Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  #### Сообщение ECO-HR.1871, 18 сентября 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                               Право на безопасную окружающую среду



             ОЗАБОЧЕНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ БАЛТИКИ


    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
    Финский залив болеет - сохранят ли здоровье жители?
    В апрельские Дни защиты от экологической опасности (13 апреля) в
Санкт-Петербурге во Дворце Труда прошел Круглый стол, посвященный  состоянию
природы Финского залива и впадающих в него рек, а также его побережья.
Круглый стол проводили общественные организации <Дети  Балтики>, Природная
школа <Остров> и Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской
области.
    Участники - активисты общественных организаций и ученые эксперты -
поделились результатами  исследований и наблюдений ухудшающейся
экологической ситуации.
    Тревожная ситуация сложилась на южном побережье Финского залива. 11
километровая прибрежная зона города Ломоносова развивается исключительно по
портово-индустриальному сценарию. Дополнительно к существующим 6 портам
планируется строительство еще 4-х. В 2004 году проведена экспертная оценка
потенциального воздействия комплекса портовых сооружений г. Ломоносова на
окружающую среду с учетом планируемых объектов.  Эксперты испытывали большие
трудности с получением информации о параметрах береговых объектов,
необходимых для исследований.
    Оценка, которую провели 10 экспертов, показала, что такая индустриальная
нагрузка приведет и уже приводит к исчезновению рекреационных зон для
жителей, мест обитания птиц и других прибрежных животных. По мнению эксперта
группы <ЭКОМ> СПб общества естествоиспытателей Полины Агаханянц,
строительство портово-техно-логического комплекса <Бронка> исключает
возможность организации заказника <Плавни Кронколонии>. Строительство портов
будет негативно влиять на перелетных птиц.
    Многие вопросы экспертов, связанные с планируемыми портами, так и
остались без ответа. Не определены места захоронения загрязненных грунтов,
намываемых на территории строительства порта <Янтарь>. Нет достаточной
информации о планируемой частоте захода судов в порты. Это не дает
возможности достоверно оценить риски аварий.
    Выводы и рекомендации экспертов переданы заказчику, но нет уверенности,
что они будут использованы при принятии решений. В Концепцию Генерального
плана Санкт-Петербурга включены все планируемые портово-промышленные объекты.
В то же время в Концепцию не включен природный прибрежный заказник <Плавни
Кронштадской колонии>, проект которого разработан Дирекцией особо охраняемых
природных территорий и поддержан жителями на общественных слушаниях.
    В Финском заливе в целом, и на северном берегу залива в частности,
общественность также наблюдает опасные воздействия портовых комплексов на
природу.  Например, по информации Александра Сутягина (проект "мониторинг
БТС"), фарватер для захода танкеров на терминал НК "Лукойл" в Высоцке
пересекает акваторию заказника международного значения "Березовые острова".
Продолжаются заходы однокорпусных танкеров в порт Приморск, что резко
увеличивает риск серьезных аварий. Не решены проблемы с улавливанием
токсичных  летучих углеводородов и сероводорода при наливе нефти в танкера.
Наибольший риск аварий возникает не только в окрестности самих терминалов,
но и в зонах схождения фарватеров,  где наблюдается наибольший трафик судов.
Растет общее число заходов танкеров, растут объемы транспортировки
нефтепродуктов, но никто не оценивает суммарные риски для природы и граждан
региона от воздействия всего портового комплекса - нет инструмента
стратегической оценки безопасности и взаимовлияния портовых комплексов в
Финском заливе. Не ведется постоянный мониторинг нефтеразливов, т.е.
отсутствует оперативная информация о ситуации в Финском заливе, необходимая
для эффективной и своевременной ликвидации последствий аварий. Зона
ответственности отдельного терминала обычно простирается на 3-5 км от порта.
Все остальное - это зона безответственности, и до сих пор Администрацией
Ленобласти не утвержден единый план ликвидации аварийных разливов нефти для
региона в целом, т.е. основной нормативный документ,  регламентирующий
ответственность за разливы нефти на акватории Финского залива, Невы, Ладоги
и Свири. Ликвидирована Балтийская спецморинспекция, основной государственный
орган по контролю за аварийными нефтеразливами на Финском заливе.
    Участники круглого стола обсуждали экологическую ситуацию в бассейнах
малых рек, впадающих в Финский залив. Общественный экологический контроль
рек и их берегов ведет Сеть наблюдения рек организации <Дети Балтики> в
рамках программы River Watch Коалиции Чистая Балтика. Координатор Сети Вера
Овчаренко назвала наиболее типичные экологические проблемы малых рек. Не
очищаются: поверхностные и ливневые стоки, стоки промышленных предприятий и
сельского хозяйства, жилого сектора. Множетсво свалок мусора отмечено на
берегах рек и побережье залива. Идет несанкционированное частное
строительство в водоохранных зонах. Гидротехнические сооружения (в том числе
нелегальные дамбы, плотины, запруды) препятствуют прохождению рыбы на нерест.
Нет механизмов общественного участия в управлении водными ресурсами, при
принятии решений не учитывается бассейновый подход, нет процедур защиты
водоохранных зон.
    Отдельным вопросом обсуждения была ситуация  на острове Бычий в дельте
реки Невы. Почти вся территория острова  Бычий является водоохраной в
соответствии с Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга No 101 от
15.10.1999 г. В составе Невской дельты эта территория входит в границы
<Объединенной охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга>, на
которой ограничена хозяйственная деятельность и которая включена в Список
Всемирного наследия ЮНЕСКО (No 540 от 17.10.1989 г.).
    Татьяна Кудрявцева (руководитель Природной школы <Остров>) рассказала,
что несколько лет на острове Бычий действует детский экологический центр
<Зеленый Остров>, и его деятельность направлена на наблюдение и сохранение
природы острова, воспитание экологической культуры молодежи. В настоящее
остров Бычий, который является зоной зеленых насаждений общего пользования,
планируется отдать под капитальной строительство. Это входит в противоречие
и с водоохранными нормами, и с Законом <О зеленых насаждениях>, угрожает
сохранению уникального природного объекта <Объединенной охранной зоны
центральных районов Санкт-Петербурга>. Планы застройки острова
предусматривают ликвидацию детского экологического центра.
    Участники Круглого стола отмечали множество общих проблем Невской губы и
малых рек. Повсеместно водоохранные зоны используются под строительство,
свалки, разнообразные коммерческие проекты. Продолжается сброс снега в реки
(от этого, например, весной в реке Ждановке в сотни раз возрастает содержание
хлоридов).  Происходит и нарушение теплового режима рек. (В реке Карповке
часто фиксируется сброс горячей воды из трубы 1-го медицинского института).
Ведется вырубка деревьев и кустарников (есть факты  на берегах рек Стрелка,
Гладышевка). Затруднен доступ к экологической информации, в официальных
источниках и в СМИ часто искажается информация. (Например, в районе п-ва
Безымянный затопленное судно было засыпано строительными отходами, а в
отчетах фигурировало <поднятие>).
    Жители теряют доступ к водным объектам, как к местам отдыха. Снижается
биразнообразие, ухудшается качество воды, гибнут рекреационные зоны.
    Участники Круглого стола предлагают:
 * Ввести обязательный <экологический всевобуч> для чиновников всех рангов.
 * Принять законодательный акт <Береговой Кодекс>, регламентирующий порядок
использования и защиты водоохранных зон.
 * Организовать межвеждомственную структуру (с участием государственных и
общественных организаций), ответственную за Комплексную программу развития
береговой зоны, имеющую право согласования всех проектов в береговых зонах,
а также осуществляющую просветительскую деятельность;
    Общественные организации обратились с письмом к Губернатору
Санкт-Петербурга о недопустимости  застройки острова Бычий и ликвидации
детского экологического центра.
    Дополнительная информация: О.Cенова, o_senova@spb,org,ru,
    В.Овчаренко, vera@rvschool.spb.org, Т.Кудрявцева, biotop@mail.ru
             Источник: o_senova@spb.org.ru, 29 апреля 2005 г.

    ПРОКУРОРЫ
    Прокуроры Балтии озаботились экологией
    В Петербурге в максимально закрытом режиме состоялась встреча генеральных
прокуроров Совета государств Балтийского моря. Обсуждались проблемы борьбы с
загрязнением окружающей среды и экологическими преступлениями, а также
вопросы взаимодействия специальных управлений по борьбе с организованной
преступностью и оперативных комитетов.
    Сама подготовка к проведению саммита или, точнее, Десятой встречи
генеральных прокуроров государств региона Балтийского моря, напоминала
полицейскую спецоперацию. Несмотря на то, что информация о будущем форуме в
Санкт-Петербурге просочилась в СМИ еще в мае, а о подготовке к мероприятию
было доподлинно известно за несколько дней до его проведения, в прокуратуре
факт встречи генпрокуроров либо отрицали, либо отсутствие комментариев
объясняли неосведомленностью.
    Да и место проведения встречи еще буквально накануне не было известно:
рассматривались несколько отелей, пока окончательный выбор не был остановлен
на "Астории". Впрочем, и здесь как-то определить, что в отеле проходит такое
важное мероприятие, можно было разве что по дежурившему у входа наряду ГИБДД.
В холле спокойно бродили туристы, а проверка аппаратуры и установление
личности журналистов начинались только непосредственно перед входом на
конференцию. Как выяснилось позднее, эти действия можно было и не проводить:
тщательно проверенную прессу хотя и пустили в зал заседания, однако ни во что
судьбоносное посвящать не стали. Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов
ограничился буквально двумя фразами об удовольствии принимать своих коллег в
Петербурге, после чего замолчал, ожидая, пока прессу удалят из зала.
    После этого прокуроры, судя по полученным позднее официальным сообщениям,
углубились в обсуждение наиболее актуальных вопросов. Участники встречи
говорили об экологических преступлениях, не забывая при этом о "многообразии
государственных прокурорских систем, вытекающем из различных европейских
традиций". В ходе саммита прокуроры заслушали несколько экспертных групп, в
частности, по вопросам оказания взаимной правовой помощи и экстрадиции по
уголовным делам стран Балтийского региона, а так же торговле женщинами и
детьми.
    По мнению собравшихся, наиболее распространенными нарушениями в области
охраны окружающей среды для регионов, примыкающих к Балтийскому морю,
являются нарушения экологических требований при обращении с промышленными
отходами и бытовыми стоками.
    Судя по официальной информации, обсуждался и вопрос возможных аварийных
разливов нефтепродуктов в акватории Финского залива, аварийные залповые
выбросы загрязняющих веществ в приграничных водоемах и в атмосфере. Уделялось
внимание и вопросу противодействия хищениям леса и лову ценных пород рыб.
    Сейчас известно, что во встрече приняли участие генеральные прокуроры
Российской Федерации, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Исландии, Швеции,
Финляндии, Дании и Норвегии.
    По мнению аналитиков, поднимавшиеся на встрече проблемы действительно
вызывают опасения у представителей стран Балтийского региона. Речь может
идти и о проводке крупнотоннажных танкеров по оживленным путям в Балтике, и
об утилизации ядерных отходов на Кольском полуострове и запасов химического
оружия, затопленных в нескольких районах Балтики после Второй Мировой войны.
Однако подробная информация о встрече теперь появится, вероятно, лишь на
официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.
                 А.Копланов, ИА "Росбалт", 29/06/2005 г.

    ПОЛИТИКИ
    Газопроводу Россия-Германия угрожает химоружие Гитлера
    Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что строительство
Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией обернется
экологической катастрофой для Балтийского моря.
    Как пишет в пятницу "Коммерсант", Бразаускас отреагировал на выступления
литовских защитников окружающей среды. По их словам, со времен второй
мировой войны на балтийском дне покоятся залежи химического оружия
гитлеровской Германии, и вполне может оказаться, что трасса СЕГ пройдет
через эту химическую свалку. В этом случае Балтийскому морю грозит
экологическая катастрофа.
    Литовский премьер, в частности, заявил, что при проведении всех работ по
прокладке СЕГ страны, подписавшие конвенцию об охране Балтийского моря, и
все другие государства будут требовать соблюдения тех требований, что
предусмотрены в конвенции. "Балтийское море - это общее достояние, а не
собственность одного или двух государств", - Бразаускас. Премьер пообещал,
что обязательно поднимет этот вопрос на саммите лидеров стран Северной
Европы в Рейкьявике.
    Ранее президент Польши Александр Квасьневский также назвал "подписанный
пакт Путина-Шредера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической
и политической точек зрения". А депутаты польского сейма приняли заявление,
в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве
СЕГ "угрожает безопасности и независимости Польши".
    Такую же оценку заключенному соглашению дал и премьер-министр Латвии
Айгарс Калвитис. По его словам, "планируемое Россией и Германией
строительство СЕГ по дну Балтийского моря может поставить под угрозу
безопасность этого региона. Оно не отвечает единой энергетической политике
ЕС, в связи с чем Латвия намерена дать ему отрицательную оценку".
    Напомним, что трасса СЕГ проходит по акватории Балтийского моря от
Выборга (Ленинградская область) до Грайсвальда (Германия). Газопровод
протяженностью 1200 километров будет введен в эксплуатацию, по информации
"Газпрома", в 2010 году. На первом этапе планируется строительство одной
нитки пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров газа в год. Проектом
предусмотрено строительство второй нитки, которая увеличит мощность СЕГ до
55 миллиардов кубометров.
         Lenta.ru, 16.09.2005 г.
         http://lenta.ru/news/2005/09/16/baltia/

    ПРАКТИКИ
    На дне Финского залива лежат суда с нефтью и боеприпасами
(Санкт-Петербург) - Новости России - ИА REGNUM
    На дне Финского залива лежат суда с нефтью и боеприпасами
    Покоящиеся на дне Финского залива затонувшие корабли времен Второй
Мировой войны являются не только братскими могилами, но могут представлять
и серьезную опасность: у многих из них до сих пор в трюмах находятся запасы
топлива и боезапас. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня,
23 августа, на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил научный
руководитель проекта "Тайны затонувших кораблей" Андрей Лукошков.
   "Обнаруженный и идентифицированный водолазами, участниками проекта, летом
2005 года потопленный фашистами в августе 1941 года танкер No 12, по нашему
мнению, представляет опасность. Он весь опутан оборванными рыболовецкими
сетями, не обозначен на картах, но находится в водах полигона для тренировок
российских подводных лодок. Наши водолазы, обследуя танкер, обнаружили в его
внутренних помещениях плавающие под потолком пузыри масла. Судя по всему,
танкер шел с грузом нефти, которая, даже спустя 64 года может представлять
определенную экологическую опасность. Как известно, между Гогландом и
Ленинградом было выставлено во время войны 46 тысяч мин. Из них затралено
6 тысяч. Многие еще остались в водах залива", - отметил Лукошков.
   Участники проекта "Тайны затонувших кораблей" составляют государственный
регистр затонувших объектов - они считают, что такой регистр необходим и с
точки зрения безопасности. Что касается создания подводного музея
исторических находок, как это делается, например, в Финляндии, или музея на
основе поднятых затонувших объектов, как в Швеции, то, по словам Лукошкова,
пока бюджетом проекта средства на консервацию поднятых объектов не
предусмотрены.
             ИА REGNUM, 23.08.2005 г.
             http://www.regnum.ru/news/501056.html

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность