Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1785, 24 июня 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                             Право на живую природу


                     БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ, МАТЬ ВАШУ

    РОССИЯ
      УЛЬЯНОВСК
    ООПТ <Винновская роща> спасена от посягательства бизнесменов!
    В Ульяновске прошла акция протеста против вырубки Винновской рощи
    В Ульяновске на площади Ленина у здания администрации Ульяновской области состоялся
пикет против вырубки "Винновской рощи" - уникального памятника природы,
истории и культуры. В акции приняли участие представители молодежного
движения <ОБОРОНА>, УРО <Союз Зеленых России>, <Зеленая Россия>,  УРО
<Российская экологическая партия <Зеленые>, УМОО <Зеленое <Яблоко>, Авангард
Красной Молодежи - АКМ, УРОО <ГРОЗА>, движение
<Ульяновцы>.
    В настоящее время ЗАО <Холдинговая компания <АМС-ГРУПП> и МОО <Федерация
тенниса г. Ульяновска>, в дополнение к уже имеющимся стрельбищу и крытым
теннисным кортам, намерены разместить на территории Винновской рощи комплекс
своих сооружений: несколько теннисных кортов, V.I.P.-гостиницу, трассы для
велоспорта и биатлона, поле для минифутбола, и т.п. Сооружение этих объектов
потребует вырубки насаждений, что неизменно приведет к разрушению
естественного ландшафта и изменению культурных и исторических объектов на
территории парка.
    Участники акции  распространили обращение к ульяновцам, в котором
говорится, что <роща представляет собой последний (в Ульяновской области)
сохранившийся фрагмент реликтового липово-дубравного урочища, насчитывающего
280 видов растений>.
    <Это островок старинного леса, чудом уцелевший от вырубки со времен
строительства Симбирска и Ульяновска>, - отмечают экологи.
    <Винновская роща> имеет международную известность, которую она <получила
благодаря жизни и творчеству писателя Ивана Александровича Гончарова>, и по
словам эколога-юриста Каплина А.Е., <необходимо провести экологическую и
культурно-историческую реабилитацию рощи с тем, чтобы в 2012 году город и
область могли достойно отметить 200-летний юбилей Гончарова>.
    Заказчики строительства уверяют, что своим проектом они, напротив,
намерены спасти Винновскую рощу, наведя там порядок и очистив ее от мусора.
А от вырубки небольшого участка деревьев  вреда парку нанесено практически
не будет. <Не верим мы этим бизнесменам, - признался известный в регионе
краевед Сергей Петров, - мы намерены отстаивать свою позицию до конца,
готовы приковать себя к деревьям, но вырубки не допустим!>
    Как пояснили представители молодежного движения <ОБОРОНА>, на протяжении
нескольких дней  в областную администрацию в защиту Винновской рощи поступают
факсы от экологов и культурной общественности не только из других городов
России, но даже из-за рубежа.
    Под давлением общественности Росприроднадзор дал отрицательное заключение
государственной экологической экспертизы по проекту строительства
спорткомплекса.
    По словам эколога, депутата Ульяновской городской думы Александра
Каплина, заказчики на этом не остановятся, и основанием для опасений является
то, что в 2003 году данная коммерческая структура уже незаконно вырубила
здесь 13 дубов и построила теннисные корты.
    Как заявили участники пикета, если в парке вопреки всему начнется
строительство, то экологические организации готовы разбить на территории
памятника природы палаточный лагерь и физически охранять парк. После того,
как участников пикета не пустили в администрацию Ульяновской области с
обращением к главному экологу области, пришлось начать скандировать:
<Федоров выходи! Главного эколога!> Через минут пять к пикетчикам вышел,
начальник департамента экологических и природных ресурсов администрации
Ульяновской области Дмитрий Федоров и сообщил, что он лично и администрация
является противником какой-либо хозяйственной деятельности в парке.
             А.Брагин, редактор ИА VolgaGreenNews, green_news@pochta.ru
                       23 июня 2005 г.
      МИТВОЛЬ - НАДЕЖА НАША. И ОПОРА
    Истринское правосудие
    В прошлое воскресенье я каталась с друзьями по Истринскому водохранилищу.
По воде носились скутеры, тихо тарахтел мотор, а вдалеке выросла огромная
новорусская дача, сползавшая флигельками и баньками к самой воде. <Дача
генерала ФСБ>, - прокомментировал хозяин лодки.
    Немного погодя встретились еще две дачи, тоже у самой воды и тоже, по
словам местных, - генералов ФСБ. <Никто не знает, как они это место получили,
но никто с них и не спрашивал>.
    Чуть подальше была дача Аллы Пугачевой: у самого дома с водоохранной
зоной было все нормально, но, помнится, известный наш защитник экологии Олег
Митволь что-то приставал к ней насчет баньки. Почему же не пристать: Алла
Пугачева, все-таки пиар.
    А дальше мы увидели удивительное место: ровные лужайки шли до самой воды,
набережная выложена камнем, а за ними, без всякой претензии, - бревенчатые
домики на сваях. Очень такие скромные домики, для среднего класса, отстоящие
от воды на минимально положенное по закону расстояние.
Нас так поразило это явление - после загаженных берегов и генеральских
памятников, что мы пристали к причалу. И даже предложили вышедшему на причал
хозяину коньяка, который был с благодарностью принят.
Впрочем, нас и без коньяка бы пустили.
    Место было как кусочек Англии, как Гайд-парк. Кто бывал, тот поймет.
Ухоженные деревья, расчесанная травка и - высаженные вдоль выложенных камнем
дорожек, тщательно обработанные кустики смородины. На кустах уже висели
длинные тонкие гроздья зеленых ягод. Кустики смородины почему-то поразили
меня чрезвычайно. Их не увидишь на новорусских дачах, там скорее рододендрон
посадят. И их никогда не увидишь в общественном месте, потому что оборвут. А
здесь заборов между домами не было, а смородина была.
    <А вы кто?> - спрашиваю.
    <А мы тот самый поселок, который Митволь сносит. Помните, он еще кричал
в передаче <К барьеру>: <Там особняки красного кирпича стоимостью по
полмиллиона долларов>.
    Поселок <Екатерининские валы> был построен на месте турбазы, проданной
еще лет двадцать назад. С тех пор турбаза неоднократно поменяла владельцев,
а в 96-м против собственников был подан иск. Основанием послужил тот факт,
что первичная сделка по продаже не была зарегистрирована в Мосводоканале -
организации, которая появилась через полгода после регистрации сделки.
Формулировки иска неоднократно менялись, на каком-то этапе к нему активно
подключился замруководителя Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования Олег Митволь: единственный федеральный чиновник, которому
удалось занять примерно то же место в структуре правительства, которое г-н
Митрофанов занимает в Госдуме.
    Формулировки иска - самовольное строительство, загрязнение воды,
незаконная сделка - менялись, видимо, по той же причине, что и обвинения,
предъявленные ягненку в известной басне. Дело в том, что колхоз за забором
турбазы получили структуры банкира Веремеенко, и жители убеждены: если их
домики снесут, то Веремеенко построит на их месте яхт-клуб. Стоимость бывших
колхозных земель, на которых появятся особняки для миллиардеров, возрастет
многократно. (Кстати, колхоз не продали, его обанкротили по суду, и - можете
себе представить, какое счастливое совпадение - смену собственника колхоза
признала законной та же самая судья, которая признала незаконным
существование <Екатерининских валов>.)
    Придирки к <Екатерининским валам> доходили до смешного. Например, вода
активно размывала берег, и, чтобы сохранить положенное до домов расстояние,
жители укрепили берег камнями. Тут же от них бдительно потребовали камни
убрать - мол, где будет нереститься рыба?
    Жители <Екатерининских валов> - люди небогатые. 13 семей, 13 домов. Кто
врач, кто имеет ресторанчик, есть даже мать-одиночка. У них нет защиты, у
них нет административного ресурса, но у них есть земля, которая пригодится
под яхт-клуб.
    Меня поразила наглядность происходящего. Справа от поселка - дачи
генералов, неведомо как появившиеся, слева - другие дачи генералов. Никто -
ни Митволь, ни Мосводоканал - не замечают даже их существования. Попробуй
заметь, окажешься, чего доброго, шпионом, как Григорий Пасько, который тоже
там чего-то про деньги генералов писал. Зато завсегдатай дорогих ресторанов
Москвы и Ниццы Олег Митволь с жаром обличает <кирпичный особняк>
матери-одиночки.
    И всем - абсолютно всем - известно, для чего это делается и кто именно
претендует на землю, занятую бревенчатыми домиками и смородиновыми кустами
исчезающего российского среднего класса.
Ну и что? Стыд глаза не выест.
          Ю.Латынина, "Ежедневный Журнал", 21 июня 2005 г.
                      http://www.ej.ru/comments/entry/1279/

    АРМЕНИЯ:
    ЗАПОВЕДНИК ШИКАХОХ
    ЗАЯВЛЕНИЕ Экологической общественной коалиции Армении
    В последнее время широко распоространилась и обсуждается среди общества
Армении  информация о строительстве новой автомагистрали Капан-Мегри
(южные районы РА). По проекту часть автомагистрали должна пройти через
участок Мтнадзор - сердцевину гос. заповедника ''Шикахох''. Новая
автомагистраль очень важна для решения коммуникационных проблем южных
районов РА и создалась реальная опасность, что, несмотря на то, что
проект нарушает все возможные законы,  ее  строительство  станет законным на
основании намечающейся решения Правительства РА.
    Данный проект нарушает напрямую следующие законы РА:
 1. Закон РА об особо охраняемых территориях;
 2. Закон РА о растительном мире;
 3. Закон о животном мире.
    Кроме  того,  этот  проект  является прямым нарушением обязательств РА
взятых в рамках ратифицированных со стороны РА следующих конвенций:
 1. Конвенция ООН по сохранению биоразнообразия;
 2. Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием;
 3. Рамочная конвенция ООН по изменению климата;
 4. Орхусская конвенция.
    Следует  заметить,  что  проект  поступил  на экологическую экспертизу
только   тогда,  когда  сторительство  новой  автомагистрали  вплотную
подошло  к  самому  заповеднику.  Несмотря  на многочисленные протесты
общественности,  Экологической  общественной  коалиции и международных
природоохранных     организаций,     направленные    Президенту    РА,
Премьер-министру  РА,  Министру транспорта и коммуникаций РА, Министру
охраны  природы  РА,  генеральному  прокурору РА, строительная техника
стоит  у границ заповедника и может быть задействована в любую минуту.
Все эти письма остались без ответа и были переадресованы в Министерство
Охраны природы РА... Общественные слушания, предусмотренные законом РА,
в связи с проектом не организованы.
    Заповедник ''Шикахох'' является последним очагом чистого дубового леса
Армении, там охраняются многочисленные редкие и исчезающие виды растений
и животных, внесенных в Красную книгу Армении и Международную красную книгу.
Строительство данной автомагистрали приведет к абсолютному  нарушению
заповедного режима, разрушению его экосистемы и потери уникального
биоразнообразия, как на видовом, так и генетическом уровнях.
    Общественность и НПО Армении используют все предусмотренные законами РА
возможности для предотвращения прохождения части новой автомагистрали по
заповеднику Шикахох, более того - они предлагают конкретные  альтернативные
варианты строительства автомагистрали в обход заповедника.
    О Б Р А Щ Е Н И Е
    Армянского  Офиса  Всемирного Фонда  Охраны Дикой  Природы (WWF)
Относительно проекта Министерства транспорта и связи РА и ЗАО "Транспроект"
о закладке автомагистрали Капан-Цав-Шванидзор
    Армянский  представительство  Всемирного  фонда  охраны  дикой природы
(WWF)  обращается  ко  всем  заинтересованным  организациям и лицам за
содействием  в  оказании влияния по приостановлению реализации проекта
строительства  автомагистрали  через Мтнадзорский участок Шикахохского
заповедника.
    Проект   заказан  Министерством  транспорта  и  связи  РА,  разработан
компанией ЗАО "Транспроект". Данный проект является беспрецедентным по
своей   антиэкологической  направленности.  По  самым  приблизительным
оценкам,  в  случае осуществления этого проекта будет уничтожено более
30   га  территории  заповедника,  вырублено  более  14  тыс.  (4  920
кубометров)  ценных  дубовых  пород,  что  приведет  к  нарушению всей
экосистемы   заповедника   и   соответствующему  уничтожению  всех  ее
обитателей  на  этой  огромной  территории. Отметим, что в Шикахохском
заповеднике  встречаются  редчайшие  в  Армении  виды  растительного и
животного  мира,  в том числе, реликтовые и эндемичные. 18 видов флоры
заповедника  занесены  в  Красную  книгу  Армении.  Фауна представлена
многими  редкими животными: в том числе, леопардом, безоаровым козлом,
арменийским муфлоном, занесенными в Красные Книги Армении и МСОП.
    Прогноз необратимых последствий вследствие реализации данного проекта
следующий:
 1. Уничтожение единственного девственного дубового леса в Армении;
 2. Уничтожение мест обитания редких и исчезающих видов растений и животных;
 3. Загрязнение прилегающих к автомагистрали территорий;
 4. Свободное перемещение браконьеров;
 5. Уничтожение единственной сохранившейся в Армении популяции леопарда;
 6. Уничтожение редчайших видов животных и эндемичных растений;
 7. Деградация и фрагментация мест обитаний животных и растений;
    Отметим,  что  в  случае  реализации  проекта будут нарушены положения
ратифи-цированных   Арменией   международных   конвенций,  таких  как:
"Конвенция  ООН по сохранению биоразнообразия" (Рио-де-Жанейро, 1992);
"Рамочная  конвенция  ООН  по  изменению  климата"  (Нью-Йорк,  1992);
"Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием" (Париж, 1994); "Конвенция о
доступе  к  информации  и  участию  общественности в процессе принятия
решений  и  доступе  к  правосудию  по вопросам, касающимся окружающей
среды" (Орхус, 1998).
    Также будет нарушено национальное законодательство, в частности, Закон
РА  "Об особо охраняемых территориях", Закон РА "О растительном мире",
Закон  РА  "О  животном  мире",  Основы законодательства РА "Об охране
природы",  Лесной  Кодекс  РА,  Закон РА "Об экспертизе воздействия на
окружающую среду".
    Предложения
 1. Часть  дороги от Капана до Цава имеет уклон под большим градусом и
проходит  на  высоте  около1000  м.  через лес, в зимний период дорога
становится  непроходимой.  В  связи  с  этим, проложенная дорога через
Мтнадзорский  лес  будет  еще более непроходимой, так как находится на
высоте 1500-1900м и имеет северную экспозицию.
 2. Вышеуказанный  участок  является  склоном  с уклоном 35 градусов и
более,  где  противопоказаны  любые  строительные работы, в результате
чего возникнут оползни.
 3. Принимая во внимание важность новой дороги Капан-Мегри, предлaгаем
провести    ее    без    большого    ущерба    природе,   направлением
Капан-Цав-Шишкерт-Мазра-Шванидзор,   где   уже   существует  грунтовая
дорога. Данная дорога пролегает через южные склоны, где в зимнее время
снежный  покров  долго  не  залегает  и дорога в этот сезон может быть
проходима.
    Надеемся,  что наше обращение будет принято во внимание правительством
Республики Армения и будут сделаны соответсвующие изменения в проекте,
что  сохранит  ландшафтное  и  биологическое разнообразие местности, а
также повысит имидж Армянского государства, приверженного в сохранении
и развитии природного и культурного наследия.
    К.Манвелян, Национальный директор Армянское представительство
                Всемирного фонда охраны дикой природы (WWF)
                kmanvelyan@wwfcaucasus.am
          Источник: Seupress@seu.ru, 9 июня 2005 г.
    ОТКАТИЛИ
    Автомагистраль пойдёт в обход заповедника
    17-июня - в Международный день борьбы против засухи и опустынивания,
состоялись  Общественные  слушания,  по проблеме прикладки части новой
автомагистрали  через Мтнадзорский лес - центральную часть заповедника
Шикахох, организованной со стороны Рабочей группы "SOS-Шикахох".
    Еще вечером предыдущего дня,  по поступившей информации, у организаторов
слушаний были сомнения в том, что официальные структуры примут участия в
слушаниях и даже подготовили альтернативную повестку. Но на утро на слушания
прибыли Министр охраны природы г-н В.Айвазян и Министр   транспорта и связи
г-н А.Мурадян, а также чиновники министерств.  Зал  слушаний на 500 мест,
предоставленной Университетом Армянской Ассамблеи Америки, было переполнен.
Явное доказательство того, что проблема очень взволновал общественности
Армении.
    На Кавказе говорят - "Утра вечера мудренее",  но видимо на этот раз
было как раз наоборот...
    Первыми выступили оба Министра и сообщили:
 - строительства новой автомагистрали очень важно для республики;
 - вечером 16-ого июня было совещание у Президента РА, где была принято
решение - провести автомагистраль не через заповедник, а обойти ее;
 - по  поручению Премьер Министра РА создана рабочая группа, которая в
течение  одной  недели должна представить технико-экономические данные
нового варианта автомагистрали.
    Естественно,  эта  новость,  прозвучавшей из уст официальных лиц, была
сенсацией для присутствующих.
    Далее Министры стали утверждать, что такое решение явилось результатом
долгих  поисков  правильных  решений  со  стороны  правительства     и
сотрудников  министерств  и  не было принято из-за давления со стороны
общественности.  Присутствующие  рассмеялись  и стали уговаривать друг
друга  согласиться  с этим и не обсуждать высказанное мнение о причине
принятия,   так   всеми  желанного  решения  -  лишь  бы  это  решение
реализовалось.
    Министрам был задана прямой вопрос: "Не видят ли они признаков
уголовной  ответственности в том,  что  уже осуществлен землеотвод и
начато  строительство  автомагистрали  без осуществления экологической
экспертизы? От прямого ответа Министры уклонялись.
    Министры уехали из зала, чтобы плодотворно работать и через неделю
самим  организовать Общественные слушания и представить общественности
новый вариант автомагистрали - обходящую заповедник Шикахох.
    После  ухода Министров Общественные слушания продолжались. Выступавшие
представили  биологическое,  экологическое  и  стратегическое значения
заповедника  Шикахох, выступления сопровождались иллюстрациями фауны и
флоры заповедника.
    Были изложены все местные и международные законы, нарушенные
проектированием и началом строительства автомагистрали через заповедник,
показаны копии официальных разрешающих стройку документов.
    В воздухе без ответа летал конфузный вопрос: почему перед
проектировщиками не была поставлена задача - найти оптимальный вариант
автомагистрали  г.Мегри - г.Капан,  а была прямо указана создать
проект - г.Мегри - участок Мтнадзор Шикахохского заповедника - г.Капан?
    Участники  слушаний  выразили  благодарность  структурам  Министерства
Охраны природы, которые на этот раз были едины с НПО, и без информации
и помощи которых невозможно было бы достичь перемен в проблеме.
    Обобщая  состоявшиеся  Общественные  слушания и заявления Министров об
изменении  проекта  автомагистрали, общественность, НПО и госструктуры
единодушно  отметили беспрецедентный факт объединения НПО и общества в
целом  вокруг  решения важной природоохранной и общественной проблемы,
отметили  важность и значения поддержки всех международных организаций
и движений, поддержавшие протесты НПО Армении.
    В заклюение  было  принято  решение не считать случившееся "победой",
тесно работать со структурами,  разрабатывающими новый вариант
автомагистрали, всеми возможными способами содействовать проектированию
и постройке автомагистрали в обход заповедник Шикахох.
            Г.Саргсян
            Источник: zakharov@forest.ru, 18 июня 2005 г.

    УКРАИНА
    ПОДПИСАН ПРИКАЗ ОБ ОСТАНОВКЕ РАБОТ НА ГИРЛЕ БЫСТРОЕ
    7 ИЮНЯ. Сегодня в середине  дня  стало известно о том, что Министр
природных ресурсов Украины П. Игнатенко подписал приказ о приостановлении
работ, связанных  с  сооружением  глубоководного  судового  хода через устье
"Быстрое"  до  принятия  системного  решения  по  проблеме  -  об этом
говорится  в  факсе,  направленном  в  адрес  участников  Общественных
слушаний по проблеме строительства канала.
    Таким   образом,   наконец-то,   после  нескольких  лет  ожесточенного
противостояния  природоохранников  и  сторонников "канализации" Дуная,
после   того  как  в  результате  работ  по  строительству  канала  на
территории  объекта  ЮНЕСКО,  которым  является  Дунайский заповедник,
пострадали  и заповедник, и международная репутация Украины, появилась
надежда на изменение ситуации.
    Напомним,  что  против строительства канала через Дунайский заповедник
последовательно  выступали международные природоохранные организации -
Международный   Социально-экологический  союз,  Всемирный  Фонд  Дикой
природы,  украинские  организации,  объединившиеся в Коалицию за Дикую
природу.  За время кампании в защиту ДБЗ пришли десятки тысяч подписей
из  разных  стран мира, прошло около десятка пикетов и демонстраций не
только на Украине, но и в России и Румынии.
    Возможно, на решение также повлияла официальная позиция международного
сообщества: во время второй встречи сторон Орхусской конвенции в конце
мая  в  Алматы более 30 стран, являющихся сторонами Конвенции, приняли
решение  о  политических  санкциях против Украины в связи с нарушением
основных  положений  Орхусской  конвенции  в ходе строительства канала
Дунай  - Черное море. Санкции, которые были приняты, обязывают Украину
разработать  и  подать до конца 2005 года стратегию и график внедрения
положений   конфенции   в  национальное  законодательство  и  создание
механизмов практической реализации конвенции.
    Приводим весь текст письма Министра Игнатенко:
(Получено  по  факсу  из Киева в средине дня 8 июня 2005 года во время
проведения    Общественных    слушаний    по   вопросу   строительства
глубоководного  судовогот  хода  "Дунай-Черное море" (Одесса, 7-8 июня
2005г.  Место  проведения:  Институт  проблем  ринка                 и
экономико-экологических исследований НАН Украины)
    Искренне приветствую всех участников Общественных слушаний, посвященных
обсуждению экологических последствий строительства глубоководного судового
хода "Дунай-Черное море", людей, которым небезразлична природная окружающая
среда, которые готовы приложить много усилий ради обеспечения возможности
нынешним и грядущим поколением любоваться удивительными произведениями
природы.
    К сожалению, событие, которое стало причиной для этой встречи,
представляет собой пример обычной человеческой небрежности, недальновидности,
игнорирования процедур бюрократических и пренебрежение законами природы.
Речь о том, что строительство "канала" происходит на территории Дунайского
биосферного заповедника, занесенного в международные списки природного
наследия ЮНЕСКО, объекте, природоохранный статус которого обусловлен рядом
международных договоренностей Украины, и по отношению к которому все должно
быть сделано очень деликатно. Это было и это все еще продолжается. Поэтому,
сегодня все мы должны соединить наши усилия ради  поиска взаимоприемлемых
путей решения проблемы, компромисса и создания необходимых предпосылок с
целью недопущения подобных ситуаций в будущем.
    Бесспорно,  общественные  слушания  -  это  событие,  которое разрешит
привлечь  большее  внимание  власти  и  граждан  к проблеме сохранения
целостности   Дунайского   биосферного   заповедника  и  переосмыслить
важность  пересмотра вопроса относительно целесообразности дальнейшего
строительства  глубоководного  судебного  хода  "Дунай-Черное  море" с
учетом  потенциальных  экологических,  общественно-политических      и
социально-экономических  последствий.  Разрешите проинформировать вас,
что  мной  подписан  приказ  о  приостановлении  работ,  связанных   с
сооружением  глубоководного  судового  хода  через  устье "Быстрое" до
принятия системного решения по проблеме.
    Надеясь  на  плодотворное  сотрудничество,  Министерство  готовое  и в
дальнейшем поддерживать общественное движение, направленное на решение
наиболее  болезненных  экологических  проблем настоящего, ради лучшего
дня завтрашнего.
    Министр  Павел Игнатенко
    Информация подготовлена Одесским отделением международного
Социально-экологического союза, Шевчук А.И., ecoodessa@paco.net
               Источник: seupress@seu.ru, 8 июня 2005 г.
    Президенту Украины, В.А.Ющенко
    "СТРОЙКИ ВЕКА" МИНТРАНСА В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ
    Уважаемый Виктор Андреевич!
    "Проекты века" Минтранса Г. Кирпы отличались сомнительной экономической
целесообразностью, опасностью для окружающей среды, и реализовывались с
нарушением действующего законодательства. Разрушая окружающую среду Украины,
они способствовали не столько экономическому развитию Украины, сколько
личному обогащению узкого круга государственных чиновников - за счет
привлечения бюджетных средств либо через третьих лиц.
     Подобные проекты кардинальным образом противоречат принципам
деятельности власти, провозглашенных новым Кабинетом Министров Украины, но,
тем не менее, реализация некоторых из них не остановлена до настоящего
времени.
    Их основные черты наиболее ярко проявились в двух проектах Минтранса:
каналах Даугава-Днепр и Дунай-Черное море. Первый проект обещал соединить
Балтику с Черным морем, второй - возобновить судоходство в украинской части
дельты Дуная.
    И один, и другой проект, фактически, рассматривались на безальтернативной
основе. Для прохождения канала Дунай - Черное море Минтранс выбрал вариант
по гирлу Быстрое, игнорировав 7 альтернативных ему вариантов. Для
Даугава-Днепр альтернативы вообще не рассматривались.
    Даугава-Днепр намного претенциознее канала Дунай - Черное море. В Украине
по его ходу планировалось провести дноуглубительные работы на перекатах,
"прорезать" (а фактически - взорвать) днепровские пороги, соорудить
водохранилище выше Киева. Интересно, что суммы, необходимые для реализации
данного проекта, сообщались самые разные: от 5 до 8 млрд. долларов, - с
разницей в 3 миллиарда.
    Аналогично, канал через гирло Быстрое требовал расчистки отмели на выходе
гирла в море, углубления перекатов и сооружения струенаправляющей дамбы. Его
цена, по сообщениям Минтранса варьировала с разностью в 39,5 миллионов - от
105,5 до 145 млн. гривен. Хороший хозяин, начиная какое-либо предприятие,
прежде всего, просчитывает его стоимость, подобное же "гуляние" цен в
проектах Минтранса, на наш взгляд, свидетельствует об одном: при их
реализации это ведомство надеялось не столько на экономичность проекта,
сколько на его подпитку из бюджета Украины, - из общих, а, значит, ничьих
средств.
    Кстати, первоначально сообщалось, что канал через гирло Быстрое будет
финансироваться из средств заказчика, госпредприятия "Дельта-Лоцман". Однако
вскоре после начала его строительства было принято Распоряжение Кабмина
Украины "Об утверждении рабочего проекта и титула строительства "Сооружение
глубоководного судового хода р.Дунай - Черное море на украинском участке
дельты. I этап", открывшее данному проекту доступ к бюджетному финансированию.
    И не поэтому ли официальные органы Украины всячески препятствовали
участию общественности в принятии решений относительно данных проектов. О
претенциозном пути "из варяг в греки" украинская общественность узнала от
своих латвийских коллег в 2003 году (при том, что его подготовка началась
в 2001!), - официальные органы Украины о данном проекте вообще ничего не
сообщали, чем, кстати, нарушили положения Орхусской конвенции. После того,
как украинская делегация 3-го Международного днепровского форума НГО внесла
в резолюцию пункт об этом нарушении, официальные лица Украины заявили, что
тем самым она опозорила Украину, что "общественности до такого опускаться
нельзя"!
    Отношение властей к организациям, выступавшим против канализации
Быстрого, было еще более прямолинейное: в ответ на обоснованное обвинение
Правительства Украины в нарушении данным проектом 6 международных
соглашений - Конвенции об охране мигрирующих видов диких животных (Боннской
конвенции), Соглашения об охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных
видов птиц, Конвенции о сотрудничестве по защите и устойчивому использованию
реки Дунай (Дунайской конвенции), Конвенции об оценке влияния на окружающую
природную среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспо), Конвенции о
водно-болотных угодьях,  имеющих международное значение, главным образом как
среда обитания водоплавающих птиц (Рамсарской конвенции), Конвенции о
доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и
доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусской
конвенции), - Президент, Минтранс, Минприроды и МИД Украины обвинили их в
пособничестве Румынии!
    Оба проекта были, естественно, "вне критики", почему существенно
подорвали международный имидж Украины.
    Минтранс постоянно твердил об экономичности своих проектов. Чтобы себя
мог окупить канал Даугава - Днепр, его грузопоток, по предварительным
расчетам, должен составить около 144 млн. тонн в год, возможность этого у
тех же экспертов вызывала серьезное сомнение.
    В 2004 году через гирло Быстрое прошло 600 судов. В соответствии с
существующими тарифами канальных сборов, за год такой грузопоток должен
приносить прибыль до 120 тыс. долларов США - сумму, несравнимо меньшую
начальных инвестиций в данный проект!
    И об экологической опасности данных проектов. Для реализации своих
сомнительных планов в отношении канала Даугава - Днепр Минтранс был готов
пожертвовать последней незарегулированной частью Днепра, создав Славутичское
водохранилище, был готов поднять при дноуглублении радиоактивные
"чернобыльские" илы Киевского водохранилища - насколько большой вред
принесет данный проект крупнейшей реке Украины, сложно представить.
    Сооружая канал Дунай - Черное море на гирле Быстрое, Минтранс пожертвовал
Дунайским биосферным заповедником - одной из наиболее ценных природных
территорий Украины. Из абсолютно заповедной зоны гирло Быстрое было изъято
Указом Президента Украины "О расширении территории Дунайского биосферного
заповедника" от 02.02.04 г. с нарушениями действующего законодательства:
данный указ не был согласован с НАН Украины и был принят в нарушение
существующей процедуры изменения статусов территорий природно-заповедного
фонда Украины. Фактически реализация данного проекта противоречит положениям
Указа Президента Украины "О мероприятиях по дальнейшему развитию
природно-заповедного дела в Украине" от 23.05.05.
    Данный проект уже погубил две птичьи колонии и изменил гидрологический
режим дельты, дальнейшая его реализация угрожает самому существованию
резервата. Характерно, что в последнем случае Минтранс не остановили ни
протесты Национальной Академии наук Украины (последнее обращение НАНУ по
этому поводу - письмо министру охраны окружающей природной среды Украины
П.Н.Игнатенко N 9п/544-5 от 14.04.2005), ни протесты украинской, ни
международной общественности, - хотя в общей сложности против данного проекта
выступило более 50 тысяч граждан из 90 стран мира.
    И для ушедшей власти это понятно - проекты Минтранса имели прямую
поддержку бывшего Президента Украины, Л.Кучмы. При такой поддержке Минтрансу
Украины было дозволены любые формы борьбы с оппонентами: обвинения чуть ли
не в шпионаже в пользу Румынии, травля - за несколько лет Дунайский
биосферный заповедник выдержал более 20 фискальных проверок и уголовное
дело, возбужденное в отношении его должностных лиц по заявлению
госпредприятия Дельта-Лоцман, вал дезинформации в заказных публикациях в
прессе.
    Мы не стали бы поднимать эти проблемы, если бы в последнее время такие
проекты не стали "оживать". Так, вокруг канала через Быстрое начали вестись
прежние разговоры: что это, по словам нового министра транспорта,
Е.Червоненко, "дело чести Украины", что эта проблема - лишь проблема
украино-румынских отношений (хотя против данного проекта выражали протесты
и ЕС, и США, и Германия, и общественность многих стран!). Невзирая на то,
что этот канал уже показал свою "экономичность", заилившись за полгода более
чем на 4 м (то есть, весь объем работ, сделанный в прошлом году, следует
возобновить!), на нем снова были начаты дноуглубительные работы - за счет
средств из бюджета Украины и в нерестовой период, когда подобные работы
вообще запрещены! Начал работы нынешний Минтранс, согласовали их - нынешние
Минприроды и Минагрополитики.
    Бывший министр транспорта Украины любил называть свои детища "стройками
века". С такими проектами мы неоднократно сталкивались в недалеком советском
прошлом: БАМ, переброска северных рек на юг, каскады водохранилищ на великих
реках страны, - экономически затратные проекты, которые повлекли за собой
резкое ухудшение окружающей нас среды. За подобную гигантоманию приходится
платить дважды: сначала за сам проект, потом - за ликвидацию его последствий.
В 80-е годы прошлого столетия для орошения опреснили морской лиман Сасык -
вопреки ожиданиям, Украина получила еще одну экологическую проблему -
громадный резервуар грязной воды, резкое повышение заболеваемости в регионе,
гибель курортной зоны и т. п. Теперь Сасык необходимо раздамбовать, чтобы
вернуть его в прежнее состояние и восстановить безопасную окружающую среду.
    На наш взгляд, подобные проекты противоречат принципам деятельности
власти, провозглашенным в Программе деятельности Кабинета Министров Украины
"Навстречу людям":
 - честности - истинные цели реализации данных проектов противоречат
декларированным целям;
 - открытости - данные проекты до сих пор закрыты для общественности;
 - патриотизму - данные проекты несут пользу не Украине, а лишь узкому кругу
"приближенных к власти";
 - эффективности - данные проекты экономически неэффективны и экологически
опасны.
    И поэтому мы надеемся, что реализация канала Даугава - Днепр не будет
начата, а канала Дунай - Черное море через гирло Быстрое будет прекращена.
    С уважением,
     (подписи)
     ...
     201) А.Варламов, Союз охраны птиц России, Саратовская региональная
                      общественная организация.
         Источник: pecheneg@ic.kharkov.ua, 14 июня 2005 г.
    КАДРЫ
    После пикета "Прочь коррупцию из Минприроды!", состоявшегося 9 июня
2005 г., министр охраны окружающей природной среды П. Игнатенко пообещал
уволить С.Комарчука в середине июня. И на этот раз обещание сдержал.
    Одновременно был уволен и другой печально известный сотрудник
Минприроды, Г.Пуга.
    БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПОДДЕРЖИВАЛ КАМПАНИЮ ПО ОЧИЩЕНИЮ
МИНПРИРОДЫ ОТ КОРРУПЦИОНЕРОВ!
    После Комарчука, Крука и Пуги очередь за Гриценко.
    С надеждой на перемены к лучшему, С.Шапаренко
*
    Кабинет Министров Украины
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    20 июня 2005 г. N 489
    ОБ УВОЛЬНЕНИИ КОМАРЧУКА С. С. С ДОЛЖНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА
    Кабинет Министров Украины постановляет:
    Уволить Комарчука Сергея Степановича с должности заместителя начальника
Государственной службы заповедного дела по собственному желанию.
    Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко
*
    Кабинет Министров Украины
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    20 июня 2005 г. N 490
    ОБ УВОЛЬНЕНИИ ПУГИ Г.О. С ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ
    Кабинет Министров Украины постановляет:
    Уволить Пугу Григория Александровича с должности начальника
Государственной экологической инспекции по собственному желанию.
    Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко
             Источник: pecheneg@ic.kharkov.ua, 23 июня 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность