Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1848, 26 августа 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность



          КАЗАХСТАН: ДИСКУССИЯ О СТАТУСЕ НПО ПРОДОЛЖАЕТСЯ


    ОБЩИЙ ВЗГЛЯД
    НПО в центре внимания
    Конфликт между правительством и некоммерческими организациями выявил
непонимание в разных кругах общественности сути гражданских институтов
Принятые парламентом законопроекты фактически ставят НПО под контроль органов
власти. На вопросы о ситуации, сложившейся вокруг неправительственных
организаций, отвечает Валентина Сиврюкова, президент Конфедерации НПО
Казахстана.
 - Валентина Андреевна, действительно ли НПО создают социальную напряженность
в обществе и являются зачинщиками государственных переворотов?
 - Нет. Напротив, НПО снимают напряженность в обществе и переводят
назревающие конфликты в цивилизованное русло. НПО призваны представлять
интересы разных социальных групп, способствуя тем самым решению социальных
проблем. Они осуществляют это как самостоятельно, так и на основе
сотрудничества с органами власти. Я говорю о тех НПО, которые работают в
правовом поле. Что касается "зачинщиков переворотов", то гипотетически их
можно предположить в различных структурах. Но при этом должна
совершенствоваться работа правоохранительных органов, например Комитета
национальной безопасности, и не следует обвинять априори неправительственные
организации. Если следовать логике в отношении НПО, то придется ставить под
полный контроль органов власти и бизнес-структуры, и сами органы власти.
Возникает абсурдная ситуация.
    Обсуждение в парламенте законопроектов, касающихся некоммерческих
организаций (международных и зарубежных), позволило сделать очень важные
выводы: что депутаты, которые выступали "за" и "против", недостаточно
осведомлены о том, что же такое на самом деле НПО. Об их предназначении и
деятельности, на каких принципах они получают финансирование, как формируют
свои проекты, насколько они нужны и полезны обществу. Кстати, все НПО имеют
юридическую регистрацию, счета в банках, отчитываются перед налоговыми
комитетами и статистическими органами.
 - Могли бы вы привести успешный пример работы одной из НПО?
 - Конечно, успешных примеров настолько много, что трудно определить лучший.
Каждая НПО не похожа на другую и фактически осуществляет инновационную
деятельность в рамках выбранной миссии. Если мы говорим примерно о двух
тысячах реально работающих НПО, то это такое же число успешных дел.
Неуспешная НПО нежизнеспособна.
    В качестве примера приведу Агроконсалтинговый центр. Он осуществлял
проект по развитию частного предпринимательства на селе. Специалисты этой НПО
обучали сельчан основам предпринимательства: как выбрать дело, как написать
бизнес-план, как составить бюджет, как вести бухгалтерию и так далее. Затем
НПО выступала гарантом при получении ими кредита в банке, осуществляла
мониторинг за развитием бизнеса. Это трудоемкая индивидуальная работа, но
создающая необратимость процесса. Эти люди уже не будут бедными, они научены
выживать и искать выходы из сложных ситуаций.
    Или другой пример: Диабетическая ассоциация Казахстана создает сеть школ
для больных диабетом. Непосвященным это может показаться неинтересным. На
самом деле это - "живительный родник" для тех, кого постигла болезнь на всю
жизнь. Школа обучает, как с ней жить, как преодолеть страх и панику, как
построить отношения с близкими. Клубы поиска работы учат безработных не
только как найти работу, но и как быть конкурентным на рынке труда. Центр
социальной и трудовой реабилитации детей и подростков с нарушенным развитием
занимается ранним выявлением нарушений у новорожденных и их коррекцией, что
является профилактикой от устойчивой инвалидности.
 - Как можно в отношении этих и других НПО объявлять презумпцию виновности?
А если есть нарушители законов, то применять к ним меры реагирования?
 - Что касается Киргизии, то там достаточно большое количество НПО
создавалось по инициативе госвласти. Зарубежные доноры при этом нередко
отмечали, насколько активно развивается неправительственный сектор, как
"власть демократична". Но это как раз пример так называемых квази-НПО.
Неправительственные организации должны вырастать снизу по инициативе людей,
исходя из реальных проблем. В этом случае это будут востребованные,
устойчивые НПО. Представители власти Киргизии поняли, что донорские деньги
можно использовать на решение проблем местных сообществ в виде ирригационных
систем, ремонта зданий, строительства мостов и так далее. Но при этом НПО не
стали институтами развития гражданских инициатив, обучения населения жизни в
новых экономических условиях. В результате многие социальные слои остались в
стороне, не участвуя в политической и экономической жизни. Люди не влияли на
ситуацию. Если бы все киргизские НПО создавались снизу по инициативе
социальных групп и для защиты их интересов, это бы помогло снимать социальное
напряжение, а не создавать его. Когда НПО вырастает по инициативе снизу, то
это дерево, у которого есть корневая система, а не трава перекатиполе. Мне
представляется важным урок из опыта Киргизии: нужно развивать систему НПО на
основе реальных потребностей общества. В Киргизии псевдо-НПО не смогли
выполнить свои подлинные функции, ярким тому подтверждением явились
бишкекские погромы. Это и был эффект "перекатиполе": ветер подул - и ком
несется, обрастая на своем пути.
 - Как вы относитесь к идее уменьшения иностранного финансирования
международными организациями и к переходу к государственному финансированию
НПО?
 - Это естественный процесс. Политика международных и зарубежных донорских
организаций выстраивалась в нашей стране, как и в других странах, не
пожизненно, а на определенное время. При этом определялись приоритеты для
каждого временного периода и по мере оценки экономического и общественного
развития. Главной их целью было создать устойчивую систему
неправительственных организаций, помочь им прочно встать на ноги,
способствовать развитию внутренних источников финансирования их
деятельности. Например, в Польше на данном этапе международные доноры
финансируют в основном обучающие программы, которые реализуют отдельные
польские НПО для стран СНГ, постсоциалистических государств. А НПО,
работающие на внутренние потребности, получают средства из бюджета, от
бизнеса. Зарубежные гранты сведены почти к нулю. По польским законам НПО,
которые получают деньги от бизнеса, обязаны предоставлять в органы местной
власти отчеты о своей деятельности. Логика здесь проста: бюджет недополучает
средства от бизнеса, поэтому власть должна знать, на что они расходуются.
НПО это воспринимают нормально.
 - Принятые законы направлены против так называемых опасных НПО, о которых
говорят отдельные депутаты и КНБ?
 - После "цветных революций" у некоторых парламентариев и чиновников сработал
стереотип: поиск виновного. Виновными объявлены НПО: нужно поставить их под
полный контроль. Но это неэффективный путь решения проблемы обеспечения
безопасности страны. Фактически это попытка контролировать законопослушные
организации, которые так же, как инициаторы законов, выступают за
безопасность страны.
    С точки зрения борьбы с коррупцией эти законы как раз направлены на
расширение коррупционного поля, но уже на уровне рядовых государственных
служащих, к которым должны идти руководители НПО испрашивать разрешения,
получать согласие. Цель законов и механизмы не совпадают. Для того чтобы
вопрос был рассмотрен быстрее, к чиновникам пойдут с подарками, и аппетиты
будут расти.
    Но есть другая очень большая опасность - это уход из неправительственного
сектора зрелых лидеров, профессионалов своего дела. Кто-то уйдет в бизнес,
кто-то в оппозицию. Потребуется десяток лет, чтобы вновь сформировался
мощный состав общественных лидеров.
 - Какие-то плюсы у этих законопроектов есть?
 - Во-первых, о неправительственных организациях заговорили в обществе. В
политтехнологиях существует такой подход: ругают или хвалят - разницы нет,
лишь бы правильно звучало имя. Благодаря этим законам НПО получили такую
популярность, что будет большой ошибкой этим не воспользоваться. Кстати, я
убеждена в том, что курс страны на демократию неизменен. Сейчас на всеобщее
рассмотрение и обсуждение вынесен проект концепции развития гражданского
общества в Казахстане. Все это никак не согласуется с попытками свернуть
деятельность неправительственного сектора в стране.
    Во-вторых, НПО поняли, что необходима консолидация для усиления своих
позиций и влияния в обществе, в том числе и в парламенте. В-третьих, лидеры
НПО задумались, за кого они голосовали из депутатов и насколько эти народные
избранники ориентированы на общественные интересы. В-четвертых, произошедшее
привело к выводу о том, что в обществе нет достаточно четкого видения
сектора НПО. Слабое представление о деятельности НПО было не только у тех,
кто против общественных организаций, но и тех, кто за.
            О.Флинк, О.Власенко, "Эксперт-Казахстан", 18 июля 2005 года

    ПОГОВОРИЛИ О ДРУЖБЕ
    Между органами власти и НПО должно быть достигнуто социальное
сотрудничество - профессор Балгинбаев
    АЛМАТЫ. 29 июля. КАЗИНФОРМ /Раушан Толенкызы/ - <Неправительственные
организации должны уметь играть координирующую роль в реализации важных
программ, которые имеют большое общественное и общенациональное значение.
Для этого между органами власти и НПО должно быть достигнуто не просто
социальное партнерство, а социальное сотрудничество>.
    Такое мнение сегодня на семинаре в Алматы высказал доктор философских
наук, профессор Албан Балгинбаев, сообщает корреспондент Казинформа. В
семинаре, проведенном накануне Второго гражданского форума, приняли участие
представители более чем 50 общественных организаций. Поддержку в его
проведении оказал городской департамент внутренней политики.
    Ученый выступил с докладом о роли и месте неправительственных организаций в
обществе, в обеспечении национальной безопасности, об их структуре, задачах
и целях, их социальной ответственности. Он призвал к установлению отношений
равенства между НПО и органами власти, что обеспечило бы успешное
осуществление их деятельности во имя общественных интересов.
    <Для этого, - сказал профессор, - НПО не должны просить различного рода
помощи у государства и правительства. Им самим следует выдвигать свои
предложения и мнения, выступать с проектами и их решениями. Именно в этом
случае органы власти признали бы НПО равными партнерами и выразили бы
заинтересованность в сотрудничестве с ними для выполнения поставленных
задач>.
    Вопросы сотрудничества между органами власти и бизнесменами затронул
председатель совета Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов. По
его мнению, развитию такого взаимодействия способствовало бы участие на
равных правах Совета экспертов из числа членов НПО в работе по рассмотрению
в Правительстве тех или иных нормативных документов, относящихся к
предпринимательской деятельности. Р.Баталов уделил, в частности, внимание
проекту закона о предпринимательской деятельности, который будет обсужден
осенью в Парламенте.
    На встрече также выступил руководитель Алматинского городского общества
инвалидов Али Аманбаев. Для установления подлинного социального партнерства,
сказал он, нужно создать условия для того, чтобы инвалиды также имели
возможность свободного общения с другими членами общества.
          Казинформ, www.inform.kz, 29 июля 2005 года

    ПАРТИЯ ПОСМОТРЕЛА ВДАЛЬ
    Политсовет партии <Асар> просит президента наложить вето на законы,
касающиеся деятельности НПО
    Политсовет республиканской партии <Асар> обратился к президенту
Казахстана Нурсултану Назарбаеву с просьбой наложить вето на законы,
затрагивающие статус и положение неправительственных организаций, передает
KZ-today.
    <Мы глубоко убеждены, что такое решение найдет позитивный отклик
в нашем обществе>, - говорится в обращении к президенту.
    Речь идет о принятых парламентом законах <О деятельности филиалов и
представительств (обособленных подразделений) международных и иностранных
некоммерческих организаций на территории РК> и <О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам некоммерческих
организаций>.
    По мнению политсовета партии, <отдельные положения новой редакции
упомянутых законодательных актов противоречат Конституции РК и Посланию
президента РК от 18 февраля 2005 года, где подчеркивается необходимость
развития институтов гражданского общества>. <Вступление в силу данных законов
негативно повлияет на то, что было построено тысячами НПО в партнерстве со
структурами исполнительной и представительной власти в течение последнего
десятилетия: доверие, социальный эффект, гражданскую инициативу и желание
населения самостоятельно решать свои проблемы>, - считают члены политсовета.
    Как сообщалось ранее, законы <О деятельности филиалов и представительств
(обособленных подразделений) международных и иностранных некоммерческих
организаций на территории РК> и <О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты РК по вопросам некоммерческих организаций>
были приняты парламентом 29 июня 2005 года. Позже, 13 июля, Конституционный
совет принял к производству обращение президента Казахстана о рассмотрении
данных законов на предмет соответствия Конституции. В соответствии с
законодательством РК, обращение должно быть рассмотрено на открытом
заседании в течение месяца.
       Интернет-газета "Gazeta.kz", www.gazeta.kz, 2 августа 2005 года

    ПОГОВОРИЛИ О РЕФОРМАХ
    Казахстанское общество нуждается в модернизации и совершенствовании
концепции гражданского общества - семинар лидеров НПО
    АЛМАТЫ. 4 августа. КАЗИНФОРМ /Асель Солтанаева/ - Казахстанское общество
нуждается в социальной и политической модернизации, к которой нужно
подходить системно, а также в совершенствовании концепции гражданского
общества. Об этом сегодня в Алматы на третьем семинаре <Власть и НПО в
преддверии Гражданского Форума> сказал профессор, доктор философских наук
Албан Балгимбаев, сообщает корреспондент Казинформа.
    Отношения между властью и <третьим сектором> должны складываться в рамках
социального партнерства, где государству отводится главная регулятивная
роль. Основные задачи, которые необходимо решить сегодня, - это налаживание
партнерских отношений между НПО и бизнесом и отработка механизмов
взаимодействия НПО и государства, отметил А.Балгимбаев.
    В третьем семинаре, заключительном в серии встреч, проводимых
Департаментом внутренней политики Алматы и ОО <ЕрАзамат>, приняли участие
35 лидеров неправительственных организаций города.
    Участники внесли свои предложения и рекомендации к проведению городского
Форума НПО. Обсудили вопросы и мероприятия по подготовке ко II Гражданскому
Форуму, который пройдет в сентябре этого года в столице республики.
    <Данный семинар - это хорошая подготовка к августовской конференции НПО
в Алматы и к сентябрьскому форуму в Астане>, - отметила профессор,
председатель ОО <Союз женщин интеллектуального труда> Лайла Ахметова. По ее
словам, семинар способствует выработке практических рекомендаций на пути к
конструктивному взаимодействию между НПО и властью, бизнесом и НПО, а также
работе всех трех секторов гражданского общества.
             Казинформ, www.inform.kz, 4 августа 2005 года

    ОТРЕПЕТИРОВАЛИ
    НПО активизируются
    В крупных городах и регионах страны начинаются <репетиции> II
республиканского гражданского форума, назначенного на сентябрь.
Прошедший в столице круглый стол с участием неправительственных организаций
высказался за предварительные региональные форумы.
Мероприятие под названием <Консолидация и развитие <третьего сектора> как
реального партнера государства> в Астане состоится 10 августа. Здесь
представители различных НПО и местных государственных органов будут
налаживать новые пути сотрудничества друг с другом.
    В этом году региональный форум в Астане изменит свой формат: теперь
предполагается проводить пленарное заседание, а затем всех участников
отправить на рабочие группы по нескольким важным направлениям. Как сообщил
на пресс-конференции председатель ОЮЛ <Ассоциация по защите прав
предпринимателей> Павел Казанцев, у НПО возникает масса нерешенных проблем и
вопросов при взаимодействии не только с местными или республиканскими
госорганами, но и бизнесом и даже между собой. А потому каждая из групп
займется обсуждением конкретных нюансов, чтобы на республиканский форум
выйти с четкими предложениями. Неправительственное движение в столице
окрепло, констатируют участники пресс-конференции. Однако поводов для
безудержного оптимизма нет - на участие в форуме поступило чуть больше 30
заявок, из которых эксперты отберут лишь 15. Тем не менее устроители
выражают надежду на большую активность НПО.
    Некоторые представители НПО <рвутся в бой> уже сейчас.
 - Построить гражданское общество по отдельности никто не сможет - ни
власть, ни бизнес, ни НПО, - считает председатель ОЮЛ <Ассоциация молодежных
организаций> Ильдар Катенов.
    Ко II гражданскому форуму представитель от молодежи пообещал создать
Гражданский альянс Астаны, который объединит интересы НПО, бизнеса и
профсоюзов и уже с утроенными силами начнет вести конструктивный диалог с
властью. По всей видимости, самые заядлые активисты взяли на вооружение
народную мудрость, повествующую о том, что гуртом и батьку бить легче. Бить,
конечно, никто не будет, но реальных действий от власти потребуют.
          Е.Заболотских, Известия - Казахстан, 9 августа 2005 года

    СООРУДИЛИ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
    В Алматы создан информационно-ресурсный центр НПО
    Сегодня, 10 августа, в Алматы прошла презентация информационно-ресурсного
центра неправительственных организаций (НПО), передает корреспондент
KZ-today.
    Созданный центр будет заниматься поддержкой организационного развития
НПО, проведением исследовательских работ, изучением потребностей сотрудников
НПО в получении специальных знаний.
    <Мы будем ориентировать доверителей, целевые группы НПО, где можно
получить помощь и поддержку НПО и мы будем ориентировать сами
неправительственные организации в работе>, - сообщила в ходе презентации
председатель совета директоров информационно-ресурсного центра Галия Бакирова.
    Организация финансируется из государственного бюджета. В этом году центру
выделено 1,5 млн. тенге. Г.Бакирова также сообщила, что на сегодняшний день
в Алматы, насчитывается более 300 активно действующих НПО. Планируется, что
информационно-аналитический центр объединит порядка 100 организаций.
             Kazakhstan today, www.gazeta.kz, 10 августа 2005 года

    ГОТОВЯТСЯ К ДРУЖБЕ
    Столичные власти готовы сотрудничать с НПО - аким Астаны
    АСТАНА. 10 августа. КАЗИНФОРМ /Лаура Тусупбекова/ - <Столичные власти
готовы сотрудничать с НПО в части реализации Закона РК <О государственном
социальном заказе>, у нас есть перечень услуг, которые НПО могли бы
предоставлять Астане>, - сказал сегодня на Гражданском форуме НПО Астаны
аким столицы Умирзак Шукеев, передает Казинформ.
    В частности, У.Шукеев предлагает НПО участвовать в борьбе с
несанкционированными свалками, организации непрерывных массовых детских
спортивных соревнований, озеленении города. <Мы заинтересованы в тех
услугах, которые совпадают с муниципальными задачами>, - заметил У.Шукеев.
                 Казинформ, www.inform.kz, 10 августа 2005 года
    В ЮКО создан Гражданский альянс предпринимателей и НПО
    В Южно-Казахстанской области создан Гражданский альянс предпринимателей
и неправительственных организаций, передает корреспондент KZ-today.
    Инициатором создания данного объединения выступил южноказахстанский
филиал общенационального Союза предпринимателей <Атамекен> и ряд
неправительственных организаций. Цель создания - объединение усилий в
решении социальных вопросов и оказание более эффективной помощи социально
незащищенным слоям общества.
    Ранее усилия НПО и предпринимателей были разобщены. Члены
неправительственных организаций помогали инвалидам, оказывали жертвам
насилия психологическую поддержку, предоставляли населению информационные
услуги, проводили семинары и курсы обучения. Бизнесмены же помогали
малоимущим материально. Однако из-за отсутствия координации действий,
благотворительная помощь носила менее эффективный характер, чем могла быть.
    Как отметил председатель филиала Союза предпринимателей <Атамекен> в ЮКО
Турсунбек Асанбаев, <нужно отдать должное, сегодня бизнесмены оказывают
большую социальную помощь. Но предприниматели действуют без согласования
друг с другом, и иногда получается, что помощь одному человеку попадает пять
раз, а другому - один раз, а третьему вообще не попадает. Жители дальних
аулов вообще не имеют представление о социальной помощи>.
    В связи с этим, по словам Т. Асанбаева, <сотрудничество финансово
состоятельных бизнесменов с неправительственными организациями, которые
могут дойти до каждого инвалида, до каждой нуждающейся семьи, принесет
большую пользу>.
            Kazakhstan today, www.gazeta.kz, 10 августа 2005 года

    ОЦЕНКА СПОРНЫХ ЗАКОНОВ
    Тест на детекторе конституционности
    Последний шанс облегчить свою дальнейшую жизнь остался у иностранных и
международных некоммерческих организаций, работающих в стране. Вокруг двух
новых взаимосвязанных законов, регулирующих их деятельность, кипели столь
бурные страсти, что президент Казахстана обратился в Конституционный совет
(КС) за разъяснением ситуации.
    Неправительственные организации "бодаются" с правительством и парламентом
уже давно. Первые считают, что ужесточение контроля за деятельностью НПО
поставит их в невыносимые условия, а многие организации даже прекратят свое
существование. Вторые - что принимаемые меры оправданы укреплением
национальной безопасности и честным гражданам бояться абсолютно нечего.
Так, например, закон обязывает НПО регулярно отчитываться в периодической
печати о своей деятельности, источниках финансирования и составе имущества.
Причем неправительственные организации должны уведомлять местные
исполнительные органы о заявках на финансирование.
    Когда одного из разработчиков документа мажилисмена Валерия Котовича
спросили, сколько все-таки НПО было уличено в попытках подорвать
конституционный строй или ослабить обороноспособность страны, он признал:
- Статистики по республике, конечно, нет. Есть отдельные примеры того, как
работают те или иные международные некоммерческие организации. Нельзя
сказать, что у нас есть такие некоммерческие организации, которые все делают
для того, чтобы в нашем государстве произвести переворот. Но данный
законопроект направлен на упреждение ситуаций, произошедших в соседних
республиках.
    Вчера в здании КС прошло заседание, на которое были приглашены
представители Минюста, Генпрокуратуры, МИДа, КНБ, депутаты, а также
руководители отдельных казахстанских НПО. Последним, впрочем, на встрече
отводилась роль слушателей, а не полноправных участников. Собравшиеся пришли
к тому, что обсуждаемые законы Конституции в целом соответствуют. Правда,
несколько независимых экспертов посчитали, что формулировки в отдельных
статьях несколько расплывчаты. А это может привести к сложностям при
толковании ряда норм документов.
 - Очень печально, что люди, которые там сидели, считаются ведущими юристами
Казахстана, - заявила после заседания заместитель директора Казахстанского
международного бюро по правам человека и соблюдению законности Жемис
Турмаганбетова. - Никто не обратил внимания, что здесь напрямую нарушаются
права и свободы человека. Конституция ограничивает права и свободы лишь при
чрезвычайных ситуациях, проведении военных действий, при природных
катаклизмах - не более. А они почему-то схватились за национальную
безопасность и перепутали неправительственные организации с религиозными
объединениями. И все время приводили примеры, что среди религиозных
объединений есть такие-то экстремистские организации, которые хотели
свергнуть наш конституционный строй и так далее: Нас они не убедили.
    Выслушав всех выступавших, председатель КС Игорь Рогов сообщил, что
совет готов приступить к совещанию, о результатах которого будет сообщено
дополнительно.
        И.ГУК, Экспресс-К, www.express-k.kz, 23 августа 2005 года

    НАЧАЛЬСТВУ ЗАКОНЫ НРАВЯТСЯ
    Конституционный совет завершил рассмотрение законов о деятельности
некоммерческих организаций на предмет их соответствия Основному закону
страны и удалился в совещательную комнату для принятия решения, сообщает
корреспондент KZ-today из Астаны.
    Дата и время оглашения решения Конституционного совета будет сообщена
дополнительно, сказал председатель КС Игорь Рогов.
    На открытом заседании КС были рассмотрены заключения правительства,
Генеральной прокуратуры, МИД РК, омбудсмена и депутатов парламента по
законам <О деятельности филиалов и представительств (обособленных
подразделений) международных и иностранных некоммерческих организаций на
территории РК> и <О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты РК по вопросам некоммерческих организаций>, принятым
парламентом и направленным на подпись президенту.
    В частности, вице-министр юстиции Дулат Куставлетов заявил, что
правительство поддерживает данные законы и считает, что они соответствуют
Конституции РК. <В соответствии с общепринятой международной практикой
деятельность международных и иностранных некоммерческих организаций
регулируется внутренним законодательством страны пребывания данной
организации. Вместе с тем в действующем законодательстве Казахстана таких
положений в настоящее время не содержится>, - отметил Д. Куставлетов.
При этом вице-министр подчеркнул, что <часть существующих международных
НКО в настоящее время представляет собой объединения, которые преследуют
политические и социально-экономические цели>. По словам Д. Куставлетова,
данные организации способны <оказывать влияние на политическое мировоззрение
людей и политику государства в различных сферах жизни общества>. <При этом
не исключена возможность, что цели или действия некоторых из них могут быть
направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение
целостности государства, подрыв нацбезопасности>, - сказал Д. Куставлетов. В
этой связи, в правительстве считают, что принятие данных законов позволит
урегулировать деятельность международных и иностранных НКО в Казахстане и
привести отечественное законодательство в соответствие со сложившейся
международной практикой.
    В свою очередь вице-министр иностранных дел Вадим Зверьков, оглашая
заключение МИД, напомнил, что у внешнеполитического ведомства возникали
замечания по данным законам, но в ходе обсуждения они были сняты. В.
Зверьков сказал, что законы <сегодня актуальны для Казахстана и
соответствуют всем международным нормам>.
    По мнению уполномоченного по правам человека Болата Байкадамова <законы
соответствуют Конституции, однако в правоприменительной практике могут
потребоваться изменения>.
    Согласно заключению Генеральной прокуратуры, данные законы <основаны на
Конституции и не противоречат ее основным положениям>. Как пояснил
заместитель генпрокурора РК Асхат Даулбаев, <все ограничения, сделанные в
законах, полностью подпадают под положения пунктов 1, 3 статьи 29
Конституции РК>, которая допускает ограничения прав и свобод человека только
законами и лишь в той мере, в которой это необходимо для защиты
конституционного строя. <Законодатель вправе принять такие ограничения, и
они будут в полном соответствии с Конституцией страны>, - подчеркнул он.
    Также в Конституционный совет поступили заключения от ряда экспертов в
области конституционного права и НПО. Как сообщил член КС Николай Белоруков,
<ученые-эксперты считают, что законы соответствую Конституции, но обращают
внимание на неконкретность формулировок, которые могут привести к нарушению
конституционных положений>. В заключениях представленных НПО, по словам Н.
Белорукова, отмечается, что законы не соответствуют Конституции, однако
<суть заключений сводится к тому, что НПО высказывают опасения по поводу
правоприменительной практики данных законов>.
    Как сообщалось ранее, в Конституционный совет обратился глава государства с
просьбой проверить данные законы на предмет их соответствия Конституции.
              Kazakhstan today, www.gazeta.kz, 22 августа 2005 года

    В ОЖИДАНИИ ВЫСОЧАЙШЕГО РЕШЕНИЯ
    В понедельник Конституционный совет приступил к рассмотрению обращения
главы государства об анализе на предмет соответствия Конституции
представленных ему на подпись законов <О деятельности филиалов и
представительств (обособленных подразделений) международных и иностранных
некоммерческих организаций на территории РК> и <О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам некоммерческих
организаций>.
    <Известия-Казахстан> уже писали о том, что 13 июля Конституционный совет
принял к производству обращение президента.
    Законы, регламентирующие деятельность неправительственных коммерческих
организаций, были приняты парламентом 29 июня 2005 года. Инициированные
группой мажилисменов, они предусматривают ужесточение государственного
контроля за деятельностью иностранных, международных и отечественных
неправительственных организаций на территории нашей страны.
    Например, запрещается деятельность филиалов, действие которых направлено
на насильственное изменение конституционного строя, ослабление
обороноспособности страны, обострение социально-политической ситуации,
выражающееся в расслоении общества, межнациональных и межконфессиональных
конфликтах... Предусматривается и устанавливается процедура аккредитации
филиалов.
    Проектом также устанавливается, что финансирование филиалов отечественных и
зарубежных НПО осуществляется с согласия местного исполнительного органа.
    В обществе было много разговоров о том, что, возможно, на законы, которые
принял парламент, может быть наложено вето президента по тем или иным
позициям. После того как конституционный совет рассмотрит обращение главы
государства, эта дилемма, скорее всего, решится.
    Эти законопроекты вызвали крайне негативную реакцию со стороны
представителей неправительственных организаций. Они считают, что законы
могут привести к установлению тотального контроля государственных органов за
деятельностью гражданского общества и введению необоснованных ограничений
основных прав и свобод граждан Казахстана, подавят любую возможность
выражения независимого мнения, нарушат право на свободу вероисповедания и
свободу объединения и негативно отразятся на развитии бизнеса. Отозвать
законопроекты рекомендуют и эксперты многих международных организаций.
          Н.Гильт, Известия-Казахстан, www.izvestia.kz, 23 августа 2005 года

    НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
    Сегодня на открытом заседании Конституционного Совета РК председатель
КС Игорь Рогов сообщил, что Законы Республики Казахстан <О деятельности
международных и иностранных некоммерческих организаций в РК> и <О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам
деятельности некоммерческих организаций>, принятые Парламентом 29 июня
текущего года и направленные на подпись Президенту страны 4 июля, признаны
несоответствующими Конституции РК.
    Согласно пункту 1 статьи 74 Конституции РК, данные законы не могут быть
подписаны и приведены в действие.
    <Данные законы направлены на обеспечение правовой имплементации
деятельности НПО, что вполне оправдано. Парламент вправе устанавливать нормы,
касающиеся деятельности физических и юридических лиц, но в целом
Конституционный Совет считает, что основополагающие нормы данных законов
являются неконституционными. При этом Конституционный Совет не исключает
возможности повторного инициирования аналогичных законопроектов Парламентом
РК>, сказал И.Рогов.
    Напомним, вчера на открытом заседании Конституционного Совета по вопросу
конституционности законов о деятельности некоммерческих организаций в РК
участники конституционного производства - Правительство РК, Генеральная
прокуратура, Уполномоченный по правам человека, эксперты признали, что
законы соответствуют Основному закону РК. Однако у членов Конституционного
Совета иное мнение по данному вопросу.
                  Казинформ, www.inform.kz, 22 августа 2005 года
    Конституционный совет Казахстана признал законы <О деятельности филиалов
и представительств (обособленных подразделений) международных и иностранных
некоммерческих организаций на территории РК> и <О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам некоммерческих
организаций>, принятые парламентом и направленные на подпись президенту,
несоответствующими Основному закону страны, сообщает корреспондент KZ-today
из Астаны.
    <Конституционный совет постановляет признать законы <О деятельности
филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных и
иностранных некоммерческих организаций на территории РК> и <О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам
некоммерческих организаций> несоответствующими Конституции>, - сказал
председатель КС Игорь Рогов. <Законы не могут быть подписаны и введены в
действие>, - добавил он.
    Постановление КС вступает в силу со дня принятия, является
общеобязательным на всей территории Казахстана и обжалованию не подлежит.
    Как сообщалось ранее, глава государства Нурсултан Назарбаев обратился в
Конституционный совет с просьбой проверить данные законы на предмет их
соответствия Конституции. Эти документы, направленные на усиление
государственного контроля за деятельностью иностранных и международных
некоммерческих организаций на территории Казахстана, вызвали недовольство со
стороны неправительственных организаций.
          Kazakhstan today, www.gazeta.kz, 23 августа 2005 года

    ПОСЛЕВКУСИЕ. МИНИСТР ЗАТОСКОВАЛА О ПАРТИИ
    Казахстанскую экологию спасет кодекс и... партия <зеленых>
 - Объединитесь и создайте партию <зеленых>! - обратилась она к
представителям неправительственных организаций, - и решайте серьезные,
глобальные вопросы. Будьте помощниками правительству, государству, чтобы мы
вместе решали экологические проблемы.
    <Позеленеть> решили пока единицы. Первым на призыв министра откликнулся
лидер движения <Табигат> Мелс Елеусизов, убежденный в том, что идея неплохая
и может сплотить сразу детей, молодежь и - главное - науку.
    Что касается серьезной стороны дела, то на этот раз в Алма-Ате был
презентован экологический кодекс, который министерство разрабатывало
несколько лет.
    В Казахстане уже существует Закон об охране окружающей среды, принятый в
1997 году. Но, как говорят специалисты, он во многом не оправдывает себя и
его давно пора реформировать.
    Тем более что Земельный, Водный и Лесной кодексы уже приняты. Пришла
очередь экологического. В него войдут такие пункты, как экострахование,
аудит и правильное обращение с отходами производства и потребления.
 - Кроме этого, будут разработаны специальные нормы для привлечения
инвестиций в природоохранные технологии, - пояснил директор Департамента
нормативно-правового обеспечения и международного сотрудничества
Министерства охраны окружающей среды Александр Брагин. - Понятно, что
экология - не очень привлекательная среда для инвесторов. Но кодекс будет
актом прямого действия, и все получится.
    Сможет ли экологический кодекс <добыть> дополнительные финансы для
спасения казахстанской природы, действительно вопрос времени. А вот с
бюджетными деньгами еще придется разбираться. В министерстве открыто
признают, что львиная доля средств уходит <налево> - порядка 70% денежных
поступлений для нужд охраны окружающей среды используются не по назначению.
Ситуация не новая, и уже, казалось бы, ликвидировали фонды, которые
занимались таким <очищением природы>. Но нецелевое использование средств все
равно имеет место быть.
    Впрочем, и с этим, уверена Айткуль Самакова, поможет справиться новый
кодекс. Достаточно лишь утвердить пункт, согласно которому все деньги будут
храниться в республиканской казне, а выдаваться - только на крупные
экологические проекты и лишь с согласия правительства.
   Экологический кодекс представят на рассмотрение в парламент в конце
2006 года.        И.Несова, 3) Комсомольская правда, 26 августа 2005 года

    ПОСЛЕВКУСИЕ. КАК СОСКОЧИТЬ С ИГЛЫ?
    Досым Сатпаев, директор группы оценки рисков
    "Сейчас главная цель государства - это посадить большинство НПО на иглу
государственного заказа"
 - Конституционный совет признал законы о деятельности НПО несоответствующими
Конституции. С Вашей точки зрения, не являются ли действия предпринимаемые
правительством очередной политической игрой?
 - Прежде чем ответить на этот вопрос необходимо сделать такой небольшой
ретроспективный анализ, потому что параллельно с этими законопроектами,
которые были отданы на рассмотрение Конституционному Совету, президент
подписал и одобрил другой закон касательно национальной безопасности. Тут
возникла весьма интересная ситуация. С одной стороны президент подписал и
одобрил закон касательно национальной безопасности. С другой стороны,
щепетильные вопросы, связанные с этими законопроектами касательно
деятельности НПО, президент передал на рассмотрение в Конституционный совет.
Конечно, те доводы, которые приводили правоохранительные структуры и
некоторые депутаты, имеется в виду стороны ужесточения контроля за НПО, были
не слишком убедительны, или на столько убедительны, чтобы эти законопроекты
были приняты быстро и без ущерба для имиджа президента. Ведь проблема этих
законопроектов не в том, что там какие-то жесткие статьи, а в том, что сама
идеология этих законопроектов опирается на "презумпцию виновности" НПО. То
есть НПО изначально виновно в том, что они существуют и в том, что могут
представлять какую-то угрозу. Ведь если рассматривать этот вопрос в этом
плане получается, что НПО можно поставить чуть ли не на один уровень с
экстремистскими организациями. Это опасно. И потом, несмотря на принятие
Конституционным Советом решение, я все же исхожу из того, что в Казахстане,
скорее всего, будут идти те же процессы касательно НПО, которые мы сейчас
наблюдаем в России. В чем основная суть? Очень активно с помощью государства
будут сокращаться внешние источники финансирования. Все понимают и особенно
чиновники, что без этого половина НПО отомрет.
 - Да, но тут возникает вопрос - что предлагается в качестве альтернативы?
 - Естественно создание провластных неправительственных структур, которые
будут участвовать в мифических тендерах, получать государственные заказы.
Понятно, что в основном это будут те НПО, которые либо создавались под
какие-то конкретные политические фигуры, либо эти НПО будут играть ту же
самую роль, которую у нас партии играют, то есть создание некой иллюзии
такого политическо-плюралистического пространства. И я опасаюсь, что в
результате всех этих действий у нас независимые НПО пропадут. И вот может
быть одна из последних дискуссий (в рамках передачи "Собственное мнение" на
31 канале) лично для меня в очередной раз продемонстрировала, что
государственные структуры уже откровенно говорят, что государственные заказы
будут получать только те неправительственные организации, которые будут
действовать в рамках существующих ограничений. А в чем основное ограничение?
Не лезть в сферу политики!
 - То есть тогда можно предположить, что останутся только НПО, которые
занимаются чисто социальными проблемами.
 - Вот-вот. НПО сейчас хотят загнать только на уровень социалки. Но при
этом, учитывая, что будет сокращаться количество внешних источников
финансирования, даже там отомрут те организации, которые в основном
существовали за счет зарубежных грантов, и выживут только те организации,
которые будут получать гранты от государственных структур. Насколько я
понимаю, сейчас главная цель государства - это посадить большинство НПО на
иглу государственного заказа. И если честно, у меня вызывает смех заявления
работников городского акимата, которые говорят: "А чего вы беспокоитесь,
ребята? Вот мы же, акимат, провели тендер, провели конкурс. Было выставлено
большое количество лотов, в котором участвовало не меньшее количество НПО:".
При этом, самое интересное, что информационного освещения о том, как это все
проходило - не было. Все было молчком. Были определены какие-то победители,
при этом из непонятных правительственных структур. То есть это лишний раз
показывает, что если НПО будут посажены на иглу государственного заказа, то
это, по сути, является концом "медового месяца" между властью и НПО.
 - В Узбекистане закрывают международные и иностранные неправительственные
организации, в России те же проблемы, и у нас была попытка, имеется в виду
фонд Сороса. На первый взгляд здесь явно прослеживается четкая нить
одинаковых действий сидящих у власти чиновников.
 - Думаю да. Сейчас на постсоветском пространстве образовалась группа
государств, которые, по сути, начинают действовать по одной мерке. Их
идентичность заключается в том, что внутри этих государств, после
Кыргызстана, Грузии и Украины, очень активно усиливается роль государства в
социально-политической сфере. Причем это усиление идет по старому, доброму,
классическому методу. Это ужесточение контроля, это сокращение прав у
других, скажем так, политических игроков. То есть это усиление контроля за
НПО, за оппозицией и т.д. Это происходит и в России, и в Казахстане, и в
Таджикистане. Что касается Узбекистана, то здесь конечно они традиционно
палку перегибают. В отличие от Казахстана, Ислам Каримов имеет весьма
ограниченные возможности для сохранения стабильности в своей стране. У него
в отличие от Назарбаева существует только один метод - жесткое подавление
инакомыслия. А казахстанская политическая элита, она в этом вопросе
несколько ограничена. Потому что у нее, как всегда, проблема усидеть на двух
стульях. С одной стороны не попасть в центр жесткой критики международного
сообщества. Ну не хочет этого политическая элита, не хочет! Она опасается
все-таки пойти по стопам Лукашенко или кого-то другого, который стал
невыездным. И в то же время, она хочет как-то сохранить контроль в стране.
Вот и получается, что у нас делается как бы один шаг вперед. Например,
обсуждается закон о местном самоуправлении, президент налагает вето на закон
о СМИ, он отдает на рассмотрение Конституционного Совета очень деликатные
законопроекты по НПО и т.д. Все это демонстрация того, что все-таки наша
элита не хочет действовать по методу узбекских государственных структур.
 - Значит ли это, что казахстанские власти стали действовать еще более
изощренней?
 - Да. Это не то, что если уж давить НПО, то до конца выдавливать их из
страны, или если бороться с оппозицией, то сажать всех в тюрьмы. Нет, наша
власть здесь действует более изощренно, можно сказать по-иезуитски.
Специфика заключается в том, что в Казахстане, как впрочем, может быть и в
России, власть начинает элементарно применять определенные технологии. Какой
смысл демонстративно выталкивать Джорджа Сороса из Казахстана? Можно немного
его "промариновать", поставив под угрозу закрытия. И это по сути уже привело
к результатам. Ведь при встрече Сороса с Назарбаевым, по сути, и тот и
другой договорились, что Сорос не лезет в политику, и контора не
закрывается. Какой смысл изгонять из Казахстана международные структуры,
когда можно просто принять закон, в рамках которого будут действовать уже
государственные структуры. Зачем действовать насильственно, когда все можно
прикрывать принятыми законами или какими-то определенными политическими
технологиями. Но какие бы методы власть не использовала, в любом случае она
пытается достичь своей конечной цели - это не потерять и усилить контроль
над другими политическими структурами, которые в течение долгого времени
находились вне поля ее непосредственного влияния, в частности НПО.
          Интернет-газета Навигатор, www.navi.kz, 25 августа 2005 года

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность