Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####      Сообщение ECO-HR.1796, 5 июля 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                               Право на мирный атом


               ЭКО-ОБЩЕСТВЕННОСТЬ - О ЯДЕРНЫХ ДЕЛАХ


    БЕЛЛОНА - О РОССИЙСКОЙ АТОМНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    Презентация нового доклада <Беллоны> в Москве
    В понедельник, 4 июля 2005 года, Объединение <Беллона> представил в
Москве свой очередной доклад <Российская атомная промышленность:
необходимость реформ>...
    Тема доклада - политика России в области использования атомной энергии,
структура и состояние ее ядерного комплекса. <Беллона> надеется, что доклад
станет источником необходимой информации для политиков, чиновников и
специалистов, которые участвуют в решении ядерных проблем в России.
    Заказать доклад <Российская атомная промышленность: необходимость
реформ> (Красный доклад) можно по адресу mail@bellona.ru, прочесть его
онлайн можно здесь: http://www.bellona.no/ru/38847.html#s1
    Авторы доклада - сотрудники Объединения <Беллона> Александр Никитин,
Игорь Кудрик, Нильс Бёмер, Чарльз Диггес, а также Владимир Кузнецов, автор
программ <Зеленого креста> по ядерной безопасности, и Владислав Ларин,
эколог и журналист, член неправительственной организации <Экопресс-центр>.
    В докладе представлен подробный обзор нынешнего состояния российской
атомной отрасли, а также сформулированы предложения по повышению
безопасности и устранению потенциальных угроз.
    Анализ экономики, структуры и технологии российской ядерной
промышленности, проведенный независимыми экспертами, помог выявить наиболее
острые проблемы, требующие скорейшего решения. По мнению авторов доклада,
одним из ключевых вопросов развития атомной энергетики в России является
использование замкнутого топливного цикла, который предполагает повторное
использование отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Экономическая
неэффективность этой системы доказана международной практикой, такая система
способствует ядерному распространению и несет явную экологическую угрозу,
считают эксперты. Несмотря на то, что хранилища ядерных отходов АЭС и ВМФ
переполнены, ядерное лобби продолжает поддерживать проекты по ввозу
иностранного ОЯТ на территорию страны.
    С планами импорта ОЯТ связана и дорогостоящая разработка бридеров -
реакторов, которые могут работать на плутонии, полученном из отработавшего
топлива. Для переработки радиоактивных материалов планируется также
строительство завода <РТ-2> в Красноярске, требующее больших финансовых
вложений.
    Говоря о международном сотрудничестве, авторы доклада отмечают
отсутствие координации и аудита, которое позволяет бесконтрольно расходовать
средства западных доноров. Кроме того, средства, выделяемые на конкретные
программы по ядерной и радиационной безопасности в России, на деле часто
поддерживают опасную и убыточную структуру атомной отрасли, вместо того
чтобы способствовать ее реформированию.
    Так, в рамках программы ВОУ-НОУ в российскую ядерную индустрию
вкладывается до $1 млрд. в год. По этой программе конечными получателями
средств оказываются российские атомные компании и заводы, снижающие степень
обогащения урана и производящие свежее ядерное топливо.
    Предложенные авторами доклада рекомендации включают в себя отказ от
замкнутого топливного цикла, создание независимого надзорного ведомства,
организацию международной координационной группы, в которую войдут
представители стран-доноров, открытое обсуждение программ и проектов, а
также осуществление мастер-плана по приведению ядерно- и радиационно-опасных
объектов в безопасное состояние.
    <Прежде чем начинать воплощение новых амбициозных планов развития атомной
энергетики, следует остановиться, честно оценить реальное состояние атомной
индустрии и перспективы ее развития, ликвидировать тяжелое наследие прошлого
и найти решения основных проблем отрасли, в первую очередь - обращение с РАО
и ОЯТ>, - считают авторы доклада.
    Доклады <Беллоны> об экологических проблемах, вызванных российской
атомной отраслью:
1994 Черный доклад - Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и
     Архангельской областях
1996 Синий доклад - Северный флот: Потенциальный риск радиоактивного
     загрязнения региона
2001 Желтый доклад - Атомная Арктика: проблемы и решения
2005 Красный доклад - Российская ядерная промышленность: необходимость
     реформ
     Название: Доклад объединения Bellona No 4 - 2004: Российская атомная
промышленность: необходимость реформ
     Опубликовано на русском языке Объединение Bellona, июнь 2005 года
          208 стр., ISBN 82-92318-11-9, ISSN 0806-3451
           Источник: svet@seu.ru, 5 июля 2005 г.

    РОССИЙСКИЙ ГРИНПИС - О ЯДЕРНОМ ТЕРРОРИЗМЕ
    Коллеги,
    Направляем записку ГРинпис России по проекту плавучей АЭС с точки
зрения терроризма. Ниже дан пресс-релиз по теме.
       С уважением, В.Чупров, vladimir.tchouprov@ru.greenpeace.org,
                    5 июля 2005 г.
    Москва, Российская федерация - 5 июля 2005 года. <Плавучие атомные
станции (ПАЭС) - первоклассный объект для теракта> говорится в докладе
Гринпис, направленном сегодня в Федеральную службу безопасности России.
Проект Росатома по строительству плавучих АЭС идет вразрез с политикой
руководства страны по борьбе с терроризмом.
    В настоящее время Росатом уже готов начать строительство ПАЭС для
продажи их в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Лицензия на это была выдана
Госатомнадзором РФ ещё в декабре 2002 года. Интерес к ПАЭС проявляют Таиланд
и Индонезия. Ведутся переговоры о финансировании проекта Китаем. В октябре
2003 года Росатом подписал протокол о сотрудничестве с Южной Кореей.
На ПАЭС в качестве топлива используется оружейный уран (40% урана-235),
запас которого будет около 960 килограммов. При этом никакая специальная
охрана объекта проектом не предусмотрена.
    ЮВА сегодня - это десятки террористических организаций, имеющих корабли,
снаряжение и подготовленных для подводной диверсионной работы людей. Это
регион, где развито морское пиратство. В таких условиях эксплуатация ПАЭС
без усиленных мер безопасности - огромный риск для теракта на ядерном
объекте.
    Насколько велика предполагаемая угроза? Можно привести три наиболее
вероятных сценария:
  1. Уничтожение реактора, сопровождающееся выбросом радиоактивных веществ.
  2. Нападение для изъятия оружейного урана, из которого будет возможно
изготовить и использовать ядерный заряд в любой стране мира.
  3. Проникновение/нападение для получения радиоактивных материалов, из
которых в дальнейшем можно будет изготовить <грязную ядерную бомбу>.
Гринпис призывает отказаться от проекта строительства плавучих АЭС и
направить усилия на развитие альтернативных источников энергии и
энергосбережение. Тем более что, по последним данным Гринпис и Всемирного
совета по энергии ветра (GWEC), уже к 2020 году 12% всего электричества на
планете может производиться с помощью энергии ветра.
    Гринпис направил официальное письмо руководству ФСБ с просьбой оценить
проект строительства и эксплуатации  плавучих АЭС в Юго-Восточной Азии с
точки зрения террористической угрозы для нашей страны.
    ПЛАВУЧИЕ АТОМНЫЕ СТАНЦИИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ОЧЕРЕДНАЯ АВАНТЮРА
РОСАТОМА
    Юго-Восточная Азия является передовой в борьбе с терроризмом. Новые атаки
неизбежны. (Из доклада Австралии на конференции по борьбе с терроризмом на
транспорте стран - членов АСЕАН. Манила, март 2004 г.)
    Введение
    В настоящее время Росатом осуществляет проект по строительству плавучих
АЭС (ПАЭС) с целью продажи их на условиях лизинга (без последующей передачи
новому владельцу) в страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Соответствующая лицензия
выдана Госатомнадзором РФ в декабре 2002 года. Интерес к ПАЭС проявляют
Таиланд, Индонезия; ведутся переговоры о финансировании проекта Китаем. В
октябре 2003 года Росатом подписал соответствующий протокол о сотрудничестве
с Южной Кореей.
    Как известно, на ПАЭС в качестве топлива используется уран оружейного
обогащения (40% по урану-235) и по проекту на станции его будет содержаться
960 килограммов. Эксплуатация ПАЭС в странах ЮВА без усиленных мер
безопасности (по проекту, вооруженный эскорт на весь срок эксплуатации в
виде российских военных кораблей ВМФ не предполагается) создает высокую
угрозу с точки зрения терроризма и морского пиратства.
    Настоящая записка предлагает информацию, позволяющую оценить такую
опасность.
    1. История терроризма
    Центром терроризма изначально являлся Ближний Восток. Одна из первых
известных террористических групп <Братья мусульмане> начала здесь свою
деятельность после палестинской войны еще в конце 1940-х годов.
    В 1970-х годах в Египте одна за другой стали появляться экстремистские
группы, для которых террор стал основным методом борьбы. Только за одно
десятилетие (1970-1980) в Египте были совершены десятки террористических
актов, в том числе взрывы в ночных клубах, нападения на христиан, полицейские
участки, сопровождавшиеся неоправданными жертвами. Похожие процессы
происходили почти во всем мусульманском мире.
    В 1980-х годах война в Афганистане против советских войск, во время
которой получили военную выучку около 10 тысяч боевиков-выходцев из
Пакистана, Египта, Саудовской Аравии и других мусульманских стран, послужила
дополнительным мощным толчком для развития международного терроризма. В
итоге, с начала 1990-х годов на мировую <сцену> выходит новое движение,
ядром которого становятся арабы, воевавшие с советской армией на стороне
моджахедов. Одним из ключевых лидеров этого движения считается Усама бен
Ладен, создавший в 1988 году на территории Афганистана печально известную
теперь <Аль-Каиду> (База).
    История терроризма в ЮВА тесно связана с историей создания и
деятельностью такой организации, как <Джемаа Исламия> (Индонезия),
действующей, по некоторым источникам, с начала 1970-х годов [1]. Наряду с
<Джемаа Исламия> в регионе орудует много других террористических групп. В
большинстве случаев свои действия они прикрывают лозунгами создания
сепаратистских мусульманских государств. После создания <Аль-Каиды> эксперты
отмечают сращивание мелких местных террористических группировок с этой
организацией. Многие из них, в том числе и <Джемаа Исламия>, фактически
являются ее филиалами [1].
    Активность террористических групп в ЮВА происходит на фоне и при
взаимодействии с традиционным для этого региона мира морским пиратством.
Географические условия, наличие оживленных торговых путей дают большие
возможности для терактов на море.
    С ростом террористических организаций росла и их техническая оснащенность.
Появлялись новые объекты для террористических атак. Если в 1960-70-е гг.
экстремисты, в основном, ориентировались на достижение своих целей через
захват заложников (в самолетах, на территории посольств, в отелях), то с
конца 1980-х объектами их интересов все чаще становятся морские суда. Так,
в сентябре 1985 года боевиками <Вооруженного отряда 17> на Кипре было
захвачено туристическое судно [2]. 6 октября 2002 года экстремистская
группировка, называющая себя <Исламской армией Адена-Абьяна>, осуществила
взрыв французского танкера <Лимбург> у побережья Йемена, поставив регион на
грань экологической катастрофы [3].
    Террористы не только атакуют корабли, но и захватывают их с целью
дальнейшего использования. Например, специалисты британского
консультационного совета по безопасности  (ADS)
считают, что похищение 26 мая 2003 года танкера-химовоза  возле
побережья Суматры было не чем иным, как тренировкой по обучению в
управлении судном. По информации ADS, за несколько месяцев одного только
2003 года на морских просторах пропало 10 буксиров, каждый из которых можно
было использовать для маневрирования выведенным из строя танкером [4].
    Надо отметить, что в последнее время наблюдается рост числа пиратских
нападений на танкеры, в том числе на танкеры-химовозы, проходящие через
Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. По мнению британских экспертов по
борьбе с терроризмом, участившиеся случаи похищения членов экипажей судов
доказывают факт подготовки терактов, так как похищенных заставляют обучать
боевиков искусству судовождения [5]. Атака на США 11 сентября 2001 года
доказала высокий уровень подготовленности террористов к проведению крупных
террористических актов с использованием воздушных судов.
    Террористы начинают готовиться для ведения химической и биологической
войны, пытаются овладеть ядерным оружием. Так, в интервью норвежской
телекомпании TV 2 глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)
Мохаммед Аль-Барадеи сказал: <<Аль-Каида> и другие экстремистские группировки
стремятся получить в свое распоряжение ядерное оружие>. Он отметил, что к
обладанию таким оружием стремятся ячейки <Аль-Каиды> по всему миру [6].
    Список некоторых террористических организаций в мире дан в
приложениях 1 и 2.
    2. ЮВА с точки зрения условий для развития терроризма
    ЮВА - одна из <горячих точек> мирового терроризма, что во многом
обусловлено географическим положением. Через этот регион по международным
стратегическим морским путям ежедневно проходят от 200 до 600 судов,
перевозящих сырую нефть, другие энергоносители, химикаты, импортируемые и
экспортируемые Японией, Китаем, Кореей и другими странами
Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь также пролегают важные морские и
воздушные пути в Южную Азию и на Ближний Восток [7].
    По оценкам ООН, до 80% из 6 млрд т груза, продающихся каждый год,
перевозится морским транспортом. Из них почти 75% проходит через один из
пяти основных <узких проходов>: Панамский канал, Суэцкий канал,
Гибралтарский пролив, Ормузский пролив и Малаккский пролив (ЮВА) [4].
    Малаккский пролив расположен между полуостровом Малакка и островом
Суматра и соединяет Андаманское и Южно-Китайское моря. Его длина около 1000
км, наименьшая ширина около 40 км, наименьшая глубина на фарватере всего
25 м. Через пролив осуществляется четверть мировой торговли, доставляется
половина от общего мирового объема транспортируемой нефти и сжиженного
газа [8].
    По сообщению информагентства , <Аль-Каида> уже приобрела
15 судов для организации терактов. Корабли, купленные <Аль-Каидой>, могут
перевозить груз смертельных химических веществ, <грязную бомбу> (так
называемая <грязная бомба> состоит из обыкновенных взрывчатых веществ с
примесью радиоактивных материалов; поражающий эффект достигается за счет
рассеивания радиоактивной пыли, появляющейся в результате взрыва) или
даже ядерное оружие. Они могут просто зайти в гражданский порт и взорвать
себя там. Это корабли-камикадзе [9]. В этой связи на фоне традиционного
пиратства существует вполне реальная опасность атак <Аль-Каиды> или
сотрудничающих с ней террористических групп на наиболее важных водных путях
и судоходных каналах.
    Атаки террористов на этих крупнейших транзитных морских путях вполне
способны надолго парализовать международную торговлю. К примеру, если в
Малаккском проливе на фарватере затопить либо подорвать захваченный один
или несколько танкеров с нефтью или нефтепродуктами (или танкер-химовоз),
то пролив надолго будет блокирован - на недели или даже месяцы, а возможно,
и намного больше, если будет использоваться <грязная бомба>, подобная той,
которая, по сообщению  со ссылкой на секретные доклады
американской разведки, имеется у террористов <Аль-Каиды>, действующих в
Ираке под руководством Абу Мусаба аль-Заркави [10].
    Итак, возможными сценариями терактов в Малаккском проливе могут быть:
 - захват танкера и его столкновение с другим танкером;
 - захват круизного лайнера, сопряженный с опасностью большого числа жертв
среди пассажиров и членов экипажа;
 - захват танкера с последующим подрывом его в ближайшем морском порту [5].
    Террористическая опасность в регионе ЮВА в том числе с использованием
ядерных материалов подтверждается на высоком международном уровне. Как
заявил 30 марта 2004 года на прошедшей в Маниле 2-ой межсессионной встрече
регионального форума Ассоциации государств Юго-Восточной Азии заместитель
координатора по вопросам противодействия терроризму государственного
департамента США Уильям Поуп: <"Аль-Каида" и тесно связанная с ней
группировка <Джемаа исламия> могут готовить теракты на морских путях
Юго-Восточной Азии.
    У них для этого достаточно ресурсов>. Он считает, что наиболее вероятной
целью таких атак является самая оживленная морская магистраль - расположенный
между индонезийским островом Суматра и полуостровной Малайзией Малаккский
пролив. По этому маршруту ежедневно осуществляется четверть мировой торговли,
доставка половины от общего объема транспортируемой нефти и сжиженного газа
[8]. При осуществлении теракта может быть использовано ядерное оружие или
<грязная бомба>. Так, правительство Австралии выражает серьезную
озабоченность тем, что террористы могут планировать атаки на морские
судоходные артерии ЮВА, как на одни из самых оживленных в мире, <с
применением ядерного оружия - примитивного ядерного устройства или <грязной
бомбы>>. Австралийский доклад о существовании такого рода опасности был
распространен среди участников Международной конференции по борьбе с
терроризмом на транспорте стран-членов АСЕАН, проходившей в Маниле в
марте 2004 года.
    В нем в частности утверждается: <Юго-Восточная Азия является передовой
в борьбе с терроризмом. Новые атаки неизбежны>. И там же: <Есть однозначные
свидетельства того, что <Аль Каида> ставит перед собой задачу подрыва
мировой экономики, а ее неотъемлемой частью является мировое судоходство,
ставшее одной из главных целей террористов> [11].
    Таким образом, наличие оживленного международного судоходства на фоне
традиционного пиратства обуславливают активное присутствие в ЮВА
террористических организаций и, соответственно, высокую вероятность
терактов, связанных с атакой морских судов, в том числе с использованием
ядерного оружия или <грязных бомб>. Не говоря уже об экологических
последствиях, теракт может самым негативным образом отразиться на всем - от
цен на электроэнергию до страховых ставок и стоимости морских фрахтов, что,
как следствие, приведет к подорожанию многих товаров [4].
    Список некоторых террористических организаций в Юго-Восточной Азии с их
кратким описанием приведен в приложении 3.
    3. Пиратство в ЮВА
    В 1995 году было совершено 134 пиратских нападения, в 1996 - 228, в
1997- 252, в 1998 - 210. В 1999 году морские пираты нападали на торговые и
грузовые суда 229 раз. В 2000 году в мире произошло 500 абордажей, в 2001 -
344, в 2002 - 370 [12]. В 2003 году было совершено 445 нападений, 88 моряков
получили ранения, 359 были взяты в заложники, 71 считаются пропавшим без
вести. По данным доклада Международного бюро судоходства (IMB) <Пиратские
нападения в 2003 году>, из 445 пиратских нападений на суда наибольшее
количество (121) зафиксировано в территориальных водах Индонезии, 58
нападений - в водах Бангладеша. Для сравнения: в Нигерии было 39 нападений
[13]. По данным Центра по борьбе с пиратством Международного бюро
судоходства, в 2004 году зафиксировано 325 нападений. Более четверти из них
пришлось на долю Индонезии (93 случая) [14]. По данным экспертов IMB, ущерб
от пиратства в азиатских морях оценивается ежегодно не менее, чем в 25
млрд долларов [15].
    2005 год вполне может стать рекордным по пиратской активности в районе
Малаккского пролива, поскольку многие местные жители, в том числе и рыбаки,
лишились из-за разрушительного цунами средств к существованию и вынуждены
пополнять ряды бойцов преступных синдикатов. Индонезийская провинция Аче,
наиболее пострадавшая от природной катастрофы, может превратиться в центр
пиратства [16].
    В Китае, Сомали, на Филиппинах и в Сьерра-Леоне пиратство имеет в
определенной степени скрытую поддержку местных властей. На Филиппинах из-за
нищенских заработков морские офицеры не прочь заняться рэкетом. В Сомали,
где с 1991 г. фактически отсутствует центральное правительство, пиратством
откровенно занимается служба береговой охраны [12]. При этом пираты, как
правило, имеют значительно более быстроходные катера, нежели морские
полицейские службы, и оснащены самым современным оружием, включая тяжелое
[15]. В марте 2004 года в Малаккском проливе 35 морских разбойников,
вооруженных автоматами и пулеметами, взяли на абордаж газовый танкер [16].
    Объектами пиратства были и российские суда. По информации Морского
спасательного координационного центра, за последние годы без вести пропали
шхуны <Мария>, <Удача>, <Иван Касаткин>. В Индонезии подвергались нападению
морских пиратов российские теплоходы <Уссурийск>, <Осип Пятницкий>, <Петр
Старостин>. Дизель-электроход <Горец> морские пираты грабили трижды [12].
    4. Террористические акты на ПАЭС: возможные сценарии
    Ядерный терроризм, по мнению профессора Гейвина Камерона (автора книги
<Ядерный терроризм: оценка угрозы XXI века>) включает в себя четыре ярко
выраженных вида действий:
 1) кража и применение готового боевого ядерного заряда;
 2) кража или иной способ приобретения расщепляющихся материалов с их
последующим использованием для производства ядерного оружия;
 3) нападение на реакторы или другие ядерные объекты с целью радиоактивного
заражения окружающих районов;
 4) использование радиоактивных материалов для изготовления того или иного
устройства с радиологической дисперсией (УРД) (так называемой <грязная
бомба>).
    Из перечисленных видов террористической деятельности наиболее легким
способом в контексте достижения желаемого результата является изготовление
<грязной бомбы> [17]. Учитывая, что террористические организации имеют
собственный флот, террористов-смертников, а также располагают опытом захвата
воздушных и морских судов, возможны все варианты действий в отношении ПАЭС
кроме первого, так как в случае с ПАЭС речь не идет о готовом боевом заряде.
    Кража или иной способ приобретения расщепляющихся материалов с их
последующим использованием для производства ядерного оружия
    Каждая ПАЭС имеет на борту оружейный уран в количестве, достаточном для
получения нескольких ядерных боезарядов. Захват станции с целью получения
оружейного урана вполне реален с учетом технической подготовленности
террористических групп и незащищенности ПАЭС (по проекту, как уже
отмечалось, военная охрана ПАЭС силами ВМФ России не предусматривается).
    Кроме того, существует риск захвата станции экстремистскими силами,
которые могут прийти к власти, например, в результате государственного
переворота. В случае получения ядерного материала оружейного качества
террористическими организациями или другими экстремистскими группами
потребуется несколько месяцев для производства ядерного заряда, который
может быть применен в любой точке планеты, включая судоходные пути в ЮВА и
территорию Российской Федерации.
    Использование радиоактивных материалов для изготовления того или иного
устройства с радиологической дисперсией (так называемая <грязная бомба>)
    Данный вариант действий может рассматриваться по аналогии с предыдущим.
В отличие от захвата радиоактивных материалов для производства боезаряда,
радиоактивные материалы в данном случае используются для производства
<грязной бомбы>, которая также может быть использована в любой точке планеты.
    Нападение на реакторы или другие ядерные объекты с целью радиоактивного
заражения местности
    Нападение может быть организовано с воздуха, с моря, с подводных глубин
как на месте эксплуатации, так и при транспортировке ПАЭС. Террористы могут
стремиться к повреждению систем жизнеобеспечения с целью расплавления
реакторной зоны, при которой активная зона реактора расплавляется с выбросом
радиоактивных материалов за пределы защитной оболочки [18]. В результате,
в окружающую среду может попасть до 1 миллиона кюри радиоактивности
(уровень активности для 1 тонны облученного ядерного топлива). Для сравнения:
чернобыльский выброс оценивался в 50 миллионов кюри. С учетом морских
течений, зона радиоактивного заражения может быть очень обширной и иметь как
локальный, так и региональный характер.
    Теракт 11 сентября доказал, что любой наземный (надводный) объект не
может быть полностью безопасен при атаке с воздуха, будь то ракетно-бомбовый
удар или преднамеренное падение воздушного судна. Соответственно, в случае
падения пассажирского аэробуса или транспортного самолета на ПАЭС, менее
устойчивую, чем обычная АЭС, и имеющую большую концентрацию производственных
помещений и коммуникаций, разрушения на ней будут более грандиозными. Даже
если сам реактор выдержит падение самолета, на ПАЭС есть хранилища
облученного ядерного топлива, разрушение которого может вызвать последствия,
сравнимые со взрывом реактора.
    Существует опасность и с точки зрения подводной атаки, например,
боевиками террористической группировки <Абу Сайяф>. С помощью взятых в
заложники специалистов они уже занимались обучением своих членов навыкам
глубоководного плавания, которые вполне могут использоваться для подготовки
взрыва глубоководных буровых установок или платформ [4]. Эти навыки могут
быть применены и для подводного взрыва ПАЭС, что может вызвать последствия,
аналогичные с воздушной атакой.
    ВЫВОДЫ
    Географическое положение в сочетании с традиционным для региона морским
пиратством создают предпосылки для организации террористических атак на
море (<пиратский> терроризм). ПАЭС могут стать объектом таких терактов, так
как террористические группировки давно пытаются овладеть радиоактивными
материалами с целью получения ядерных боезарядов или <грязных бомб>. Кроме
того, одним из вариантов теракта может быть разрушение ПАЭС с целью
радиационного загрязнения акватории.
    Авторы проекта и те, кто его активно лоббируют, явно не осознают или
сознательно игнорируют уровень террористической опасности, признанный
руководством России на самом высоком уровне. Одним из доказательств такого
непонимания или игнорирования является, например, тот факт, что проектом не
предусмотрена физическая защита ПАЭС в виде вооруженной охраны кораблями ВМФ
Российской Федерации, как страны-собственника ПАЭС.
    Но даже с учетом вооруженной охраны нет 100%-й гарантии защиты станций.
Обеспечить защиту подводной части ПАЭС от торпедного удара или диверсантов,
а надводной - от ракетно-бомбового удара или падения воздушного судна,
практически невозможно. Фактически, российское государство проводит политику
<двойных стандартов>. С одной стороны, правительство и президент
провозглашают борьбу с терроризмом в качестве первоочередной задачи, с
другой - Российское агентство по атомной энергии планирует построить и
запустить в эксплуатацию ПАЭС в ЮВА, в том числе в территориальных водах
Индонезии, в регионе, который является одним из центров морского пиратства
и международного терроризма, тем самым, потворствуя терроризму и способствуя
разрушению существующего режима нераспространения.
    Для стран ЮВА проект с ПАЭС будет означать шаг в сторону милитаризации,
что негативно повлияет на экономику этих стран и ухудшит внешнеполитический
климат в регионе [29].
    Источники...
    Приложение 1. Список террористических организаций из доклада
Госдепартамента США <Глобальный терроризм в 2003 году> [19]
    Приложение 2. Список террористических организаций, <наносящих наибольший
ущерб безопасности Российской Федерации>, внесенный Федеральной службой
безопасности РФ в Генпрокуратуру РФ в связи с необходимостью признания их
террористическими (сообщение Управления информации и общественных связей
Генпрокуратуры РФ) [11]
    Приложение 3. Некоторые террористические организации, действующие в ЮВА
               http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/167876

    УЕРАИНСКИЙ "ГРАЖДАНСКИЙ ДОЗОР" - О ПОЛИТИКЕ
    2 июля 2005 г. в киевском представительстве Европейской комиссии
состоялась рабочая встреча депутатов фракции Зеленых Европейского
парламента с лидерами наиболее активных региональных и всеукраинских
антиядерных общественных организаций Украины.
    Во встрече приняли участие представители  НГО "Бахмат"(Артемовск),
"Гражданский дозор" (Никополь),"Мама-86", Национальный экоцентр Украины
(Киев), "Экология и мир"(Крым), "Экоклуб"(Ровно) и "Экоправо-Харьков",
которые вместе со своими западными соратниками обсудили вопросы,
связанные с приближающейся датой 20-ти летия Чернобыля и планами
украинского правительства построить в стране 11  новых ядерных реакторов,
вопреки курсу европейского сообщества на сокращение использования ядерной
энергетики и интенсивное развитие  возобновляемых экологически чистых
источников энергии.
    Как показала встреча, наибольшую тревогу европейских зеленых вызывает
отсутствие доверия между украинскими НГО и Партией зелёных Украины, которая,
по мнению депутата Европейского Парламента Ребекки Хармс, должна стать
лидирующей силой зеленого лобби в будущем украинском парламенте, выборы в
который должны состояться в конце марта 2006 г.
    Большинство участников встречи пришли к выводу о необходимости
укрепления и активизации антиядерного движения в Украине на основе
объединения усилий общественных экологических организаций и партий, готовых
предоставить экологистам места в своих партийных избирательных списках.
    Ради этого, под эгидой европейских защитников природы в Киеве намечено
провести круглый стол с участием партийных и беспартийных украинских
зеленых.
                 Пресс-служба союза "Гражданский дозор"
                 dozor1@nikopol.dp.ua, 5 июля 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность