О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1765, 4 июня 2005 г. ****************## ################################################################## Право на ответственную индустрию СТРОЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ДЕМОКРАТИЮ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Общественные организации Европейского региона и Центральной Азии, собрались в преддверии министерской встречи, для того, чтобы обсудить вопросы реализации конвенции в регионе и выступить с координированной позицией по наиболее важным вопросам. 21 мая состоялась Конференция НПО Центральной Азии посвященная вопросам обмена опытом и реализации инициатив в области доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Встреча состоялась при поддержке Регионального Экологического Центра ЦА. На встрече с докладами выступили представители неправительственных организаций из всех стран Центральной Азии, были обсуждены проблемы и достижения реализации на местных уровнях. От Кыргызской Республики во встрече приняли участие Анна Кириленко ЭД <БИОМ>, Олег Печенюк <Независимая Экологическая Экспертиза>, Людмила Сапожникова <Коалиция партнерская инициатива> и Михаил Матвиенко НПО <ГЛИП>. Неправительственные организации отметили, что несмотря на ряд достижений в сфере информирования и привлечения общественности к принятию экологически-значимых решений, усилия государственных органов направленные на реализацию конвенции в регионе, все еще недостаточны. Существует разрыв между декларируемыми на политическом уровне обязательствами и предъявляемыми отчетами и процессами на местном уровне. Недостаточное понимание важности экологических программ, как среди населения, так и на политическом уровне. По итогам встречи была принята Декларация, в которой участники отметили важность Орхусской конвенции для решения экологических проблем и развития гражданского общества и обратились к Сторонам конвенции с инициативой: * Предложить правительствам стран Центральной Азии ускорить процесс ратификации Протоколов по РВПЗ и СЭО конвенции по ОВОЗ в странах ЦА; * Организовать постоянный общественный мониторинг и обмен опытом между странами Центральной Азии по вопросам выполнения Орхусской конвенции; * Разработать финансовый механизм реализации Орхусской конвенции и т.д. * Рассматривать положения Орхусской конвенции как инструмент других программ и процессов по охране окружающей среды, где общественное участие можно рассматривать как инструмент партнерства. Источник: annakir7@mail.ru, 3 июня 2005 г. ЭКОФОРУМ Значимым событием для общественности региона ЕЭК ООН стала встреча Европейского ЭкоФорума, которая состоялась 22-23 мая в городе Алматы. Основной целью встречи стала выработка позиции общественных организаций и определение приоритетных действий для эффективной реализации Орхусской конвенций в будущем. На встрече приняли участие неправительственные организации из стран Европы и ВЕКЦА. Итогом встречи стала Декларация Европейского Экофорума и общественных организаций региона - <Алмаатинский Призыв к действию>... С активной позицией выступили общественные организации по вопросу принятия Руководящих Принципов об участии общественности на международных форумах. Переговоры Сторон по этому вопросу были сложными, наблюдалась тенденция невыполнения Сторонами своих обещаний. Представители НПО настоятельно отметили, о важности принятия Принципов в рамках данной встречи, для того, чтобы иметь возможность на следующей встрече оглянуться и посмотреть на их выполнение. Критически отнеслись участники встречи к реализации третьего стопа конвенции <доступа к правосудию>. По словам одного из активистов экологического движения, профессора Орегонского университета Джона Бонайна <Конвенция неустойчива потому, что один из трех столпов - сломан, и этот столп - доступ к правосудию>. Участники призвали страны <не делать вид, что третий столп конвенции в действительности существует> и направить серьезные усилия, в том числе создание экологических юридических клиник и консультаций, удаление национальных и финансовых и образовательных барьеров для реализации данного столпа конвенции. Таким образом, общественные организации Европейского и Центральноазиатского региона отметили необходимость реальных действий для эффективной реализации Конвенции в регионе, так как декларируемая приверженность принципам экологической демократии часто на практике остается только политическими лозунгами. При этом по-прежнему высокой остается роль общественности, которая может инициировать действия направленные на расширение возможностей общественности в реализации экологических прав, закрепленных в Конвенции. За дополнительной информацией обращаться к: А.Кириленко, Экологическое Движение <БИОМ>, Annakir7@mail.ru biom@infotel.kg ПРИЗЫВ Призыв Европейского ЭКО-Форума и других общественных организаций региона ЕЭК ООН и ВЕКЦА Мы, 75 неправительственных организаций и представителей гражданского общества стран Европы, Кавказа и Центральной Азии собрались 22-23 мая 2005 г. накануне 2-ой Встречи Сторон Орхусской Конвенции и пришли к согласию о позициях и приоритетных действиях для эффективной реализации положений Орхуской Конвенции на будущее. Мы признаем, что процесс осуществления Орхусской конвенции и сопутствующих инициатив играет существенную роль в защите окружающей среды, охране здоровья, мира и благополучия нынешнего и будущих поколений. Мы призываем правительства, присутствующие в Алматы, подтвердить их обязательство обеспечить лидирующую роль Конвенции в построении экологической демократии. В частности, мы призываем правительства прийти к соглашению в Алматы по следующим вопросам: 1. Повышение качества национальной отчетности и реализации 2. Доступ к правосудию 3. Включение решений по ГМО в сферу действия Конвенции 4. Принятие Руководящих принципов по участию общественности в международных форумах 5. Усиление работы Комитета по соблюдению 6. Участие общественности в принятии стратегических решений 7. Наращивание потенциала 8. Протокол о РВПЗ 9. Будущее процесса 1. Повышение качества национальной отчетности и реализации Мы приветствуем первые национальные отчеты об осуществлении Конвенции. Механизм отчетности является важным элементом практического осуществления Конвенции. Вместе с тем, многое можно сделать для улучшения отчетности Сторон. Многие национальные отчеты не дают реальной картины осуществления Орхусской Конвенции в регионе ЕЭК ООН. Это привело к подготовке некоторыми неправительственными организациями альтернативных отчетов, которые заслуживают серьезного внимания Сторон. Мы приветствуем страны, которые привлекали общественность к подготовке национальных отчетов. Вместе с тем, участие представителей гражданского общества может быть более эффективным, для этого необходимо учитывать надлежащим образом комментарии, полученные при подготовке отчетов. Мы призываем Стороны улучшить формат отчетности. Система отчетности выиграет при использовании унифицированных индикаторов. Такие индикаторы уже используются в некоторых региональных и глобальных инициативах. Сильные и слабые аспекты, выявленные в процессе отчетности, следует принять во внимание для обеспечения эффективного осуществления Конвенции. 2. Доступ к правосудию Более трех с половиной лет после вступления в силу Орхусской Конвенции и семи лет после подписания, Конвенция и соответствующие национальные законодательства не всегда соблюдаются. Информация иногда предоставляется, участие общественности иногда поощряется, и другие права иногда выполняются. Но в тех странах или ситуациях, где права и экологическая демократия не соблюдаются, у граждан мало возможностей что-либо предпринять, если они не имеют доступа к правосудию. К сожалению, в этих странах граждан и НПО ограничивают в возможности найти правосудие в судах или других инстанциях. В таких ситуациях основы Орхусской Конвенции выглядят как два столпа и сломанная колода. Мы уже отмечали в Кишиневской Декларации НПО (1999) и на Первой Встрече Сторон по поводу статьи 9 Конвенции: <Без эффективного доступа к правосудию Конвенция становится бессмысленным документом>. Мы призывали к действию в наших Декларациях в Кишиневе (1999), Дубровнике (2000) и Лукке (2002). Однако представляется, что Стороны нас не слушали. К сожалению, мы видим очень маленький прогресс в решении проблем доступа к правосудию. a. Мы отмечаем, что Экспертная группа по доступу к правосудию документально зафиксировала степень ограничений в доступе, однако она не имеет мандата для решения этой проблемы. Мы считаем, что Экспертная группа должна продолжать работу, и ее мандат должен быть расширен. b. Мы призываем Стороны обратить внимание - как в целом в регионе, так и в собственных странах, - на необходимость удаления существующих препятствий на пути к правосудию вместо того, чтобы их только изучать. с. Кроме того, мы отдельно призываем оказать финансовую поддержку гражданам для реализации Конвенции и экологического законодательства, в том числе учитывая обязательства стран-доноров обеспечить финансирование юридических консультаций, создание центров поддержки граждан при обращении в суд в тех странах, где граждане и их организации встречают серьезные препятствия при обращении в суд. Если же Стороны не желают осуществлять эти действия, мы предлагаем им не делать вид, что третий столп Конвенции в действительности существует. 3. Включение решений по ГМО в сферу действия Конвенции Внесение ГМО в окружающую среду является потенциальным риском для здоровья, окружающей среды и основ жизни существования жизнт на Земле. Последствия их распространения могут быть необратимыми и поэтому жизненно важно, чтобы общественность имела доступ к информации, участию в принятии решений и к правосудию по вопросам, связанным с ГМО. Учитывая тот факт, что наука пока не установила степень безопасности ГМО, и упоминая Принцип 15 Рио, мы призываем все Стороны Орхусской Конвенции действовать в области ГМО на основе принципа предосторожности. Мы обеспокоены распространением ГМО и его бесконтрольным внедрением в Пан-Европейский регион, особенно в регион ВЕКЦА. Мы считаем, что крайне необходимо осуществить все возможности по доступу к информации, участию общественности и правосудию во всех решениях по отношению к ГМО. На сегодняшний день Орхуская Конвенция не требует участия общественности в вопросах ГМО. Первая Встреча Сторон все-таки решила развивать юридически обязательное решение этой ситуации. В то же время не смотря на это единогласное решение, переговоры Сторон по этому поводу были неудовлетворительными. Мы разочарованы позицией Европейского Союза в этом процессе в контексте Орхусской Конвенции. В то время, когда ЕС имеет одно из самых обширных в мире законодательств по биобезопасности, он сильно препятствует предоставлению общественности прав на участие и доступ к правосудию в рамках Конвенции. Мы призываем страны ЕС стать мировыми лидерами по продвижению законодательства по биобезопасности в мире, включая участие общественности и не продолжать развитие слабого законодательства по биобезопасности вне ЕС. ЕС должен признавать и учитывать интересы стран ВЕКЦА и должен согласится на внедрение прогрессивных и обширных положений по доступу к информации, участию и доступу к правосудию по ГМО. Мы снова призываем все Стороны поддержать прогрессивную поправку к Орхусской Конвенции по участию общественности по ГМО, которая определяет какие решения по ГМО должны регулироваться Конвенцией, и не допустить, чтобы Алматинская Встреча Сторон стала событием, где экологическая демократия была принесена в жертву сторонникам ГМО. Мы считаем, что это означало бы измену принципам Орхуской Конвенции и нанесение урона авторитету Конвенции и государствам участникам. 4. Принятие Руководящих принципов по участию общественности в международных форумах Поскольку решения, важные для окружающей среды, принимаются на международном уровне, то усиление участия общественности в международных форумах является очень важным. Это касается не только международных инстанций, которые занимаются вопросами окружающей среды, но и других, таких как ВТО и финансовые структуры. Поэтому очень важно, что Орхусская Конвенция обязывает Стороны продвигать принципы Конвенции для их применения на международных форумах (статья 3.7). Мы рады, что на Первой Встрече Сторон в Лукке было принято решение помочь Сторонам осуществлять данное продвижение. Необходимо отметить, что переговоры о руководящих принципах были сложными и наблюдается тенденция невыполнения Сторонами своих обещаний. Руководящие принципы должны быть ясными и конкретными для обеспечения участия общественности в международных форумах. Они должны содержать предложения в отношении всех трех колон Конвенции, включая механизмы, позволяющие общественности обжаловать нарушения или отсутствие имплементации своих собственных правил и процедур в отношении доступа к информации и участия общественности, а также неспособность международных форумов обеспечить имплементацию их решений в сфере окружающей среды. Мы удивлены тем, что некоторые стороны выступают за то, чтобы руководящие принципы должны формулироваться совместно с Конвенциями и форумами, на которых эти принципы могут быть применены. Мы выступаем против этого, поскольку эти принципы адресованы только к Сторонам Конвенции, которые являются членами многих международных конвенций, где, как мы полагаем, они должны проявлять такую же целеустремленность к прозрачности и демократии, какое они проявляют в Орхуссой Конвенции. Мы настаиваем на том, что Руководящие Принципы по участию общественности в международных форумах должны быть приняты на этой встрече, чтобы на следующей Встрече Сторон мы можем оглянуться и посмотреть на их эффективность и возможную необходимость в их улучшении. Перенос их принятия до следующей встречи будет сигналом сопротивления к имплементации юридического обязательства Орхусской Конвенции и нанесет урон авторитету Сторон. 5. Усиление работы Комитета по соблюдению Мы приветствуем работу Комитета, проведенную между первой и второй Встречами Сторон. Мы призываем утвердить проект заключений по обзору соблюдения. В случае серьезного несоблюдения Стороной Конвенции действия Встречи Сторон не должны включать никаких предложений по финансовой поддержке до тех пор, пока не будут восстановлены основные права граждан. Мы призываем стороны усилить поддержку работе Комитета по соблюдению. 6. Участие общественности в принятии стратегических решений С принятием Протокола по Стратегической Оценки Воздействия к Конвенции Эспо был внесен вклад в реализацию статьи 7 Орхусской Конвенции. Тем не менее, мы с сожалением отмечаем отсутствие серьезного намерения воплотить это на практике. Мы призываем стороны Орхусской конвенции возглавить развитие участия общественности на стратегическом уровне, возможно путем создания рабочей группы по этому вопросу. 7. Развитие потенциала Мы приветствуем мероприятия по развитию потенциала предпринятые и поддержанные Сторонами и Секретариатом Конвенции. Обзор имплементации показал, что необходимо дальнейшее развитие потенциала. В частности, в следующих сферах: - трансформация Орхусской Конвенции в законодательство сторон; - тренинги для судов; - тренинги для госчиновников; - повышение информирования; - развитие НПО и гражданского общества. 8. Протокол о РВПЗ Мы призываем тех, кто подписал Протокол РВПЗ ратифицировать Протокол в течение следующих двух лет. Мы считаем важным, следовать механизму и процедурам Соблюдения Орхусской Конвенции при разработке собственных процедур Соблюдения. 9. Будущее процесса Мы одобряем работу Секретариата Конвенции и призываем Стороны продолжить необходимую поддержку Секретариата. Мы настаиваем, чтобы Орхусский процесс в будущем будет таким же открытым и прозрачным, каким он был до сих пор. Мы призываем стороны прекратить практику закрытых многосторонних сессий. Это не соответствует духу Конвенции. Мы благодарны правительствам, которые поддержали участие представителей гражданского общества и НПО в процессах Орхусской Конвенции, особенно данную подготовительную встречу НПО. Мы надеемся, что и в будущем правительства будут продолжать поддерживать участие НПО в этом процессе. Алматы, 24 мая 2005 Источник: svet@seu.ru, 26 мая 2005 г. МИНИСТРЫ 25-27 мая текущего года в городе Алматы состоялась Вторая Встреча Сторон Орхусской Конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН <О доступе общественности к информации, участию в принятии экологических решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды>. Конвенция была принята в г.Орхус (Дания), в 1998 вступила в силу в 2001 году. В 2001 году в г. Лукка (Италия) состоялась Первая Встреча Сторон конвенции, в рамках которой были приняты основные рабочие документы конвенции и созданы рабочие и целевые группы. На повестке дня Второй Встречи Сторон стояли вопросы связанные с оценкой прогресса осуществления конвенции, анализ отчетов Сторон по реализации, а так же был принят ряд рабочих документов и итоговая Алмаатинская декларация министров охраны окружающей среды. Во встрече приняли участие представители более 30 стран, общественных и международных организаций. Общественные организации Европейского региона и Центральной Азии, собрались в преддверии министерской встречи, для того, чтобы обсудить вопросы реализации конвенции в регионе и выступить с единой позицией по наиболее важным вопросам. Это позволило выступить скоординированной силой в отношении ряда решений Встречи, в том числе по вопросам дальнейшего расширения применения положений конвенции в отношении генетически измененных организмов, участия общественности в работе международных форумов, доступа общественности к правосудию по вопросам окружающей среды и т.д. Во многом благодаря четкой и активной позиции общественных организаций итоговые решения носили более прогрессивный характер с точки зрения экологической демократии и сохранения окружающей среды. Большое внимание в рамках Встречи было уделено механизму отчетности сторон о реализации конвенции на национальных уровнях. Общественные организации Европейского региона и Центральной Азии отметили, что существует разрыв между декларируемыми на политическом уровне обязательствами и предъявляемыми отчетами и процессами на местном уровне. Общественники в рамках <Алмаатинского призыва к действию> отметили, что механизм отчетности требует улучшения в плане пересмотра форм отчетности и введения более эффективных индикаторов, и широкого привлечения общественности при создании и обсуждении национальных отчетов. Важное место в работе Встречи Сторон заняли рекомендации Комитета по Соблюдению. Комитетом были рассмотрены обращения в отношении Казахстана, Украины, Туркмении и Азербайджана. Страны приняли рекомендации комитета для повышения эффективности реализации конвенции. Результатами Второй Встречи Сторон Орхусской Конвенции стало принятие более десятка документов, касающихся дальнейшей реализации конвенции в странах, с которыми можно ознакомиться на сайте www.unese.org/env. В итоговой Декларации Стороны отметили, что конвенция является беспреценденым документом международного права, представляющим собой шаг вперед, как в области сохранения окружающей среды, так и упрочнения демократии, она отражает тесную взаимосвязь между правами человека и охраной окружающей среды. Со времени первой Встречи Сторон в Лукке Орхусская конвенция получила более широкую поддержку в регионе ЕЭК ООН и в настоящее время можно говорить о прогрессе в ее реализации. Тем не менее, требуются дополнительные усилия в ее реализации в сфере повышения потенциала всех затрагиваемых сторон, включая государственные институты, судебные органы и общественность. Критически отнеслись представители общественных организаций Европейского Экофорума к реализации третьего столпа конвенции <доступа к правосудию>. По словам одного из активистов экологического движения, профессора Орегонского университета Джона Бонайна <Конвенция неустойчива потому, что один из трех столпов - сломан, и это - доступ к правосудию>. Участники призвали страны не желающие способствовать расширению возможностей доступа к правосудию <не делать вид, что третий столп конвенции в действительности существует> и направить серьезные усилия, в том числе создание экологических юридических клиник и консультаций, удаление правовых, финансовых и образовательных барьеров для реализации данного инструмента конвенции. Серьезным вопросом, обсуждавшимся на всех уровнях и встречах, был вопрос о продолжении деятельности по наращиванию потенциала для реализации конвенции. Стороны отметили необходимость дополнительных усилий в этом направлении для стран и конкретных профессиональных и общественных групп. Отмечалась важность специального образования для юристов, судей и государственных органов, а так же более плотное сотрудничество с процессом Образование для Устойчивого Развития. Всемерное поощрение экологического образования и просвещения, а так же усилия государственных органов и общественных организаций, направленные на повышение уровня информированности о состоянии окружающей среды в целом, помогут общественности более эффективно пользоваться правами, закрепленными в Конвенции. Стороны договорились принять на следующем Третьем Совещании долгосрочный стратегический план, что переведет коллективные устремления и приоритеты стран в практическую плоскость. За дополнительной информацией обращаться к: А.Кириленко, Экологическое Движение <БИОМ>, Annakir7@mail.ru biom@infotel.kg Источник: annakir7@mail.ru, 3 июня 2005 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2005 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |