![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ****************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1898, 15 октября 2005 г. ****************##
##################################################################
Право на ответственный бизнес
ЗАБЕЛИН СОВЕЩАЛСЯ СО ВСЕМИРНЫМ БАНКОМ
СОВЕЩАНИЕ
<Социально-экологические рейтинги и репутация российского бизнеса>,
11 октября 2005 г., Москва, Всемирный Банк.
ИНФОРМАЦИЯ ЗАБЕЛИНА
Цитаты встречи.
Анекдот от Кристалины Георгиевой, Директора российского офиса Всемирного
Банка.
Господь Бог говорит Моисею: у меня для тебя есть две новости: одна
хорошая, а одна плохая.
Моисей: Господи, начни с хорошей.
Господь: Моисей, когда твой народ будет убегать от фараона, ты взмахнешь
рукой, и воды Чремного моря расступятся, и твой народ спасется.
Моисей: Господи, какой же может быть плохая новость?
Господь: Моисей, тебе надо оформить ОВОС на это мероприятие!
Цитата из выступления Павла Ананьенко, HSBC-Банк: Global and regional
standarts in Russia are difficult to implement. Russian national standarts
is difficult to understand.
Дорогие друзья!
Сегодня в офисе Всемирного Банка в России состоялась очередная встреча
МСоЭС (и АНО "НЭРА") с представителями компаний, работающих в России.
Встреча, посвященная обсуждению системы оценки экологических издержек
компаний.
Обсуждения, по сути, не получилось. Ввиду всеобщего согласия.
Кристалина Георгиева. Всемирный Банк; Никита Банцекин, МПР России; Игорь
Кожуховский, РАО ЕЭС, Игорь Заикин, ЛУКОЙЛ, Сергей Тверитинов, ФСЭТАН, а
также Павел Ананьенко, HSBC-Bank - фактически подтвердили, что разработанная
МСоЭС-АНО"НЭРА" система оценки и рейтингов экологичности являются наиболее
приемлемыми на "контролируемом" ими пространстве.
Целесообразно отметить, что РАО ЕЭС по экологическим издержкам в 2003
году занимает 73-е из 75 возможных мест, а ЛУКОЙЛ - 43-е, т.е. не являются,
мягко говоря, "звездами" наших оценок.
Встреча показала, что наша система принята (отечественным, а вслед за
ним и мировым) бизнес-сообществом в качестве базовой, и что внедрившие ее
организации всерьез рассматриваются как партнеры, а не как враги
бизнес-структур.
При поддержке РРЭЦ мы надеемся двинуть эту систему в 2006 году в регионы
Российской Федерации.
Зачем пишу?
А потому, что эта система - будучи внедренной в любой другой стране -
сделает внедрителя тем, чем стал МСоЭС для российского и мирового (в лице
Всемирного и HSBC-Bankов, транс-национальных компаний, родившихся в России и
т.п.) бизнес-сообщества.
Ничто не мешает.
Система настолько проста, что ее применение к предприятиям в Республике
Бурятия происходило в форме курсового проекта студентов местного
университета.
От желающих требуется "изучить": или самим приехать в Москву на
кратковременную стажировку (как коллеги из Бурятии), или пригласить наших
специалистов к себе для проведения кратковременного семинара.
В итоге:
- в Вашей стране будет внедрена объективная (и признанная!) оценка
экологичности компаний и предприятий;
- в Вашей стране будет на существенную высоту поднят "имидж" НПО, которая
взялась за эту работу;
- в Вашей стране - естественно - будет поднят флаг МСоЭС (и учрежденного им
АНО "НЭРА") как авторов данной системы оценки: наши с Вами "семь журавлей"
естественным образом начнут ассоциироваться с процессом экологизации Вашей
национальной экономики.
Замечу, что применение других систем к нашей обыденности чревато очень
неприятными последствиями, чему было посвящено мое выступление на
сегодняшнем мероприятии (см.приложение).
Ау, коллеги из-за границ России!!!
Ау, коллеги из России, заинтересованные в создании региональных рейтинговых
систем.
С.Забелин, сопредседатель Совета МСоЭС
svet@seu.ru, 11 октября 2005 г.
ДОКЛАД С.И.ЗАБЕЛИНА
<Особенности российского опыта независимого контроля экологической
эффективности бизнеса>.
Когда в 2003 году 27 крупнейших банков мира объявили об <Экваторских
принципах> своей кредитной политики, предусматривающих достаточно жесткие
требования социального и экологического характера к финансируемым проектам,
они таким образом подвели жирную черту под дискуссией об ответственности за
обеспечение безопасного для человечества и устойчивого развития экономики.
Де факто бизнес признал, что главная ответственность лежит на нем, и что
отныне показатели экологичности производства, среди прочих, будут определять
принадлежность к кругу <приличных> или <неприличных> компаний, от чего
зависят условия привлечения инвестиций, о которых сейчас так много говорят
на всех уровнях. В этой ситуации наличие в стране развитой системы признанных
обществом оценок социальных и экологических аспектов деятельности компаний
и предприятий становится жизненно важным не только для населения и органов
государственной власти, но и для самого бизнес-сообщества.
Уже используемые или апробируемые в других странах, а также на глобальном и
региональном уровнях системы оценки экологичности компаний и предприятий
достаточно разнообразны. В разных сочетаниях они используют сведения:
- о наличии или отсутствии собственной экологической политики и
сформулированных целей;
- о качестве менеджмента, наличии специализированных структур и собственных
систем мониторинга;
- о наличии и качестве экологической отчетности;
- о воздействии предприятия на окружающую среду и ее отдельные компоненты;
- о наличии и качестве очистных сооружений и систем переработки отходов;
- об инвестициях на цели охраны окружающей среды;
- об авариях, нарушениях законодательства и конфликтах с населением;
- о взаимодействии с общественностью и благотворительных программах.
При этом число параметров, учитываемых при присвоении рейтинга, обычно
составляет несколько десятков, и каждому из них присваивается разный
относительный вес, сильно варьирующийся от системы к системе. Практически
для всех систем оценки характерно сочетание показателей, измеряемых
инструментально и независимо, таких как объемы выбросов в окружающую среду,
с показателями достаточно субъективными, такими как качество менеджмента или
квалификация персонала экологического подразделения.
Практически все системы включают элемент проверки достоверности
представленных сведений - в диапазоне от внезапных инспекций с замерами
выбросов в воду и атмосферу (например, в Индии) до проведения детальной
экспертной оценки при определении Индекса Устойчивости Доу Джонса. Точно
также результатом оценки в большинстве систем оказывается отнесение компании
или предприятия к одной из категорий - от <очень хорошая> до <очень плохая>.
Оценивая доступный зарубежный опыт в целом, приходишь к выводу, что
описанные в общих чертах выше системы оценок экологической ответственности
способны доброкачественно функционировать при наличии хотя одного из трех
условий:
- система разрабатывается и применяется при участии государственных органов
охраны окружающей среды, как, например, в Китае и Индонезии. В этом случае
просьба о представлении отчетности выглядит как <предложение, от которого
нельзя отказаться>;
- система применяется в сообществе с давними и устойчивыми традициями
предоставления информации различным рейтинговым агентствам, как Индекс
Устойчивости Доу Джонса, Eco-Label Criteria Европейского Союза или Global
Reporting Initiative;
- система разрабатывается и применяется на основе формального или
неформального соглашения авторитетных членов всех трех секторов - власти,
бизнеса и неправительственных организаций как, например, в Индии.
Особенности первой российской системы оценки экологической
ответственности бизнеса определялись социально-экономической обстановкой в
России в 2000-2001 годах, когда создавался ее общий дизайн и выбирался набор
используемых параметров.
Экологическая обстановка в России, по крайней мере в ее населенных
районах, продолжала оставаться напряженной.
Многие, если не большинство предприятий работали на старом оборудовании,
модернизация которого шла с большими трудностями.
Государственная система охраны окружающей среды, мягко говоря, переживала
очередную коренную перестройку и была фактически недееспособна.
Отчетность по европейским или мировым стандартам (не экологическая, а
хотя бы бухгалтерская) только-только начинала внедряться в наиболее
продвинутых компаниях.
Как бизнес, так и власть недальновидно рассматривали экологические
требования как барьеры и препятствия экономического роста, в связи с чем в
этой сфере не работали ни экономические, ни административные, ни
политические рычаги или стимулы.
Соответственно отсутствовали и возможные партнеры.
На таком фоне заимствование и широкое применение практически любой из уже
работавших или обсуждавшихся зарубежных систем могло привести к тому, что
большинство, если не все, отечественные компании получили бы <коричневую> или
<черную> метку. Репутации российского бизнеса нашими действиями был бы
нанесен существенный, и во многом незаслуженный, ущерб, а сама процедура
оценки была бы опорочена и не сыграла бы ту экологизирующую роль, которая ей
предназначалась. А отсутствие реальных возможностей проверки отчетности
могло бы быть использовано для недобросовестной конкуренции.
Соответственно, определяющими принципами формирования нашей системы
оценок стали:
- независимость получения информации для оценки от доброй воли структур
бизнеса и власти, что определило выбор параметров, собираемых и публикуемых
органами государственной статистики;
- принципиальная измеримость параметров, используемых для оценки, что
определило выбор показателей физического воздействия на окружающую среду;
- проверяемость результатов оценки любыми участниками процесса, что привело
нас к публикации методики в прессе и публикации первичной информации в
Справочнике.
Получившаяся система как бы и не подразумевает деления компаний и
предприятий на хороших и плохих, чему мы очень рады. Члены образованного
российского общества, вооружившись нехитрым калькулятором, сами способны
выставить оценки сообразно своим критериям качества, а уж инвесторы - тем
более.
Главный итог прошедших лет прост - экологические рейтинги компаний и
предприятий стали реальным инструментом оценки субъектов российского бизнеса
и, следовательно, развития и модернизации российской экономики. Вопрос, для
обсуждения которого мы Вас собрали - что дальше с этим инструментом делать.
Можно - ничего принципиально не меняя - из года в год производить оценку
по опубликованной методике, накапливая статистику и анализируя тренды.
Можно - используя как отечественный, так и мировой опыт, создать семейство
рейтингов, позволяющих учитывать особенности предприятий, работающих в разных
отраслях и в разных регионах нашей необъятной страны; позволяющих более точно
учитывать вклад компаний в экологизацию производства. Последнее невозможно
без Вашего заинтересованного участия, без Вашей целенаправленной активности,
без нашего с Вами делового сотрудничества.
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |