О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1871, 18 сентября 2005 г. ****************## ################################################################## Право на безопасную окружающую среду ОЗАБОЧЕНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ БАЛТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ Финский залив болеет - сохранят ли здоровье жители? В апрельские Дни защиты от экологической опасности (13 апреля) в Санкт-Петербурге во Дворце Труда прошел Круглый стол, посвященный состоянию природы Финского залива и впадающих в него рек, а также его побережья. Круглый стол проводили общественные организации <Дети Балтики>, Природная школа <Остров> и Федерация профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Участники - активисты общественных организаций и ученые эксперты - поделились результатами исследований и наблюдений ухудшающейся экологической ситуации. Тревожная ситуация сложилась на южном побережье Финского залива. 11 километровая прибрежная зона города Ломоносова развивается исключительно по портово-индустриальному сценарию. Дополнительно к существующим 6 портам планируется строительство еще 4-х. В 2004 году проведена экспертная оценка потенциального воздействия комплекса портовых сооружений г. Ломоносова на окружающую среду с учетом планируемых объектов. Эксперты испытывали большие трудности с получением информации о параметрах береговых объектов, необходимых для исследований. Оценка, которую провели 10 экспертов, показала, что такая индустриальная нагрузка приведет и уже приводит к исчезновению рекреационных зон для жителей, мест обитания птиц и других прибрежных животных. По мнению эксперта группы <ЭКОМ> СПб общества естествоиспытателей Полины Агаханянц, строительство портово-техно-логического комплекса <Бронка> исключает возможность организации заказника <Плавни Кронколонии>. Строительство портов будет негативно влиять на перелетных птиц. Многие вопросы экспертов, связанные с планируемыми портами, так и остались без ответа. Не определены места захоронения загрязненных грунтов, намываемых на территории строительства порта <Янтарь>. Нет достаточной информации о планируемой частоте захода судов в порты. Это не дает возможности достоверно оценить риски аварий. Выводы и рекомендации экспертов переданы заказчику, но нет уверенности, что они будут использованы при принятии решений. В Концепцию Генерального плана Санкт-Петербурга включены все планируемые портово-промышленные объекты. В то же время в Концепцию не включен природный прибрежный заказник <Плавни Кронштадской колонии>, проект которого разработан Дирекцией особо охраняемых природных территорий и поддержан жителями на общественных слушаниях. В Финском заливе в целом, и на северном берегу залива в частности, общественность также наблюдает опасные воздействия портовых комплексов на природу. Например, по информации Александра Сутягина (проект "мониторинг БТС"), фарватер для захода танкеров на терминал НК "Лукойл" в Высоцке пересекает акваторию заказника международного значения "Березовые острова". Продолжаются заходы однокорпусных танкеров в порт Приморск, что резко увеличивает риск серьезных аварий. Не решены проблемы с улавливанием токсичных летучих углеводородов и сероводорода при наливе нефти в танкера. Наибольший риск аварий возникает не только в окрестности самих терминалов, но и в зонах схождения фарватеров, где наблюдается наибольший трафик судов. Растет общее число заходов танкеров, растут объемы транспортировки нефтепродуктов, но никто не оценивает суммарные риски для природы и граждан региона от воздействия всего портового комплекса - нет инструмента стратегической оценки безопасности и взаимовлияния портовых комплексов в Финском заливе. Не ведется постоянный мониторинг нефтеразливов, т.е. отсутствует оперативная информация о ситуации в Финском заливе, необходимая для эффективной и своевременной ликвидации последствий аварий. Зона ответственности отдельного терминала обычно простирается на 3-5 км от порта. Все остальное - это зона безответственности, и до сих пор Администрацией Ленобласти не утвержден единый план ликвидации аварийных разливов нефти для региона в целом, т.е. основной нормативный документ, регламентирующий ответственность за разливы нефти на акватории Финского залива, Невы, Ладоги и Свири. Ликвидирована Балтийская спецморинспекция, основной государственный орган по контролю за аварийными нефтеразливами на Финском заливе. Участники круглого стола обсуждали экологическую ситуацию в бассейнах малых рек, впадающих в Финский залив. Общественный экологический контроль рек и их берегов ведет Сеть наблюдения рек организации <Дети Балтики> в рамках программы River Watch Коалиции Чистая Балтика. Координатор Сети Вера Овчаренко назвала наиболее типичные экологические проблемы малых рек. Не очищаются: поверхностные и ливневые стоки, стоки промышленных предприятий и сельского хозяйства, жилого сектора. Множетсво свалок мусора отмечено на берегах рек и побережье залива. Идет несанкционированное частное строительство в водоохранных зонах. Гидротехнические сооружения (в том числе нелегальные дамбы, плотины, запруды) препятствуют прохождению рыбы на нерест. Нет механизмов общественного участия в управлении водными ресурсами, при принятии решений не учитывается бассейновый подход, нет процедур защиты водоохранных зон. Отдельным вопросом обсуждения была ситуация на острове Бычий в дельте реки Невы. Почти вся территория острова Бычий является водоохраной в соответствии с Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга No 101 от 15.10.1999 г. В составе Невской дельты эта территория входит в границы <Объединенной охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга>, на которой ограничена хозяйственная деятельность и которая включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (No 540 от 17.10.1989 г.). Татьяна Кудрявцева (руководитель Природной школы <Остров>) рассказала, что несколько лет на острове Бычий действует детский экологический центр <Зеленый Остров>, и его деятельность направлена на наблюдение и сохранение природы острова, воспитание экологической культуры молодежи. В настоящее остров Бычий, который является зоной зеленых насаждений общего пользования, планируется отдать под капитальной строительство. Это входит в противоречие и с водоохранными нормами, и с Законом <О зеленых насаждениях>, угрожает сохранению уникального природного объекта <Объединенной охранной зоны центральных районов Санкт-Петербурга>. Планы застройки острова предусматривают ликвидацию детского экологического центра. Участники Круглого стола отмечали множество общих проблем Невской губы и малых рек. Повсеместно водоохранные зоны используются под строительство, свалки, разнообразные коммерческие проекты. Продолжается сброс снега в реки (от этого, например, весной в реке Ждановке в сотни раз возрастает содержание хлоридов). Происходит и нарушение теплового режима рек. (В реке Карповке часто фиксируется сброс горячей воды из трубы 1-го медицинского института). Ведется вырубка деревьев и кустарников (есть факты на берегах рек Стрелка, Гладышевка). Затруднен доступ к экологической информации, в официальных источниках и в СМИ часто искажается информация. (Например, в районе п-ва Безымянный затопленное судно было засыпано строительными отходами, а в отчетах фигурировало <поднятие>). Жители теряют доступ к водным объектам, как к местам отдыха. Снижается биразнообразие, ухудшается качество воды, гибнут рекреационные зоны. Участники Круглого стола предлагают: * Ввести обязательный <экологический всевобуч> для чиновников всех рангов. * Принять законодательный акт <Береговой Кодекс>, регламентирующий порядок использования и защиты водоохранных зон. * Организовать межвеждомственную структуру (с участием государственных и общественных организаций), ответственную за Комплексную программу развития береговой зоны, имеющую право согласования всех проектов в береговых зонах, а также осуществляющую просветительскую деятельность; Общественные организации обратились с письмом к Губернатору Санкт-Петербурга о недопустимости застройки острова Бычий и ликвидации детского экологического центра. Дополнительная информация: О.Cенова, o_senova@spb,org,ru, В.Овчаренко, vera@rvschool.spb.org, Т.Кудрявцева, biotop@mail.ru Источник: o_senova@spb.org.ru, 29 апреля 2005 г. ПРОКУРОРЫ Прокуроры Балтии озаботились экологией В Петербурге в максимально закрытом режиме состоялась встреча генеральных прокуроров Совета государств Балтийского моря. Обсуждались проблемы борьбы с загрязнением окружающей среды и экологическими преступлениями, а также вопросы взаимодействия специальных управлений по борьбе с организованной преступностью и оперативных комитетов. Сама подготовка к проведению саммита или, точнее, Десятой встречи генеральных прокуроров государств региона Балтийского моря, напоминала полицейскую спецоперацию. Несмотря на то, что информация о будущем форуме в Санкт-Петербурге просочилась в СМИ еще в мае, а о подготовке к мероприятию было доподлинно известно за несколько дней до его проведения, в прокуратуре факт встречи генпрокуроров либо отрицали, либо отсутствие комментариев объясняли неосведомленностью. Да и место проведения встречи еще буквально накануне не было известно: рассматривались несколько отелей, пока окончательный выбор не был остановлен на "Астории". Впрочем, и здесь как-то определить, что в отеле проходит такое важное мероприятие, можно было разве что по дежурившему у входа наряду ГИБДД. В холле спокойно бродили туристы, а проверка аппаратуры и установление личности журналистов начинались только непосредственно перед входом на конференцию. Как выяснилось позднее, эти действия можно было и не проводить: тщательно проверенную прессу хотя и пустили в зал заседания, однако ни во что судьбоносное посвящать не стали. Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов ограничился буквально двумя фразами об удовольствии принимать своих коллег в Петербурге, после чего замолчал, ожидая, пока прессу удалят из зала. После этого прокуроры, судя по полученным позднее официальным сообщениям, углубились в обсуждение наиболее актуальных вопросов. Участники встречи говорили об экологических преступлениях, не забывая при этом о "многообразии государственных прокурорских систем, вытекающем из различных европейских традиций". В ходе саммита прокуроры заслушали несколько экспертных групп, в частности, по вопросам оказания взаимной правовой помощи и экстрадиции по уголовным делам стран Балтийского региона, а так же торговле женщинами и детьми. По мнению собравшихся, наиболее распространенными нарушениями в области охраны окружающей среды для регионов, примыкающих к Балтийскому морю, являются нарушения экологических требований при обращении с промышленными отходами и бытовыми стоками. Судя по официальной информации, обсуждался и вопрос возможных аварийных разливов нефтепродуктов в акватории Финского залива, аварийные залповые выбросы загрязняющих веществ в приграничных водоемах и в атмосфере. Уделялось внимание и вопросу противодействия хищениям леса и лову ценных пород рыб. Сейчас известно, что во встрече приняли участие генеральные прокуроры Российской Федерации, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши, Исландии, Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии. По мнению аналитиков, поднимавшиеся на встрече проблемы действительно вызывают опасения у представителей стран Балтийского региона. Речь может идти и о проводке крупнотоннажных танкеров по оживленным путям в Балтике, и об утилизации ядерных отходов на Кольском полуострове и запасов химического оружия, затопленных в нескольких районах Балтики после Второй Мировой войны. Однако подробная информация о встрече теперь появится, вероятно, лишь на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. А.Копланов, ИА "Росбалт", 29/06/2005 г. ПОЛИТИКИ Газопроводу Россия-Германия угрожает химоружие Гитлера Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией обернется экологической катастрофой для Балтийского моря. Как пишет в пятницу "Коммерсант", Бразаускас отреагировал на выступления литовских защитников окружающей среды. По их словам, со времен второй мировой войны на балтийском дне покоятся залежи химического оружия гитлеровской Германии, и вполне может оказаться, что трасса СЕГ пройдет через эту химическую свалку. В этом случае Балтийскому морю грозит экологическая катастрофа. Литовский премьер, в частности, заявил, что при проведении всех работ по прокладке СЕГ страны, подписавшие конвенцию об охране Балтийского моря, и все другие государства будут требовать соблюдения тех требований, что предусмотрены в конвенции. "Балтийское море - это общее достояние, а не собственность одного или двух государств", - Бразаускас. Премьер пообещал, что обязательно поднимет этот вопрос на саммите лидеров стран Северной Европы в Рейкьявике. Ранее президент Польши Александр Квасьневский также назвал "подписанный пакт Путина-Шредера плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения". А депутаты польского сейма приняли заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве СЕГ "угрожает безопасности и независимости Польши". Такую же оценку заключенному соглашению дал и премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис. По его словам, "планируемое Россией и Германией строительство СЕГ по дну Балтийского моря может поставить под угрозу безопасность этого региона. Оно не отвечает единой энергетической политике ЕС, в связи с чем Латвия намерена дать ему отрицательную оценку". Напомним, что трасса СЕГ проходит по акватории Балтийского моря от Выборга (Ленинградская область) до Грайсвальда (Германия). Газопровод протяженностью 1200 километров будет введен в эксплуатацию, по информации "Газпрома", в 2010 году. На первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью 27,5 миллиарда кубометров газа в год. Проектом предусмотрено строительство второй нитки, которая увеличит мощность СЕГ до 55 миллиардов кубометров. Lenta.ru, 16.09.2005 г. http://lenta.ru/news/2005/09/16/baltia/ ПРАКТИКИ На дне Финского залива лежат суда с нефтью и боеприпасами (Санкт-Петербург) - Новости России - ИА REGNUM На дне Финского залива лежат суда с нефтью и боеприпасами Покоящиеся на дне Финского залива затонувшие корабли времен Второй Мировой войны являются не только братскими могилами, но могут представлять и серьезную опасность: у многих из них до сих пор в трюмах находятся запасы топлива и боезапас. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 23 августа, на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил научный руководитель проекта "Тайны затонувших кораблей" Андрей Лукошков. "Обнаруженный и идентифицированный водолазами, участниками проекта, летом 2005 года потопленный фашистами в августе 1941 года танкер No 12, по нашему мнению, представляет опасность. Он весь опутан оборванными рыболовецкими сетями, не обозначен на картах, но находится в водах полигона для тренировок российских подводных лодок. Наши водолазы, обследуя танкер, обнаружили в его внутренних помещениях плавающие под потолком пузыри масла. Судя по всему, танкер шел с грузом нефти, которая, даже спустя 64 года может представлять определенную экологическую опасность. Как известно, между Гогландом и Ленинградом было выставлено во время войны 46 тысяч мин. Из них затралено 6 тысяч. Многие еще остались в водах залива", - отметил Лукошков. Участники проекта "Тайны затонувших кораблей" составляют государственный регистр затонувших объектов - они считают, что такой регистр необходим и с точки зрения безопасности. Что касается создания подводного музея исторических находок, как это делается, например, в Финляндии, или музея на основе поднятых затонувших объектов, как в Швеции, то, по словам Лукошкова, пока бюджетом проекта средства на консервацию поднятых объектов не предусмотрены. ИА REGNUM, 23.08.2005 г. http://www.regnum.ru/news/501056.html ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |