О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1906, 23 октября 2005 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность УЧАТ ПРАВИЛАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С НАЧАЛЬСТВОМ Как сделать власть открытой В настоящее время некоммерческие организации (НКО) края выступили с инициативой разработки законопроекта о взаимодействии органов государственной власти Алтайского края с некоммерческими организациями. С этой идеей негосударственные объединения края обратились к депутату Алтайского краевого Совета народных депутатов Евгению Семенихину, имеющему десятилетний опыт успешной работы в некоммерческом секторе. Зачем организациям, работающим на некоммерческой основе контактировать с чиновниками? Что может изменить предлагаемый закон и как он отразится на жизни простого гражданина? На эти вопросы отвечает заместитель председателя комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике крайсовета, член депутатской группы <Объединенные депутаты> Евгений Семенихин. Давайте обсудим - Необходимость принятия закона о взаимодействии краевых властей и НКО назрела давно, и Алтайский край значительно отстал в этом плане от регионов-соседей. Там на местном уровне уже давно были разработаны и утверждены законы о благотворительной деятельности, о социальном партнерстве, о принципах взаимодействия негосударственных объединений и областных администраций. У нас же пока утвержден и действует только один закон от 1998 года - <О благотворительной деятельности в Алтайском крае>. Можно, конечно, рассудить, что для успешной деятельности некоммерческого сектора достаточно руководствоваться федеральными законами, Конституцией России и не противоречить их основным положениям. Но сегодня общественные организации профессионально окрепли, накопили опыт и знания, создали информационные, образовательные и волонтерские ресурсы, воспитали поколение профессиональных деятелей, а потому могут стать очень хорошей опорой для властных структур для решения социальных проблем края. Этот потенциал нельзя не использовать. Для системного взаимодействия и необходима разработка краевой законодательной базы. Например, законодательно закрепленное определение <социального заказа> и др. Этот механизм на Западе, к примеру, хорошо работает при профилактике вредных привычек среди молодежи, при разработке социальной рекламы, при психической, социальной реабилитации различных целевых групп и так далее. Все эти функции могут успешно выполнять не государственные социальные работники, а добровольцы третьего сектора, имеющие соответствующую подготовку. Еще одно важное понятие - общественная экспертиза принимаемых законов. Она заключается в том, что специалисты некоммерческих организаций анализируют тот или иной закон, оценивают, насколько он ущемляет права гражданин и предлагают поправки на основе проведенных опросов, мониторинга, анализа. Не стоит думать, что НКО не способны выдать конструктивную критику. Напротив: юристы правозащитных объединений, к примеру, способны провести очень квалифицированный анализ нормативно-правого акта, провести <общественную экспертизу>. Приведем примеры Кстати, один позитивный пример влияния некоммерческого сектора на законодательный процесс в Алтайском крае я могу привести. Закон No 122 о монетизации льгот, к примеру, предусматривал компенсацию проезда инвалидам в городском транспорте, но не предусматривал льготного проездного билета для сопровождающего его человека. Общественные организации родителей детей-инвалидов добились такого права. Правда, они отстаивали, чтобы по льготному проездному можно было ездить постоянно, например, в аптеку за лекарством для своего ребенка или к нему в больницу. Власти, к сожалению, не пошли на такие уступки. И другой - противоположный пример из федеральной законодательной практики. В прошлом году Государственной Думой Российской Федерации был принят в первом чтении проект федерального закона No 51720-4 <О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации>. В частности, изменения касались статьи 292. В документе предлагалось лишить несовершеннолетних детей собственника жилого помещения защиты со стороны органов опеки и попечительства при отчуждении жилья. Исключения составляли случаи, когда родители ребенка были ограничены в родительских правах либо лишены их. Напомню, что по установленному порядку отчуждения жилых помещений, в которых проживают дети, несовершеннолетнему гарантировалась охрана и государственная защита прав и законных интересов, в том числе, защита от злоупотреблений со стороны родителей (п. 2 ст. 56 и п. 2 ст. 64 Семейного кодекса РФ). Это соответствовало конституционному принципу защиты детства (статьи 38 и 45 Конституции РФ). Поправки же к Гражданскому Кодексу лишали неокрепших граждан всякой правовой защиты от злоупотреблений со стороны родителей при сделках с жильем. Легко представить, что это приведет к массовым нарушениям конституционных прав граждан, в первую очередь несовершеннолетних, а также тяжелым социальным последствиям, в то числе - бюджетным тратам на их преодоление. В этой связи очень интересно и важно мнение Президента РФ: <... Необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. Имеет также смысл использовать и накопленный в ряде регионов России опыт работы общественных палат. Такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов. Актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан". Я считаю, что это обращение - определенный сигнал региональным властям и элитам, указывающий на необходимость начать реальное сотрудничество с представителями <третьего сектора>. Вариантов, такого сотрудничества может быть множество и опыт в России, есть не малый. Примем решение сообща Эти примеры показывают, как организованные сообщества людей могут повлиять на законодательный процесс и на властные решения правящих структур в государстве. Деятельность некоммерческих организаций в этом плане очень важная для создания атмосферы гласности, открытой и прозрачной системы принятия решений властью. Я рассчитываю, что разработанный депутатами совместно с некоммерческими организациями края закон станет хорошей базой для будущего взаимодействия. Мы рассчитываем, что проект закона будет обсуждаться несколько раз на различных уровнях. Необходимо провести его общественное обсуждение - <публичные слушания>. Эту процедуру, кстати, давно пора применять и к другим важным краевым законопроектам. Наша депутатская группа <Объединенные депутаты>, кстати, шагнула здесь далеко вперед. Предлагаемый нами законопроект <О порядке выражения недоверия главе администрации Алтайского края> выставлен на сайте <Объединенных депутатов> (http://www.deputat.alt.ru). Каждый может познакомиться с его текстом, оставить комментарий, написать замечания или задать вопрос. Другими словами принять участие в подготовке законопроекта. Это один из примеров <открытости власти>, о которой сейчас модно говорить, но важно не только говорит, но и делать. Е.Семенихин, mpn-region-fond@mail.ru, 7 октября 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |