Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1924, 10 ноября 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                              Право на живую природу



                      ЛЕСОЛЮБЫ - О НАБОЛЕВШЕМ


    КРУГЛЫЙ СТОЛ
    Круглый стол "Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти
по предотвращению незаконных рубок леса и нелегального оборота древесины"
    Комитетом ТПП РФ по природопользованию и экологии совместно с Комитетом
ТПП по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства и Комитетом ТПП РФ
по безопасности предпринимательской деятельности проведен "круглый стол"
"Взаимодействие федеральных органов исполнительной  власти по предотвращению
незаконных рубок леса и нелегального оборота древесины".
    "Круглый стол" организован совместно с Всемирным союзом охраны природы
(IUCN) в рамках Министерского процесса по проблемам правоприменения и
управления в лесном секторе Европы и Северной Азии.
     Как сообщили  Forest.RU в пресс-службе Торгово-промышленной палаты, в
работе "круглого стола" приняли участие депутаты Государственной Думы,
представители  Генеральной Прокуратуры, МВД России, Минобороны России,
Федеральной  налоговой  службы, Федеральной таможенной службы и других
силовых  структур,  а  также  федеральных  органов управления, органов
государственного   управления   в   субъектах   Российской  Федерации,
руководители организаций лесопромышленного комплекса.
    Основной задачей "круглого стола" являлась выработка предложений по
совершенствованию административного, таможенного, лесного, природоохранного   и  иного  смежного  законодательства, 
формированию
нормативной базы, регулирующей лесные правоотношения, межведомственное
взаимодействие  по  борьбе  с  незаконными  рубками леса и нелегальным
оборотом древесины.
    С докладом  о  деятельности  по совершенствованию правоприменительной
практики в целях обеспечения сохранения природной среды и экологической
безопасности выступил начальник Управления защиты и воспроизводства лесов
Федерального агентства лесного хозяйства А.А.Каспаров.
    На "круглом столе" выступили Волжский Межрегиональный природоохранный
прокурор В.А.Солдатова; директор по развитию ЗАО "Илим Палп Энтерпрайз"
Д.Д.Чуйко; директор ОАО НИПИЭИлеспром; Н.И.Бурдин; вице-президент Союза
лесопромышленников и лесоэкспортеров России Л.М.Маклюков; председатель
Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности  и  лесного хозяйства
А.С.Беляков; директор глобальной программы  по  бореальным лесам Всемирного
союза охраны природы для России  и  стран  СНГ В.К.Тепляков; начальник отдела
лесного хозяйства Министерства  обороны Российской  Федерации  В.С.Горохов;
заместитель председателя  правительства, глава департамента промышленного
развития Кировской области Е.С.Марков; представители Федеральной
антимонопольной службы, Федеральной таможенной службы.
    "В России незаконно вырубается более миллиона кубометров леса в год",
- отметил  вице-президент  Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров
России Л.М.Маклюков. "Главной  причиной  такого  положения  является
несовершенство  лесного законодательства. Со стороны лесхозов очевидно
ослабление  охранных функций. Кроме того, на ведение лесного хозяйства
в  стране  выделяется недостаточно средств", - считает Л.М.Маклюков. В
числе  основных направлений по предотвращению незаконных рубок леса он
отметил необходимость проведения аттестации лесозаготовителей.
    В свою очередь, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП)
РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства А.С.Беляков отметил,
что "доходы от леса получает только Федерация, ее субъекты не получают
ничего". "То, что лес - федеральная собственность,  это  правильно, но то,
что субъекты не имеют никаких доходов от него, это неверно".  Таким образом, субъекты Российской
Федерации,  жители  и  предприниматели  регионов  лишены  интереса   в
рациональном  использовании, охране и воспроизводстве лесов. По словам
А.С.Белякова, в России необходимо ввести систему электронной биржи для
лесопользователей. "Мы должны создать рыночный механизм продажи леса.
Например, на Западе уже существуют такие биржи, и с их помощью достаточно
легко выявить незаконных лесопользователей. Когда первый лесопользователь
подает заявку на пользование тем или иным лесным участком,   то дальнейшую
цепочку лесопользователей, если таковые возникнут, определить будет
достаточно легко", - считает А.С.Беляков.
    В своем  выступлении Ю.П.Шуваев, заместитель председателя подкомитета
по лесопромышленному комплексу Комитета ТПП РФ по природопользованию и
экологии,  отметил,  что  развитие  человечества  неразрывно связано с
лесопользованием.  Незаконные  рубки  возникли  одновременно с началом
использования   человеком   лесных  ресурсов  и  нормативным  правовым
регулированием  лесных отношений. Ежегодно человечество использует для
своих  нужд  около  55% годичного прироста древесины в лесах. Учитывая
это  обстоятельство  в  лесных  отношениях  многих  стран,  а  также в
многолесных  регионах  Российской  Федерации, продолжают доминировать,
прежде  всего,  интересы  бизнеса,  связанные  с  эксплуатацией лесных
ресурсов, а не интересы сохранения окружающей природной среды и защиты
биологического разнообразия.
    Система учета заготовленной древесины, ее транспортировки, потребления
на внутреннем рынке и поставки на экспорт не соответствует требованиям
нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в указанной сфере
деятельности. По мнению Ю.П.Шуваева, добиться рационального пользования
лесным фондом, сокращения до минимума незаконных рубок невозможно без
эффективного лесоуправления на современной законодательной основе. Не решает
проблемы с незаконными рубками и проект  Лесного кодекса РФ, рассмотренный
Государственной Думой в первом чтении.
    Ю.П.Шуваев  считает, что устранение негативных последствий, сокращения
до  минимума единичных случаев незаконных рубок древесины, обеспечение
реальной неистощительности лесопользования, эффективного воспроизводства,
надежной охраны и защиты, повышение их продуктивности, возможно, осуществить
на основе:
 - современного законодательства, и нормативного правового обеспечения;
 - исключения  ограничительных  принципов организации лесопользования,
совершенствования арендных отношений, проведения независимых от
коррупции лесных конкурсов и аукционов;
 - внедрения  новых  технологий  в  лесозаготовительное  производство,
расширение деревообрабатывающих мощностей, развитие глубокой переработки
древесины;
 - обеспечения необходимого жизнеобеспечивающего уровня населения, занятости
работающих граждан и их социальных гарантий;
 - объединения  усилий  органов  государственной  власти  Российской
Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, лесопользователей,
общественных организаций и населения по профилактике, предотвращению и
пресечению незаконных рубок древесины.
    Участники "круглого стола" обратили особое внимание на распространение
в лесах Российской Федерации незаконных рубок и негативное воздействие
их   на   окружающую   среду.   Меры  административного  и  уголовного
воздействия на лесонарушителей не предотвращают незаконные выработки и
не  сокращают  объемы  нелегального  оборота  заготовленной древесины.
Практика   правоприменения  и  лесоуправления  в  РФ  не  обеспечивает
эффективное   лесопользование  и  цивилизованное  потребление  лесного
продукты, что негативно отражается на состоянии окружающей среды.
    По мнению участников "круглого стола", Лесной кодекс РФ, другие
законодательные акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения
в области  лесопользования,  оборота заготовленных лесных материалов,
нуждаются в реформировании и совершенствовании.
    В результате состоявшейся дискуссии участники "круглого стола" сочли
необходимым обратиться с предложениями:
 - к Совету Федерации: дополнительно рассмотреть и принять обоснованные
поправки  в  некоторые  статьи проекта Лесного кодекса РФ, потребовать
проведения  в  соответствии  с  законодательством  РФ  государственной
экологической   экспертизы   проекта   Лесного   кодекса   РФ  до  его
рассмотрения  во  втором  чтении,  а  также  дополнительно рассмотреть
законопроекты о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ,
Кодекс  об  административных  правонарушениях РФ, Налоговый кодекс РФ,
предусматривающих  повышение ответственности за незаконную рубку леса,
в Таможенный кодекс РФ v не допускающих нелегальный оборот древесины.
 - к Правительству   Российской Федерации:  продолжить  работу  по
совершенствованию  системы правопримения и управления в лесном секторе
(FLEG), одном из приоритетных направлений реформы системы государственного
управления, пересмотреть и укрепить нормативную базу, лесные правоотношения,
содействовать созданию прозрачной и справедливой системы распределения лесных
ресурсов с учетом социальных нужд  и  потребностей местного населения,
рассмотреть и утвердить План действий по предотвращению  незаконных рубок
леса и нелегального оборота древесины, подготовленного Рослесхозом с учетом
предложений общественных организаций.
    Также участники "круглого стола" предлагают Правительству Российской
Федерации  поручить  Министерству природных ресурсов РФ активизировать
мониторинг   исполнения   нормативных   правовых   актов  по  вопросам
лесопользования,  своевременно и в установленном порядке вносить в них
дополнения  и  изменения,  а  также  разработать  и  внедрить в лесном
секторе антикоррупционные механизмы по предоставлению участков лесного
фонда  в пользование, содействовать созданию прозрачной и справедливой
системы распределения потребляемых лесных ресурсов.
    Участники  "круглого стола" предложили Федеральной таможенной службе
внести в установленном порядке в нормативные и правовые акты дополнения и
изменения, предотвращающие незаконный оборот и поставку на экспорт незаконно
заготовленной древесины; в сфере международной торговли лесной продукцией
руководствоваться принятыми в международной практике нормами и правилами.
    Итоговые документы будут направлены в Совет Федерации, Государственную
Думу, Правительство РФ, заинтересованные федеральные органы исполнительной
власти, комитеты ТПП РФ, территориальные ТПП, деловому лесному сообществу.
    Дополнительная информация о процессе ФЛЕГ-ЕСА: http://fleg.forest.ru

    ДИАЛОГ
    "Лесной диалог" предлагает лесным министрам  обратить внимание на
коррупцию
    Темой заседания  "Лесного диалога", прошедшего 2-3 ноября 2005 года в
Санкт-Петербурге  на базе Лесотехнической Академии, стало рассмотрение
проектов  документов Конференции министров по проблеме правоприменения
и управления лесами в Европе и Северной Азии (ФЛЕГ-ЕСА).
    Неправительственная организация "Лесной диалог" (The Forests Dialogue,
TFD) была создана в 1999 году. Ее задачей является развитие доверия и
взаимопонимания  между  участниками  диалога,  проведение дискуссий по
вопросам достижения устойчивого управления лесами во всем мире.
    В работе "Лесного диалога" участвуют частные лесовладельцы,
лесопромышленные компании, природоохранные организации, торговые фирмы,
банковские структуры, представители науки. Со стороны природоохранных
организаций в Управляющий комитет "Лесного диалога", который обновляется на
регулярной основе в настоящее время входят Всемирный фонд дикой природы (WWF),
"Нейчер Консервэнси" (Nature Conservancy),  Институт  Мировых ресурсов (WRI),
МСОП - Всемирный союз охраны  природы  (IUCN),  Друзья Земли (Friends of the
Earth). Лесной бизнес  представлен  компаниями  International Paper (США),
StoraEnso (Финляндия), Norske Skog (Норвегия), Weyerhaeuser (США), Aracruz
Celuloze (Бразилия-Швеция).  Секретариат Лесного Диалога базируется в
Йельском университете (США).
    В  заседании  приняли  участие представители 45 промышленных компаний,
общественных организаций, торговых ассоциаций и других структур.
Международные финансовые структуры представляли Всемирный Банк и
Европейский банк реконструкции и развития. От профессиональных ассоциаций
присутствовали  "Американская ассоциация лесной и бумажной промышленности"
(American Forest and Paper Association), "Финская федерация лесной
промышленности" (Finnish Forest Industries Federation), "Ассоциация лесной
продукции Канады" (Forest Products Association of Canada), "Федерация лесной
торговли Великобритании" (UK Timber  Trade  Federation).  Лесной бизнес
представляли "Интернэшнл Пейпер" (Intrenational Paper), Икеа (Ikea),
"Метсялиитто" (Metsaliitto Group), "Стура Энсо" (Stora Enso) - Финляндия,
SGS, и другие.
    От  общественных  организаций  в  работе встречи участвовали Всемирный
фонд дикой природы (WWF), Гринпис (Greenpeace), "Нэйчер Консервэнси" (The
Nature Conservancy),  "Глобальный свидетель" (Global Witness), "Форест
Монитор" (Forests Monitor), "Форест Трендс" (Forest Trends), Международный
Социально-Экологический Союз, Центр охраны дикой природы и другие.
    В результате  интенсивных переговоров были выработаны рекомендации по
усовершенствованию Декларации  министров и Индикативного плана действий.
    По  мнению участников встречи, конечной целью процесса правоприменения
и  управления  лесами  в  Европе и Северной Азии должно быть законное,
справедливое  и  устойчивое  управление  лесами. Правительства стран -
участников  процесса  должны  демонстрировать  политическую  волю    к
достижению  этих  целей. Обеспечение законности является важным шагом,
но не конечной целью. В настоящее время жесткое выполнение действующего
законодательства не дает гарантии социально справедливого и  устойчивого
управления лесами. Например, некоторые законы криминализируют деятельность
бедных слоев населения по поиску средств существования   или  наказывают
экологически ответственные лесные предприятия.
    При  осуществлении  мероприятий  ЕСА-ФЛЕГ  необходимо открыто признать
важность борьбы с коррупцией. Это необходимо рассматривать как первоочередную
задачу. Попытки обеспечить правоприменение без решения проблемы коррупции
приведут к усилению коррупционных явлений и взяточничества, и, в свою очередь,
к усилению социальной несправедливости.  Все  это  будет подрывать доверие
к силе закона, наказывать  законопослушный бизнес, ухудшать положение бедных
слоев населения и работать против устойчивого управления лесами.
    В индикативном плане действий предлагается провести анализ коррупционного
потенциала существующих и предлагаемых лесных законов и нормативов, равно как
и самих национальных планов действий в рамках процесса ЕСА-ФЛЕГ. Необходимо
также внедрять методы анализа мониторинга  коррупции,  уже используемые
гражданским обществом и промышленностью (например, Индекс коррупции,
используемый организацией Transparency International).
    Источник:  The  Forests  Dialogue.  ENA  FLEG  Joint Civil Society and
Forest Industry Preparatory Event. 2-3.11.2005 St.Petersburg, Russia.

    СЕМИНАР
    Сертификация - дело тонкое
    Семинар,   посвященный  новому  стандарту  FSC  по  сертификации  цепи
поставок лесопродукции состоялся 28 октября в Архангельске. Организовали
его Архангельский проектный офис WWF России и Российский офис FSC.
    По данным  на  1  октября  2005 года, площадь сертифицированных лесов
России  составила 6.36 млн. га. Таким образом, Россия вышла на 3 место
в  мире  по площади FSC сертифицированных лесов. Сертификатами владеют
20 компаний, в числе которых такие лидеры отрасли, как корпорация Илим
Палп  Энтерпрайз, группа Титан v Архангельский ЦБК, Монди бизнес пейпа
Сыктывкар,   Соломбальский   и  Онежский  ЛДК  и  другие.  В  процессе
сертификации Архангельская область занимает лидирующие позиции.
    Ожидается,  что к концу 2005 г. площадь сертифицированных лесов России
составит не менее 8 млн. га, а в следующем прибавится еще по рядка 5 млн. га.
    Несмотря  на  то, что сертификация в России развивается очень активно,
вопросов по использованию стандартов FSC возникает много. Особенно это
касается   новых  стандартов  для  производителей  на  технологическую
цепочку "от производителя к потребителю",  которые были утверждены
Советом  директоров FSC после завершения десятой юбилейной Генеральной
ассамблеи  Лесного попечительского совета в Бонне и введены в действие
с  1  октября  2004  года.  Поэтому  главной задачей семинара директор
Российского  представительства  Лесного  попечительского совета Андрей
Птичников  назвал  попытку вскрыть все наиболее болезненные вопросы по
стандарту цепочки и постараться на них ответить.
    Суть  новых  стандартов  разъяснил  собравшимся  представитель  отдела
аккредитации  FSC  Гунтарс  Лагунс.  По  его словам, сертификация цепи
поставок  лесного  сырья является необходимым условием для того, чтобы
готовая  продукция  получила право маркироваться FSC и признавалась на
мировых рынках. Она заключается в том, чтобы заготовленная древесина в
процессе  доставки  от  места  заготовки  до  места  ее  обработки или
отгрузки  потребителю  не  смешивалась  с несертифицированной. Главный
принцип стандартов цепочки поставок в том, что продать с логотипом FSC
можно ровно столько,  сколько сертифицированной продукции было закуплено.
    "Принятые  год  назад  стандарты внедряют несколько новых концепций,
в том числе систему для отслеживания и маркировки количества
FSC-сертифицированного материала в продукции, систему контроля древесины из
несертифицированных лесов и первую всемирную схему для определения и
подтверждения происхождения переработанного сырья, - заявил  Гунтерс Лагунс.-
Кроме отслеживания FSC-сертифицированных источников, стандарты ставят своей
целью  гарантировать, что любые несертифицированные материалы, отмеченные
торговым знаком FSC, поступают из контролируемых источников".
     С 1 июля 2005 года  производства,  уже имеющие сертификат, обязаны
использовать  только  новую  маркировку.  А  с  1 января 2007 года все
компании,  получившие  сертификат  FSC,  должны работать лишь по новым
стандартам.
     Как  было  отмечено  на  семинаре,  среди проблем, с которыми наиболее
часто сталкиваются лесопромышленники в процессе сертификации, являются
трудности с переводом стандартов. Нередко одна фраза трактуется органом
сертификации  и  компанией,  которая прибегает к его услугам, по-разному,
что вызывает споры и затрудняет процесс сертификации. Поэтому, как было
отмечено большинством участников, крайне важно ввести в действие единую
для всех русскую версию стандартов.
     "С  точки  зрения  практического  применения  нового  стандарта важным
является понятие "зоны риска", которое оно вводит, - отметил руководитель
Архангельского проектного офиса WWF Андрей Щеголев. - К ним, в частности,
относятся участки леса, имеющие высокую природоохранную ценность. При
контроле поставок древесины предприятиям важно,  чтобы  материал поступал не
из такой зоны. При разработке региональных стандартов FSC для Архангельской
области необходимо будет выявить  "зоны  риска"  и нанести их на карту. В
этой связи та работа, которая  была проделана WWF по выявлению лесов высокой
природоохранной ценности  в  Архангельской  области  значительно поможет в
разработке региональных стандартов".
    В ходе семинара сотрудники лесной отрасли смогли обменяться опытом по
сертификации  цепочки  и  контролируемой  древесины,  уточнить понятия
стандартов, получить консультации по конкретным ситуациям.
    По  словам  Андрея Птичникова, важно, что подобные семинары перешли из
плоскости  обсуждения  вопроса  о том, нужна или не нужна сертификация
цепи поставок в плоскость обсуждения технических деталей стандартов.
    Одним из главных пожеланий большинства собравшихся стало возобновление
в Архангельске рабочей группы по FSC, в которую войдут лесопромышленники,
экологи, общественность, с целью разработки региональных стандартов по
сертификации. По мнению участников семинара,  к  работе группы было бы
неплохо привлечь и специалистов из ближайших регионов - Вологодской области,
Республики Коми с целью обмена опытом.
    А.Воробьева, пресс-секретарь Архангельского проектного офиса WWF
                 AVorobyova@wwf.ru

       Л Е С Н Ы Е    Н О В О С Т И
       No 19 (168), zakharov@forest.ru, 9 ноября 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность