О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1787, 26 июня 2005 г. ****************## ################################################################## Право на общственную активность ОРГАНИЗУЮТ "ОБЩЕСТВЕННОЕ" УЧАСТИЕ КАЗАХСТАН НКВД предлагает создать в Казахстане НПО, ориентированную на решение социально-экономических программ в Центральной Азии АСТАНА. 23 июня. КАЗИНФОРМ /Назым Шаханова/ - В многонациональном Казахстане успешно решаются межконфессиональные и межнациональные проблемы, сказал сегодня на встрече с работниками АО <Казахтелеком> член Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте РК, Председатель ЦИК Оналсын Жумабеков. Такие встречи Национальной комиссии с общественностью проходят в Астане с 23 по 24 июня, передает Казинформ. На встрече члены НКВД рассказали присутствующим о ходе реализации Послания Главы государства Н.Назарбаева в вопросах развития гражданского общества в стране. <Президент страны Н.А.Назарбаев поставил перед Национальной комиссией по вопросам демократии задачу - реализацию программ политических и социальных реформ>, - отметил О.Жумабеков. Для успешного решения данной задачи, напомнил Председатель ЦИК, комиссия разработала концепцию по развитию гражданского общества Республики Казахстан. В частности, Национальная комиссия для развития международного сотрудничества институтов гражданского общества предлагает инициировать создание в Казахстане региональной неправительственной организации, ориентированной на решение целевых программ социально-экономической направленности в Центральной Азии, с финансированием их из государственных, корпоративных и частных источников. Казинформ, www.inform.kz, 23 июня 2005 г. Вето - это маленькая жизнь В обсуждение одобренных на прошлой неделе законопроектов, касающихся деятельности неправительственных организаций, включились наконец и представители исполнительной власти. До сих пор ломали копья и спорили до хрипоты лишь парламентарии и лидеры самого "третьего сектора". Правительство отмалчивалось, занимая позицию "над схваткой". Первым заговорил глава внешнеполитического ведомства РК Касымжомарт Токаев. На встрече с новым составом комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности он высказал свое мнение по поводу новых законов об НПО: оказывается, эти законодательные акты противоречат международным обязательствам Казахстана Странная получается ситуация: проекты законов приняты, и теперь депутаты, инициировавшие эти документы, а также те, кто проголосовал "за", выглядят этакими невеждами, даже не представляющими, какую мину замедленного действия они запустили. Зато опомнились главы министерств и ведомств - контролировать-то исполнение законов придется им. И тут уже представители исполнительной власти могут иметь бледный вид. Например, в глазах мирового сообщества. Во всяком случае, министр иностранных дел недвусмысленно дал понять, что законопроекты не только осложнят работу различных представительств иностранных НПО, но и поставят под вопрос деятельность в РК таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ВОЗ, Всемирная организация по миграции и других структур ООН. Кроме того, под действие законов подпадает и ОБСЕ, на председательство в которой Казахстан претендует в 2009 году. Депутаты, таким образом, желая оградить страну от внешних влияний в лице западных неправительственных организаций с их материальной помощью местным НПО, ненароком прошлись и по международному авторитету Казахстана. Глава МИДа считает, что законопроекты, регулирующие деятельность неправительственных и некоммерческих организаций, могут нанести урон международной репутации республики. Когда представители наших НПО возмущены положениями законопроектов о финансовой подотчетности, они забывают о том, что во всех демократических странах существуют такие требования. В самих США, которые позиционируют себя как оплот демократии, власти также требуют прозрачности от неправительственных организаций. Налоговая служба, например, предлагает организациям, освобожденным от уплаты налогов, представлять общественности сведения о членах совета директоров и сводном балансе бюджета. Эта информация с указанием финансовых доноров обязательно должна содержаться на интернет-сайтах. О том, что США диктуют неправительственным организациям, как им себя вести, говорит такой факт. Арабским НПО, действующим на территории Палестины, США и некоторые страны ЕС заявили, что деньги они получат только при условии подписания обязательства под названием "Запрет на финансирование террора". Согласно этому документу, НПО Палестины обязуются не оказывать материальную помощь индивидам или группам людей, выступающим, планирующим, спонсирующим или замешанным в террористической деятельности на основе закона США #13224. Что касается роли Запада и финансируемых им НПО в "цветных" революциях на территории бывшего Союза. Сегодня азербайджанские издания пишут о том, во сколько США обойдутся парламентские выборы в этой стране. О смене власти мечтает не только азербайджанская оппозиция, увеличившая финансовые потоки из-за рубежа, но и Запад. Например, США кроме традиционных грантов в последнее время выделяет деньги на выборы официально. Если правительство Азербайджана заложило в бюджет на проведение парламентских выборов 9,5 миллиона долларов, то, по словам координатора госдепа по оказанию помощи странам Европы и Азии Томаса Адамса, на "ускорение процесса демократизации и реализацию гуманитарных программ" США выделят Азербайджану 16 миллионов долларов. "Институт открытого общества" Джорджа Сороса, Всемирный банк и фонд "Евразия", сообщает издание "Новое время", разработали программу политического воспитания молодежи Азербайджана. Идеологической основой проекта стали опробованные в Украине и Грузии сценарии компрометации руководства страны путем обвинения его в коррупции и других преступлениях. Программа рассчитана на год. На ее осуществление выделяются очень серьезные деньги. Средства будут предоставляться действующим в стране НПО в виде грантов. При этом г-н Токаев согласен с депутатами в том, что деятельность НПО нуждается в упорядочении, и положительно оценивает инициативу мажилисменов, однако считает, что возникает очень большая проблема, связанная с тем, чтобы организации, входящие в систему ООН, не попали под ограничительные действия закона. "НП" уже писало о том, что проекты законов - "О деятельности филиалов и представительств (обособленных подразделений) международных и иностранных некоммерческих организаций на территории РК" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам некоммерческих организаций" - значительно затрудняют работу НПО и НКО в Казахстане. Самыми спорными пунктами стали: запрет на политическую деятельность филиалов и представительств; введение контроля над всеми финансовыми потоками, поступающими некоммерческим организациям Казахстана от иностранных или международных НКО. Более того, поправки, вносимые в соответствии с законопроектами в Налоговый кодекс и Закон "О банках и банковской деятельности", устраняют такое понятие, как банковская тайна, если речь идет о счетах НПО. Налоговики имеют право получить в банках сведения о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах по всем налогоплательщикам. Законопроекты вызвали волну возмущений не только в Казахстане среди местных представителей "третьего сектора", но и со стороны международных организаций, которые расценили эти акты как репрессивные и антидемократические. Впрочем, выступление министра иностранных дел может стать первой ласточкой. Возможно, следом за ним мы услышим высказывания министра финансов о том, что банковская тайна свята и нерушима и иначе, как по решению суда, разглашена быть не может. Затем может последовать выступление министра юстиции, etc. Все это говорит о том, что наверху не очень довольны новыми законопроектами. Точку в споре, скорее всего, поставит глава государства. В истории Казахстана уже были прецеденты, когда президент пользовался своим правом вето, чтобы завернуть откровенно реакционные законодательные акты, идущие вразрез с государственной политикой, направленной на построение демократии. Мы, журналисты, помним, какой подарок мы получили от президента чуть больше года назад: вето на закон о СМИ. С.Грибанова, "Новое поколение", 24 июня 2005 г. Источник: zarina@ecopress.kz, 25 июня 2005 г. РОССИЯ Резервация для совести нации 1 июля вступит в действие федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", подписанный в начале апреля Владимиром Путиным. Начнется долгая и кропотливая работа по выдвижению представителей общественности, в результате чего будет сформирован орган с непонятными функциями, насчитывающий 126 человек. Между тем, большинству россиян словосочетание "общественная палата" не говорит ничего или почти ничего. Когда же им разъясняют в общих чертах смысл президентской инициативы, то выясняется поразительная вещь: наши сограждане считают, что наиболее эффективно контролировать работу госаппарата смогут, прежде всего, люди, чьи лица практически ежедневно появляются на экранах телевизоров, причем преимущественно в программах развлекательного свойства. То есть россияне полагают, что Общественная палата должна стать еще одной вариацией на тему "Поля чудес" или разновидностью ток-шоу, на котором будут перемывать косточки министрам и прочим начальникам, от пресловутого Чубайса до начальника ДЭЗа. Однако такая перспектива не устраивает главу государства, уже не первый год призывающего к построению в России гражданского общества, которое, по идее, само должно заботиться о собственном благополучии, а не перекладывать эту обязанность на плечи президента. Кроме того, Путину, по-видимому, надоело, когда при встречах с народом ему начинают жаловаться на протекающие трубы, мздоимство в присутственных местах и неурожаи на садово-огородных участках. В результате на свет появилась идея о создании некоей структуры, которая сможет замкнуть на себя все высказанные и невысказанные жалобы и пожелания трудящихся, а также приструнить разболтавшийся административный аппарат, на который у президента и его команды по определению не хватит ни сил, ни времени. Народный контроль в действии Создание "еще одного органа влияния граждан России на принимаемые решения" де-факто означает признание президентом неэффективности существующих методов контроля над исполнительной властью. К тому же принимаемые Госдумой законы все чаще встречают резкое неприятие у значительной части населения, как это произошло, например, с монетизацией льгот. По задумке авторов законопроекта, "общественники" будут контролировать структуры исполнительной власти всех уровней, производить экспертизу законов, а также послужат передаточным звеном для предложений, поступающих от простых граждан на самый верх. Поскольку один законодательный орган в России уже есть, то, чтобы избежать полного дублирования, палата будет выдавать рекомендации в виде заключений, предложений и обращений. Заключения, кстати, подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти. Дополнительно члены палаты будут проводить слушания по общественно значимым вопросам, делать выводы о нарушениях законодательства, направлять запросы, приглашать на ковер различного рода руководителей, а также создавать общественные советы при министерствах и ведомствах, что наверняка парализует их работу. Согласно закону, российское общество в палате будут представлять люди, имеющие особые заслуги перед страной, так сказать совесть нации, а также представители различных общественных объединений. Причем речь идет не о партиях, которые, по идее, выражают сугубо политические интересы различных слоев общества, а об организациях социально-гуманитарной направленности, да еще лишь о тех, которые были созданы не менее чем за год до вступления в силу закона "Об Общественной палате". В принципе членом палаты может стать любой гражданин России, если ему исполнилось 18 лет и у него нет непогашенной судимости. Предполагается, что состав Общественной палаты будет обновляться каждые два года. В нее запрещено входить представителям исполнительной власти, включая, естественно, президента, а также депутатам, сенаторам и прочим лицам, обремененным государственными должностями. Довольно любопытным представляется процесс формирования Общественной палаты, который будет проходить в три этапа. Сначала президент лично определит кандидатуры первых 42 членов. Его решение будет основываться на рекомендациях общественных организаций. Затем назначенные президентом общественники примут в палату еще 42 коллег, которых им предложат общественные организации федерального масштаба. И, наконец, на заключительном этапе будут определены оставшиеся штатные заседатели. Эта последняя треть будет выбрана на уровне федеральных округов в результате сложной многоступенчатой процедуры их утверждения на конференциях местных организаций в субъектах Федерации. Как только в палате наберется три четверти от списочного состава, то есть не менее 95 человек из 126, она сможет приступить к делу. Для обеспечения деятельности вновь создаваемой структуры будет создан аппарат Общественной палаты, который по статусу будет приравнен к госучреждениям. Расходы на содержание Общественной палаты будут прописываться отдельной строкой в федеральном бюджете. Чтобы члены палаты могли спокойно трудиться на общественной ниве, закон предписывает освободить их от исполнения обязанностей по основному месту работы с сохранением занимаемой должности. Опять же из федерального бюджета избранным общественникам будут возмещаться расходы на осуществление их деятельности. Также им полагается компенсация на проезд, проживание, питание и прочее. То есть о штатной зарплате речь не идет. Что касается информирования широких слоев населения о жизни Общественной палаты, то об этом можно будет узнать через специально создаваемый сайт в Интернете. Кроме того, ежегодный доклад о своей деятельности палата будет публиковать в собственном периодическом издании. Закон также требует выделять не менее 60 минут в месяц на освещение работы общественников на федеральных телеканалах и радиостанциях. Приближенные эксперты Вот, вкратце, что представляет собой вновь создаваемая структура, если судить по опубликованному закону. Что же касается сути нововведения, то об этом приходится догадываться по довольно однообразным заявлениям первого лица государства и его приближенных. Публично о необходимости создания Общественной палаты Путин заявил в сентябре прошлого года, через две недели после бесланских событий. Тогда он сказал, что этот шаг является одной из основных мер по укреплению вертикали власти, наряду с переходом к пропорциональным выборам и изменением порядка избрания губернаторов. В декабре в ходе визита в Индию президент уточнил, что задачей Общественной палаты "станет гражданская экспертиза важнейших государственных решений". Глава же президентской администрации Дмитрий Медведев делает упор на отсутствии взаимопонимания между народом и властью и говорит о палате как о рабочем механизме взаимодействия общества и аппарата. Представляя законопроект депутатам, полпред президента в Госдуме Александр Косопкин охарактеризовал цель создания Общественной палаты как вовлечение общественности в реализацию государственной политики. Кроме того, новая структура должна защищать демократические институты и согласовывать интересы государственных органов и простых граждан. Некоторый свет на смысл создания этого органа могут пролить персоналии его членов, по крайней мере тех из них, на ком остановит свой выбор Путин. Еще в феврале на этапе прохождения закона через Госдуму высокопоставленный источник "Независимой газеты" в Кремле сообщил, что среди главных общественников будут доверенные лица Владимира Путина на выборах 2000 и 2004 годов. К ним относят таких разных и уважаемых людей, как врач-педиатр Леонид Рошаль, актер и режиссер Александр Калягин, актер и певец Михаил Боярский, ректор Санкт-Петербургского государственного горного института и бывший научный руководитель Владимира Путина Владимир Литвиненко, ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая, а также директоры Мариинского театра, Русского музея и Эрмитажа, которыми являются, соответственно, Валерий Гергиев, Владимир Гусев и Михаил Пиотровский. Все эти люди - представители питерской элиты, что и неудивительно, учитывая, что сам президент родом из Санкт-Петербурга. Из москвичей всплыли пока только две фамилии: ректор Московской государственной юридической академии Олег Кутафин и президент Российского научного центра "Курчатовский институт" Евгений Велихов. О представителях других регионов пока что ничего не слышно. В любом случае в начале осени, если все пойдет по плану, Путин объявит, кого ему любо видеть среди первых 42 государевых общественников. Между тем, кроме официальной версии укрепления связи "низов" и "верхов", существует еще одна версия относительно функций будущего общественного органа, которая при ближайшем рассмотрении не кажется столь уж невероятной. Поскольку к разряду подлежащих экспертизе документов относятся и конституционные законы, то можно предположить, что Общественную палату могут попробовать использовать для изменения основного закона страны. Если в обязанности палаты входит донесение народных чаяний до президента, то почему бы именно общественникам не выступить инициаторами конституционных преобразований? Политолог Станислав Белковский считает, что готовый текст подобного проекта может появиться уже в конце 2005 года. По его мнению, на 12 июня 2007 года Кремлем намечено проведение референдума по утверждению документа. В результате, полагает Белковский, в России будет учреждена парламентская республика во главе с ничего не решающим президентом, которым может стать кто угодно. При этом кресло назначаемого парламентом премьер-министра займет или Владимир Путин, или его преемник. Чем бы их еще занять Ряд соображений по поводу нового государственного института высказали и другие действующие лица российской политической сцены. Так, спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил командировать от палаты в каждый регион России по одному "консультанту", который бы проследил за соблюдением прав человека и отношениями местной власти с бизнесом. Также, по мнению Миронва, на Общественную палату можно было бы возложить создание по-настоящему общественного российского телевидения. Интересную идею подкинул спикер и по персональному составу палаты, предложив равняться при выборе ее членов на таких людей, как Александр Солженицын. На обновление политической элиты надеется и председатель комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям Сергей Попов. Он считает, что в Общественной палате появятся некие "свежие лица, которые известны в своем сообществе, в частности, в экспертном". А вот министр обороны Сергей Иванов решил пойти еще дальше и сработал, как бывший чекист, на опережение. Он предложил еще даже не созданной Общественной палате создать специальную комиссию, которая отслеживала бы всю информацию об армии и в целом курировала бы "военные вопросы", наставляя таким образом на путь истины вверенное ему ведомство. Если говорить проще, то министр хочет, чтобы хоть кто-нибудь еще возложил на свои плечи заботу о российских Вооруженных силах, где одно ЧП следует за другим. Особые отношения предлагается выстроить между Общественной палатой и журналистами. К 1 декабря в Госдуму должен быть внесен законопроект о наделении Общественной палаты функциями по контролю за соблюдением свободы слова в СМИ. В связи с этим президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев призвал наделить палату самыми широкими полномочиями. По его мнению, общественники должны отслеживать неблагонадежные публикации и передавать их в прокуратуру. "И пусть будут громкие дела", - провозгласил Сагалаев. Однако такая нешуточная активность требует больших усилий, а Сагалаев высказывает опасения, что палату укомплектуют "политическими пенсионерами". Еще одну задачу перед палатой попыталась поставить гендиректор РИА "Новости" Светлана Миронюк. Она предложила сделать палату соучредителем создаваемого телеканала Russia Today TV, оговорившись, правда, что это возможно, только если такой шаг предусмотрен законодательством. По ее мнению, это развеяло бы сомнения в объективности нового телеканала, предназначенного для экспорта благополучного имиджа России. Что вырастет, то вырастет Пока что появление Общественной палаты вызывает больше вопросов, чем ответов. При ознакомлении с соответствующим законом возникает ощущение, что этот новый, по сути консультативный, орган до странности дублирует функции Госдумы. Его сфера деятельности пересекается отчасти и со Счетной палатой, и с прокуратурой, и с Конституционным судом, и с институтом советников президента. Идею Общественной палаты раскритиковали и авторы принятой на днях резолюции ПАСЕ по России. В многостраничном докладе говорится по этому поводу: "...трудно понять, почему возникла необходимость в создании нового органа, выполнение функций которого обычно осуществляет избранный демократическим путем плюралистический парламент, с одной стороны, и подлинно независимое и свободное гражданское общество, с другой". Представляется странным, что структура, призванная донести до руководства страны народное мнение по многим ключевым вопросам, создается практически в информационном вакууме. Понятно, например, что средства на ее функционирование будут браться из федерального бюджета. Но в таком случае простому налогоплательщику хотелось бы знать, сколько денег на это понадобится и какую практическую пользу лично ему принесет это собрание выдающихся деятелей нации, которое собирается работать в вялотекущем режиме под руководством президента. Кроме того, остается непонятным, каким образом будут отбираться общественные организации, которые получат право представить кандидатуры своих членов в Общественную палату. Очевидно, что подобных объединений гораздо больше, чем насчитывается мест в создаваемой структуре. Не значит ли это, что одни организации получат больший доступ к президенту, чем другие, на основании неясных обществу критериев? Если судить по заявленной сфере действий Общественной палаты, то получается, что она намерена взять под контроль как законодательную, так и исполнительную ветвь власти. Тогда получается, что избранные народом депутаты не заслуживают полного доверия, так же как не заслуживает его правительство, сформированное опять же всенародно избранным президентом. Возможно, перед нами свидетельство провала начатой, но забуксовавшей административной реформы. Возможно, это еще одна разновидность неформального контроля над общественной жизнью со стороны Путина и его окружения. Наконец, не исключено, что вброшенная президентом идея была подхвачена административным аппаратом, который оказался в своей стихии, как только разговор зашел о создании новой квазибюрократической структуры. В конце концов, все эти факторы могут иметь место одновременно. Результаты этой затеи можно будет оценить с началом нового политического сезона, когда выяснится, кто же эти самые достойные люди в России, чьи интересы они представляют и какие вопросы российской жизни они сочтут наиболее принципиальными. А.Кузнецов, Lenta.ru, http://lenta.ru/articles/2005/06/22/palata/ ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |