![]() |
![]() |
| О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест | |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск
##################################################################
########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************##
#######**** ****************************************************##
#### Сообщение ECO-HR.1774, 13 июня 2005 г. ****************##
##################################################################
Право на общественную активность
ГРИНПИС ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
[Радио Свобода: Темы дня, 13-06-05]
Научно-практическая конференция "Права человека, экология и гражданское
общество"
Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент
Радио Свобода Марина Катыс.
Андрей Шароградский: На прошлой неделе состоялась научно-практическая
конференция "Права человека, экология и гражданское общество". В конференции
принимали участие экологи из 57 российских регионов. Финансовую поддержку
конференции оказали такие известные организации, как Московская Хельсинкская
группа, Ассоциация "Голос", Международный Социально-Экологический союз и
Центр экологической политики России.
Марина Катыс: В конференции в качестве гостей принимали участие и
представители крупных международных природоохранных организаций, в
частности - Гринпис Россия. О том, как Гринпис оценивает ситуацию в России и
какие с точки зрения этой организации существуют возможности для
деятельности неполитических общественных организаций, рассказывает директор
Гринпис Россия Иван Блоков.
Иван Блоков: Вы знаете, сколько человек - государственных инспекторов
действуют в системе Росприроднадзора по Московской области? Шесть! Это
данные на позавчерашнее число. А вы знаете, что сейчас в Росприроднадзоре, с
14 мая по сегодняшний день, не существует ни исполняющего обязанности
руководителя, ни руководителя, и ни один сотрудник не может быть ни принят
на работу, ни отправлен в командировку. Это вот ситуация, которая есть
сейчас. Это хороший показатель того, что делает власть. Как законодательная,
так и исполнительная, так и судебная власть просто не знает, что существует
природа, для них ее не существует. Впрочем, для них и люди-то не особо
существуют, но природы для них вообще нет.
Марина Катыс: Говоря о реорганизации природоохранных служб Российской
Федерации, Иван Блоков сказал.
Иван Блоков: Сначала вроде как происходит ликвидация государственного
комитета, потому что нефтедобыче мешает государственный орган. Оказывается,
нет, нефтедобыча все равно не развивается, а просто это был вопрос,
связанный с полным нежеланием обращать внимание на природу. Если вы помните
первый указ о структуре государственных органов 2001 года, в первом
варианте, когда он появился в Интернете, на официальном кремлевском сайте,
там была забыта Лесная служба, она не попала никуда. И только через 6 часов
были внесены исправления в указы. То же самое произошло и сейчас. В 2004
году было забыто, что есть заповедники, просто забыли, и 2,5 месяца
заповедников не было нигде.
Создали две службы - Росприроднадзор и Ростехнадзор. Мы иногда шутим, что
эти службы созданы для того, чтобы, наконец, была конкуренция - кому меньше
взятку можно было дать, чтобы государственную экспертизу провести подешевле.
Понятно, что грустная шутка, но по факту в очень многих местах, в очень
многих регионах и на федеральном уровне именно так ситуация и происходит.
Марина Катыс: Еще одной иллюстрацией того факта, что российские власти
просто не замечают природоохранных проблем, является отношение чиновников к
отчетности в сфере охраны окружающей среды.
Иван Блоков: 1998-2003 года, пять лет прошло. Токсические отходы -
единственная вещь, которую нельзя спрятать. Они вывозятся, они принимаются
на свалки, их не спрятать - рост в два раза. И при этом по ликующим отчетам
Министерства природных ресурсов, выбросы и сбросы сокращаются. Если опять же
вы откроете госдоклад за 2003 год, в первых строчках отчета об атмосферном
воздухе вы увидите фразу о том, что в целом по стране выбросы оксида
углерода уменьшились на 13 процентов. Мне очень сложно прокомментировать,
как может быть средняя температура по больнице. Когда мы взяли официальный
отчет Российской Федерации о площадях лесных пожаров, и взяли данные,
которые получила служба "Глобал Фай Монитор", которые базируются на
космоснимках, то разница между цифрами составила 7 раз. Естественно, в 7 раз
меньшую цифру давало наше руководство. В любой ситуации наше руководство
занижает площади лесных пожаров по крайней мере в 3,5 раза, а я думаю, что и
гораздо больше.
Марина Катыс: Что касается позиции президента России по вопросам охраны
окружающей среды, Иван Блоков считает, что не так уж и важно, стоит ли
кто-то за Путиным или нет. Важны те кадровые назначения, которые президент
подписывает.
Иван Блоков: То, что сейчас происходит, такой подход властей - это прямое
следствие указов Путин как по поводу структуры федеральных органов власти,
так и персональных кадровых назначений. То самое раздвоение служб, у каждой
из которых одни и те же обязанности, до сих пор даже работникам этих служб,
причем первым лицам, совершенно непонятно, как и кто какую госэкспертизу
должен проводить.
Или, например, "чудесная" вещь - назначается министр природных ресурсов.
Я не знаю ни одного серьезного выступления Трутнева по поводу экологических
проблем, по поводу экологических проблем всегда выступает его заместитель
Степанков, бывший генпрокурор. Так вот, я лично свидетель, что он до сих пор
продолжает путать Министерство природных ресурсов и Министерство внутренних
дел. Что касается руководителя Росприроднадзора, до 14 мая его возглавлял
кадровый разведчик. А Технадзор возглавляет кадровый атомщик.
Марина Катыс: На вопрос, что же делать экологической общественности в
создавшейся ситуации, Иван Блоков ответил.
Иван Блоков: На мой взгляд, в лоб бороться с антиэкологическими действиями
федеральных властей и близких им структур, таких как "Транснефть",
государственные и близкие к государственным компании, невозможно или, по
крайней мере, неэффективно или очень малоэффективно. Зато есть достаточно
эффективный метод - организовать столкновения между различными частями этих
структур. В этой ситуации даже небольшое влияние общественных организаций
может оказать серьезное воздействие.
Хороший пример - это судебный иск Сочинского национального парка, когда
правительство приняло решение об изъятии территории Сочинского национального
парка. Это дело удалось выиграть в суде, как мы думаем, потому что одна из
спецслужб, близких к президенту, любила охотиться на территории заказника
рядом, а с другой стороны, они сильно враждовали с прокуратурой. Вот вам
замечательное столкновение, а в результате Сочинский национальный парк
сохранен. Пока.
Или, например, Министерство природных ресурсов просто поссорилось с группой
Дерипаски, с "Базовым Элементом", и теперь они стараются закрыть Байкальский
целлюлозно-бумажный комбинат. Чем это кончится - непонятно. По крайней мере,
есть федеральная структура, которая хочет это сделать. Или то, что
парламент, например, не согласовывает свои действия с Минэкономразвития -
это была одна из серьезных причин, почему рассмотрение Лесного кодекса
перенесли на неопределенное время. Вполне возможно, что он не будет
рассмотрен до следующих президентских выборов, я очень на это надеюсь.
Другой способ воздействия на национальную ситуацию - это, конечно,
воздействие на компании. Он возможен при двух условиях: либо воздействие
через потребителей, либо воздействие через инвесторов - и то, и другое, в
принципе, довольно известно, и у нас это, оказывается, тоже работает. Так
четыре сотни российских компаний, которые покрывают более чем 60 процентов
рынка генно-модифицированных организмов, отказались от использования
соответствующих ингредиентов в продукции. Есть возможность действовать через
инвестора. Неделю назад Европейский банк под воздействием общественных
организаций (это были акции, переговоры и самое разное воздействие)
отказался от финансирования компании "Сахалин Энерджи". Таким моральным
основанием было, конечно, серьезное воздействие на популяцию китов.
Марина Катыс: Ну, и остаются еще такие формы работы, как воздействие на
общественное мнение, а через него - на региональные власти. Губернаторы, как
показывает практика, бывают довольно чувствительны к мнению общественности,
особенно перед назначением на очередной срок.
http://www.svoboda.org/ll/soc/0605/ll.061305-2.asp
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" *
* (http://www.seu.ru/members/ucs) *
* при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на *
* сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar *
* ********************************** *
* Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru *
************************** Распространяется *
* "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте *
**************************************************************
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |