О нас | История и Успехи | Миссия | Манифест |
Сети МСоЭС
Члены МСоЭС
Дела МСоЭС
Программы МСоЭС
СоЭС-издат
Новости МСоЭС
|
Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск ################################################################## ########## ЭКОЛОГИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ****************## #######**** ****************************************************## #### Сообщение ECO-HR.1562, 13 ноября 2004 г. ****************## ################################################################## Право на ответственнную власть РОССИЯ: СОВЕТ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ ЧЛЕН СОВЕТА ЭКОЛОГ С.ЗАБЕЛИН Друзья! надеюсь, Вы уже информированы, что Комиссия по правам человека при Президенте России преобразована в Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте России. Ваш покорный слуга С.И.Забелин включен в состав этого Совета и готов содействовать тому, что написано выше. Два года назад я уже обращался к экологическому и социально-экологическому сообществу с просьбой сорганизоваться для подготовки вопросов о нарушении прав человека в нашей сфере внимания. Молчанье было мне в ответ. По своей воле меня никто ничем концептуальным не озадачил! По предложению Э.А.Памфиловой и с моим участием 10 декабря 2002 года Президент был озадачен вопросом восстановления органов государственного экологического контроля (реализовано это было, разумеется, по бессмертной формуле Черномырдина, но это уж отечественная специфика ...). По моей инициативе на Комиссии по правам человека был заслушан Лев Александрович Федоров и рассмотрен вопрос о нарушениях прав человека при уничтожении химического оружия. По моей инициативе на рассмотрение Администрации Президента был вынесены вопросы создания Агентства по особо охраняемым природным территориям (опоздали недели на две, блин). Надеюсь, что активность Комиссии внесла свою позитивную лепту в судьбу Фарида Тухбатуллина, что позволило освободить его из туркменского зиндана. Были еще десятки писем на бланке МСоЭС, подписанные мною не только как со-председателем Совета, но и как членом Комисии по правам человека. К сожалению, трудно судить об их эффективности. Поэтому рапортовать об успехах - смешно. Беда моя (видимо, сугубо личная) в том, что - в отличие от многих коллег по Комиссии, за которыми стоят экспертные сообщества и просто неравнодушные люди - я оказался "один в поле воин". Глядя на них я сгораю от "белой зависти" и не знаю, куда глаза девать... Ни члены МСоЭС, ни экологическое сообщество в целом, не сорганизовались для того, чтобы использовать этот уникальный канал воздействия для улучшения социально-экологической обстановки в России. Видимо, и с "экологическими" и с "социальными" вопросами в России - с точки зрения нашего сообщества - "все хорошо, все нормалек!". Или все полагают, что "фюрер думает за нас". Только где тот фюрер? А если "нормалек!", то на кой ляд вдруг возбудились играть в партстроительство??? Есть представление о том, что именно в действующем законодательстве "не так" и должно быть изменено??? Если есть - то чего же молчали и молчите??? Если нет - то, что в Думе делать будете??? Поход за квартирами в Москве и машинами с мигалками??? Или уте(и)шение амбиций??? Видимо, так. Простите за грубость. Я - канал! Ретранслятор! Имеющий достаточно опыта и образования, чтобы отсекать "полный бред" от разумных предложений. В Вашем распоряжении. Ниже - текст Указа Президента. Читайте внимательно. Успехов. Святослав Забелин СОВЕТ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека В целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также содействия развитию институтов гражданского общества постановляю: 1. Преобразовать Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. 2. Назначить председателем Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Памфилову Эллу Александровну, освободив ее от обязанностей председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. 3. Утвердить прилагаемые: Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; состав Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. 4. Признать утратившими силу: Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 1996 г. No 1457 <Об утверждении Положения о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, No 43, ст. 4886); Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2001 г. No 1120 <О внесении изменений и дополнений в Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 1996 г. No 1457, и об утверждении состава Комиссии> (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, No 38. ст. 3725); Указ Президента Российской Федерации от 12 июля 2002 г. No 737 <О председателе Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации> (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, No 28, ст. 2835); Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2002 г. No 1208 <О составе Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации> (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, No 42, ст. 4109). Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 6 ноября 2004 года No 1417 УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. No 1417 ПОЛОЖЕНИЕ о Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 1. Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (далее - Совет) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета. 2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации. 4. Основными задачами Совета являются: оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами; систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом; организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и их представителями; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; содействие координации деятельности правозащитных общественных объединений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации; содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; участие в укреплении международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина; содействие правовому просвещению населения; анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к компетенции Совета. 5. Совет не рассматривает обращения по личным вопросам, в том числе связанным с имущественными, жилищными и трудовыми спорами, а также с жалобами на решения судов, органов следствия и дознания. 6. Совет для решения возложенных на него задач имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые информацию и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также требовать от них своевременного представления информации и материалов, запрашиваемых Советом; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти; приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей общественных объединений; привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе; направлять своих представителей для участия в совещаниях, конференциях и семинарах, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями по проблемам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации. 7. В состав Совета входят председатель Совета, ответственный секретарь и члены Совета, которые принимают участие в его работе на общественных началах. 8. Совет имеет право формировать комиссии по направлениям своей деятельности из числа членов Совета, ученых, специалистов, представителей общественных объединений, а также постоянные и временные рабочие группы, руководство деятельностью которых осуществляют члены Совета. 9. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в два месяца. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. Заседание Совета ведет председатель Совета либо по его поручению один из членов Совета. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Совета. Решения Совета принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании. Решения Совета оформляются протоколом, который подписывает председатель Совета либо лицо, председательствующее на заседании. 10. Решения Совета носят рекомендательный характер. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица, получившие рекомендации Совета, в установленные сроки рассматривают их и уведомляют Совет о принятых решениях. В необходимых случаях информация о рекомендациях Совета доводится до сведения Президента Российской Федерации. 11. Совет имеет собственный бланк. При ведении переписки, связанной с деятельностью Совета, письма подписываются председателем или ответственным секретарем Совета. 12. Обсуждаемые Советом общественно важные вопросы и принятые на заседании Совета решения доводятся до сведения общественности через средства массовой информации. 13. Обеспечение деятельности Совета осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации. УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. No 1417 СОСТАВ Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Памфилова Э.А. Абрамкин В.Ф. Айвазова С.Г. Алексеева Л.М. Аузан А.А. Борисов С.Р. Ганнушкина С. А. Говорухин С.С. Головань А.И. Жженов Г.С. Забелин С.И. Караганов С.А. Клямкин И.М. Кузьминов Я.И. Куклина И.Н. Левада Ю.А. Марков С.А. Морщакова Т.Г. Орлов О.П. Подберезкин А.И. Познер В.В. Поляков Ю.М. Полякова М.Ф. Пустынцев Б.П. Пушков А.К. Рошаль Л.М. Симонов А.К. Смирнов В.В. Соловьев В.Р. Сунгуров А.Ю. Титов Б.Ю. Третьяков В.Т. Фадеев В.А. ПРЕССА Опять страна советов Вместо комиссии по правам человека у президента теперь совет по гражданскому обществу. Кому это нужно? Чем будет заниматься созданный на месте упраздненной комиссии по правам человека при Президенте РФ совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека? По словам Эллы Памфиловой, которая председательствовала в комиссии и осталась руководителем совета, новая структура не откажется от старых функций - разработки системных мер по защите прав человека. Но совету предстоит заниматься и более глобальной проблемой: предлагать президенту идеи, как создавать условия для развития общественных организаций. Памфилова надеется, что это поможет сформировать систему общественного контроля "за деятельностью нашей очень сложной, неповоротливой, равнодушной бюрократической машины". Именно Памфиловой принадлежала идея повысить статус и расширить полномочия возглавляемой ею структуры. Она же собственноручно составляла список будущих членов совета, в который вошли не только старожилы памфиловской комиссии, но и люди, в ней не состоявшие. Состав комиссии был относительно однородным: большей частью правозащитники. В совете же - персонажи настолько разные (от никогда не дружившего с властью Юрия Левады до прокремлевского аналитика Алексея Пушкова, от диссидентов со стажем до ярых государственников), что непонятно, как они будут вырабатывать "общие предложения". Кому вообще может принести пользу структура, состоящая из представителей общественности, но прочно встроенная в систему госвласти? Как нужно строить гражданское общество в России? Очень по-разному ответили на эти вопросы "МН" два члена нового совета: председатель Московской Хельсинкской группы Людмила АЛЕКСЕЕВА, долго работавшая в памфиловской комиссии, и дебютант, профессор факультета международной журналистики МГИМО Виталий ТРЕТЬЯКОВ. Т.Скоробогатько, "Московские новости", 12 ноября 2004 г. Сетка лучше вертикали Что нам удастся сделать в новом совете, не знаю. Раньше кое-что удавалось. 10 декабря 2002 года, когда комиссию только сформировали, мы встречались с президентом, а 20 декабря должны были закрывать лагеря чеченских беженцев в Ингушетии. Зимой людей фактически выбрасывали на улицу. Мы обратились к президенту, и расформирование лагерей удалось приостановить, они прекратили свое существование лишь прошедшим летом. На той же встрече с президентом Алексей Симонов попросил затормозить внесение кошмарного закона о СМИ, подготовленного после "Норд-Оста". Закон внесен не был. Примерно тогда же нам удалось пробить поправки, смягчающие драконовский Закон о гражданстве. Но для меня очень важна каждодневная, не эпохальная работа. Например, помощь правозащитным организациям в регионах. То их лишают регистрации, то помещения. В Ингушетии устроили обыск, нашли черный порошок - правозащитников арестовали (потом оказалось, что это тонер для ксерокса). Памфилова позвонила президенту Ингушетии Зязикову - людей через два часа освободили, извинились. Ради этого стоит сидеть в комиссии. Мы спасали организации в Краснодарском крае, в Орле, в Татарстане. Сейчас будем добиваться, чтобы наказали виновных в избиении демонстрантов в Калмыкии, прекратили милицейский произвол в Башкортостане. Постоянно длящийся процесс: одних выручаешь, другие попадают под каток. Надеюсь, эта спасательная функция у совета останется. Иначе мне нечего там делать. Наивно же думать, что своими советами мы принципиально изменим отношение президента к правам человека... Что касается поставленной задачи содействовать формированию гражданского общества... Мы и раньше этим занимались. С 1996 года, став председателем Московской Хельсинкской группы, я строго следовала принципу: все правозащитные проекты МХГ должны осуществляться в партнерстве с региональными организациями. Из разрозненных, слабых, не знающих о существовании друг друга организаций нам удалось построить ячейку гражданского общества - российскую правозащитную сеть. Теперь мы строим в регионах ассоциации общественных организаций: правозащитных, экологических, просветительских, женских, молодежных. Это важно, чтобы нас не сглотнули поодиночке. В новом совете много людей, которые занимаются примерно тем же, что и я. Например, Святослав Забелин, сопредседатель Социально-экологического союза. Или президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан. Он много лет возглавлял Конфедерацию обществ потребителей и тоже строил сеть, а сейчас очень успешно занимается налаживанием связей между неполитическими общественными организациями и бизнесом. Налаживает связи и Алексей Симонов из Фонда защиты гласности - между общественностью и СМИ. Все это - строительство гражданского общества. Некоторых моих коллег пугает, что Кремль вдруг очень заинтересовался гражданским обществом: не задушил бы в объятиях. Я же смотрю на это философски - ну куда от чиновников денешься... Золотое время было до 2000 года. Власть настолько увлеклась борьбой внутри себя, что просто на нас не обращала внимания. Теперь же спохватилась: мол, чего эти-то бродят без привязи, когда остальные уже построены? Но с нами сложнее, чем, скажем, с партиями, потому что нам от власти ничего не надо. Сидим внизу, в гражданском обществе, варим свою кашку. И потом мы не вертикаль, а сетевая структура, состоящая из самостоятельных организаций. С вертикалью разделаться просто: затопчи верхушку - и все рухнуло. Уничтожить сеть сложнее. Конечно, я бы предпочла, чтобы власть и дальше на нас не обращала внимания. Увы, обратила. Но в советское время было хуже - нас сажали. Я тогда говорила: "Господи, только бы не сажали. Остальное все сами сделаем". Пока не сажают, значит, будем работать. Л.Алексеева, "Московские новости", 12 ноября 2004 г. Влиять будем, но как? На вопрос, может ли содействовать строительству гражданского общества созданный совет, я бы ответил так. В бюрократическом государстве (а российское государство бюрократично по традиции) эффективность любого института может определяться всего двумя вещами: либо его объективной мощью, либо авторитетом возглавляющего его человека. Объективной мощи у всяких комиссий-комитетов быть не может, они слишком малы, чтобы их принимала в расчет российская бюрократия. Это вам не МВД или ФСБ. Остается авторитет лидера (и отчасти членов подобных структур). Кстати, в российской истории немало примеров, как один человек, занимающий отнюдь не командный пост, мог повлиять на действия главы государства. Проблема - в личных качествах этого человека. Элла Памфилова, которую я знаю с момента ее появления на политическом небосклоне, в последнее время, как мн е кажется, все-таки оказывает определенное воздействие на бюрократическую структуру российской государственности. Поэтому, возможно, работа возглавляемого ею совета не будет бесполезной. Не знаю, какие технологии взаимодействия своей маленькой бюрократической структуры (а это именно бюрократическая структура) с гигантской государственной предложит Памфилова. Но, уверен, в России - хоть в царской, хоть в советской, хоть в постсоветской - результат достигался и достигается единственным способом: воздействием на главное лицо государства. Эффективно может пройти только та команда (что развивать, что придушить), которая будет исходить от президента. Значит, мы должны будем влиять на Памфилову, а она - на президента. А он уж решит, что делать с гражданским обществом. Остается договориться, в каком направлении влиять. Существует мнение, что основа гражданского общества - система выборов парламента, региональных властей, а на этот стержень нанизываются тысячи всяких самодеятельных организаций. На мой взгляд, это неправильное понимание. Фундаментальную основу гражданского общества составляет частная собственность. Собственность не олигархов, а всех граждан: на движимое и недвижимое имущество, на какой-то бизнес - у кого есть желание. Без того, чтобы люди были самостоятельными экономическими единицами, не построить гражданское общество. Среди нищих возможна единственная форма самоорганизации - банда. Альтернатива - анархия. Второй совершенно обязательный элемент гражданского общества - местное самоуправление, при котором людям не важно, какое правительство, какой президент у власти: на повседневную жизнь граждан это не влияет. Третий элемент - частные средства массовой информации, более или менее независимые, являющиеся голосом этого гражданского общества. А всякие общества пчеловодов, коллекционеров... Они могут и в тоталитарном обществе существовать, могут и в самом свободном отсутствовать - если нет, например, коллекционеров. Ясно, что совет, возглавляемый Памфиловой, не может создать собственников или развивать местное самоуправление, но он может рекомендовать президенту обратить внимание на эти проблемы. Однако знаю, что многие члены совета считают чуть ли не главным в создании гражданского общества правозащитную деятельность. Между тем в Западной Европе гражданские общества возникли в отсутствие правозащитных организаций - и успешно развивались. Если при существовании трех названных мною элементов в стране нет правозащитных организаций и несколько десятков диссидентов сидят в тюрьмах (что, безусловно, плохо) - гражданское общество все равно есть. А вот если все диссиденты на свободе, но того, о чем я говорю, нет, - полноценное гражданское общество отсутствует, хотя есть правозащитные организации. Боюсь, правда, согласия по вопросу, что такое гражданское общество, в совете добиться не удастся. В.Третьяков, "Московские новости", 12 ноября 2004 г. ************************************************************** * Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" * * (http://www.seu.ru/members/ucs) * * Редактор и издатель Лев А.Федоров. Бюллетени имеются на * * сайте: http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar * * ********************************** * * Адрес: 117292 Россия, Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 * * Тел.: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@online.ru * ************************** Распространяется * * "UCS-PRESS" 2004 г. * по электронной почте * ************************************************************** Предыдущий выпуск | Архив | Следующий выпуск 404 Not Found |
Специальные проекты
Система
Общественные
Информационные партнёры:
|
English | Офис в Москве | Форумы | Заказ книг и периодики | Пишите нам |