О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1898, 15 октября 2005 г. ****************## ################################################################## Право на ответственный бизнес ЗАБЕЛИН СОВЕЩАЛСЯ СО ВСЕМИРНЫМ БАНКОМ СОВЕЩАНИЕ <Социально-экологические рейтинги и репутация российского бизнеса>, 11 октября 2005 г., Москва, Всемирный Банк. ИНФОРМАЦИЯ ЗАБЕЛИНА Цитаты встречи. Анекдот от Кристалины Георгиевой, Директора российского офиса Всемирного Банка. Господь Бог говорит Моисею: у меня для тебя есть две новости: одна хорошая, а одна плохая. Моисей: Господи, начни с хорошей. Господь: Моисей, когда твой народ будет убегать от фараона, ты взмахнешь рукой, и воды Чремного моря расступятся, и твой народ спасется. Моисей: Господи, какой же может быть плохая новость? Господь: Моисей, тебе надо оформить ОВОС на это мероприятие! Цитата из выступления Павла Ананьенко, HSBC-Банк: Global and regional standarts in Russia are difficult to implement. Russian national standarts is difficult to understand. Дорогие друзья! Сегодня в офисе Всемирного Банка в России состоялась очередная встреча МСоЭС (и АНО "НЭРА") с представителями компаний, работающих в России. Встреча, посвященная обсуждению системы оценки экологических издержек компаний. Обсуждения, по сути, не получилось. Ввиду всеобщего согласия. Кристалина Георгиева. Всемирный Банк; Никита Банцекин, МПР России; Игорь Кожуховский, РАО ЕЭС, Игорь Заикин, ЛУКОЙЛ, Сергей Тверитинов, ФСЭТАН, а также Павел Ананьенко, HSBC-Bank - фактически подтвердили, что разработанная МСоЭС-АНО"НЭРА" система оценки и рейтингов экологичности являются наиболее приемлемыми на "контролируемом" ими пространстве. Целесообразно отметить, что РАО ЕЭС по экологическим издержкам в 2003 году занимает 73-е из 75 возможных мест, а ЛУКОЙЛ - 43-е, т.е. не являются, мягко говоря, "звездами" наших оценок. Встреча показала, что наша система принята (отечественным, а вслед за ним и мировым) бизнес-сообществом в качестве базовой, и что внедрившие ее организации всерьез рассматриваются как партнеры, а не как враги бизнес-структур. При поддержке РРЭЦ мы надеемся двинуть эту систему в 2006 году в регионы Российской Федерации. Зачем пишу? А потому, что эта система - будучи внедренной в любой другой стране - сделает внедрителя тем, чем стал МСоЭС для российского и мирового (в лице Всемирного и HSBC-Bankов, транс-национальных компаний, родившихся в России и т.п.) бизнес-сообщества. Ничто не мешает. Система настолько проста, что ее применение к предприятиям в Республике Бурятия происходило в форме курсового проекта студентов местного университета. От желающих требуется "изучить": или самим приехать в Москву на кратковременную стажировку (как коллеги из Бурятии), или пригласить наших специалистов к себе для проведения кратковременного семинара. В итоге: - в Вашей стране будет внедрена объективная (и признанная!) оценка экологичности компаний и предприятий; - в Вашей стране будет на существенную высоту поднят "имидж" НПО, которая взялась за эту работу; - в Вашей стране - естественно - будет поднят флаг МСоЭС (и учрежденного им АНО "НЭРА") как авторов данной системы оценки: наши с Вами "семь журавлей" естественным образом начнут ассоциироваться с процессом экологизации Вашей национальной экономики. Замечу, что применение других систем к нашей обыденности чревато очень неприятными последствиями, чему было посвящено мое выступление на сегодняшнем мероприятии (см.приложение). Ау, коллеги из-за границ России!!! Ау, коллеги из России, заинтересованные в создании региональных рейтинговых систем. С.Забелин, сопредседатель Совета МСоЭС svet@seu.ru, 11 октября 2005 г. ДОКЛАД С.И.ЗАБЕЛИНА <Особенности российского опыта независимого контроля экологической эффективности бизнеса>. Когда в 2003 году 27 крупнейших банков мира объявили об <Экваторских принципах> своей кредитной политики, предусматривающих достаточно жесткие требования социального и экологического характера к финансируемым проектам, они таким образом подвели жирную черту под дискуссией об ответственности за обеспечение безопасного для человечества и устойчивого развития экономики. Де факто бизнес признал, что главная ответственность лежит на нем, и что отныне показатели экологичности производства, среди прочих, будут определять принадлежность к кругу <приличных> или <неприличных> компаний, от чего зависят условия привлечения инвестиций, о которых сейчас так много говорят на всех уровнях. В этой ситуации наличие в стране развитой системы признанных обществом оценок социальных и экологических аспектов деятельности компаний и предприятий становится жизненно важным не только для населения и органов государственной власти, но и для самого бизнес-сообщества. Уже используемые или апробируемые в других странах, а также на глобальном и региональном уровнях системы оценки экологичности компаний и предприятий достаточно разнообразны. В разных сочетаниях они используют сведения: - о наличии или отсутствии собственной экологической политики и сформулированных целей; - о качестве менеджмента, наличии специализированных структур и собственных систем мониторинга; - о наличии и качестве экологической отчетности; - о воздействии предприятия на окружающую среду и ее отдельные компоненты; - о наличии и качестве очистных сооружений и систем переработки отходов; - об инвестициях на цели охраны окружающей среды; - об авариях, нарушениях законодательства и конфликтах с населением; - о взаимодействии с общественностью и благотворительных программах. При этом число параметров, учитываемых при присвоении рейтинга, обычно составляет несколько десятков, и каждому из них присваивается разный относительный вес, сильно варьирующийся от системы к системе. Практически для всех систем оценки характерно сочетание показателей, измеряемых инструментально и независимо, таких как объемы выбросов в окружающую среду, с показателями достаточно субъективными, такими как качество менеджмента или квалификация персонала экологического подразделения. Практически все системы включают элемент проверки достоверности представленных сведений - в диапазоне от внезапных инспекций с замерами выбросов в воду и атмосферу (например, в Индии) до проведения детальной экспертной оценки при определении Индекса Устойчивости Доу Джонса. Точно также результатом оценки в большинстве систем оказывается отнесение компании или предприятия к одной из категорий - от <очень хорошая> до <очень плохая>. Оценивая доступный зарубежный опыт в целом, приходишь к выводу, что описанные в общих чертах выше системы оценок экологической ответственности способны доброкачественно функционировать при наличии хотя одного из трех условий: - система разрабатывается и применяется при участии государственных органов охраны окружающей среды, как, например, в Китае и Индонезии. В этом случае просьба о представлении отчетности выглядит как <предложение, от которого нельзя отказаться>; - система применяется в сообществе с давними и устойчивыми традициями предоставления информации различным рейтинговым агентствам, как Индекс Устойчивости Доу Джонса, Eco-Label Criteria Европейского Союза или Global Reporting Initiative; - система разрабатывается и применяется на основе формального или неформального соглашения авторитетных членов всех трех секторов - власти, бизнеса и неправительственных организаций как, например, в Индии. Особенности первой российской системы оценки экологической ответственности бизнеса определялись социально-экономической обстановкой в России в 2000-2001 годах, когда создавался ее общий дизайн и выбирался набор используемых параметров. Экологическая обстановка в России, по крайней мере в ее населенных районах, продолжала оставаться напряженной. Многие, если не большинство предприятий работали на старом оборудовании, модернизация которого шла с большими трудностями. Государственная система охраны окружающей среды, мягко говоря, переживала очередную коренную перестройку и была фактически недееспособна. Отчетность по европейским или мировым стандартам (не экологическая, а хотя бы бухгалтерская) только-только начинала внедряться в наиболее продвинутых компаниях. Как бизнес, так и власть недальновидно рассматривали экологические требования как барьеры и препятствия экономического роста, в связи с чем в этой сфере не работали ни экономические, ни административные, ни политические рычаги или стимулы. Соответственно отсутствовали и возможные партнеры. На таком фоне заимствование и широкое применение практически любой из уже работавших или обсуждавшихся зарубежных систем могло привести к тому, что большинство, если не все, отечественные компании получили бы <коричневую> или <черную> метку. Репутации российского бизнеса нашими действиями был бы нанесен существенный, и во многом незаслуженный, ущерб, а сама процедура оценки была бы опорочена и не сыграла бы ту экологизирующую роль, которая ей предназначалась. А отсутствие реальных возможностей проверки отчетности могло бы быть использовано для недобросовестной конкуренции. Соответственно, определяющими принципами формирования нашей системы оценок стали: - независимость получения информации для оценки от доброй воли структур бизнеса и власти, что определило выбор параметров, собираемых и публикуемых органами государственной статистики; - принципиальная измеримость параметров, используемых для оценки, что определило выбор показателей физического воздействия на окружающую среду; - проверяемость результатов оценки любыми участниками процесса, что привело нас к публикации методики в прессе и публикации первичной информации в Справочнике. Получившаяся система как бы и не подразумевает деления компаний и предприятий на хороших и плохих, чему мы очень рады. Члены образованного российского общества, вооружившись нехитрым калькулятором, сами способны выставить оценки сообразно своим критериям качества, а уж инвесторы - тем более. Главный итог прошедших лет прост - экологические рейтинги компаний и предприятий стали реальным инструментом оценки субъектов российского бизнеса и, следовательно, развития и модернизации российской экономики. Вопрос, для обсуждения которого мы Вас собрали - что дальше с этим инструментом делать. Можно - ничего принципиально не меняя - из года в год производить оценку по опубликованной методике, накапливая статистику и анализируя тренды. Можно - используя как отечественный, так и мировой опыт, создать семейство рейтингов, позволяющих учитывать особенности предприятий, работающих в разных отраслях и в разных регионах нашей необъятной страны; позволяющих более точно учитывать вклад компаний в экологизацию производства. Последнее невозможно без Вашего заинтересованного участия, без Вашей целенаправленной активности, без нашего с Вами делового сотрудничества. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |