Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####   Сообщение ECO-HR.1831, 9 августа 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу



               КИРГИЗИЯ: ЭКОЛОГИ ЗАЩИТИЛИ ОЗЕРО ЧАТЫР-КУЛЬ


    Восстановление озеру Чатыр-Куль статуса особоохраняемой природной
территории
    Согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики от 4 ноября
2003 года N 694 <О переводе озера Чатыр-Куль в категорию рыбохозяйственных
водоемов государственного значения> озеро Чатыр-Куль было переведено из
фонда особоохраняемых природных территорий (ООПТ) в категорию
рыбохозяйственных водоемов государственного значения, разрешив
рыбохозяйственное освоение путем наполнения его ценными промысловыми видами
рыб.
    При подготовке и согласовании данного  Постановления не была проведена
экологическая оценка последствий данного нормативного правового акта. Лишение
уникального озера Чатыр-Куль статуса особоохраняемой территории противоречило
международным обязательствам Кыргызской Республики и собственной нормативной
правовой базе:
 а) Согласно закону Кыргызской Республики <Об экологической экспертизе>
(ст.3), данный нормативный правовой акт  должен был пройти экологическую
экспертизу. Вступление в силу данного Постановления без заключения
экологической экспертизы явилось грубейшим нарушением природоохранного
законодательства КР.
 б) Согласно ст. 3 Закона  <О нормативных правовых актах КР>, нормативные
правовые акты Кыргызской Республики должны соответствовать Конституции
Кыргызской Республики, а также иным нормативным правовым актам Кыргызской
Республики, имеющим по сравнению с ними более высокую юридическую силу. В
соответствии со статьей 3 Конвенции <О биологическом разнообразии>,
ратифицированной Кыргызской Республикой  в установленном законом порядке
(Закон <О присоединении> от 26 июля 199г. N 40), государства несут
ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их
юрисдикции или под их контролем не наносила ущерба окружающей среде других
государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Хозяйственная деятельность на территории озера Чатыр-Куль предполагала отказ
от выполнения нашей страной своих обязательств по конвенции <О биологическом
разнообразии>.
    Рыбохозяйственная деятельность в местах гнездования мигрирующих видов
птиц могло явиться серьезным фактором беспокойства  для обитателей Каратал-
Джапарыкского заповедника и горного гуся (занесенного в Красную книгу и
списки Международного союза охраны природы), находящихся на территории озера.
Помимо этого любая хозяйственная деятельность на озере оказывала негативное
воздействие на популяции не только местных обитателей Каратал-Джапарыкского
заповедника, но и на мигрирующих, являющихся объектом охраны других
государств.
 в) Разведение рыбы на озере Чатыр-Куль  является интродукцией чужеродных
видов. Статья 8. h) конвенции <О биологическом разнообразии>: <Каждая
Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно и целесообразно
предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые угрожают экосистемам,
местам обитания или видам, контролирует или уничтожает такие чужеродные
виды...> У Кыргызской Республики должны были быть серьезные аргументы для
того, чтобы отказаться от <предотвращения интродукции чужеродных видов>.
 г) Согласно Рамсарской конвенции <О водно-болотных угодьях, имеющих
международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих
птиц> (Закон о ратификации от 10 апреля 2002 года N 54), Кыргызская
Республика обязуется отвечать за все свои водные угодья и разрабатывать
планы по разумному использованию водных угодий, их охране и управлению.
Данное Постановление слабо согласовалось с взятыми на себя обязательствами
по разумному использованию уникального водного объекта-озера Чатыр-Куль.
 д) Согласно конвенции <Об оценке воздействия на окружающую среду в
трансграничном контексте> (Закон КР о присоединении от 12.01.2001г N 6)
Кыргызстан должен был согласовать данное Постановление с другими странами -
участниками конвенции, на биоразнообразие которых могло оказывать
воздействие хозяйственная деятельность в месте обитания мигрирующих видов
птиц (озеро Чатыр-Куль).
    Заключения специалистов Биологопочвенного института и международных
экспертов говорили о достаточно серьезном риске как для устойчивого развития
экосистемы озера Чатыр-Куль, так и о риске для рыбохозяйственной деятельности
на этом озере. Опасность того, что рыба может не выжить в условиях озера
Чатыр-Куль, ставила под сомнение экономическую целесообразность данного вида
деятельности.
    В соответствии с законом Кыргызстана <Об экологической экспертизе>
общественным объединением <Независимая экологическая экспертиза> 4 февраля
2004 года была проведена экспертиза Постановления Правительства Кыргызской
Республики от 4 ноября 2003 года N 694 <О переводе озера Чатыр-Куль в
категорию рыбохозяйственных водоемов государственного значения>. Заключение
было направлено в Министерство экологии и чрезвычайных ситуаций КР и
Государственную лесную службу при Администрации Президента КР. Данные
природоохранные ведомства поддержали заключение общественной экологической
экспертизы, и сотрудниками ГЛС был подготовлено обоснование для отзыва
противозаконного Постановления. Вопрос стоял о согласовании с МСВХиПП, а
здесь все было не так просто.
    Вступление в силу данного Постановления без проведения экологической
экспертизы явилось злостным нарушением своих обязанностей госслужащими в
интересах третьих лиц, и  виновные должны были быть привлечены к уголовной,
административной, дисциплинарной либо гражданско-правовой ответственности на
основании статьи 23 закона <Об экологической экспертизе>. В данном случае
вопрос не мог стоять о халатности либо некомпетентности. В интересах третьих
лиц сотрудники МСВХиПП, нарушив прежде всего свое отраслевое законодательство
- закон <О рыбном хозяйстве>, а уже потом ряд национальных законов и актов
международного права, подготовили и пролоббировали подзаконный акт, а
Правительство КР пошло на нарушение закона и поставило под сомнение свою
способность в осуществлении общей политики по соблюдению добровольно взятых
Кыргызстаном  международных обязательств.
    Действие, либо бездействие, повлекшее за собой нарушение законности,
также должно было караться привлечением к уголовной либо административной
ответственности на основании существующего законодательства КР.
    Тем не менее, на основании данного Постановления, озеро Чатыр-Куль было
передано в аренду на 49 лет закрытому акционерному обществу <РАДЭТ>. Причем,
согласно договору между МСВХиПП и ЗАО <РАДЭТ>, в случае расторжения данного
договора МСВХиПП должно возместить ЗАО <РАДЭТ> финансовые потери.
Имея перечень нормативных правовых актов более высокого порядка,
    Правительство КР не захотело восстанавливать законность, что также
говорит о том, что в интересах ЗАО <РАДЭТ> органы исполнительной власти
готовы  были и дальше идти на нарушение закона. Непринятие никакого решения
на письмо общественного объединения <Независимая экологическая экспертиза>
со стороны Правительства повлекло за собой нарушение национального
законодательства, связанного с рассмотрением запросов граждан и их
объединений, что также противоречит обязательствам по Орхусской конвенции
<О доступе к экологической информации, участии общественности в принятии
значимых решений и доступу к правосудию в вопросах, касающихся окружающей
среды>, ратифицированной Кыргызской Республикой.
    Сотрудники Департамента рыбного хозяйства МСВХиПП и представители ЗАО
<РАДЭТ> продолжали лоббировать свои интересы, закидывая письмами
Правительство, Государственную лесную службу, Министерство экологии и
чрезвычайных ситуаций. В своем официальном письме на имя министра экологии и
чрезвычайных ситуаций г-на Акматалиева Т.А. (Исх N 08-134 от 9.12.2004 г.)
исполнительным директором ЗАО <РАДЭТ> г-ном Р. Досаевым были допущены
заведомо ложные сведения, что говорит о недобросовестном поведении
руководства данного ЗАО, готового ввести в заблуждение ответственное
должностное лицо, преследуя свои корыстные интересы. Так, например, в данном
письме писалось о том, что ЗАО <РАДЭТ> <договорилось> с представителями ОО
<Независимая экологическая  экспертиза>, инициирующего отмену Постановления,
и наметили  совместный мониторинг состояния  биоразнообразия озера Чатыр-Куль
в процессе рыбохозяйственной деятельности.
    На основании заключения общественной экологической экспертизы, заключений
ученых, писем поддержки от представителей экологических НПО, СМИ, простых
граждан, общественным объединением <Независимая экологическая экспертиза> 21
декабря 2004 года было направлено повторное письмо на имя премьер-министра
Кыргызской Республики  Н.Танаева (Исх N 31 от 21.12.2004 г., входящий
N 47/52 от 28.12.2004 г.), с рекомендациями об отзыве Постановления
Правительства Кыргызской Республики от 4 ноября 2003 года N 694 <О переводе
озера Чатыр-Куль в категорию рыбохозяйственных водоемов государственного
значения> как документ, не прошедший экологическую экспертизу в установленном
законом порядке и  противоречащий международным обязательством Кыргызской
Республики и возвратить озеру Чатыр-Куль статуса особоохраняемой природной
территории.
    Письмо было отписано на исполнение в АПК АП КР. Несмотря на заверения
сотрудника АПК АП КР, в скорейшем положительном решении запроса об отмене
Постановления N 694,   дело не сдвигалось с мертвой точки. Предлагалось
попробовать встретиться за круглым столом, еще раз обсудить, договориться.
Сотрудники Департамента рыбного хозяйства МСВХиПП и представители ЗАО
<РАДЭТ> неоднократно, ссылаясь на свои финансовые издержки, пытались
затормозить процесс, связанный с решением Правительства восстановить
законность.
    Со сменой власти после 24 марта процесс по восстановлению законности и
возвращению озеру Чатыр-Куль статуса особоохраняемой природной территории
приобрел новые формы. Так в администрацию президента была отправлена жалоба
на ГЛС и ОО <Независимая экологическая экспертиза>, мешающая работать
рыбохозяйственникам.
    Со своей стороны защитниками озера также были использованы различные
формы лоббирования - от официальных запросов до попыток передать
документацию новому руководству страны, используя любые каналы.
    Так или иначе, но 25 июля 2005 года вышло Постановление Правительства
N 310 <О придании озеру Чатыр-Куль статуса водно-болотного угодья
международного значения> с соответствующей отменой Постановления
Правительства Кыргызской Республики от 4 ноября 2003 года N 694 <О переводе
озера Чатыр-Куль в категорию рыбохозяйственных водоемов государственного
значения>.
    Из различных предложенных формулировок обоснования и текста данного
Постановления было взято самое мягкое. То есть причиной отмены предыдущего
Постановления послужило не восстановление законности, а реализация Конвенции
Организации  Объединенных Наций о водно-болотных  угодьях,  имеющих
международное значение, главным образом, в качестве местообитаний
водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция),  ратифицированной законом
Кыргызской Республики <О присоединении Кыргызской Республики к Конвенции ООН
о водно-болотных угодьях,  имеющих международное значение, главным образом,
в качестве местообитаний  водоплавающих  птиц  (Рамсарская конвенция)>, а
также важность озера Чатыр-Куль  как  высокогорной  водно-болотной
экологической системы.
    Тем не менее, очень важно то, что несмотря на явный акцент в политике
нового Президента и Правительства в сторону экономического развития страны,
оно готово придерживаться международных обязательств, соблюдения законности
и сохранения естественных экосистем Кыргызстана для будущих поколений.
    Со своей стороны нам бы хотелось отметить то, что на отмену
противозаконного Постановления Правительства ушло более полутора лет. При
этом это стало возможным благодаря партнерству природоохранных
государственных органов, НПО, ученых, СМИ как в пределах республики, так и
за его пределами.
    Печенюк О., председатель ОО <Независимая экологическая экспертиза>,
Кыргызская Республика
        expertise@infotel.kg, 8 августа 2005 г. 14:04

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность