О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1603, 24 декабря 2004 г. ****************## ################################################################## Право на общественную активность ДЖИБЛАДЗЕ РАЗМЫШЛЯЕТ О ПРАВОЗАЩИТНОМ ДВИЖЕНИИ Cила и слабость правозащитного движения: попытка системного анализа Юрий Джибладзе Опубликовано 22.12.2004 МАТРИЦА ДЛЯ АНАЛИЗА - SWOT-анализ: Внутренние сильные стороны (Internal Strengths) Внутренние слабости (Internal Weaknesses Внешние возможности (External Opportunities Внешние угрозы (External Threats) ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ: 1. Давление на гражданское общество со стороны власти Политическое руководство страны пытается использовать гражданское общество как собственный инструмент в системе "управляемой демократии", в частности, как ресурс для мобилизации общественной поддержки курсу Президента внутри страны и за рубежом. С этой целью Кремль, с одной стороны, выстраивает вертикальные институциональные механизмы контроля над существующим гражданским обществом (квази-консультативные и квази-диалоговые органы, такие как гражданские форумы, общественные палаты, создание "единого фронта государства и НПО на международной арене" и т.д.), и пытается создавать /развивать свое "новое гражданское общество" в виде создания про-властных ГОНГО или поддержки лояльных власти НПО. Кремль воспринимает независимые НПО и аналитические центры в качестве силы, угрожающих власти Президента Путина, системе "управляемой демократии" и интересам новой политической элиты в лице выходцев из спецслужб и близких к Кремлю бизнес-структур. Реагируя на эту угрозу, власть стремится маргинализовать независимые НПО в общественном мнении, приклеивая им ярлыки анти-российской силы, продвигающей западные интересы или интересы "опальных олигархов", "предателей", "пособников сепаратистов и террористов", "помощников криминалитета", "радикалов", "пятой колонны", "внутренних врагов" и т.д. Начиная с ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию в мае 2004 г., власти развернули в своих выступлениях и в публикациях СМИ активную идеологическую атаку на правозащитные и другие независимые НПО. Независимые НПО и активисты все чаще становятся объектом правового преследования и неправового давления со стороны государства вплоть до ликвидации организаций под формальными или надуманными предлогами. Для этой цели используется новое "анти-экстремистское" законодательство, равно как и традиционное прямое давление и запугивание со стороны МВД, прокуратуры, ФСБ, налоговых органов, включая обыски и разгром офисов, неофициальные "беседы" и угрозы, возбуждение уголовных, административных и гражданских дел, бесконечные парализующие проверки, неправомерные отказы в перерегистрации и т.д. Объектом преследований в первую очередь становятся НПО, работающие в особенно "чувствительных" для государства сферах (пытки, произвол правоохранительных органов, коррупция, нарушения прав человека в армии, психиатрия, этническая дискриминация и т.д.). Атмосфера страха в обществе перед лицом угрозы терроризма и разнообразных "врагов", создание образа врага, рост общей ксенофобии и анти-западных настроений, возрождение имперских и националистических чувств, умело манипулируемые властью, делают про-демократические силы и независимые НПО особо уязвимыми в контексте их сотрудничества с зарубежными партнерам, получения финансирования из западных источников, а также предоставления ими международным организациям информации о нарушении прав человека в России, их действий по прекращению войны в Чечне и защите этнических меньшинств. Власти практически ежегодно, начиная с 2001 г., предпринимают шаги по ужесточению налогового законодательства, направленные на ограничение независимых источников финансирования НПО как внутри страны, так и из-за рубежа, и установления жесткого централизованного контроля за финансированием НПО. В результате финансовые ресурсы и устойчивость НПО, особенно правозащитных, уменьшается. Атака властей на компанию "ЮКОС" и ее акционеров, которые были самыми активными донорами организаций гражданского общества, и общее давление государства на бизнес-сообщество и "принудительная благотворительность" создают условия для прекращения развития независимой российской филантропии, возникшей в начале 2000-х гг. и дававшей надежды на развитие гражданского общества. Многие региональные и местные власти ограничивают НПО в роли "оказателя социальных услуг" и "помощника государства", подчиняя их себе в помощью непрозрачного бюджетного финансирования и различных льгот, нередко под эгидой официальной партии "Единая Россия". 2. Уменьшение возможностей НПО оказывать влияние на выработку политики и принятие решений внутри страны в результате анти-демократических изменений в политической системе страны Активно развивается система "управляемой демократии", основанная на авторитарной системе централизованного управления, создающего закрытый элитарный процесс формирования государственной политики и принятия решений, находящийся все больше под влиянием анти-демократических сил и выходцев из спецслужб и ставящий федеральное Правительство, парламент, региональные и местные власти, судебные органы на всех уровнях под твердый контроль администрации Президента. Законодательный процесс в Государственной Думе стал практически полностью подконтролен Кремлю. Лишенные демократических институтов и процессов политическая система и государственное управление становятся все более непрозрачными, неподотчетными обществу и невосприимчивыми к влиянию общества. Каналы коммуникации между гражданским обществом и властью становятся все более узкими и редкими. Немногие прогрессивные чиновники, взаимодействовавшие с НПО, уходят из правительства и других органов власти. Немногочисленные экспертные советы и иные "переговорные площадки" между НПО и властью практически перестали действовать. Партийная система подвергается манипулированию со стороны Кремля и почти полностью поставлена под его контроль. Политические партии ослаблены и становятся все менее значимыми субъектами политического процесса. Это привело к уменьшению возможностей гражданского общества влиять на принятие решений через взаимодействие с политическими партиями. Выборы на всех уровнях манипулируются властью и не являются "честными и справедливыми". Отменены выборы губернаторов и одномандатных депутатов в Госдуму. Население теряет интерес к выборам и веру в них. Это привело к уменьшению возможностей ГО продвигать свою повестку дня и требования через публичное взаимодействие с кандидатами на выборах. Свобода слова и информации резко ограничена. Электронные СМИ поставлены под контроль Кремля. Печатные СМИ ослаблены и не имеют большого влияния. В результате значительно ослаблены коммуникационные возможности НПО для взаимодействия с обществом и лицами, принимающими решения. Новые антидемократические законы, принятые по инициативе Кремля в 2003-2004 гг., направлены на ограничение участия граждан в управлении государством и политическом процессе (закон об организации референдума, законодательство о политических партиях, закон о митингах и демонстрациях, закон о противодействии экстремистской деятельности и т.д.). Это приводит к уменьшению возможностей НПО по мобилизации общества. Низкий уровень демократической культуры и гражданственности, общественная апатия, низкий уровень доверия ко всем политическим институтам, низкий уровень доверия к и поддержки НПО, широко распространенный патерналистский менталитет и высокий уровень поддержки Путина и "путинизма" в сочетании с растущим уровнем жизни в результате высоких цен на нефть международных рынках и разочарованием в "демократическом правлении" 1990-х гг. приводит к консолидации авторитарного режима и ослаблению базы социальной поддержки гражданского общества и демократических сил. Низкий уровень правосознания, понимания населением ценностей прав человека и их пользы для себя, распространенность анти-западных и политизированных мифов и стереотипов о правах человека, низкий уровень знаний о деятельности правозащитных НПО обуславливает низкий уровень поддержки и участия общества в деятельности по защите прав человека. 3. Уменьшение возможностей использовать международные рычаги влияния на внутреннюю политику и принятие решений Зарубежные правительства, в частности государства Европейского Союза и США, согласны "закрывать глаза" на подрыв демократических институтов и растущие нарушения прав человека в России "в обмен" на "стратегическое партнерство в войне с глобальным терроризмом" и "энергетическую безопасность" (поставки российских газа и нефти на зарубежные рынки). В результате права человека и демократия в России практически исчезли из повестки дня двусторонних и многосторонних переговоров. Межправительственные организации, такие как ООН, ОБСЕ и Совет Европы, слишком сдержаны в своей критике нарушений прав человека и подрыва демократии в России, так как они опасаются вызвать слишком большое раздражение России как важного члена этих организаций. Европейский Союз недооценивает проблему растущего разрыва в демократическом развитии между присоединяющимися к ЕС странами Восточной и Центральной Европы, с одной стороны, и странами СНГ, с другой, и негативную роль России в этом процессе. Международные и зарубежные доноры и НПО, работающие в области содействия развитию демократии и прав человека с одной стороны переключают свое внимание с России на страны исламского мира ввиду меняющихся глобальных приоритетов, а с другой стороны, боятся активно работать в России ввиду высокого риска неудач на фоне меняющейся политической системы и недружественной атмосферы в стране. ВНУТРЕННИЕ СЛАБОСТИ Институты ГО слишком ориентированы "вовнутрь", замыкаясь на работе внутри своего сектора и не выработав у себя способности активно работать в публичном пространстве - взаимодействовать с населением и мобилизовывать его для поддержки своих требований и продвижения своих ценностей и повестки дня. Большинство НПО не обладают необходимыми навыками анализа общественных проблем, государственной политики и выработки рекомендаций, ограничиваясь своей критической ролью - выявлением проблем и нарушений, преданием их гласности и общим требованием изменений. Большинство НПО не обладают современными гражданскими технологиями - гражданской экспертизой, гражданскими переговорами, гражданскими кампаниями, общественным контролем и т.д. и поэтому неэффективны в решении общественно важных проблем. Большинство НПО не умеют организовывать информационную и PR работу с населением и различными целевыми группами и не понимают важность этой работы. Многие НПО вполне согласны ограничиваться ролью помощника государства в социальной сфере и получать взамен государственную поддержку. Растет разрыв между политически активными НПО, занимающимися вопросами общественной и государственной политики и международного сотрудничества ("гражданские организации"), с одной стороны, и НПО, согласными работать под государственным контролем и "оставаться в стороне от политики", особенно в регионах. Периодически возникает напряжение и конфликты между крупными московскими и региональными организациями. Эта проблема усугубляется определенной финансовой зависимостью региональных НПО от московских и существованием модели "распределительных коалиций". В правозащитном сообществе и ГО в целом слабо развиты навыки кросс-секторного сотрудничества и солидарных действий между НПО, представляющими права и интересы разных общественных групп. Не уделяется должного внимание "проблеме разрыва поколений" и, как правило, слабого участия молодых людей в деятельности правозащитных организаций. Нарастают попытки давления на гражданские организации со стороны про-кремлевских ГОНГО, служащих интересам авторитарной власти. ВНУТРЕННИЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ В глазах многих членов общества НПО в целом и правозащитники в частности обладают моральным авторитетом в силу их опоры на моральные ценности и их миссии - работы во имя общественного блага. Связь современного правозащитного движения с традициями демократического правозащитного движения советского времени, опиравшегося на моральные ценности, укорененность в этой традиции также работает на авторитет российских правозащитных НПО. Количество и общие институциональные возможности правозащитных и других гражданских НПО выросли за 1990-е гг. Они действуют во всех регионах страны, занимаясь широким спектром общественных проблем. Ведущие гражданские НПО стали гораздо более профессиональны, научившись использовать продвинутые гражданские технологии (мониторинг, гражданская экспертиза, анализ законодательства и политики и выработка рекомендаций, гражданские переговоры, общественные кампании, общественный контроль, просветительские кампании, институциональное развитие и менеджмент НПО). Ведущие гражданские НПО осознали свою роль в качестве активных участников общественно- политического процесса, в частности, в вопросах продвижения демократии и противодействия авторитаризму. Организации ГО стали активно развивать консолидационные процессы, научились строительству сетей и коалиций на национальном и региональном уровне. Ведущие гражданские НПО стали активно работать на международном уровне и искать новые подходы к использованию рычагов международного воздействия на положение внутри страны, приобрели авторитет в международном сообществе. ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ На фоне "зачищенного" общественно-политического пространства и чрезвычайной слабости партийной системы НПО все больше воспринимаются демократически настроенной общественностью и социально активной частью населения, особенно молодыми людьми, в качестве единственной остающейся неподконтрольной Кремлю про-демократической силы, канала альтернативной информации, коммуникации и общественного диалога. Это повышает шансы на расширение базы социальной поддержки ГО и участия населения в деятельности НПО. Недовольство населения социальными реформами, неудачи власти в осуществлении этих реформ, тревожные ожидания предстоящих реформ, отсутствие каналов адекватного общественного диалога по проблемам социальных реформ, неадекватное восприятие властью общественного недовольства и критики по этим вопросам дают НПО возможность выступить в качестве ведущей силы, представляющей и защищающей общественные интересы. Озабоченность людей угрозой терроризма и страх за свою безопасность, восприятие обществом неспособности государства обеспечить защиту и гарантировать безопасность дают возможность правозащитным НПО выступить в качестве реальной экспертной и организационной силы в области обеспечения общественной безопасности и определения наиболее адекватного баланса между правами и свободами, с одной стороны, и безопасностью, с другой. Немногочисленные остающиеся независимые печатные СМИ начинают воспринимать гражданские НПО в качестве своих союзников и легитимной политической силы. Это в определенной степени повышает возможности для информационной работы и просвещения. Бизнес-сообщество постепенно начинает воспринимать гражданские организации в качестве своих союзников в противодействии авторитарным тенденциям и усилиям Кремля по установлению контроля над бизнесом. Благодаря своей активности на международной арене, успешному сотрудничеству с межправительственными организациями, зарубежными партнерами и сетями российские НПО начинают завоевывать серьезный авторитет и репутацию в мире (среди НПО, межправительственных организаций и правительств). Растущее признание международным сообществом важности вопросов демократического развития России в плане влияния на многие другие государства также повышает значение и роль российских НПО в его глазах. ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОЗАЩИТНОГО ДВИЖЕНИЯ Общие соображения: Нельзя ожидать легких решений и быстрых результатов в остановке авторитарных процессов и возврату к демократическому развитию. Это - долгий процесс и займет не годы, а десятилетия. Соответственно, стратегии развития и приоритеты российского ГО необходимо рассматривать именно в долгосрочной перспективе. Наряду со множеством негативных внешних и внутренних факторов имеется целый ряд позитивных аспектов во внутреннем развитии и во внешней среде российского ГО. Трудность в составлении общего "списка приоритетов" состоит в определении оптимального баланса двух подходов: укрепления внутренних сильных сторон и использования благоприятных внешних возможностей, с одной стороны, и противодействия внешним опасностям и преодоления внутренних слабостей, с другой. Свойственная многим правозащитным НПО излишняя концентрация на "борьбе" с внешними угрозами за счет недооценки вопросов внутреннего развития и использования благоприятных внешних возможностей может подорвать силы ГО и слишком их "политизировать", сделав заложниками политической борьбы. В то же время успехи на одном из направлений могут помочь более эффективно решать вопросы развития на других. 1. Противодействие внешним угрозам со стороны государства и в анти-демократической политической системе: активно заниматься публичной и публицистической деятельностью, в том числе в СМИ, создавая для общества альтернативу авторитаризму - пространство альтернативной информации, диалога, свободы, правды; активное противодействие ксенофобским и имперским настроениям, созданию образа врага путем организации различных диалоговых процессов в обществе и продвижения видения поликультурного и разнообразного российского общества; активное распространение в обществе информации о принимаемом законодательстве и управленческих решениях; продвижение позитивных изменений в законодательстве, регулирующем деятельность НПО, противодействие негативным изменениям оказание солидарной политической поддержки и правовой помощи НПО и активистам, подвергающимся гонениям и преследованиям; распространение в обществе и мире информации о давлении на НПО и преследованиях активистов; противодействие патерналистским и антидемократическим настроениям в обществе путем развития программ гражданского и правозащитного образования и стимулирования "низовых" гражданских инициатив (создавать возможности для людей делать что-то самим для изменения ситуации). 2. Противодействие негативным тенденциям на международном уровне: работать с правительствами стран ЕС и США по разъяснению опасности "размена" демократии и прав человека на "анти-террористическое партнерство", важности настоящего партнерства, основанного на откровенном диалоге о проблемах и разногласиях и сотрудничестве в тех сферах, где согласие есть; призывать их более активно работать с независимыми гражданскими институтами в России; разъяснять межправительственным организациям опасность полного подрыва международных стандартов и процедур международного сотрудничества, если позволять одной стране-участнику международных соглашений открыто их игнорировать, даже если это государство очень влиятельный член организации. 3. Укрепление внутренних сильных сторон и преодоление внутренних слабостей: вовлекать более широкие круги НПО в процесс влияния на принятие решений и выработку политики; активно распространять среди НПО продвинутые гражданские технологии; развивать консолидационные процессы и солидарные действия в ГО, развивать кросс-секторные коалиции с распределенными центрами власти и финансовых ресурсов; активно осваивать информационные и PR технологии, обращая особое внимание на продвижение в обществе моральных ценностей правозащиты и на те сферы прав человека и общественных интересов, которые особенно беспокоят людей; активно развивать программы вовлечения молодежи в деятельность правозащитных и других НПО. Использование благоприятных возможностей во внешней среде: выступать в качестве экспертов (стать экспертами!) в вопросах социальных реформ и в качестве основной силы, представляющей и защищающей общественные интересы в этой сфере; развивать союзническое взаимодействие между НПО и медийным сообществом; развивать союзническое взаимодействие между НПО и бизнес-сообществом; еще более активно действовать на международном уровне, выдвигаясь в качестве лидеров международных сетей и экспертов по проблемам переходных обществ (а не только "героических борцов за свободу"). Прислал С.Забелин, svet@seu.ru, 23 декабря 2004 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |