О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1885, 2 октября 2005 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ: ПРАВОЗАЩИТНИК - ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БОМБЫ бывают разные. В том числе экологические, причем замедленного действия. Уральский экономический регион по степени загрязнения и деградации природной среды в России занимает первое место, а среди самых неблагополучных уральских областей уверенно лидирует Челябинская область. Южный Урал сегодня - это прежде всего сочетание чрезвычайно высоких техногенных нагрузок устаревших малоэффективных хищнических производств, вызывающих глобальное загрязнение биосферы, с огромным количеством уже накопленных за долгие годы радиоактивных и высокотоксичных отходов, создающих высокую опасность катастрофического загрязнения огромных территорий. Экотоксикология на Южном Урале в начале XXI века - одна из острейших и актуальнейших проблем. В 2001 году здесь без очистки было выброшено в атмосферу 661,773 тысячи тонн загрязняющих веществ. К тому же на 138 промышленных предприятиях Челябинской области образовалось и было депонировано 15 миллионов тонн промышленных отходов всех классов опасности, что на 1,8 миллиона тонн больше соответствующих показателей 2000 года. К началу нового века на территории Челябинской области было накоплено 3 миллиарда 995 миллионов тонн отходов разного класса опасности. За этими страшными цифрами - недопустимые условия для проживания населения, увеличение количества неработающих, ранняя смертность и инвалидность, рост социальных выплат и, следовательно, повышение социального груза общества, его обнищание в конечном итоге. При этом недобросовестные владельцы предприятий-загрязнителей сегодня фактически освобождены от какой-либо ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью населения. К примеру, от финансовой ответственности за реабилитационные и социальные программы по ликвидации последствий своей хищнической бизнес-деятельности. Парадокс отсутствия ответственности в том, что не предприниматель-отравитель, а пострадавший от него налогоплательщик сегодня оплачивает из своего кармана целевые экологические программы, зачастую адресуя при этом значительные средства все тому же загрязнителю. Так, только в 2001 году в ходе реализации экологической программы 10,9 миллиона рублей из Челябинского областного бюджета были потрачены на изготовление и доставку на промплощадку ЗАО "Карабашмедь" трех адсорберов и трех ресиверов для кислородной станции. На бюджетные же средства были выполнены строительно-монтажные работы на отделении приготовления строительного молока. При этом трагическим приговором всем звучит безапелляционный вывод экспертов: по их мнению, за весь период существования металлургического производства и действия экологических программ по городу Карабашу практических мероприятий, которые ликвидировали бы источники загрязнения и улучшили бы экологическую среду обитания на данной территории, так и не проведено. Вся территория уральского города Карабаш сегодня является зоной техногенных отходов, а проживание на этой территории опасно для жизни. В 1986-1988 годах ежегодные выбросы "Карабашмеди" достигали более 163 тысяч тонн, что уже тогда грозило городу неизбежной экологической катастрофой. Природоохранные организации области тогда развернули масштабную работу по прекращению устаревших традиционных способов производства черновой меди. Областными властями было принято решение о реконструкции и перепрофилировании Карабашского медеплавильного комбината на переработку медесодержащих отходов. Выбросы снизились до 7 тысяч тонн, а в 1996 году в связи с полной остановкой губернатором Челябинской области Вадимом Соловьевым экологически опасного производства выбросы в атмосферу составили всего 25,5 тонны. Именно в том году приказом министра охраны окружающей среды и природных ресурсов России город получил статус "Зона экологического бедствия". Но в декабре 1996 года в Челябинской области состоялись губернаторские выборы, и при поддержке медепромышленника Александра Вольхина победил Петр Сумин. И тут же в рамках областной программы "Развитие медной отрасли промышленности" он вновь запустил это чрезвычайно экологически опасное предприятие. При этом вновь избранный губернатор своим постановлением No 157 даже освободил ЗАО "Карабашмедь" от налогообложения на три года, отнеся его к тому же к первой категории льготников по энергоснабжению. Лишившись налогов с градообразующего предприятия, городской бюджет самого экологически неблагополучного города планеты, Карабаш приказал долго жить. Под реальной угрозой оказалось местное здравоохранение и вся остальная городская социальная сфера. Но, как говорится, запущенный процесс уже пошел, и 9 января 1998 года один из лидеров ОПС "Уралмаш", ныне покойный Александр Крук вместе с Александром Вольхиным подписали судьбоносный учредительный договор о создании новой коммерческой структуры - ЗАО "Карабашмедь". Могущественное ОПС открыто приступило к своей экспансии на Южный Урал. А в 2004 году ключевое предприятие в цепочке металлургического производства вообще отошло к вновь созданному холдингу "Русская медная компания" екатеринбургского предпринимателя Игоря Алтушкина, чья деятельность, по существующему мнению, напрямую связывается с ОПС "Уралмаш". В начале 2000 года прокурор Челябинской области Анатолий Брагин и исполняющий обязанности начальника УФСБ оставили без внимания заявление главы Карабаша от 27 января 2000 года с просьбой принять срочные меры по созданию в городе нормальной рабочей обстановки - "по вопросам уплаты ЗАО "Карабашмедь" налогов на восстановление экологии в местный бюджет". По данным екатеринбургских спецслужб, в то же самое время в Челябинской области решался вопрос о передаче 10 процентов акций ЗАО "Кыштымский медеэлектролитный завод" коммерческой структуре, контролируемой одним из лидеров ОПС "Уралмаш" Сергеем Терентьевым. ЗАО "Карабашмедь", ключевое предприятие уральского медного передела, к сожалению, относится к предприятиям 1-го класса опасности и в процессе получения черновой меди непрерывно выбрасывает в атмосферу тонны опасных загрязняющих химических веществ. Промышленная площадка предприятия расположена всего лишь в 100 метрах от жилой застройки на склоне горы. Судя по всему, санитарная защитная зона как таковая вообще отсутствует, и токсические выбросы преимущественно оседают в расположенную в низине городскую жилую зону. Карабаш официально приравнен ООН к зоне экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. На северо-востоке Карабаша на площади 27,2 гектара размещен шлакоотвал, содержащий более 10 миллионов кубометров опасных отходов. Вблизи территории комбината также размещено еще одно техногенное месторождение отходов объемом более 5 миллионов кубометров. Пиритное "хвостохранилище" размещено в долине реки Сак-Элга и занимает площадь около 90 гектаров. "Призаборная" зона ЗАО "Карабашмедь", по данным экологических экспертиз, беспредельно заражена тяжелыми металлами из отходов горно-обогатительного производства. В отдельных районах города (район городской больницы, улиц Гагарина, Ленина, пос.Северный) зафиксированы рекордные показатели химического загрязнения - 483,5. Притом что показатели, превышающие 128 баллов, уже оцениваются специалистами как экологическое бедствие. Не рекомендуется пить воду из городских колодцев и Серебрянского водовода. Многократно протравленные карабашские земли не рекультивировались в течение многих лет. ЗАО "Карабашмедь", по официальной статистике, ежегодно выбрасывает в атмосферу десятки тысяч тонн токсичных твердых и газообразных веществ, еще больше металлизированных токсичных отходов канцерогенных и модифицирующих канцерогенез эмбриотоксических веществ вываливается прямо в городской черте. В 2000 году атмосферные выбросы, к примеру, составили 113,356 тысячи тонн. В 2001 году на шлакоотвалы "Карабашмеди" было депонировано еще 591 055,874 тонны токсических отходов. И так из года в год. Сегодня, судя по всему, в связи с приходом в Челябинскую область новой финансово-промышленной группы Игоря Алтушкина, еще более развившей на предприятии дополнительные губительные для города мощности, выбросы высокотоксичного диоксида серы выросли в связи с увеличением выпуска черновой меди. Соответственно и отходы на городские шлакоотвалы только в 2003 году составили 1004391,843 тонны. Невероятно, но похоже, что в интересах "предпринимателей" ЗАО "Карабашмедь" имеет от челябинских областных властей разрешение на временно согласованные выбросы, которые значительно превышают установленные экспертами предельно допустимые концентрации диоксида серы. Следователями областной прокуратуры было установлено, что руководство ЗАО "Карабашмедь" имеет индивидуальный пакет нормативов по предельно допустимым выбросам - персональное разрешение на выброс значительных объемов вредных, загрязняющих веществ. Согласно постановлению губернатора Челябинской области Петра Сумина от 19.02.2003 "Об установлении для ЗАО "Карабашмедь" сроков предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" и.о. заместителя начальника природоохранного ведомства по Челябинской области Джурко выдал ЗАО "Карабашмедь" разрешение на выбросы еще больших объемов загрязняющих веществ в городскую атмосферу. При этом руководители областных контрольных и надзирающих органов предпочитают не портить отношения с холдингом, за действиями которого, по мнению спецслужб, угадываются интересы не только администрации Челябинской области, но и крупнейшего в стране ОПС. Центр Госсанэпиднадзора Челябинской области, особо не афишируя свою деятельность, проводит научные исследования по "определению уровня металлов в крови и волосах детей Карабаша", фиксируются существенные сдвиги в минеральном обмене, обусловленные нагрузкой токсических элементов, таких как свинец, кадмий и мышьяк. Только показатель онкозаболеваемости на 100 тысяч населения Челябинской области за последние 5 лет увеличился с 335 до 364 случаев (в среднем по России он составляет 300). Но даже обвальная деградация качества окружающей среды Южного Урала, не оставляющая населению возможности выбора, не смогла убедить депутатов Госдумы от Челябинской области в необходимости принятия более жестких нормативов загрязнения, введения института ответственности недобросовестных промышленников и лоббирующих их корыстные интересы чиновников за наносимый радиационный и токсический ущерб. В прошлом году Росгидромет 251 раз предупреждал карабашцев о высоком уровне загрязнения городского атмосферного воздуха. В 96 процентах случаев мрачные прогнозы подтвердились. Сравнительно недавно на ЗАО "Карабашмедь" сотрудниками природоохранной прокуратуры было установлено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществлялись практически без очистки. Многоэлементный анализ в пределах всей территории города Карабаша убедительно доказывает существование единого источника загрязнения атмосферы в регионе. Экспертами к тому же установлено полное соответствие состава пыли и частиц шахтных печей и конвертора предприятия-загрязнителя ЗАО "Карабашмедь", пользующегося особым покровительством у областных властей, с токсическими компонентами атмосферного воздуха региона. Челябинская область расположена на уникальном водоразделе бассейнов трех рек - Волги, Урала и Тобола, - являющихся основными источниками водоснабжения всех отраслей народного хозяйства и населения Южного Урала. Под сильным техногенным загрязняющим воздействием сегодня уже оказались подземные воды в пределах Челябинска, Магнитогорска, Карабаша, Кыштыма и многих других населенных пунктов области. Сегодня рудничные воды, вытекающие из подземных горных разработок, тотально заражают всю Карабашскую гидросистему. В связи с закрытием Карабашского горнообогатительного производства были разрушены полностью или частично очистные сооружения, стоявшие на пути сточных вод из зоны Карабашских водосборников, фильтровавшие в основном шахтные воды, обогащенные ионами тяжелых высокоактивных металлов-токсинов. Сточные воды Соймоновской и Сак-Элгинской долин, зараженные илами бывшей флотационной обогатительной фабрики и химического завода, металлургическими шлаками, техногенными водами ЗАО "Карабашмедь" через Богородский пруд, реки Сак-Элга, Аткус, Ольховка, превращенные загрязнителями в коллектор сточных вод города, попадают в бассейн водозабора Аргазинского водохранилища - основного питьевого источника Челябинского промузла. Дешифрованные аэрофото- и космоснимки Аргазинской площади позволяют отчетливо увидеть глубокие "языки" техногенных илов уже в самом водохранилище Аргази. Анализ илов показывает, что содержание тяжелых металлов, в том числе ртути, меди, цинка, мышьяка, свинца, достигает промышленных значений, что в тысячи раз выше предельно допустимых концентраций. Постоянная хищническая погоня за извлечением сверхприбыли и сверхдоходов на ЗАО "Карабашмедь", рост объемов получения черновой меди с переработкой привозных руд, отличающихся повышенным содержанием редких элементов и высокотоксичной ртути, способствовали дополнительному заражению региона ртутью. Длительно проводившиеся золотодобывающие работы на основе ртутного амальгамирования при отсутствии внимания к такому особо важному вопросу, как демеркуризация территории, способствовали масштабному загрязнению всех сред обитания населения Карабаша особо токсичной, опасной для всего живого, ртутью. А меченые учеными изотопы ртути обнаружены не только в водах великих сибирских рек, но и в Северном Ледовитом океане. В бассейне озера Черного всего в 1,5-2 километрах от Аргазинского питьевого водохранилища прорабатываются варианты уже технологической добычи чистой и амальгамированной ртути. Сегодня в случае технологической катастрофы нельзя исключить возможность залпового прорыва воды, насыщенной тяжелыми канцерогенными металлами - токсинами, из Карабашской гидросистемы в систему рек Миасс-Тобол-Исеть-Обь с выходом в воды Северного Ледовитого океана. Тем более что подобные варианты, как нам стало известно, рассматривались на самом высоком уровне еще в середине 90-х годов прошлого века. В сентябре 1994 года глава администрации Челябинской области Вадим Соловьев направил участникам Ежегодной Конференции неправительственных организаций, имеющих статус в ООН и Генеральной Ассамблее ООН, информационное письмо "Об экологической ситуации в Челябинской области Российской Федерации". Экологи всего мира с трибуны ООН были проинформированы о том, что особую озабоченность человечества должна вызывать проблема промышленных открытых водоемов-хранилищ низкоактивных отходов ПО "Маяк", отделенных от речки Теча плотиной и гидрографически связанных с водоемами Иртяшско-Каслинской системы. Из-за насыщения сорбционной емкости плотины и достижения критической отметки уровня водоемов фильтрация радионуклидов из промышленных водоемов в Течу достигала в то время 15 миллионов кубометров в год, и не исключался залповый выброс через плотину радиоактивно загрязненных вод во всю ту же густонаселенную речную систему Теча-Исеть- Тобол-Иртыш-Обь, опять же-таки с выходом в Северный Ледовитый океан. Радиоэкологическая обстановка в Челябинской области в то время, да и сейчас была обусловлена в основном прошлой деятельностью ядерного военно-топливного комплекса ПО "Маяк" Минатома России, созданного на базе промышленного комплекса по получению плутония и переработке делящихся материалов. Еще в 1985 году было принято постановление Правительства СССР о сооружении спецхранилищ на Северном и Тихоокеанском флотах для хранения ядерных отсеков судовых реакторов. В середине 90-х обсуждалось оборудование хранилищ военного плутония и высокообогащенного материала на удаленных от жилых массивов освобождающихся площадках военных баз министерства обороны. Но минатом и ПО "Маяк" выиграли эти переговоры у минобороны. И в 1998 году стало известно о новых планах ПО "Маяк" - о начале строительства Хранилища Делящихся Материалов на 50 000 единиц хранения и Хранилища облученного топлива ВМФ. Концентрация плутониевых запасов на территории Челябинской области стала свершившимся фактом. Реализовался политический риск принятия ошибочного решения. Над населением Челябинской области нависла полынная горечь "плутониевой экономики". Вадим Соловьев в 1994 году информировал представителей мировых экологических организаций под председательством вицепрезидента США Гора о том, что на территории ПО "Маяк" под Челябинском было сконцентрировано более 500 тысяч тонн твердых радиоактивных отходов и около 380 миллионов кубометров жидких суммарной активностью более миллиарда кюри (при аварии на Чернобыльской АЭС было выброшено 50 млн. Ки). Участники экологических слушаний узнали, что в 1949-1956 годах под Челябинском осуществлялся сброс радиоактивных отходов в открытую гидрографическую сеть - речную систему Теча-Исеть-Тобол. За этот период было сброшено 76 миллионов кубов сточных вод общей активностью 2,75 миллиона кюри. Радиационному воздействию подверглись минимум 124 тысячи человек, проживавших по берегам водной системы. До настоящего времени высокую радиационную опасность представляют загрязненные радионуклидами пойменные земли и донные отложения в верховьях реки Теча, где депонировано около 60 тысяч. Ки радионуклидов: стронция-90 и цезия-137. В сентябре 1957 года в результате химического взрыва емкости с радиоактивными отходами из хранилища были выброшены радионуклиды общей активностью 20 миллионов Ки, 2 миллиона Ки из которых поднялись в атмосферу и образовали облако, прошедшее над территорией Челябинской, Свердловской и Тюменской областей и образовавшее Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС). Третья аварийная ситуация имела место весной 1967 года и была связана с пылевым переносом радионуклидов с обсохшей береговой полосы водоема Карачай - всего лишь одного из многих открытых хранилищ жидких радиоактивных отходов на промплощадке ПО "Маяк". В результате инцидентов на Урале, по официальным данным, подверглись повышенным уровням облучения 437 тысяч человек. У населения, проживающего в верховьях реки Теча, было диагностировано 935 случаев хронической лучевой болезни, описанных только в Челябинской области. Нигде в мире не было зарегистрировано подобного заболевания. К 1989 году зафиксирован резкий рост смертности населения от злокачественных новообразований на территориях Челябинской области, пострадавших от радиационного воздействия. Оценивая экологическую обстановку в Челябинской области для ООН, челябинский губернатор еще в 1994 году назвал ее весьма сложной и опасной для населения и окружающей природной среды. Предполагалось, что, понимая опасность глобального экологического катаклизма, ООН предоставит Челябинской области статус наибольшего благоприятствования, откроет "зеленый свет" перед зарубежными инвестициями в наш регион. Но события развивались совсем по иному сценарию. Даже государственные инвестиции, выделенные бюджетом 1997 года на целевую программу социальной и радиационной реабилитации населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк" в сумме 64 миллиарда рублей, до Челябинской области не дошли. Соорудив фиктивный пакет документов в интересах финансовопромышленной группы "Менатеп-ЮКОС", должностные лица администрации Челябинской области рассчитались по несуществующим налоговым задолженностям ОАО "Юганскнефтегаз". И соответственно в течение нескольких лет экологические проекты реабилитации населения области и радиоактивной территории не финансировались вообще. Между тем в 2004 году по сравнению с 2003 годом объем выноса изотопов техногенного происхождения с водами реки Теча через контрольные створы села Муслюмово увеличился в 1,8 раза по стронцию-90 и в два раза по тритию. Среднегодовые концентрации радиоактивного стронция в реке Караболка превысили фоновые значения уже в 25-40 раз. В прошлом году на сети радиационного мониторинга было зафиксировано 7 случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха, а в 2003 году - 9 случаев. В поселке Новогорный под Челябинском среднегодовые концентрации стронция-90 в воздухе превышали фоновые более чем в 208 раз. Сброс промышленных сточных вод Федерального ядерного центра в Снеженске, содержащих техногенные нуклиды, продолжает в значительных объемах осуществляться в болото Большое, примыкающее к озеру Семискуль, в озеро Силач и реки Большая и Малая Вязовка. В 2002 году из всего объема сточных вод 2435 тысяч кубометров, или 95 процентов, являются загрязненными. При этом 2119 тысяч кубометров из них вообще не очищаются. Исторически сложившаяся схема обращения с жидкими радиоактивными отходами ПО "Маяк" по-прежнему предполагает их регулярный сброс в озера Кызылташ, Татыш, Карачай, ряд искусственно созданных водоемов и Теченский каскад водоемов. В 2002 году очаг просачивания зараженной воды в пойму реки Теча сквозь тело плотины увеличился и достиг 15-20 метров. Южноуральские экологические бомбы замедленного действия - "бомба от атома" - ПО "Маяк" и "бомба металлургическая" - ЗАО "Карабашмедь", возможно, отсчитывают последние минуты перед взрывом. Заложники экологической катастрофы, по масштабам намного превосходящей новоорлеанскую, устав от бездействия отечественных чиновников и силовиков, готовят обращение в Гаагский международный трибунал. Почему так далеко? И так высоко? Да, видимо, потому, что родные, близкие уральские власти не решают эти проблемы с прошлого тысячелетия. А российские чиновники разных ведомств лишь берут ситуацию на контроль, но действий никаких не производят. А тем временем наши дети, жены и мы сами обречены на вымирание в отравленном металлургами и атомщиками крае. Это, конечно, никогда не поймут владельцы этих предприятий - их семьи, да и некоторые из них сами запаслись британским и другими гражданствами. С зеленых лужаек Англии наши экологические проблемы существуют виртуально... Специалист по созданию на Урале зон наибольшего экономического благоприятствования Александр Другов в течение нескольких лет пытается убедить власти Челябинской области в том, что сегодня просто нет другого пути по привлечению значительных средств в экономику депрессивной Карабашской зоны, кроме как создав там режим, привлекательный для размещения значительных капиталов. Но этот вполне очевидный путь решения хотя бы части экологических проблем наталкивается на упорное нежелание недобросовестных промышленников-монополистов и лоббирующих их интересы местных чиновников поделиться с другими своими необычайно высокими сверхдоходами. На днях в Госдуму поступил законопроект о парламентских расследованиях, согласно которому парламентскому расследованию подлежат факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека, обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также обстоятельства, связанные с наступлением негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Экологическая ситуация на Южном Урале, причины и условия ее возникновения вполне заслуживают того, чтобы стать предметом первого такого расследования. В.Филичкин, председательно общественной организации "Челябинцы против коррупции" "Российская газета", 1 октября 2005 г. filichkin@mail.ru, 2 октября 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |