![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ****************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1803, 12 июля 2005 г. ****************##
##################################################################
Право на ответственный бизнес
ЧЕЛЯБИНСК: ИЩУТ ПУТИ СПАСЕНИЯ ОТРАВЛЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КАРАБАША
"Карабаш - зона свободного предпринимательства. Выход из тупика".
Докладная записка Уполномоченному по правам человека В.П.Лукину.
Сегодня любые региональные инициативы по вопросу о создании "зоны
свободного предпринимательства, не редко вполне конструктивные,
воспринимаются не более как попытка выбивания эксклюзивных льгот, ведущих
к экономическим злоупотреблениям. Вместе с тем следует отметить, что
регистрация предприятий, местонахождение и деятельность которых
осуществляется вне места регистрации, не противоречит действующему
гражданскому и налоговому законодательству России, что позволило уже создать
на территории Российской Федерации целый ряд безналоговых зон с льготным
режимом налогообложения.
В июне 1995 года в Челябинской области администрацией закрытого
административно-территориального образования города Снежинск была начата
деятельность по созданию зоны экономического благоприятствования.
Администрация Снежинска сумела привлечь с территории других субъектов
Российской Федерации платежеспособных налогоплательщиков, предоставляя им
значительные, до 50% от ставки, налоговые льготы. В качестве формы
предоставления налоговых льгот была выбрана форма налоговых соглашений между
администрацией Снежинска и конкретным налогоплательщиком о целевых налоговых
льготах. Вскоре к оффшорной деятельности администрации ЗАТО "Снежинск"
подключились администрация ЗАТО "Озерск" (бывший гор. Челябинск - 65),
администрация ЗАТО "Трехгорный" (бывший гор. Златоуст - 36), и поселка
Локомотивный. За 1997 год количество предприятий, зарегистрированных с
предоставлением налоговых льгот удвоилось в ЗАТО "Снежинск" и утроилось в
ЗАТО "Озерск" и ЗАТО "Трехгорный". Уже на 1 февраля 1998 года число
предприятий, зарегистрированных с предоставлением налоговых льгот в
Челябинской области достигло 535: ЗАТО "Снежинск" -243, ЗАТО "Озерск" - 159,
Зато "Трехгорный" - 118, поселок Локомотивный - 15.
При этом только незначительная часть предприятий фактически находилась
на территории ЗАТО. К примеру, в ЗАТО "Снежинск" только пять предприятий
фактически располагались на его территории. Большая часть предприятий ЗАТО
"Снежинск" находились в Челябинске -111 (46%), 51 предприятие (21%) в
Екатеринбурге, 24 предприятия (10%) в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, остальные
на территории других субъектов Федерации.
Несмотря на вскрытые компетентными органами многочисленные финансовые
злоупотребления, данные инициативы способствовали заметному оживлению
экономики ЗАТО, реальному укреплению местных бюджетов.
В то же самое время, еще в 1997 году из-за длительного (начиная с 1910
года), интенсивного, техногенного воздействия медеплавильного производства
на окружающую среду в Челябинской области город Карабаш был приравнен к зоне
экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации. Ссылаясь на
хроническое отсутствие необходимых бюджетных средств местные власти, довели
город до сомнительного первенства - звания самого экологически
неблагополучного города планеты.
Сегодня создание зоны экономического благоприятствования в Карабаше,
предполагающее снижение доходов федерального бюджета объективно следует
рассматривать как реальный и действенный механизм функционирования программ
социально-экономического оздоровления тотально пораженной зоны Южного Урала.
Обязательным условием освобождения организаций регистрирующихся во вновь
созданной зоне экономического благоприятствования от уплаты налогов и сборов
должно являться ежеквартальное направление этими организациями отчислений на
программы социально-экономического развития Карабаша в рублях, эквивалентных
заранее оговоренной достаточной сумме в валюте. Так же обязательным условием
регистрации компаний могло бы быть обязательное вхождение в Совет Директоров
или исполнительный орган (дирекцию) физического лица, постоянно проживающего
в Карабаше, либо юридического лица, зарегистрированного в Карабаше, в лице
своего представительства. Срок регистрации организации в зоне экономического
благоприятствования должен быть значительно увеличен в случае осуществления
на территории Карабаша следующих видов деятельности: строительство объектов
энергетики, автодорог, средств связи, производство стройматериалов и
сельхозпродукции, и т. д.
Определение зоны свободного предпринимательства дано в Киотской конвенции
1973 года - как "часть территории страны, на которой товары рассматриваются
как объекты, за пределами таможенной территории, и поэтому не подвергающиеся
обычному таможенному контролю и налогообложению". По подсчетам международных
экономических институтов, к началу 21 века в сфере оффшорного бизнеса был
задействован капитал, превышающий один триллион долларов США. По данным
журнала "Offshore Express" общее число зарегистрированных в мире оффшорных
компаний тогда же колебалось в пределах 1,5-3 миллионов, из которых более
50 тысяч компаний были российские.
В последние годы ожидаются закономерные и существенные изменения в
географии и практике отечественного оффшорного бизнеса, поскольку повсеместно
наметилась стойкая тенденция к ужесточению налогового законодательства и
банковского режима в некогда тихих и спокойных "налоговых гаванях".
Компании, регистрирующиеся в Карабашской зоне свободного
предпринимательства должны либо освобождаться от налогов полностью, либо
платить пониженную ставку налога на прибыль. На них не должны
распространяться требования валютного контроля. Оффшорная юрисдикция в
Карабаше предполагает значительные льготные налоговые условия и, таким
образом, неизбежно привлечет в зону экологического бедствия - Карабаш
значительное количество компаний с их деловым оборотом из юрисдикций с
высоким налогообложением.
Специализированные фирмы вновь созданные в Карабаше обеспечат весь
комплекс услуг по регистрации и полному обслуживанию всех вновь
регистрируемых оффшорных компаний. Привлеченные квалифицированные
сотрудники, а также специалисты, подготовленные из местных жителей, будут
вести необходимое делопроизводство, работать с корреспонденцией, банками,
готовить годовые юридические и финансовые отчеты, оказывать трастовые услуги,
определять и выплачивать налоги, взаимодействовать с государственными
органами оффшорной юрисдикции.
Согласно положениям Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" органы государственной власти, органы местного самоуправления
Карабаша в праве самостоятельно устанавливать налоги, предусмотренные
основами налоговой системы России в пределах их компетенции и, следовательно,
определять плательщиков данного вида налогов. Благодаря этому в хронически
депрессивном Карабаше появится возможность ввести в число плательщиков
местных налогов дополнительную категорию налогоплательщиков - "территориально
обособленные подразделения юридических лиц, зарегистрированных на территории
данной зоны экономического благоприятствования, с предоставлением налоговых
льгот и фактически находящихся на территории данного субъекта Российской
Федерации, в том числе не имеющих отдельного баланса и расчетного счета".
Регистрация любой оффшорной компании и отвод на ее счета части денежных
средств акционерного общества справедливо рассматривается как действие,
направленное на снижение прибыли общества и причинение убытка. Государство,
как один из акционеров, при проведении операций через оффшорные компании
лишается принадлежащей ему по праву акционера части доходов и прибыли. В
случае с созданием в Карабаше зоны экономического благоприятствования,
подобные затраты будут несомненно оправданы, так как позволят наполнить
городской бюджет средствами необходимыми не только на безотлагательные
экологические мероприятия, но и обеспечить жителям зоны экологического
бедствия и чрезвычайной экологической ситуации необходимые условия
человеческого существования. Тем более, что 20 июня этого года, истек срок
ультиматума объявленного шесть месяцев назад Владимиром Лукиным. Полгода
назад Уполномоченный по правам человека в РФ публично пригрозил окончательно
закрыть ЗАО "Карабашмедь" ключевое предприятие в технологической
цепочке производства крупнейшего российского холдинга "Русская медная
компания", если его руководители, и администрация Челябинской области не
предпримут действительно радикальных мер по оздоровлению обстановки в городе
Карабаше. И сегодня Карабаш вполне может лишиться своего градообразующего
предприятия.
СПРАВУВ: В начале 90-х годов градообразующее предприятие Карабаша -
медеплавильный комбинат по соображениям безопасности властями области уже
закрывался на долгих восемь лет. Именно тогда впервые открыто прозвучало,
что ЗАО "Карабашмедь" относится к предприятиям 1 класса опасности, и в
процессе получения черновой меди непрерывно выбрасывает в атмосферу
опаснейшие для людей загрязняющие химические вещества. Промышленная площадка
предприятия расположена в 100 метрах от жилой застройки на склоне горы.
Санитарная защитная зона отсутствует, и токсические выбросы преимущественно
оседают в расположенную в низине жилую зону.
Еще в 1997 году из-за длительного (начиная с 1910 года), интенсивного,
техногенного воздействия медеплавильного производства на окружающую среду,
загрязнения почв тяжелыми металлами: мышьяком, свинцом, ртутью, медью,
цинком, марганцем, кадмием, никелем, хромом и кобальтом - Карабаш был
приравнен к зоне экологического бедствия и чрезвычайной экологической
ситуации. Карабаш тогда официально назвали самым экологически неблагополучным
городом планеты.
Производственные отходы ЗАО "Карабашмедь" в основном представлены
гранулированным шлаком, пылью плавок металлургического производства,
относящимися к 4 и 3 классам опасности соответственно. Наибольшую опасность
для наземной экосистемы Карабаша сегодня представляют образованные этими
отходами шлакоотвалы. На северо-востоке города на площади 27,2 гектара
размещен шлакоотвал, содержащий более 10 миллионов кубометров опасных
отходов. Вблизи территории ЗАО "Карабашмедь" также находится техногенное
месторождение отходов объемом более 5 миллионов кубометров. Пиритное
"хвостохранилище" размещено в долине реки Сак-Элга, и занимает площадь
около 90 гектаров. Нарушенные земли не рекультивированы, как и городской
полигон твердых бытовых отходов, исторически размещенный возле
"хвостохранилища".
Основная сфера деятельности "Карабашмеди": производство медной руды и
медных сплавов. Предприятие было создано в 1998 году на базе морально
устаревших активов остановленного производством ОАО "Карабашский
медеплавильный завод". Износ основных фондов по разным источникам составлял
в то время до 49 процентов. "Карабашмедь" все годы плотно контролируется
организованными преступными сообществами: "Уралмаш" и ныне покойного
Владимира Головлева
Вновь запущенное в 1998 году производство работало по абсолютно
устаревшей технологии. Аварийная техника эксплуатировалась с явной
перегрузкой. Ежегодно в выбросах предприятия, с дозволения областных властей,
многократно повышалось количество загрязняющих веществ. Только в 1998 году
по сравнению с 1997 годом количество цинка в выбросах увеличилось в 66, а
мышьяка в 76 раз. В 1998 году из труб "Карабашмеди" в атмосферу города
вылетело не менее 33821 тонн неорганической пыли высокотоксических веществ.
В 1999 году выброс увеличился еще в два раза.
Под "факелом" комбината буквально задыхались и задыхаются 3,5 тысячи
несовершеннолетних детей Карабаша. Повышенное содержание таких ядов как
свинец, мышьяк, кадмий при проверке было установлен у 62 процентов
обследованных карабашских мальчишек и девчонок. Из 152 обследованных малышей
только один оказался абсолютно здоровым, у остальных было выявлено от 2 до 6
тяжелых заболеваний. Экологи и правозащитники все эти годы били тревогу,
понимая, что ЗАО "Карабашмедь" не дает городу практически ничего кроме
токсических выбросов. К тому же комбинат в течение ряда лет был незаконно,
решением губернатора Челябинской области Петра Сумина, освобожден от уплаты
налогов в городской бюджет. По данным многолетних наблюдений максимальное
загрязнение атмосферного воздуха в Карабаше наблюдается в период
неблагоприятных метеорологических условий (безветренная погода, ветер в
сторону жилого сектора, влажная погода и т.д.). В результате в приземном
слое атмосферы города постоянно скапливаются в высоких концентрациях вредные
примеси. В 2002 году в такие дни разовые концентрации формальдегида
увеличивались до 6-7 предельно допустимых концентраций (ПДК), диоксида серы
до 10-12 ПДК, железа до 30-94 ПДК, свинца до 50-64 ПДК. Высокотоксичного
мышьяка только было выброшено в атмосферу с превышением нормативов по ПДК
на 4,574 тонны.
Карабаш - общепризнанно является колыбелью металлургического передела
меди на Урале. Сегодня Челябинская область к тому же превратилась в арену
ожесточенной борьбы за крупнейшую сырьевую базу меди в России. Карабаш -
соответственно еще и зона повышенного внимания федеральных правоохранительных
органов и спецслужб. В 20-е годы прошлого века, органы ОГПУ, разрабатывая
"Союз инженерных организаций", больше известный под названием "Промпартия",
исходили из того, что особо изощренные махинации в отраслях черной и цветной
металлургии совершались именно на Урале. В частности, что шахты для добычи
медной руды на Карабашском комбинате проектировались так, чтобы происходило
их самозатопление. Правительством страны на их восстановление выделялись
большие средства, после чего эти же шахты якобы почему-то сразу
"самопроизвольно" обрушивались. В связи с этим в сентябре 1931 года чекистам
пришлось полностью ликвидировать Уральский филиал Промпартии, а вместе с ним
и местных "компрадоров-вредителей".
Сегодня неожиданно для многих возникший холдинг "Русская медная компания"
привлекает пристальное внимание уже не только Российских спецслужб, но и
правоохранительных органов Германии и Украины.
К тому же стало известно, что буквально накануне своего контрольного
визита в Челябинскую область Владимир Лукин был вынужден обратиться в
Генеральную Прокуратуру России с требованием немедленного проведения
комплексной проверки соблюдения законности, в том числе и экологической,
руководством холдинга "Русская медная компания" и администрацией Челябинской
области. Очевидно, что в том случае, если интересы крупного бизнеса на Южном
Урале в очередной раз перевесят неотъемлемые права жителей "Карабашского
гетто", российский омбудсмен Владимир Лукин будет вынужден обратиться в
Совет Европы, решения которого, как известно обязательны для исполнения
правительствами всех государств в него входящих.
Председатель общественной организации
"Челябинцы против коррупции" Владимир Филичкин
Прислал В.Филичкин", filichkin@mail.ru, 4 июля 2005 г.
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |