не думаю, что условия работы, кадры и другие обстоятельства в этих регионах разительно отличаются от условий, в которых работают прокуроры и следователи в Татарстане, Чувашии, Тамбовской, Кировской, Саратовской, Оренбургской областях, где показатели раскрываемости убийств 80-90%. Отличия, на мой взгляд, только в отношении к долгу и в умении организовать дело, в желании сработать на результат. По тому как раскрываются преступления, изобличаются виновные, пострадавшим возмещается ущерб, люди судят о справедливости и силе государства, возможностях и авторитете его правоохранительных органов. Не первый раз речь идёт о постоянных следственно-оперативных группах. Их усилиями раскрывается большинство неочевидных опасных преступлений, в том числе убийств прошлых лет. Эффективна их работа в Татарстане, Иркутской, Челябинской, Свердловской, Пермской областях, Краснодарском крае, где в прошлом году раскрыты по два-три и более десятка преступлений этой категории. В тоже время буквально единицы убийств прошлых лет раскрыты в республиках Калмыкия, Коми, Тыва, в Архангельской, Магаданской, Новгородской и ряде других областей. Что происходит, уважаемые коллеги?.. Почему каждый раз нужно чуть ли, простите, не носом тыкать в очевидные вещи?.. Под контроль необходимо взять законность деятельности органов федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. По численности эта служба самая большая в мире. Но, если бы количество сопровождалось соответствующим качеством. Сотрудниками органов наркоконтроля выявляется только треть общего количества преступлений. Остальные по-прежнему приходятся на милицию и другие правоохранительные органы. Среди оконченных расследованием уголовных дел лишь каждое четвёртое - дело наркоконтроля. По делам самые длительные сроки и самые низкие показатели качества следствия. Что же касается характера выявляемых преступлений, то среди них, как и прежде, больше тех, которые находятся на поверхности. Это приобретение, хранение, изготовление, перевозка наркотиков. А вот преступления глубинного характера, с которых начинается наркоцепочка и которые продуцируют приобретение, хранение наркотиков, выявляются редко. За весь год выявлено всего 124 случая незаконного производства наркотиков, 371 - склонения к потреблению наркотиков и чуть больше 3 тыс. случаев организации либо содержания притонов. Наркоконтроль - служба молодая. Но в практике работы уже утвердились негодные приёмы. Я имею в виду укрытие преступлений, случаи увода наркодельцов от законной ответственности, факты вымогательства, взяток и других злоупотреблений по службе. Случается, что борцы с наркопреступлениями сами встают в ряды торговцев наркотиками, а для искусственного завышения количества выявленных преступлений не гнушаются провокацией. В Костромской области недавно арестованы старший уполномоченный и заместитель начальника отдела Управления ФСКН по этой области. Прокуратура установила, что они были на содержании цыган-наркоторговцев, оповещали их о предстоящих оперативных мероприятиях. Но для создания видимости активной собственной деятельности подсунули гражданину 75 грамм героина и организовали его задержание как наркокурьера. До недавнего времени казалась неразрешимой проблема единой отчётности о результатах борьбы с наркотиками. Случалось, что одно и тоже количество изъятых наркотиков проходило по отчётам разных ведомств. И каждый раз увеличивалось на число этих ведомств, создавая у общества иллюзию активных мер. Было и так, что итоговые результаты формировались только на основе ведомственного учета наркоконтроля. Наконец, после сверок все участники противодействия незаконному обороту наркотиков привели отчётность к еди-ному знаменателю... Переходя к оценке действий военных прокуроров, должен отметить, что прокурорский надзор в Вооруженных Силах стал, (применяя военную терминологию), более наступательным. Материалы военной прокуратуры не раз рас-сматривались Советом Безопасности и Президентом Российской Федерации. Вместе с тем наши действия ещё неадекватны обстановке. В войсках растёт преступность, 16 тыс. военнослужащих за год привлечены к уголовной ответственности. Причём криминальные ряды пополняют офицеры и старшие офицеры. Ими можно было укомплектовать два полнокровных полка. А вообще за последние два года осуждены более сотни командиров воинских частей, 8 генералов и адмиралов, ещё трое дожидаются приговора, а в отношении девяти проводится следствие. Как армия может защищать Отечество, если в ходу сплошь и рядом факты разукомплектования военной техники, хищений топлива и горюче-смазочных материалов? За посягательства на вооружение, технику, имущество и бюджетные средства в прошлом году осуждено более тысячи военнослужащих. Они наворовали столько, что можно было бы купить три десятка современных танков. Приведу на выдержку пару уголовных дел. Первое.., по обвинению командира отдельного полка радиоэлектронной борьбы в Дальневосточном военном округе. По его вине оказались разукомплектованными 19 автомашин с техническими средствами радиоэлектроники и 10 агрегатов электропитания. Ущерб почти 5 млн.рублей. Следствием установлено, что дорогостоящее оборудование снималось с машин и расхищалось более 4х лет. Но ни командир, ни проверяющие из штаба округа, которые четыре раза проверяли полк, ни контролёры объединения, которые тоже трижды проводили проверку, ничего не обнаружили. Ещё более "показательно" дело по обвинению группы военнослужащих отдельного батальона 61-й Воздушной армии. Эта группа на протяжении трёх лет похитила сотни тонн горючего на общую сумму около 50 млн.руб. Территория их преступной деятельности охватывала пять военных округов, а также части и соединения Ракетных войск. Всё это время в частях, где совершались хищения, регулярно проводились проверки финансовой и хозяйственной деятельности, в том числе и ревизорами Военно-воздушных Сил, но ни одна из них даже признаков неблагополучия не усмотрела. Создаётся полное впечатление, что налаженной системы учёта и контроля за использованием военного имущества нет, а в контрольно-финансовых ведомствах Министерства обороны, военных округов и соединений служат много не специалистов, либо чины, падкие на угощения и подарки. Отсюда такой коэффициент полезного действия. Поэтому прокурорам надлежит регулярно проверять эффективность их деятельности, законность и достаточность принимаемых мер. Они должны стать объектом постоянного надзора. Таким же объектом требуется сделать целевое расходование бюджетных средств и, прежде всего, выделенных в рамках оборонного заказа. Это относится ко всем войскам, но, в первую очередь - к Вооружённым Силам. (Бюджетные расходы на эти цели им вновь увеличены и превышают 236 млрд.рублей). Тащат всё - от продовольствия до индивидуальных средств бронезащиты. Нет таких сфер военного хозяйствования и видов обеспечения армии и флота, где бы бюджетные средства не стали лакомым куском для желающих пожи-виться за счёт государства и его граждан. В Минобороны созданы две новые структуры, ответственные за организацию закупок вооружения, а также заказов и поставок материальных средств. Появилась надежда, что, наконец, будет порядок. Тем более, что руководители этих структур не кто-нибудь, а заместители министра обороны. Но не тут-то было. Первое подразделение - Единый орган заказов вооружения длительное время бездействовал. Свыше миллиарда рублей на ремонт, закупку и создание новых образцов вооружения остался неосвоенным. А с теми деньгами, что израсходованы, судя по всему, ещё предстоит разбираться в том, насколько законны действия военных чиновников. На сегодня предъявлены обвинения заместителю начальника Главного ракетно-артиллерийского управления генералу Хромову и его подчинённому - генералу Знахурко. По представлению прокуратуры судом они отстранены от занимаемых должностей. Как установлено следствием, они заключили государственный контракт с одним из акционерных обществ на поставку в войска бронежилетов на общую сумму более 70 млн. рублей. Ни соответствующего оборудования, ни производственных мощностей, необходимых для производства бронежилетов, предприниматели не имели. Однако это обстоятельство не стало препятствием для контракта. Изготовленные коммерсантами бронежилеты, конечно же, оказались никуда негодными и легко пробиваются пулями из пистолетов ПМ. Виновные понесут законное наказание. Но вот что примечательно. В самом Министерстве вопрос об отстранении от должностей проштрафившихся генералов даже не рассматривался. Более того, когда решение об отстранении принял суд, заместитель министра Московский стал названивать в прокуратуру и просить не исполнять судебное постановление. Его горе-подчинённые нужны для составления статотчётов и заключения новых договоров. Вот и получается, что к принятию решений о расходовании бюджетных средств вновь и вновь допускаются те, кто уже однажды пустил их на ветер. А что касается второго подразделения - Центра заказов и поставок, так тот вообще начал свою деятельность с грубых нарушений при поставке сигарет. Их в войска, по заключённым контрактам, поставили две коммерческие фирмы. Производителями сигарет они не являлись, а были обыкновенными посредниками и цену "вздули" вдвое выше, чем цены действительных производителей. Ущерб более 60 млн.руб. На такой же коллегии в январе прошлого года я говорил о том, что быть с войсками, жить их жизнью, обеспечивать средствами надзора законность и порядок - это не просто служба, это назначение военных прокуроров. В сводках происшествий едва ли не каждый день содержатся сообщения о самоубийствах, травматизме и гибели военнослужащих, уходе их с мест несения службы. В прошлом году от преступлений и происшествий погибли почти 1300 военнослужащих. Это больше, чем за 2004 год. Львиная доля (около тысячи) приходится на Вооруженные Силы, чуть больше сотни - внутренние войска МВД, около сотни - пограничные органы и остальные - на войска гражданской обороны. Безусловно, важно расследовать каждый случай, докопаться, что называется, до истинных причин, установить виновных и причастных лиц. Но, повторю, не менее важно предупредить неисполнение возложенных обязанностей, добиться, чтобы из каждого происшествия извлекались практические уроки. Ведь совершенно очевидно, что по всей вертикали органов военного управления нет по сути работы по профилактике и пресечению неуставных проявлений и рукоприкладства. Дикий, по другому не назовёшь, случай произошёл в Челябинском танковом училище. Всё это происходило в казарме, но ни дежурному по подразделению, ни офицерам, которые по долгу службы обязаны были поддерживать порядок, не было никакого дела до происходящего. Более того, когда последствия для здоровья пострадавшего стали очевидны, попытались ещё и скрыть преступление. Как это ни прискорбно, командир перестал быть образцом, перестал быть примером. В отношениях с подчинёнными мордобой становится нормой. За рукоприкладство осуждены 550 офицеров. Нередки факты, когда солдаты получают травмы и гибнут на работах, (выражаясь официальным языком), не обусловленных исполнением обязанностей военной службы. А проще говоря, когда сдаются отцами-командирами в аренду частным лицам, коммерческим структурам, а порой вышестоящему начальству. Приказ Министра обороны по этой теме обошёл все средства массовой информации. Однако при всём уважении должен отметить, что, во-первых, этот документ слишком запоздал. Отдельные случаи превратились в систему. А во-вторых с требованиями приказа не очень церемонятся. В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении командира отдельного батальона материального обеспечения подполковника Пугачёва. Тот не испугался министерского приказа и по-прежнему отдавал солдат разным людям. В конце октября на строительстве частного дома оказались рядовой Гринёв и младший сержант Маслов. Оставленный на стройке сержант утром был найден мёртвым с признаками отравления угарным газом. И это обстоятельство не смутило подполковника. Он дал указание издать приказ о том, что сержант не погиб, а убыл в отпуск с последующим увольнением в запас. Изготовили отпускной билет, предписание, воинские перевозочные документы. До какого же цинизма надо дойти? Уважаемое руководство Министерства обороны! Я могу бесконечно повышать спрос с прокуроров, работающих в войсках. Однако пока сама армия в своих рядах не займется реальной очистительной работой, пока не заработают в полную силу внутриармейские институты, не будет налажена профилактическая работа, пока на офицерских собраниях люди не начнут говорить друг другу правду и взыскательно спрашивать за каждый проступок - серьёзных сдвигов в борьбе с преступностью в Вооружённых Силах ожидать не приходится... Некоторые прокуроры забыли ещё одно правило: "что положено Юпитеру, то не положено быку". Далеко не все уяснили для себя, что жилье мы приобретаем только за счёт федерального бюджета и никаких квартир в виде так называемых подарков от местных органов или организаций не может быть в принципе. Это - во-первых. Во-вторых, государство не обязано обеспечивать всех родных и близких прокурора за счёт предоставления ему квартир на каждом новом месте службы. И в заключение... Российский историк Василий Осипович Ключевский считал, что "отличительной способностью России является умение подниматься после падения". В такой громадине, как Россия, ничего не делается вмиг. Нельзя сказать, чтобы в государстве вдруг появилось гражданское общество, а само государство сделалось правовым. Но решено, что оно должно быть таким. С большими трудностями, по частям под него подводится фундамент. Этот фундамент называется законностью. Ещё не сейчас, а только со временем фундамент станет сплошным и крепким. Тогда государственное здание станет уютным пристанищем для гражданственности, духовности и культуры. Будет правовой порядок, будет порядок вещей. Но чтобы это обязательно было, надо основательно всем потрудиться. И не в последнюю очередь, - прокурорскому корпусу. Это, в том числе, нас имел в виду Некрасов, когда писал: "Трудись покамест служат руки; не сетуй, не ленись, не трусь; спасибо скажут наши внуки; когда разбогатеет Русь!" Сайт Генеральной прокуратуры, 3.02.2006 http://genproc.gov.ru/img/uploaded/ustinov_3.02.doc ПУТИН Выступление на заседании коллегии Генеральной прокуратуры В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги! На сегодняшней вашей встрече присутствуют так много больших начальников, Генеральный прокурор, по-моему, устал даже перечислять фамилии, и это не случайно, столь представительный состав, как и традиционно высокий интерес общества к вашей работе, лишь подчеркивает уникальное место прокуратуры в борьбе за верховенство закона, за обеспечение прав граждан и интересов государства. В деятельности прокуратуры много направлений, и одно из ключевых - координация правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Ситуация между тем в этой сфере по-прежнему, к сожалению, далека от благополучия. В 2005 году увеличилась доля особо тяжких преступлений. При этом каждое второе тяжкое преступление остается нераскрытым. По некоторым оценкам, только в минувшем году от правосудия ушли более пяти тысяч человек, совершивших убийства. Ежегодно правоохранительные органы не могут установить судьбу - страшная цифра, страшно даже называть - более чем семидесяти тысяч граждан, пропавших без вести. Это один из косвенных признаков высокого уровня латентной преступности, в том числе тяжкого характера. Справедливое общественное негодование вызывают и такие постыдные явления, как всплеск правонарушений на почве ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости. Мне известна принципиальная позиция прокуратуры в отношении порочной практики укрытия преступлений. Знаю о проделанной в этом направлении работе. Однако останавливаться здесь нельзя. И здесь нужно эффективнее использовать ваши полномочия по координации системной антикриминальной деятельности в стране. Мы обязаны снизить уровень преступности. Причем не с "помощью" статистики. Затрону еще одну острую тему. Мы все еще сталкиваемся с такими поистине средневековыми преступлениями, как похищения и торговля людьми. Особенно жгучей эта проблема является для Чечни, для ряда других регионов Северного Кавказа. Прошу прокуратуру предметно заняться этой проблемой, я знаю, что вы работаете над этим, прошу уделить дополнительное внимание, детально рассматривая каждый конкретный случай, каждое обращение или жалобу. Преступники должны быть наказаны. Причем, как я уже неоднократно говорил публично, вне зависимости от того, какими они руководствуются соображениями, какое положение занимают. Уже не раз говорилось, что действенная работа по обеспечению безопасности граждан и борьбе с коррупцией, восстановление веры людей в законность - это ключевые условия подъема экономики и социальной сферы в Российской Федерации. Вы знаете, я хочу сейчас вернуться к Северному Кавказу. Этому региону оказывается масштабная федеральная помощь. Здесь реализуются необходимые целевые программы, развивающие инфраструктуру, создающие новые рабочие места, условия для малого бизнеса. И нужно надежно оградить эту созидательную работу от всякого рода преступников и коррупционеров. А полномочий и средств для этого у Генеральной прокуратуры, у других правоохранительных органов достаточно. Уважаемые коллеги, позвольте несколько слов об организации прокурорского надзора, в том числе в сфере обеспечения гражданских прав и интересов государства. Отмечу, что в целом органы прокуратуры адекватно и оперативно реагируют на допущенные здесь нарушения. В частности, жесткую прокурорскую оценку получают факты задержки зарплат в регионах, сбоев в работе ЖКХ, нарушений прав граждан при монетизации льгот. В то же время прокурорский надзор может иметь сегодня все более упреждающий характер. Нужно выявлять не только отдельные случаи нарушения закона, но постараться видеть тенденции. Нужно уметь прогнозировать ситуацию, нужно стараться заранее предупреждать негативные последствия для страны, для ее экономики и социальной сферы... Уважаемые коллеги, как вы знаете, в стране идет работа над национальными проектами. На их реализацию в текущем году направляется более 160 миллиардов рублей. Внушительный объем бюджетных средств налагает на государственные органы большую ответственность. И задача власти - рачительным образом довести эти ресурсы до конечной цели, до конечных получателей. В этой связи исключительно важно, чтобы органы прокуратуры вместе со Счетной палатой подключились к контролю за целевым расходованием выделяемых на эти цели ресурсов. Вы также знаете, мы поставили масштабные задачи по наращиванию жилищного строительства и развитию механизмов ипотеки. И средства граждан, направляемые на строительство или покупку жилья, должны быть в полной мере защищены от всякого рода мошенников и нечистоплотных дельцов. Но для этого нужно прежде всего навести порядок в сфере долевого жилищного строительства, в вопросах соблюдения земельного и градостроительного законодательства. В целом во всей "цепочке": от выделения участков под строительство до момента заселения жильцов и оформления прав на собственность. Острой остаются и проблемы защиты интеллектуальной собственности в стране. Так, по оценкам экспертов, объем фальсифицированных товаров на отечественном рынке видеопродукции составляет почти 70 процентов и программного обеспечения - около 90 процентов. Почти весь программный продукт у нас - это контрафакт. Крайне негативная ситуация складывается и на фармацевтическом рынке. Оборот поддельных лекарственных средств начинает представлять реальную угрозу для здоровья нации, а в целом распространение контрафакта, без сомнения, дискредитирует Россию как надежного делового партнера. Затрону еще одну, на мой взгляд, важную тему. Нам нужно серьезно повысить внимание к защите личных прав и социальных гарантий военнослужащих и предельно жестко реагировать на любые факты насилия, неуставных отношений в войсках, равно как и на попытки должностных лиц скрыть эти проявления. Вопрос ключевой и для развития Вооруженных Сил, и для повышения их боеспособности и общественного престижа армии. В 2006 году на укрепление обороны страны государством выделены значительные средства. При этом более чем на четверть увеличен объем оборонного заказа. И здесь, в сфере технической модернизации Вооруженных Сил, должен быть налажен строгий контроль. Прошу вас обратить на это особое внимание. И, наконец, последнее. Следует повысить качество работы прокуратуры в сфере международного сотрудничества. За последние годы оно развивается неплохо, неплохо развивается, хорошие контакты установлены Генеральной прокуратурой со своими коллегами в очень многих странах мира. Процедуры экстрадиции преступников, вопросы оказания правовой помощи в рамках межгосударственных соглашений требуют от вас дальнейшей кропотливой и безупречной работы в направлении осуществления задач, которые стоят на этом направлении. И в заключение хотел бы выразить уверенность, что сотрудники прокуратуры и впредь будут достойно решать поставленные перед вами задачи. Спасибо вам большое за работу, успехов. Благодарю за внимание. Сайт Президента РФ, 3 февраля 2006 года http://president.kremlin.ru/appears/2006/02/03/1639_type63374type63378type82634_100987.shtml ФСБ ПАТРУШЕВ (Пожелал свое выступление обществу не предоставлять) ПУТИН Выступление на заседании коллегии Федеральной службы безопасности В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги, участники заседания! Сегодня на традиционной отчетной коллегии вы должны будете проанализировать итоги работы службы за прошедший год и обозначить будущие ориентиры. В целом поставленные год назад задачи решены. Подразделения ФСБ действовали оперативно, грамотно, повысилось и качество координации с другими силовыми ведомствами страны. Удалось добиться заметных результатов в контртеррористических действиях на Северном Кавказе. Нейтрализован целый ряд главарей бандформирований. Выявлены и перекрыты многие каналы поступления к бандитам информации, денег, оружия. Примером успешной работы российских силовиков в целом, в том числе и сотрудников ФСБ, стала операция в Нальчике. Между тем ситуация в северокавказском регионе далеко не простая. И она должна находиться под постоянным контролем. Поэтому жесткая, бескомпромиссная борьба с террором будет и в этом году оставаться в числе ваших приоритетов. При этом задачи в сфере антитеррора должны сегодня решаться более системно, более продуманно. И здесь, как я уже неоднократно говорил, особенно важна аналитическая составляющая. Мы обязаны иметь максимум информации о тенденциях и всех изменениях, идущих в среде международного терроризма, включая их идеологическую и социальную базу. И только на такой основе продумывать эффективные способы борьбы, четко координируя взаимодействие службы с другими звеньями силового блока. Кроме того, надо и дальше развивать международное контртеррористическое сотрудничество. Я знаю, что на этом направлении были достигнуты видимые успехи. И речь идет не только о растущих союзнических связях в рамках СНГ, ОДКБ, Шанхайской организации сотрудничества. На новое качество выходит наше партнерство с Соединенными Штатами, Францией, Германией, с Китаем и рядом других государств Азиатского континента. Сегодня ФСБ сотрудничает с более чем 100 спецслужбами и правоохранительными органами из 67 стран мира. И рассчитываю, что уже наработанные вами организационные формы и механизмы будут активнее применяться на практике. Очевидно, что такой опыт сотрудничества нужно использовать не только в сфере антитеррора, но и по другим направлениям, таким как противодействие оргпреступности, незаконному обороту наркотиков, оружия, компонентов оружия массового уничтожения. Еще одна крайне актуальная задача - оградить наше общество от проявлений национализма и экстремизма. Подобные преступления - это прямой вызов стабильности России, единству нашего многонационального народа. Жестко реагируя на уже совершенные акты экстремизма, нельзя также оставлять безнаказанными подстрекательства и разрушительные по своей сути призывы к разжиганию национальной и религиозной розни... Традиционным направлением работы ФСБ остается контрразведывательная деятельность. Вы хорошо знаете, что разведывательные инструменты всегда использовались в конкуренции государств за политическое и экономическое влияние в мире. Иностранные спецслужбы пытались и будут пытаться получить доступ к нашим государственным, промышленным, технологическим секретам. У нас не только осталось, на что обращать внимание нашим иностранным партнерам специальными средствами, у нас появляются новые и новые разработки и в военной сфере, и в гражданской, да и политическая составляющая представляет собой все больший и больший интерес в России. Это предъявляет повышенные требования к качеству оперативной и аналитической работы контрразведчиков. А также к совершенствованию вашего технического уровня и арсенала. Закрытый характер контрразведывательной деятельности понятен. Вместе с тем и здесь необходимо полнее информировать общество о результатах вашей работы. Это не менее важно и для работы самих специальных служб - для того чтобы в обществе была широкая поддержка вашей деятельности. Отдельно остановлюсь на теме, вызвавшей широкий резонанс в обществе. Речь идет о недавнем выявлении и документировании деятельности агентов иностранных спецслужб, некоторых сотрудников отдельных резидентур, работающих в Москве под прикрытием дипломатических ведомств. Российская контрразведка сработала профессионально. И можно только выразить сожаление, что этот скандал бросил тень на неправительственные организации. Но вы здесь ни при чем. Нужно быть разборчивее в связях тем, кто принимает финансовую помощь. В нашей стране, как и в любом другом демократическом государстве, эти организации являются значимым институтом гражданского общества - имею в виду неправительственные организации. Они призваны выполнять важные функции в сфере обеспечения прав граждан. Всех граждан, в том числе и сидящих в этом зале. И эти функции мы намерены всячески поддерживать и развивать. И, разумеется, именно для этого деятельность некоммерческих организаций должна вестись в строгом соответствии с законом. А порядок работы и источники их финансирования должны быть максимально прозрачными для общества. И задача специальных служб, всей правоохранительной системы заключается в том, чтобы создать необходимые условия для беспрепятственного исполнения этими организациями их функций. Но вместе с тем огородить общество от каких бы то ни было попыток использовать эти организации для вмешательства во внутренние дела России со стороны иностранных государств. В заключение хотел бы поблагодарить вас за результаты работы в 2005 году. Уверен, что личный состав ФСБ России будет и впредь делать все для надежной защиты нашего государства и охраны граждан от существующих и потенциальных угроз безопасности. Желаю вам успехов. Сайт Президента РФ, 7 февраля 2006 года http://president.kremlin.ru/appears/2006/02/07/1628_type63374type63378type82634_101126.shtml ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2006 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |