О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1837, 15 августа 2005 г. ****************## ################################################################## Право на экологическую экспертизу ВОЛНЕНИЯ ВОКРУГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ПРОДОЛЖАЮТСЯ СОЭС В ГАЗЕТЕ ГАРАНТ ВЫШЕЛ НА ПРИРОДУ БЫСТРОГО ОБОГАЩЕНИЯ. Почему экологические экспертизы не мешают уничтожать окружающую среду Недавно Путин сказал нелепость: <Экологические экспертизы не должны препятствовать развитию страны и ее экономики>. Это случилось на встрече общественников - строителей гражданского общества - с гарантом нашей Конституции, на которой вдруг прорезался экологический аспект. Эколог Святослав Забелин обратил внимание гаранта на то, что для проталкивания проекта нефтяной трубы на восток бюрократия избегает партнерства с общественностью и не хочет обсуждать ни ее маршрута ни места размещения терминала. В итоге сегодняшний выбор с точки зрения экологической безопасности - наихудший, а государственная организация (имелась в виду неназванная <Транснефть>) не рассматривает предлагаемые общественностью приемлемые варианты. Дошло до того, что <Транснефть> для проталкивания своего варианта изобрела общественную организацию-однодневку, чтобы за спиной реальных организаций (от Иркутской области до Приморского края) протолкнуть нужную ей общественную экологическую экспертизу. Поясним, о чем речь. Кто бы спорил - сибирской нефти нужен выход на юг или восток. И было бы хорошо, если б бюрократия сама решила, с кого начать - с Китая или Японии. Поначалу ее потянуло на юг, и московский профессор, глава государственной экологической экспертизы, был согласен с маршрутом проектантов. А когда выяснилось, что маршрут, вопреки закону, пролег через Тункинский заповедник в Бурятии, этот же профессор поучаствовал в увлекательной операции по отсечению части заповедника. А потом карты легли по-иному (не обошлось без <Байкалфинансгруп>). И маршрут трубы стал целить в Тихий океан. А на горизонте прорисовалась <Транснефть>, которой общественность начала объяснять, что класть нефтяную трубу рядом с Байкалом нехорошо. Эта фирма неожиданностей от экологической госэкспертизы не ждала и сосредоточилась на изготовлении чучела общественности. Так в Москве появилась <Общественная экология>, занявшаяся общественной экоэкспертизой нефтепровода. Занялось тем же и другое чучело - <Экологическое движение конкретных дел>. Его еще в 2001 году придумал для себя Владимир Грачев, которому в Государственной Думе <Единая Россия> отдала на откуп слово <экология>. В общем, в конце 2004 года общественники накропали положительное заключение общественной экспертизы. И премьер в последний день года с чистой совестью распорядился проложить трубу на восток. Ну а потом <Транснефть> решила класть ее не по утвержденному пути вокруг Байкала (за водораздельными хребтами), а рядом с ним (в одном месте - в километре от берега). И вот тут что-то не сработало - 1 июля 2005 года Хабаровский районный суд признал положительное решение государственной экоэкспертизы незаконным. Вернемся к встрече правозащитников с гарантом. Его реакция на разговор о трубе была неадекватной. Возможно, был задет чей-то не столько государственный, сколько личный интерес? К сожалению, пассаж президента против экологических экспертиз не был случайным. 2 августа уже в Финляндии он добавил: <Мы заинтересованы в настоящей, глубокой экологической экспертизе любого проекта, но мы против использования экологических проблем как инструмента конкурентной борьбы. В этом заключается моя позиция>. Итак, о чем речь? Конкурентная борьба налицо: отдельные приближенные к нашему гаранту никак между собой не договорятся, как строить мост - вдоль или поперек. И их меньше всего волнуют судьба Байкала и иные проблемы экологического свойства. Они делят прибыль, а какие-то там экспертизы - всего лишь фигуры речи. Однако для чего был принят закон <Об экологической экспертизе>, который так не нравится браконьерам от экономики? Чтобы в любом деле учет экологической составляющей обрел правовую форму. Закон признает презумпцию экологического несовершенства любого проекта и требует учитывать будущие неприятности еще до того, как проект начнет реализовываться. Скажем честно: ныне этот закон в полную силу не работает. Особенно там, где у бюрократии крутятся серьезные деньги. Поэтому слова президента о том, что кто-то мешает пилить эти деньги, - чистый блеф. Вот примеры из области, где бюрократия не расположена вести открытый разговор с обществом. Этой весной в недрах Ростехнадзора был утвержден задним числом давно осуществляемый проект по открытому сжиганию в городе-миллионнике Перми твердотопливных стратегических ракет. Экспертов не взволновало, что при этом выделяется прямо в атмосферу города много отравы, в том числе токсичные диоксины. Тем более их не взволновало отрицательное заключение общественной экологической экспертизы. Жителей Перми не стал защищать даже борец за народное счастье и защитник родных рек и водоемов Олег Митволь, хотя ракеты жгут на берегу Камы (а ведь еще год назад он лично пригласил в свой кабинет пикетировавших Минприроды экологических активистов и пообещал прекратить загрязнение Перми). И чтобы никто не мешал протаскивать решение, во главе комиссии поставили лицо, которое в прежние годы занималось в Перми ракетным вооружением. А еще недавно правительство утвердило Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы. Без государственной экологической экспертизы. И программа будет финансироваться, хотя это противозаконно. Как видим, гарант наш совершенно напрасно обиделся на экологические экспертизы - они не мешают столпам его вертикали обделывать свои дела. Лев Федоров, доктор химических наук, президент Союза <За химическую безопасность> "Новая Газета", 15 августа 2005 г. http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/59n/n59n-s19.shtml "МЕМОРИАЛ" В КОМИ "Мемориал" подозревает Сыктывкарский ЛПК в нарушениях экологического законодательства Сегодня, 11 августа Коми правозащитная комиссия (КПК) "Мемориал" информировала Сыктывкарскую межрайонную природоохранную прокуратуру о нарушениях экологического законодательства, допущенных ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК", сообщили корреспонденту ИА REGNUM в комиссии. По мнению правозащитников, нарушение выразилось в финансировании проекта строительства лесовозной дороги, который не прошел государственную экологическую экспертизу. Правозащитники требуют привлечь компанию к административной ответственности. ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" выделила своему дочернему предприятию ООО "Тимшерлес" 2 миллиона рублей на строительство лесовозной дороги в Усть-Немском лесхозе (Усть-Куломский район Республики Коми). В свою очередь ООО "Тимшерлес" уже освоило 1 миллион рублей на строительстве этой дороги. Экологической группе Коми правозащитной комиссии "Мемориал" удалось выяснить, что проект строительства лесовозной дороги в Усть-Немском лесхозе, реализуемый совместными усилиями ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" и ООО "Тимшерлес", был разработан ООО "Проектно-изыскательская фирма "Проектант". Данный проект не прошел государственную экологическую экспертизу. Поэтому его финансирование и реализация идут в разрез с нормами федеральных законов "Об охране окружающей среды" и "Об экологической экспертизе", считают экологи. Председатель КПК "Мемориал" Игорь Сажин проинформировал о нарушении законодательства Сыктывкарскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Игорь Сажин попросил прокурора Исламудина Астарханова рассмотреть вопрос о привлечении ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" и ООО "Тимшерлес" к административной ответственности по статье 8.4 КоАП РФ (нарушение законодательства об экологической экспертизе). Справка ИА REGNUM: ОАО "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" - одна из крупнейших целлюлозно-бумажных компаний России, производственные мощности которой расположены в городе Сыктывкаре (Республика Коми). Компания входит в группу Mondi Business Paper (Австрия), принадлежащую Anglo American plc (Великобритания). ИА REGNUM, 11.08.2005, http://www.regnum.ru/news/496111.html ГРИНПИС С МИТВОЛЕМ "Транснефть" поспорила с Росприроднадзором Проект стратегически важного для России нефтепровода, разрабатываемый компанией "Транснефть", вызвал вопросы у Росприроднадзора и "Гринписа" Вчера в Москве состоялась совместная пресс-конференция Росприроднадзора РФ и "Гринписа России" под названием "Компания "Транснефть" игнорирует российские законы и международные соглашения" с участием заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя и представителей природоохранной организации. Поводом для общения с журналистами стала проверка изыскательных работ ОАО "Транснефть" в рамках строительства нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан, проведенная 6-7 июня Росприроднадзором и "Гринписом". По словам г-на Митволя и экологов, проверка выявила нарушения российского природоохранного законодательства и ратифицированной Россией Международной конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия. Среди претензий то, что "Транснефть" ведет изыскательные работы в районе озера Байкал, а также то, что на многокилометровом участке происходят несанкционированные, по мнению участников пресс-конференции, рубки леса. В самой "Транснефти" говорят, что компания действует абсолютно законно, не понимает предъявляемых к ней претензий и надеется на то, что ситуация будет урегулирована. По словам участников пресс-конференции, компания "Транснефть" начала изыскательные работы по строительству нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (Восточный нефтепровод) по маршруту, который не был утвержден экологической экспертизой. "Мы только что вернулись с северной оконечности озера Байкал, в районе города Северобайкальск, поселков Нижнеангарск и Кичера. Там, по сведениям местного населения и общественных организаций Республики Бурятия, "Транснефть" проводит незаконные изыскательные работы в рамках строительства нефтепровода. Информация об этом поступила к нам в апреле 2005 г., мы обратились в соответствующие инстанции и провели свою собственную проверку этих фактов, чтобы понять, насколько они правдивы. В результате выяснилось, что "Транснефть" ведет изыскательные работы всего в 1,5-2 км от уникального озера Байкал", - заявил журналистам Роман Важенков, координатор Байкальской программы "Гринпис России". По словам заместителя главы Росприроднадзора, один из вариантов строительства нефтепровода "Транснефти" действительно прошел экспертизу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. "По сути, данная экспертиза стала обоснованием инвестиций в проект. Это говорит о том, что строить нефтепровод можно, он нужен России для выхода на рынки Азии, но то, что при этом он должен погубить озеро Байкал, в заключении экспертизы ничего не написано. Есть варианты обходных маршрутов, которые не затрагивают экологическую ситуацию. Я понимаю, что прохождение трубы в непосредственной близости от озера, наверное, представляется некоторым строителям более дешевым, но хочу сказать, что это не так, и погубить озеро Байкал мы не дадим", - сообщил журналистам Олег Митволь. По данным "Гринписа", на сегодня существуют уже три варианта проекта нефтепровода. Первый вариант, предполагавший его строительство в 80-100 км от Байкала, был отклонен государственной экологической экспертизой Минприроды в 2003 г. Второй вариант, предусматривающий прокладку нефтепровода в нескольких сотнях километрах севернее озера, был одобрен экспертизой в 2004 г. Третий вариант, который и вызвал протесты "Гринписа" и Росприроднадзора, по их утверждениям, предполагает строительство нефтепровода в 1-2 километрах от Байкала. Но поскольку на сегодняшний день угроза будущего нефтепровода Байкалу является скорее теоретической, Росприроднадзор и "Гринпис" намерены привлечь компанию к ответственности за вырубки леса, которые ведутся на месте изыскательных работ. "По каким-то не совсем понятным нам причинам в марте Агентство лесного хозяйства по республике Бурятия разрешило выдачу лесорубочных билетов на этом участке, но их действие было приостановлено местным Росприроднадзором 14 мая, тем не менее изыскательные работы, в том числе и рубки леса на этом участке, продолжаются", - заявил на пресс-конференции координатор лесной программы "Гринпис России" Михаил Крейндлин. По словам г-на Митволя, санкции к компании могут быть применены уже сейчас - на том основании, что по заказу "Транснефти" в районе изыскательных работ незаконно были вырублены деревья. "Ситуация простая: они рубили лес без документов. Мы поймали людей с топорами, следовательно, "Транснефть" должна за это отвечать. Для предъявления претензий к данной компании нам достаточно вырубленных лесов", - заявил RBC daily Олег Митволь. По его словам, он подает на "Транснефть" жалобу в Генеральную прокуратуру. "Таким образом мы будем требовать исполнения российского законодательства. Экономические интересы страны говорят о том, что такая труба должна существовать, но никоим образом не должна погубить всемирное наследие озера Байкал", - отмечает г-н Митволь. Впрочем, в самой компании утверждают, что им непонятны претензии Росприроднадзора и "Гринписа". "Мы абсолютно не нарушаем природоохранное законодательство. Я не знаю, какие к нам могут быть претензии, когда еще даже нет технико-экономического обоснования строительства нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан и ничего еще не утверждено. В настоящее время ведутся изыскательные работы по созданию ТЭО (разрешение на их проведение у нас имеется), рассматриваются различные варианты прокладки нефтепровода. Согласитесь, что изыскательные работы и осуществление проекта - это разные вещи. После того как технико-экономическое обоснование проекта будет подготовлено, мы представим его в Минприроды на экспертизу и пройдем все этапы согласования, не нарушив ни единого пункта закона", - заявил RBC daily Сергей Григорьев, вице-президент ОАО "АК Транснефть". А.Сердечнов, RBC daily, 16.06.2005 г. ЭКОДАЛЬ В ХАБАРОВСКЕ Эх ты, бедная труба, нелегка твоя судьба Неожиданный поворот в судебном процессе по строительству нефтепровода <Восточная Сибирь - Тихий океан> 10 августа 2005 г. Хабаровский краевой суд снял с рассмотрения кассационную жалобу ФСЭТАН на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края о признании не соответствующими закону решений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об организации и проведении государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и об утверждении заключения государственной экологической экспертизы материалов <Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь-Тихий океан>, а также о признании недействительным положительного заключения государственной экологической экспертизы с момента его утверждения. Напомним, что заявление в суд было подано гражданами-жителями г. Хабаровска и четырех муниципальных районов Хабаровского края, по территории которых пройдет трасса проектируемого нефтепровода, а также общественными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Хабаровского и Приморского краев. Однако доводы заявителей не ограничились указанием на нарушения закона, допущенные в данных регионах. Материалы <Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы <Восточная Сибирь-Тихий океан> являются единым объектом государственной экологической экспертизы, а сам нефтепровод воспринимается общественностью как неделимый объект хозяйственной деятельности и источник потенциальной экологической опасности на всем его протяжении (воздействие на экосистему озера Байкал, являющегося объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО, пересечение крупнейших рек - источников питьевого водоснабжения, в том числе р. Амур, многочисленных особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения, расположение конечного пункта нефтепровода в б.Перевозная Приморского края и т.д.). В судебном заседании заявители доказали, что при организации, проведении и утверждении заключения государственной экологической экспертизы были нарушены требования природоохранительного законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы: * гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; * комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий; * презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, а также обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; * достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; * научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы. К основаниям, изложенным в заявлении, относились также превышение полномочий Ростехнадзора при проведении ГЭЭ, проведение экспертизы по некомплектным материалам, разработанным с нарушением процедуры ОВОС, не имеющим положительных согласований органов федерального надзора и контроля, несоблюдение требований экологической безопасности, отсутствие проработки трансграничных воздействий намечаемой деятельности и многое другое. Суд первой инстанции признал доводы заявителей обоснованными и удовлетворил заявление в полном объеме. Причиной того, что рассмотрение дела в Хабаровском краевом суде не состоялось, явилась недостаточная правовая подготовка представителей ФСЭТАН. Вероятно Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не удалось найти среди своих сотрудников достойного кандидата представлять интересы указанного федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы и доказывать законность принятых им решений, раз ФСЭТАН поручила это главному юрисконсульту ОАО <АК <Транснефть>. В итоге кассационная жалоба была подана с нарушением процессуальных норм, что не осталось незамеченным Хабаровским краевым судом. Ни юрисконсульт ОАО <АК <Транснефть>, ни прилетевший вместе с ним из Москвы второй представитель ФСЭТАН даже не успели ничего сказать в свое оправдание. Вряд ли кто-то сейчас возьмется прогнозировать дальнейший ход судебного разбирательства по делу. Тем не менее, остается бесспорной обязанность заказчика государственной экологической экспертизы и ФСЭТАН исполнять требования определения Хабаровского районного суда от 13.05.2005г., приостановившего действие оспоренных решений (в том числе реализацию <Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы ВС-ТО>). В данном случае реализацией объекта экспертизы является проектные работы на следующем этапе технико- экономического обоснования (ТЭО). Проведение общественных обсуждений раздела <Оценка воздействия на окружающую среду> (ОВОС) в составе ТЭО (проекта) <Трубопроводная система Восточная Сибирь - Тихий океан. Первый пусковой комплекс>, которые ОАО <АК <Транснефть> планирует провести в Республике Бурятия, Читинской, Иркутской, Амурской областях и Приморском крае 15-16 августа, фактически является реализацией объекта экспертизы, нарушением законодательства и неисполнением судебного определения. Кроме того, результаты таких общественных обсуждений не будут иметь юридической силы. С учетом обстоятельств несостоявшегося сегодня рассмотрения дела, решения суда первой инстанции, результатов прокурорских проверок и последовавших отзывов положительных согласований территориальных органов надзора и контроля, заявители полагают, что логичным шагом ФСЭТАН мог бы стать отзыв кассационной жалобы и дальнейшее исполнение своих функций в области экологической экспертизы в строгом соответствии с законом. Грубейшие нарушения законодательства, допущенные ФСЭТАН при организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов <Обоснования инвестиций...>, были обсуждены в ходе круглого стола <Общественный экологический контроль за проектированием и строительством нефтепроводной системы <Восточная Сибирь-Тихий океан>, организованного 9 августа 2005 г. заявителями по делу совместно с общественными организациями г. Москвы, Республики Бурятия и Приморского края. В мероприятии приняли участие более 40 человек: жители г. Хабаровска, общественные организации, СМИ, представители специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и Правительства Хабаровского края. В ходе <круглого стола> организаторы также проинформировали жителей Хабаровского края и органы государственной власти об имеющейся позиции общественных организаций в области реализации проекта строительства нефтепроводной системы <Восточная Сибирь-Тихий океан>; о результатах осуществления общественного экологического контроля за проектированием и строительством нефтепровода; а также о том, что ОАО <АК <Транснефть> уже в течение 3 лет, невзирая на многочисленные протесты общественности, органов прокуратуры и других органов исполнительной власти, нарушает требования законодательства и права граждан. Дополнительная информация: ecodal@clinic.kht.ru Богдан И.Б., председатель Совета ДВ МЭОО <Экодаль>, ecodalkms@clinic.kht.ru Попова Ю.Н., юрисконсульт Источник: Phoenix@mail.primorye.ru, 11 Aug 2005 "БРОК" В ПРИМОРЬЕ. НАЧАЛО Как объявлялось ранее, 15 августа, в пиковый день отпускного отсутствия граждан в городах и на рабочих местах, компания <Транснефть> проводит общественные слушания по материалам Оценки воздействия на окружающую среду первого пускового комплекса нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Слушания, в соответствии с Положением об ОВОС, запланированы в административном центре муниципального образования Хасанский район, поселке Славянка на 17 часов. В то же время, вопреки Положению, ни в общественной приемной <Транснефти> во Владивостоке (Фонтанная 15), ни в самой мэрии граждане в течение трех недель так и не обнаружили утвержденного главой муниципального образования города Владивостока Николаевым Положения о проведении слушаний. Хотя сомнительной волей вице-губернатора Юрия Лихойды слушания назначены в тот же день, 15 августа в здании молодежного центра ДВГТУ, что на верхней станции городского фуникулера, на 10 часов утра. Примечательно, что по мнению множества независимых экспертов, в том числе и высказанному непосредственно губернатору на специальном совещании в июле, избранный проектировщиками конечный пункт нефтяного терминала в Перевозной не имеет серьезного обоснования и требует пересмотра, чего и потребовал Сергей Дарькин от ученых. Он же потребовал и обоснований по двум-трем другим пунктам. Кроме того, после решения Хабаровского суда, приостановившего действие положительного заключения экологической экспертизы предпроектных материалов, весь проект оказался юридически замороженным. Любые действия в его рамках, включая слушания, могут быть легко признаны противозаконными, особенно после того, как кассационная инстанция в Хабаровске отказала Росприроднадзору в приеме и рассмотрении жалобы на решение суда первой инстанции. Экологи Приморья серьезно готовятся к важной процедуре и предлагают всем неравнодушным гражданам публично заявить свою гражданскую позицию в защиту залива Петра Великого от угрозы нефтяного коллапса, который по убеждению специалистов неизбежен. ОО "БРОК", swan1@vladivostok.ru, 10 августа 2005 г. "БРОК" В ПРИМОРЬЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Ключевое собрание в рамках общественных слушаний по нефтебазе в бухте Перевозной во Владивостоке прошло в хорошо знакомом приморской общественности формате: <Мы вам говорим, вы нас слушаете>. Примерно так организатор встречи, представитель краевой администрации Владимир Симоненок отвечал на вопросы граждан о формате встречи. Граждан, несмотря на испепеляющую августовскую жару, оказалось немало - зал в молодежном центре ДВГТУ был почти полон. И в вопросах формата этого важного события граждане, казалось, были куда грамотнее тех, кто сидел в президиуме рядом с Владимиром Ивановичем. Тяготы четырехчасового диалога с доведенными порой до ярости приморцами вызвались на сей раз вынести сразу несколько высоких чинов московской <Транснефти>, включая главного эколога компании. Первым требованием присутствующих было демократически утвердить повестку дня и регламент встречи, а также официально обозначить ее название. Как известно, после недавнего решения Хабаровского районного суда по обеспечению иска группы граждан и организаций против Федеральной службы Росэкотехнадзора (ФСЭТАН) действие положительного заключения экологической экспертизы по предыдущей стадии нефтепроводного проекта - обоснованию инвестиций - было приостановлено. Соответственно, экологи считали, что государственная компания, обязанная уважать закон, должна немедленно прекратить все подготовительные и проектные работы, в том числе и собственно общественные слушания. В подтверждение этого экологи сразу предложили организаторам проект протокола, в котором термин <слушания> был предусмотрительно заменен на <собрание заинтересованной общественности>. Однако, нефтяные чиновники дружно игнорировали упоминания о судебном решении, а слово закон, похоже, вообще отсутствует в их лексиконе. Не возымело действия и неоднократное упоминание в выступлениях жесткой директивы приморского губернатора - предоставить ему на рассмотрение к началу августа убедительное обоснование нескольких вариантов размещения терминала кроме злополучной Перевозной, которая в качестве такого пункта вызывала открытое возмущение у 95 процентов собравшихся. Немало веса придало единой позиции зала против терминала в Перевозной однозначная точка зрения двух депутатов Государственной Думы (Клюс и Гришуков) и известного в крае борца с нефтепроволдным беззаконием, депутата Законодательного собрания Александра Передни. Осталось неясным - то ли губернатора уже не волнует судьба трубы и края, то ли работнику краевой администрации Владимиру Симоненку и его партнерам из <Транснефти> безразлична позиция губернатора, как и решение суда. Опять же по традиции, организаторы встречи подготовили свой, позитивный проект протокола, проигнорировав другой, подготовленный Ассоциацией экологических организаций Приморья. Единственная, гарантированная законом возможность повлиять в такой ситуации на этот важный документ, обязательный для экологической экспертизы, состоит в том, что при его подписании представители общественности могут указать: <Я против, смотри протокол разногласий>. Десятки людей стояли в очередь, чтобы написать под протоколом подобные слова и приложить свои предложения. Почти 450 подписей против терминала в Перевозной было собрано экологами по краю и также внесено в качестве приложения. Отдельно отмечен важный конструктивный путь диалога с целью отказа компании от Перевозной, который появился после встречи руководства российского офиса Всемирного фонда дикой природы в Москве с главой <Транснефти> Вайнштоком. Хотя большая часть обосновывающих такой отказ материалов передавалась компании экологической общественностью на слушаниях год назад, сегодня апологеты нефтяного процветания региона сделали вид, что они в самом начале компромиссного пути. Теперь есть шанс, что рабочая группа независимых экспертов-экологов сумеет убедить самого главу компании в необходимости перенести терминал. Как заявил, завершая собрание, Владимир Симоненок, копию протокола любой желающие сможет получить в общественной приемной на Фонтанной 15, которая предполагает работать еще целый месяц. ОО "БРОК", swan1@vladivostok.ru, 15 августа 2005 г. А WWF В СВОЕМ РЕПЕРТУАРЕ <Транснефть> и Всемирный фонд дикой природы начали совместные консультации Акционерная компания <Транснефть> и Всемирный фонд дикой природы (WWF) начали совместные консультации своих специалистов для экологической оценки проекта нефтепроводной системы <Востчная Сибирь - Тихий океан> (ВСТО) и его экологической оптимизации. Договоренность об этом была достигнута в ходе встречи руководства компании во главе с ее президентом Семеном Вайнштоком с делегацией WWF России в пятницу 5 августа. На встрече руководство компании и фонда обменялись технической документацией по проекту трубопровода и строительства нефтеналивного порта. Была достигнута договоренность незамедлительно начать совместное обсуждение различных оценок проекта с целью учесть все возможные факторы его влияния на экосистему Приморья Помимо проекта ВСТО в ходе встречи обсуждались параметры сотрудничества Компании и Фонда в области усовершенствования стандартов экологической безопасности объектов ТЭК, повышения требований к техническим параметрам танкеров, загружающихся в российских портах, и возможность присоединения АК <Транснефть> к <Совместным экологическим требованиям (стандартам) общественных и природоохранных организаций к нефтегазовым компаниям>, разработанным WWF для всех предприятий ТЭК, работающих в России. Президент <Транснефти> С.М. Вайншток по результатам встречи заявил: <Мы рады констатировать начало диалога с авторитетной экологической организацией, в особенности тому, что наши партнеры по переговорам изначально заняли конструктивную позицию и начали разговор по существу, без огульных обвинений, которые нам зачастую приходилось выслушивать в подобных случаях. Мы всегда ставили экологическую безопасность наших проектов во главу угла, в этом можно убедиться, например, посетив наш порт в Приморске либо любой другой, так что будем признательны нашим партнерам, если они присоединяться к оценке всех экологических аспектов ВСТО. Если специалистам WWF удастся аргументировано доказать нам свою правоту по какому-либо вопросу, то мы не исключаем корректировки тех или иных параметров проекта>. Директор WWF России Игорь Честин, в свою очередь отметил: <Наш фонд всегда признавал высокий уровень действующих стандартов экологической безопасности АК <Транснефть>, и мы рассчитываем, что начинающиеся консультации позволят нам совместно найти решение, оптимальное и для экономики и для охраны природы. Мы надеемся, что начавшийся диалог со временем перерастет в долгосрочное сотрудничество, в частности, в присоединение <Транснефти> к <Совместным экологическим требованиям (стандартам)> и т.д. В ближайшее же время нам необходимо совместно сконцентрироваться на экологической оптимизации проекта ВСТО, ради сохранения уникальной природы Приморья>. Phoenix@mail.primorye.ru, 11 августа 2005 г. http://www.transneft.ru/press/Default.asp?LANG=RU&ATYPE=8&ID=8941 ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |