Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####     Сообщение ECO-HR.1782, 21 июня 2005 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность



                 НГО ПОЛУЧАЮТ КОМАНДУ "К НОГЕ"


    РОССИЯ
    МИНЮСТ ПРОВЕЛ РЕВИЗИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
    В Общественную палату примут только самых дисциплинированных
    Вчера российские парламентарии в формате круглого стола приступили к
обсуждению вариантов реализации поставленной президентом задачи по
формированию гражданского общества. Один из которых - формирование
Общественной палаты РФ, которое начнется уже с 1 июля. В связи с этим, как
стало известно <НГ>, Федеральная регистрационная служба Минюста завершает
генеральную ревизию общественных организаций, коим будет позволено принять
участие в конкурсе на участие в палате. Выяснилось, что правозащитных среди
таковых - мизерное количество. И что даже эти организации скорее всего в
Общественной палате представлены не будут.
    Предварительным итогом ревизии стало более 400 исков о ликвидации
общественных объединений. Либо до сих пор зарегистрированных, но не вставших
на налоговый учет, либо числящихся в едином государственном реестре
налогоплательщиков, но в течение последних двух лет не уведомлявших Минюст о
продолжении своей деятельности. Таких мертвых душ оказалось в общей
сложности около 40 тысяч. Как утверждают в Федеральной регистрационной
службе, иски могут быть отозваны, если представители общественности выполнят
положенные по закону формальности - кстати, этим спешит заняться примерно
каждая десятая из организаций, получивших повестку в суд. Главное, чтобы к
осени - когда придет время организации региональных конференций
общественности, призванных сформировать <нижнюю> треть палаты, - <верхние>
две трети располагали достоверными данными о наличной общественности.
<Мы заранее начали проводить своего рода ревизию учетных данных общественных
объединений, чтобы при поступлении возможных соответствующих запросов
представить наиболее свежие, наиболее достоверные данные об общественных
объединениях, которые заинтересуют Общественную палату, - пояснил <НГ>
руководитель управления по делам политический партий, общественных и
религиозных объединений Алексей Жафяров. - Органы государства принимают
минимальное участие в формировании палаты. Предполагается, что выборку из
тех заявок, которые поступят от общероссийских общественных организаций,
будут осуществлять назначенные президентом члены Общественной палаты. А
сформированные таким образом две трети будут организовывать проведение
соответствующих конференций в регионах и округах. Очевидно, что для этого
понадобятся достоверные данные о тех общественных объединениях, которые
предложили своих представителей. Потому что можно выбрать из фиктивных,
несуществующих объединений. И вот здесь свою роль сыграют органы
исполнительной власти - такие, как Федеральная регистрационная служба и
Федеральная налоговая служба>.
    Таким образом, селекция достойных и недостойных представителей
общественности будет вестись на основании показателей налоговой дисциплины.
Впрочем, существуют и другие факторы. Хотя статистического учета по
направлениям деятельности общественников не ведется, в Росрегистрации
отмечают, что основную массу организаций представляют далеко не самые
социально активные граждане. Львиную долю современной российской
общественности (около 1,5 тысячи общероссийских организаций и более 140 тыс.
региональных) составляют профессиональные объединения, организации,
сформированные по любительскому признаку, а также благотворительные и
<социально ориентированные>. Правозащитные организации, оказавшиеся чуть ли
не основным оппонентом нынешней власти, напротив, по численности
незначительны.
    Кроме того, тут существует еще одна проблема: в свое время общественным
организациям было оставлено достаточно большое пространство для
организационного маневра. Рамки Общественной палаты такого не
предусматривают. <Далеко не все правозащитные организации в силу специфики
своей деятельности стремятся получить статус юридического лица и каким-то
образом зарегистрироваться, - отмечает Жафяров. - А те, у кого возникает
такая необходимость, предпочитают регистрироваться как некоммерческие,
поскольку такие организации вообще выпадают из сферы контроля государства.
Но они не попадают в Общественную палату. Это вполне естественно: те, кто
стремится уйти из-под контроля государства, создаются по не вполне понятным
схемам, не известно чем занимаются, не могут претендовать на участие в
Общественной палате - я не вижу тут никаких противоречий>.
           А.Корня, "Независимая газета", 8.6.2005
           http://www.ng.ru/politics/2005-06-08/3_revizia.html

    КАЗАХСТАН
    НПО: настроение чемоданное
    Законопроект о деятельности представительств международных и иностранных
организаций одобрен мажилисменами. И хотя из документа исключена самая
радикальная норма из тех, что вызвали наибольший резонанс, некоммерческие
организации всерьез задумались о том, стоит ли продолжать работу в
Казахстане. Первыми пообещали покинуть эту страну волонтеры социальных
проектов.
    НПО не должны предупреждать акиматы обо всех проводимых мероприятиях.
Это единственное послабление, на которое согласились депутаты. Остальные
положения, исключения которых добивались некоммерческие организации, в
документе сохранены. Согласно законопроекту, все они должны сначала пройти
аккредитацию в Казахстане, а потом зарегистрироваться. Уже на этом этапе
произойдет искусственный отбор, считают в организации .
 - В законопроекте есть такое положение, что если организация не прошла
аккредитацию в одной из стран, то и наши местные органы юстиции имеют право
отказать в этой процедуре, - поясняет Марат Айтмагамбетов, директор
 по Казахстану.- Но ведь есть много стран с
достаточно репрессивным режимом, где вообще сложно получить аккредитацию. К
примеру, наша организация в прошлом году не смогла аккредитоваться в
Белоруссии. А теперь это может стать хорошим поводом и для наших властей. Но
если даже юстиция даст добро, у <третьего сектора> начнутся проблемы с
акиматами, которые должны будут контролировать вопросы финансирования НПО, -
продолжает руководитель представительства.
 - У них нет соответствующих служб, чтобы следить за движением чужих средств.
К тому же им передают надзорные функции, а бюджеты для этого не
предусматриваются. Так как акиматы будут нас проверять? На добровольной
основе? - пожимает плечами Марат Айтмагамбетов. - Но у них-то нет
волонтеров! А при достаточно высокой степени коррумпированности, в том числе
и местных исполнительных органов, это будет приводить к тому, что все
вопросы будут решаться через деньги. То есть некоммерческие организации
будут поневоле вовлечены в эту коррупционную схему. Это очевидный факт,
который у нас почему-то упорно не хотят замечать.
    Практически все неправительственные организации сейчас находятся в
состоянии ожидания. И хотя окончательного варианта закона еще нет, некоторые
лидеры <третьего сектора> уже решили, что пойдут по пути Туркменистана.
 - Там НПО просто трансформировались, переделали организационно-правовую
форму и продолжают работать. И у нас будет также, - считает президент
конфедерации НПО РК Валентина Сиврюкова и приводит пример. - Вспомните: не
так давно в Казахстане запретили рекламировать водку. Разве после этого
упали объемы продаж? Нет. Потому что теперь наши находчивые люди вместо
водки рекламируют воду той же марки. Так что народ всегда найдет какую-то
лазейку. Только зачем это нужно стране, где ратуют за прозрачность
процессов?
    Впрочем, на подобные действия готовы руководители разве что отечественных
НПО. Некоммерческие организации, которые сами являются донорами,
предпочитают вообще уйти из Казахстана. Одной из первых об этом заявил
директор программы  Шеймас Беннетт.
 - Почему мы должны менять нашу организационную форму? Почему мы должны
делать вид, что мы - не мы? Почему мы вообще должны подстраиваться? -
возмущается Шеймас Беннетт. - Мы работаем честно, открыто, прозрачно. И если
мы не сможем работать как представительство неправительственной организации
в Казахстане, если не сможем исполнять то, что будет в новом законе, тогда
мы вообще не будем здесь работать.
    Благотворительная организация, которую представляет Шеймас Беннетт,
привлекает в Казахстан волонтеров - специалистов по социальным проектам.
Пикантная деталь:  оказывает консультативную и материальную
помощь не только НПО, но и государственным учреждениям. Среди них -
Республиканский центр СПИД, департамент здравоохранения в Кокшетау,
департамент социальной защиты в Астане. В ближайших планах организации -
проекты по внедрению семейной медицины в поликлинике Семипалатинска и
оказание помощи Шымкентскому СПИД-центру. В сентябре в Казахстан должен
приехать эксперт  по этим проблемам. Но теперь планы
организации меняются.
 - Мы хотели помогать Казахстану, в том числе деньгами, планировали купить
оборудование для столичного департамента соцзащиты. Но теперь это будет
намного сложнее, - рассказывает Шеймас Беннетт. - Мы посмотрим, как этот
законопроект повлияет на наших партнеров - НПО. И если они будут закрываться
или начнут работать по-другому, значит, это государство относится к
гражданскому обществу почти агрессивно. И мы, как международная организация,
покажем, что не согласны с этим, и вообще уйдем из Казахстана.
    Лидеры НПО прогнозируют: с принятием закона о деятельности некоммерческих
организаций из Казахстана уйдет треть зарубежных фондов. Для них гораздо
удобнее будет вкладывать средства в страны с более низким уровнем жизни.
Директор программы  Шеймас Беннетт подтверждает это. Его
организация уже строит планы по оказанию помощи бедным странам Африки и
Азии. Только кто же тогда купит оборудование для департамента социальной
защиты Астаны?
        К.Бондарчук, "Мегаполис", 20 июня 2005 года
            Источник: zarina@ecopress.kz, 21 июня 2005 г.

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2005 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность