Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1906, 23 октября 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность


            УЧАТ ПРАВИЛАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАЧАЛЬСТВОМ


    Как сделать власть открытой
    В настоящее время некоммерческие организации (НКО) края выступили с
инициативой разработки законопроекта о взаимодействии органов государственной
власти Алтайского края с некоммерческими организациями. С этой идеей
негосударственные объединения края обратились к  депутату Алтайского краевого
Совета народных депутатов Евгению Семенихину, имеющему десятилетний опыт
успешной работы в некоммерческом секторе.
    Зачем организациям, работающим на некоммерческой основе контактировать с
чиновниками? Что может изменить предлагаемый закон и как он отразится на
жизни простого гражданина? На эти вопросы отвечает заместитель председателя
комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике крайсовета,
член депутатской группы <Объединенные депутаты> Евгений Семенихин.
    Давайте обсудим
 - Необходимость принятия закона о взаимодействии краевых властей и НКО
назрела давно, и Алтайский край значительно отстал в этом плане от
регионов-соседей. Там на местном уровне уже давно были разработаны и
утверждены законы о благотворительной деятельности, о социальном партнерстве,
о принципах взаимодействия негосударственных объединений и областных
администраций. У нас же пока утвержден и действует только один закон от
1998 года - <О благотворительной деятельности в Алтайском крае>.
    Можно, конечно, рассудить, что для успешной деятельности некоммерческого
сектора достаточно руководствоваться федеральными законами, Конституцией
России и не противоречить их основным  положениям. Но сегодня общественные
организации профессионально окрепли, накопили опыт и знания, создали
информационные, образовательные и волонтерские ресурсы, воспитали поколение
профессиональных деятелей, а потому могут стать очень хорошей опорой для
властных структур для решения социальных проблем края. Этот потенциал нельзя
не использовать. Для системного взаимодействия и необходима разработка краевой
законодательной базы. Например, законодательно закрепленное определение
<социального заказа> и др. Этот механизм на Западе, к примеру, хорошо
работает при профилактике вредных привычек среди молодежи, при разработке
социальной рекламы, при психической, социальной реабилитации различных
целевых групп и так далее. Все эти функции могут успешно выполнять не
государственные социальные работники, а добровольцы третьего сектора, имеющие
соответствующую подготовку.
    Еще одно важное понятие - общественная экспертиза принимаемых законов.
Она заключается в том, что специалисты некоммерческих организаций анализируют
тот или иной закон, оценивают, насколько он ущемляет  права гражданин и
предлагают поправки на основе проведенных опросов, мониторинга, анализа. Не
стоит думать, что НКО не способны выдать конструктивную критику. Напротив:
юристы правозащитных объединений, к примеру, способны провести очень
квалифицированный анализ нормативно-правого акта, провести <общественную
экспертизу>.
    Приведем примеры
    Кстати, один позитивный пример влияния некоммерческого сектора на
законодательный процесс в Алтайском крае я могу привести. Закон No 122 о
монетизации льгот, к примеру, предусматривал компенсацию проезда инвалидам в
городском транспорте, но не предусматривал льготного проездного билета для
сопровождающего его человека. Общественные организации родителей
детей-инвалидов добились такого права. Правда, они отстаивали, чтобы по
льготному проездному можно было ездить постоянно, например, в аптеку за
лекарством для своего ребенка или к нему в больницу. Власти, к сожалению,
не пошли на такие уступки.
    И другой - противоположный пример из федеральной законодательной практики.
В прошлом году Государственной Думой Российской Федерации был принят в первом
чтении проект федерального закона No 51720-4 <О внесении изменений в часть
первую Гражданского кодекса Российской Федерации>. В частности, изменения
касались статьи 292. В документе предлагалось лишить несовершеннолетних детей
собственника жилого помещения защиты со стороны органов опеки и
попечительства при отчуждении жилья. Исключения составляли случаи, когда
родители ребенка были ограничены в родительских правах либо лишены их.
    Напомню, что по установленному порядку отчуждения жилых помещений, в
которых проживают дети, несовершеннолетнему гарантировалась охрана и
государственная защита прав и законных интересов, в том числе, защита от
злоупотреблений со стороны родителей (п. 2 ст. 56 и п. 2 ст. 64 Семейного
кодекса РФ). Это соответствовало конституционному принципу защиты детства
(статьи 38 и 45 Конституции РФ). Поправки же к Гражданскому Кодексу лишали
неокрепших граждан всякой правовой защиты от злоупотреблений со стороны
родителей при сделках с жильем. Легко представить, что это приведет к
массовым нарушениям конституционных прав граждан, в первую очередь
несовершеннолетних, а также тяжелым социальным последствиям, в то числе -
бюджетным тратам на их преодоление.
    В этой связи очень интересно и важно мнение Президента РФ: <... Необходимо
постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство
не должно или не способно эффективно выполнять. Имеет также смысл использовать
и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие
постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать
независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно
затрагивающих интересы граждан".
    Я считаю, что это обращение - определенный сигнал региональным властям и
элитам, указывающий  на необходимость начать реальное сотрудничество с
представителями <третьего сектора>. Вариантов, такого сотрудничества может
быть множество и опыт в России, есть не малый.
    Примем решение сообща
    Эти примеры показывают, как организованные сообщества людей могут
повлиять на законодательный процесс и на властные решения правящих структур
в государстве. Деятельность некоммерческих организаций в этом плане очень
важная для создания атмосферы гласности, открытой и прозрачной системы
принятия решений властью. Я рассчитываю, что разработанный депутатами
совместно с некоммерческими организациями края закон станет хорошей базой
для будущего взаимодействия.
    Мы рассчитываем, что проект закона будет обсуждаться несколько раз на
различных уровнях. Необходимо провести  его общественное обсуждение -
<публичные слушания>. Эту процедуру, кстати, давно пора применять и к другим
важным краевым законопроектам. Наша депутатская группа <Объединенные
депутаты>, кстати, шагнула здесь далеко вперед. Предлагаемый нами
законопроект <О порядке выражения недоверия главе администрации Алтайского
края> выставлен на сайте <Объединенных депутатов> (http://www.deputat.alt.ru).
Каждый может познакомиться с его текстом, оставить комментарий, написать
замечания или задать вопрос. Другими словами принять участие в подготовке
законопроекта. Это один из примеров  <открытости власти>, о которой сейчас
модно говорить, но важно не только говорит, но и делать.
            Е.Семенихин, mpn-region-fond@mail.ru, 7 октября 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность