О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1587, 8 декабря 2004 г. ****************## ################################################################## Право на лес АКЦИЯ: ЛЕСА РОССИИ ДОЛЖНЫ ОСТАТЬСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ ОБРАЩЕНИЕ ИНИЦИАТОРОВ Дорогие друзья! ПРЕДЛАГАЕМ ПРОДОЛЖИТЬ ВСЕРОССИЙСКУЮ АКЦИЮ ПО ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ РОССИИ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ. ПРОСИМ НАПРАВЛЯТЬ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ И ПРЕЗИДЕНТУ РФ ОБРАЩЕНИЯ И ЗАПРОСЫ НА ИНФОРМАЦИЮ(тексты находятся на сайте http://www.jurix.ru/ в разделе "Последние новости"). Несмотря на отсутствие информации у большинства населения России о разработке и содержании проекта Лесного кодекса РФ, огромное количество людей выражает свою озабоченность происходящим. На протяжении всего периода работы над проектом граждане и общественные организации направляли многочисленные обращения в Правительство РФ и к Президенту РФ. С лета 2004 г. эти обращения оформились в четкие правовые требования, базирующиеся на положениях российской Конституции. В федеральном вестнике экологического права "ЭКОС-информ" опубликовано Обращение к Президенту РФ, разработанное юристами. Оно основывается на конституционном праве граждан России участвовать лично в управлении делами государства (статья 32 Конституции РФ). Обращение к Президенту как к гаранту Конституции является формой реализации этого конституционного права граждан. Обращения распространены по всей России. В адрес Президента направлены тысячи обращений из всех регионов страны. Главные требования граждан звучат отчетливо: * не допустить передачу лесного фонда в частную собственность; * закрепить в Лесном кодексе положения, определяющие лесной фонд как общественное достояние нынешних и будущих поколений российских граждан; * принять Лесной кодекс только после опубликования его проекта, всенародного обсуждения. В октябре 2004 года общественными организациями и гражданами были направлены запросы в Правительство РФ, Председателю Фрадкову М.Е., разработанные юристами центра "ЮРИКС". В запросах ставились конкретные вопросы о действиях Правительства РФ, предпринятых по обращениям граждан в защиту своих конституционных прав и общественных интересов: * Переданы ли в Правительство обращения граждан к Президенту? * Включены ли в проект кодекса положения о закреплении лесного фонда как общественного достояния нынешних и будущих поколений российских граждан? * Требование публикации в печати проекта Лесного кодекса в связи с недоступностью Интернета для большинства населения России. * Организации всенародного обсуждения проекта. Основная цель этих обращений - не допустить принятия самой концепции Лесного кодекса, предлагаемой Правительством РФ. Именно концепция кодекса, базирующаяся на приоритете защиты частной собственности на лесные ресурсы в ущерб общественным и государственным интересам, порождает все недостатки содержания конкретных проектов. Критика отдельных положений проектов не может изменить ситуацию. Только твердая и бескомпромиссная позиция граждан может остановить готовящуюся распродажу и раздачу общественного достояния нынешних и будущих поколений россиян. Некоммерческой организацией "ЮРИКС" и возможно другими общественными организациями, направлявшими запросы на информацию в Правительство РФ, из Аппарата Правительства РФ получена копия письма (от 17 ноября 2004 года) в Министерство природных ресурсов РФ и Минэкономразвития РФ. В НЕМ ВПЕРВЫЕ СФОРМУЛИРОВАНО ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ГРАЖДАН - ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЛЕСНОГО КОДЕКСА. В создавшейся ситуации запрос на информацию на имя Фрадкова М.Е. остается актуальным. Все вопросы, поставленные в нем приобретают более острый смысл, так как не на все вопросы запроса были получены ответы. Главный вопрос: "Какому ведомству поручена разработка проекта Лесного кодекса?" - остался без ответа. "Почему ни в один из проектов Лесного кодекса не включены положения о закреплении за лесным фондом статуса общественного, публичного достояния нынешних и будущих поколений российских граждан?" - Ответа нет. На сайте МПР России размещен проект федерального закона, предусматривающий изменения и дополнения в Лесной кодекс РФ в части расширения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, внесенный Правительством Российской Федерации. Данный законопроект уже принят Государственной Думой РФ в первом чтении 17 ноября 2004 года. Рассмотрение его во втором чтении планируется на 17 декабря 2004 года. Особого внимания заслуживают положения статьи 47 законопроекта, предусматривающие не расширение полномочий субъектов РФ в этой области, а передачу федеральных полномочий по тушению лесных пожаров в лесном фонде на территории субъектов РФ, а также полномочий по владению, пользованию и распоряжению особо ценными лесами Лесного фонда РФ, выполняющими природоохранные и защитные функции. Таким образом ответственность за сохранность и восстановление этих лесов полностью передается на уровень субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что не во всех субъектах РФ имеются в наличии достаточное количество финансовых, материальных и организационных средств, а величина выделяемых из федерального бюджета субвенций явно недостаточна, это может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до уничтожения особо ценных лесов России. Тем более, что ответственности за ненадлежащее выполнение своих полномочий субъектами РФ законопроектом не предусматривается. При этом отмечаем, что принятие данного законопроекта не отменяет возможность разработки новой редакции Лесного кодекса. P.S. В конце декабря 2004 года планируется совместный с АНО "ЮРИКС" спецвыпуск журнала "ЭКОС". В нем будут опубликованы статьи известных юристов о неконституционности концепции всех проектов Лесного кодекса, разработанных Правительством РФ, мнения ученых и общественных деятелей о недопустимости изменения правового статуса лесного фонда России путем введения частной собственности на леса. По вопросу получения журнала обращаться jurix@jurix.ru (АНО "ЮРИКС") и ecosnp@iplink.ru (журнал "ЭКОС"). Яковлева О.А., Адвокат Московской областной коллегии адвокатов, Почетный адвокат России, юрист АНО "ЮРИКС" ПИСЬМО-1 (длинное) ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТИНУ В.В. ЛИЧНО АДРЕС: 103012, Москва, Кремль http://www.kremlin.ru/articles/send_letter_1a.shtml ОТ ГРАЖДАН РОССИИ КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ НА ОСНОВАНИИ СТАТЬИ 33 КОНСТИТУЦИИ РФ, СТАТЬИ 980 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ В защиту конституционного права граждан на лесной фонд, как публичное достояние многонационального народа России, его нынешнего и будущих поколений. Уважаемый Владимир Владимирович! 7 мая 2004 г. Вы принесли присягу Президента России и обещали российскому народу защищать права граждан и государственные интересы. Обращаемся к Вам как к гаранту наших конституционных прав и надеемся, что наш голос будет услышан. Настал момент, когда граждане России не могут молчать и намерены в полной мере использовать права, гарантированные нам Конституцией Российской Федерации: Статья 2 "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Статья 36 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Статья 55 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Статья 24, пункт 2 Органы государственной власти и органы местного самоуправле ния, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Правительством Российской Федерации подготовлен проект Лесного Кодекса, который нарушает конституционные права большинства граждан России. В соответствии со статьей 9 Конституции РФ Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни народов, проживающих на соответствующей территории. Россия одна из немногих стран, где право на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции (статья 42). Леса выполняют ведущую роль в сохранении благоприятного состояния окружающей среды. Значение лесного фонда России и его статус определены в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации. "... лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом,..........в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России ..........- представляет собой публичное достояние многонационального народа России как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим". В противоречии с приведенными положениями в проекте лесного Кодекса отсутствуют нормы о лесном фонде как общенациональном достоянии российского народа, принадлежащем как ныне живущим, так будущим поколениям российских граждан. Проект содержит положения, допускающие право собственности российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц на участки и угодья лесного фонда, включая леса первой группы. Нормы кодекса позволяют заключать договор аренды на срок до 99 лет, что фактически означает получение лесного участка в собственность. Можно будет получить в аренду и лесные участки, находящиеся федеральной собственности, то есть леса первой группы и особо охраняемые природные территории. Введение частной собственности на земли лесного фонда нарушит право граждан России на свободное пользование лесами как своим национальным достоянием. Государственный контроль за использованием лесных ресурсов и их охрана в частных лесах будут ликвидированы. Частные владельцы лесов по объективным причинам не в состоянии выполнять функции государственных органов по охране лесов. Предлагаемый Правительством проект полностью ориентирован на отчуждение лесов России у большинства населения в интересах узкого меньшинства граждан России, а также иностранных граждан, лиц без гражданства и отдельных юридических лиц и на изъятие лесного фонда из государственной собственности. Лесные ресурсы рассматриваются в проекте только с точки зрения использования древесины и в экономических интересах узкой группы лиц, потенциальных собственников лесного фонда России. Мы граждане России не согласны рассматривать леса России как товар, подлежащий распродаже. Леса России национальное достояниенынешних и будущих поколений россиян. Статья 32 Конституции гарантирует гражданам право непосредственно участвовать в управлении делами государства. Используя это конституционное право, мы граждане России требуем: 1. Публикации в Российской газете и других изданиях проекта Лесного кодекса, одобренного Правительством РФ для внесения в Государственную Думу РФ. 2. Всенародного, широкого и открытого обсуждения проекта Лесного кодекса. 3. Закрепления в Лесном кодексе положений, определяющих лесной фонд как основу жизни российского народа и его достояния, принадлежащего нынешнему и будущим поколениям российских граждан. 4. Запрещения в Лесном кодексе частной собственности и аренды на 99 лет на земли лесного фонда. 5. Внесения в Государственную Думу РФ Президентом проекта Лесного кодекса, разработанного с учетом мнения российского народа. Подписи граждан под обращением к Президенту РФ о Лесном кодексе РФ п/п Ф.И.О. Адрес Дата Подпись ПИСЬМО-2 (короткое) ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПУТИНУ В.В. ЛИЧНО АДРЕС: 103012, Москва, Кремль http://www.kremlin.ru/articles/send_letter_1a.shtml ОТ ГРАЖДАН РОССИИ КОЛЛЕКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ НА ОСНОВАНИИ СТАТЬИ 33 КОНСТИТУЦИИ РФ, СТАТЬИ 980 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ В защиту конституционного права граждан на лесной фонд, как публичное достояние многонационального народа России, его нынешнего и будущих поколений. Уважаемый Владимир Владимирович! Конституция РФ (ст. 9) определяет землю и природные ресурсы Российской Федерации как основу жизни ее народов. Лесной фонд - достояние многонационального народа России. Правительство РФ предлагает проект Лесного кодекса, который нарушает основы конституционного строя и права большинства граждан страны. Мы, граждане России, категорически возражаем против частной собственности на земли лесного фонда. Мы требуем: 1. Публикации в Российской газете и других изданиях проекта Лесного кодекса, одобренного Правительством РФ для внесения в Государственную Думу РФ. 2. Всенародного, широкого и открытого обсуждения проекта Лесного кодекса. 3. Закрепления в Лесном кодексе права народа России, его нынешнего и будущих поколений на лесной фонд как общественное публичное достояние. 4. Закрепления в Лесном кодексе исключительного права собственности государства на лесной фонд Российской Федерации. 5. Установления разумных сроков аренды в Лесном кодексе; запрещения долгосрочной аренды лесных земель до 99 лет. Просим Вас внести в Государственную Думу РФ проект Лесного кодекса, разработанный с учетом мнения российского народа. Верим в Вас и надеемся, что Президент сохранит леса России для наших детей и внуков. Подписи граждан под обращением к Президенту РФ о Лесном кодексе РФ п/п Ф.И.О. Адрес Дата Подпись ПИСЬМО-3 Бланк организации ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ФРАДКОВУ М.Е. 103274, г. Москва, Краснопресненская набережная, д.2 Запрос на информацию, затрагивающую конституционные права граждан России и представляющую общественный интерес УВАЖАЕМЫЙ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ! Лесной фонд представляет собой часть наиболее значимых природных ресурсов. В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и природные ресурсы охраняются в Российской Федерации как основа жизни народов России. В полном соответствии с положениями Конституции правовой статус лесного фонда определен в Постановлении Конституционного суда РФ: "... лесной фонд...представляет собой публичное достояние многонационального народа России и является федеральной собственностью" (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке Лесного кодекса РФ принятого 22 декабря 1997 г.). Под руководством Правительства РФ разрабатывается проект нового Лесного кодекса РФ. Положения проекта создают правовую базу для принципиального изменения правового статуса лесов России, передачи в частную собственность и продажи земель лесного фонда, являющихся общественным, публичным достоянием, находящимся в федеральной собственности. Концепция проекта противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и нарушает права большинства граждан России как нынешних, так и будущих поколений. Общественность не имеет официальной информации о содержании проекта Лесного кодекса. До середины октября 2004 года на сайте Министерства экономического развития и торговли РФ был размещен проект от 14 мая 2004 г. В настоящее время на сайте Минэкономразвития и торговли РФ нет никакого варианта проекта Лесного кодекса РФ. Тем не менее, Министерство природных ресурсов РФ адресует граждан и НПО к этому сайту. Однако из неофициальных источников известно, что реально разрабатывается вариант, существенно отличающийся от размещенного ранее на сайте Минэкономразвития РФ. Кроме того, подавляющее большинство граждан России не имеют возможности получить информацию в Интернете. Общественный интерес к проекту Лесного кодекса огромен. Президенту Российской Федерации из разных регионов России направлены тысячи коллективных и индивидуальных обращений граждан с требованиями опубликования проекта Лесного кодекса в печати, закрепления в нем положений о лесном фонде как общественном достоянии российского народа, его нынешних и будущих поколений и другими требованиями. Складывается впечатление, что обращения граждан до Президента не доходят. Чиновники министерств, разрабатывающие проект, умышленно не предоставляют достоверную информацию о его содержании. Проект Лесного кодекса является информацией, представляющей общественный интерес и затрагивающей права всех граждан России: * право на благоприятную окружающую среду; * право на лесной фонд как общественное публичное достояние; * право на информацию. В соответствии со статьей 24, п. 2 Конституции РФ органы государственной власти обязаны "обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". В соответствии со статьей 12 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и Указом Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" доступ граждан и организаций к информации является формой общественного контроля за деятельностью государственных органов. Просим предоставить следующую информацию: 1) Сообщить, какому министерству поручена разработка проекта Лесного кодекса РФ. 2) Опубликовать в печати проект Лесного кодекса, подготовленного Правительством РФ (министерствами), до его представления в Государственную Думу РФ. 3) Разместить на сайте Правительства РФ проект Лесного кодекса, подготовленного Правительством РФ (министерствами), до его представления в Государственную Думу РФ. 4) Сообщить, переданы ли администрацией Президента РФ в Правительство РФ коллективные и индивидуальные обращения граждан к Президенту Российской Федерации со следующими требованиями: а) Публикации в Российской газете и других изданиях проекта Лесного кодекса, одобренного Правительством РФ для внесения в Государственную Думу РФ. б) Всенародного, широкого и открытого обсуждения проекта Лесного кодекса. в) Закрепления в Лесном кодексе права народа России, его нынешнего и будущих поколений на лесной фонд как общественное публичное достояние. г) Закрепления в Лесном кодексе исключительного права собственности государства на лесной фонд Российской Федерации. д) Установления разумных сроков аренды в Лесном кодексе; запрещения долгосрочной аренды лесных земель до 99 лет. Сообщить, включены ли в проект Лесного кодекса вышеперечисленные положения. Если не включены, просим дать аргументированный ответ о причинах отказа закрепления права граждан России на лесной фонд как общественное, публичное достояние. 1. Право граждан на получение информации о разработке Лесного кодекса и его проекта гарантируется Конституцией РФ и действующим законодательством. КОНСТИТУЦИЯ РФ Статья 29, пункт 4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ", принят 31.12.1993 г. Право на информацию - одно из фундаментальных прав человека. п.3. Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающий личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанных с соблюдением прав и законных интересов граждан. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ", принят 25.01.1995 г. Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа .. 3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов 1. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Статья 24. Защита права на доступ к информации 1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей. 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных нарушениях. 2. Обязанность органов власти Российской Федерации (Правительства РФ) по обеспечению прав граждан закреплена в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации". Статья 3. Основные принципы деятельности Правительства Российской Федерации Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации. Просим направить проект Лесного кодекса по адресу: _____________________________________________________________ ______________(указать адрес вашей организации) С уважением, Руководитель организации Источник: jurix@jurix.ru, 7 декабря 2004 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |