Международный Социально-экологический Союз Международный Социально-экологический Союз
  О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест

Сети МСоЭС

  Члены МСоЭС
  Как стать
  членом МСоЭС

Дела МСоЭС

  Программы МСоЭС
  Проекты и кампании
   членов МСоЭС

СоЭС-издат

  Новости МСоЭС
  "Экосводка"
  Газета "Берегиня"
  Журнал Вести СоЭС
  Библиотека
  Периодика МСоЭС

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

     ##################################################################
    ##########      ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА       ****************##
   #######**** ****************************************************##
  ####  Сообщение ECO-HR.1601, 22 декабря 2004 г. ****************##
 ##################################################################
                                   Право на общественную активность



                   СЕМИНАР ПО ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


     В районе Москвы 13-14 декабря 2004 года состоялся международный
научно-общественный семинар "ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".
     Его инициаторами и организаторами выступили две программы
Международного социально-экологического союза (МСоЭС) - программа
"Химические загрязнения и химическая безопасность" и программа "За
экобезопасность ракетно-космической деятельности". Участники меминара (они
же - докладчики) - экологические активисты из самых разных регионов.
     Открыл семинар сопредседатель МСоЭС Забелин С.И.
     На 1-й сессии были обсуждены общие вопросы химической безопасности.
Особое внимание было уделено роли токсичных веществ нефтяного происхождения.
Обсуждению предшествовал доклад Федорова Л.А. (Москва) "История, состояние
и перспективы обеспечения химической безопасности: краткий обзор и анализ".
Было подчеркнуто существование двух традиционных бед: с одной стороны, самих
загрязнений химической природы, отравляющих природу и жизнь людей, а с
другой стороны, - властей, упорно не замечающих самого факта существования
проблемы химической безопасности.
    Далее Семенков А.В. (Николаевская область, Украина) рассказал о
состоянии с химической безопасностью на Украине, в частности, о проблеме
утилизации отходов и об опасности бесхозных пестицидов. Попова Л.С.
(Пермская область) сообщила о реальной практике нефтяной компании "Лукойл",
которая отравляет жителей маленькой деревни Павлово. Продолжая нефтяную
проблематику, Васильева Е.Б. (Мурманск) поделилась наблюдениями об
экологической опасности работ нефтяников в Мурманском порту, а Шайдуллин И.В.
(Татарстан) рассказал об экологической опасности дальней транспортировки
нефти на проектируемых нефтеналивных судах. Завершил нефтяную часть
обсуждения Лагутов В.В. (Ростовская область) сообщением на тему "Влияние
нефтяных загрязнений на рыбное поголовье". Далее, Десятов В.М. (Хабаровский
край) рассказал о последствиях химического загрязнения вод реки Амур. Не
были забыты и известные "химические города": Левашов Д.Н.(Дзержинск)
доложил о "полигонах промышленных отходов" (свалках) в Дзержинске, а
Степанова В.Н. (Тульская область) поделилась наблюдениями  о нынешних
реалиях города химии Новомосковска (Сталиногорска). Заключили эту часть
разговора два прямо противоположных сообщения - цивильное и военное.
Спиридонова Л.М. (Тамбов) рассказала о химических веществах, с которыми
сталкиваются люди в атмосфере города и жилого дома. В свою очередь
Белоголовов В.Ф. (Республика Бурятия) поделился наблюдениями об
экологических последствиях взрыва складов боеприпасов, который случился
в Бурятии в 2001 году. На сессии было также заслушано сообщение
Почитаева С. о "химических" делах в Марийской Республике.
    На 2-й сессии семинара были рассмотрены социально-экологические
последствия ракетно-космической деятельности и разоружения. Разговор начал
Кричевский С.В. (Москва) докладом на тему "Экополитика и экобезопасность
ракетно-космической деятельности и процесса разоружения". Затем Попова Л.С.
(Пермская область) рассказала об отравление жителей города-миллионника Перми
в процессе открытого уничтожении твердотопливных стратегических ракет.
Белоконь С.Л. (Алтайский край) говорил о способах утилизации твердотопливных
ракет и обеспечении химической безопасности. Семяшкина В.Т. (Республика
Коми) поделилась инфоракцией о социально-экологических последствиях
ракетно-космической деятельности в Республике Коми, а Добрецова Т.И.
(Кострома) - об экологических последствиях подрыва ракетных шахт в
Костромской области.
    Сессия 3 была посвящена социально-экологическим проблемам химического
разоружения. Вступительное сообщение на тему "Методологические,
технологические и социально-экологические проблемы химического
разоружения" сделал Федоров Л.А. (Москва). Далее Савиных Г.С. (Кировская
область) рассказала об экологически опасных планах уничтожения химического
оружия в Мирном. Левашов Д.Н. (Дзержинск) сообщил об экологических аспектах
ликвидации производств химического оружия в Дзержинске. Козлов А.В.(Брянская
область) поделился наблюдениями о планах химического разоружения в Речице, а
Виноградова А.М. (Саратовская область) - о реальном химическом разоружении
в Горном. Важное сообщение сделал доктор технических наук Романов В.И.
(Москва), рассказавший о водороде как факторе опасности при длительном
хранении химического оружия и о том, как эту опасность не хочет замечать
ведомственная "наука".
    На 4-й сессии экологические активисты обсудили правовые и
социально-экологические аспекты химической безопасности и последствий
технической деятельности. Вводное сообщение на тему "Правовые и
управленческие аспекты экологической безопасности и последствий технической
деятельности" сделал Кричевский С.В. (Москва). Лебедев К.Е. (Томская
область) рассказал о правовых коллизиях, которые возникают при использовании
территорий под районы падения отделяемых частей ракет-носителей. Таранов А.И.
(Кировская область) сообщил о недостатках в функционировании правовой среды
химического разоружения на региональном уровне. Попова Л.С. (Пермь)
проанализировала, как при уничтожении твердотопливных ракет в Перми
происходит вопиющее нарушение законов России. О состоянии и перспективах
мониторинга химических выбросов в России рассказал Лагутов В.В. (Ростовская
область). Спиридонова Л.М. (Тамбов) поделилась соображениями о правовой
защите граждан от химической опасности. Первых Л.Д. (Курганская область)
рассказала о нарушении прав человека при химическом разоружении в Щучьем.
    На заключительной сессии семинара были подведены итоги и принято решение.
    РЕШЕНИЕ Международного научно-общественного семинара "Химическая
безопасность и социально-экологические последствия технической
деятельности" (13-14 декабря 2004 г.)
    В семинаре приняло участие 30 человек, - научных сотрудников и
представителей общественных экологических и правозащитных организаций из
России и Украины, проведено 5 сессий, заслушаны 31 доклад и выступление.
    Основными целями и задачами семинара были:
 1) обсуждение актуальных вопросов химической безопасности и
социально-экологических последствий технической деятельности;
 2) обмен опытом работы;
 3) выработка новой методологии, экологической политики и практических
рекомендаций, направленных на обеспечение химической безопасности,
сохранение жизни и здоровья людей, охрану и восстановление природной среды,
экологизацию техники и деятельности с активным участием гражданского
общества;
 4) обсуждение актуальных вопросов состояния и перспектив совместной работы.
    Участники семинара отмечают:
    Одним из следствий технического прогресса стало возникновение и
обращение в природе множества химических веществ техногенного происхождения -
продуктов деятельности промышленности, сельского хозяйства, энергетики,
транспорта, военной активности и т.д. Подавляющее число  этих веществ
чужеродны живым организмам и по существу являются экотоксикантами.
Многообразно остротоксическое и хроническое отравляющее действие
экотоксикантов на людей, животные и растительные организмы.
    Химическое загрязнение окружающей среды и обеспечение химической
безопасности биосферы стали серьезнейшей глобальной экологической и
социальной проблемой.
    Загрязнения химической природы подстерегают людей везде - дома, на
улице, на производстве. Химические загрязнения характерны для всех регионов
и для деятельности подавляющего числа предприятий и организаций стран СНГ -
химических и нефтехимических, металлургических и целлюлозно-бумажных,
машиностроительных и сельскохозяйственных, энергетики и транспорта, закрытых
и открытых, гражданских и военных. Известны многочисленные города и поселки,
"обожженные" неорганической и органической химией - ртутные и мышьяковые,
свинцовые и медные, диоксиновые и ракетные. Немало городов и поселков
поражены "спецхимией".
    Для существования человека и живой природы чрезвычайно опасны такие
группы экотоксикантов, как токсичные металлы, токсичные компоненты
нефтепродуктов, токсичные пестициды, диоксины и диоксиноподобные вещества,
боевые отравляющие вещества (химическое оружие), компоненты ракетного
топлива и многие другие продукты "жизнедеятельности цивилизации".
    Особенно опасны химические загрязнения, связанные с военной активностью.
Только по химическому оружию загрязнения могут относиться к сотням мест
бывшего Советского Союза, где оно производилось по заказу армии,
испытывалось, хранилось и хранится, а также уничтожалось (сжигалось,
закапывалось, выливалось, затапливалось). Масштабны загрязнения окружающей
среды компонентами ракетного топлива и токсичными выбросами в процессе
ракетно-комической деятельности, а также при уничтожении и утилизации
ракетной и другой военной техники при реализации  программ разоружения.
Общественность России не получила от органов власти исчерпывающей информации
о реабилитации территорий, загрязненных при подготовке к наступательной
биологической войне. Велики экологические издержки, связанные с регулярными
взрывами, которые происходят на складах боеприпасов в России, на Украине
и в других странах СНГ. В ряде случаев военная активность сопровождается
химическими загрязнениями мест традиционного проживания коренных и
малочисленных народов. Химическое загрязнение окружающей среды и угроза
химической безопасности биосферы стали серьезнейшей глобальной экологической
и социальной проблемой.
    Результаты техногенного воздействия токсичных химических веществ на
природу и здоровье населения равноценны химическому терроризму.
    Обеспечение химической безопасности биосферы немыслимо без осуществления
мер по минимизации поступления в окружающую среду опасных химических веществ
и без реабилитации пространств, загрязненных экотоксикантами.
    Однако государственные органы России, Украины, ряда других стран СНГ
(органы охраны природы, органы технического, экологического и
санитарно-эпидемиологического надзора, правоохранительные органы)
неудовлетворительно исполняют свои обязанности по обеспечению химической
безопасности, в том числе по защите людей и природы от воздействия
токсичных химических веществ. В частности, органы государственной власти
России намерены исполнять международные обязательства по срокам исполнения
Конвенции о запрещении химического оружия ценой причинения ущерба населению
своей страны, проживающему в местах хранения и уничтожения химического
оружия. В целом происходит общее снижение экологичности законодательства,
сложившийся уровень коррупции способствует лишь защите интересов химических
и иных корпораций в ущерб здоровью населения. В связи с этим показательно
действующее в России Постановление Правительства No 344 от 12 июня 2003 г.,
призванное регулировать вопросы оплаты за выбросы и сбросы токсичных
химических веществ в окружающую среду, которое является прямым
свидетельством неэффективности применяемых государственными органами
экономических методов обеспечения химической безопасности.
    Общественные организации, работающие в сфере защиты населения и природы
от химической опасности, пока достаточно разрознены, не имеют опыта и
широкой практики правовой  защиты экологических прав и интересов.
Государство, общественные организации, экологически ориентированный бизнес
пока не объединились в единую силу, способную противодействовать опасному
загрязнению биосферы токсичными химическими  веществами.
    Участники семинара предлагают:
 1. Считать проблему химической безопасности одним из важнейших направлений
проведения систематических исследований для научных организаций и для
деятельности общественных экологических организаций стран СНГ и предпринять
необходимые усилия для развития этого направления их активности.
 2. С учетом реальных условий в странах СНГ и новых угроз считать
необходимым объединение и координацию усилий гражданского общества для
обеспечения химической безопасности и минимизации опасных последствий
технической деятельности в целях обеспечения роста продолжительности жизни
людей и улучшения состояния окружающей среды на конкретных территориях.
 3. Стремиться к осуществлению более тесного взаимодействия общественных
экологических организаций с государственными органами и международными
организациями по проблемам химических загрязнений и химической безопасности.
 4. Считать необходимым активное участие общественных организаций в
дальнейшем совершенствовании экологического законодательства, нацеленного
на защиту биосферы от химических загрязнений и обеспечение прав граждан.
 5. Одной из основных задач общественных организаций считать работу с
государственными органами и бизнесом в направлении последовательного
снижения загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами.
Действующие и разрабатываемые нормативные акты должны побуждать бизнес
модернизировать и экологизировать свои производства по принципу
"загрязнитель - платит". В реальной перспективе все нормативные акты должны
иметь своей целью обеспечение принципа "нулевого выброса".
 6. Важной задачей общественных организаций является работа с
государственными органами и бизнесом, направленная на реабилитацию
территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия
на окружающую среду. Необходимо предпринять усилия по активизации
деятельности государственных органов для решения соответствующих задач:
 - ликвидации "диких" свалок промышленных и бытовых отходов,
 - реабилитации территорий чрезвычайных ситуаций, сопровождавшихся
распространением токсичных химических веществ, в том числе в Пермской
области (в районе деревни Павлово), в Бурятской Республике (в районе
Гусиного озера) и т.д.
 - очистки территорий от закопанного и затопленного химического оружия,
 - удаления фрагментов техники и других загрязнений в районах падения
ступеней ракет,
 - реабилитации мест захоронения ракетного топлива и т.д.
 7. Считать приоритетной задачей общественных организаций при взаимодействии
с государственными органами по вопросам технического и экологического
регулирования процессов функционирования промышленных объектов требовать от
последних безусловного исполнения действующих законов, правил, норм и
процедур обеспечения химической безопасности.
    Участники семинара серьезно обеспокоены и возмущены тем, что программы
ликвидации химического разоружения, других видов вооружения и военной
техники, а также программы  ракетно-космической деятельности в СНГ не
проходили и не проходят обязательную государственную экологическую
экспертизу, финансируются и реализуются с грубейшими нарушениями
национального и международного экологического законодательства, что создает
высокий риск и опасные последствия для людей и природы. В связи с этим
необходимо уделить особое внимание организации строгого государственного и
общественного контроля за проведением обязательной экологической экспертизы
потенциально опасных программ и проектов технической деятельности.
    Предлагается инициировать создание в России специального Федерального
реестра государственной экологической экспертизы.
 8. Считать неприемлемым положение, когда при решении вопросов разоружения
(при уничтожении химического оружия, ликвидации ракет и ракетных шахт,
утилизации подводных лодок и т.д.) допускаются нарушения действующего
экологического законодательства, ведущие к опасным последствиям для людей
и природы.
    В области химического разоружения безусловно необходимы:
 - проведение специальной и гласной государственной экологической экспертизы
всех методов уничтожения, предлагаемых для использования в качестве
технологий;
 - безотлагательное отселение всех жителей из санитарно-защитных зон
объектов хранения и уничтожения химического оружия;
 - отселение из зон защитных мероприятий объектов химического оружия за
счет средств государственного бюджета тех жителей, которые не хотят
подвергаться неоправданному риску;
 - обеспечение льгот и компенсаций всем жителям зон защитных мероприятий
объектов химического оружия, в том числе за прошлые годы;
 - проведение в местах хранения и уничтожения химического оружия социальных
программ, направленных на обеспечение уровня жизни и условий, достойных
современного цивилизованного общества;
 - обеспечение всех жителей зон защитных мероприятий объектов химического
оружия не только средствами защиты органов дыхания, но и средствами защиты
кожи;
 - отказ от сроков соблюдения тех обязательств по международной Конвенции
о запрещении химического оружия, при исполнении которых государственные
органы России не способны однозначно гарантировать химическую безопасность
граждан своей страны;
 - учет опасности водородного охрупчивания химических боеприпасов при
решении вопросов их хранения, транспортировки и уничтожения;
    При осуществлении программ ракетного разоружения необходим полный отказ
от сжигания твердотопливных ракет в Перми, Бийске и других населенных
пунктах и на недопустимо близком удалении от них, а также от ликвидации
ракет и ракетных шахт методом подрыва.
 9. Считать недопустимыми продолжающиеся нарушения законодательства и прав
граждан при осуществлении ракетно-космической деятельности. В частности,
в дополнение к действующим нормативных актам необходима законодательная
инициатива по установлению нормативных актов, нацеленных на обеспечение
химической безопасности территорий, предназначенных для использования в
качестве районов падения ракет (экспертиза проектов, страхование, удаление
предметов, реабилитация территорий, возмещение ущерба за загрязнение).
 10. Считать необходимым активное использование всех форм экологической
самозащиты общества (слушания, круглые столы, общественные экологические
экспертизы, митинги и т.д.), включая судебные, для решения конкретных
вопросов обеспечения химической безопасности, защиты прав людей, охраны и
восстановления природной среды.
 11. Усилить активность по обеспечению широкого доступа населения и
общественных организаций к достоверной экологической информации, в том числе
с использованием новых информационных технологий. Считать необходимым
проведение государственными органами РФ, в первую очередь армией, работ по
архивному поиску информации, которая бы позволила идентифицировать все места
захоронения и затопления химического оружия в прошлые годы. Обеспечить
передачу из РФ на Украину информации, касающейся захоронений и затоплений
химического оружия, проведенных на ее территории в советские годы.
 12. Считать одной из приоритетных задач общественного движения борьбу с
химическим терроризмом, в том числе государственным.
 13. Считать необходимым проведение регулярных мероприятий (семинаров и
конференций, издание печатных материалов, распространение электронных
бюллетеней и т.п.), нацеленных на расширение работ по обеспечению химической
безопасности.
 14. Издать материалы настоящего семинара и сопутствующие материалы,
касающиеся вопросов обеспечения химической безопасности .

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
*   при финансовой поддержке РОО "Открытая Россия" и МСоЭС   *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
* **********************************                         *
* Адрес:  117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83      *
* Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru           *
**************************     Распространяется              *
* "UCS-PRESS" 2004 г.    *     по электронной почте          *
**************************************************************

Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск

404 Not Found

404 Not Found


nginx/1.24.0 (Ubuntu)

Специальные проекты

ЭкоПраво - для Природы и людей

ЭкоПраво

Экорепортёр -
   Зелёные новости

Система добровольной сертификации

Система
   добровольной
   сертификации

Ярмарка
   экотехнологий

За биобезопасность

Общественные
   ресурсы
   образования

Информационные партнёры:

Forest.RU - Всё о российских лесах За биобезопасность