О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1971, 27 декабря 2005 г. ****************## ################################################################## Право на живую природу ФОН ДЛЯ НЕФТЯНОЙ ТРУБЫ, РВУЩЕСЯ НА ВОСТОК (Митволь с горизонта исчез) ЭКОЛОГИ Экологи призывают международных инвесторов бойкотировать предложенный "Транснефтью" вариант строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" Крупнейшие экологические организации России выступают категорически против строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозная (Приморский край), просят президента Путина и руководство компании "Транснефть" изменить маршрут нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), а также обращаются к российским и зарубежным банкам и компаниям с призывом не участвовать в финансировании и строительстве нефтепровода, пока его проект не будет приведен в соответствие международным соглашениям и российскому законодательству. Таковы заключительные положения доклада "Нефтепроводная система ВСТО: воздействие на экономику, окружающую среду и риски от строительства нефтеналивного терминала на юге Приморского края", презентация которого состоялась сегодня, 8 ноября, в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Доклад посвящен предлагаемым государственной нефтяной компанией "Транснефть" проекту строительства крупнейшего в мире нефтепровода от месторождений Западной и Центральной Сибири к берегам Японского моря для транспортировки нефти в страны-импортеры Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Китай, Японию, Корею и США. Среди его авторов - "Гринпис- Россия", российское отделение Всемирный фонд дикой природы (WWF России), Международный фонд защиты животных (IFAW Russia), Московский зоопарк, Тихоокеанский центр защиты окружающей среды, Институт защиты моря и Фонд "Тигрис" (Нидерланды). В докладе отмечаются две основные проблемы проекта - участок нефтерповода, проходящий по берегу Байкала, и его конечная точка - нефтеналивной терминал в бухте Перевозная Амурского залива. По мнению экологов, строительство терминала в этой бухте, помимо непосредственно экологического ущерба, нанесет также значительный экономический ущерб из-за возможных разливов нефти в результате аварий, риск которых возрастает в 17 раз по сравнению с вариантами размещения терминала в районе Находки. "Из всех предложенных альтернативных вариантов, бухта Перевозная в Амурском заливе - это наихудший вариант, - говорится в докладе. - Для Амурского залива характерны сильные ветра и туманы, это большой, открытый и неглубокий залив. Из-за его малой глубины терминал должен быть построен, по крайней мере, в двух километрах от берега, где танкера будут подвергаться частым штормам, сильным волнам и потокам плавучего льда. Кроме того, чтобы танкера добрались до терминала, их придется проводить через скопление мелких островов". В таких условиях будет значительно усложнена проблема локализации разливов нефти, загрязняющих протяженные прибрежные полосы, а также возрастет стоимость их очистки. По данным экспертов, в случае разлива нефти в Амурском заливе под угрозой загрязнения окажется береговая полоса протяженностью 644 км, в то время как в районе Находки - только 139 км побережья. Как отмечается в докладе, крупные аварии танкеров, сопровождающиеся разливами нефти от 35 до 75 тыс. тонн, возможны раз в 20 лет. Кроме того, отмечается в докладе, в существующем варианте маршрута нефтепровода он пройдет через заказник федерального значения "Барсовый", а место для строительства терминала граничит с биосферным заповедником "Кедровая падь", находящимся под защитой ЮНЕСКО и являющимся местом обитания амурского леопарда - самой редкой кошки в мире, занесенной в Красную Книгу, популяция которых насчитывает всего около трех десятков особей. Экологи подчеркивают, что в других вариантах маршрута нефтепровод не будет проходить рядом ни с одной особо охраняемой территорией. Как подчеркнул директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц, строительство нефтепровода на территории федерального заказника противоречит российскому законодательству. "Есть федеральные охраняемые природные территории, которые, в соответствии с требованиями закона, не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах, и есть региональные охраняемые природные территории, которые создаются решениями региональной законодательной власти и могут быть изменены, - рассказа Евгений Шварц. - Кроме того, есть официальная международная Красная Книга и есть национальная Красная Книга Российской Федерации, которая обладает правовым статусом. Это не есть научный документ, это документ, на основе которого базируются все законные и подзаконные акты и на котором основаны Красные книги субъектов федерации". По его мнению, единственная причина, по которой "Транснефть" настаивает на существующем варианте маршрута и не желает строить терминал в Находке (где уже есть необходимая инфраструктура и, что более важно, необходимая рабочая сила), заключается в дешевизне проекта. "Компании проще придти в чистое место, где нет других сильных игроков, нет собственников. В Находке есть промышленные инвесторы, есть более-менее легализованные отношения - там придется платить. По этой же причине им не хочется идти в Хабаровский край или в Якутию - там более-менее сильная региональная исполнительная власть, более-менее вменяемые губернаторы. Они будут требовать - и это совершенно правильно не только с точки зрения защиты экологии, но и социальных интересов жителей - плату за прокачку нефти. Поскольку приморский губернатор по политическому или административному весу слабее, для компании проще и дешевле сделать там. Это единственная причина", - заключил эколог. Таким образом, с точки зрения специалистов, строительство нефтеналивного терминала в бухте Перевозная не оправдано ни с юридической, ни с экономической, ни с природоохранной сторон, что подробно документировано в тексте доклада. "Мы требуем изменения маршрута, мы хотим, чтобы Японский Банк Международного Сотрудничества (JBIC) имел стандарты экологической и социальной ответственности финансирования международных проектов не ниже стандартов Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD), мы надеемся, что частные японские банки присоединятся к "Экваториальным принципам" нормативов по экологии и безопасности, подписанным крупными коммерческими банками, и мы, безусловно, рассчитываем, что крупные финансовые институты не будут оказывать поддержку проекту, нарушающему основы и международного, и российского национального законодательства", - подытожил Евгений Шварц. ИА REGNUM, 8.11.2005 г., http://www.regnum.ru/news/540838.html ПРЕМЬЕР-МИНИСТР МОСКВА, 10 ноября - Премьер-министр Михаил Фрадков принял решение взять под личный контроль подготовку и реализацию проекта строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Как заявил Фрадков в четверг на заседании кабинета министров, он будет проводить регулярные совещания по данному вопросу, где будут обсуждаться, в том числе и планы по поставкам российской нефти в Китай. По мнению Фрадкова, в рамках данных совещаний необходимо будет "разделить корпоративный уровень (согласование данного проекта) от государственного", о необходимости чего говорилось и в ходе официального визита премьера в КНР. "Нам надо ликвидировать эту нестыковку", - подчеркнул Фрадков. Он напомнил, что в 2005 году Россия намерена поставит в Китай по железной дороге 10 млн тонн нефти, а в 2006 году - уже 15 млн тонн. "И это, - заметил Фрадков, - еще до работ по строительству трубопровода". В этой связи глава российского правительства особо подчеркнул, что данные планы не должны перекладывать всю ответственность только на железные дороги России. Вместе с этим, сказал он, "нам надо искать баланс интересов и на российской стороне". В свою очередь министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко сообщил, что проект "Восточная Сибирь - Тихий океан" в настоящее время находится на государственной экспертизе". Фрадков призвал главу Минтранса РФ Игоря Левитина, Минэкономразвития - Германа Грефа и Минпромэнерго - Виктора Христенко согласовать вопросы деятельности "Российских железных дорог" (РЖД) с планами по строительству нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", в том числе в аспекте сотрудничества с Китаем. "Необходимо сесть и разобраться с этим вопросом", - сказал Фрадков. По его мнению, в настоящее время "полной картины здесь нет, не все здесь делается с точки зрения комплексного подхода". Как заметил Фрадков, сейчас "за нас эту работу делают пока китайцы - увязывая все вместе". Однако, подчеркнул он, "мы можем нашим коллегам объяснять, что данный вопрос надо разбирать только на уровне компаний, но это не значит, что министры должны сидеть и ждать". "Потом будет поздно", - предупредил министров глава правительства. По его мнению, в результате Россия должна "выработать с партнерами из Китая осмысленную позицию". Страна.Ru, 10.11.2005 г., http://www.strana.ru/news/264616.html ИНТРИГАНЫ Юрий Трутнев разрешил протянуть нефтепровод рядом с озером Стоило президенту Владимиру Путину попенять на нерасторопность госорганов при реализации проекта трубопровода Восточная Сибирь-Тихий океан, как самый ярый противник проекта - Минприроды - резко изменил свою точку зрения и пообещал к сегодняшнему дню согласовать ТЭО нефтепровода. Первая нефть из дальневосточной бухты Перевозная должна быть отгружена через три года. Это будет нефть Западной Сибири, поскольку в Восточной необходимого количества сырья к 2008 году не будет. На подготовку графика запуска ВСТО у Минпромэнерго ушел почти год - премьер подписал распоряжение о строительстве трубопровода 31 декабря 2004 года. Импульс по ускорению работы над проектом придал президент Владимир Путин, в октябре указавший правительству на необоснованное затягивание согласования ВСТО. Михаил Фрадков тут же взял проект под личный контроль и потребовал от "Транснефти" срочно представить график проектирования и строительства. Вмешательство Кремля заставило министра природных ресурсов Юрия Трутнева забыть все претензии - согласно графику строительства ВСТО, направленному вчера Минпромэнерго в правительство, структуры Минприроды должны согласовать ТЭО нефтепровода до сегодняшнего дня. Ранее согласование Минприроды было главным препятствием на пути реализации проекта. Министерство неоднократно заявляло, что материалы ТЭО первого этапа проекта не соответствуют законодательству, а "вопрос выбора места прохождения трассы нефтепровода в районе озера Байкал не решен в установленном порядке". В частности, министерство утверждало, что участок трассы нефтепровода проходит на расстоянии 800 метров от береговой линии Байкала, хотя ранее одобренный маршрут предполагал прокладку нефтепровода за пределами водосборного бассейна озера. Отправленный вчера в правительство проект сетевого графика проектирования и строительства первого этапа ВСТО предполагает завершение всех экспертиз и согласований технико-экономического обоснования (ТЭО) нефтепровода до 30 декабря этого года. В частности, Ростехнадзор должен подготовить заключение экспертизы к 28 декабря, Главгосэкспертиза России - к 30 декабря, а ведомства Минздравсоцразвития, Минсельхоза, Росгидромета, Минкульта, Минприроды и МЧС - уже сегодня. Перевод лесов в категорию "нелесные земли" завершится 1 мая 2006 года. Строительно-монтажные работы на линейной части нефтепровода завершатся до 30 августа 2008 года, сооружение нефтеперекачивающих станций - до 10 сентября 2008 года, терминала в Перевозной - до 8 ноября 2008 года. Ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса ВСТО намечен на 1 ноября 2008 года, пусконаладочные работы будут завершены к 10 ноября 2008 года. Функции заказчика проектирования и строителя трубопровода ВСТО возложены на "Транснефть". Вчера пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатулин сообщил Ъ, что подчиненные министерству агентства и Росприроднадзор не будут препятствовать скорейшему согласованию всех документов и началу строительства трубопровода. "На прошлой неделе 'Транснефть' провела с нами обширные консультации, и Минприроды осталось удовлетворено теми мерами, которые компания пообещала принять для защиты озера Байкал и прилегающих территорий". Господин Гизатулин также отметил, что Минприроды "будет следить за соблюдением природоохранного законодательства в ходе строительства и эксплуатации трубопровода". Вице- президент "Транснефти" Сергей Григорьев также уверен, что Минприроды без проблем согласует ТЭО. "Мы доказали, что уже максимально ушли от Байкала, и уходить дальше нет экономического смысла",- сказал он Ъ. По распоряжению, подписанному Михаилом Фрадковым в конце прошлого года, после окончания строительства трубопровода ВСТО его пропускная способность составит 80 млн т нефти в год. Документ утверждает поэтапную реализацию проекта с использованием железнодорожных мощностей. Первый этап строительства стоимостью около $6 млрд предполагает прокладку трубопровода мощностью 30 млн т в год от Тайшета до Сковородина и дальнейшие перевозки нефти по Байкало-Амурской магистрали до нефтетерминала в бухте Перевозная. Стоимость всего нефтепровода составит $11,5 млрд. Поскольку нефти Восточной Сибири для заполнения трубопровода на первом этапе не хватит, в "трубу" пойдет нефть из Западной. Необходимые объемы, по заверению "Транснефти", уже гарантировали "Роснефть" и ЛУКОЙЛ. А поскольку тарифы на прокачку еще только обсуждаются, экономическая эффективность ВСТО вызывает сегодня большие сомнения. Отметим, что к 2008 году в Восточной Сибири только начнется промышленная эксплуатация нефтяных месторождений. "Роснефть" предполагает добыть на Ванкорском месторождении около 3 млн тонн нефти, на Верхнечонском месторождении ТНК-ВР с "Роснефтью" добудут около 1 млн тонн, "Сургутнефтегаз" планирует добыть на Талаканском месторождении 4-6 млн тонн нефти. Поэтому на первых этапах нефтепровод ВСТО предполагается заполнять нефтью из Западной Сибири. По словам господина Григорьева, к моменту запуска первой очереди месторождения Восточной Сибири обеспечат лишь 6 млн тонн ежегодных поставок в ВСТО. Остальная нефть пойдет с западносибирских месторождений. "Поставки нефти по ВСТО из Западной Сибири были прогарантированы теми компаниями, которые сейчас поставляют ее в КНР по железной дороге, в частности, 'Роснефтью' и ЛУКОЙЛом",- заявил вице-президент "Транснефти". Он считает, что завершение строительства первого этапа нефтепровода позволит разгрузить направления, по которым в настоящее время нефть поставляется в Китай,- для этого необходимо будет построить всего 60 км трубопровода от Сковородина до российско-китайской границы. В настоящее время правительства РФ и КНР обсуждают возможность строительства этого ответвления, однако окончательное решение пока не принято. Кроме того, "Транснефть" обсуждает с РЖД будущие тарифы на прокачку нефти по трубе и ее дальнейшую транспортировку по железной дороге до бухты Перевозная. "Мы предлагаем сетевой тариф - чтобы, например, стоимость доставки нефти из Сургута в Перевозную не превысила $50 за тонну, то есть соответствовала тарифу в Приморск (Ленинградская область, терминал Балтийской трубопроводной системы.-Ъ),- заявил Ъ Сергей Григорьев.- Об этом мы и договариваемся с РЖД. Они могут понести небольшие убытки с тем, чтобы увеличить грузоперевозки по БАМу". В РЖД неоднократно официально подтверждали, что при гарантии ежегодных перевозок по железной дороге 30 млн тонн нефти компания готова пойти на снижение тарифа. А.Ъ-СКОРНЯКОВА, Д.Ъ-СКОРОБОГАТЬКО, Коммерсант, 11.11.2005 http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=625466 ПРИРОДА Землетрясение в Забайкалье напомнило о проблемах нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" Как ранее сообщалось, на территории ряда регионов Забайкалья и Дальнего Востока сегодня, 11 ноября произошло землетрясение. Сила его эпицентре, находившемся на территории Читинской области, составила 8,2 балла по 12-балльной шкале, а в Якутии - 6 баллов. Напомним, что данные районы рассматриваются как вероятная зона прокладки нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", проектируемого компанией "Транснефть". Наибольшие споры вызывает вариант маршрута, пролегающий в непосредственной близости от озера Байкал. "Транснефть" жмется к Байкалу, вторгаясь на территорию объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, хотя провести трубопровод через Якутию было бы более разумно и позволило бы, кстати, собрать в него заодно и якутскую нефть. К тому же якутский маршрут пролегает севернее рифтовой зоны, наиболее опасной в сейсмическом отношении, - пояснил ИА REGNUM директор по природоохранной политике Российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Евгений Шварц. - Однако, компания считает этот маршрут невыгодным, очевидно, понимая, что президент Якутии Штыров будет упорно добиваться, чтобы регион получал плату за прокачку нефти через его территорию". Согласно проектной документации, разработанной АК "Транснефть", трубопровод может выдержать землетрясение силой до 9 баллов. Достигается это за счет увеличения толщины стенок трубы. "Но более толстая труба наоборот становится более хрупкой, - заметил Евгений Шварц. - Дать настоящую оценку этим проектным предложениям могут только независимые эксперты. Землетрясение, охватившее именно те территории, по которым планируется провести нефтепровод, еще раз заставляет тщательно подойти к анализу проекта и добиться, чтобы мнение независимой науки было услышано. А пока компания пытается переложить проблемы, вытекающие из непрозрачности и закрытости ее проектирования, на тех, кто пытается сказать правду об угрозах, которые несет проект". "По опыту дискуссии с "Транснефтью" по поводу строительства конечного пункта того же нефтепровода в бухте Перевозная в Амурском заливе мы видим, как они, привлекая представителей авторитетных научных учреждений, потом просто делают материалы их оценки закрытыми и утверждают, что Академия наук их поддерживает, хотя известна позиция директоров трех институтов РАН во Владивостоке, которые высказываются катекгорически против этого проекта. Мы можем предполагать, что то же касается и других участков нефтепровода, в том числе забайкальского, - отметил он. - WWF России еще раз призывает правительство не поддаваться давлению компании, обеспечить объективность государственной экологической экспертизы проекта и формулирование позиций министерств и ведомств. Интересы "Транснефти" не равны интересам России". ИА REGNUM, 11.11.2005 г., http://www.regnum.ru/news/543030.html МИНИСТР ЭКСПЛОАТАЦИИ ПРИРОДЫ Министерство природных ресурсов Российской Федерации, в целом, согласовало сетевой график проектирования и строительства трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (при условии устранения замечаний, отраженных в Приложении 1) Такое решение было принято на оперативном совещании под руководством главы МПР России Юрия Трутнева. Комментируя данное решение, Юрий Трутнев отметил, что "Министерство природных ресурсов Российской Федерации завершило комплексное обследование северной части озера Байкал, а также прилегающих к озеру земель, которое длилось более месяца". "Наши геологи и экологи, специалисты по безопасности в сфере недропользования буквально по сантиметру изучили район, где будет построен нефтепровод и пришли к выводу, что единственной возможностью для строительства трубы является тот маршрут, который указан в Сетевом графике",- отметил министр. В то же время Юрий Трутнев сообщил, что, несмотря на это, МПР России не было готово согласовывать строительство трубопровода в непосредственной близости от озера Байкал в первоначальном виде и неоднократно предлагало компании "Транснефть" представить комплексный план обеспечения безопасности трубопроводной системы, проходящей по территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Такой план был представлен в Министерство природных ресурсов на минувшей неделе. По словам министра, он включает в себя применение новейших технологий защиты, которые до сегодняшнего дня не использовались в России, в частности, систему "умная труба", увеличение толщины труб, проходящих по дну водоемов, систему многослойной защиты трубопровода, систему оперативного реагирования на возможные чрезвычайные происшествия, а также проект круглосуточной охраны территории, прилегающей к озеру Байкал. Эти меры, по словам Юрия Трутнева, вместе с жесткими экологическими требованиями, которые будут предъявляться к проектировщикам и подрядным организациям в ходе строительных работ, повысят защищенность трубопровода и минимизируют риски загрязнения водоема в случае нештатной ситуации. "В комплексе, по мнению российских ученых, эта система защиты будет эффективнее, чем аналогичные технологии, используемые, например, Норвегией, США, Канадой или Мексикой при разработке уникальных морских месторождений", - подчеркнул министр. Юрий Трутнев выразил благодарность всем руководителям МПР России, Роснедр, Росприроднадзора, которые в течение нескольких месяцев работали в тесном контакте с компанией "Транснефть" для повышения надежности трубопроводной системы. "Нам удалось добиться поставленных задач и снять напряженность у большинства специалистов, возникшую после оглашения первых планов по прокладке трубы в водоохраной зоне Байкала", - отметил министр. В то же время он обратил внимание всех участников совещания на тот факт, что МПР России по прежнему возражает против строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозная, климатические и биологические особенности которой не позволяют вести здесь соответствующие работы. "Мы уверены, что строительство терминала, например, в районе порта Находка на порядок целесообразнее, безопаснее, дешевле и эффективнее", - заявил министр. Он также дал поручение довести данную точку зрения до компании "Транснефть". Приложение 1. Пояснения по согласованию Сетевого графика. Согласовав Сетевой график строительства трубопровода, МПР России предложило учесть ряд замечаний. В частности, МПР России выступило с предложением выделить самостоятельный пункт в сетевом графике, включив в него оформление лицензий на водопользование поверхностными водными объектами и внутренними морскими водами. Кроме того, МПР России отметило, что Сетевым графиком не предусмотрено получение ОАО "АК "Транснефть" разрешения на сброс грунтов от дноуглубительных работ в бухте Перевозная, которое выдается по согласованию с Минобороны России, Минсельхозом России, Ростехнадзором и Роснедрами. МПР России также уведомило Минпромэнерго, что 27 октября 2005 года была образована комиссия по подготовке заключения Росприроднадзора по проектным материалам ТЭО "Трубопроводная система "Восточная Сибирь - Тихий океан". Заключение будет подготовлено в тридцатидневный срок и направлено разработчику для последующего представления на государственную экологическую экспертизу в Ростехнадзор. В связи с этим в Сетевой график необходимо внести некоторые корректировки времени проведения отдельных работ. Пресс-служба МПР России, 14 ноября 2005 http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=1255&pid=11 ПРЕЗИДЕНТ Путин: Россия намерена поставлять нефть на тихоокеанское побережье Президент РФ Владимир Путин подтвердил намерение России построить нефтепровод, обеспечивающий нефтью страны Азиатско-Тихоокеанского региона, передает АР. С соответствующим заявлением российский президент выступил перед российскими и японскими бизнесменами, собравшимися на деловом форуме в Токио. По словам Путина, строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан открывает "большие перспективы", и Россия намерена поставлять нефть на тихоокеанское побережье для обеспечения энергоресурсами стран региона, в том числе и Японии. Путин также выразил уверенность, что воплощение данного проекта в реальность укрепит энергетическую инфраструктуру всего региона. Этот вопрос, наряду с территориальной принадлежностью Южный Курил, весьма волнует Японию. Что касается четырех островов, которые Япония называет своими северными территориями, то Путин дал ясно понять, что не намерен обсуждать эту тему во время своего визита, отмечает РСН. ИА REGNUM, 21.11.2005 г., http://www.regnum.ru/news/547104.html ГУБЕРНАТОР Губернатор Иркутской области не возражает против прокладки трубопровода по берегу Байкала Администрация Иркутской области не усматривает ничего противозаконного в прокладке Транснефтью линии нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" в водоохраной зоне Байкала, лишь бы это было сделано с соблюдением всех норм экологической безопасности. Об этом заявил сегодня, 2 декабря, губернатор Иркутской области Александр Тишанин на пресс-конференции в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Все, что касается экологических проблем, должно быть согласовано с соответствующими структурами. Насколько мне известно, такую цензуру проект проходил и проходит, - сообщил Александр Тишанин. - Но то, что проекту быть, наверное, ни у кого сомнения не вызывает". По его мнению, прокладка трубопровода на расстоянии 800 метров от берега Байкала (в котором, как отметил сам губернатор, содержится 20% мировых запасов пресной воды) не является нарушением российского законодательства со стороны компании "Транснефть". В качестве подтверждающего довода возможности такого строительства он привел пример железнодорожных перевозок, когда в нескольких метрах от Байкала каждый день проходят 8-9 составов из нефтеналивных цистерн, и никаких экологических бедствий от этого не происходит. "Ни у кого не вызывает никаких сомнений и опасений, что система безопасности на железной дороге обеспечена таким образом, что практически полностью исключен какой-то слив или опрокидывание вагона в озеро, - уверен губернатор. - Точно такая же система и закон существуют для трубопроводного транспорта". При этом губернатор признал, что нарушения со стороны компании "Транснефть", самовольно изменившей маршрут трубопровода, не могут считаться нормой, однако уверен, что "при обеспечении всех требований безопасности движения - а трубопровод, как известно, тоже является одним из видов транспорта, - я считаю, что безопасность, как экологическая, так и национальная, будет обеспечена". Как ранее сообщалось, российские и международные экологи считают, что прокладка нефтепровода на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО противоречит требованиям российского и международного законодательства, однако Министерство природных ресурсов РФ уверено, что применение технологии "умная труба" повысит защищенность трубопровода и минимизирует риски загрязнения водоема в случае нештатной ситуации. ИА REGNUM, 2.12.2005 г., http://www.regnum.ru/news/554133.html ПРОФСОЮЗЫ Профсоюзы Приангарья просят президента страны защитить Байкал Иркутское областное объединение организаций профсоюзов направило президенту РФ Владимиру Путину обращение, в котором указывается, что проект строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" может нанести вред озеру Байкал. Об этом ИА REGNUM 13 декабря сообщили в объединении профсоюзов. Обращение принято по итогам совещания руководителей профсоюзов, прошедшего в Иркутске 12 декабря. В этот же день документ направлен в Москву. В обращении указывается, что озеро Байкал, "как объект Всемирного наследия, числящийся в особом списке ЮНЕСКО, требует гарантий его неприкосновенности и бережного отношения". В связи с этим строительство нефтепровода АК "Транснефть" в непосредственной близости от озера Байкал - на расстоянии 800 м от береговой линии - угрожает экологической безопасности озера. Иркутское областное объединение профсоюзов ранее обращалось к министру природных ресурсов РФ Юрию Труневу о недопустимости прохождения трассы нефтепровода по территории водосбора бассейна Байкала. Однако это обращение не возымело действия. Иркутские профсоюзы настоятельно просят президента Путина вынести рассмотрение целесообразности строительства нефтепровода вблизи Байкала на заседание Общественной палаты РФ. Ранее ИА REGNUM сообщало о том, что 2 декабря губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил о том, что не усматривает ничего противозаконного в прокладке "Транснефтью" линии нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" в водоохраной зоне Байкала, лишь бы это было сделано с соблюдением всех норм экологической безопасности. Проект "Транснефти" "Восточная Сибирь-Тихий океан" (ВСТО) предусматривает строительство нефтепровода по маршруту город Тайшет (Иркутская область) - город Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край). Общая мощность нефтепровода - до 80 млн т нефти в год, суммарные инвестиционные затраты - $11,5 млрд. 27 апреля 2004 приказ Минпромэнерго определил этапы строительства, по которому в первую очередь будет построена труба по маршруту Тайшет (Иркутская область) - Усть-Кут (Иркутская область) - Казачинское (Иркутская область) - Тында (Амурская область) - Сковородино (Амурская область). Общая мощность первой очереди трубопровода составит 30 млн т нефти в год, а стоимость - $6,5 млрд Проект сетевого графика проектирования и строительства первого этапа ВСТО предполагает в частности, что Ростехнадзор должен подготовить заключение экспертизы к 28 декабря, Главгосэкспертиза России - к 30 декабря. Строительно-монтажные работы на линейной части нефтепровода завершатся до 30 августа 2008 года, сооружение нефтеперекачивающих станций - до 10 сентября 2008 года, терминала в Перевозной - до 8 ноября 2008 года. ИА REGNUM, 13.12.2005 г., http://www.regnum.ru/news/559194.html НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) недопустимо - к такому выводу пришли ученые и специалисты, завершившую независимую экспертизу. Строительство нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) недопустимо - к такому выводу пришли ученые и специалисты, завершившую независимую экспертизу. Она организована российскими общественными организациями: Гринпис России, Всемирным фондом дикой природы, Байкальским региональным объединением по Байкалу и "Байкальской экологической волной". Экологи надеются, что их выводы помогут государственной комиссии принять взвешенное решение по технико-экономическому обоснованию (ТЭО) строительства первого пускового комплекса "ВСТО", несмотря на постоянное давление и подтасовки со стороны компании "Транснефть". Документы, доказывающие экологическую опасность и незаконность сооружения нефтепровода, переданы в Федеральную службу по экологическому технологическому и атомному надзору. Расчеты самих разработчиков ТЭО показывают, при аварии объемы нефтяных разливов могут достигнуть 4 000 тонн. Время, за которое нефть попадет в Байкал - от 20 мин. до 49 часов. Проект предусматривает локализацию нефтяных разливов в акватории озера Байкал с использованием катера-нефтесборщика, однако никаких оценок нанесенного ущерба экосистеме уникального озера не приводится. Не оценивается и риск причинения ущерба здоровью местного населения, получающего питьевую воду либо прямо из рек, либо из скважин, которые будут загрязнены в результате неизбежных разливов нефти. Прохождение нефтепровода через территорию Всемирного наследия, будет грубейшим нарушением Конвенции о Всемирном наследии. Это подтвердили эксперты ЮНЕСКО, побывавшие на Байкале осенью этого года. В этом случае Комитет Всемирного наследия переведет Байкал в список "Всемирное наследие в опасности", чему Россия активно сопротивлялась в последние несколько лет. "Более того, если российские власти так и не предпримут конкретных шагов по сохранению озера, Байкал вообще может быть исключен из списка Всемирного наследия", - считает координатор Байкальской программы Гринпис России Роман Важенков, - Подобных прецедентов в мире еще не было. Для России это будет национальным позором". Проект "Транснефти" не только ставит под угрозу само существование Байкала, но и имеет все шансы вызвать экологическую катастрофу в Приморском крае, в случае если конечная точка трубопровода не будет перенесена из бухты Перевозной. "Государственная компания "Транснефть" слабо представляет себе все сложности, связанные с сооружением нефтепровода. и сознательно идет на риск колоссального экологического и экономического ущерба. По сути дела, компания, прикрываясь идеологией "общенационального проекта", действует вопреки государственным интересам России, подрывает ее экономический и природный потенциал, дискредитирует Россию на международной арене", - сказал директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц. Экологи предлагают альтернативные варианты расположения терминала, более выигрышные, не только с точки зрения экологической безопасности, но также и с экономической и социальной точек зрения. К примеру, лучшим вариантом стал бы город Находка, расположенный к востоку от Владивостока и являющийся крупнейшим морским портом в крае. Бухта Перевозная в настоящее время - это чистое, нетронутое морское побережье с мало развитой инфраструктурой. Разумнее было бы использовать уже существующую инфраструктуру около Находки, где уже есть нефтяные терминалы. К сожалению, "Транснефть" не прислушивается ни к мнению государственных органов власти, ни к мнению общественности. Против этого опасного строительства выступают также и известные российские музыканты, актеры. В письме президенту Путину они попросили защитить Байкал. Людмила Гурченко, группы "Ума2рман" и "Чайф", Илья Лагутенко, Сергей и Ирина Безруковы приняли участие в фотоакции "Живи Байкал". Каждый, кому небезразлична судьба Байкала, может внести свой вклад, зайти на сайт www.livebaikal.ru, и оставить свою фотографию с лозунгом "Байкал дороже нефти". ИА INFOLine, 22.12.05 г. http://www.advis.ru/cgi-bin/new.pl?851ED4B7-F7A1-0F43-9264-1CA08E2F2B09 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-495)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |