О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1803, 12 июля 2005 г. ****************## ################################################################## Право на ответственный бизнес ЧЕЛЯБИНСК: ИЩУТ ПУТИ СПАСЕНИЯ ОТРАВЛЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КАРАБАША "Карабаш - зона свободного предпринимательства. Выход из тупика". Докладная записка Уполномоченному по правам человека В.П.Лукину. Сегодня любые региональные инициативы по вопросу о создании "зоны свободного предпринимательства, не редко вполне конструктивные, воспринимаются не более как попытка выбивания эксклюзивных льгот, ведущих к экономическим злоупотреблениям. Вместе с тем следует отметить, что регистрация предприятий, местонахождение и деятельность которых осуществляется вне места регистрации, не противоречит действующему гражданскому и налоговому законодательству России, что позволило уже создать на территории Российской Федерации целый ряд безналоговых зон с льготным режимом налогообложения. В июне 1995 года в Челябинской области администрацией закрытого административно-территориального образования города Снежинск была начата деятельность по созданию зоны экономического благоприятствования. Администрация Снежинска сумела привлечь с территории других субъектов Российской Федерации платежеспособных налогоплательщиков, предоставляя им значительные, до 50% от ставки, налоговые льготы. В качестве формы предоставления налоговых льгот была выбрана форма налоговых соглашений между администрацией Снежинска и конкретным налогоплательщиком о целевых налоговых льготах. Вскоре к оффшорной деятельности администрации ЗАТО "Снежинск" подключились администрация ЗАТО "Озерск" (бывший гор. Челябинск - 65), администрация ЗАТО "Трехгорный" (бывший гор. Златоуст - 36), и поселка Локомотивный. За 1997 год количество предприятий, зарегистрированных с предоставлением налоговых льгот удвоилось в ЗАТО "Снежинск" и утроилось в ЗАТО "Озерск" и ЗАТО "Трехгорный". Уже на 1 февраля 1998 года число предприятий, зарегистрированных с предоставлением налоговых льгот в Челябинской области достигло 535: ЗАТО "Снежинск" -243, ЗАТО "Озерск" - 159, Зато "Трехгорный" - 118, поселок Локомотивный - 15. При этом только незначительная часть предприятий фактически находилась на территории ЗАТО. К примеру, в ЗАТО "Снежинск" только пять предприятий фактически располагались на его территории. Большая часть предприятий ЗАТО "Снежинск" находились в Челябинске -111 (46%), 51 предприятие (21%) в Екатеринбурге, 24 предприятия (10%) в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, остальные на территории других субъектов Федерации. Несмотря на вскрытые компетентными органами многочисленные финансовые злоупотребления, данные инициативы способствовали заметному оживлению экономики ЗАТО, реальному укреплению местных бюджетов. В то же самое время, еще в 1997 году из-за длительного (начиная с 1910 года), интенсивного, техногенного воздействия медеплавильного производства на окружающую среду в Челябинской области город Карабаш был приравнен к зоне экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. Ссылаясь на хроническое отсутствие необходимых бюджетных средств местные власти, довели город до сомнительного первенства - звания самого экологически неблагополучного города планеты. Сегодня создание зоны экономического благоприятствования в Карабаше, предполагающее снижение доходов федерального бюджета объективно следует рассматривать как реальный и действенный механизм функционирования программ социально-экономического оздоровления тотально пораженной зоны Южного Урала. Обязательным условием освобождения организаций регистрирующихся во вновь созданной зоне экономического благоприятствования от уплаты налогов и сборов должно являться ежеквартальное направление этими организациями отчислений на программы социально-экономического развития Карабаша в рублях, эквивалентных заранее оговоренной достаточной сумме в валюте. Так же обязательным условием регистрации компаний могло бы быть обязательное вхождение в Совет Директоров или исполнительный орган (дирекцию) физического лица, постоянно проживающего в Карабаше, либо юридического лица, зарегистрированного в Карабаше, в лице своего представительства. Срок регистрации организации в зоне экономического благоприятствования должен быть значительно увеличен в случае осуществления на территории Карабаша следующих видов деятельности: строительство объектов энергетики, автодорог, средств связи, производство стройматериалов и сельхозпродукции, и т. д. Определение зоны свободного предпринимательства дано в Киотской конвенции 1973 года - как "часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, за пределами таможенной территории, и поэтому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению". По подсчетам международных экономических институтов, к началу 21 века в сфере оффшорного бизнеса был задействован капитал, превышающий один триллион долларов США. По данным журнала "Offshore Express" общее число зарегистрированных в мире оффшорных компаний тогда же колебалось в пределах 1,5-3 миллионов, из которых более 50 тысяч компаний были российские. В последние годы ожидаются закономерные и существенные изменения в географии и практике отечественного оффшорного бизнеса, поскольку повсеместно наметилась стойкая тенденция к ужесточению налогового законодательства и банковского режима в некогда тихих и спокойных "налоговых гаванях". Компании, регистрирующиеся в Карабашской зоне свободного предпринимательства должны либо освобождаться от налогов полностью, либо платить пониженную ставку налога на прибыль. На них не должны распространяться требования валютного контроля. Оффшорная юрисдикция в Карабаше предполагает значительные льготные налоговые условия и, таким образом, неизбежно привлечет в зону экологического бедствия - Карабаш значительное количество компаний с их деловым оборотом из юрисдикций с высоким налогообложением. Специализированные фирмы вновь созданные в Карабаше обеспечат весь комплекс услуг по регистрации и полному обслуживанию всех вновь регистрируемых оффшорных компаний. Привлеченные квалифицированные сотрудники, а также специалисты, подготовленные из местных жителей, будут вести необходимое делопроизводство, работать с корреспонденцией, банками, готовить годовые юридические и финансовые отчеты, оказывать трастовые услуги, определять и выплачивать налоги, взаимодействовать с государственными органами оффшорной юрисдикции. Согласно положениям Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органы государственной власти, органы местного самоуправления Карабаша в праве самостоятельно устанавливать налоги, предусмотренные основами налоговой системы России в пределах их компетенции и, следовательно, определять плательщиков данного вида налогов. Благодаря этому в хронически депрессивном Карабаше появится возможность ввести в число плательщиков местных налогов дополнительную категорию налогоплательщиков - "территориально обособленные подразделения юридических лиц, зарегистрированных на территории данной зоны экономического благоприятствования, с предоставлением налоговых льгот и фактически находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, в том числе не имеющих отдельного баланса и расчетного счета". Регистрация любой оффшорной компании и отвод на ее счета части денежных средств акционерного общества справедливо рассматривается как действие, направленное на снижение прибыли общества и причинение убытка. Государство, как один из акционеров, при проведении операций через оффшорные компании лишается принадлежащей ему по праву акционера части доходов и прибыли. В случае с созданием в Карабаше зоны экономического благоприятствования, подобные затраты будут несомненно оправданы, так как позволят наполнить городской бюджет средствами необходимыми не только на безотлагательные экологические мероприятия, но и обеспечить жителям зоны экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации необходимые условия человеческого существования. Тем более, что 20 июня этого года, истек срок ультиматума объявленного шесть месяцев назад Владимиром Лукиным. Полгода назад Уполномоченный по правам человека в РФ публично пригрозил окончательно закрыть ЗАО "Карабашмедь" ключевое предприятие в технологической цепочке производства крупнейшего российского холдинга "Русская медная компания", если его руководители, и администрация Челябинской области не предпримут действительно радикальных мер по оздоровлению обстановки в городе Карабаше. И сегодня Карабаш вполне может лишиться своего градообразующего предприятия. СПРАВУВ: В начале 90-х годов градообразующее предприятие Карабаша - медеплавильный комбинат по соображениям безопасности властями области уже закрывался на долгих восемь лет. Именно тогда впервые открыто прозвучало, что ЗАО "Карабашмедь" относится к предприятиям 1 класса опасности, и в процессе получения черновой меди непрерывно выбрасывает в атмосферу опаснейшие для людей загрязняющие химические вещества. Промышленная площадка предприятия расположена в 100 метрах от жилой застройки на склоне горы. Санитарная защитная зона отсутствует, и токсические выбросы преимущественно оседают в расположенную в низине жилую зону. Еще в 1997 году из-за длительного (начиная с 1910 года), интенсивного, техногенного воздействия медеплавильного производства на окружающую среду, загрязнения почв тяжелыми металлами: мышьяком, свинцом, ртутью, медью, цинком, марганцем, кадмием, никелем, хромом и кобальтом - Карабаш был приравнен к зоне экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. Карабаш тогда официально назвали самым экологически неблагополучным городом планеты. Производственные отходы ЗАО "Карабашмедь" в основном представлены гранулированным шлаком, пылью плавок металлургического производства, относящимися к 4 и 3 классам опасности соответственно. Наибольшую опасность для наземной экосистемы Карабаша сегодня представляют образованные этими отходами шлакоотвалы. На северо-востоке города на площади 27,2 гектара размещен шлакоотвал, содержащий более 10 миллионов кубометров опасных отходов. Вблизи территории ЗАО "Карабашмедь" также находится техногенное месторождение отходов объемом более 5 миллионов кубометров. Пиритное "хвостохранилище" размещено в долине реки Сак-Элга, и занимает площадь около 90 гектаров. Нарушенные земли не рекультивированы, как и городской полигон твердых бытовых отходов, исторически размещенный возле "хвостохранилища". Основная сфера деятельности "Карабашмеди": производство медной руды и медных сплавов. Предприятие было создано в 1998 году на базе морально устаревших активов остановленного производством ОАО "Карабашский медеплавильный завод". Износ основных фондов по разным источникам составлял в то время до 49 процентов. "Карабашмедь" все годы плотно контролируется организованными преступными сообществами: "Уралмаш" и ныне покойного Владимира Головлева Вновь запущенное в 1998 году производство работало по абсолютно устаревшей технологии. Аварийная техника эксплуатировалась с явной перегрузкой. Ежегодно в выбросах предприятия, с дозволения областных властей, многократно повышалось количество загрязняющих веществ. Только в 1998 году по сравнению с 1997 годом количество цинка в выбросах увеличилось в 66, а мышьяка в 76 раз. В 1998 году из труб "Карабашмеди" в атмосферу города вылетело не менее 33821 тонн неорганической пыли высокотоксических веществ. В 1999 году выброс увеличился еще в два раза. Под "факелом" комбината буквально задыхались и задыхаются 3,5 тысячи несовершеннолетних детей Карабаша. Повышенное содержание таких ядов как свинец, мышьяк, кадмий при проверке было установлен у 62 процентов обследованных карабашских мальчишек и девчонок. Из 152 обследованных малышей только один оказался абсолютно здоровым, у остальных было выявлено от 2 до 6 тяжелых заболеваний. Экологи и правозащитники все эти годы били тревогу, понимая, что ЗАО "Карабашмедь" не дает городу практически ничего кроме токсических выбросов. К тому же комбинат в течение ряда лет был незаконно, решением губернатора Челябинской области Петра Сумина, освобожден от уплаты налогов в городской бюджет. По данным многолетних наблюдений максимальное загрязнение атмосферного воздуха в Карабаше наблюдается в период неблагоприятных метеорологических условий (безветренная погода, ветер в сторону жилого сектора, влажная погода и т.д.). В результате в приземном слое атмосферы города постоянно скапливаются в высоких концентрациях вредные примеси. В 2002 году в такие дни разовые концентрации формальдегида увеличивались до 6-7 предельно допустимых концентраций (ПДК), диоксида серы до 10-12 ПДК, железа до 30-94 ПДК, свинца до 50-64 ПДК. Высокотоксичного мышьяка только было выброшено в атмосферу с превышением нормативов по ПДК на 4,574 тонны. Карабаш - общепризнанно является колыбелью металлургического передела меди на Урале. Сегодня Челябинская область к тому же превратилась в арену ожесточенной борьбы за крупнейшую сырьевую базу меди в России. Карабаш - соответственно еще и зона повышенного внимания федеральных правоохранительных органов и спецслужб. В 20-е годы прошлого века, органы ОГПУ, разрабатывая "Союз инженерных организаций", больше известный под названием "Промпартия", исходили из того, что особо изощренные махинации в отраслях черной и цветной металлургии совершались именно на Урале. В частности, что шахты для добычи медной руды на Карабашском комбинате проектировались так, чтобы происходило их самозатопление. Правительством страны на их восстановление выделялись большие средства, после чего эти же шахты якобы почему-то сразу "самопроизвольно" обрушивались. В связи с этим в сентябре 1931 года чекистам пришлось полностью ликвидировать Уральский филиал Промпартии, а вместе с ним и местных "компрадоров-вредителей". Сегодня неожиданно для многих возникший холдинг "Русская медная компания" привлекает пристальное внимание уже не только Российских спецслужб, но и правоохранительных органов Германии и Украины. К тому же стало известно, что буквально накануне своего контрольного визита в Челябинскую область Владимир Лукин был вынужден обратиться в Генеральную Прокуратуру России с требованием немедленного проведения комплексной проверки соблюдения законности, в том числе и экологической, руководством холдинга "Русская медная компания" и администрацией Челябинской области. Очевидно, что в том случае, если интересы крупного бизнеса на Южном Урале в очередной раз перевесят неотъемлемые права жителей "Карабашского гетто", российский омбудсмен Владимир Лукин будет вынужден обратиться в Совет Европы, решения которого, как известно обязательны для исполнения правительствами всех государств в него входящих. Председатель общественной организации "Челябинцы против коррупции" Владимир Филичкин Прислал В.Филичкин", filichkin@mail.ru, 4 июля 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |