Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1913, 30 октября 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                      Право на ответственный бизнес


                  ТРУБА НА ВОСТОК: ВЗГЛЯД ИЗ БУРЯТИИ


    ВАЙНШТОК РАБОТАЕТ МЮНХАУЗЕНОМ
    Когда Мюнхаузен отдыхает:..
    Из выступления Президента ОАО <АК>Транснефть> Вайнштока С.М.
на Дальневосточном международном экономическом конгрессе в Хабаровске
27 сентября 2005г.
    Стратегия проведения 100%  внутритрубной диагностики магистральных
нефтепроводов и формирования планов капитального ремонта на основе ее
результатов  положена в основу технической политики Компании, направленной
на поддержание безопасности системы нефтепроводов. Это позволило за 6 лет
снизить уровень аварийности на магистральных нефтепроводах  более, чем в 7
раз. Достигнутый  компанией показатель аварийности  0,04 случаев  на 1000
км является самым низким  в мире.
::::::::::::::::::::::::::::::::..
    Хочу подчеркнуть, что все новые проекты компания <Транснефть>
реализует с высоким качеством в предельно сжатые сроки, которые значительно
перекрывают нормативные сроки строительства.
    Уважаемые дамы и господа! Позвольте остановиться на проекте
нефтепроводной системы  <Восточная Сибирь - Тихий океан> (ВСТО).
Целью проекта является диверсификация экспортных направлений,
создание независимого от сопредельных государств экспортного направления и
обеспечение транспортировки нефти, добываемой на  месторождениях Восточной
Сибири магистральным нефтепроводным транспортом.
    Хочу отметить - развитие <трубы> на восток не имеет альтернативы для
российской экономики. Добыча нефти в традиционных районах - Западной
Сибири, Урало-Поволжье, идет на спад. В текущем году динамика темпов роста
нефтедобычи снизились до 2% против 10% за предыдущие годы. Будущее
внутреннего и внешнего рынка российской нефти возможно только за счет
крупномасштабного освоения восточносибирского региона и обеспечения этой
новой нефтедобывающей провинции соответствующей системой магистральных
нефтепроводов.
    Уже сегодня мы имеем  запросы нефтяных компаний <Сургутнефтегаз>  и
<Роснефть> о выдаче технических условий на подключение принадлежащих им
месторождений к нефтепроводной системе ВСТО. Кроме того, с вводом в
эксплуатацию нефтепровода ВСТО у российских нефтяников появится уникальная
возможность оперативного реагирования на конъюнктуру мировых нефтяных
рынков за счет переориентации экспортных потоков с европейского на азиатско-
тихоокеанское направление.
    Проектом предусматривается строительство нефтепровода мощностью до 80
млн.тонн  нефти в год протяженностью свыше 4 тысяч километров с терминалом
по наливу нефти, расположенном на побережье Тихого океана.
    Трасса нефтепроводной системы проложена таким образом, что проходит
минуя особо охраняемые природные территории. Предлагаемые Компанией
технические решения разработаны на основе  новейших достижений мирового и
отечественного опыта строительства и проектирования магистральных
нефтепроводных систем, и  в полной мере обеспечивают надежную и безопасную
эксплуатацию проектируемой нефтепроводной системы.
    В июне 2004 г. Компанией были разработаны Обоснований инвестиций в
строительство нефтепроводной системы ВСТО, получившие положительные
заключения государственных экспертных органов Главгосэкспертизы России и
Ростехнадзора.
    Правительство Российской Федерации распоряжением от 31.12.04 No 1737-р
поддержало предложение компании <Транснефть> о проектировании и
строительстве трубопроводной системы <Восточная Сибирь - Тихий океан>.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
приказом Минпромэнерго России от 26.04.05 ?91 определены этапы
строительства ВСТО.
    На начальном этапе предполагается транспортировка 30 млн.тонн
западносибирской нефти, для чего осуществляется строительство нефтепровода
на участке Тайшет-Сковородино производительностью до 30 млн. тонн нефти,
терминала в бухте Перевозная.
    Трасса нефтепровода 1-го пускового комплекса проходит по территории
Иркутской, Читинской, Амурской областей, Республики Бурятия, Приморского
края. Состав сооружений включает в себя линейную часть протяженностью 2390
км, 6 НПС с общим объемом резервуарного парка 650 тыс.куб.м., терминал в
бухте Перевозная с 2 причалами, береговыми сооружениями и резервуарным
парком общей емкостью 600 тыс.куб.м. На сегодняшний день в проекте впервые
в России будут передовые технические и технологические решения,
повышающие эксплуатационные характеристики, а также надежность и
экологическую безопасность нефтепровода.
    Cрок завершения работ и ввода в эксплуатацию объектов первого пускового
комплекса - 2008 год.
    В настоящее время разработка ТЭО (проекта) 1-го пускового комплекса
нефтепроводной системы ВСТО завершена. В соответствии с действующим
законодательством Компанией проведена процедура общественных обсуждений
материалов Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в составе ТЭО
(проекта) трубопроводной системы ВСТО.
    В период с 11.07.05 по 16.09.05 были открыты 17 общественных приемных,
в которых представители местных администраций, общественных и научных
организаций, население могли ознакомиться с материалами. Под эгидой
региональных и местных органов самоуправления 15-16 августа т.г. были
проведены общественные слушания.
    В настоящее время завершено согласование материалов ТЭО (проекта)  в
региональных инспектирующих и надзорных органах, и в соответствии с
действующим законодательством они направлены на государственную экспертизу.
    Уважаемые коллеги! К работе над проектом нами были привлечены
специалисты научно-исследовательских институтов и организаций, таких как
Байкальский институт природопользования Сибирского отделения Российской
академии наук, Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского
отделения Российской академии наук, Дальневосточный научно-
исследовательский гидрометеорологический институт, Тихоокеанский
океанологический институт и др. )
    Хочу подчеркнуть, особое место в проекте было уделено выбору конечной
точки - месту расположения нефтеналивного терминала.
    Проведенная с участием перечисленных выше организаций работа по
обследованию 10 вариантов бухт показала, что бухта Перевозная является  самой
предпочтительной по глубине, показателям ледового, волнового и температурного
режимов, климатическим характеристикам, наличию инфраструктуры, места для
размещения береговой части перегрузочного комплекса, обеспечению
безопасности судоходства, обеспечению промышленной  и экологической
безопасности дальнейшей эксплуатации нефтеналивного терминала.
Это было подтверждено результатами государственной экспертизы
Обоснований инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная
Сибирь - Тихий океан, в состав которых входили материалы сравнительного
анализа бухт.
    Прохождение трассы в районе оз. Байкал
    Наряду с нефтеналивным терминалом в бухте Перевозной в сфере особого
внимания находится обеспечение экологической безопасности прохождения
трассы в районе оз. Байкал.
    Комплекс противоаварийных мероприятий по предотвращению и
исключению негативного воздействия возможных аварийных разливов нефти на
трубопроводной системе разработан на линейную часть и подводные переходы.
При этом особый упор сделан на детальную проработку технических решений и
природоохранных мероприятий, обеспечивающих исключение возникновения
внештатных ситуаций. Разработка комплекса мероприятий базируется на
результатах математического моделирования возможных разливов, выполненного
с учетом гидравлических параметров проектируемого нефтепровода, рельефа
местности, наличия и характеристик оборудования.
    Компанией разработаны основные технические и организационные
мероприятия по предупреждению и исключению негативного воздействия в
районе озера Байкал, включающие создание высокоэффективной системы
предупреждения, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти.
 Дополнительные затраты на природоохранные мероприятия по обеспечению
безопасной эксплуатации нефтепровода в районе оз. Байкал, включая принятые
проектом технические решения, составляют 5 млрд. руб.
    Уважаемые коллеги! Пользуясь случаем выступить на столь
представительном форуме, хотел бы особо обратить ваше внимание на следующее
обстоятельство. К сожалению, в ряде публикаций как российской, так и
зарубежной прессы, прозвучал тезис о том, что развитие ВСТО может иметь или
<про японское> или  <про китайское> направленности. Это совершенно не
соответствует действительности.
    ОАО <АК <Транснефть> приступило к реализации этого
крупномасштабного проекта исходя из принципа, что новая трубопроводная
система будет служить дальнейшей активизации взаимовыгодного
экономического сотрудничества России со всеми странами в этом регионе, а
потоки транспортируемой нефти будут определяться потребностями рынка. Вот
это и является нашим принципиальным подходом к дальнейшему развитию
проекта ВСТО.
    Завершая свое выступление,  хочу подчеркнуть, что наша Компания  всегда
открыта для самых разнообразных форм конструктивного и взаимовыгодного
сотрудничества.
    Благодарю за внимание.
    СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
    По данным Службы государственного контроля в сфере природопользования и
экологической безопасности ГУПР по Иркутской области МПР РФ (письмо от
23.08.02 No 4-9-758 ) в период с 1993г. по 2001 г. на нефтепроводах
Красноярск - Иркутск, Омск - Иркутск, принадлежащих ОАО <АК <Транснефть>, на
территории Иркутской области произошло 6 аварий, сопровождавшихся разливом
нефти (одна с возгоранием) общим объемом 42 290 т нефти. Получается в среднем
по одной аварии в каждые полтора года  или приблизительно 0.25 случаев на
1000 км. Директор Байкальского института природопользования, чл.-корр. РАН
А.К.Тулохонов: <Я трижды публично в категоричной форме заявлял о своем
отрицательном отношении к <Южному> варианту строительства нефтепровода
<Восточная Сибирь - Тихий океан> вдоль трассы БАМ>(из выступления на
заседании комиссии Росприроднадзора в Правительстве Республики Бурятия от
03 сентября 2005 г.)
    Том 14, кн.6, ч.1 Комплекс противоаварийных мероприятий по
предотвращению и исключению негативного воздействия на бассейн озера
Байкал. Подводные переходы.
    Состав оборудования, закрепленного за аварийно-поисковой группой No 2 в
районе Пункта перехвата магистрального нефтепровода(ППМН) у р.Сухой Молокон
(пос. Нижнеанагарск) для ледового периода: ледобуры, лыжи, спасательные
жилеты, страховочные веревки и пояса, пешни, багры, шесты, комплект запасной
одежды, бензопилы. Лодка надувная резиновая, боновые ограждения - 150 м.
Имеется  вертолет и катер-нефтесборщик.
    По данным математического моделирования с использованием ГИС-технологий
время добегания нефтяного пятна до Байкала  20 мин. Максимальный объем
аварийного разлива нефти - 3 593 куб.м. Производительность нефтесборщика 60
куб.м /час.
    Время доставки аварийного оборудования  вертолетом - 8 мин. Время
локализации нефтяного разлива - 1 час. Толщина льда - до 1,5 м.
    Прислал С.Г.Шапхаев, "Бурятское региональное объединение по Байкалу".
            г.Улан-Удэ, shap@esstu.ru, 3 октября 2005 г.

    ЮНЕСКО
    <Прием на работу не производится>.
    Полевая часть визита экспертов ЮНЕСКО на Байкал завершена.
    На своей заключительной встрече с общественностью в г. Улан-Удэ
29 октября 2005г. представитель Центра всемирного наследия ЮНЕСКО
Гай Дебоне (Франция) и Педро Росабаль (МСОП, Швейцария), а также
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия
Константин Дремов и его заместитель Александр Лбов поделились своими
впечатлениями о посещении бурятского участка БАМа в  Северобайкальском
районе Республики Бурятия , где планируется строительство нефтепровода
<Восточная Сибирь- Тихий океан>(ВСТО), Прибайкальского национального
парка и Байкальского целлюлозо-бумажного комбината. Позитивно оценивая
стремление Росприроднадзора наладить систему экологического
мониторинга на Байкале (миссия ЮНЕСКО прокатилась по Байкалу от пос.
Нижнеанагарск до о. Ольхон на катере Росприроднадзора, оснащенного
приборами и оборудованием для проведения комплекса  измерений  за
состоянием водной экосистемы Байкала), гости с интересом выслушали
замечания и предложения собравшихся представителей общественных
экологических организаций о проекте нефтепровода, подчеркнув, что, по их
мнению, Комитет всемирного природного наследия  не поддержит
строительство столь опасного объекта через территорию Байкальского
участка всемирного природного наследия  ни при каких обстоятельствах,
понимая в то же время важность этого проекта для экономического развития
России. Господин Дебоне тактично отметил, что очень часто при нахождении
баланса между стремлением к экономическому росту и желанием  сохранить
потенциал биологического разнообразия правительственные структуры
некоторых стран зачастую делают взаимоисключающие заявления и
действия (и Россия здесь не исключение), но важно в конечном итоге найти
такое решение, которое бы не противоречило взятым страной
международным обязательствам.
    Байкал, по их мнению, входит в десятку наиболее известных объектов
всемирного природного наследия, общее число которых в мире перевалило за
170. Каждый такой объект является предметом гордости нации и государства
и способствует росту престижа и признанию на международной арене. Педро
Росабаль привел ряд впечатляющих примеров того, как государство,
отказываясь от тех или иных экологически опасных проектов на территории
участков всемирного наследия с лихвой покрывало <упущенные> выгоды от
реализации этих проектов за счет развития туризма и рекреационной
деятельности, создавая новые рабочие места и развивая местную экономику.
    В этом смысле обнадеживающими выглядят инициативы Германа Грефа по
созданию вокруг  Байкала специальной экономической зоны по развитию
инфраструктуры туризма, которые с энтузиазмом поддержаны
региональными властями как в Иркутске, так и в Бурятии.
      Зашел разговор на встрече и об акционерной транспортной компании
<Транснефть>, заказчике проекта строительства нефтепровода ВСТО.
Галина Аносова из Байкальского центра общественной экологической
экспертизы охарактеризовала действия ОАО>АК>Транснефть> в период
общественных обсуждений проекта в Улан-Удэ как непрозрачные и
затрудняющие распространение информации о проекте среди населения.
Так, например, представители общественной приемной в Улан-Удэ
отказывали гражданам в ознакомлении с полным протоколом общественных
слушаний, предоставляя только отдельные выдержки, был введен полный
запрет на ксерокопирование и фотографирование отдельных фрагментов
многотомных проектных материалов, что безусловно затрудняло
ознакомление с информацией более широкого круга лиц и людей с
ограниченными возможностями, которые не могли посетить общественные
приемные, где одновременно разрешалось работать не более двум человекам.
Запланированная встреча в штабе компании по строительству нефтепровода
в г.Северобайкальске была весьма короткой, представителям ЮНЕСКО
было сказано, что сотрудники штаба не уполномочены вести подобные
переговоры и такая встреча состоится в Москве в центральном офисе
компании. На двери штаба была вывешена табличка с надписью <Прием на
работу не производится>, что по заверениям сотрудников штаба означает,
что никакие подготовительные  работы по подготовке строительных работ по
проекту нефтепровода ВСТО на БАМе в настоящее время не ведутся.
    Педро Росабаль проинформировал собравшихся о том, что такие крупные
нефтегазовые международные компании как <Шеврон> и <Бритиш
Петролеум> ввели в свои внутренние документы обязательства не только не
строить нефтегазопроводные системы по территории участков всемирного
наследия, но и не проводить там изыскательских работ, связанных с
разработкой месторождений углеводородов и их последующей
транспортировкой. Чем не пример для российских  нефтегазовых компаний
стремящихся выйти на цивилизованный рынок нефтепродуктов?
    В заключении представителям ЮНЕСКО был вручена Записка, где была
изложена позиция местных неправительственных организаций по поводу
нефтепровода ВСТО (прилагается), в отношении которой Александр Лбов
заявил, что он ее полностью поддерживает. Гости отметили активную роль
общественных организаций, в частности, Гринпис России в поиске
конструктивных решений  проблем сохранения и  развития участков
всемирного наследия в РФ и заверили, что и в дальнейшей своей работе
будут учитывать мнение общественных организаций. В Москве кроме встречи
в ОАО <АК>Транснефть> 31 октября запланировано подведение итогов визита в
МПР РФ, организовавшей эту поездку. По результатам поездки эксперты
представят отчет в Комиссию всемирного наследия, которая примет
соответствующие решения на своем очередном заседании в июле 2006г.
            Подготовил: Шапхаев С.Г., БРО по Байкалу.
            Приложение <Записка по ВСТО>.
    ЗАПИСКА о проекте строительства магистрального нефтепровода
<Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО)> по состоянию на октябрь 2005 г.
 1. В декабре 2004 года экспертная комиссия государственной экологической
экспертизы, организованная Ростехнадзором, дала положительное
заключение на материалы проекта <Обоснование инвестиций в
строительство нефтепроводной системы <Восточная Сибирь - Тихий
океан>> (Заказчик ОАО <АК>  <Транснефть>). В соответствии с
указанным обоснованием инвестиций трасса нефтепровода должна пройти
в 80 км от озера Байкал вне границ участка Всемирного наследия.
31.12.2004 года распоряжением Правительства ? 1737-р ОАО <АК>
<Транснефть> было поручено начать проектирование и строительство
нефтепроводной системы <ВС-ТО> с учетом положительного заключения
государственной экологической экспертизы.
    Однако в марте 2005 года компания <Транснефть> на следующей стадии
проектирования, ТЭО, изменила маршрут нефтепровода, который стал проходить
вдоль трассы БАМ, местами приближаясь к берегу озера Байкал на расстояние
800 м. Это является значительным нарушением Российского законодательства
(статьи 11 и 18 ФЗ <Об экологической экспертизе>).
    При этом следует отметить, что в 2003 году материалы обоснования
инвестиций в строительство нефтепровода <ВС-ТО> через участок Всемирного
наследия получили отрицательное заключение государственной экологической
экспертизы.
 2. Предварительные материалы ОВОС ТЭО (проект) ВСТО  прошли
общественные обсуждения и в составе полного пакета материалов ТЭО
(проект) ВСТО сданы заказчиком ОАО <АК>Трансненфть> на ГЭЭ в
Ростехнадзор. Эти проектные материалы не получили всех необходимых по
Закону согласований со стороны  надзорных органов в ряде регионов. В
частности, территориальное управление Росприроднадзора по Республике Бурятия
в своем письме в адрес представителей заказчика выразило негативное отношение
к этому проекту и указало, что в случае его реализации это может послужить
основанием для  включения Байкала в список <Всемирное наследие в опасности>
(Прил.2 Письмо Управления Росприроднадзора по РБ от 9 сентября 2005 г.).
 3. В ходе общественных слушаний в июле 2005г.и в процессе работы
комиссии Росприроднадзора в августе - сентябре 2005г. ряд известных
руководителей академических институтов СО РАН, такие как, академик РАН
Кузьмин М.И., председатель Иркутского научного центра СО РАН, директор
института геохимии СО РАН, академик РАН Грачев М.А., директор
Лимнологического института СО РАН, чл.-корр. РАН Тулохонов А.К.,
директор Байкальского института природопользования СО РАН, д.г.н.
Антипов А.Н., и.о. директора Института географии СО РАН высказали свое
негативное отношение  к проекту строительства нефтепровода ВСТО ввиду
его чрезвычайной опасности для экосистемы озера Байкал.
 4. Предварительные выводы независимых экспертов об ОВОС ТЭО(проекта)
<Трубопроводная система ВСТО. Первый пусковой комплекс> в районе озера Байкал.
 4.1. Трасса проектируемого нефтепровода проходит вблизи трассы
железнодорожной магистрали БАМ, местами приближаясь к побережью
озера Байкал на расстоянии до 800 м. Начиная с административной
границы между Иркутской областью и Республикой Бурятией  она
пересекает бассейн озера Байкал на протяжении 323 км, из них 130  км -
по территории Участка Всемирного природного наследия <Озеро Байкал>.
 4.2. На своем пути трасса проектируемого нефтепровода  пересекает 130
рек и ручьев, впадающих в озеро Байкал. В том числе такие крупные
притоки Байкала как Тыя, Кичера, Верхняя Ангара и более мелкие -
Сырой Молокон, Укта,  Душкачан и др. Большинство переходов
через реки планируется провести обычным траншейным способом
(110 водотоков) с использованием тяжелой землеройной техники и с
применением на отдельных участках буровзрывных работ , через
18 водотоков планируется использовать траншейный способ <труба
в трубе>,  методом микротоннелирования планируется переход
одной реки (Верхняя Ангара) и наклонно-направленного бурения -
одна река (Янчуй). Таким образом, уже на стадии строительства
будет оказано серьезнейшее антропогенное воздействие на речную
сеть бассейна озера Байкал, которое может вызвать негативные
процессы эрозии почв, интенсифицировать оползневые, селевые  и
другие негативные процессы на участках вечной мерзлоты. При этом воздействие
на этапе строительства на уникальную экосистему озера Байкал и ее ключевой
компонент - обширные водно - болотные угодья совмещенных дельт рек Верхняя
Ангара и Кичера разработчиками проекта не оценено.
 4.3. Большие сомнения у специалистов вызывают выбранные технические
решения способов прокладки нефтепровода на участках с высокой
сейсмичностью (более 9 баллов) через многочисленные тектонические
разломы, участки курумов, вечной мерзлоты и других сложных в
инженерно-геологическом отношении участков трассы в бассейне озера
Байкал. Специальные технические условия (СТУ), разработанные
специалистами Транснефти для этих случаев, не проходили  широкого
обсуждения среди специалистов и были утверждены комиссией Ростехнадзора
без государственной экологической экспертизы, они не апробированы где-либо
в сходных климатических и географических условиях и не были представлены
для ознакомления на общественных слушаниях.
 4.4 Наибольшие опасения вызывает <Комплекс противоаварийных мероприятий по
предотвращению и исключению негативного воздействия в бассейне озера Байкал>,
разработанный специалистами Транснефти для подводных переходов и линейной
части нефтепровода (том 14, кн. 6, ч. 1, 2). Проведенные расчеты с
использованием методов математического моделирования и геоинформационных
технологий показали, что наибольшие объемы аварийных разливов нефти с
попаданием в притоки  озера Байкал могут достигать 3-4 тыс. тонн сырой
нефти. При этом время достижения пятном разлившейся  нефти акватории
озера Байкал оценивается разработчиками от 20 минут до 49 часов.
Учитывая высокую скорость течения и горный характер рек бассейна
озера Байкал, большую толщину льда зимой на реках и самом Байкале,
местами доходящая до 2, 0 м, разработчики предусмотрительно планируют
создание отдельного подразделения (аварийная бригада No 7), которое будет
заниматься локализацией и сбором нефти в акватории озера
Байкал (т. 14, кн. 2, ч.1-3, разд.65-1, 66-1, 67-1 ). В составе оборудования
значится также катер-нефтесборщик  с местом базирования в пос.Нижнеангарск.
Однако, при этом разработчики не оценивают потенциальное воздействие
подобного рода аварийных разливов нефти на экосистему озера Байкал и
водно-болотные угодья дельт рек Кичера и Верхняя Ангара (внесены в <теневой>
список вводно-болотных угодий Рамсарской конвенции) и заявляют, что
<Предусмотренный проектными техническими и организационными решениями
комплекс противоаварийных мероприятий позволяет предотвратить и исключить
негативное воздействие на бассейн озера Байкал> (т. 14, кн. 6, ч. 1-1,
Аннотация). Сами противоаварийные мероприятия выглядят практически
нереализуемыми в существующих природно-климатических условиях Восточной
Сибири и по утверждениям самих разработчиков (Приложение 4 к Протоколу
общественных слушаний в Улан-Удэ от 16 июля 2005 г.) никогда в условиях
Сибири не апробировались.
 5. Несмотря на недопустимо высокие экологические риски выбранного
варианта трассы нефтепровода руководители ОАО <АК>Транснефть>
даже не рассматривают в качестве альтернативы другие более
экономически и экологически приемлемые варианты прокладки трубопровода в
обход бассейна озера Байкал, предложенные специалистами и учеными СО РАН
(Прил.3 - публикации в академических журналах).
 6. К настоящему времени подготовлен и согласован с региональными властями
Байкальского региона, заинтересованными федеральными ведомствами и
министерствами проект Постановления Правительства РФ <О границах экологических
зон Байкальской природной территории>. Он прошел государственную
экологическую экспертизу в МПР РФ и получил положительное заключение. В
случае утверждения этого важного для Байкала документа границы Центральной
экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) будут совпадать
с границами Участка всемирного природного наследия <Озеро Байкал> и
строительство магистрального нефтепровода через территорию участка всемирного
наследия будет  запрещено согласно Постановлению Правительства РФ No 643 от
30 августа 2001 г. <Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ>.
     Однако уже около года проект Постановления Правительства РФ не
подписывается Председателем Правительства РФ Фрадковым М.Е., а другой проект
границ ЦЭЗ БПТ, ранее получивший отрицательное заключение ГЭЭ, и где границы
ЦЭЗ БПТ были проведены в 500 м от берега на севере  Байкала, используется
разработчиками проекта строительства нефтепровода ВСТО (том 14, кн.2, ч.1-3.
ОВОС. Республика Бурятии. Раздел 13 <ООПТ>).
    Прил.1 (письмо Фрадкову от Сосновской коалиции НПО).
    Выводы.
 1. Предложенный вариант строительства нефтепровода ВСТО по
мнению независимых экспертов представляет серьезную опасность
для экосистемы озера Байкал. Более полный доклад независимой
группы экспертов будет представлен в начале ноября 2005г.
 2. В дальнейшем целесообразно привлечь для участия в
государственной экологической экспертизе проекта строительства
нефтепровода ВСТО международных экспертов, которые могут
сравнить используемые технологии с наилучшими доступными
технологиями строительства нефтепроводов в аналогичных условиях
(сейсмика, вечная мерзлота и т.д.).
 3. Необходимо скорейшее утверждение Постановления Правительства
РФ <О границах экологических зон БПТ>, где границы ЦЭЗ БПТ
совпадают с  границами Участка всемирного природного наследия.
        Шапхаев С.Г., директор общественной организации <Бурятское
                      региональное объединение по Байкалу> (Улан-Удэ).
        Рихванова М.П., сопредседатель ИРОО <Байкальская Экологическая
                      Волна> (Иркутск)
        21 октября 2005 г.
    Прислал С.Г.Шапхаев, "Бурятское региональное объединение по Байкалу".
            г.Улан-Удэ, shap@esstu.ru, 30 октября 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность