О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1809, 18 июля 2005 г. ****************## ################################################################## Право на ответственную власть РОССИЯ: НЕОЖИДАННАЯ ДИСКУССИЯ ВОКРУГ ОРГАНА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ БРИФИНГ, МИТВОЛЬ И БОЛЬШОЙ МЧС Охраной природы займется "МЧС-2"] Череда техногенных катастроф сделала экологическую защиту актуальной темой В четверг в Москве при поддержке Института системных проектов состоялся брифинг "Эпоха техногенных катастроф: пути минимизации ущерба". Выступившие на нем чиновники и экологи попытаются выработать совместную программу борьбы с различными экологическими угрозами. Главной новостью стало известие о скором создание Федерального агентства по охране окружающей среды. Это ведомство, по мысли правительства, станет единым координирующим центром всех экологических усилий государства Нынешнее лето уже ознаменовалось крупными экологическими катастрофами, нанесшими чувствительный ущерб окружающей среде. Поэтому закономерно, что первым на брифинге выступил Дмитрий Крюков, советник губернатора Тверской области по охране окружающей среды и природопользованию, который в деталях рассказал о ходе мероприятий, которые проводятся до сих пор с целью ликвидировать последствия июньского разлива мазута на перегоне под Ржевом. По его словам, основные работы сейчас уже проведены, и области удалось справиться с основными последствиями загрязнения. Однако чиновник посетовал, что в ходе ликвидации аварии у области возникли финансовые трудности, так как средств, запланированных в бюджете на эти цели, оказалось недостаточно. Для того, чтобы избежать такой ситуации в дальнейшем, Дмитрий Крюков предложил сконцентрировать внимание на внедрении практики оценки рисков и страхования экологической опасности. Выступивший следом заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олег Митволь положительно оценил действия тверских властей в ходе ликвидации последствий аварии. Напротив, крайне нелестные слова были им адресованы ОАО "РЖД", которая, по мнению Митволя, не надлежащим образом выполняла свои обязанности по контролю за состоянием железнодорожного полотна, хотя располагало всеми необходимыми для этого ресурсами. Однако основной пафос его выступления сводился к тезису о том, что хотя в России и существует служба, которая призвана оперативно ликвидировать последствия техногенных катастроф - МЧС, однако нет органа, который бы занималась долгосрочными мероприятиями по локализации всех возможных последствий различных экологических аварий. Поэтому он выступил за скорейшее создание единого федерального органа по контролю за состоянием окружающей среды. В правительстве, по словам Митволя, "понимают необходимость создания такого агентства". Минприроды в июне передало все необходимые для этого проектные документы в правительство РФ и нашло там полную поддержку своей инициативы. Называться новая структура будет Федеральное агентство по охране окружающей среды. Митволь считает, что новое ведомство "при экологических катастрофах должно минимизировать возможный ущерб". Кроме того, "оно должно оказывать услуги населению, в том числе на платной основе". В частности, агентство займется выдачей свидетельств экологической экспертизы. По словам председателя недавно созданной партии "Зеленая Россия", известного эколога Алексея Яблокова, за последние 20 лет количество страховых компенсаций и страховых случаев, связанных с разного рода техногенными авариями, возросло в 2 раза. При этом в России до сих пор не существует качественной системы мониторинга техногенных угроз, поэтому катастроф в стране на самом деле значительно больше. К уже существующим реальным угрозам Алексей Яблоков отнес опасности, связанные с авариями на газопроводах и нефтепроводах, разливами нефтепродуктов в морях, выбросами загрязняющих веществ коммунальными службами и промышленными предприятиями. К угрозам, которые могут стать актуальными в ближайшем будущем, лидер партии "Зеленая Россия" отнес ситуацию на гидроэлектростанциях и в атомной сфере. По его мнению, России нужна глобальная служба по чрезвычайным ситуациям с большим кадровым составом и большими полномочиями, чем есть сейчас у МЧС. Впрочем, этот тезис вполне можно и оспорить. Сегодняшнее МЧС и так является "государством в государстве". Поэтому создание на его месте новой, наверняка еще более затратной суперструктуры, "МЧС-2" вряд ли однозначно может послужить делу предотвращения последствий аварий и катастроф. Отчасти с таким мнением согласился и Митволь, который буквально позавчера вел в атаку судебных приставов на взятие "Екатерининских валов" в Истринском районе Подмосковья. "Борец с незаконными дворцами" подтвердил, что даже в рамках существующей нормативно-правовой базы можно значительно сократить опасность возникновения техногенных катастроф, а также повысить эффективность ликвидации их последствий, если государственные чиновники просто начнут добросовестно исполнять свои обязанности. А.Щеглов, Страна.Ru, 14 июля 2005 г. Митволя видят в кресле МЧС По оценкам экспертов, Россия вступила в эпоху техногенных и антропогенных катастроф, когда из-за изношенности основных фондов новые катастрофы просто неизбежны. Угроза катастроф актуальна не только для крупных мегаполисов, очаги возможных катастроф абсолютно непредсказуемы. На прошедшем сегодня брифинге участники обсуждения данной проблемы попытались ответить на многие вопросы. Но главным был о том, каковы все же пути минимализации ущерба от техногенных катастроф... 15 июня сошли с железнодорожных путей 26 цистерн, наполненных мазутом, в результате этой аварии часть мазута вылилась в небольшую реку, которая в свою очередь впадает в Волгу. Эта чрезвычайная ситуация, произошедшая в Тверской области, и стала последней каплей для российских природоохранных служб. "Тем же вечером был введено чрезвычайное положение. Прибыли на место подразделения верхней дороги, администрации контролирующих служб. Подразделения МЧС выполняли работы по ликвидации загрязнения в аварийном режиме. 21 июня режим чрезвычайных ситуаций был отменен", - заявил советник губернатора Тверской области по охране окружающей среды и природопользованию Дмитрий Крюков. Говорить о причинах аварии пока рано, сейчас ведется следствие. В транспортной прокуратуре и природоохранной прокуратуре возбуждены уголовные дела. Окончательное заключение о причинах аварии будет дано следственными органами осенью. "Если говорить о последствиях, вернее о предотвращении подобных ситуаций, администрацией области принимаются меры. Подготовлен проект постановления губернатора о реализации плана по ликвидации нефтяных разливов на территории Тверской области. В области действует комиссия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", - продолжил Крюков. Сейчас же все нефтепродукты лежат на дне реки, рядом с мостом. Работы по извлечению и отбору мазута со дна до сих пор не производились. По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Олега Митволя, должно все строго выполняться. "Это не значит, что виновники аварии должны стоять и ничего не делать. Должна быть организация, которая в экстренных случаях должна минимизировать экологический ущерб, как, в общем-то, и любой другой", - отметил он. Вспомнив недавнюю ситуацию с разливом в Москве-реке нефтяных отходов, Митволь добавил: "Ну, есть нефтепродукты в Москве - понятно, что нужно делать. Сказать, что есть. Второе - сколько их там. Третье - надо сказать, как почистить. Четвертое - почистить. Все. Ничего такого оригинального придумывать не надо". Лидер партии "Союз зеленых сил России" Алексей Яблоков довольно резко высказывал свое мнение по поводу того, как в нашей стране решаются проблема техногенных катастроф: "Мы действительно не знаем, что происходит в нашей стране. В результате того, что последовательно сокращается качество мониторинга, мы не знаем реальное качество нашей воды, потому что меньше наблюдений. Что делать с лесами? Сколько у нас горит леса? Официальные данные - один миллион гектар, а смотрим из космоса - шесть миллионов. Мы действительно не можем держать руку на пульсе. Происходит катастроф гораздо больше, чем о них пишут",- заявил он. "Если все будет идти так, как идет, тогда нам не нужно никакого Совета министров, а нужен просто МЧС, и лучше бы, если бы во главе этого МЧС стоял не Шойгу, у него слишком много генералов появилось, а Митволя поставить во главе МЧС, и будет то, что надо", - продолжил Яблоков. Еще более категоричным в решении этого вопроса оказался президент Союза "За химическую безопасность" Лев Федоров. "Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что есть в нашей стране и субъективные причины того, что техногенные катастрофы будут количественно увеличиваться, а их качество будет становиться все страшнее и страшнее. Это связано с тем, что мы обладаем на редкость многочисленной и безответственной бюрократической системой. Эта система разделена на группы, подгруппы, на классы, подклассы, но я всерьез говорю о ее безответственности. Бюрократическая система все время делит между собой что-то, бюрократы не могут разобраться, кто за что отвечает. А в принципе за страну никто у нас не отвечает. Поэтому техногенных катастроф у нас будет еще больше. Не только по объективным причинам, как уже говорили, но и по субъективным причинам чисто нашего российского свойства", - заявил Федоров. Е.Тетер, Newsinfo.ru, 14-07-05 ЗЕЛЕНАЯ ПАРТИЯ Друзья, коллеги! Прошу Вас срочно ознакомиться, дать замечания по тексту и присоединиться к нашему обращению в Правительство с поддержкой инициативы создания Федерального агентства по охране окружающей среды (направлено от МПР в Правительство 8 июля т.г.). Мы хотим передать это обращение в Правительство не позже понедельника, 18 июля. Тексты проектов указа Президента, Постановления правителсттва и полоджения о новом Агенстве есть у меня и Н.Р.Данилиной. Искренне, А.Яблоков ПРОЕКТ Заместителю Председателя Правительства Р.Ф. А.Д.Жукову Уважаемый Александр Дмитриевич! В настоящее время в Правительство РФ, Комиссию по административной реформе представлены на рассмотрение проект Постановления Правительства <О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года No 160, от 22 июля 2004 года No 370, от 30 июля 2004 года No 400 и от 30 июля 2004 года No 401, подготовленный МПР РФ в соответствии с поручением Правительства, согласно которому предлагается создать Федеральное агентство по охране окружающей среды. Экологическая общественность неоднократно в обращениях к Президенту и Правительству, с тревогой отмечала, что в процессе административной реформы часть функций, связанных с важнейшими направлениями деятельности в области охраны природы, либо фактически оказались вне сферы государственного управления (как система федеральных особо охраняемых природных территорий), либо оказалась противозаконно и нелогично раздроблена (государственной экологической экспертизой, реализацией природоохранных программ, экологическими платежами). Система государственных природных заповедников и национальных парков, ответственная за сохранение ценнейших участков природного и культурного наследия народов России, не может существовать без действенного государственного управления. Создание в рамках предлагаемого МПР нового Агентства сильного управления ООПТ предотвратит разрушение одной из лучших в мире заповедных систем, станет серьезным шагом в укреплении серьезно пошатнувшегося международного престижа российского заповедного дела. Передача новому агентству функций, связанных с государственной экологической экспертизой, реализацией природоохранных программ, экологическими платежами и др. исключит дублирование и совмещение надзорных, контрольных и управленческих функций. Будет внесен существенный вклад в совершенствование развития системы государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности России. Принципиально поддерживая предложения МПР, как укрепляющее опасно ослабленную систему государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, просим использовать Ваш авторитет и влияние для принятия данного Постановления. Н.Р.Данилина , ЭкоЦентр <Заповедники> А.В.Яблоков, председатель партии <Зеленая Россия> yablokov@voxnet.ru, 15 июля 2005 г. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Алексей Владимирович! Коллеги! Несмотря на явно прогрессивные намерения МПР, считаю подписание письма поддержки от НПО преждевременным. Агентство по охране окружающей среды под шапкой МПР - это совсем не то, чего добивались НПО в последние годы. Если все же использовать "инициативу" МПР в качестве повода для выражения позиции общественности, то стоит подготовить принципиально иное письмо, в котором сформулировать наше требование о создании такого Агентства при Правительстве, упомянув при этом позитивность предложений МПР. Всего хорошего! А.Зименко, zimenko@biodiversity.ru, 18 июля 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |